Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Отношение американской общественности к России и к русскому народу



После 1881 г. в России произошел отказ от политики реформ и началось наступление реакции, а в США стали более реалистично и критически оценивать «заокеанского друга», нарастала экономическая конкуренция и экспансионистские амбиции Соединенных Штатов на Дальнем Востоке. Америка переживала сложный период переоценки ценностей. Массовая «новая иммиграция» создала угрозу для национальной идентичности, падение интереса к вопросам веры и деморализующий материализм вызывали серьезное беспокойство религиозных и общественных деятелей, видевших в этом разрушение фундаментальных основ американского образа жизни. Дискриминация индейцев и афроамериканцев дискредитировала право США на выполнение миссии по распространению демократических идеалов во всем мире. В этих условия формировалась новая мессианская идея, касавшаяся освобождения, реформирования и развития России, обусловленная экономическими интересами, политическими целями, религиозными устремлениями и призванная укрепить веру американцев в особое предназначение.

Внутриполитическая ситуация в Российской империи стала предметом дискуссии в американском обществе во второй половине 1880-х годов. В это время в Соединенных Штатах Америки складывается немногочисленная, но энергичная оппозиция царскому режиму, поддержанная представителями российской политической эмиграции и инициировавшая первое в истории взаимоотношений двух стран масштабное движение американцев за создание свободной России[140].

Свидетельством растущего интереса и симпатий к делу русской свободы по другую сторону Атлантики стали многочисленные публикации в американской прессе, массовые митинги в защиту и поддержку тех, кто боролся за обновление России[141], деятельность обществ, возникших в 1889-1891 гг. в Филадельфии, Денвере и Бостоне при участии российских политических эмигрантов. Самое влиятельное и известное из них – Общество американских друзей русской свободы – было создано в Бостоне в апреле 1891 г. и в том же году наладило американское издание журнала «Free Russia»[142].

Движение за демократизацию России консолидировалось и достигло своей высшей точки в связи с борьбой сначала против ратификации русско-американского договора о взаимной выдаче преступников, подписанного в марте 1887 г., а затем за его денонсацию[143]. В последнем случае удалось организовать чисто американскую, общенациональную компанию, призванную помочь политическим эмигрантам из России сохранить право на убежище в США.

Состав участников движения за свободную Россию, в первых рядах которого оказались бывшие аболиционисты и их дети, а также анализ выступлений Друзей русской свободы позволяют обратить внимание на очень важный, расовый, аспект восприятия Российской империи, так как ими проводились аналогии между движением за свержение самодержавия и борьбой против рабства, параллели между движением за свободную Россию и усилиями, направленными на просвещение темнокожих американцев, и на приобщение к благам цивилизации индейцев и жителей Гавайских островов. В предыдущий период по обе стороны Атлантики сравнивали Авраама Линкольна, отменившего рабство в США, с царем-освободителем Александром II, отменившим в России крепостное право, и соответственно, американских рабов с русскими крепостными крестьянами.

Таким образом, русские оказывались в одном ряду с темнокожими, индийцами, филиппинцами, т.е. теми, кто нуждался в просвещении, и становились потенциальными объектами глобальной миссии Америки.

В конце XIX в. в американском обществе еще была свежа память о помощи России, оказанной Соединенным Штатам в период Гражданской войны. Самым ярким подтверждением стойкости существовавших в общественном сознании представлений о «российско-американской дружбе» стало филантропическое движение, организованное американцами в период голода в России 1891-1892 гг. и развернувшееся на фоне деятельности Друзей русской свободы[144]. Однако во время дебатов в Конгрессе идеологические аргументы, были использованы для того, чтобы блокировать решение вопроса о выделении средств для транспортировки собранного в США продовольствия. И эта полемика, перенесенная со страниц печати и публицистических работ в стены федерального законодательного органа, свидетельствует об изменениях, происходящих в американском обществе в восприятии России.

В свою очередь, филантропическое движение помощи русским голодающим закрепляло образ страны отсталой, характерными чертами которой стал периодически повторяющийся голод, неграмотность, пьянство и пассивность аграрного населения. Деградация и обнищание крестьянства и сопряженное с этим ощущение того, что славянские народ принадлежат к низшей расе, все это стало серьезным препятствием для распространения представлений о России как о стране, способной к демократии.

По мнению американских наблюдателей, сопровождавших грузы с продовольствием за океан, голод был вызван не столько природными условиями, столько истощением почв и общим упадком крестьянского хозяйства, отсталой системой землепользования, лишавшей человека инициативы и заинтересованности в результате своего труда, негативными последствиями крестьянской реформы 1861 г.

Филантропическая компания в период голода 1891-1892 гг., проходившая под лозунгом милосердия, гуманности, помощи ближнему, вообще стала одной из первых масштабных гуманитарных акций США за границей. В итоге это движение способствовало формированию в общественном сознании образа России – получательницы гуманитарной помощи Америки, объектом ее цивилизаторской миссии[145].

Подъему мессианских настроений американцев также способствовала новая теология, смещавшая внимание от традиционной сосредоточенности на уникальной природе США к проблеме вселенского крестового похода с целью американизации всего мира.

Важнейшей составляющей оппозиции царскому режиму, возникшей в Соединенных Штатах в конце XIX в., стали выступления американцев против дискриминации еврейского меньшинства Российской империи. Если гражданско-правовой аспект «еврейского вопроса» позволял американцам демонстрировать приверженность демократическим идеалам и выступать защитниками религиозной свободы в других странах, то иммиграционный и паспортный непосредственно затрагивали их собственные интересы. В последнем случае речь шла о нарушении прав американских граждан вследствие политики религиозной нетерпимости и национальной исключительности в России. В итоге в США была предпринята попытка интернационализации вопроса о правовом статусе русских евреев[146].

Проблема антиеврейского насилия в России стала значимым аргументом в критике «варварского характера самодержавия», а движение Друзей русской свободы получило поддержку со стороны представителей еврейской общины США.

Состав эмиграции из России в США наглядно подтверждал тезис о том, что, так как в переселенческом потоке преобладали евреи, поляки, финны, латыши, русские немцы, а «настоящие» русские составляли всего 4, 2%. С конца XIX в. выходцы из Российской империи стали носителями негативных представлений о покинутой ими стране и вносили существенный вклад в демонизацию ее образа в общественном сознании[147].

Если говорить в целом о движении за демократизацию России, то в середине 1890-х годов оно переживало спад. Журнал «Free Russia» рассылался в сотни газет, которые часто перепечатывали его статьи, однако издание постепенно испытывало финансовые трудности и в июле 1894 г. было вынуждено закрыться[148]. Друзьям русской свободы не удалось добиться аннулирования договора об экстрадиции. Он отвечал охранительной иммиграционной политике вашингтонского кабинета, к тому же рассчитывавшего на поддержку императорского правительства во время переговоров с Англией по Берингову морю и встречное движение в вопросе о натурализации. Дипломаты с обеих сторон прилагали усилия к тому, чтобы исключить идеологический фактор из сферы российско-американских отношений. Вплоть до конца XIX в. они продолжали развиваться в режиме сотрудничества.

Деятельности участников движения за реформирование Российской империи, преодолевавших свои сомнения по поводу обычаев беспрекословного повиновения русских и отсталости многомиллионного крестьянства России, противостояли русофилы. Усилия американских русофилов были направлены на то, чтобы подчеркнуть своеобразие православной русской цивилизации, многовековую историю страны, богатство национальной культуры, взглянуть на Россию «изнутри», понять и принять ее. Среди русофилов было много известных американских писателей, дипломатов и бизнесменов. На страницах американских журналов появляется целая серия статей посвященных идеям русофилов.

Однако в связи с начавшимся сближением США и Великобритании в прессе в конце 1890-х годов была развернута пробританская компания, акцентирующая внимание американцев на проблеме цивилизационного единства англосаксонских наций, нацеленная на критику русской агрессии в Азии и разрушение фоновых антианглийских настроений, существовавших в американском обществе.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Cоотношение номинального и реального валютного курса в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Факторы, определяющие динамику номинального валютного курса в долгосрочном периоде
  2. I. Основные этапы становления и развития физической культуры в России и зарубежных странах
  3. I. Политическая жизнь России в 90-е гг. XX в.
  4. I. Происхождение готов. Жизнь готов в Южной России. Нападения на Римскую империю.
  5. II. Проблемы миграций. Отношение Атаульфа к Римской империи. Римляне и вестготы. Состав племени. Королевская власть. Христианизация вестготов.
  6. VIII. Организация деятельности территориальных органов МВД России
  7. Административное право России
  8. Администрирование таможенных платежей и финансовая деятельность государства: соотношение понятий (финансово-правовой аспект)
  9. Актуальность использования управления проектами в России
  10. Акционерные общества в промышленной России
  11. АНАЛИЗ ДОХОДОВ, РАСХОДОВ И ПРИБЫЛИ ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ»
  12. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ»


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 565; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь