Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ И КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Особенности и качества личности учителя музыки в педагогической деятельности

1.1 Личность учителя и педагогическая деятельность

1.2 Содержание деятельности педагога

1.3 Виды стилей деятельности учителя

1.4 Способности и качества учителя

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей и качеств личности учителя

2.1 Динамика развития профессиональных интересов студентов

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Современное информационное поле нашего общества настолько развилось и расширилось, что изменило и усложнило не только содержание образования. Это повлекло за собой изменение организации образования: структуры, продолжительности, парадигмы. В этих условиях значительно меняется и роль учителя как часто первого и основного источника информации. Учителю все чаще приходиться выполнять роль организатора, выполняя задачи не только (не столько) образования, но и проводить большую работу по социализации, адаптации, коррекции поведения и т.д. Все это настоятельно требует соответствующей подготовки будущего учителя. При этом необходимо учитывать то обстоятельство, что новые функции педагога (в школе и вне школы) требуют от него основательной психологической подготовки, психологического обеспечения рациональной организации его многофункционального, многоаспектного труда.

Вопросы профессиональной деятельности учителя музыки находятся в русле проблем, решаемых сегодня педагогической наукой. От того, каким будет современный учитель-музыкант, как он станет осуществлять свою дальнейшую деятельность, способен ли будет учитывать требования, предъявляемые ему обществом, передовой теорией и практикой педагогического образования, во многом зависит уровень образованности, воспитанности и духовной культуры школьника.

Современному обществу небезразлично, какими художественными вкусами руководствуется наше молодое поколение при восприятии, оценке и отборе произведений искусства.

- Сформировать художественные вкусы, выработать у молодежи активную жизненную позицию, -- задача всей системы эстетического воспитания.

Решение этой важной, актуальной задачи может быть осуществлено только при наличии высококвалифицированных учителей, владеющих системой знаний, умений и навыков на уровне высоких требований современности.

Когда мы говорим о квалификации учителя музыки, то должны учитывать следующее: 1) какую подготовку он имеет; 2) отвечает ли эта подготовка современным требованиям; 3) занимается ли он самообразованием, то есть углубляет ли свои профессиональные знания и умения.

Подготовка учителей музыки для работы в общеобразовательных школах проводится в педагогических институтах на музыкально-педагогических факультетах. Кроме того, на заочных и вечерних отделениях этих же факультетов работающие учителя повышают свою квалификацию. Подготовка учителей музыки осуществляется и на дирижерско-хоровых отделениях музыкальных училищ и в музыкально-педагогических училищах.

Педагогический вуз, выполняя задачу воспроизводства кадров, самым активным образом участвует в совершенствовании социальной структуры общества, обеспечивает пополнение его интеллигенцией. Основное внимание в подготовке высоко квалифицированного специалиста педвуз должен уделять формированию у студентов психологической готовности к специальности, педагогических способностей, с которыми связано освоение профессии. Готовность выпускников к профессиональному труду - один из основных показателей работы вуза.

Уровень подготовки учителя, еще вчера удовлетворяющий школу и общество, сегодня уже вызывает критическую оценку, стимулирующую поиск иных, более эффективных путей, содействующих профессиональному становлению молодого педагога.

Передавая от поколения к поколению достижения человеческой культуры, учитель творит личность. В этом великий социальный и гуманистический смысл педагогической профессии. И от того как подготовлен молодой учитель, какова его личность и способности, как складывается начало его профессиональной деятельности, во многом зависит будущее нашего общества.

Соответствие педагога к своей профессии определяет, также, его личностная готовность к педагогической деятельности - мировоззренческую зрелость человека, широкую компетентность, а также коммуникативную, дидактическую потребности.

Также важным является включаемость во взаимодействие с другими людьми, в педагогическое общение, что предполагает легкость, адекватность установления контакта с собеседником, умение следить за реакцией собеседника, получать удовольствие от общения.

Естественно, что только полное совпадение этих индивидуально-личностных качеств человека педагогической деятельности обеспечивает наибольшую ее эффективность.

Цель данной работы изучить особенности и качества личности учителя музыки.

Объект исследования: личностные особенности и качества учителя музыки.

Предмет исследования: развитие качеств личности учителя музыки в условиях профессионального обучения.

Гипотеза исследования: Формирование качеств личности учителя музыки происходит в процессе профессионального обучения.

Задачи исследования:

1. Теоретический анализ особенностей и качеств личности учителя музыки.

2. Подбор методик и диагностика личности учителя музыки.

3. Эмпирическое исследование особенностей и качеств личности в процессе профессионального обучения.

Методологической основой исследования явились следующие принципы психологии: системности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов); развития (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин); активности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, В.П. Зинченко, А.В. Петровский, В.А. Петровский).

Теоретическую основу исследования сроставили: теории и концепции личности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, А.в. Петровский), концепции деятельности (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков). А также положения психологии об отношениях в системе сознательных связей личности с окружающей действительностью (А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, А.В. Мудрик, В.Н. Мясищев).

Методы исследования: общенаучные методы (наблюдение, анкетирование, тестирование), собственно психологические (психодиагностические методы, интервью, ранжирование, контакт-анализ), методы количественной и качественной обработки эмпирических данных. Особое место в исследовании занимает экспериментальная и опытная работа, основными этапами которой явились: выявление степени подготовленности студентов к педагогическому труду; выявление и формулирование психологических основ формирования готовности студентов к рациональной организации педагогического труда; организация самостоятельной, творческой деятельности студентов.

База исследования: музыкально-педагогический факультет, учителя музыки средних школ г. Махачкалы. Исследованием было охвачено 100 студентов, 50 учителей общеобразовательных школ.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ И КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание деятельности учителя музыки

Работа учителя музыки характеризуется многоплановостью деятельности: интересно и увлеченно рассказывать детям о музыке, ее формах и жанрах; на высоком профессиональном уровне вести занятия по разучиванию и исполнению песен; квалифицированно исполнять на инструменте аккомпанемент песен, а также произведения, рекомендованные программой для слушания; давать теоретические знания в доступной и увлекательной формец вести различные виды внеклассной работы.

О широком профиле педагога-музыканта общеобразовательной школы писали видные деятели советской музыкальной культуры -- Б. В. Асафьев, С. Т. и В. Н. Шацкие, А. Б. Гольденвейзер, сегодня говорят Н. А. Ветлугина, О. А. Апраксина и др. Еще в 20-е годы, в период становления общего образования в нашей стране, Б. В. Асафьев указал на качества, необходимые учителю-музыканту в школе.(7)

«Музыкальный педагог в общеобразовательной школе не должен быть «спецом» в одной какой-либо области музыки. Он должен быть и теоретиком и регентом, но в то же время и музыкальным историком, и музыкальным этнографом, и исполнителем, владеющим инструментом, чтобы всегда быть готовым направить внимание в ту или иную сторону»(11).

Цели и задачи массового музыкального воспитания, а также особенности организации и методики проведения урока музыки и внеклассной работы в школе обусловливают требования к профессии учителя музыки.

Следует подчеркнуть, что многоплановость и многопрофильность работы учителя музыки объясняется тем, что музыкальные занятия включают и активное слушание музыки, и хоровое пение, и ознакомление с основными музыкальными понятиями, и музыкальное творчество (в различных проявлениях) и т. п. Осуществление всего этого требует овладения множеством знаний и умений и может быть выполнено при условии, если учитель:

-любит и понимает детей, знает не только методику проведения урока, принципы его построения и особенности внеклассной работы, но и хорошо знает класс, состоящий из школьников с очень разными склонностями, интересами и способностями;

-многократно слушая и разучивая с детьми одни и те же произведения, он каждый раз как бы заново открывает для себя новые грани и тонкости звучащей музыки;

-как разносторонне образованный человек он не только находится в курсе всех музыкальных событий современности, но и знакомится с различными явлениями в смежных областях искусства (5).

Каким же образом приобретается и накапливается весь необходимый учителю для плодотворной деятельности багаж?

Прежде всего учитель должен иметь ясное представление о видах и характерных особенностях своей работы.

Музыкально-педагогическая деятельность предполагает умение петь, играть, дирижировать, объяснять и т. п.

Большое значение имеет система в приобретении учителем знаний и овладении различными видами деятельности. В своей работе ему необходимо опираться на ведущие идеи музыкально-педагогической науки, что вырабатывает потребность в самостоятельной познавательной деятельности и способствует прочному усвоению знаний, их мобильности и трансформации. В связи с этим значительную роль здесь играют разнообразные теоретические обобщения.(10) Они дают возможность усваивать принципы решения педагогических задач, связанных с практикой. Теоретические обобщения и методические приемы, которыми владеет учитель, являются как бы ключами, помогающими проникнуть в существо различных ситуаций, постоянно возникающих на уроке. Понимание ситуации служит основой решения педагогических задач.(1)

Основное содержание деятельности преподавателя включает несколько функций: обучающей, воспитательной, организаторской, исследовательской. Эти функции проявляются в единстве, но одна из них может быть более выражена, чем остальные.(2) Профессионализм преподавателя в педагогической деятельности выражается в умении видеть и формировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения. Одно из важнейших характеристик педагогической деятельности - это ее творческий характер(21).

В нашей стране и за рубежом уделяется большое внимание изучению деятельности учителя. Это делается для того, чтобы ее своеобразие, описать ее и сформулировать некоторые требования к подготовке учителя и повышению его квалификации. Главное в том, что труд учителя направлен на формирование личности ученика. Учитель творит человека, образно замечал В.А. Сухомлинский, но прежде чем творить его он создает идеал в своем сознании. Это творчество будет успешным лишь в том случае, если учителю удастся вызвать отклик в душе ученика, сделать его своим единомышленником.

Своеобразие деятельности учителя состоит также в том, что его результаты проявляются не сразу, они как бы отодвинуты во времени.

Изучение деятельности учителей показывает, что она различна и по своим качественным показателям. Психологические особенности учителя могут быть раскрыты и поняты только в связи с особенностями всех сторон его педагогической деятельности (4). Деятельность учителя слагается из отдельных, но взаимосвязанных компонентов.

Разрабатывая проблему педагогической деятельности, Н.В. Кузьмина определила структуру деятельности учителя. В данной модели были обозначены пять функциональных компонентов: 1) гностический;

2) проектировочный; 3) конструктивный; 4) организаторский и 5)коммуникативный.

Гностический компонент относиться к сфере знаний педагога. Речь идет не только о знании своего предмета, но и о знании способов педагогической коммуникации, психологических особенностей учащихся, а также о самопознании ( собственной личности и деятельности).

Проектировочный компонент включает в себя представления о перспективных задачах обучения и воспитания, а также о стратегиях и способах их достижения.

Конструктивный компонент - это особенности конструирования педагогом собственной деятельности и активности учащихся с учетом ближних целей обучения и воспитания (урок, занятие, цикл занятий). В работе учителя большое место принадлежит конструированию урока, внеклассного мероприятия, подбору учебного материалав соответствии со школьными программами. Вся эта работа в конечном счете выливается в подробный конспект урока, внеклассного мероприятия, где предусмотрено все. Этот компонент предъявляет определенные требования к личности учителя. Учитель должен добиться глубоких знаний учеников, а также прочное их усвоение. В связи с этим учителя обратились к проблемному обучению и созданию проблемных ситуаций на уроках.

Коммуникативный компонент - это особенности коммуникативной деятельности преподавателя, специфика его взаимодействия с учащимися.Он включает в себя установление и поддержание отношений с учениками, родителями, администрацией, учителями. Именно отношение учителя к ученикам определяет успех его конструктивной и организаторской деятельности и эмоциональное благополучие школьника в процессе обучения.

Организаторский компонент - это система умений педагога организовать собственную деятельность, а также активность учащихся.

Важное место в структуре педагогической деятельности занимает и организаторская деятельность. Ее трудно отделить от конструктивной, они составляют единое, неразделимое целое. Все, что планирует учитель провести в течение урока, должно сочетаться с его умением организовать весь учебный и воспитательный процесс.

Организаторский компонент включает три направления: организация своего изложения; организация своего поведения на уроке; организация деятельности детей, постоянная активизация их познавательной сферы.

Необходимо отметить, что все компоненты данной модели часто описываются через систему соответствующих умений педагога. Представленные компоненты не только взаимосвязаны, но и в значительной степени пересекаются.

Важно помнить следующее: педагогическая деятельность является совместной, а не индивидуальной, направленная на достижение конечной задачи. Этой конечной задачей является не достижение методически совершенного процесса, а личность учащегося - его развитие, обучение и воспитание.

Иначе говоря, основным и конечным результатом педагогической деятельности является сам учащийся, развитие его личности, способностей и компетентности.

Поскольку каждый учащийся неповторим как личность, результативная педагогическая деятельность является непременно творческой, уже по самому строгому критерию.

А. И. Щербаков, кроме изложенных компонентов, выделяет в педагогической деятельности дополнительные стороны. Это:

информационная сторона (владение материалом и искусство его подачи);

развивающая(управление развитием личности школьника в целом);

ориентационная (направленность личности, его мотивы, идеалы);

мобилизационная (активизация умственной деятельности учащихся, развитие их самостоятельности); 5) исследовательская (творческий поиск в педагогическом процессе, умение провести эксперимент, обобщить опыт и постоянно совершенствовать свое мастерство).

Педагогическая активность - это, во-первых, средство управления учебной деятельностью и, во-вторых, понимание сознания ученика и организация этого понимания.

Управлять педагогическим процессом - это не подавлять, не навязывать процессу ход, противоречащий его природе, а наоборот максимально учитывать природу процесса.

Черты управления учебным процессом:

сознательное и планомерное воздействие;

наличие «связей» между учителем и учеником;

динамичность, т.е. способность учителя переходить из одного качественного состояния в другое;

надежность;

устойчивость - способность учителя сохранять движение по намеченной траектории.

Процесс управления в педагогической деятельности - это циклический и непрерывный процесс (3).

Эффективное управление процессом обучения в педагогической деятельности возможно при выполнении определенных требований:

Формирование целей обучения.

Установление уровня управляемого процесса.

Разработка программы действий.

Получение информации о состоянии процесса обучения.

Переработка информации, выработка и внесение в учебный процесс корректирующих воздействий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе эксперимента были решены следующие задачи:

· приобщить студентов к углублению знаний по психологии учебной деятельности, стимулировать профессиональное самообразование;

· научить студентов и учителей музыки приемам диагностирования познавательного интереса, дифференциации учебной работы с учетом различных уровней познавательного интереса;

· психологически подготовить к организации практической деятельности в школе.

Работа учителя музыки общеобразовательной школы имеет большое социальное значение -- вместе со всем учительским коллективом он формирует основные качества личности учащихся, их мировоззрение, мышление, вкусы, характер, приобщает молодое поколение к лучшим достижениям мировой культуры. Музыкальному образованию и воспитанию в этом процессе принадлежит решающая роль по ряду причин: во-первых, в комплексе средств художественного воздействия музыкальное воспитание может рассматриваться как самое доступное и массовое -- ведь музыка окружает человека буквально с первых лет его жизни;

во-вторых, музыка как вид искусства обладает наибольшим эффектом непосредственного эмоционального воздействия в силу своей способности затрагивать самые сокровенные чувства людей, увлекать их, подчинять своему настроению и порыву; в-третьих, воздействуя на духовный мир человека, музыка является средством идейного воспитания -- формируя отношение к окружающей действительности, музыка тем самым формирует нравственные принципы и убеждения человека; в-четвертых, музыка развивает умственные способности учащихся, активизирует мышление, помогает выработке понятий и суждений.

Реализация всех этих возможностей музыкального обучения I воспитания осуществима только с помощью высококвалифицированного учителя (15). Современный учитель музыки должен хорошо знать научные основы преподаваемого предмета и современные методы музыкального обучения в общеобразовательной школе, сущность и специфику урока музыки, определенные типы его построения. Однако этого еще недостаточно, ибо современный учитель--не просто разносторонне образованный человек с широкой эрудицией в рамках своей специальности, но прежде всего педагог, имеющий хорошую психолого-педагогическую подготовку.

Уровень педагогического мастерства учителя определяется не только за счет выполнения им образовательных функций, но и воспитательных, которые проявляются в единой системе педагогической деятельности.

Учитель -- это всегда целостная личность, в то же время в зависимости от конкретных задач и от конкретной педагогической ситуации какие-то личностные качества учителя начинают превалировать.

В ходе проведения работы были поставлены следующие вопросы:

· дать исходные теоретические позиции деятельности учителя музыки, чтобы помочь педагогам-практикам шире взглянуть на свою профессию;

· проанализировать разносторонний характер творческой деятельности учителя музыки.

Постановка этих вопросов во многом обусловлена новой программой по музыке, которая дала возможность рассматривать деятельность учителя музыки с более широких позиций: не только вести уроки музыки, но быть воспитателем и пропагандистом в самом широком значении этого слова.

Так же были выявлены следующие умения:

умело приобщать школьников к музыкальному искусству, делая это в интересной для них форме;

быть осведомленным о характере музыкальных запросов учеников, об их жизни вообще;

учитывать особенности музыкального и психологического восприятия детей различного возраста;

быть организатором, обеспечить оптимум своей и ученической музыкальной деятельности, оборудовать кабинет музыки, оснастив его всем необходимым;

хорошо играть на инструменте, чутко аккомпанировать, уметь

пользоваться современной звуко- и видеовоспроизводящей техникой;

отличаться энергией;

проявлять внимательность и чуткость;

сопереживать учащимся на уроке.

Профессия учителя музыки теснейшим образом связана с проявлением и развитием его способностей. Поскольку музыкально-педагогическая деятельность представляет собой нерасторжимое единство педагогики и музыкального искусства, ее осуществление требует как общепедагогических, так и специальных способностей, целесообразная зависимость между которыми устанавливается лишь при педагогической направленности личности учителя музыки.

Совершенствование различных сторон единой педагогической деятельности, связанное с формированием у учителя музыки различных профессионально значимых качеств и свойств.

Педагогический опыт учителей, теоретические и экспериментальные исследования, проблемы личности учителя и эффективности организации учебного процесса, показывают крайнюю необходимость ее коренной, принципиальной перестройки в настоящее время. Перестройка необходима потому, что межу содержанием, целями и организацией учебного процесса создалось острое противоречие.

Учебный процесс должен быть построен так, чтобы каждый ученик был вынужден учиться и проявлять умения, ставить цели, планировать свою работу самостоятельно. В этом ему должен помочь учитель.

В психолого-педагогической науке личность учителя, в настоящее время, также становится центром внимания, т.к. он является организатором, руководителем, информатором, воспитателем и вообще примером для подрастающего поколения. В ходе работы, мы выяснили, что от личности учителя зависит эффективная педагогическая деятельность.

Следует отметить некоторые вспомогательные свойства и особенности личности учителя, входящие в структуру педагогических способностей. Это прежде всего качества ума: остроумие, критичность, последовательность и др. Немаловажное значение имеет речь учителя: четкая, громкая и ясная, лексическое богатство речи, наличие организаторских способностей и т.д. Такое качество, как некоторая артистичность натуры (живость воображения, умение фантазировать), тоже играет определенную роль в успехе педагогической деятельности. Также отметим умение учителя видеть и осознавать возникающие проблемы и способность разрешать их правильно и адекватно. Учителю необходимо уметь познавать и знать об учениках практически все, если он хочет быть объективным, тактичным и демократичным. Также необходимо бороться со стереотипами, которые очень мешают учителю, т.к. накладывают «ярлык», и не всегда правильный и объективный.

Каждая из указанных особенностей в подходе учителя к учащимся находит свое конкретное выражение в его повседневных делах, поступках высказываниях. Необходимое качество для этого - педагогическая наблюдательность. Она заключается в умении учителя по отдельным внешним признакам (выражению глаз, неуверенности тона, мимике и т.д.) судить о положительных и отрицательных сторонах в поведении учащихся.ь Главное в профессии педагога обладать чувством эмпатии и любить детей. Если же человек не обладает такими качествами, то ему противопоказана педагогическая профессия.

В своей работе мы попытались раскрыть некоторые личностные особенности и качества учителя-профессионала и особенности его учебной деятельности.

учитель педагог музыка профессиональный

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Абдуллин Э. Б. Методы новой системы музыкального обучения. -- В кн.: Выбор методов обучения в средней школе. М., 1981.

2. Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М., 1983.

3. Ананьев Б. Г. О соотношении способностей и одаренности.-- В кн.: Проблемы способностей/Под ред. В. Н. Мясищева. М., 1962.

4. Апраксина О. А. О возможностях и содержании исследовательской работы учителя-музыканта общеобразовательной школы. -- В кн.: Музыкальное воспитание в школе. Вып. 12. М., 1977.

5. Апраксина О. А: Современные требования к школьному учителю-музыканту. -- В кн.: Музыкальное воспитание в школе. Вып. 15. М„ 1982.

6. Арчажникова Л. Г. Подготовка будущего учителя музыки.--Советская педагогика, 1980, № 7.

7. Асафьев Б. В. Избр. статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.--Л., 1965.

8. Ветлугина Н. А. Общие вопросы художественного творчества ребенка.--В кн.: Художественное творчество и ребенок. М., 1972.

9. Гоноболин Ф. Н. Психология. М., 1973.

10. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке. М., 1977.

11. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. М., 1981.

12. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967.

13. Маркова А.К. Актуальные проблемы психологии труда учителя.// Современная педагогика.1986. №6.С 61.

14. Методы системного педагогического исследования. /Под ред. Н. В. Кузьминой. Л 1980.

15. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М„ 1972.

16. Программа по музыке для общеобразовательной школы (с поурочной методической разработкой). 1, --3 классы. М., 1983.

17. Программа по музыке для общеобразовательной школы (с поурочной методической разработкой). 4--7 классы. М., 1983.

18. Сластенин В.А., Матросов В.Л. Новой школе -- нового учителя // Педагогическое образование. -- 1990. -- № 1. -- С. 11.

19. Сухомлинский В. А. Избр. пед. соч. В З'-х т. М., 1979.

20. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М,, 1947.

21. Цыпин Г. М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. М., 1975.

22. Шацкая В. Н. Музыка в школе. М., 1963.

23. Эстетическое воспитание в школе. /Под ред. Б. Т. Лихачева. М., 1980.

Размещено на Allbest.ru

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Особенности и качества личности учителя музыки в педагогической деятельности

1.1 Личность учителя и педагогическая деятельность

1.2 Содержание деятельности педагога

1.3 Виды стилей деятельности учителя

1.4 Способности и качества учителя

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей и качеств личности учителя

2.1 Динамика развития профессиональных интересов студентов

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Современное информационное поле нашего общества настолько развилось и расширилось, что изменило и усложнило не только содержание образования. Это повлекло за собой изменение организации образования: структуры, продолжительности, парадигмы. В этих условиях значительно меняется и роль учителя как часто первого и основного источника информации. Учителю все чаще приходиться выполнять роль организатора, выполняя задачи не только (не столько) образования, но и проводить большую работу по социализации, адаптации, коррекции поведения и т.д. Все это настоятельно требует соответствующей подготовки будущего учителя. При этом необходимо учитывать то обстоятельство, что новые функции педагога (в школе и вне школы) требуют от него основательной психологической подготовки, психологического обеспечения рациональной организации его многофункционального, многоаспектного труда.

Вопросы профессиональной деятельности учителя музыки находятся в русле проблем, решаемых сегодня педагогической наукой. От того, каким будет современный учитель-музыкант, как он станет осуществлять свою дальнейшую деятельность, способен ли будет учитывать требования, предъявляемые ему обществом, передовой теорией и практикой педагогического образования, во многом зависит уровень образованности, воспитанности и духовной культуры школьника.

Современному обществу небезразлично, какими художественными вкусами руководствуется наше молодое поколение при восприятии, оценке и отборе произведений искусства.

- Сформировать художественные вкусы, выработать у молодежи активную жизненную позицию, -- задача всей системы эстетического воспитания.

Решение этой важной, актуальной задачи может быть осуществлено только при наличии высококвалифицированных учителей, владеющих системой знаний, умений и навыков на уровне высоких требований современности.

Когда мы говорим о квалификации учителя музыки, то должны учитывать следующее: 1) какую подготовку он имеет; 2) отвечает ли эта подготовка современным требованиям; 3) занимается ли он самообразованием, то есть углубляет ли свои профессиональные знания и умения.

Подготовка учителей музыки для работы в общеобразовательных школах проводится в педагогических институтах на музыкально-педагогических факультетах. Кроме того, на заочных и вечерних отделениях этих же факультетов работающие учителя повышают свою квалификацию. Подготовка учителей музыки осуществляется и на дирижерско-хоровых отделениях музыкальных училищ и в музыкально-педагогических училищах.

Педагогический вуз, выполняя задачу воспроизводства кадров, самым активным образом участвует в совершенствовании социальной структуры общества, обеспечивает пополнение его интеллигенцией. Основное внимание в подготовке высоко квалифицированного специалиста педвуз должен уделять формированию у студентов психологической готовности к специальности, педагогических способностей, с которыми связано освоение профессии. Готовность выпускников к профессиональному труду - один из основных показателей работы вуза.

Уровень подготовки учителя, еще вчера удовлетворяющий школу и общество, сегодня уже вызывает критическую оценку, стимулирующую поиск иных, более эффективных путей, содействующих профессиональному становлению молодого педагога.

Передавая от поколения к поколению достижения человеческой культуры, учитель творит личность. В этом великий социальный и гуманистический смысл педагогической профессии. И от того как подготовлен молодой учитель, какова его личность и способности, как складывается начало его профессиональной деятельности, во многом зависит будущее нашего общества.

Соответствие педагога к своей профессии определяет, также, его личностная готовность к педагогической деятельности - мировоззренческую зрелость человека, широкую компетентность, а также коммуникативную, дидактическую потребности.

Также важным является включаемость во взаимодействие с другими людьми, в педагогическое общение, что предполагает легкость, адекватность установления контакта с собеседником, умение следить за реакцией собеседника, получать удовольствие от общения.

Естественно, что только полное совпадение этих индивидуально-личностных качеств человека педагогической деятельности обеспечивает наибольшую ее эффективность.

Цель данной работы изучить особенности и качества личности учителя музыки.

Объект исследования: личностные особенности и качества учителя музыки.

Предмет исследования: развитие качеств личности учителя музыки в условиях профессионального обучения.

Гипотеза исследования: Формирование качеств личности учителя музыки происходит в процессе профессионального обучения.

Задачи исследования:

1. Теоретический анализ особенностей и качеств личности учителя музыки.

2. Подбор методик и диагностика личности учителя музыки.

3. Эмпирическое исследование особенностей и качеств личности в процессе профессионального обучения.

Методологической основой исследования явились следующие принципы психологии: системности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов); развития (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин); активности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, В.П. Зинченко, А.В. Петровский, В.А. Петровский).

Теоретическую основу исследования сроставили: теории и концепции личности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, А.в. Петровский), концепции деятельности (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков). А также положения психологии об отношениях в системе сознательных связей личности с окружающей действительностью (А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, А.В. Мудрик, В.Н. Мясищев).

Методы исследования: общенаучные методы (наблюдение, анкетирование, тестирование), собственно психологические (психодиагностические методы, интервью, ранжирование, контакт-анализ), методы количественной и качественной обработки эмпирических данных. Особое место в исследовании занимает экспериментальная и опытная работа, основными этапами которой явились: выявление степени подготовленности студентов к педагогическому труду; выявление и формулирование психологических основ формирования готовности студентов к рациональной организации педагогического труда; организация самостоятельной, творческой деятельности студентов.

База исследования: музыкально-педагогический факультет, учителя музыки средних школ г. Махачкалы. Исследованием было охвачено 100 студентов, 50 учителей общеобразовательных школ.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ И КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 2429; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.086 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь