Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


П. L Кинематография на пути к рынку



Заложенный в новую модель отечественного кинематографа в конце 80-х годов перевод отрасли на полный хозрасчет и самофинансирование требует существенной проработки и уточ­нения нового хозяйственного механизма с учетом особенностей духовного производства, конкретных условий деятельности ки­ностудий и социальных последствий внедряемых нововведений.

Чем же была вызвана необходимость радикальной реформы механизма управления и хозяйствования в нашем кинематогра­фе? Как показала практика работы отрасли в 80-е годы, необхо­димость разработки «новой модели» вызвана не только общим процессом рыночных реформ в народном хозяйстве страны, но и специфическими проблемами и негативными явлениями, которые накопились в сфере производства и проката кинофиль­мов, привели к застою и отрыву от зрителя советского кинема­тографа. Они во многом обусловлены действовавшим многие годы механизмом управления и хозяйствования в кинематогра­фии, который в последние годы превратился в оковы для дальнейшего развития творческого процесса. Двумя принципа­ми, на которые опиралась старая модель кинематографа, явля­лись преобладание административных методов управления и организации деятельности его основных звеньев — киностудий, прокатных контор и кинотеатров — на основе хозяйственного расчета.

Административные методы управления в условиях общей обстановки застоя в стране оказали наиболее пагубное воздей­ствие на деятельность киностудий страны, поскольку они не­совместимы с творческим процессом кинопроизводства. Лишен­ные экономической и творческой самостоятельности киносту­дии не занимались в достаточной мере перспективным и теку­щим планированием производства кинофильмов, не оказывали должного влияния на идейно-художественный уровень филь­мов, выпускаемых на экраны страны. Преобладание админис­тративных методов в управлении кинематографом, когда сверху


полностью определялись репертуарная политика киностудий и оценка идейно-художественного уровня кинофильмов, вырази­лось в появлении так называемых «нужных» фильмов и целой группы кинодеятелей, ориентированных на указания руководст­ва. В то же время в худшем положении оказывались талантливые кинематографисты, отстаивающие независимость творческого процесса.

Неполный хозрасчет в кинематографии означал, что источ­ником доходов ее основных звеньев являлись не только выручка от продажи билетов на киносеансы, но и значительный объем государственных дотаций. Например, из валового сбора киносе­ти покрывалось около 50% общих затрат на производство худо­жественных фильмов, остальная часть расходов финансировалась из госбюджета. В то же время часть валового сбора вносилась в бюджет в виде налога с кино, который был равен объему государственной дотации кинопрокату и составлял около 400 млн. рублей в год. Такая система препятствовала созданию у кинофикаторов действенных стимулов к увеличению собствен­ных доходов и экономии затрат. Аналогичная ситуация была характерна и для кинопроизводства, где действовавшая система оплаты отснятого фильма кинопрокатом по полной стоимости плюс 20 тыс. рублей за серию независимо от его будущего зрительского успеха, что также не стимулировало рациональное использование финансовых ресурсов и самоокупаемость кино­картин. Большинство кинокартин являлись убыточными, т.е. не собирало за год проката то количество выручки от кинопоказа, которое позволяло окупить финансовые затраты на их производ­ство. Ряд студий не имели средств для расчетов с Госбанком и поставщиками, не могли образовать фонды экономического стимулирования. Важнейшим недостатком старой модели уп­равления кинематографом являлся отрыв кинопроизводства от зрителя, который привел к падению зрелищности советских фильмов в последние годы. Так, если в 1980 г. 26 советских фильмов собрали более 20 млн. зрителей, то в 1983 г. — только 14, в 1985 г. — 8 фильмов. Увеличение финансового плана по доходам при падении кинопосещаемости поставило перед кине-


матографом сложные проблемы. Налог с кино, поступающий в распоряжение местных Советов, усилил их давление на выпол­нение финансового плана киносети любой ценой. В результате наш кинематограф в конце 80-х годов в значительной мере жил за счет проката зарубежных фильмов: 1/3 сеансов, на которых шли зарубежные фильмы, давала 2/3 доходов от кино. Несмотря на все усилия прокатчиков и кинофикаторов по увеличению валовых сборов киносети, их объем в последние годы колебался на уровне 900 млн. рублей в год. При росте эксплуатационных расходов киносети в 80-е годы это вело к росту убыточности кинофикации.

Из приведенного анализа видно, что старая модель управ­ления советским кинематографом исчерпала себя, и был необ­ходим новый организационно экономический механизм для подъема и развития данной отрасли. В бывшем СССР в нее входили 39 киностудий, свыше 570 контор и отдел ей по прокату кинофильмов, около 154 тыс. кинотеатров и коноустановок. Ежегодно в СССР посещало киносеансы около 4 млрд. зрителей, телевидение показывало за год более 700 отечественных кино­фильмов, кинотеатры страны — около 300 новых советских и зарубежных фильмов. Бурное развитие видеотехники значитель­но увеличило объем зрительской аудитории, социальную значи­мость киноискусства. Разработка новой модели кинематографа велась в соответствии с решениями V съезда кинематографис­тов, на котором были определены основные принципы и на­правления перестройки кинопроизводства и проката фильмов. Каковы же основные черты новой модели отечественного кине­матографа? Это прежде всего — демократизация и отказ от господства административных методов управления, переход к экономическим методам управления кинопроизводством и про­катом на принципах государственного предпринимательства, развитие плюрализма форм собственности и хозяйствования первичных звеньев.

Демократизация выражалась в сочетании государственного и общественного управления функционированием и развитием кинематографа через совместную деятельность Госкино и Союза


кинематографистов, в расширении творческой и хозяйственной самостоятельности предприятий кинопроизводства и проката.

Госкино сосредоточивало свою деятельность на стратеги­ческих вопросах развития отрасли, координации работы кино­студий, размещение госзаказов на производство кинофильмов (не более 25% от общего их производства), государственном контроле за выпуском фильмов на экран, проведении единой научно-технической политики в отрасли, организации системы кинопроката, осуществлении внешних связей, подготовке и повышении квалификации кадров.

Расширились права Союза кинематографистов страны, ко­торый стал непосредственно участвовать в разработке стратеги­ческой линии и развития кинематографа, в принятии важней­ших управленческих кадровых решений. Союз организовал ки­нофонд для поддержки новых направлений в развитии кинема­тографии, оказывает финансовую поддержку отдельным студи­ям, дебютантам и др., учредил ежегодные премии Союза для поощрения работников кино за высокие творческие достиже­ния, образовал комиссии для разрешения правовых и спорных творческих вопросов.

В новой модели значительно расширилась творческая и хозяйственная самостоятельность киностудий, основанием для создания которых стала идейно-художественная программа, ут­верждаемая Госкино и Союзом кинематографистов. Руководст­во студией осуществляет правление во главе с председателем. Оно формирует перспективные и текущие творческие планы студии, заключает договора на сценарии, запускает фильмы в производство, принимает готовые фильмы и представляет их в Министерство для выпуска на экран. Правление студии пригла­шает режиссеров-постановщиков фильмов, которые формируют состав съемочных групп.

Студия является монопольным владельцем своей продук­ции, при заключении договора с кинопрокатом она согласовы­вает формы и планы проката, тараж фильма. Прокат оплачивает студии фильмы по их фактической стоимости, а также сумму поощрительного вознаграждения в зависимости от идейно-


художественной ценности фильма. После достижения в прокате порога окупаемости затрат на кинокартину студия получает установленный процент отчислений от всех форм проката ее фильмов (в киносети, показ по телевидению, перевод на видео­кассеты). При продаже фильма за рубеж студия должна получать валютные отчисления. Размер прибыли киностудии зависел от идейно-художественной ценности фильма и количества про­смотревших его зрителей. Полученная прибыль распределялась на поощрительные вознаграждения, расходы по содержанию студии, часть ее отчислялась в страховой фонд проката, на образование фондов производственного и социального разви­тия, пополнение собственных оборотных средств и в дальнейшем служила самофинансированию производства новых кинокартин. По замыслу реформы студия не должна иметь штатных творчес­ких работников, они привлекаются на постановку фильмов на основе трудовых соглашений и контрактов.

В случае систематической нерентабельности работы кинос­тудия признается неплатежеспособной. При этом она может прибегнуть к ссуде Госбанка, просить финансовую помощь из кинофонда на условиях возврата или ликвидироваться как предприятие-банкрот.

Таким образом, новый хозяйственный механизм кинопро­изводства предоставил большие права руководителям кино­студий в творческой и производственно-финансовой деятель­ности. В то же время председатели правления студий несут всю полноту ответственности за конечные результаты их деятельнос­ти, в том числе за их рентабельность. Председатель правления хозрасчетной студии — это не столько художественный руково­дитель, сколько продюсер, т.е. умелый организатор, хозяйствен­ник, финансист.

В то же время в новой модели кинематографа была предус­мотрена его социальная защита от перехода на чисто коммерчес­кие рельсы. Это, во-первых, система госзаказа на производство студиями кинофильмов, призванная стимулировать развитие кинематографа в соответсвии с социальными задачами развития нашего общества. Во-вторых, это оценка эффективности произ-




 


веденного фильма не только количеством просмотревших его зрителей, но и его идейно-художественной ценностью, от кото­рой зависит материальное поощрение его создателей.

Принципиальную возможность имеет вопрос о том, кто оценивает идейно-художественный уровень выпускаемых филь­мов, чтобы не вернуться к старой системе, когда ведущую роль в оценке и присвоении фильму той или иной категории играло Госкино. А от нее зависело практически все основное и допол­нительное вознаграждение его создателей: На практике это привело к размыванию критериев оценки фильмов, к заполне­нию всесоюзного экрана фильмами высоких категорий, но не пользующихся зрительским успехом и, по оценке критиков и общественности, серых в профессиональном отношении. В но­вой модели окончательную оценку фильм должен получить после года проката всесоюзной прокатной комиссией, в кото­рую помимо работников Госкино входят члены Союза кинема­тографистов, деятели культуры, представители общественных организаций, социологи. Широкий состав комиссии способ­ствует более объективной оценке фильмов, однако в новой модели осталось неясно, кто будет первоначально оценивать художественный уровень фильмов при передаче их в прокат. По нашему мнению, это должны быть сотрудники Госкино или другого государственного органа, если речь идет о фильмах, созданных по госзаказу; правление киностудии и представители Союза кинематографистов, если оцениваются фильмы, создан­ные в соответсвии с ее художественной программой. Кроме того, процент отчислений от доходов от проката фильмов, выплачи­ваемый киностудии после достижения окупаемости затрат, дол­жен реально стимулировать их зрительский успех, поскольку в старой модели он в большой степени зависел от присвоенной фильму категории.

В процессе перестройки кинопроизводства крупные студии страны, согласно новой модели, преобразуются в кинообъедине­ния, включающие самостоятельные киностудии и кинофабрику. Возглавляет кинообъединение генеральный директор.


Главной задачей кинообъединения становятся координа­ция взаимоотношений студии и кинофабрики, кадровое и мате­риально-техническое обеспечение кинопроизводства. Его доходы образуются из нормативных отчислений студией и кинофабрикой чисти прибыли. Объединение решает вопросы социального разви­тия, осуществляет на долевых началах строительство жилых домов и объектов социальной инфраструктуры.

Одним из наиболее сложных и болезненных вопросов эко­номической реформы в кинематографии явилась кадроваяпроб-лема, поскольку перевод кино и видеостудий на рельсы предпри­нимательства вызвал необходимость выведения за штат творчес­ких работников всех специальностей и их трудоустройства на контрактной основе с правлением студий. Результатом такой реорганизации являются избавление киностудий от кадрового балласта, повышение мобильности и эффективности творческо-производственного процесса. Однако при этом высвобождается значительное число творческих работников киностудий, что требует мер в области их социальной защиты. Правительствен­ным постановлением предусмотрено, что после истечения срока их трудоустройства, когда сохраняется, средняя зарплата, неза­нятым работникам выплачивается дополнительная денежная компенсация в размере 66% должностного оклада согласно присвоенной категории в течение трех лет с сохранением непре­рывного трудового стажа. Фактически это являлось пособием по безработице, введенным до принятия закона о занятости в стране. Выплата указанных компенсаций прекращалась с мо­мента выхода творческого работника на пенсию, прерывалась на время работы в государственных, кооперативных и обществен­ных организациях.

Данная мера социальной защиты творческих работников кинематографии являлась половинчатой, т.к. способствовала формированию рынка труда с минимальными гарантиями под­держания доходов, не создавая действенного механизма трудо­устройства, повышения квалификации и переподготовки спе­циалистов для обеспечения их последующей занятости через программы создания новых рабочих мест и сохранения кадрово-


го потенциала отрасли, в т.ч. за счет фонда развития кинематогра­фии.

В новой модели важная роль принадлежит кинопрокату, который в условиях перехода к рынку должен обеспечивать самоокупаемость и самофинансирование отрасли в целом. Пе­рестройка хозяйственного механизма в кинопрокате предусмат­ривала отмену налога с кино заменой его налогом на прибыль, что позволяло перевести сначала городскую киносеть, а затем всю отрасль на рыночные условия хозяйствования.

В целях создания заслона для проникновения на отечес­твенный экран фильмов низкого качества кинопрокату было предоставлено право отказа от приема соответствующих филь­мов в государственный прокат. При этом студия имела возмож­ность заключить договор на прокат фильма с региональными прокатными организациями, телевидением, ПТО «Видеофильм» для перевода его на видеокассеты и предлагать его для продажи за рубеж.

На смену старой системе приходит прокат дифференциро­ванный, работающий по специальным маркетинговым програм­мам. Они включают пробные тиражи с кинотеатрами предвари­тельного показа фильмов, репертуарные и специализированные кинотеатры, киноклубы и видеосалоны, многозальные комплек­сы, кинопоказ по театральному принципу, качественно новый уровень рекламы.

В целом новая модель кинематографа соответствует при­нципам социально ориентированной рыночной экономики и должна послужить двигателем его дальнейшего развития, повы­шения популярности у зрителей. Однако требует особого внима­ния проблема социльной защиты кинематографии и ее работни­ков в условиях перехода к рынку. Главным принципом социаль­ной защиты киноискусства должна быть такая его поддержка, чтобы обеспечить существование и развитие его основных вет­вей: коммерческого кинематографа, ориентированного на ры­ночный спрос многомиллионной аудитории; кинопроизводст­ва, отвечающего актуальным задачам социальной политики государства и ориентирующегося на государственный заказ;


киноискусства развивающего его художественные и эстетичес­кие принципы, выразительные средства и ориентированного на свободный поиск художника и профессиональную аудиторию зрителей международных и отечественных кинофестивалей.

Каждая из трех ветвей кинематографа в условиях рынка требует особых форм и методов социальной поддержки. В наибольшей степени отвечает законам свободного рынка кино­производство, ориентированное на массовый зрительский спрос. Государственная поддержка его выражается в стимулировании истинного искусства через механизм дополнительного постано­вочного вознаграждения от кассового сбора, учитывающий идей­но-художественный уровень кинопродукции, льготного налого­обложения лучших фильмов, проведение анитмонопольной по­литики в основных звеньях кинематографа, определенных адми­нистративных мер, препятствующих проникновению на экран пропаганды порнографии, насилия и других антисоциальных

явлений.

Вторая ветвь, по определению, является сферой государ­ственной поддержки, финансируется за счет средств государ­ственных органов, выполняя важнейшие виды социального заказа общества. В условиях демократизации отечественного кинематографа важно ограничить госзаказ на кинопродукцию, как это сделано в новой модели, определяемой рамками, чтобы предотвратить тенденцию к превращению данной ветви в само­довлеющую. В то же время в рыночной среде получение кинос­тудиями госзаказа на производство фильмов, которое должно осуществляться на конкурсной основе, является формой госу­дарственной поддержки отечественного кинопроизводства.

Третье направление киноискусства устремлено в будущее и тербует особой социальной общественной поддержки профес­сионалов. По нашему мнению, главными субъектами его защиты должны являться творческие союзы, прежде всего Союз кинема­тографистов РФ, общественные организации — фонды культу­ры, о также предприниматели-меценаты и частные благотвори­тельные фонды. В частности, по инициативе Союза кинематог­рафистов в 1989 г. было принято решение о создании в Москве


экспериментальной некоммерческой киностудии при Союзе с целью поиска новых творческо-производственных решений, форм и методов организации кинопроизводства, а также Центрально­го музея кино, призванного способствовать повышению эстети­ческой культуры зрителей и сохранению творческого наследия выдающихся деятелей отечественной кинематографии.

В целом необходимо отметить, что особенностью механиз­ма социальной защиты работников кинематогрфии и других областей творческого труда в культуре и искусстве является деятельность творческих союзов. В Российской Федерации се­годня действуют помимо Союза кинематографистов, Россий­ский творческий Союз работников культуры, Союз архитекто­ров, Союз журналистов, Союз композиторов, Союз концертных деятелей, Союз литераторов, Союз писателей, Союз театральных деятелей, Союз художников и некоторые другие. Социальная защита их членов является одной из важнейших уставных задач деятельности творческих союзов, для которой используются соответсвующие фонды, предприятия и организации, государ­ственная помощь, в том числе характерные для рыночной экономики льготы в области налогообложения доходов, идущих на цели уствной деятельности союзов.

Важным направлением социальной защиты работников культуры и искусства является удовлетворение их социально-бытовых потребностей, которому до последнего времени уделя­лось мало внимания со стороны центральных и местных органов государственной власти.

В условиях развития рынка возникают нове организации, ставящие своей целью социальную защиту отдельных професси­ональных категорий работников кинематографии, К ним отно­сятся Актерская гильдия, отстаивающая права наиболее незащи­щенной категории творческих работников кинопроизводства, АСКИН — ассоциация работников кинопроката. Зарубежный опыт показывает перспективность создания подобных органи­заций в сфере кинематографии. Так, в США интересы незави­симых кинопроизводителей, кинофирм, продюсеров объединя­ет Американская киноассоциация — центральная организация


киноиндустрии страны. Ее основная функция — защита интере­сов входящих в нее кинофирм, экспорт и импорт фильмов, участие в международных кинофестивалях. Другой ведущей общественной организацией, объединяющей более 4 тыс. кине­матографистов, является Американская академия кинематогра­фических искусств и наук. Она занимается вопросами повыше­ния профессионального, образовательного и технического уров­ня американского кинематографа, ежегодно присуждает почет­ные премии «Оскар» американским фильмам за достижение в 26 областях кинопроизводства, ими награждается также лучший иностранный фильм года, как правило, из числа демонстриро­вавшихся на экранах США. Академия проводит лекционную деятельность, оказывает помощь молодым кинематографистам, издает справочные пособия.

п. 2. Музейные учреждения в переходный период

Бюджетные учреждения культуры — клубы и дома культуры, библиотеки, музеи, зоопарки, парки культуры и отдыха, театры и концертные организации, после утверждения Основных поло­жений нового хозяйственного механизма в отраслях непроиз­водственной сферы в 1988 г. осуществляют экономическую реформу на основе разработки отраслевых положений о перево­де их на новые условия хозяйствования, утвержденных в 1989 г. Они определяли новые принципы функционирования всех уч­реждений культуры и Искусства, деятельность которых базиру­ется на полном или частичном бюджетном финансировании.

Основные положения перевода культурно-просветитель­ных учреждений на новые условия предусматривали внедрение нижеследующих принципиальных положений:

— переход к имущественно территориальному управлению их деятельностью; повышение самостоятельности местных орга­нов власти в использовании имеющихся ресурсов для обеспече­ния комплексного и пропорционального развития культуры,


исходя из региональных культурных традиций, потребностей и спроса населения;

— отказ от сметного постатейного планирования расходов на содержание учреждений культуры от достигнутого уровня и переход к нормативному методу финансирования из фондов развития культуры и искусства;

— расширение прав и самостоятельности трудовых коллек­тивов учреждений в решении основных вопросов творческо-производственной деятельности и социального развития;

— рациональное сочетание бюджетного финансирования учреждений культуры с расширением платных услуг населению и договорных отношений на хозрасчетной основе с предприяти­ями и организациями;

— использование различных форм хозяйствования, таких, как арендное отношения, кооперативная и индивидуальная трудовая деятельность и др., распространение гибких режимов труда.

В сфере музейного обслуживания внедрению новых условий хозяйствования предшествовала политика развития платных услуг в 80-е годы, подготовившая почву для комплексной реформы.

Конкретная политика внедрения нового хозяйственного механизма в музейном обслуживании исследована на примере деятельности Серпуховского историко-художественного музея.

Как показал анализ финансово-хозяйственной деятельнос­ти СИХМ за 1986—1992 гг. после перевода его на новые условия хозяйствования, сегодня музей не вполне адаптировался к работе в рыночной среде.

Перспективы его дальнейшего развития связаны, во-пер­вых, с активным освоением новых условий хозяйствования, тех новых прав и возможностей, которые они представляют, и требований по перестройке внутренней структуры музея, фор­мированию и использованию его фондов, экономического сти­мулирования, оплаты труда и его организации. Во-вторых, необходимо дальнейшее развитие его организационно-эконо­мического механизма в направлении формирования атрибутов некоммерческой организации, что соответствует статусу госу-


дарственного музея в рыночной экономике, обеспечивающему его выживание и развитие в условиях рынка. В-третьих, новые черты финансово-экономической деятельности музея связаны с новыми принципами культурной политики государства, разви­тием децентрализации управления, разграничением государ­ственной собственности между различными ее уровнями, пере­ходом к экономическим методам управления музейным делом.

Финансирование деятельности музеев более чем на 90% осуществляется из местного бюджета. Однако сегодня около 40% посетителей музеев составляют жители города или района, но финансирование из городского бюджета деятельности музеев практически отсутствует, не говоря уже о материальной и других видах помощи музеям и их работникам. Данное положение не отвечает новым принципам государственной политики в облас­ти культуры, предполагающей многоканальность бюджетного финансирования деятельности музеев за счет как федеральных, региональных, так и муниципальных средств, поскольку музеи в значительной части своей деятельности работают на нужды населения, на удовлетворение духовных потребностей его жите­лей, власти должны оказывать действенную систематическую помощь в их деятельности, что отвечает закону «О местном самоуправлении в РФ», который предоставляет возможности для сотрудничества, партнерства музеев с местной администра­цией на договорной основе.

Следующим принципом нового хозяйственного механизма музеев является их нормативное финансирование из фондов развития культуры и искусства местных органов.

В 1992 г. наблюдается отход от нормативного принципа бюджетного финансирования музеев, и финансирование осу­ществляется по статьям расходов в абсолютном размере ассигно­ваний. Это можно частично оправдать переходом к свободному ценообразованию с 1 января 1992 г., вызвавшему волну повыше­ния цен на все товары и услуги и необходимость компенсации увеличения расходов бюджетных учреждений в условиях дефи­цита государственного бюджета.

14 К-17


Tf

 


Однако принцип стабильности образования фонда заработ­ной платы и фонда развития музеев может и должен быть соблюден и в условиях инфляции. Постатейное финансирование привело к значительному сокращению норматива образования фонда заработной платы по отношению к общему бюджету музеев. Кроме того, отсутствие указанных нормативов делает неясным механизм распределения внебюджетных доходов музе­ев по различным направлениям в целом замораживает дальней­шее развитие автономии музеев, необходимое в условиях рынка. При этом целесообразно установление дифференцированных нормативов образования фонда заработной платы из бюджетных и внебюджетных доходов с повышенным нормативом из последних.

В новых условиях хозяйствования важным источником финансовых ресурсов на различных уровнях управления (феде­ральном, областном, муниципальном) являются государствен­ные программы развития культуры, охраны памятников, целе­вые социальные программы с выделением их участникам соот­ветствующего финансирования. Руководство музеев должно иметь сегодня наиболее полную информацию о разрабатываемых'и вводимых на различных уровнях социально-культурных про­граммах, подавать заявки на участие в них. Ресурсы этих про­грамм могут распределяться на конкурсной основе, и те музеи, которые вовремя не подали заявки на участие в программах, оказываются за бортом дополнительного финансирования. По­этому администрация музеев должна активно изучать все гото­вящиеся на различных уровнях государственные программы.

Еще одним источником дополнительного финансирования деятельности и развития музеев в новых условиях являются социально-творческие заказы государственных органов, госу­дарственных предприятий и организаций на проведение кон­кретных мероприятий праздники, выставки, творческие встречи и др. сверх полученных от главка контрольных цифр деятельнос­ти музея под базовое финансирование. Социально-творческие заказы должны быть обеспечены дополнительным выделением ресурсов музеям и заключением договора на их выполнение.


Кроме того, музеям может выдаваться государственный заказ на ввод в действие новых мощностей и музейных объектов с выделением лимитов государственных капитальных вложений.

Расширение прав и самостоятельности трудовых коллекти­вов музеев в новых условиях означают сегодня, прежде всего, новые возможности зарабатывания и получения внебюджетных доходов, что особенно важно в условиях растущей инфляции и дефицита государственного и местного бюджетов. Последнее обстоятельство не Позволяет в полной мере компенсировать из бюджета музеям удорожание стоимости материальных ресурсов, работ и услуг, входящих в их издержки производства, а также полностью индексировать рост стоимости жизни повышением окладов работникам музеев. Поэтому важнейшим направлением повышения уровня доходов музеев и социальной и экономичес­кой защиты их работников является значительное расширение объема профильных платных услуг, договорных работ по заказам предприятий и организаций, других форм внебюджетных дохо­дов. Как показал анализ, сегодня музеи еще не нашли адекват­ных форм увеличения внебюджетных доходов. Напротив, их доля за последние годы постоянно сокращается.

Анализ показал, что важной причиной потери собственных доходов музеев явился резкий спад посещаемости. В результате этого спада музеи потеряли значительные доходы за год. Это означает прежде всего ослабление связи музеев с жителями и посетителями, число посетителей музеев сократилось в 2 раза. Таким образом, музеи еще не в полной мере перестроились к работе в рыночной среде, когда необходимо серьезно исследо­вать рынок музейных услуг, причины спада посещаемости, искать активные формы привлечения посетителей, новые виды доходов. Это требует прежде всего организации в музеях серьез­ной маркетинговой деятельности с открытием в их структуре нового подразделения отдела маркетинга, с введением в штат музея новой должности заместителя директора по коммерческой деятельности (или зав.отделом маркетинга). В обобщенном зна­чении маркетинг — это система мероприятий по изучению




 


рынка и активному воздействию на потребительский спрос с целью расширения производства и реализации товаров и услуг. Задача управления маркетингом заключается в воздействии на уровень, время и характер спроса таким образом, чтобы это помогало музеям в достижении стоящих перед ними целей. Попросту говоря, управление маркетингом — это управление спросом. Концепция маркетинга утверждает, что залогом дости­жения целей организации являются определение нужд и потреб­ностей конкретных рынков и удовлетворение их более эффек­тивными, чем у конкурентов, способами. По сути своей концеп­ция маркетинга — это ориентация на нужды и потребности клиентов, подкрепленная комплексными усилиями маркетинга, нацеленными на создание высокой удовлетворенности потреби­телей как основы для достижения целей организации.

По мере развития рыночных отношений, роста издержек и падения спроса все большее число учреждений культуры начи­нают проявлять интерес к маркетингу. Переориентация на нужды потребителя это не только структурные или технологи­ческие перемены, анализ поступающей информации под иным углом зрения. Это прежде всего серьезнейшая психологическая перестройка персонала музеев от руководства до рядовых сотруд­ников.

Важнейшими задачами службы маркетинга являются иссле­дование потребительского спроса на музейные услуги, причины его падения, выявление скрытого спроса и его активизация с помощью разработки программы маркетинга. Она включает анализ музейной аудитории и потенциальных посетителей, рек­ламу музейных услуг, активизацию работы по привлечению новых посетителей, в том числе организованных (путем откры­тия собственного экскурсионного бюро), например, разработку новых эффективных форм обслуживания, платных услуг и со­путствующих товаров, привлекающих посетителей в музей и дающих ему дополнительные доходы. Это могут быть аукционы, выставки-продажи картин современных художников, изделия народных промыслов, развивающихся в области, районе и дру­гих регионах России, работ учащихся художественных школ и


художественно-промышленных училищ, выставки из частных коллекций.

Привлечь новых посетителей в музей возможно путем акти­визации выставочной работы вне его стен. Работа, которая в последнее время имела тенденцию к сокращению, что не спо­собствует расширению рекламы деятельности музея, зондирова­нию рынка и его потенциальных посетителей. Целесообразно развивать связи музея с крупнейшими предприятиями региона, организовывать выставки по истории предпринимательства в России и регионе, отражающие его сегодняшние достижения и проблемы. Необходимо наладить связи с крупными научными центрами РАН путем организации выездных экспозиций из фондов музея, выставок по истории и современности этих научных центров. Необходимо рассматривать деятельность му­зеев совместно с работой туристско-экскурсионных организа­ций, выявлять особенности их взаимодействия, анализировать результаты. Здесь становятся возможными различные типы объединений:

а) взаимодействие учреждений туризма и музеев как самос­тоятельных субъектов рынка, при котором происходит реальный расчет за оказанные услуги;

б) партнерство учреждений туризма и музеев на уровне ассоциации или единого объединения. Его создание происходит путем централизации части имущества и средств учредителей на договорной основе в целях совместного выполнения работ по оказанию услуг.

Для формирования и развития спроса на музейные услуги целесообразно использовать зарубежный опыт организации об­ществ друзей музеев. Так, например, в Англии при каждом музее есть общество его друзей, входящее в Британскую ассоциацию друзей музеев, публикующую ежегодные отчеты. Деятельность этих общественных организаций имеет важное значение в уста­новлении прямых связей музея с населением, в осуществлении контактов с университетской наукой, в реализации культурно-просветительных функций музеев и их социальной защите, поскольку друзья музея, среди которых есть студенты, учителя,

15 К-17


пенсионеры, домохозяйки, являясь также добровольными гида­ми и помощниками, участвуют в организации различных, в том числе детских, программ.

Привлекая новых посетителей в музей, можно решать зада­чу получения дополнительных доходов от продажи буклетов, репродукций картин, наборов открыток, сувенирной продукции, изделий народных промыслов.

Музеи могут получать доходы от сдачи в аренду пустующих помещений коммерческим предприятиям, в том числе путем создания малых предприятий по организации выставок-продаж и аукционов картин современных художников, художественных изделий и предметов народных промыслов.

В соответствии с новыми условиями хозяйствования они могут выполнять работы и оказывать услуги на платной основе по прямым договорам с предприятиями и организациями раз­личных форм собственности, в том числе выставки по истории и современности их деятельности, лекции по историко-художес-твенной тематике, выставки научно-технической продукции, помогать в организации собственных музеев и экспозиций

предприятиям.


Поделиться:



Популярное:

  1. VI. ПУТИ СООБЩЕНИЯ, ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
  2. Анализ уровня организации производства и пути его совершенствования
  3. апреля 2010 председатель правительства России В. В. Путин сообщил, что до 2012 года государство выделит не менее 38 млрд рублей на поддержку научных исследований в вузах.
  4. Блаженны непорочные в пути, / ходящие в законе Господнем.
  5. Борьба с Испанией за морские пути
  6. В полной концентрации всего содержательного начала состоит цель стремления. Достижение этой цели есть совершенствование и прогресс на пути к Абсолюту.
  7. В этом спокойствии приходит мудрость, а мудрость означает самореализацию. Никакое другое значение мудрости не применимо на пути искателя.
  8. Возможные пути решения социально-экономического явления бедности
  9. Вопрос : Пути формирования организационной культуры
  10. Выявление и пути устранения страхов у дошкольников
  11. Выявление препятствий на пути полезности для покупателя
  12. Г. Снежинска и пути их решения


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 729; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.071 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь