Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 1. Театр как феномен культуры



План

1. Понятие и сущность театрального искусства. Театр как синтез искусств.

2. Ведущая роль драматургии в театре.

Культура представляет собой своего рода универсум, слагающийся из разнообразных культурных форм, в которых находит отражение отношения человека к миру и самому себе. К их числу, прежде всего можно отнести миф, религию, философию, искусство.

Искусство — особый способ познания и отражения действительности, это одна из форм духовной культуры как человека, так и всего человечества. Основные виды искусства (музыка, литература, архитектура, живопись и т.д.) представляют собой такие культурные феномены, посредством которых

· человек получает возможность познавать мир, видеть его целостно;

· осуществляется трансляция ценностей, норм, смыслов, то есть происходит передача некой культурной информации

В ряду этих трансляторов особое место занимает театр.

Слово «театр» произошло от греческого «theatron» — место для зрелищ, зрелище. В настоящее время слово «театр» используется в следующих смысловых контекстах:

1) вид искусства;

2) представление, спектакль;

3) здание, где происходят театральное представления

Итак, театр - вид искусства, художественно отражающий и осваивающий действительность через драматическое действие, осуществляемое актёрами на глазах у зрителей.

Природа театра синтетична, предполагает соединение различных возможностей выражения смысла посредством аудиовизуальных языковых компонентов:

  1. языка архитектуры, скульптуры, живописи (декорации),
  2. языка одежды (костюмы актёров),
  3. языка поз, жестов, движений (пластика, танец), мизансцена — расположение актёров на сцене в тот или иной момент спектакля.
  4. вербального языка (слово и речь, текст пьесы),
  5. языка музыки (звуковое и шумовое оформление) и пр.

Театр – это коллективное творчество: в спектакле объединяются усилия драматурга, режиссера, художника, композитора, актёра, а также труд мн. других работников (осветителей, костюмеров, гримеров и т. д.).

Особое место в театральном действии принадлежит зрителю. Зритель играет роль не только созерцателя театрального действия, но и роль «действующего лица» – со-участника театрального со-бытия, становится неотъемлемой частью театрального действия. Действительно, в любом произведении театрального искусства есть еще один полноправный и важнейший соавтор – зритель, чье восприятие корректирует и трансформирует спектакль, по-разному расставляя акценты и порой кардинально меняя общий смысл и идею представления.

Таким образом, театральное действие можно рассматривать как совокупность различных интерпретаций (авторской, режиссёрской, зрительской, актёрской и пр.).

Основа театра – драматургия. Под драматургией понимается теория и искусство построения драматического произведения, а также сюжетно-образная концепция такого произведения. Основные элементы драматического произведения и принципы драматургии исторически изменчивы и зависят от многих факторов, среди которых, прежде всего, можно выделить:

· выбранный жанр;

· историческая эпоха;

· национальные особенности;

· стиль, с которым соотносится театральное представление;

· авторская позиция драматурга и режиссера;

· вид театра.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое искусство и каковы его основные виды?

2. В чем состоят отличительные особенности театра как вида искусства?

3. Определите специфические особенности театрального искусства.

4. Охарактеризуйте компоненты театрального искусства и определите их роль в создании спектакля.

5. Что такое драматургия, и какие факторы оказывают влияние на основные элементы драматического произведения и принципы драматургии?

 

Тема 2. Театр Античности

План

1. Театр Древней Греции.

2. Театр Древнего Рима.

Рождение древнегреческого театра было связано с культом Диониса. Празднования в честь Дионисапроводились четыре раза в год. На трех из них (Малые Дионисии, Великие Дионисии, Ленеи) давались представления, послужившие основой древнегреческого театра. Из торжественной части праздника. посвящённого Дионису, родилась трагедия ( греч. τ ρ α γ ω δ ί α ), а из веселой и шутливой - комедия ( греч. κ ω μ ω δ ί α ).

Театр как самостоятельный вид искусства зародился в Афинах во второй половине VI века до н.э. при тиране Писистрате. Историю театра принято начинать с 534 г. до н.э., когда в Афинах были организованы первые официальные драматические представления, на которых и выступил с драмой греческий актер, поэт Феспид. Феспид выделил из хора особого исполнителя – актера, получившего название «гипокрит», что сделало тетральное действие более динамичным. Пика своего расцвета греческое театральное искусство достигло во времена творчества трех великих трагиков: Эсхила, Софокла и Еврипида, а также комедиографа Аристофана. Немалый прогресс был достигнут и в области оформления спектаклей и театральной техники.

Театр в Древней Греции считался делом государственным, поэтому за организацию представлений отвечал архонт — высшее должностное лицо города. Он давал разрешение на постановку пьесы, по его распоряжению набирали хор. Все материальные расходы брал на себя богатый горожанин — хорег, которого также назначал архонт. У каждого поэта был «свой» хорег. На мраморных памятных досках выбивали не только имя драматурга-победителя, но и имя хорега.

Порядок, в котором игрались пьесы соревнующихся драматургов, определял жребий. Трагики должны были представить по 4 пьесы (тетралогию) - три трагедии, объединенные общим сюжетом, и одну сатировскую драму. Тетралогия исполнялась каждый день, а под вечер давали комедию одного из комических поэтов. Всего соревнования продолжались три дня.

Драматургия трагедии и комедии определялась её задачами.

Трагедия должна была демонстрировать добродетели. По словам Аристотеля, трагедия призвана выражать «сострадание и страх» и конечная цель ее в том, чтобы приводить зрителей к так называемому «очищению» (катарсису).

Сатировская драма или иначе игривая трагедия. Внешняя особенность, отличавшая сатировскую драму от трагедии в эпоху расцвета греческого театра, сводится к участию в сценическом действии сатиров. По сравнению с трагедией объём сатировской драмы был меньше и драматический конфликт проще. Не поучая, как комедия, сатировская драма смешила и развлекала, давая исход тяжелому и серьёзному настроению, вызванному в зрителях предшествовавшими трагедиями

Комедия призвана была высмеивать пороки.

Спектакль, как правило, начинался с традиционного пролога и выступления хора: так называемого «парода», когда хоревты с маршевой песней под аккомпанемент флейты выходили через один из боковых проходов на орхестру и становились лицом к зрителям. До самого конца спектакля хор потом уже орхестру не покидал, оставляя ее лишь под звуки заключительной песни. Она тоже исполнялась на маршевый мотив и называлась «эксодом» — буквально «исходом». Эксод знаменовал собою конец спектакля. В трагедии хор состоял из 15 человек, а в комедии мог включать 24. Помимопения хоревты исполняли ритмические телодвижения, переходившие в танец. Исполнявшиеся танцы зависели от типа драматического произведения. Так, например, трагедии соответсвовала эммелия, комедии – кордак, а сатировской драме - сиккинида. В целомтеатральные представления представляли собой сочетание драматического действия, поэтической декламации, пение, танцы, жестикуляцию, мимические движения.

Сценическое искусство Древнего Рима развивалось под влиянием греческого театра и собственно римских народных представлений. На праздниках в честь жатвы исполнялись фесценины — грубоватые сатирические песни. Были популярны сатуры — представления, ведущие своё происхождение от танцев плясунов из Этрурии (современная Тоскана). Сатуры включали в себя музыку, танцы, пение, драматические сценки бытового и комического содержания. Самая счастливая и долгая судьба оказалась у ателланы. Так называли представление (обычно комическое), в котором действовали маски-характеры. Именно маски ателланы стали одним из истоков итальянской комедии дель арте.

В целом, хотя римский театр и возникает под влиянием греческого, по мере своего развития он всё больше теряет присущую греческому театру гражданскую пафосность и сосредоточивается на развлечении и зрелищах, которые были лишены глубокой драматической основы. Более того, гораздо большим успехом, чем театр в Риме начинают пользоваться бои гладиаторов, состязания колесниц, кулачные бои, публичные казни преступников, которые происходили в цирках и амфитеатрах.

В V в. н.э. под натиском отрядов германцев Римская империя пала. Вместе с государством погиб и античный театр. Искусство сцены возродилось в новых формах и в другое время, уже в эпоху христианства.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы истоки древнегреческого театра?

2. Назовите жанры раннего театра.

3. Определите структуру комедии и трагедии.

4..Назовите трагедии Эсхила и круг тем в его творчестве, проблематику.

5. В чем главный подвиг Прометея (в трагедии Эсхила «Прометей Прикованный»)?

6. Что нового внес Эсхил в области драматургической техники?

7. Каковы нововведения Софокла в построении трагедии? Сущность его театральной реформы?

8. Охарактеризуйте творчество Еврипида и перечислите его трагедии. Что особенного появилось в его тематике?

9. Назовите основные положения поэтики Аристотеля. В чем суть его учения о трагедии? Что такое катарсис?

10.В чем особенности эпохи эллинизма и театра эллинистической эпохи? Актерского искусства?

11.Назовите основных персонажей аттеланы.

12. Когда и кем был сооружен первый постоянный каменный театр в Древнем Риме?

13. В чём заключаются отличия греческого и римского театрального искусства?


Поделиться:



Популярное:

  1. A.19. Противопожарная система
  2. A.32.4.5.3. Система УСАВП: тест управления рекуперативным торможением
  3. Bizz: Белье стирается вперемешку с чужим или как?
  4. Bizz: Допустим, клиент не проверил карман, а там что-то лежит, что может повредит аппарат. Как быть в такой ситуации?
  5. I AM HAPPY AS A KING (я счастлив как король)
  6. I Межрегионального фестиваля фольклора среди художественных коллективов русской самобытной культуры «Веселая карусель», посвященный Году гостеприимства в Республике Тыва.
  7. I. Какие первичные факторы контролируют нервную активность, то есть количество импульсов, передаваемых эфферентными волокнами?
  8. I. Основные этапы становления и развития физической культуры в России и зарубежных странах
  9. II. Поселение в Испании. Взаимоотношения вестготов и римлян. Королевская власть. Система управления. Церковная политика.
  10. II. Природа организационной культуры.
  11. II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ЧАСОВ
  12. II. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО КАК КОМПЛЕКСНАЯ ОТРАСЛЬ


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 4223; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь