Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Коми государственный педагогический институт



Коми государственный педагогический институт

Кафедра преподавания русского и коми языков

Методические указания к изучению курса «Литература с основами литературоведения» для специальности «Логопедия»

(V-VI-VII семестры)

Сыктывкар, 2009

V семестр

Содержание раздела

Русская литература конца 19 века – начала 20 века

Русская литература конца ХIХ - начала ХХ века в общественно-политическом и общекультурном контексте.

Переломный период в истории России. Нарастание социального кризиса. Кризис позитивизма. Противопоставление принципам рационального познания мира принципов иррационализма. Религиозно-философские искания. Представление о завершенности эпохи и культуры, катастрофизме времени.

Дискуссии о судьбах реализма в русском искусстве и литературе начала века в критике и литературоведении: от символизма до наших дней.

Ф.М. Достоевский (1821–1881)

Формирование личности писателя и нравственно-эстетических принципов его творчества. Основные этапы творческой деятельности Достоевского.

«Бедные люди» как социально-психологический роман, его связь с «натуральной школой». Гуманистический пафос произведения.

Сентиментально-романтические традиции, ирония и сарказм в произведениях 1840-х г. Повесть «Двойник» и тема «двойничества» в творчестве писателя. Повести о «мечтателях» («Хозяйка», «Белые ночи» и др.).

Пребывание на каторге и в ссылке. Выработка «нового идеала». «Сибирские» повести («Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели»), их место в творчестве писателя.

«Записки из Мертвого дома», их проблематика и идейное содержание. Их место и роль в эволюции художника. Проблема преступления и наказания. Раздумья о сущности русского национального характера, судьбе России и народа.

Творчество после возвращения из Сибири. Достоевский – редактор журналов «Время» и «Эпоха», создание учения о «почвенничестве», публицистическая деятельность писателя.

Роман «Униженные и оскорбленные» – первый идеологический роман Достоевского, автобиографические элементы в нем. Литературные традиции в романе и своеобразие идейно-художественной системы произведений. Гуманистический пафос романа.

Романы Достоевского 60–70-х гг., их философская проблематика и этическая направленность. Глубокий трагизм «подпольного человека». Поиски Достоевским решения социальных, политических и нравственных вопросов.

Роман «Преступление и наказание», его многоплановость, постановка и решение в нем проблем нравственного выбора и ответственности человека за судьбы мира. Полифонизм романа. Особенности художественного времени. Образ Раскольникова, сущность и истоки его теории, планы переустройства мира. Сущность «наказания» Раскольникова и его путь к духовному возрождению. Роль Сони Мармеладовой в нравственном перерождении Раскольникова.

Роман «Идиот» как «роман-предсказание». Образ «положительно прекрасного человека». Проблема любви-ненависти, гордости, страсти и смирения. Образы Настасьи Филипповны и Рогожина. Проблема веры и безверия. Сопоставление исторических судеб России и Запада. Психологизм романа.

Роман «Братья Карамазовы» – итог творчества Достоевского и его раздумий над судьбами России и человечества. Идейное содержание романа и его нравственно-философская основа, система образов. Раздумья о путях «мировой гармонии». «Легенда о Великом Инквизиторе» как идейная кульминация романа. Глубина и многогранность содержания произведения, отражение в нем конкретных социально-политических и вечных вопросов. Стилевое своеобразие романа.

Своеобразие творческого метода Достоевского («реализм в высшем смысле»). Основной пафос романов Достоевского.

Достоевский и мировая культура. Роль писателя в развитии литературы ХХ в. Современное звучание его творческого наследия.

 

А.П. Чехов (1860–1904)

Основные жанры раннего Чехова: сценка, юмореска, анекдот, пародия. Сотрудничество в юмористических журналах. Проблематика, идеи и художественное своеобразие первых произведений А.П. Че­хо­ва. Особенности чеховского комизма в рассказах «Хирургия», «Злоумышленник», «Унтер Пришибаев» и др.. Обличение пошлости и хамства, хамелеонства, рабства и чинопочитания («Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», и др.).

Рассказы о детях. Особенности чеховского психологизма в изображении детских характеров. Юмористическое и трагическое в рассказе «Ванька».

Многообразие философско-психологической проблематики повести «Скучная история», тема переоценки жизненных ценностей и поисков «общей и идеи».

Проблематика и основные идеи повестей и рассказов зрелого периода творчества Чехова. Повести «Дуэль», «Палата № 6». Рассказы о любви («Егерь», «Верочка», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой» и др.). Трилогия «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», ее идейно-тематическое единство и своеобразие. Повесть «Ионыч». Усиление мотивов борьбы за будущее счастье («Невеста»).

Драматургия Чехова. Его водевили. Новаторство чеховской драматургии: жанровая полифоничность, многолинейность сюжета, образная система, двуплановость, «подводное течение», реалистическая символика. Комическое и трагическое в пьесах. «Чайка». Проблематика. Искусство и любовь в пьесе. Проблема творческой личности. «Иванов», «Дядя Ваня» – пьеса о смысле жизни. «Три сестры», проблематика и идейное содержание пьесы. «Вишневый сад» – поэтическое завещание Чехова. Своеобразие чеховского историзма. Мировое значение творчества Чехова. Чеховские традиции в драматургии XX века.

 

Реализм в литературе рубежа веков.

Новые черты реализма. Возникновение рассказа романного типа и нового типа драмы. Импрессионистские тенденции, широкая распространенность символики. Писатели реалистических течений 1890–1900-х гг. и традиции Л. Толстого, Ф.Достоевского и А. Чехова. Новые тенденции развития реализма. Писатели круга «Среды» и «Знания» (Н. Телешов, И. Бунин, А. Куприн, М. Горький, Л. Андреев, И. Шме­лев и др.). Демократический характер общественных и нравственных идеалов писателей – авторов издательского товарищества «Знание». Эволюция «знаньевцев» после 1905 г. Кризис «Знания».

И.А. Бунин (1870–1953)

Лирика И.А. Бунина. Продолжение традиций классики. Образ России. Поэзия природы. Тема любви. Онтологическая проблематика. Бунинская концепция времени и памяти в поэзии и прозе.

Рассказ «Антоновские яблоки». Эпическое и лирическое в произведении. Особенности художественной прозы Бунина: лаконизм, отсутствие традиционного сюжета, ассоциативность, метафоричность, музыкальность.

Русская жизнь и национальный характер в повести «Деревня», в рассказе «Суходол», «Захар Воробьев» и др. Новаторство писателя в исследовании «черт психики славянина». Отражение трагизма и катастрофичности бытия («Легкое дыхание», «Господин из Сан-Франциско»)

Революция и гражданская война в дневнике-памфлете «Окаянные дни». Творчество периода эмиграции. Образ России в произведениях И. Бунина. Роман «Жизнь Арсеньева». Автобиографическая основа произведения. Становление личности героя-художника. Особенности стиля романа.

Рассказы 1920-х годов. «Солнечный удар», «Митина любовь», Сб. «Темные аллеи». Художественное решение темы любви и смерти. Женские образы в рассказах. Композиция книги.

Стиль Бунина (живопись, внешняя изобразительность, ритмическая организация). Новое в соотношении субъективного и объективного начал. Толстовский психологический реализм и психологический рисунок в прозе Бунина.

 

А.И. Куприн (1870–1938)

Традиции Л. Толстого, влияние принципов чеховского творчества. Характер их осмысления.

Проблема «естественного человека» в 90-е гг. («Олеся»). «Проблемная» новелла. Раскрытие внутренней жизни героя, осознающего неправоту окружающей социальной реальности. Психологический реализм «Поединка». Пробуждение общественного сознания человека. Утопические иллюзии автора о путях переустройства мира. Романтические тенденции реализма в творчестве Куприна.

1910-е гг. Утверждение высоких нравственных идеалов («Гранатовый браслет»). Философские темы: «утекания» жизни («Сны»), вечной души и «не­земного блаженства» («Светлый конец», «В медвежьем углу»).

Эмиграция.

И.С. Шмелев (1853–1950)

Первые литературные шаги. Очерки «На скалах Валаама». 1900-е гг. Нравственные и социальные искания героев. И. Шмелев – художник «обездоленных» с обостренным чутьем к человеческому страданию. «Человек из ресторана». Влияние идей Л. Толстого и Ф. Достоевского. Сказ и его функция.

Восторженное отношение Шмелева к Февральской и отрицательное – к Октябрьской революции. Эмиграция.

А.Н. Толстой (1883–1945)

 

Ранний сборник «Лирика». Влияние символизма. Мотивы русского фольклора («Сорочьи сказки»).

Торжество реализма в цикле «Заволжье». Продолжение темы «чудаков, красочных и нелепых», в романах «Хромой барин», «Чудаки».

Изображение жизни как комедии завершающейся истории дворянства. Пластичность, искусство художественной детали как черты стиля. Влияние гоголевских традиций. Попытка освоения опыта Достоевского (идея искупительного страдания).

Рождение исторической темы и исторических аналогий. «День Петра». Драма «Смерть Дантона» (1918), проблема революционного террора и отрицание насилия над личностью.

Причины отъезда в эмиграцию (1919) и скорого возвращения из нее (1923).

М. Горький (1868–1936)

 

Этапы жизни и творчества. Романтизм и реализм в раннем творчестве М.Горького. Особенности героя, портрета, пейзажа, языка в ранних романтических произведениях. Ницшеанские мотивы. Реалистическое изображение «пестроты» национального характера в сборнике рассказов «По Руси».

Проблема формирования личности в повестях «Детство», «В людях», «Мои университеты». Эстетические и нравственные искания человека из народа.

Увлечение революционными идеями и «социальный идеализм» писателя. Богоискательство Горького. Повести «Лето» и «Исповедь». Роман «Мать». Смысл названия. Особенности понимания революции. Новый герой в творчестве Горького. Проблема революции и культуры в книге «Несвоевременные мысли».

Романы «Дело Артамоновых», «Фома Гордеев». Социально-историческая и философская проблематика произведений. Характеры главных героев, типическое и индивидуальное в них.

Роман «Жизнь Клима Самгина» - «движущаяся панорама десятилетий, энциклопедическое отражение интеллектуальной жизни русского общества на рубеже веков. Элементы исторической хроники, проблемного романа, романа воспитания в произведении. Клим Самгин- герой рефлектирующего сознания.

Драматургия Горького («На дне», «Мещане», «Дачники», «Враги», «Васса Железнова», «Егор Булычев и другие»). Социально-историческая и философская проблематика. Мастерство построения сюжета, роль символов и финалов, жанровое своеобразие пьес Горького.

Значение творчества М. Горького в русской и мировой литературе.

Тематика лекций

Лекция 1. Философская проблематика романов Ф.Достоевского.

Лекция 2. Своеобразие творческого метода А.Чехова.

Лекции 3 - 5. Особенности реализма творчества писателей конца19 века – начала 20века (И.Бунин, А.Куприн, И.Шмелёв, М.Горький, А.Толстой)

 

Содержание промежуточного контроля

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Самостоятельная работа с первоисточниками: конспектирование и реферирование критических статей и литературоведческих текстов.

2. Подготовка к семинарским занятиям: домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и Интернет-информация.

3. Составление текстов для самоконтроля.

4. Составление библиографических карточек по творчеству писателя.

5. Подготовка рефератов

6. Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями: сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения.

7.

1.2.Темы для самостоятельного изучения

(смотреть разделы в «Содержании дисциплины»)

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состояла публицистическая деятельность писателя Ф.М.Достоевского?

2. В чем, по-вашему, заключается основная проблема романа «Преступления и наказания» Ф.М.Достоевского?

3. В чем сущность «наказания» Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?

4. Какова роль Сони Мармеладовой в нравственном перерождении Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?

5. В чем заключена философская сущность «Легенды о Великом Инквизиторе» в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы»?

6. Какой награды удостоен И.А. Бунин в 1933 году? Почему?

7.В чем состояло общественное и литературное значение «Суходола»?

8.Что роднит рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско» с его стихотворением «Ночь и алые зарницы»?

Какие общечеловеческие проблемы поднимает Бунин в цикле «Темные аллеи»? Рассказы Бунина о любви –это повествование о ее загадочной, ускользающей природе, о тайне женской души, которая томится жаждой любить, но никогда не полюбит. Исход любви, по Бунину, всегда трагичен.

9. В чем состоит многозначность названия повести «Молох»?

10. Определите сокровенный смысл повести «Олеся» Куприна.

11.Каковы жизненные истоки военной темы в творчесвтве Куприна?

12.Как видоизменился библейский текст « Книга Песни песней Соломона» в произведении «Суламифь» Куприна?

13.Звучание какого музыкального произведения сопровождает «Гранатовый браслет» Куприна? Почему?

14. Какие жанры использовал Горький в своем раннем творчестве?

15. Каковы художественные особенности драмы Горького «На дне».

16. Почему Горький назвал свою книгу «Несвоевременные мысли»

17. Чем отличается изображение Иуды в Евангелии от обрисовки его в повести Андреева « Иуда Искариот»?

18. Почему Андреев в раннюю пору своего творчества обращается к изображению детей?

Тематика рефератов

1. «Случайное семейство» в произведениях Ф.М Достоевского

2. Женские образы в роман «Идиот» Ф.М Достоевского.

3. Поэтическое своеобразие бунинской новеллы.

4. Образ «маленького человека» в повестях Куприна (Бобров, Ромашов, Желтков)

5. Тема любви в творчестве Куприна.

6. Раздумья о Человеке в рассказах и драматургии М. Горького.

7. Образы Христа и Пилата в повести Л. Андреева и романе М. Булгакова

8.Изображение трагичности и катастрофичности человеческого бытия в произведениях И.Бунина.

9.Тема любви в произведениях Куприна.

10.Идея искупительного страдания в произведениях Ф.Достоевского.

11.Женские образы в произведениях И.Бунина.

12.Особенности чеховского комизма в рассказа.

13.Образы детей в рассказах А.Чехова.

14.Тема любви в рассказах и повестях А.Чехова.

15.Христианские идеи в романах Достоевского.

16.Проблема «естественного человека» в произведениях А.Куприна.

17.Психологизм «Поединка» А.Куприна.

18.Мотивы русского фольклора в «Сорочьих сказках» А.Толстого.

19.Черты романтизма в произведениях М.Горького.

20.Изображение формирования личности в повестях «Детство», «В людях», «Мои университеты» М.Горького.

21.Философская проблематика в пьесе М.Горького «На дне».

22.Богоискательство М.Горького в романе «Мать».

 

Учебники и учебные пособия

Благасова Г.М. История отечественной литературы конца ХIХ, начала ХХ веков. – Белгород, 2003.

Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ в. – М., 2001.

Соколов А.Г. История русской литературы конца ХIХ – начала ХХ в. – М., 1988.

Русская литератураXX в.: Хрест. для пединститутов / Сост. Н.А. Три­фо­нов. – М., 1962.

Русская литературная критика конца ХIХ – начала ХХ в. / Сост. А.Г. Со­колов, М.В

 

VI семестр

Содержание дисциплины

Русская литература ХХ века.

Русская литература конца ХIХ - начала ХХ века в общественно-политическом и общекультурном контексте.

Переломный период в истории России. Нарастание социального кризиса. Кризис позитивизма. Противопоставление принципам рационального познания мира принципов иррационализма. Религиозно-философские искания. Представление о завершенности эпохи и культуры, катастрофизме времени.

Дискуссии о судьбах реализма в русском искусстве и литературе начала века в критике и литературоведении: от символизма до наших дней.

«Серебряный век» русской литературы, содержание понятия. Явления декаданса. Натурализм. Модернистические течения в литературе и искусстве (символизм, акмеизм, эго- и кубофутуризм, имажинизм), их особенности, общая характеристика творчества основных представителей. Философско-эстетические обоснования «новых» течений в литературе. Символизм 1890-х гг. и младосимволизм. Попытки преодоления социально-художественного кризиса и черты «ренессанса» в литературе, живописи, театре, музыке.

Творческое взаимодействие принципов реализма и модернизма. Активизация влияния субъективно-личностного начала на структуру художественного образа.

Революция 1905 г. и интеллигенция. Сборник «Вехи». 1910–1922 гг. Кризис символизма. Акмеизм как постсимволистское течение. Литературный авангард. Футуризм.

Октябрьская революция и раскол в среде художественной интеллигенции.

Старшие символисты

 

Д.С. Мережковский (1865–1941)

Поэт, прозаик, теоретик символизма, литературный критик. Лирика Д. Мережковского 1880-х гг., мотивы одиночества, опустошенности, призрачности жизни.

Обоснование нового символистского искусства в книге «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1893). Символ и слово. Три признака нового искусства (мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности).

Трилогия «Христос и Антихрист». Философия истории, ее метафизическое содержание. Соотношение правды Христа и правды дьявола: Юлиан Отступник, Леонардо, Петр. Мотив царской крови («Антихрист. Петр и Алексей»).

Метафизическое восприятие первой русской революции. Отрицание Октября как пришествия Антихриста. Эмиграция.

В.Я. Брюсов (1873–1924)

Творчество 1890-х гг. Декадентские мотивы в сборниках «Русские символисты». Романтический субъективизм восприятия мира, формалистические установки поэта. Влияние Рембо, Маллармэ, Верлена.

Брюсов – организатор символистского движения в России и редактор центрального органа символистов «Весы» (1904–1909). Книги стихов «Tertif Vigilia» («Третья стража»), «Urbi et orbi» («Городу и миру»), «Stephanos» («Венок»). Поиски объективно значимых тем и характеров. Образы мифологии, истории, современности. Универсализм брюсовских исторических образов. Социальные предвидения и раздумья над судьбами истории.

1905 г. Представление о крушении культуры в революции. Противоречия эстетических взглядов Брюсова.

Нормативность брюсовской поэтики 1910-х гг. Ориентация на классические традиции.

Послеоктябрьский Брюсов. «Научная поэзия». Сотрудничество с советской властью.

З.Н. Гиппиус (1869–1945)

Ранняя лирика. Поиски «нездешней красоты». Мотивы романтической поэзии (одиночество, узничество, воля). Жанр баллады.

Темы Божьего завета. Идеи неохристианства Мережковского («Христу», «За дьявола Тебя молю...», «Предсмертная исповедь христианина» и др.). Жанр молитвы. Религиозные сомнения. Проблема любящего Бога и человеческих страданий.

Сборники рассказов, романы «Чертова кукла», «Роман-царевич». Традиции Достоевского.

Интерпретация любви в прозе Гиппиус в контексте философии любви символистов. Тема святой плоти.

Враждебное отношение к Октябрю – «блудодейству» России. Гиппиус и Блок и Белый.

 

К.Д. Бальмонт (1867–1942)

К. Бальмонт – поэт импрессионистской стилевой тенденции. Заостренный аморализм первых стихотворных опытов. Программный индивидуализм ранней поэзии.

Творческая эволюция. Декларация жизнеутверждения. От уныния к Солнцу. Сборники «Горящие здания» и «Будем как Солнце».

Бальмонт об «оргийском торжестве» в стихах сб. «Горящие здания». Космогоническая картина мира в сб. «Будем как Солнце», гимны стихиям. Мотив «проклятия человеком» в сб. «Литургия красоты. Стихийные гимны».

Революционная поэзия Бальмонта 1900-х гг.

Фольклорные и сектантские традиции в сборниках «Жар-птица. Свирель славянина», «Зеленый вертоград. Слова поцелуйные».

Бальмонт – прозаик, критик, переводчик.

 

Ф. Сологуб (1863–1927)

Ф. Сологуб и «Северный вестник». Ранняя поэзия. Рассказы. Роман «Тяжелые сны». Чеховская тема в творчестве Сологуба.

«Мелкий бес». Осмысление традиций русского классического реализма (Гоголя, Достоевского, Салтыкова-Щедрина). Концепция человеческой натуры.

М. Горький об апологии смерти в творчестве Сологуба. Г. Адамович: Передонов – не тип, а «большая выдумка». Статья Сологуба 1907 г. «Человек человеку – дьявол»; оправдание дьявола.

«Творимая легенда»: концепция творчества как преображения жизни, сотворения легенды. Неприятие Октября. Отношение к советской России. Участие в деятельности Союза писателей. Символистские мотивы в послеоктябрьских поэтических сборниках.

Поэты-младосимволисты

 

А.А. Блок (1880–1921)

Философские и литературные влияния на формирование художественного мира поэта. А. Блок и символизм. Этапы развития мировоззрения и творчества.

Ранняя лирика поэта. Влияние В. Жуковского, А. Фета и Я. Полонского. Сб. «Стихи о Прекрасной Даме». Мистическая романтика. Мотивы мистических предчувствий. Влияние поэзии и философии Вл. Соловьева. Эволюция темы любви и образа лирической героини (циклы «Снежная маска», «Кармен»; стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе..», «Незнакомка» и др.

Революция 1905 г. и кризис философского идеализма. Обострение внимания к общественной жизни. Сборник «Нечаянная радость». Столкновение реальности и романтической фантастики.

Образ «страшного мира» в ст. «Фабрика», «Девушка пела в церковном хоре…», «Сытые», «На железной дороге». Трагизм мироощущения лирического героя. Тема человека в «страшном мире» («Страшный мир»).

Тема исторических судеб России, связей ее настоящего с прошлым и будущим (циклы «На поле Куликовом», «Родина», стих. «Осенняя воля», «Русь», «Россия», «Коршун», «Новая Америка», «Рожденные в годы глухие»).

Концепция творчества в стих. «О, я хочу безумно жить…», цикле «Ямбы», « поэме «Соловьиный сад»..

Своеобразие блоковского восприятия и изображения революционных событий. Статья «Интеллигенция и революция». Поэма «Двенадцать». Символика произведения. Роль библейской образности. Значение образа Христа. Своеобразие языка, композиции, ритмики. Дискуссии о поэме. «Скифы», связь с поэмой. Образ России и ее место в триаде «Запад – Россия – Восток».

Последние стихи («Пушкинскому Дому»). Трагедия А. Блока.

 

А. Белый (1880–1934)

Ранний этап творчества. Увлечение идеями Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Вл. Соловьева. Поэтика «Симфоний». Попытка синтеза искусств. Сборник «Золото в лазури», стилевые особенности. Мистические чаяния и предвестия, романтическая автоирония. Сборник стихов «Пепел». Темы сборника – революция, народ, Россия. Урбанистические мотивы.

Проза. Роман «Петербург» – выражение основных творческих идей 1910-х гг. Проблема революции, тема «Восток и Запад» и их художественное осмысление. Своеобразие образной структуры. Увлечение Белого антропософскими идеями Р. Штейнера.

Проза Белого 1920-х гг. Мемуары «На рубеже двух столетий», «Начало века. Воспоминания», «Между двух революций» как «история» русского символизма.

Акмеизм

Н.С. Гумилев (1886–1921)

Теоретик акмеизма и основатель «Цеха поэтов». Ранняя романтическая лирика. Сборник «Путь конквистадоров» и «Романтические цветы». Книга стихов «Жемчуга». Брюсов и Гумилев: влияние и отталкивание. Эпический характер лирики Гумилева. Интерес к творчеству французских парнасцев, Бодлера, Верлена, русских поэтов – И. Анненского, В. Брюсова. Гумилев в журнале «Аполлон». Статья-манифест «Наследие символизма и акмеизм». Сборники «Чужое небо», «Колчан». «Огненный столп» – итог творческих исканий. Трагический пафос поздней поэзии. Влияние на творчество русских поэтов 20-х гг. Трагическая судьба поэта.

 

А.А. Ахматова (1889–1966)

Книги стихов «Вечер», «Четки», «Подорожник». Лирика иллюзий любви, «изящной печали». Характер «вещной» символики Ахматовой, роль детали. «Камерность» и «драматургичность» поэтического мира Ахматовой. Особенности психологизма. Живописная пластичность. Обновление метрики русского стиха. Сборник «Белая стая». Нарастание гражданского и национального самосознания. Пафос ответственности за судьбы России. «Пушкинское» мироощущение в Ахматовой. Патриотическая лирика 40-х гг. «Реквием», «Поэма без героя».

Литературный авангард

В.В. Маяковский (1893–1930)

Маяковский и футуризм. Урбанистические мотивы ранней лирики. («А вы могли бы? » ) Революция 1905 г. и ее воздействие на формирование социального сознания. Противоречия поэтической практики и футуристической теории («Пощечина общественному вкусу»). Трагическое одиночество лирического героя и мечта о гармонии «Послушайте», «Скрипка и немножко нервно». Образ поэта-проповедника грядущего мятежа («Владимир Маяковский. Трагедия», «Нате!, поэмы «Облако в штанах», «Война и мир»). Маяковский – реформатор стиха.

Поэзия Маяковского советского периода. Принятие революционного переустройства мира, утверждение новой эстетики. «Левый марш», «Стихи о советском паспорте и др. Пьеса «Мистерия-буфф». «Использование библейского сюжета. Поэма «150 000 000». Плакатная символика, элементы фольклора в произведении. Художественное разрешение темы любви «Лилечка! », «Письмо Татьяне Яковлевой», поэма «Про это».

Маяковский-сатирик («Новый Сатирикон»). Стихотворения «Гимн судье», «О дряни», «Плюшкин», «Помпадур» и др. Пьесы «Клоп», «Баня», Объекты и средства сатиры. Принципы типизации и роль условности. Комическое и трагическое в пьесах.

Образ времени в поэме «Хорошо». Трактовка темы назначения поэта и поэзии в стих. «Наш марш», «Приказ по армии искусств», «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», вступление к поэме «Во весь голос».

Поэтическое новаторство Маяковского.

С.А. Есенин (1895–1925)

«Крестьянская Вселенная». Образ Рос­сии – земного рая в ранней поэзии С. Есенина. Фольклорная основа творчества. Связь земного и небесного. Своеобразие поэтической образности (метафора, цветовой эпитет, звукопись). Формулировка эстетических принципов поэта в статье «Ключи Марии».

Мечта о «мужицком рае» («Инония»). «Русь уходящая» и «Русь советская» в произведениях 20-х годов. Усиление противостояния города и деревни, конфликт между «живым» и «железным». («Я последний поэт деревни…», «Сорокоуст», «Мир таинственный, мир мой древний…» и др.). Образ лирического героя в книге «Москва кабацкая» и «Персидские мотивы». Судьба крестьянства в поэме «Анна Снегина». Отражение внутренних противоречий в поэме «Черный человек».

С. Есенин и «новокрестьянская» поэзия (С. Клычков, Н. Клюев, П.Карпов, А.Ганин, А. Ширяевец, П.Орешин, П.Радимов, П.Васильев).

Место Есенина в развитии русской поэзии. Есенин и современность.

 

М.И. Цветаева (1892–1941)

Творческий путь Цветаевой. Внегрупповая литературная позиция Цветаевой. Основные мотивы лирики. Циклы: «Стихи о Москве», «Стихи о Блоке», «Ахматовой», «Але». Любовные драмы в поэзии Цветаевой. Мифопоэтическая основа творчества.

Эмигрантская лирика (сборники «Психея», «Ремесло»). Трагический образ мятущейся героини. Тема внутренней неустроенности. Образ России. Синтаксические и ритмические особенности поэзии Цветаевой.

Идейно-художественное своеобразие «Поэмы Горы», «Поэмы конца», «Крысолова», «Лестницы». Лирическая проза Цветаевой («Мой Пушкин»).

Характерные особенности поэтического языка.

Возникновение теории «неореализма», обосновывающей необходимость и закономерность синтеза в искусстве принципов реализма и модернизма. Индивидуально-.творческое проявление в творчестве Б. Зайцева, Л. Андреева, А. Ре­мизо­ва, В. Розанова.

 

Тематика лекций

Лекция 1.Символизм в поэзии «серебряного» века.

Лекция2. Акмеизм и футуризм в поэзии «серебряного» века.

Лекция 3 - 4. Творчество С.Есенина и М.Цветаевой.

Тематика семинарских занятий

Поэзии символистов

1. Русский символизм. Романтический символизм А. Блока: эволюция образа – символа в циклах «Стихи о Прекрасной Даме», «Снежная маска», «Страшный мир».

 

2. Импрессионистические черты русского символизма формы их выражения в поэзии К. Бальмонта

 

Содержание промежуточного контроля

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Самостоятельная работа с первоисточниками: конспектирование и реферирование критических статей и литературоведческих текстов.

2. Подготовка к семинарским занятиям: домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и Интернет-информация.

3. Составление текстов для самоконтроля.

4. Составление библиографических карточек по творчеству писателя.

5. Подготовка рефератов

6. Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями: сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения.

 

1.2.Темы для самостоятельного изучения

(смотреть разделы в «Содержании дисциплины»)

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какую эволюцию пережил Блок в пределах первой книги своей лирики?

2. В каком соотношении находится образ Незнакомки с сокровенной мечтой Блока и его идеалом?

3. Охарактеризуйте приемы воссоздания «страшного мира» Блоком.

4. В чем заключается символика цвета в поэме Блока «Двенадцать»?

5. Каково отношение И.С. Шмелева к двум русским революциям 1917 года?

6. Какие творцы прошлого почитаемы акмеистами?

7. В чем заключается своеобразие раскрытия темы любви в стихах Гумилева, посвященных А. Ахматовой?

8. В каких стихотворениях и как отражены гумилевские встречи с «пылающим континентом»?

9. Как освещает Гумилев тему культурной памяти?

10. что сближает творчесвто В. маяковского и В. Хлебникова?

11. предложите обобщенную характеристику лирической героини сб. «Вечера» и «Четок» А.Ахматовой

12. в чем заключается своеобразие творческой истории «Реквиема» Ахматовой?

13. чем обусловлен интерес Ахматовой к творческой судьбе Пушкина?

14. Почему поэма «Облако в штанах» считают программным произведением В.В. Маяковского.

15. Как Маяковский выражал свою мечту о Человеке в дореволюционный период творчества?

16. Как отразились основные черты футуризма в поэзии В. Маяковского?

17. Какие языческие образы встречаются в ранних стихах Есенина?

18. Какие общечеловеческие переживания выражены в есенинских стихах о матери?

19. Почему Есенин называл себя поэтом «золотой бревенчатой избы»?

20. В чем заключается идейное содержание поэмы С Есенина «Черный человек»?

21. В чем идея «избяного космоса» в творчестве С.Есенина?

22. Назовите прозаические произведения М.И. Цветаевой.

23. Назовите поэтических учителей и наставников О. Мандельштама.

24. Каковы символические истоки поэзии Мандельштама?

25. Какие изменения произошли в поэзии Мандельштама в связи с переходом в стан акмеистов? Как проявляется в стихах М. Цветаевой романтическое бунтарство против обычного и устойчивого?

26. Как утверждает М.Цветаева высокую миссию поэта?

27. В чем проявилось особое пристрастие М. Цветаевой к отечественному фольклору?

28. Какие темы и жанры можно выделить в прозе М. Цветаевой?

 

Тематика рефератов

1.Тема любви в поэзии А. Блока.

2.Муза дальних странствий Николая Гумилева

3.Анна Ахматова в ее стихах и портретах.

4.Маяковский о времени и о себе.

5.Черты новаторства в поэзии В. Маяковского

6.Традиции Есенина в стихах современных поэтов.

7.Образ родной земли в лирике С. Есенина.

8.Трагическая судьба художника в тоталитарном государстве.

9.Раздумья О. Мандельштама о судьбах культуры.

10.Мотивы путей и дорог в лирике М. Цветаевой.

11.Символические образы в поэзии В.Брюсова

 

12.Фольклорные традиции в поэзии К.Бальмонта

13.Образы мифологии, истории в поэзии В.Брюсова.

14.Философские и литературные влияния на художественный мир А.Блока.

15.Образ «страшного мира» в поэзии А.Блока.

16.Тема Родины в поэзии А.Блока.

17.Символические черты в цикле «Стихи о Прекрасной Даме».

18.Своеобразие изображения революции в поэзии А.Блока.

19.Тема любви в поэзии А.Ахматовой.

20.Патриотическая тема в поэзии А.Ахматовой.

21.Основные лирические мотивы в поэзии М.Цветаевой.

22.Трагические мотивы в поэзии М.Цветаевой.

23.Образ России в поэзии М.Цветаевой.

 

 

VII семестр

 

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

ЛитератураXX в.– наследница всех ветвей русской национальной культуры. Советская литература, литература русского зарубежья, литература андеграунда («потаенная литература»).

Проблема периодизации русской литературы XX в. в литературоведческой науке.

Литература русского зарубежья и андеграунда

Нравственные и религиозные проблемы в неореалистическом творчестве прозаиков русского зарубежья. «Лето Господне» И. Шмелева. Экзистенциальные мотивы в творчестве И. Бунина, Н. Нарокова («Мнимые величины»), Л. Ржев­ского («Московские повести»).

Сатирические романы и повести А. Аверченко, Н. Тэффи, М. Зощенко, М. Булгакова, А. Платонова.

Поэзия русского зарубежья. Г. Иванов и поэзия «незамеченного поколения». Б. Поплавский и другие поэты «парижской ноты».

Творчество поэтов второй волны русской эмиграции (Д. Кленовский, И. Елагин и Н. Моршен).

М.А. Булгаков (1891–1940)

Творчество М. Булгакова как продолжение традиций русской (Пушкин, Гоголь) и мировой (Гофман) классики. Реалистическое и мистическое начала в произведениях писателя. Проблематика повестей «Роковые яйца» и «Собачье сердце». Роль фантастики, условности и гротеска в раскрытии замысла писателя.

Апокалиптический мотив романа «Белая гвардия». Соединение автобиографического и конкретно-исторического сюжетов с символически-мистическим обобщением и проблема его пересоздания.

Драматургия М. Булгакова («Дни Турбиных», «Бег» и др.).

Многоплановость сюжета и композиции романа «Мастер и Маргарита». Проблемы реализма и модернизма в романе.

Место и значение Булгакова в современной и мировой литературе.

А.Т. Твардовский (1910–1971)

Жанровые особенности поэмы «Василий Теркин». Василий Теркин – воплощение русского национального характера.

Поэма «Дом у дороги»: проблематика, образы героев, жанр. Трагический пафос поэмы.

«За далью – даль» как лирическая эпопея. Духовный мир лирического героя, образы «далей» современности и исторических «далей».

Поэма «По праву памяти». Автобиографизм и историческое обобщение.

Философская лирика поэта. Твардовский – редактор «Нового мира».

 

А.П. Платонов

 


Поделиться:



Популярное:

  1. F) государство и финансовый институты
  2. Активно-пассивные операции: специфика комиссионных и доверительных (трастовых) операций банков
  3. Арбитражный суд не вправе по собственной инициативе уменьшать взыскиваемую в пользу комитента сумму на размер комиссионного вознаграждения, причитающегося комиссионеру.
  4. Блок 4. Институты и территориальное развитие
  5. Блок реагентного хозяйства института
  6. Блок реагентного хозяйства института Гипротюменнефтегаз
  7. Бюджетный дефицит и государственный долг
  8. В каких случаях дела об административных правонарушениях в области дорожного движения подлежат рассмотрению комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав?
  9. В электронной форме на право заключить государственный контракт на оказание услуг по организации и проведению заседаний рабочих групп ЧЭС и семинаров ЧЭС для нужд Минэкономразвития России в 2016 году
  10. Вместе с тем, период роста укрепил и коренные институты рыночной экономики.
  11. ВНИИТЭ Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики
  12. Возникновение института президентства


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 583; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.177 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь