Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Блок наглядно-дидактического материала



Демонстрационные материалы, Презентации, слайды. Обучающие фильмы. Обучающие программы (CD-источники)

 

ПРОГРАММНО-ПЛАНИРУЮЩИЙ БЛОК

Пояснительная записка

Курс «История драматического театра» в структуре Основной образовательной программы (ООП) подготовки бакалавра по направлению Социально-культурная деятельность профиль ««Менеджмент социально-культурной деятельности» относится к числу базовых дисциплин модуля 5 «Историко-культурные аспекты социально-культурной деятельности».

Объём дисциплины составляет 108 часов (3 з.е.), из них на контактную работу обучающихся с преподавателем отводится 42 часа (20 часов лекции, 20 часов практические занятия, 2 часа КСР) и 66 часов на самостоятельную работу. Дисциплина изучается в 1 семестре, по итогам курса бакалаврами сдается дифференцированный зачёт.

2. Тематический план

Темы Количество часов
Аудиторные занятия Самос-тоят. работа
Всего аудиторных в том числе
Лекции Практ. занятия Лаб. занятия КСР
Модуль 1. Западноевропейский театр от истоков до XVII века            
1. 1. Театр как феномен культуры.      
Тема 1. 2. Театр Античности    
Тема 1.3. Развитие театральных форм в Европе. Эпоха средневековья    
Тема 1.4. Европейский театр эпохи Возрождения    
Модуль 2. Европейский театр в культуре Нового времени. Смена стилей и направлений              
Тема 2. 1. Театр Европы XVII века      
Тема 2. 2. эстетические идеи Просвещения в западноевропейском театре XVIII века    
Тема 2. 3. Романтизм и критический реализм в европейском театре первой половины XIX века.    
Тема 2. 4. Европейский театр второй половины XIX века- начала ХХ вв.      
Модуль 3. Русский драматический театр от истоков до XX века            
Тема 3. 1. Зарождение и развитие русского театрального искусства.        
Тема 3. 2.Русский театр XVIII века      
Тема 3. 3. Русский народный (фольклорный) театр      
Тема 3. 4. Русский театр XIX - первой половины ХХ вв.      
Модуль 4. Театральная культура XX – начала XXI вв.            
Тема 4.1. Основные стилевые направления в русском и западноевропейском театре XX – начала XXI вв.    
Тема 4.2. Современные формы развития музыкального театра в России и за рубежом.      
Тема 4.3. Основные элементы оформления спектакля.      
Тема 4.4.Театр и киноискусство в культуре ХХ - начала XXI вв.      
Тема 4.5. Роль информационных технологий в развитии театрального искусства.        
Итого часов  
Итого по дисциплине 108 час.  
3 ЗЕ*  

3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Компетенция Результат освоения дисциплины (модуля) Форма оценочных средств (ОС) в банке ОС Оценка выполнения студентом
Т ТЗ КЗ ТР ДС
(ОК-2) способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции   Знать: историю зарубежного и русского театра от истоков до современности в главных событиях и фактах в области драматургии, актерского искусства и режиссуры; основные стили и жанры мирового и отечественного театрального искусства. Уметь: формулировать, грамотно излагать и аргументировано отстаивать свою позицию по той или иной проблеме театрального искусства. Владеть: навыками самостоятельного анализа историко-театральных технологий с учетом специфики эпохи, к которой они относятся. +   +   + Выполнение практических заданий и сдача тестов (на уровне не менее 50% от общего количества тестов) промежуточной аттестации не позже начала зачетно-экзаменационной сессии, но до даты проведения экзамена.  
(ПК-12) готовностью к организации творческо-производственной деятельности работников учреждений культуры   Знать: основные формы, методы и функции творческо-производственной деятельности учреждений культуры. Уметь: организовывать творческо-производственную деятельность учреждений культуры, реализующих социально-культурные технологии в сфере драматического искусства. Владеть: навыками разработки и постановки социально-культурных программ с использованием методов драматического искусства.   + +     Выполнение тематических творческих заданий

*Форма оценочных средств (тематических заданий) для совокупности всех заданий банка оценочных средств (БОС) по дисциплине (модулю), раскрывающих содержание раздела, темы дисциплины (модуля) может включать:

Т – тесты по дисциплине (модулю);

ТЗ – тематические задания по дисциплине (модулю);

КЗ – контрольные задания по дисциплине (модулю);

ТР – тренинг;

ДС – другие средства и формы контроля по дисциплине (модулю).

4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)

Тематика самостоятельных работ

Наименование темы Тематика самостоятельных работ
Модуль 1. Западноевропейский театр от истоков до XVII века
1. 1. Театр как феномен культуры. 1. Понятие и сущность театрального искусства. Театр как синтез искусств. 2. Ведущая роль драматургии в театре. 3. Виды театров. 4.Репертуар как выразитель идейно-художественного замысла театра
Тема 1.2. Театр Античности 1. Мимы и флеаки как форма низового зрелища. 2. Танцы древнегреческого театра 3. Комедии римского театра, их жанры и особенности. 4. Театральные декорации и театральные машины античного театра. 5. Семантика костюмов актёров античного театра.
Тема 1.3. Развитие театральных форм в Европе. Эпоха средневековья 1. Смеховая карнавальная культура средневековой Европы. 2. Творчество вагантов и их влияние на развитие светской драматургии. 3. Влияние средневековой городской культуры на развитие театрального искусства.
Тема 1.4. Европейский театр эпохи Возрождения 1. Творчество Лудовико Ариосто. 2. Роль карнавала в рождении комедии Дель-арте. 3. Лопе де Руэда – родоначальник испанского театра. 4. Т. Наарро и его теория единого жанра «комедия». 5. Особенности драматургии Сервантеса 6. Театр «Глобус» и его устройство.
Модуль 2. Европейский театр в культуре Нового времени. Смена стилей и направлений
Тема 2. 1. Театр Европы XVII века 1. Театральная теория классицизма 2. Особенности устройства французского театра эпохи классицизма. 3. Характер актерского искусства французского классицизма.
Тема 2. 2. эстетические идеи Просвещения в западноевропейском театре XVIII века 1. Привилегированные театры Англии «Друри Лейн» и «Ковент Гарден». 2. Реформатор английской сцены – Д. Гаррик. 3. Деятельность «Комедии Франсез». 4. Творчество Пьера Мариво. 5. Просветительские идеи в творчестве трагического актера. А. Лекена. 6. Творческая манера игры Мари Дюмениль и Ипполиты Клерон. 7. Театр французской буржуазной революции и его особенности. 8. Н.В. Гете и его философская драма «Фауст».
Тема 2. 3. Романтизм и критический реализм в европейском театре первой половины XIX века 1. Предромантические тенденции в жанре французской мелодрамы. 2. Крупнейший драматург и теоретик романтического театра В. Гюго. 3. Основные аспекты теории романтического гротеска. 4. Сценическое искусство Франции в период романтизма. 5. Э. Кин как представитель романтического направления в английском актёрском искусстве. 6. Новаторская режиссура Ч. Кина. 7. Отражение идей романтизма в творчестве Г. Клейста. 6. Особенности актёрского искусства К. Зейдельмана. 7. Л. Девриент как один из наиболее выдающихся европейских актёров эпохи романтизма. 8. В. Шлегель как крупнейший теоретик романтизма в театральном искусстве.
Тема 2. 4. Европейский театр второй половины XIX века- начала ХХ вв. 1. Э. Растан – выразитель неоромантизма во французском театре. 2. Драматургия О. Уайльда. Драматургия Уайльда. 3. Драматург и теоретик народного театра Р. Ролан. 4. Бенуа-Констан Коклен – актёр и теоретик актерского искусства. 5. Реформатор немецкой сцены Макс Рейнгардт. 6. Мейнингский театр и режиссура Людвига Кронека. 7. Творческая деятельность Андре Антуана. 8. Творчество Жана Муне-Сюлли и Сары Бернар.
Модуль 3. Русский драматический театр от истоков до XX века
Тема 3. 1. Зарождение и развитие русского театрального искусства. 1. Основные типы русских народных календарных праздников. 2. Игровые начала русской народной праздничной культуры. 3. Роль И. Грегори в подготовке спектаклей и труппы первого русского театра. 4. Симеон Полоцкий и деятельность школьного театра.
Тема 3. 2.Русский театр XVIII века 1. Творчество Ф. Г. Волкова. Становление национального актерского искусства. 2. Роль И. Дмитриевского как руководителя русского театра и родоначальника театрального обучения. 3. Театр царевны Натальи Алексеевны. 4. «Народные театры» Петербурга и Москвы. 5. Создание в Петербурге первой балетной школы. 6. Западноевропейская драматургия в репертуаре русского театра конца XVIII века. 7. Драматургия В. И. Лукина. 8. Творчество Я. Б. Княжнина.
Тема 3. 3. Русский народный (фольклорный) театр 1. Игровые элементы русской обрядовой культуры. 2. Маска в системе ряженья. 3.. Зимние народные увеселения (17-19 вв.). 4. Театр «охочих комедиантов». 5. Этнографический театр В.Н. Всеволодского-Гернгросса.
Тема 3. 4. Русский театр XIX - первой половины ХХ вв. 1. Сатирические комедии И. А. Крылова. 2. Героико-патриотическая тема в драматургии В. А. Озерова. 3. А. А. Грибоедов и театр. 4. Театрально-эстетические взгляды А. С. Пушкина. 5. Реалистические тенденции в русском водевиле 30-40 гг. 6. Драматургия Н. В. Гоголя. 7. Проблематика пьес И. С. Тургенева. 8. Основные этапы драматургии Островского. 9. Театрально-эстетические взгляды Л.Н. Толстого и основные этапы его творчества. 10. Русский балетный театр первой половины ХIХ в. 11. Малый театр и реформы А. П. Ленского.
Модуль 4. Театральная культура XX – начала XXI вв.
Тема 4.1. Основные стилевые направления в русском и западноевропейском театре XX – начала XXI вв.   1. Тема маски как способа самозащиты маленького человека в театре 20-х годов XX века. 2. Французский интеллектуальный театр. 3. Поэтический театр Т. Элиота. 4. Театральная деятельность Г. Лорки. 5. Театральная деятельность М. Булгакова. 6. Драматургия советского периода. 7. Экзистенциалистские течения французской драматургии. 8. «Театр солнца» А. Мнушкиной. 9.Творчество стрэдфорского Театра-на- Эйвоне. 10.Сомнения и контрасты театра И. Бергмана. 11. Т. Уильямс и А. Миллер как представители американской драматургии. 12. Значение внебродвейских театров для развития сценического искусства США. 13. Взаимовлияние художественных направлений в театре Европы и России XX века.
Тема 4.2. Современные формы развития музыкального театра в России и за рубежом. 1. Оперные постановки конца XX века. 2. Поиски новых средств выразительности в творчестве А. А. Горского (Москва) и М. М. Фокина (Петербург). 3. Становление балетного искусства в Европе: «Балет Елисейских полей» (Франция), труппа Королевского балета (Англия), 4. Балетное искусство Америки: «Нью-Йорк Сити балле». 5. Мюзикл в США. 6. Мюзиклы конца XX – начала XXI веков в России.
Тема 4.3. Основные элементы оформления спектакля. 1. Театр художника как особый вид сценического творчества XX века. Художник-режиссер (К. Малевич, В. Кандинский, Т. Кантор, Р. Уилсон). 2. Многообразие поисков художественного решения спектаклей середины и второй половины XX века. 3. Роль костюма в театре. 4. Работа режиссера с композитором. 5. Художественные задачи и приёмы сценического освещения конца XIX — начала XX вв.
Тема 4.4.Театр и киноискусство в культуре ХХ - начала XXI вв. 1. Использование в мультипликации традиций кукольного театра. 2. Экранное «прочтение» произведений В. Шекспира. 3. Влияние традиций отечественной литературы и театра на становление отечественного кино. 4. Фильм-балет и фильм-опера как особые жанры кинематографического искусства. 5. Жанр мюзикла в кино. 6. Киносценарий как особая форма драматургии.
Тема 4.5. Роль информационных технологий в развитии театрального искусства. 1. Театр и Интернет (последние новости, история театра, текущий репертуар, обсуждение спектаклей, афиши, заказ билетов). 2. Информационная культура современного режиссера: просмотр театральных постановок в Интернет и на DVD; 3. Режиссерские Интернет-конференции и семинары.
     

 

Тематика контрольных работ

Модуль 1. Западноевропейский театр от истоков до XVII века
Тема 1.1. Театр как феномен культуры. 1. Истоки театра: ритуальные празднества и обряды. 2. Игровая сущность театра и обрядовый характер
Тема 1.2. Театр Античности 1. Сатировская драма – как жанр древнегреческого театра. 2. Особенности новоаттической комедии. 3. Театр Древней Греции и Древнего Рима: общее и особенное.
Тема 1.3. Развитие театральных форм в Европе. Эпоха средневековья 1. Зарождение и развитие светского театра. 2. Творчество гистрионов. 3. Жанры светского театра: моралите, фарс, соти.
Тема 1.4. Европейский театр эпохи Возрождения. 1. Драматург и актер Анджело Беолько. 2. Комические актеры английской сцены: Р. Тарлингтон, Вильям Кемп. 3. Своеобразие сценического искусства театра Испании.
Модуль 2. Европейский театр в культуре Нового времени. Смена стилей и направлений
Тема 2.1. Театр Европы XVII века 1. Отражение стилевых особенностей барокко и классицизма в театральном искусстве XVII века. 2. Творчество Тирсо де Малина и Педро Кальдерона. 3. Мольер и его реформа классицистической драматургии. 4. Значение сценической школы классицизма в истории театра.
Тема 2.2. эстетические идеи Просвещения в западноевропейском театре XVIII века 1. Философско-эстетические взгляды Вольтера. 2. Д. Дидро – драматург и теоретик французского Просвещения. 3. Творчество П.О. Бомарше.
Тема 2.3. Тема 2. 3. Романтизм и критический реализм в европейском театре первой половины XIX века. 1. Появление новых жанров: мелодрамы и водевиля. 2. Классик водевильного жанра Э. Лабиш. 3. Творчество Л. Тика.
Тема 2.4. Тема 2. 4. Европейский театр второй половины XIX века- начала ХХ вв. 1. Э. Золя – глава французского натурализма и теоретик реформы театра. 2. М. Метерлинк и его теория символистской драмы. 3. Скандинавский театр второй половины XIX века. 4. О. Уальд и его эстетская теория «искусство для искусства», отрицание натурализма и реализма
Модуль 3. Русский драматический театр от истоков до XX века
Тема 3. 1. Зарождение и развитие русского театрального искусства. 1. Основные типы русских народных календарных праздников. 2. Игровые начала русской народной праздничной культуры. 3. Роль И. Грегори в подготовке спектаклей и труппы первого русского театра. 4. Симеон Полоцкий и деятельность школьного театра.
Тема 3. 2.Русский театр XVIII века 1. Творчество Ф. Г. Волкова. Становление национального актерского искусства. 2. Роль И. Дмитриевского как руководителя русского театра и родоначальника театрального обучения. 3. Театр царевны Натальи Алексеевны. 4. «Народные театры» Петербурга и Москвы. 5. Создание в Петербурге первой балетной школы. 6. Западноевропейская драматургия в репертуаре русского театра конца XVIII века. 7. Драматургия В. И. Лукина. 8. Творчество Я. Б. Княжнина.
Тема 3. 3. Русский народный (фольклорный) театр 1. Игровые элементы русской обрядовой культуры. 2. Маска в системе ряженья. 3.. Зимние народные увеселения (17-19 вв.). 4. Театр «охочих комедиантов». 5. Этнографический театр В.Н. Всеволодского-Гернгросса.
Тема 3. 4. Русский театр XIX - первой половины ХХ вв. 1. Сатирические комедии И. А. Крылова. 2. Героико-патриотическая тема в драматургии В. А. Озерова. 3. А. А. Грибоедов и театр. 4. Театрально-эстетические взгляды А. С. Пушкина. 5. Реалистические тенденции в русском водевиле 30-40 гг. 6. Драматургия Н. В. Гоголя. 7. Проблематика пьес И. С. Тургенева. 8. Основные этапы драматургии Островского. 9. Театрально-эстетические взгляды Л.Н. Толстого и основные этапы его творчества. 10. Русский балетный театр первой половины ХIХ в. 11. Малый театр и реформы А. П. Ленского.
Модуль 4. Театральная культура XX – начала XXI вв.
Тема 4.1. Основные стилевые направления в русском и западноевропейском театре XX – начала XXI вв. 1. Создание театра «Современник». 2. Театр на Таганке и Юрий Любимов. 3. Феномен театра Анатолия Эфроса 4. БДТ и Георгий Товстоногов.
Тема 4.2. Современные формы развития музыкального театра в России и за рубежом. 1. Дягилев и «Русские сезоны». 2. Айседора Дункан и ее школа. 3. Поиск нового танцевального языка в творчестве В. Нижинского, Я. Берлина, М. Плисецкой. 4. Ф. Легар и нововенское направление в австрийской оперетте.  
Тема 4.3. Основные элементы оформления спектакля. 1. В. А. Симов и спектакли МХТ. 2. Деятельность в театре художников группы «Мир искусства». 3. Художественное оформление дягилевских «Русских сезонов» (Париж). 4. Совместные работы русских и французских художников (П. Пикассо, А. Матисс, Ж. Брак, А. Дерен).  
Тема 4.4.Театр и киноискусство в культуре ХХ - начала XXI вв.
  1. Технологические истоки кино.
  2. Основные этапы развития кинематографа.
  3. Жорж Мельес как один из основоположников мирового кинематографа.
  4. Киноискусство как зрелище.
  5. Братья Люмьер и их последователи.
  6. Великий немой (первые кинофильмы).
 
Тема 4.5. Роль информационных технологий в развитии театрального искусства.
  1. Влияние новых потоков информации на уже сложившиеся традиции в театральном искусстве
  2. Библиотеки пьес и спектаклей в Интернет.
     

5. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)

Основная литература

1. Батракова, С. П. Театр-Мир и Мир-Театр. Творческий метод художника XX века. Драма о драме/ С. П. Батракова; М-во культуры РФ, Гос. ин-т искусствознания. - М.: Памятники ист. мысли, 2010.

2. Березкин, В. И. Искусство сценографии мирового театра. Сценографы России. Борис Мессерер. Валерий Левенталь. Владимир Серебровский/ В. И. Березкин; Гос. ин-т искусствознания. - М.: КРАСАНД: УРСС, 2011.

3. Мокульский, С. С. История западноевропейского театра: в 2 ч. - СПб.; М.; Краснодар: Лань, 2011.

4. Смирнова, Л. Н. Популярная история театра/ Л. Н. Смирнова, Г. А. Гальперина, Г. В. Дятлева. - Б.м., Б.г. on-line. - Б.ц.

Дополнительная литература

5. Авангард и театр 1910–1920-х годов: антология. – Москва: Наука, 2008.

6. Агитмассовое искусство Советской России. Материалы и документы: Агитпоезда и агитпароходы.Передвижной театр. Политический плакат. 1918-1932.Таблицы/ Рос. Акад.художеств. НИИ теории и истории изобразит. искусства. Рос. гос. б-ка; Под ред. В.П.Толстого; Авт.-сост.: И.М.Бибикова, Н.И.Бабурина, Т.И.Володина. - М.: Искусство, 2002.

7. Аникст, А. А. Театр эпохи Шекспира / А. А. Аникст. – Москва: Дрофа, 2006.

8. Анненский, И.Ф. История античной драмы: курс лекций/ И. Ф. Анненский; исполн.: В. В. Зельченко, В. Е. Гитин; С.-Петерб. гос. театр. б-ка. - СПб.: Гиперион, 2003.

9. Аристотель Поэтика // Собр. Соч. – В 4 т. – Т.4. – М., «Мысль», 1984.

10. Бахрушин, Ю. А. История русского балета/ Ю. А. Бахрушин. - 4-е изд., испр.. - СПб.: Лань: Планета музыки, 2009.

11. Бахтин М.М. Творчество Ф. Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М.: «Художественная литература», 1965.

12. Бояджиев, Г. Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров / Г. Бояджиев. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2009.

13. Биккулова И. А. Феномен русской культуры Серебряного века: учеб. пособие [для вузов]/ И. А. Биккулова. - М.: Флинта: Наука, 2010.

14. Блазис, К. Танцы вообще. Балетные знаменитости и национальные танцы/ Карло Блазис. - 2-е изд., испр.. - СПб.: Лань: Планета музыки, 2008.

15. Блохина И. В. Всемирная история костюма, моды и стиля/ И. В. Блохина. - Минск: Харвест, 2007.

16. Бобылева А. Л Хозяин спектакля. Режиссерское искусство на рубеже XIX-XX веков/ А. Л. Бобылева; Гос.ин-т искусствознания. - М.: Эдиториал УРСС, 2000.

17. Вислова А. В. Русский театр на сломе эпох. Рубеж XX-XXI веков. Издательство: Университетская книга, 2009.

18. Власова. З. И. Скоморохи и фольклор - СПб.: Алетейя, 2001.

19. Губкина, Н. В. Немецкий музыкальный театр в Петербурге в первой трети XIX века/ Н. В. Губкина; Рос. ин-т истории искусств. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2003.

20. Дживелегов, А. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года/ А. Дживелегов, Г. Бояджиев. - Б.м., Б.г. on-line. - Б.ц.

21. Дживилегов, А. К. Избранные статьи по литературе и искусству/ А. К. Дживилегов. - Б.м., Б.г. on-line. - Б.ц.

22. Демченко, А. И. Мировая художественная культура как системное целое: учеб. пособие для вузов/ А. И. Демченко. - М.: Высш. шк., 2010.

23. Дмитриевский В. Н. Театр и зрители. Отечественный театр в системе отношений сцены и публики: от истоков до начала XX века/ В. Н. Дмитриевский; РАН, Федер. агентство по культуре и кинематографии РФ, Гос. ин-т искусствознания. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2007.

24. Жидков, В. С. Театр и власть.1917-1927.От свободы до" осознанной необходимости" / В. С. Жидков; Гос.ин-т искусствознания. - М.: Алетейя, 2003.

25. Загянская Г.А., Иванова М.С., Исаева Е.И. «Русский авангард»: Изобразительное искусство. Литература. Театр: Учебное пособие. М.: РАТИ-ГИТИС, 2007.

26. Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX–XX вв.: очерки / отв. ред. М. Ю. Давыдова. – Москва: РГГУ, 2001.

27. Западное искусство. XX век: Проблема развития западного искусства XX века/ Гос. ин-т искусствознания; Редкол: Б.И. Зингерман и др.. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2001.

28. Захаржевская, Р. В. История костюма. [От античности до современности]/ Р. В. Захаржевская. - [3-е изд., доп.]. - М.: РИПОЛ Классик, 2008.

29. Зоркая, Н. Кино. Театр. Литература. Опыт системного анализа/ Нея Зоркая. - М.: Аграф, 2010.

30. Ивлева Л. Ряженые в русской традиционной культуре. – СПб.: Петербург, 1994.

31. Искусство итальянского Возрождения: учебное пособие / А. К. Дживелегов. – Москва: ГИТИС, 2007.

32. Искусство режиссуры за рубежом: первая половина XX века: хрестоматия: учеб. пособие для вузов. – СПб.: Изд-во СПб ГАТИ; Изд-во Чистый лист, 2004.

33. Искусство режиссуры. XX век: антология. – Москва: АРТ, 2008.

34. История русского балета/ В. М. Красовская. - 3-е изд., стер. - СПб.; М.; Краснодар: Лань: Планета музыки, 2010.

35. История русского драматического театра от его истоков до конца ХХ века // под редакцией Н.С. Пивоварова // М., 2005.

36. Красовская В. М. Западноевропейский балетный театр. От истоков до середины XVIII века/ В. М. Красовская. - [2-е изд., испр.]. - СПб.; М.; Краснодар: Лань: Планета музыки, 2008.

37. Красовская В. М. Русский балетный театр второй половины XIX века/ В. М. Красовская. - [2-е изд., испр.]. - СПб.; М.; Краснодар: Лань: Планета музыки, 2008.

38. Лаврентьева Л. С. Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор - СПб.: Паритет, 2004.

39. Макаров С. М. От старинных развлечений к зрелищным искусствам. В дебрях позорищ, потех и развлечений / С.М. Макаров. – Москва: Либроком, 2010.

40. Михалевский, Д. В. Неизвестная античность. Великий миф о великой трагедии/ Д. В. Михалевский. - СПб.: Алетейя, 2005.

41. Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. М. «Артист. Режиссер. Театр» 2004.

42. Молодцова, М. М. Карло Гольдони. Очерк творчества: учеб. пособие / М. Молодцова. – Санкт-Петербург: Изд-во СПбГАТИ, 2009.

43. Молодцова, М. М. Некоторые историко-критические суждения театроведов XX века о комедии дель арте // Театрон. – 2010. – № 1. – С. 21–43.

44. Народный театр: сборник / Сост., вступит. ст., подгот. текстов и коммент. А. Ф. Некрыловой, Н. И. Савушкиной. - М.: Сов. Россия, 1991.

45. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец 18-начало 20 века. – СПб, 2004.

46. Немирович-Данченко, Владимир. Рождение театра. – Москва: АСТ, Зебра Е, ВКТ, 2009.

47. Попова Н. Н.Крепостная актриса. Прасковья Ивановна Ковалева-Жемчугова, графиня Шереметева/ Н. Н. Попова. - СПб.; Калининград: Аврора, 2001.

48. Ришар, Л. Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Театр. Кино. Музыка: Пер.с фр./ Ришар Л.; науч.ред. Толмачев В.М.. - М.: Республика, 2003.

49. Розин В. М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир/ В. М. Розин. - 5-е изд.. - М.: Кн. Дом ЛИБРОКОМ, 2012.

50. Русский драматический театр: энциклопедия/ ред. - редактор А. В. Мартынова, ред. - редактор Е. Ю. Беглярова, ред. - редактор Н. Э. Звенигородская. - М.: Большая Рос. энцикл., 2001.

51. Русский экспрессионизм. Теория. Практика. Критика/ РАН, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; сост. В. Н. Терехина. - М.: ИМЛИ РАН, 2005.

52. Силюнас, В. Стиль жизни и стили искусства: (Испанский театр маньеризма и барокко)/ В. Силюнас; РАН.Гос.ин-т искусствоведения. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2000.

53. Соколов В. С. Киноведение как наука / В. С. Соколов; М-во культуры РФ, НИИ киноискусства. - 2-е изд.. - М.: Канон+, 2010.

54. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве/ Константин Станиславский. - М.: Вагриус, 2006.

55. Старосельская, Н.Д. Товстоногов/ Наталья Старосельская. - М.: Молодая гвардия, 2004.

56. Стрельцова, Е. И. Частный театр в России. От истоков до начала ХХ века/ Е. И. Стрельцова; [М-во культуры РФ, Гос. ин-т искусствознания, Гос. центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина]. - М.: ГИТИС, 2009.

57. Строева М. Н. Чехов и другие/ Марианна Строева; М-во культуры РФ, Гос. ин-т искусствознания. - М.: Прогресс-Традиция, 2009.

58. «Табакерка». История театрального подвала, или 30 лет спустя: антология / Н. Каминская, А. Попов. – Москва: АСТ, Астрель, 2008.

59. Театр Анатолия Эфроса. Сб. М., 2001.

60. Тинина, З. П. История европейского театра. Античность, Средневековье, Возрождение/ З. П. Тинина. - Б.м., Б.г. on-line. - Б.ц.

61. Тихвинская Л. Повседневная жизнь театральной богемы Серебряного века. Кабаре и театры миниатюр в России. 1908-1917 гг. / Л. Тихвинская. – Москва: Молодая гвардия, 2005.

62. Хозяин спектакля. Режиссерское искусство на рубеже XIX-XX веков/ А. Л. Бобылева; Гос. ин-т искусствознания. - М.: Эдиториал УРСС, 2000.

 

63. Хрестоматияпо истории зарубежного театра: учеб. пособие / под ред. Л. И.Гительмана. – Санкт-Петербург: Изд-во СПГАТИ, 2007.

64. Шерель А. А. Аудиокультура XX века. История, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию: очерки/ Александр Шерель. - М.: Прогресс-Традиция, 2004.

65. Шляпкин, И.А. Царевна Наталья Алексеевна и театр ее времени: старопечатная книга/ И. А. Шляпкин. - СПб.: Тип. " Балашов и К°", 1898.

66. Юдин А.В. Русская народная духовная культура.– М.: Высш.шк., 2007.

67. Язык средств массовой информации: учеб. пособие для вузов/ Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филол. фак.; под ред. М. Н. Володиной. - М.: Акад. Проект: Альма-Матер, 2008.

68. Языки культур: образ - понятие - образ: [сборник] / Российский институт культурологии; [отв. ред. и сост.: В. Л. Рабинович, Рылева А. Н.]. - СПб.: РХГА, 2009.

69. Ярхо, В. Н.Древнегреческая литература. Греческая и греко-римская комедия / В. Н. Ярхо. – Москва: Лабиринт, 2002.

70. Исмагилов Д.Г., Древалёва Е.П. Театральное освещение. М., 2005. fas.aics.ru›books

71. Мир Шекспира: электронная энциклопедия. http: //world-shake.ru/ru/about/

6. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

1. ELIBRARY.RU – Научная электронная библиотека (НЭБ)

2. URL: http: //elibrary.ru

3. Античный театр. http: //anti4teatr.ucoz.ru/

4. История: Кино. Театр. http: //kinohistory.com/index.php

5. Каталог: Театр и театральное искусство. http: //www.art-world-theatre.ru/

6. Планета театра: [новости театральной жизни России]. http: //www.theatreplanet.ru/articles/

7. Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия. http: //biblioteka.teatr-obraz.ru/

8. Театральная Энциклопедия. –http: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_Index.php

9. Театральная энциклопедия. http: //www.theatre-enc.ru/

10. Театры народов мира. – Режим доступа: http: //teatry-narodov-mira.ru/

11. Энциклопедия: Музыка. Театр. Кино. http: //scit.boom.ru/music/teatr/What_takoe_teatr.htm

7. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

Для обучении дисциплине «История драматического театра» используются следующие информационные технологии:

- технические средства: компьютерная техника и средства связи (персональные компьютеры, проектор, интерактивная доска, видеокамеры и пр.);

- методы обучения с использованием информационных технологий (компьютерное тестирование, демонстрация мультимедийных материалов, компьютерный лабораторный практикум и пр.);

- перечень интернет-сервисов и электронных ресурсов (поисковые системы, электронная почта, профессиональные, тематические чаты и форумы, системы видео- и аудиоконференций, он-лайн энциклопедии и справочники). Институт обеспечен лицензионным программным обеспечением.

На вебсайте БФУ им. И. Канта представлены следующие ЭБС и информационные базы данных:

- https: \\elibrary.ru, Научная электронная библиотека.

- http: //www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека

- http: //www.biblioclub.ru/ Университетская библиотека онлайн

- http: //e.lanbook.com/ ЛАНЬ

8. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю).

Изучение дисциплины «История драматического театра» предполагает наличие презентаций, которые выполнены как статические иллюстрации – фотографии, рисунки, графики, схемы, сопровождающие основной текстовый материал.

Во время учебных занятий используются мультимедийное оборудование. Самостоятельная работа бакалавров также включает применение ИКТ. Общий фонд включает учебники и учебные пособия, научную литературу, в которую входят: вся справочная литература, энциклопедии - универсальные и отраслевые, электронные учебники. Фонд дополнительной литературы помимо учебной, включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания. Фонд периодики представлен отраслевыми изданиями, соответствующими профилю вуза. Фонд периодических изданий комплектуется массовыми центральными и местными общественно-политическими изданиями

Учебно-методический блок

Теоретическая часть

Модуль 1. Западноевропейский театр от истоков до XVII века


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 979; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.105 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь