Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Личность учителя и педагогическая деятельность



В современной психолого-педагогической науке вопрос о влиянии личности воспитателя на процесс формирования личности ребенка рассматривается как ключевой и определяющий. Этой проблеме посвящены многие теоретические и экспериментальные исследования Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, Н.В. Кузьминой, А.В. Мудрика, Д.И. Фельдштейна и др. В этих работах показано, что решение воспитательных задач зависит от творческого подхода педагога к их решению и при условии умелого использования научно-обоснованных методов педагогического воздействия.

В психолого-педагогической науке выделены два основных вида педагогического воздействия - прямое (открытое) и косвенное (прием воздействия через референтное лицо).

Влияние, оказываемое учителем на школьников, различается по своему характеру, по направленности. В социальной и педагогической психологии в первую очередь выделяют целенаправленное и нецеленаправленное влияние педагога.

На определяющую роль педагога указывал и В.А. Сухомлинский: «…мы имеем в виду цветущую и зеленую крону дерева, которую питают глубокие и неприметные корни, и этими корнями является человеческое богатство воспитателя» [18].

Академиками РАО В. А. Сластениным и В. Л. Матросовым были определены черты современного учителя(17):

высокая гражданская активность и социальная ответственность;

любовь к детям, потребность и способность отдавать им свое

сердце;

подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и

умение работать вместе с другими;

высокий профессионализм, инновационный стиль научно-

педагогического мышления;

потребность в постоянном самообразовании и готовность к

нему;

физическое и психологическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Все эти качества нового учителя несомненно относятся и к профессии учителя-музыканта.

В школе музыкальное обучение и воспитание должно осуществляться учителем-музыкантом, профессионалом. Музыкально-педагогическое мастерство учителя музыки можно представить в виде следующей таблицы:

Из данной таблицы видно, какими многочисленными необходимыми способностями должен обладать современный учитель музыки.

Для профессиональной деятельности в школе необходимы:

· способность к отбору музыкального репертуара, проектированию учебно-воспитательного материала, разработке планов уроков музыки и внеклассных форм работы;

· способность к эмоциональной заразительности, яркости и направленности эмоций, владение интонационной палитрой речи,

· мимикой, жестом, пластикой;

· способность включать учащихся в различные виды музыкальной деятельности, вызывать стойкий интерес у детей к высокохудожественному музыкальному искусству, объединять учащихся

· посредством коллективных форм деятельности (хорового пения,

· игры в оркестре) и направлять их интересы на реализацию поставленных целей;

способность к общению с учащимися, сотрудничеству;

способность к познанию специфики организации музыкально-эстетического воспитания школьников;

способность объяснять, передавать знания, обучать;

способность осуществлять педагогическое предвидение, прогнозирование результатов взаимодействия с учениками в педагогической деятельности;

способность к творчеству, импровизации;

способность проникать во внутренний мир ребенка, понимать его состояние, способность к эмпатии.

Все блоки формирования личности учителя, составляющие его музыкально-педагогическое мастерство, представляют систему, куда укладываются все вопросы профессиограммы. Профессио-грамма учителя музыки -- это его квалификационная характеристика, которая является главным документом, требованием и руководством в работе. От выполнения этого руководства будет зависеть уровень деятельности преподавателя музыки в школе.

Поскольку работа учителя в общеобразовательной школе требует целого комплекса профессиональных качеств и складывается из ряда довольно сложных по своей структуре компонентов, целесообразно особое внимание обратить на подготовку учителя к индивидуальной работе с детьми и к осуществлению им внеклассной работы, ибо эти вопросы его профессиональной деятельности почти не освещены в литературе (в то время, как теоретические и методические основы урока музыки в полном объеме разработаны Д. Б. Кабалевским, Э. Б. Абдуллиным, А. Е. Трушиным). Кроме того, в данной работе, наряду с анализом всего объема знаний, умений и навыков учителя музыки, акцент ставится на его исполнительской культуре. Обусловлено это следующим:

1. В связи с введением новой программы по музыке возросла роль учителя как музыканта в широком значении этого слова--не просто объяснять, давать детям теоретические знания, а учить самой музыкой; не только говорить, а уметь подкреплять свои слова исполнением соответствующих произведений; не давать готовые схемы, образцы вопросов или ответов, а спрашивать и отвечать при помощи музыки в собственном исполнении. Стало быть, учитель должен хорошо владеть инструментом.

2. Такие умения и навыки учителя, как певческие и дирижерские, получили достаточное освещение в литературе; вопросам же исполнительской культуры учителя музыки пока еще не уделено должного внимания.

Проблема профессионально-педагогической подготовки будущего учителя исследуется в работах известных педагогов и психологов: В.П. Левитова, В.А. Сластенина, Ю.К. Васильева, Н.В. Кузьмина, П.Р. Скульского, Р.Х. Шакурова, В.П. Симонова, Г.С. Абрамовой, В.Н. Харькина, педагогов-новаторов и многих других (6).

Достаточно обстоятельно изучены педагогические способности и вопросы психологической подготовки студентов (Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, В.К, Розов, В.Д. Шадриков), личность учителя (С.Г. Вершловский, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.), творческое решение педагогических задач и преодоление затруднений (Ю.Н. Кулюткин, Т.С. Полякова, Г.С. Сухабская и др.), педагогическое общение (А.А. Бодалев, С.В. Кондратьева, А.А. Леонтьев, А.В. Петровский, Р.Х. Шакуров и др.).

Личность учителя - источник и движущая сила профессиональной активности. Она придает направленность, смысл всему педагогическому труду, выражая мотивы социально-ценностные установки человека.

«Личность учителя - сложная совокупность его психологических качеств, способностей, состояний, определяющих характер его труда». [13 С.61].

Но наличие даже самых значимых и привлекательных качеств личности учителя не дает ему гарантированного авторитета в глазах учеников. Принципиальность, высокий интеллект, доброта, естественно ценятся учащимися и позволяют учителю занять достойное место в системе межличностных отношений.

В современных теориях образования и педагогической деятельности прослеживается единая мысль о том, что без высокого профессионализма учителя, его культуры и нравственности, образовательные задачи общества реализованы быть не могут. Учитель - это лицо образовательной системы, и поэтому поиск нового содержания, форм, приоритетов в его подготовке закономерен.

Личность каждого человека представляет собой очень сложное и, зачастую, весьма противоречивое сочетание различных черт (качеств, свойств и особенностей). Это своеобразие обладает следующими важнейшими особенностями:

Личность есть единое целое всех ее различных черт. При этом каждая неразрывно связана с другими чертами и поэтому она приобретает совершенно разное, порой прямо противоположное значение, в зависимости от сложившегося у этой личности сочетания ее черт. Человека нужно воспитывать как целостную личность, следя за тем, чтобы формирующееся при этом своеобразное сочетание различных черт образовывало нравственную, социально ответственную личность. И когда мы замечаем, что какая-то черта данной личности приобретает отрицательный характер, то воздействовать необходимо не прямо на эту черту, а на всю личность в целом.

Хотя черты (качества и свойства) личности в процессе жизнедеятельности человека все время как-то меняются, трансформируются, однако, они в совокупности образуют целостную структуру личности, обладающую относительным постоянством, по крайней мере на некотором отрезке жизни. Только по этому можно говорить об устойчивости личности. Именно эта устойчивость позволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации, при тех или иных обстоятельствах.

Личность всегда активна. Активность личности проявляется в разнообразной и многогранной деятельности. Личность стремиться к деятельности и вне деятельности она не может ни развиваться, ни существовать.

Личность может жить, существовать лишь в общении с другими личностями. Вне общения, в изоляции от общества, личность не может развиваться, не может существовать.

Структурно- иерархическая модель личности учителя.

Показателем зрелости педагогической деятельности является сформированность ее компонентов. Так, в ходе постановки учителем педагогических задач по степени важности - развивается педагогическое целеполагание.

Овладение учителем системой средств и способов решения педагогических задач, умение проникать в суть явления формирует у него педагогическое мышление.

Самоанализ учителя развивает у него педагогическую рефлексию.

В процессе организации оптимального педагогического общения формируется педагогический такт.

Личность учителя характеризуется педагогической направленностью.

Более высокий уровень структурно-иерархической моделиличности учителя составляют педагогические способности, которые рассматриваются как особая комбинация личностных качеств и свойств: проектировочно-гностических и рефлексивно-перцептивных.

Проектировочно-гностические - определяют возможность и необходимость прогнозирования учителем индивидуального развития каждого ученика на основе всесторонних знаний о нем, а также управление поведением и сознанием ученика, воздействуя на его мотивы и цели. Рефлексивно-перцептивные - включают способности к изучению ученика, пониманию, сопереживанию ему; способность в связи с этим проанализировать, оценить, лучше понять себя. Эта группа способностей является ведущей, малокомпенсируемой в случае ее отсутствия. Она свидетельствует об ориентации учителя на психическое развитие ученика. Все элементы системы связаны друг с другом на всех уровнях и образуют единое целое - личность учителя.

До сих пор часто повторяется положение: учитель - главная фигура в школе. При этом оно понимается чересчур прямолинейно. Между тем, главной фигурой школы и учебно-воспитательного процесса по существу является ученик. Это для него созданы школы, для него пишутся учебники, ради него работают учителя, и он, его работа, его деятельность, в конечном счете, определяют успех, эффективность работы учителей и всей школы.

Учителю необходимо изучать личность каждого ученика, т.к. это даст возможность предвидеть ситуации, поможет установить причины тех или иных особенностей ученика и что можно ожидать от него в будущем. Но прежде всего, учитель должен хорошо знать себя, научиться управлять в совершенстве своей собственной личностью.

Общеизвестно что, по сути педагогическая деятельность носит творческий характер. Какова же взаимосвязь профессионализма и творчества в деятельности педагога? Творчество обычно определяется как процесс, результатом которого является создание новых духовных или материальных ценностей. Однако при любом понимании критерия новизны творчество представляет собой мышление в его высшей форме. (8).

Профессионализм педагога находится в тесной связи с творчеством.

Творчество в педагогической деятельности часто рассматривается как панацея от всех бед, как доминанта, не оставляющая место репродуктивной (воспроизводящей) деятельности. Репродуктивность означает способность перестроить собственную педагогическую деятельность в изменившихся обстоятельствах.

Существует два вида результатов педагогической деятельности. Один из них относится к функциональным продуктам деятельности (уроку, занятию, методу, методике). Другой (и главный) предполагает психологические продукты деятельности (психические новообразования в личности учащихся). Иначе говоря, основным и конечным результатом педагогической деятельности является сам учащийся, развитие его личности, способностей и компетентности.

Педагогическая деятельность включает в себя воздействие учителя на учащихся (и воздействия учеников на учителя).

Удовлетворенность педагогической профессией существенно оптимизирует педагогическую деятельность, она тем выше, чем выше у педагога мотивационный комплекс. Таким образом, продуктивность педагогической деятельности во многом зависит и от силы и структуры профессиональной мотивации педагога.

Передовой опыт - это педагогический опыт, дающий хорошие результаты в учебно-воспитательном процессе. Передовой опыт имеет более массовый характер и в идеале должен стать преобладающим в работе учителей и школ.

Но одного передового опыта недостаточно для решения возникающих перед школой задач. Если работа какого-то учителя школы дает высокие результаты, то следует признать его передовым, а такого педагога материально и морально поощрять, пропагандировать его опыт, чтобы создать для массы учителей образцы для совершенствования их педагогической деятельности.

Следует также помнить, что всякий опыт, всякое новаторство имеют естественные ограничения. Нет единого пригодного для всех школ и учителей метода обучения. Есть общие принципы, общие идеи. Поэтому пропаганда передового, новаторского опыта должна вестись осторожно, по-деловому и конструктивно.

Содержание деятельности учителя музыки

Работа учителя музыки характеризуется многоплановостью деятельности: интересно и увлеченно рассказывать детям о музыке, ее формах и жанрах; на высоком профессиональном уровне вести занятия по разучиванию и исполнению песен; квалифицированно исполнять на инструменте аккомпанемент песен, а также произведения, рекомендованные программой для слушания; давать теоретические знания в доступной и увлекательной формец вести различные виды внеклассной работы.

О широком профиле педагога-музыканта общеобразовательной школы писали видные деятели советской музыкальной культуры -- Б. В. Асафьев, С. Т. и В. Н. Шацкие, А. Б. Гольденвейзер, сегодня говорят Н. А. Ветлугина, О. А. Апраксина и др. Еще в 20-е годы, в период становления общего образования в нашей стране, Б. В. Асафьев указал на качества, необходимые учителю-музыканту в школе.(7)

«Музыкальный педагог в общеобразовательной школе не должен быть «спецом» в одной какой-либо области музыки. Он должен быть и теоретиком и регентом, но в то же время и музыкальным историком, и музыкальным этнографом, и исполнителем, владеющим инструментом, чтобы всегда быть готовым направить внимание в ту или иную сторону»(11).

Цели и задачи массового музыкального воспитания, а также особенности организации и методики проведения урока музыки и внеклассной работы в школе обусловливают требования к профессии учителя музыки.

Следует подчеркнуть, что многоплановость и многопрофильность работы учителя музыки объясняется тем, что музыкальные занятия включают и активное слушание музыки, и хоровое пение, и ознакомление с основными музыкальными понятиями, и музыкальное творчество (в различных проявлениях) и т. п. Осуществление всего этого требует овладения множеством знаний и умений и может быть выполнено при условии, если учитель:

-любит и понимает детей, знает не только методику проведения урока, принципы его построения и особенности внеклассной работы, но и хорошо знает класс, состоящий из школьников с очень разными склонностями, интересами и способностями;

-многократно слушая и разучивая с детьми одни и те же произведения, он каждый раз как бы заново открывает для себя новые грани и тонкости звучащей музыки;

-как разносторонне образованный человек он не только находится в курсе всех музыкальных событий современности, но и знакомится с различными явлениями в смежных областях искусства (5).

Каким же образом приобретается и накапливается весь необходимый учителю для плодотворной деятельности багаж?

Прежде всего учитель должен иметь ясное представление о видах и характерных особенностях своей работы.

Музыкально-педагогическая деятельность предполагает умение петь, играть, дирижировать, объяснять и т. п.

Большое значение имеет система в приобретении учителем знаний и овладении различными видами деятельности. В своей работе ему необходимо опираться на ведущие идеи музыкально-педагогической науки, что вырабатывает потребность в самостоятельной познавательной деятельности и способствует прочному усвоению знаний, их мобильности и трансформации. В связи с этим значительную роль здесь играют разнообразные теоретические обобщения.(10) Они дают возможность усваивать принципы решения педагогических задач, связанных с практикой. Теоретические обобщения и методические приемы, которыми владеет учитель, являются как бы ключами, помогающими проникнуть в существо различных ситуаций, постоянно возникающих на уроке. Понимание ситуации служит основой решения педагогических задач.(1)

Основное содержание деятельности преподавателя включает несколько функций: обучающей, воспитательной, организаторской, исследовательской. Эти функции проявляются в единстве, но одна из них может быть более выражена, чем остальные.(2) Профессионализм преподавателя в педагогической деятельности выражается в умении видеть и формировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения. Одно из важнейших характеристик педагогической деятельности - это ее творческий характер(21).

В нашей стране и за рубежом уделяется большое внимание изучению деятельности учителя. Это делается для того, чтобы ее своеобразие, описать ее и сформулировать некоторые требования к подготовке учителя и повышению его квалификации. Главное в том, что труд учителя направлен на формирование личности ученика. Учитель творит человека, образно замечал В.А. Сухомлинский, но прежде чем творить его он создает идеал в своем сознании. Это творчество будет успешным лишь в том случае, если учителю удастся вызвать отклик в душе ученика, сделать его своим единомышленником.

Своеобразие деятельности учителя состоит также в том, что его результаты проявляются не сразу, они как бы отодвинуты во времени.

Изучение деятельности учителей показывает, что она различна и по своим качественным показателям. Психологические особенности учителя могут быть раскрыты и поняты только в связи с особенностями всех сторон его педагогической деятельности (4). Деятельность учителя слагается из отдельных, но взаимосвязанных компонентов.

Разрабатывая проблему педагогической деятельности, Н.В. Кузьмина определила структуру деятельности учителя. В данной модели были обозначены пять функциональных компонентов: 1) гностический;

2) проектировочный; 3) конструктивный; 4) организаторский и 5)коммуникативный.

Гностический компонент относиться к сфере знаний педагога. Речь идет не только о знании своего предмета, но и о знании способов педагогической коммуникации, психологических особенностей учащихся, а также о самопознании ( собственной личности и деятельности).

Проектировочный компонент включает в себя представления о перспективных задачах обучения и воспитания, а также о стратегиях и способах их достижения.

Конструктивный компонент - это особенности конструирования педагогом собственной деятельности и активности учащихся с учетом ближних целей обучения и воспитания (урок, занятие, цикл занятий). В работе учителя большое место принадлежит конструированию урока, внеклассного мероприятия, подбору учебного материалав соответствии со школьными программами. Вся эта работа в конечном счете выливается в подробный конспект урока, внеклассного мероприятия, где предусмотрено все. Этот компонент предъявляет определенные требования к личности учителя. Учитель должен добиться глубоких знаний учеников, а также прочное их усвоение. В связи с этим учителя обратились к проблемному обучению и созданию проблемных ситуаций на уроках.

Коммуникативный компонент - это особенности коммуникативной деятельности преподавателя, специфика его взаимодействия с учащимися.Он включает в себя установление и поддержание отношений с учениками, родителями, администрацией, учителями. Именно отношение учителя к ученикам определяет успех его конструктивной и организаторской деятельности и эмоциональное благополучие школьника в процессе обучения.

Организаторский компонент - это система умений педагога организовать собственную деятельность, а также активность учащихся.

Важное место в структуре педагогической деятельности занимает и организаторская деятельность. Ее трудно отделить от конструктивной, они составляют единое, неразделимое целое. Все, что планирует учитель провести в течение урока, должно сочетаться с его умением организовать весь учебный и воспитательный процесс.

Организаторский компонент включает три направления: организация своего изложения; организация своего поведения на уроке; организация деятельности детей, постоянная активизация их познавательной сферы.

Необходимо отметить, что все компоненты данной модели часто описываются через систему соответствующих умений педагога. Представленные компоненты не только взаимосвязаны, но и в значительной степени пересекаются.

Важно помнить следующее: педагогическая деятельность является совместной, а не индивидуальной, направленная на достижение конечной задачи. Этой конечной задачей является не достижение методически совершенного процесса, а личность учащегося - его развитие, обучение и воспитание.

Иначе говоря, основным и конечным результатом педагогической деятельности является сам учащийся, развитие его личности, способностей и компетентности.

Поскольку каждый учащийся неповторим как личность, результативная педагогическая деятельность является непременно творческой, уже по самому строгому критерию.

А. И. Щербаков, кроме изложенных компонентов, выделяет в педагогической деятельности дополнительные стороны. Это:

информационная сторона (владение материалом и искусство его подачи);

развивающая(управление развитием личности школьника в целом);

ориентационная (направленность личности, его мотивы, идеалы);

мобилизационная (активизация умственной деятельности учащихся, развитие их самостоятельности); 5) исследовательская (творческий поиск в педагогическом процессе, умение провести эксперимент, обобщить опыт и постоянно совершенствовать свое мастерство).

Педагогическая активность - это, во-первых, средство управления учебной деятельностью и, во-вторых, понимание сознания ученика и организация этого понимания.

Управлять педагогическим процессом - это не подавлять, не навязывать процессу ход, противоречащий его природе, а наоборот максимально учитывать природу процесса.

Черты управления учебным процессом:

сознательное и планомерное воздействие;

наличие «связей» между учителем и учеником;

динамичность, т.е. способность учителя переходить из одного качественного состояния в другое;

надежность;

устойчивость - способность учителя сохранять движение по намеченной траектории.

Процесс управления в педагогической деятельности - это циклический и непрерывный процесс (3).

Эффективное управление процессом обучения в педагогической деятельности возможно при выполнении определенных требований:

Формирование целей обучения.

Установление уровня управляемого процесса.

Разработка программы действий.

Получение информации о состоянии процесса обучения.

Переработка информации, выработка и внесение в учебный процесс корректирующих воздействий.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1148; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.058 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь