Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 3. Развитие театральных форм в Европе. Эпоха средневековья



План

1. Общая характеристика и основные этапы развития средневекового театра.

2. Основные жанры религиозной драмы и их эволюция: церковная драма (литургическая и полулитургическая драма), миракль, мистерия.

В основе развития средневековой культуры лежит теоцентрическое мировоззрение. Её главной ценностью, интегрирующей все сферы культуры, являются ценности религии. Это находит отражение во всех сферах общественной жизни. Философия была практически идентична религии и теологии и концентрировалась вокруг той же основной ценности или принципа, каким являлся Бог. Наука была лишь прислужницей христианской религии. Этика и право представляли собой дальнейшую разработку абсолютных заповедей христианства. Политическая организация в ее духовной и светской сферах была преимущественно теократической и базировалась на Боге и религии. Семья, как священный религиозный союз, выражала всё ту же фундаментальную ценность. Даже организация экономики контролировалась религией, налагавшей запреты на многие формы экономических отношений, которые могли бы оказаться уместными и прибыльными, поощряя другие формы экономической деятельности, нецелесообразные с экономической точки зрения. Господствующие нравы и обычаи, образ жизни, мышления подчеркивали свое единство с Богом как единственную и высшую цель, а также свое отрицательное или безразличное отношение к чувственному миру.

Вполне естественно, что указанные принципы находят отражение и в художественной культуре средневековья. Так, например, архитектура и скульптура Средних веков были «Библией в камне». Литература была пронизана насквозь религией и христианской верой. Живопись выражала те же библейские темы в линии и цвете. Музыка почти исключительно носила религиозный характер. То же самое можно сказать и о театральном искусстве, где основное развитие получает религиозная драма, представленная следующими жанрами: церковная драма, миракль, мистерия.

Церковная драма - основная форма церковного театра раннего Средневековья . Она включала два основных жанра - литургическую и полулитургическую драму.

К IX веку весьма популярной становится театрализованная месса, которая представляла собой чтение в лицах легенды о погребении Иисуса Христа и его воскрешении. Из этих диалогов рождается ранняя литургическая драма. Существовало два цикла такой драмы:

1. рождественский, рассказывающий о рождении Христа,

2. пасхальный, передающий историю его воскресения.

Со временем драма усложнилась, костюмы стали более разнообразными, движения и жесты – лучше отрепетированными. Помимо латинской речи начинают звучать местные диалекты. Вместе с речью и костюмами изменилось и оформление драмы, жесты стали естественными. Драма приобрела динамичность развития, намного упростилась и обновилась. Постановщики литургических драм стали показывать прихожанам Вознесение Христа на Небеса и другие чудеса из Евангелия. Приближая драму к жизни и используя постановочные эффекты, церковники не привлекали, а отвлекали паству от службы в храме. В связи с этим указом папы римского Иннокентия III в 1210 было запрещено проведение литургической драмы в помещении церквей, и литургические драмы стали ставить не в храме, а на паперти. Таким образом, возникла полулитургическая драма.

1. Представлениястали давать не в дни церковных праздников, а в дни ярмарок.

2. Церковный театр переходит на понятный народу язык и начинает использовать различные бытовые, а библейские легенды подвергаются поэтической обработке.

3. Темами для полулитургической драмы стали в основном библейские эпизоды, истолкованные на бытовом уровне.

4. Понемногу в постановки стали вводить некоторые технические новшества, т. е. претворять в жизнь принцип симультанной декорации. Это означало, что одновременно показывалось несколько мест действия, а кроме этого, увеличилось количество трюков.

Но, несмотря на все эти новшества, полулитургическая драма оставалась тесно связанной с церковью. Ее ставили на церковной паперти, средства на постановку выделяла церковь, репертуар составляло духовенство. Но участниками представления, наряду со священниками, становились и мирские актеры. В таком виде церковная драма просуществовала довольно длительное время.

Следующим жанромсредневековой религиозной драмы является миракль. Онвозник во Франции в начале 13 в.; а в 14 в. получил распространение и в других странах Европы. Сюжет миркаля обычно представлял собой драматизацию христианской легенды или «жития» католического святого и оканчивался «чудом», совершаемым святым или Богородицей. Миракль, начинавшийся обычно с обличительного изображения действительности, всегда заканчивался компромиссом, актом раскаяния и прощения. С течением времени эти пьесы, сохраняя религиозную морализацию, все острее показывали реалии жизни. В частности по мере развития в миракле начинают усиливаться авантюрно-развлекательные, реалистически-бытовые черты, вытесняя религиозные мотивы. В некоторых мираклях разрабатывается семейно-бытовая тема (франц. «Миракль о Гибур»), намечаются психологические характеры и конфликты (итал. «Представление о Стелле», «Представление о св. Уливе»); появляются мотивы социальной критики — произвола рыцарства (франц. «Миракль о Роберте Дьяволе»), порочных нравов католического духовенства («Спасенная аббатиса»).

В эпоху позднего средневековья (14-16 вв.) наибольшее развитие получает жанр мистерии. Мистерия явилась выражением расцвета средневекового города, его культуры. Она выросла из так называемых " мимических мистерий" - городских процессий в честь религиозных праздников, в честь торжественных выездов королей. Из этих празднеств постепенно складывалась площадная мистерия, использующая ранний опыт средневекового театра как по литературной, так и по сценической линии. Содержание М. составляли библейские сюжеты. Авторами произведений были церковные служители, учёные-богословы, врачи, юристы. Сцены религиозного характера чередовались с интермедиями — вставными комедийно-бытовыми эпизодами.

Мистериальная драматургия разделяется на три цикла:

1. «ветхозаветный», имеющий своим содержанием циклы библейских сюжетов;

Ветхозаветная мистерия начиналась со сцены сотворения неба и земли, за которой следовало низвержение Люцифера, сотворение Адама и Евы, всемирный потоп, Вавилонское столпотворение, бегство Иосифа, спасение младенца Моисея, переход евреев через Чермное море, борьба Давида и Голиафа, любовная история царя Давида и царицы Савской и множество других, не менее увлекательных эпизодов.

2. «новозаветный», рассказывающий историю рождения и воскресения Христа,

Мистерия нового завета включала такое же огромное количество разнообразнейших сцен. Тут было и пророчество Иоанна Крестителя, и танцы Саломеи, и усекновение главы Крестителя, а также сцена Иисуса с Марией Магдалиной, изгнание торгашей из храма, тайная вечеря, молитва в Гефсиманском саду, распятие Христа, вознесение его и проповедь о втором пришествии.

3. «апостольский», в котором сюжеты пьес были заимствованы из «Жития святых» и частично из мираклей о святых.

Мистерия раздвинула тематический диапазон средневекового театра, накопила огромный сценический опыт, а также заложила основы профессионального актёрского искусства. Однако к середине XVI века мистерия оказалась под запретом практически во всех странах Западной Европы. К этому времени католическая церковь вступает в период контрреформации, объявив войну всем еретическим течениям. Демократизм и вольнодумство мистерии, в которой стихия народного праздника сметала религиозное звучание, привели к клерикальному требованию запрещений «бесовских игрищ», совсем недавно родившихся из лона церкви. Собственно, этим событием был завершен исторический период средневекового театра, который подготовил почву следующему историческому этапу развития театра – могучему театральному искусству эпохи Возрождения.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные направления театра эпохи Средневековья.

2. В чем заключаются особенности литургической и полулитургической драмы?

3. Каковы основные черты жанра миракль?

4. Какова сюжетная линия миракля «Роберт Дьявол»?

5. Как складывались взаимоотношения театра и религии в эпоху средневековья?

6. Каковы художественные особенности и назначение жанра «мистерия», принципы оформления, стиль актерской игры?

7. В чем причина упадка средневекового театра?


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 1389; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь