Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 20- 30-х годов



Революция и судьбы художников. Первая волна русской эмиграции. Разделение литературного процесса на «внутреннюю» и «эмигрантскую» ветви. Общие тенденции в развитии.

«Эстетические» платформы. Поиски новой эстетики в литературной теории и практики 20-х годов. Особенности развития реализма и модернизма в литературе 20-х годов. Основные литературные течения 20-х годов, их особенности. Литературный авангард (Леф, ОБЭРИУ, Серапионовы братья», «орнаментальная проза»).

Формирование представления о миссии русской эмиграции. Общественно-политическое и литературное движения.

Особенности изображения гражданской войны в романтической литературе (Э. Багрицкий, А. Малышкин, Вс. Иванов).Социалистический реализм: история возникновения, политические и эстетические принципы. Художественная концепция изображения революции и гражданской войны («Конармия» И.Бабеля, «Голый год», «Повесть непоашенной луны» Б. Пильняка, романы Д. Фурманова «Чапаев», А. Серафимовича «Железный поток» и А. Фадеева «Разгром»).

Социалистический реализм: история возникновения, политические и эстетические принципы.

Драматургия. Агиттеатр и его жанры. Театр, связанный с массовыми театрализованными праздниками («Мистерия-буфф» В. Маяковского и др.) Героико-революционная драма («Любовь Яровая» К. Тренева, «Бронепоезд 14-69». Вс. Иванова, «Разлом» В. Лавренева»).

Социально-психологическая драма («Дни Турбинных», «Бег» М. Булгакова).

Литература 30-х г. Основные темы и жанры. Дискуссии.

«Производственный роман» ( «Время, вперед! » В. Катаева, «Цемент» Ф.Гладкова, «Соть» Л.Леонова, «Люди из захолустья» А. Малышкина).

«Роман воспитания» (Н.Островский, А. Макаренко).

Исторический роман. («Петр Первый» А. Толстого, романы М. Алданова). Расцвет исторической прозы. ( Ю.Тынянов, А. Толстой).

Философский роман (Л. Леонов «Вор», М. Пришвин «Кащеева цепь»).

Сатирические романы и повести ((«Дьяволиада», «Собачье сердце» М. Булгакова, «Похождения Невзорова, или Ибикус» А. Толстого, «Растратчики» В. Катаева, «Город Градов» А. Платонова, «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова» М.М. Зощенко, «Двенадцать стульев» И.Ильфа и Е.Петрова и др.).

Психологическая повесть и ее жанрово-тематические разновидности. Повесть детства («Детство Никиты» А. Толстого, «Детство Люверс» Б. Пастернака»).

Появление и развитие жанра антиутопии. Роман Е. Замятина «Мы»

Поэзия. Жанр массовой песни 30-х годов (М. Исаковский, В. Лебедев-Кумач, А. Суков, М. Светлов). Поэтический авангард в поэзии 30-х годов.

Творчество художников ОБЭРИУ (Д. Хармс, А.Введенский, Н. Олейников).

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС
КОНЦА 1930-х – СЕРЕДИНЫ 1950-х годов

 

Советская литература

Пафос революционного преобразования действи­тельности и утверждение творчески активной личности в советской литературе. Репрессии 1930-х гг. и личные судьбы писателей. Пафос патриотизма и народности в освещении войны. Возвращение трагического начала в советскую литературу.

Постановление ЦК «О журналах “Звезда” и “Ленинград”». Нормативность в эстетике 40–50-х гг. Теория бесконфликтности. Дискуссии 50-х гг. о лирическом, о положительном герое и теории бесконфликтности.

М.А. Шолохов (1905–1984)

М. Шолохов – создатель эпической картины русской народной жизни в ХХ в., продолжатель традиций Л. Толстого.

«Донские рассказы» и их место в литературном процессе. («Родинка», «Чужая кровь», «Шибалково семя», «Семейный человек», «Обида» и др.).

«Тихий Дон» – роман-эпопея, рас­крывающий историческую судьбу русского крестьянства в трагическом ХХ в. Воплощение многостороннего национального русского характера в образах главных героев.

Военная тема в творчестве М. Шолохова: от рассказа «Наука ненависти» к «Судьбе человека». Значение рассказа «Судьба человека» для развития военной прозы 50-60-х годов.

 

Литература русского зарубежья и андеграунда

Нравственные и религиозные проблемы в неореалистическом творчестве прозаиков русского зарубежья. «Лето Господне» И. Шмелева. Экзистенциальные мотивы в творчестве И. Бунина, Н. Нарокова («Мнимые величины»), Л. Ржев­ского («Московские повести»).

Сатирические романы и повести А. Аверченко, Н. Тэффи, М. Зощенко, М. Булгакова, А. Платонова.

Поэзия русского зарубежья. Г. Иванов и поэзия «незамеченного поколения». Б. Поплавский и другие поэты «парижской ноты».

Творчество поэтов второй волны русской эмиграции (Д. Кленовский, И. Елагин и Н. Моршен).

М.А. Булгаков (1891–1940)

Творчество М. Булгакова как продолжение традиций русской (Пушкин, Гоголь) и мировой (Гофман) классики. Реалистическое и мистическое начала в произведениях писателя. Проблематика повестей «Роковые яйца» и «Собачье сердце». Роль фантастики, условности и гротеска в раскрытии замысла писателя.

Апокалиптический мотив романа «Белая гвардия». Соединение автобиографического и конкретно-исторического сюжетов с символически-мистическим обобщением и проблема его пересоздания.

Драматургия М. Булгакова («Дни Турбиных», «Бег» и др.).

Многоплановость сюжета и композиции романа «Мастер и Маргарита». Проблемы реализма и модернизма в романе.

Место и значение Булгакова в современной и мировой литературе.

А.Т. Твардовский (1910–1971)

Жанровые особенности поэмы «Василий Теркин». Василий Теркин – воплощение русского национального характера.

Поэма «Дом у дороги»: проблематика, образы героев, жанр. Трагический пафос поэмы.

«За далью – даль» как лирическая эпопея. Духовный мир лирического героя, образы «далей» современности и исторических «далей».

Поэма «По праву памяти». Автобиографизм и историческое обобщение.

Философская лирика поэта. Твардовский – редактор «Нового мира».

 

А.П. Платонов

 

Соединение народной культуры и научной философии в произведениях А. Платонова. Тема преодоления сиротства, решение проблемы частного и общего существования.

Конкретно-историческая и философская проблематика романа «Чевенгур». Повести «Котлован», «Ювенильное море» и «Джан» как трансформация мотивов «Чевенгура». Решение проблемы построения всеобщего счастья в каждой из повестей. Использование мифологических и фольклорных образов, сюрреалистических деталей.

Литература периода Великой Отечественной войны и послевоенного периода.

Повести и рассказы военных лет. Тема подвига и героизма. «Русские люди» К. Симонова, «Нашествие» Л. Леонова.

Романтико-утопические тенденции обще­ственного сознания в массовой поэзии 40-х гг. Подъем патриотической поэзии в годы Великой Отечественной войны. Разнообразие жанров: военные стихи А. Ахматовой и Б. Пастернака; лирика А. Суркова («Декабрь под Москвой»), К. Симонова («Война»), Д. Кедрина; поэмы А. Твардовского («Василий Теркин», «Дом у дороги»), П. Антокольского («Сын»), В. Инбер («Пулковский меридиан»), М. Алигер («Зоя»), Н. Тихонова («Киров с нами»); развитие любовной лирики («С тобой и без тебя» К. Симонова, «Строки любви» С. Щипачева, стихи М. Алигер, О. Берггольц и др.); массовая песня (М. Исаковс­кий, В. Лебедев-Кумач, А. Сурков, А. Фатьянов, М. Светлов).

 

В.В. Набоков

 

Своеобразие художественного мира В. Набокова. Основные темы творчества: «утраченного рая» детства; драматических отношений между иллюзией и действительностью и высшей по отношению к земному существованию реальностью.

Роман «Машенька». Тема России, способы ее воплощения.

Тема Росси в романе–воспоминаниях «Другие берега».

Роман –антиутопия «Приглашение на казнь».

Традиции русской и мировой культуры в произведениях В. Набокова

 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС середины 1950–1990-х годов

 

Общественно-литературная ситуация. Активизация общественной и литературной жизни в стране в 50-е гг. в связи со смертью И.В. Сталина и решениями XX съезда Коммунистической партии. Дискуссии о социалистическом реализме, идеальном герое, о про­блеме «самовыражения», о «тихой» лирике, искренности в литературе.

Размежевание в писательской среде по принципу: официальная линия – оппозиция – почвенники. Деятельность А. Твардовского и редакции журнала «Новый мир». «Почвенническая» позиция журналов «Молодая гвардия» в 60-е гг., «Наш современник» – в 80–90-е. Усиление идеологического давления на литераторов в годы застоя. Диссидентство, его выражение в литературном процессе.Роль литера­туры в подготовке общества к коренным изменениям в обществен­ной жизни.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1251; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь