Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Техника 2: пранаяма нади шодхана



 

Если вы действовали в соответствии с предыдущими уроками, то вам не нужно дополнительно объяснять эту практику — она была постоянной темой. Все четыре стадии непосредственно касаются уравновешивания иды и пингалы. Это наиболее прямой подход, поскольку для управления потоком воздуха используются физические действия с ноздрями.

Мы не собираемся приводить здесь подробное объяснение практики, поскольку это уже неоднократно делалось. Однако вы могли многое забыть, и потому мы даем следующие ссылки, чтобы освежить вашу память:

Стадия 1[267]

Стадия 2[268]

Эти первые две стадии следует делать начинающим. Они представляют собой превосходные методы достижения равновесия иды и пингалы.

Стадия 3[269]

Стадия 4[270]

Стадии 3 и 4 предназначены для более продвинутых практиков, и их не следует делать, предварительно не доведя до совершенства первые две стадии.

На протяжении всего этого курса мы подчеркивали, что пранаяму нади шодхана идеально делать перед медитативной практикой. Причина проста: она непосредственно уравновешивает иду и пингалу.

 

Техника 3: нети

 

Обе практики джала нети и сутра нети чрезвычайно полезны для уравновешивания потоков дыхания через ноздри[271]. Если оказывается, что у вас сильно заложен нос, то лучшим способом прочистить его и добиться определенного выравнивания потоков дыхания будет выполнение джала нети или сутра нети, а лучше и того, и другого. Джала нети удалит большую часть грубой слизи, а сутра нети будет стимулировать нервные окончания в ноздрях, вызывая равновесие иды и пингалы.

Мы рекомендуем вам попробовать выполнять эти практики перед началом вашей программы ежедневных занятий, предпочтительно, перед тем как приступать к практике пранаямы, и отметить, приводит ли это к каким‑ либо улучшениям.

 

Техника 4: йога данда

 

В традиционном методе тантры используется специальная Т‑ образная подпорка, которая на хинди называется кубади. Подпорка устроена так, что когда человек сидит на полу, то горизонтальная перекладина плотно входит в подмышку и поддерживает ее, а вертикальная стойка упирается в пол. Ее обычно делают из дерева, и при достаточной заинтересованности и наличии элементарных навыков плотницкого ремесла вы сможете легко изготовить ее сами.

Йога данда используется следующим образом:

1. Если преобладает поток воздуха через правую ноздрю, то очевидно, что подпорку нужно помещать в правую подмышку, чтобы вызвать больший поток через левую ноздрю.

2. Если преобладает дыхание через левую ноздрю, то подпорку следует помещать в левую подмышку, чтобы вызвать больший поток через правую ноздрю.

3. Когда вы чувствуете, что потоки достаточно одинаковы, подпорку можно поместить перед собой. Локти можно положить на горизонтальную перекладину, согнув руки или в любом другом подходящем положении. Это будет способствовать поддержанию совершенного равновесия потоков дыхания иды и пингалы в ходе последующих практик пранаямы или медитации.

Этот метод, по существу, представляет собой усовершенствование пададирасаны, описанной выше под заголовком «Техника 1». В пададирасане руки, как правило, быстро устают. Йога данда может использоваться для получения тех же результатов в течение более длительного времени, без каких либо признаков усталости.

 

Техника 5: анулома вилома

 

Анулома вилома — прекрасный метод, который обычно считается медитативной техникой[272]. Он вызывает равновесие иды и пингалы за счет мысленного внушения. Человек представляет себе, что дыхание течет через обе ноздри по очереди. Поначалу потоки, вероятно, будут неравными, но через какое‑ то время мысленное внушение и воображение вызовут физическое изменение. Наряду с этим практика будет вызывать состояния глубокого расслабления, но без опасности затеряться в потоке мыслей и образов. Эта простая практика обладает замечательной особенностью по сравнению с другими медитативными техниками: вызывая расслабление, она одновременно способствует равновесию между идой и пингалой, так что человек не теряется в мыслях и не засыпает. Сам механизм этой практики таков, что ида и пингала автоматически приходят в равновесие.

 

Техника 6: ида и пингала шуддхи

 

Эти две практики очень похожи на анулому вилому; по существу, они дополняют друг друга.

Ида шуддхи (очищение ида нади) — это простой метод увеличения потока дыхания через левую ноздрю. Он состоит в следующем:

Сядьте в удобную позу.

Закройте глаза.

Представляйте себе и чувствуйте, как дыхание втекает и вытекает через левую ноздрю.

Синхронизируйте мантру АУМ и с вдохом, и с выдохом.

Продолжайте действовать таким образом примерно 5 минут или, если хотите, ведите мысленный счет циклов дыхания от 108 до 0.

Пингала шуддхи (очищение пингала нади) увеличивает поток дыханья через правую ноздрю. Выполняется также, как описано для ида шуддхи, с той разницей, что следует представлять себе, как дыхание втекает и вытекает через правую, а не через левую ноздрю.

Обе эти техники можно использовать для увеличения потока через одну ноздрю с целью достижения равновесия. В идеале их следует делать друг за другом перед практикой ануломы виломы, чтобы повысить чувствительность к потокам дыхания через ноздри.

 

Техника 7: асаны в целом

 

Любые асаны, как правило, способствуют уравновешиванию иды и пингалы, особенно если их делать систематическим образом, правильно и как часть программы регулярной практики. На самом деле, это неудивительно, поскольку большинство асан оказывают симметричное влияние на все части тела. Большинство из них осуществляют равное давление на подмышечные области. Кроме того, при правильном выполнении асан человек закрывает глаза и сосредоточивается на дыхании, внутреннем символе или другом подходящем объекте внимания, что предполагает интроверсию, поток иды. Но в то же самое время должна иметь место определенная степень экстраверсии, чтобы выполнять и поддерживать физическую позу асаны, а это предполагает одновременную активацию аспекта пингалы. Как правило, это приводит к установлению равновесия иды и пингалы, без чрезмерной экстраверсии или, наоборот, чрезмерной поглощенности умственными и психическими фантазиями. Именно поэтому асаны, когда они доведены до совершенства, справедливо считать медитативными техниками. Это одна из причин, почему асаны так полезны для достижения крепкого здоровья, — обычно ее упускают из виду при попытках объяснить благотворное действие асан.

 

Техника 8: подбор лежачего положения

 

Как мы уже объяснили, давление в правой подмышечной области вызывает преобладание дыхания через левую ноздрю, в то время как давление в правой подмышечной области приводит к преимущественному дыханию через правую ноздрю. Точно так же и по той же причине, если человек лежит на левом боку, у него будет преобладать дыхание через правую ноздрю, тогда как лежа на правом боку, он будет склонен дышать преимущественно левой ноздрей. И снова вы можете сами проверить истинность этого утверждения.

Эту технику можно использовать перед сном или во время выполнения любой медитативной техники в лежачей позе, поскольку, помимо заметных физических последствий, она имеет много более тонких эффектов.

 

Техника 9: физическое затыкание носа

 

Очевидный метод изменения потока воздуха состоит в том, чтобы заткнуть одну ноздрю тампоном из хлопковой ваты или другого подходящего материала. То есть, чтобы вызвать поток через правую ноздрю, нужно заткнуть левую, и наоборот, чтобы направить поток дыхания через левую ноздрю, следует заткнуть правую. При желании, вы можете попробовать этот метод, однако мы рекомендуем в качестве предпочтительного любой из других методов, поскольку они менее насильственны. И мы, безусловно, не советуем вам затыкать обе ноздри в качестве средства уравновешивания иды и пингалы!

 

Предостережение

 

Мы не хотим, чтобы вы экспериментировали с потоками дыхания иды и пингалы в дневное или ночное время вне ваших занятий йогой. Конечно, большинство из нас слишком заняты, чтобы заниматься этими потоками во время выполнения своих повседневных обязанностей, но мы предупреждаем вас просто на тот случай, если вы принадлежите к числу немногих людей, у кого масса свободного времени. Тело и ум автоматически подстраивают потоки иды и пингалы в соответствии с требованиями текущей ситуации.

Например, ночью тело имеет тенденцию лежать в таком положении, которое способствует правильному потоку иды или пингалы. Тело — очень чувствительный инструмент, хотя лишь очень немногие люди осознают этот факт. Если требуется поток иды, то автоматически возникает тенденция лежать на правом боку; если требуется поток пингалы, то тело поворачивается на левый бок. Это одна из причин, почему люди постоянно меняют положение во время ночного сна. У вашего тела есть собственный разум — не вмешивайтесь в его естественное функционирование в течение дня и ночи; позвольте ему действовать по собственному усмотрению.

Однако непосредственно перед медитативными практиками и вообще во время занятий йогой целесообразно манипулировать потоками дыхания для достижения равновесия. Это временное вмешательство в функционирование тела; можно использовать любую из описанных нами техник. В остальное время дня вы должны позволять потокам иды и пингалы следовать своим собственным законам.

 

Общий совет

 

Мы описали эти техники, поскольку они составляют важную часть хатха йоги. Они помогают быстро уравновешивать иду и пингалу для того, чтобы получать максимальную пользу от медитативных практик. Разумеется, выравнивание потоков дыхания через ноздри вряд ли уравновешивает иду и пингалу на всех уровнях вплоть до аджна чакры, но в то же время оно оказывает большую помощь.

Вовсе не обязательно выполнять все описанные нами техники; выберите для себя всего одну или две. Если вы уже ежедневно выполняете полную программу асан и пранаямы перед медитативной практикой, то вам, вероятно, нет нужды использовать какую‑ либо из более специализированных техник, с которыми мы вас только что познакомили. Используйте один из этих методов, только если вы считаете это оправданным в своей конкретной ситуации. В этом отношении вам следует полагаться на собственный здравый смысл.

 

Крийя‑ йога и равновесие иды‑ пингалы

 

крийя‑ йога, вероятно, представляет собой самый мощный метод уравновешивания иды и пингалы. Отдельные техники тщательно подобраны так, что они приводят иду и пингалу в состояние равновесия. В первых крийях огромное внимание уделяется удержанию осознания в равновесии между внутренней сферой ума и внешней сферой материального мира. Первые крийи, в основном, посвящены сосредоточению осознания между двумя крайностями, на узкой грани между экстраверсией, с одной стороны, и интроверсией, с другой. Это будет более полно объяснено в Книге III, где мы подробно опишем различные практики крийя‑ йоги и их воздействие на тело и ум.

 

Тема 3

Вишуддхи чакра

 

В последних четырех уроках мы описали следующие чакры:

1. муладхара[273]

2.свадхистхана[274]

3. манипура[275]

4. анахата[276].

Первые две, в основном, связаны с атрибутами тамаса. Третья и четвертая чакры связаны с качествами раджаса. В этой теме мы познакомим вас с первой из саттвических чакр, вишуддхи чакрой. Слово саттва означает чистоту, понимание, мир и другие качества, которые являются средством достижения и выражением как внутренней гармонии, так и гармонических взаимодействий с другими людьми и миром в целом.

Вишуддхи чакра находится в области горла и в восходящем порядке чакр идет сразу за анахата чакрой.

 

Определение

 

Слово вишуддхи на санскрите означает «очищение», и потому название этой чакры обычно переводят как «центр очищения». Это центр, который очищает и гармонизирует все противоположности. Он также известен под названием ви‑ шуддхикайя чакра, которое имеет тот же смысл. Кроме того, эту чакру часто называют «центром нектара», поскольку это тот уровень бытия, где яд и нектар, хорошее и плохое, соединяются в общее переживание блаженства.

Иногда вишуддхи чакру, из‑ за ее расположения в области горла, называют бхарати стхана — центром речи. Бхарати — это богиня речи.

 

Мифология

 

В индийских писаниях есть красивая история, которая ясно иллюстрирует процесс вишуддхи. Эта история такова:

Говорят, что в доисторическом прошлом суры и асуры постоянно сражались друг с другом. Суры — это существа, представляющие силы добра и света в мире и в каждом человеке. Это силы, которые помогают человеку преодолевать все препятствия и идти по духовному пути. В христианстве их эквивалентом были бы ангелы; в других религиях существуют другие имена для этих, а также для противоположных тенденций, которые ведут к невежеству или привязывают человека к низким уровням понимания. Последние представляют собой силы, действующие как препятствия на духовном пути. Их можно в первом приближении называть демонами или злыми духами. Эти два вида сил можно понимать и интерпретировать множеством способов и на многих различных уровнях тонкости, но мы предоставляем это читателю. Давайте вернемся к истории.

И суры, и асуры пытались одержать верх и уничтожить друг друга. В конце концов Вишну попытался разрешить конфликт, предложив им взболтать первичный океан (представляющий мир и ум и именуемый океаном молока) и поровну разделить между собой его содержимое. Это казалось справедливым решением, и план Вишну был принят. Первичный океан взболтали, и на поверхность выпало много всего, что предстояло разделить и распределить.

Все были очень довольны до тех пор, пока на поверхность не поднялся ужасный яд. Он был не нужен ни сурам, ни асурам, но его нельзя было выбросить, поскольку это бы вызвало вред. Казалось, возникла дилемма. В конце концов Вишну обратился за советом к Шиве, который пребывал в глубокой медитации. Шива просто собрал яд и выпил его одним глотком. Яд не причинил ему абсолютно никакого вреда. За этот поступок Шива широко известен под именем нилакантха — синегорлый, где синий цвет подразумевает яд.

Этот поступок очень символичен и имеет очень глубокий смысл. Он показывает, что на более высоких уровнях осознания или медитации, на уровне вишуддхи чакры и выше него даже яд (отрицательные аспекты существования — дурное, зло, война, разрушение и т.п.) могут быть интегрированы в качестве части целого. Все аспекты существования, будь то яд или нектар, составляют часть общей схемы бытия. Когда человек функционирует на уровне вишуддхи чакры и выше, все понятия добра и зла отпадают. Они видятся в более высоком свете, с более широкой перспективы. Таким образом, Шива вследствие своего возвышенного состояния бытия был способен поглотить даже ядовитые аспекты и переживания жизни и превратить их в источник блаженства.

Кстати, в Индии есть птица, которую называют нилакантха за синее оперение на горле (в других странах она известна как голубая сойка). Кроме того, павлину нередко приписывают способность поглощать яд и превращать его в нектар. Павлин способен есть почти все что угодно, не причиняя себе вреда. Это относится и к йогам, достигшим уровня бытия, соответствующего вишуддхи чакре; для них все переживания — хорошие или плохие — становятся источником блаженства. Все превращается в блаженный нектар.

 

Нектар и бинду

 

Говорят, что божественная жидкость струится и стекает вниз к вишуддхи из более высокой точки, именуемой бинду. Эта жидкость имеет символический смысл и представляет сат‑ чит‑ ананду (истину, сознание и блаженство), создающуюся в сахасраре, источнике всего бытия, но проявляющуюся через бинду[277]. Бинду можно считать вратами между сахасрарой и индивидуальным существованием — вратами между бесконечным и конечным.

У этой божественной жидкости много разных названий. На европейских языках ее можно назвать амброзией — пищей богов, эликсиром жизни. Она широко известна как амрита — нектар бессмертия. В Ведах она называется сома (нектар), а в Тантрах — мадья (божественное вино). Многие суфийские поэты упоминали о «сладостном вине», приносящем немедленное удовлетворение; они говорили не о вине, которое делают из винограда, а о вине блаженства. Это же блаженство символизирует и вино, используемое в христианских обрядах; в эзотерическом смысле оно представляет кровь Христа, но в действительности соответствует блаженной природе, которая была сущностью Христа и является сущностью всех существ. В Библии Христос говорит:

 

«А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную».

(Ин. 4: 14)

 

Эта вода — не обыкновенная вода; это божественная жидкость блаженства, которая спускается из бинду к вишуддхи чакре.

В любой религии и любой системе, ставящей своей целью раскрытие потенциала, заключенного в каждом существе, существует своя символика для невыразимого чувства блаженства. Ее смысл везде одинаков.

 

Лалана чакра

 

Лалана чакра — это второстепенная чакра, тесно связанная с вишуддхи чакрой. Она находится у основания нёба на задней стороне рта. Именно об этом центре говорится в следующем отрывке из Библии:

«И разверз Бог ямину в Лехе, и потекла из нее вода. Он напился, и возвратился дух его, и он ожил». (Суд. 15: 19) И снова вода здесь — не простая жидкая вода, а блаженство.

После того как нектар покидает бинду, он перед тем, как достигнуть вишуддхи чакры, хранится в лалана чакре. Лалана чакру иногда называют кала чакра — центр разделения, поскольку в этом центре нектар из бинду подразделяется на хорошие либо дурные переживания в жизни. Если вишуддхи чакра в сочетании с лалана чакрой не пробуждены, то жизнь, как правило, бывает болезненной и несчастной. Нектар становится ядом. Но когда вишуддхи и лалана чакры пробуждаются, нектар остается в форме блаженства. Жизнь становится источником радостных переживаний. Таково значение вишуддхи и лалана чакр.

Кстати, цель известной практики кхечари мудры заключается в стимуляции и пробуждении лалана чакры[278]. Хотя это и физическая техника, однако она вызывает более тонкие изменения на психическом уровне.

 

Атрибуты вишуддхи

 

Это центр или уровень осознания, где мир начинает казаться человеку его собственным домом. Человек открывается всем переживаниям, будь то хорошим или плохим. Мир и жизнь в целом рассматриваются как источник опыта, ведущего к большему пониманию. Вместо того чтобы бороться с жизнью, человек начинает течь с потоком жизни. Он перестает постоянно избегать плохих переживаний или граней жизни либо игнорировать их, стремясь к хорошим переживаниям. Вместо этого он склонен позволять всему происходить так, как это должно быть. Он поглощает и яд, и нектар. Всё и все становятся чудесными. Вместо невротического и антагонистического отношения к миру и другим людям человек начинает расслабляться и следовать любым ситуациям. Он начинает достигать гармонии с другими людьми.

На этом уровне человек начинает все в большей степени видеть смысл и разум за всеми вещами и действиями. Это центр, где все люди и все вещи предстают как одно космическое целое, в котором все действует в гармонии со всем остальным.

Говорят, что ниже уровня вишуддхи чакры возможны падение и утрата достигнутого уровня гармонии и понимания. На уровне вишуддхи и выше возможность такого падения больше не существует. Эта чакра находится на пороге духовной реализации и высшего знания. В тексте Шат Чакра Нирупана говорится:

«Эта чакра (вишуддхи) — врата к освобождению для того, кто желает познать подлинный смысл йоги, и чьи чувства очищены и находятся под контролем». (шлока 30)

Говорят, что человеку, раскрывающему эту чакру, нет нужды читать писания — он их и так знает. То есть, человек на этом уровне понимания постигает скрытый смысл писаний посредством собственного опыта и интуиции. Он становится сострадательным, умиротворенным и полным блаженства.

 

Символика

 

Вишуддхи чакру символизирует лиловый лотос с шестнадцатью лепестками. По традиции, на каждом из лепестков изображают одну из шестнадцати гласных букв санскрита —

 

 

На нашем символическом рисунке чакры мы опустили эти буквы.

В центре цветка лотоса находится белый круг, в котором изображена капля нектара — одна из многих капель, что стекают из бинду к вишуддхи. В капле написана биджа (семенная) мантра для вишуддхи чакры —

 

 

На многих традиционных изображениях, кроме того, помещаются белый слон и различные божества. Мы опустили их для простоты и для того, чтобы наша схема не была ограничена одной религиозной системой. Большинство традиционных божеств не имеют существенного символического значения для людей вне Индии.

 

Нахождение чакры и кшетрам

 

Подобно свадхистхана, манипура и анахата чакрам, вишуддхи чакра тоже имеет отражение на передней стороне тела, называемое вишуддхи кшетрам. Это используется в практиках крийя‑ йоги.

Чакра и кшетрам расположены следующим образом: Вишуддхи кшетрам находится на передней стороне горла в области кадыка и щитовидной железы.

Вишуддхи чакра находится в позвоночнике точно позади точки кшетрам.

Точку кшетрам можно легко найти, поскольку на нее указывает шишка или выступ на горле. Чакру найти труднее. Мы советуем вам, глядя в зеркало, положить палец одной руки на кадык, а пальцем другой руки найти область позвоночника, находящуюся точно позади кадыка. В конечном итоге вы должны быть способны чувствовать точное положение чакры с закрытыми глазами, но это требует тренировки.[279]В этом состоит цель описанной ниже простой практики.

 

Практика

 

Следующая весьма простая практика называется вишуддхи шуддхи — «очищение вишуддхи».

Сядьте в удобную позу.

Держите спину прямо и закройте глаза.

Начните осознавать дыхание.

Загните язык назад, выполнив кхечари мудру[280].

Делайте уджайи пранаяму[281].

В течение минуты или около того осознавайте звук дыхания в горле.

Пусть ваше дыхание становится медленным и глубоким.

Затем при вдохе представьте себе, что дыхание втягивается внутрь через вишуддхи кшетрам на передней стороне горла.

Почувствуйте, как дыхание проходит через кшетрам и в конечном итоге пронзает вишуддхи чакру в позвоночнике.

При выдохе чувствуйте, как дыхание движется вперед из активирующей точки вишуддхи чакры по направлению к точке кшетрам, в конце концов выходя через нее наружу.

Это один цикл.

Продолжайте действовать таким образом как минимум 5 минут или дольше, в зависимости от имеющегося времени.

Ежедневно практикуясь таким образом, вы постепенно разовьете чувствительность к вишуддхи чакре и точке кшетрам.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. B070400 «Вычислительная техника и программное обеспечение»
  2. Агротехника выращивания и формирования кустарников в школах. Особенности выращивания сортовых сиреней и роз в кустовой и штамбовой форме.
  3. АГРОТЕХНИКА И НЕКТАРОПРОДУКТИВНОСТЬ ЭНТОМОФИЛЬНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР
  4. Анализ состояния охраны труда в «Назаровская Сельхозтехника»
  5. Биотехника воспроизводства осетровых рыб
  6. Вопрос 2. Произнесение проповеди: техника речи, поведение проповедника на амвоне (мимика и жесты).
  7. Вопрос 21. Принесет Тамара Геннадиевна
  8. Выпремление переменного тока в постоянный.Именно с детектора-прибора, указателя электромагнитных волн в пространстве и начинается радиотехника.
  9. Геннадия Степановича Райшева
  10. Гештальттерапия Ф.Перлза. Концепция и генезис невроза по Ф.Перлзу. Механизмы и техника психотерапии.
  11. Глава 4: Могущественная техника драконьей трансформации.
  12. Изгнание Бану ан-Надир в четвертом году хиджры


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 878; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.074 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь