Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 2. Русский театр XVIII века



План

1. Влияние петровских преобразований на развитие русской культуры.

2. Развитие русского театрального искусства в первой половине XVIII века.

3. Театры Петербурга и Москвы во второй половине XVIII века

4. Взаимодействие различных художественных традиций в русском театре второй половины XVIII века.

XVIII век в России отмечен реформами Петра I. Петровские реформы открывают собой эпоху Нового времени в русской истории и прежде всего - эру русского Просвещения, которой задают тон и идейную направленность. Век русского Просвещения (XVIII в. в России) - важный период в развитии русской культуры, означавший постепенный переход от традиционной древнерусской культуры, сочетавшей в себе черты Средневековья со слабо развитыми феодальными отношениями и родового, общинного уклада, к культуре Нового времени (русской классической культуре XIX в.). Главное содержание петровской модернизации составила секуляризация культуры, что находит отражение в различных областях общественной жизни России.

В культурной и общественной жизни России описываемого времени далеко не последнюю роль играла театрализация всевозможных аспектов быта. Разнообразные зрелища — празднества, приемы, процессии, маскарады, фейерверки и т. д. — сосуществовали рядом с театром, порой опережая его в развитии, иногда тесно переплетаясь с ним, и представляли вместе со сценическим искусством некое единое целое. Развитие театрализованных форм общественной жизни способствовало активному развитию зрительских потребностей в русском обществе.

По велению Петра I, в 1702 году был создан Публичный театр, который был рассчитан на массовую публику. Для него, на Красной площади в Москве было выстроено здание, которое называлось «Комедиальная храмина». Там давались спектакли немецкой труппы под руководством И. Х. Кунста и О. Фюрста. Позднее в труппу стали принимать русских актеров, которые одновременно играли в театре и обучались сценическому искусству. Этот театр проработал около 4 лет и закрылся по причине плохой посещаемости. Репертуар театра состоял в основном из пьес немецких авторов, и исполнялись пьесы на немецком языке. В Петербурге в 1719 году работал немецкий театр И. Манна, который также не пользовался популярностью, потому что в его репертуаре были примитивные комедии и кровавые трагедии, которые не имели успеха у русской публики.

В 1756 г. в Петербурге был создан «Русский императорский драматический театр». Руководил им первый русский актер Ф. Г. Волков и драматург А. П. Сумароков. Труппа Ф. Г. Волкова оказала огромное влияние на весь ход развития театрального искусство в России.

В 1779 году в Петербурге открылся частный театр на Царицыном лугу, принадлежавший Карлу Книпперу В 1782 году театр возглавил И.А Дмитриевский, сумевший превратить студийную труппу в профессиональный театр, тесно связанный с передовой литературой и отвечавший запросам относительно широких кругов городской публики. В репертуаре театра ведущее место занимала русская национальная драматургия, и прежде всего сатирическая комедия и комическая опера. В театре на Царицыном лугу состоялось первое представлние комедий Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль». Этим театром впервые была поставлена и одна из лучших русских комических опер «Санкт-Петербургский гостиный двор», дававшая сатирическое изображение нравов купечества, чиновничества и дворянства. С исключительным успехом шла в театре комическая опера Аблесимова (музыка М. Соколовского) «Мельник — колдун, обманщик и сват», выводившая на сцену русских крестьян. В 1783 году театр был ликвидирован, а его лучшие актеры были включены в труппу придворного, то есть государственного, театра.

В Москве создание профессионального театра неразрывно было связано с Московским университетом и идейным движением дворянского просветительства. В 1756 году был создан университетский театр, который возглавил М. М. Херасков. При нем были открыты классы, где студенты и актеры-любители могли обучаться драматическому мастерству.

В 1759 году в Москве начала свою деятельность итальянская комическая опера, возглавляемая антрепренером Локателли. В 1759 году труппа стала называться «Российским театром» и начала давать представления на сцене выстроенного Локателли «Оперного дома» на Красных прудах по очереди с итальянцами, исполнявшими комические оперы и балеты. Содержание объединенного театра было возложено на Локателли. Руководство русской труппой осуществлялось университетом. Репертуар театра состоял из трагедий Сумарокова («Синав и Трувор», «Хорев»), драмы Хераскова («Безбожник») и комедий Мольера («Скапиновы обманы», «Жорж Дандин» и др.). Труппа была настолько сильной, что в начале 1761 года лучших из «московских комедиантов» отправили в Петербург для укрепления придворного русского театра.

Созданный в 1759 году Российский театр начинает собой историю профессионального московского театра, опирающегося на развитие национальной драматургии и вскоре создавшего многочисленные кадры актеров и драматургов, в той или иной мере испытавших благотворное воздействие Московского университета.

В 1780 году в Москве на улице Петровка, на том месте, где в настоящее время находится Большой театр, англичанином Мекколом Медоксом был открыт Петровский театр. В репертуаре театра были комедии Д. И. Фонвизина и пьесы Г. Э. Лессинга. Впервые в России на его сцене была поставлена комедия Бомарше «Женитьба Фигаро». Пользовались большим успехом пьесы Я. Б. Княжнина.

В конце XVIII века в Москве существовало пятнадцать частных театров со ста шестьюдесятью актерами и двумястами двадцатью шестью музыкантами и певчими. Эти театры содержались князем И. Д. Трубецким, графом Н. П. Шереметевым, князем П. М. Волконским, князем Н. Г. Шаховским и другими. В то же время в разночинных кругах продолжали существовать любительские театры, в практике которых традиции «охочих комедиантов» сочетались с влиянием городского профессионального театра.

Театр первой половины XVIII века – это время доминирование классицизма, что определило особенности драматургии и выбор театральных жанров. Во второй половине XVIII века жанровый диапазон русского театра существенно расширяется. В указанный период русский театр располагал большим и жанрово разнообразным репертуаром: сатирическая комедия, политическая трагедия, «мещанская» драма и «слезная» комедия, комическая опера, реалистическая драма.

Во второй половине XVIII века начинает формироваться национальная исполнительская школа, намечается оригинальная манера актерской игры, сценического поведения. Обширный репертуар, включающий пьесы различных направлений, помогал выявлению талантов, совершенствованию актерского искусства. Обогащению профессиональных навыков способствовали выступления драматических актеров в операх, балетах, музыкальных спектаклях.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем смысл Петровских реформ, и как они повлияли на развитие театрального искусства?

2. Когда был создан государственный публичный театр? И каковы его задачи?

3. Из каких произведений состоял репертуар театра?

4. В чем состоит причина закрытия театра в 1706 году?

5. Когда была открыта первая балетная школа в Петербурге?

6. Когда был открыт первый профессионально действующий русский театр?

7. Кто является родоначальником первого русского театра?

8. Каковы основные этапы творческой биографии Ф. Волкова? Что нового внес Ф. Волков в режиссуру?

9. Чем отличался первый профессиональный театр от придворных театров, созданных в 1672 году, в 1706 году?

10.Почему в 1759 году Петербургский театр был включен в число придворных театров?

11.Каковы особенности народного театра в XVIII веке, репертуар? Кто его участники?

12.Какова история возникновения первого частного театра на Царицыном лугу? Что составляло основу его репертуара?

13.Какие организационные формы деятельности государственного театра были определены указом 1783 года?

14.Когда была открыта первая театральная школа в Петербурге?

15.Каковы особенности развития Московского театра второй половины XVIII века?

16. Назовите основные художественные традиции в русском театре второй половины XVIII века.


Поделиться:



Популярное:

  1. A.19. Противопожарная система
  2. A.32.4.5.3. Система УСАВП: тест управления рекуперативным торможением
  3. I. 8. Русская философия XVIII-XX веков
  4. I. Перепишите следующие предложения. Определите, является ли подчеркнутая форма инфинитивом, причастием или герундием. Переведите письменно предложения на русский язык.
  5. II. Поселение в Испании. Взаимоотношения вестготов и римлян. Королевская власть. Система управления. Церковная политика.
  6. II. Прочитайте предложения, перепишите их, выделив указательные местоимения. Переведите письменно предложения на русский язык.
  7. II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ЧАСОВ
  8. V. Отцовство у человека — социальное изобретение
  9. V. Письменно переведите текст и выпишите слова юридической тематики.
  10. V. ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА
  11. VII. ЛЕКСИКА ДРУГИХ АКТУАЛЬНЫХ ТЕМАТИЧЕСКИХ ГРУПП
  12. XVIII. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 3350; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь