Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 1. Философские основания науки. Концептуальные модели генезиса науки. Специфика, место и роли науки в культуре.Стр 1 из 13Следующая ⇒
Лекция 1, 18 марта 2016 года У нас будет 15 лекций, 11 в этом семестре и 4 осенью (доцент Эрекаев Валентин Данилович). Та же разбивка и по семинарам. Кроме того, на сайте аспирантуры есть листок для согласования темы реферата с научным руководителем - это обязательно. Первый вариант - описать историю своей научной дисциплины. А второй – провести перевод по англоязычным статьям. Суммарный объём статей для перевода – 40000 печатных знаков вместе с пробелами. Суть реферата - переводим статью, потом пишем резюме по ней, то есть сокращённый вариант, основные мысли, и рецензию - наше отношение к ней, то есть оцениваем статью. Это делается в двух вариантах, как и первый вариант – вариант на флешке и печатный вариант. Печатный не обязательно, но на флешке обязательно - сама статья (или статьи), перевод, резюме и рецензия. Это надо сдать за месяц до экзамена, то есть примерно в середине ноября. В том году 3-4 человека не были допущены до экзамена из-за того, что не сдали эту работу. Нельзя принести реферат на экзамен или за несколько дней до него. Есть сайт со списками журналов, которые можно читать. Мы выбираем журнал, и статью. На сайтах wwwHYPERLINK " http: //www.medialecture.ru/".HYPERLINK " http: //www.medialecture.ru/" medialectureHYPERLINK " http: //www.medialecture.ru/".HYPERLINK " http: //www.medialecture.ru/" ru, https: //www.facebook.com/vladimiriakovlev.mgu есть методическое пособие - история и философия науки, подготовленное Яковлевым В.А.. Там отражены все темы курса, основные вопросы, в том числе и для самопроверки, и литература - есть также и требования к реферату. При подготовке к очередному докладу на семинаре надо смотреть туда и уметь отвечать на вопросы - это ещё и дополнительные вопросы на экзамене. Есть дубль лекций по философии - medialecture.ru, и там же - все 11 лекций по истории и философии науки, " История и философия науки", в аудиоформате. Есть учебник Яковлева В.А. по истории и философии науки, издательство Нобель Пресс - можно выйти на сайт издательства Нобель Пресс и заказать учебник, или выйти на сайт буквоед: там сразу выдадут цену и как его получить. Многие аспиранты используют этот учебник. Объёмы статей, резюме, рецензии, реферата: реферат по истории дисциплины – это печатный лист (≡ 20 страниц A4), то есть 40000 знаков с пробелами. Примерно так же выглядит и реферат по статье. Имеется в виду основной текст. Дальше мы сокращаем перевод статьи до резюме - это где-то 7-8 страниц, это примерно 1/3 от статьи. В этом реферате (или резюме) должны быть две-три цитаты с указанием страниц, чтобы проверяющий мог быстро нас проверить. И рецензия - это две страницы, 1800 (знаков на страницу)*2=3600. Это печатный вариант. А в электронном виде: статья, перевод, реферат (или резюме) и рецензия. То есть в электронном виде сюда добавляется ещё сама статья, она порядка 40000 знаков плюс-минус погрешность. В целом можно взять статью и по математике, если научный руководитель и семинарист одобрит, то есть это мой выбор. Печатный лист - это около 20 страниц А4, и это 40000 символов. Итак, у нас сегодня вводная обзорная лекция по всему курсу. Наука как форма социокультурного творчества Мы сказали, что наука - это часть культуры, но культуры в более широком плане, материальной и духовной. Материальная - гаджеты, а культурная - эстетика, искусство, политика, право, религия. И наука среди них отнюдь не появляется сразу, она появляется после того, как уже сформировались все остальные. Она появляется везде, так же как и философия. И появляется как продолжение того креативного очевидного потенциала, который есть в природе. Все остальные формы духовной культуры обслуживают человека в его связи с обществом. А у науки есть цель - создать вектор коммуникации человека с природой и познать эту природу. Анаксагора из Клазомена (ок. 496 до н.э. – 428 до н.э.) спрашивали: зачем ты родился на свет Божий? - Чтобы восхищаться небом надо мной. Плюс высказывание Иммануила Канта (1724 - 1804) про восхищение «небом надо мной» и «моральным законом во мне». Наука, поэзия, музыка характеризуют наш творческий потенциал. Чтобы застолбить своё место в культуре, наука должна была выработать свой инструментарий - в первую очередь язык. Сначала он был описательный (древнегреческий, латынь), затем - математика, ну и затем возьмём высказывание М. Хайдеггера - у науки есть формализованный язык. И второе, что отличает науку от других форм культуры - это материально-техническая база, начиная с часов и линейки и кончая самыми изощрёнными приборами. Наука развивается по мере того, как развивается её приборно-техническая база. 50 млн долларов - это средняя цена оборудования для биологической лаборатории. Философия и философия науки Философия науки - этот термин появился недавно, его ввёл Евгений Дюринг (1833 - 1921) в 1878 году, это уже довольно солидный багаж, задел в развитии науки, это уже первая волна позитивизма, которая прошла. Дело философии - именно заниматься анализом позитивного знания. В своей работе Е. Дюрин поставил вопрос: Если рассматривать соотношение философии и философии науки, то философия определяется как некая рефлексия как основами мироздания и морали. А философия науки - это рефлексия над основанием науки, её появлением, развитием, перспективами, также над философскими основами отдельных наук, и наконец, размышления о связи науки с другими формами культуры. В истории это очень заметно (наука + религия), сейчас проблема - это общечеловеческие принципы морали плюс наука (гены, можно или нельзя с ними работать, ядерное оружие - то же самое). Философия науки в этом смысле естественно является частью философии, она не сама по себе, здесь затрагиваются и гносеологические, и моральные вопросы. Модели генезиса науки Праксиологическая модель. Мы привели определение Э. Маха - наука рождается прежде всего из потребностей выживания человечества. Ханс Юрген Тредер (1928 - 2006): древние греки создали две точные науки - геометрию и астрономию. Геометрия - из землемерия (Нил разливался, все границы перемешивались, приходилось по новому их устанавливать, нужны первые инструменты землемерия и науки, циркуль). И астрономия - непосредственно влияла на жизнь людей, ожидать ли затмения, непогоды, и это привело в зачаточном состоянии к появлению астрономии. Две планеты были известны со времён Вавилона и Древней Греции. Это праксиологическая модель: наука - знание, без которого нельзя прожить. Недостаток модели: не объясняет, почему наука появляется только в Китае, Индии и Древней Греции в 6 веке до нашей эры. Ведь рецептурно-технологическим знанием владеют все - все умеют выращивать злаки, строить корабли. Но закон Архимеда, пифагорейский союз уникальны. Философско-мифологенная модель делает акцент на том, что корнем науки является не практическая деятельность, а теоретическая. В религии в самых её примитивных формах уже содержатся некие элементы теоретических рассуждений, и они могут быть преобразованы в теоретические понятия. В любой мифологической системе, в мифах Древней Греции, содержится элемент обобщения, а от них уже один шаг до появления научных понятий (пространства, времени, движения, причины). Клод Леви-Стросс (1908 - 2009), известный антрополог, занимался мифами народов очень многих ареалов мира: в мифе отражена творческая сторона жизни человека и общества. В мифе надо словами отразить, что влияет на жизнь людей, и миф - это указание к действию. А магия в этом плане оказывалась первой формой социальной критики позитивного знания. Когда шаман или колдун грозится вызвать дождь, он разрушает повседневность. Причём сфера магии всегда была зоной повышенного риска, если ты не вызвал дождь, тебя могут разжаловать. В этой сфере господствовал случай и неопределённость. С этой точки зрения магия - это форма рискованного и творческого познания. У Иоганна Карла Фридриха Гаусса (1777 - 1855) в черновиках обнаружили все формы неевклиидовой геометрии, но сам он ничего не опубликовал, так как боялся за свою репутацию (вдруг неевклидова геометрия окажется неправильной – тогда его репутация пострадает). Зигмунда Фрейда (1856 - 1939) выгнали из научного сообщества за его рискованные опыты. В этой модели есть и положительные, и отрицательные стороны одного и того же порядка. Но есть очаговый эффект, и только потом, не сразу - экстраполяция. Социокультурная модель - наука может появиться там, где есть условия для свободного обмена мнениями, или демократия. Если в политической жизни людей эта демократия есть, то она может проявиться и в науке. А если в политике - диктатура, то и в науке будет не подчинение авторитету разума, а подчинение авторитету как таковому. Лысенко занял командные посты в академии наук, и все генетические исследования были закрыты. Люди были репрессированы или уехали за границу. (Не) Возможность критики или обмена мнениями в науке - это производная от (не) демократии, которая существует в обществе. Это объясняет, почему наука возникла в Древней Греции. 4-я модель - это игровая модель. Г. Гессе, «Игра в бисер», можно играть или не играть, и это можно перенести и на всю культуру. Если мы возвращаемся в Грецию, то там за основу брали принцип Агона (борьбы, соревновательности). Говорили, что " Греки заигрались" (под «игрой» понимали науку). Наука есть некий побочный продукт культуры. Борис Иванович Пружинин: древние греки могли обойтись наукой и книгами, чтобы сохранить себя и свою культуру. Наука и философия рассматриваются как некий всплеск, или сингулярность. Теперь мы можем поставить вопрос " Насколько окончательны все эти подходы? " Наука как форма теоретической деятельности должна была разорвать свои отношения с практикой. Наука есть превращение теоретического мышления в ценность саму по себе. Аристотель (384 до н.э. – 322 до н.э.): метафизика и физика - самые бесполезные науки, но лучше нет ни одной. Есть ещё два подхода в философии науки - диахронный (до истории) - какие мы можем выделить основные вехи в развитии науки, и синхронный (срез времени) - какие недавно появились академические институты, и в том числе на современном её этапе. В обоих подходах дополнительными орудиями являются экстерналистский подход - акцент на внешние факторы, экстерн, какие внешние факторы влияли на развитие/торможение науки, и интерналистский подход, отслеживающий внутреннее развитие науки - почему сначала была механика Ньютона, потом квантовая физика. Как правило, но не всегда, каждая последующая теория должна коррелировать с предыдущими. В историческом плане сначала была преднаука как рецептурно-технологическое знание, которое существовало везде и на практике давало очень хорошие результаты. Есть мнение, что все главные вещи, сделавшие человека человеком, были сделаны без науки (огонь, земледелие, строительство). Далее была античная наука - Александрийская школа, это созерцательность, полный отказ от опыта, так как он может внести диссонанс. Вся Античность знает только один закон - закон Архимеда (287 до н.э. – 212 до н.э.). Это греко-римская наука, а ещё есть восточная наука - там появились арабские (=индийские) цифры, астрономия, обсерватория Уленбека. Долгое время восточная наука превосходила западно-европейскую. Затем идёт европейско-средневековая наука, когда сложились определённые предпосылки для классической науки, и были крепкие догмативы, тормозившие развитие науки (Аристотель). Далее была эпоха Возрождения, и затем - классическая наука Нового Времени. Было сформировано новое научное мировоззрение. В 17 – 18 веках сформировалась классическая наука нового времени (механика), вплоть до 19 века под неё пытались подогнать все остальные науки (электродинамику, социологию). Ну и современная наука - это 20-21 век, где меняется понимание объективности знания, отношения субъекта и объекта. Между нами и реальностью всегда стоит прибор, а какой квантовый объект сам по себе, мы в принципе не можем сказать. То же самое с космосом - он принципиально неверифицируем. И ещё - классическая наука есть наука 17-19 веков, то есть такую же жёсткую привязку ко времени здесь используем, далее неклассическая наука есть наука 19-20 веков (квантовая теория, релятивизм), и далее говорят о постнеклассической науке: здесь принципиально изменяется объект исследования (сложный, многомерный) и методы исследования (многогранны). Лекция 2, 25 марта 2016 года Исследовательские программы - само понятие программы используется в самых разных сферах культуры и морали. Это понятие является центральным в работах И. Лакатоса - ученика К. Поппера. Созерцания без понятий слепы, а понятие без созерцаний пусты, - Поппер. История философии без истории пуста, а история без философии слепа, - И. Лакатос. Руководствуясь философской конструкцией, я (учёный) собираю специфический материал с исторической спецификой. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831): если факты расходятся с моей философией, то тем хуже для фактов. С точки зрения И. Лакатоса здесь получается пустота этих, казалось бы, рациональных конструкций. Его утверждение - в каждой науке существует цепочка теорий, связанных общепризнанными базисными положениями (ядро теории) и окружённых некими защитными поясами (эвристиками), которые могут быть и положительными, и отрицательными - они по принципу методологического упорства защищают принципы этого ядра. Отрицательные: можно придумать любые гипотезы в данный момент, чтобы защитить ядро. Положительные на основе теории ядра предсказывают новые явления. Пример - физика Р. Декарта (казалась более привлекательной на континенте, всё можно было объяснить, что объясняла физика Ньютона, импульс передаётся от точки к точке, природа не терпит пустоты, и это объясняет огромное количество вещей). Здесь отрицательная эвристика равноценна, а положительная гораздо сильнее у Ньютона (комета Галлея, Нептун предсказаны по физике Ньютона, а не Декарта). Так стала господствовать физика Ньютона, такова позиция И. Лакатоса. Рассмотрим основные парадигмы античности, и при этом в современную науку тоже будем смотреть - как исходная мировоззренческая парадигма античности повлияла на научные исследования вплоть до наших дней. Парадигмы Античности: фиксизм (статика), циклизм, эволюционизм и креационизм. Они синхронно появились в Древней Греции. Парадигма фиксизма отчётливо выражена в учении элеатов и в теории Платона: идей существует много, но конечное количество. Это бытие идей является тем каркасом мира вещей, который мы наблюдаем. Идеи первичны, вещи могут появляться и уничтожаться. Парменид Элейский (540 до н.э. – 470 до н.э.) полагает бытие единым, поскольку ничто сущее не возникает и не уничтожается. Это нам только кажется. Мыслить и быть одно и то же. Мы можем переформулировать эту парадигму через два закона - у Парменида это закон сохранения бытия, а у Платона это закон сохранения идей и потом душ. Эти два закона - первые законы сохранения, хотя они выражены на языке философии, они содержат нечто рациональное. Как они проявились в науке? В Античности это Клавдий Птолемей (ок. 100 – ок. 170), создатель первой космологической теории, - геоцентрической системы мира. По его таблицам плавал Фернан Магеллан (1480 - 1521), Вселенная постоянна, по звёздам надо ориентироваться. У Н. Коперника - замкнутая система мироздания, он просто поменял местами Землю и Солнце. И. Ньютон тоже рассуждает только на уровне солнечной системы, которую создал Господь Бог, это всё устойчиво и вечно. И Альберт Эйнштейн (1879 - 1955) - когда он написал уравнения ОТО, он видел, что без дополнительного коэффициента произойдёт коллапс Космоса, а он хотел получить устойчивый, вечный и бесконечный космос, и он ввёл этот лямбда-член - космологическую постоянную, которая позволяла удержать Вселенную статичной. Но потом он отказался от неё, когда Александр Александрович Фридман (1888 - 1925) показал ему, что Вселенная может расширяться и эволюционировать - переход к совсем другой парадигме. Сегодня есть попытки воскресить эту парадигму в гносеологии – Стивен Уильям Хокинг (род. 1942), Вайнберг, " Мечты об окончательной теории", он хочет, чтобы возникла теория, объясняющая всё мироздание. Если мы напишем такие уравнения, то основной процесс познания заканчивается и остаётся проработка деталей. Вторая парадигма - это парадигма циклизма, она появляется у Гераклита Эфесского (544 до н.э. - 483 до н.э.) и перекочёвывает к стоикам. У Гераклита это идея мирового года - это 10800 лет, на основе принципа архэ мир возникает из огня, развивается, и затем снова мировой пожар, и цикл повторяется. У стоиков рассуждения посложнее, есть идея огнедышащей пневмы, спемологосов. Луций Анней Сенека (4 до н.э. – 65 н.э.): " Как мёд пронизывает соты, так и пневма пронизывает весь мир". Тоже идея мирового года, но в более жёстком варианте. Цикл не просто заканчивается, но следующий цикл с точностью повторяет предыдущий цикл. У нас есть клоны, и мы друг друга повторяем. Идея стоиков - это цикл, который и есть синтез понятий Бог, Разум и Логос. Это триединство обеспечивает круговорот нашего мироздания. Сенека: " Не может быть природы без Бога и Бога без природы. Бог - это судьба. Бог - это провидение. Бог всё направляет, Бог есть смысл и объяснение. Бог - это природа. Бог - это мир, он и есть то целое, что ты видишь, совершенный во всех составляющих его частях.". Эти идеи станут идеями Бенедикта Спинозы (1632 – 1677), его Эйнштейн за это и полюбил. Это также идеи Возрождения, Николо Кузанский и Джордано Бруно разделяли такие идеи. В науке такая парадигма нашла большое отражение. В геологии обнаружили определённые циклы (геология включает не только образование пород Земли, но и изменения климата, уровень воды в мировом океане, сдвиги и раздвижения тектонических плит, циклические крупномасштабные процессы). В химии 20 века ранее считали, что химические реакции необратимы, а затем открыли ячейки Бинара и реакцию Белоусова-Жибатинского, на основе которой Илья Романович Пригожин (1917 - 2003) пришёл к идеям синергетики. Дальше это отразилось в биологии, в представлениях о сменяемости определённых видов и появлении новых видов, и возможности того, что новые виды тоже могут потом исчезнуть, отсюда следует вымирание динозавров и появление новой ветви развития, млекопитающих. В астробиологии – Владимир Иванович Вернадский (1863 – 1945) и Александр Леонидович Чижевский (1897 - 1964) говорили о большом развитии биосферы, возникла идея ноосферы, а Чижевский говорил о циклах солнечной активности, которые существенным образом влияют на земную жизнь. Есть корреляция земных событий со вспышками солнечной активности. У земных социальных событий (войны, революции) есть причины и в самом обществе, и катализатор со стороны солнечной активности. Третья парадигма - эволюционистская, она сейчас самая распространённая, убедительная, это Эмпедокл из Акраганта (ок. 490 до н.э. – ок. 430 до н.э.). Он первым пытался объяснить разнообразие живых организмов. Сначала существовали отдельные органы, потом они соединялись, сначала неудачно, в монстры и гермафродиты, но потом появились однополые существа и люди. В научных теориях эта парадигма нашла своё преломление прежде всего в биологических теориях Жана Батиста Ламарка (1744 - 1829), Кюрье и Чарлза Роберта Дарвина (1809 - 1882) - теории разные, а парадигма одна - живой мир эволюционирует. И наконец, в 20 веке парадигма эволюционизма приобретает глобальный характер, и Эрих Янч выпустил книгу " Научные и гуманистические следствия, возникающие в парадигме эволюции", где он прямо писал, что в 20 веке утвердилась парадигма глобальной эволюции, связанной не только с органическим миром, но и с космологической (космической) эволюцией. Выдвигается алгоритм этой глобальной эволюции, который затем будет интерпретироваться в эволюционной философии науки в такой аббревиатуре: BVSR - Blind Variation Selective Restrain (слепое вариационное выборочное удержание) - отбор того, что кажется полезным. Наша Вселенная - один из удачных родов мироздания, а до этого были выкидыши. Говорится о микромире, где идут рассуждения об эволюционной парадигме. И последняя парадигма – креационизм - берёт начало в Античности у Анаксагора. Есть два мировых начала - гомеомерии, семена, из которых состоит всё и вся, они делимы до бесконечности, а упорядочивать эти семена должен Мировой Разум, Нус, который комбинирует все эти семена сознательно, он имеет план построения. У нас в мире всё в гармонии. Дальше наиболее важный вклад в эту парадигму вносит сам Платон, который считает, что всё творчество присуще Демиургу, и любое творчество есть переход из небытия в Бытие согласно определённому плану. Для Платона было дико думать, что случайное движение атомов (на котором настаивал Демокрит Абдерский, ок. 460 до н.э. – ок. 370 до н.э.) может образовать такую сложную структуру, как Космос. Это может только Демиург. Смысл является обязательным атрибутом творчества - раз нечто уже существует, то в этом должен быть смысл, хотя людям он не всегда понятен. В дальнейшем эта парадигма доминировала около тысячи лет в Средневековье. Бог творит Мир по своему плану, всегда должен быть определённый креаторг, или творец. Но есть и принципиальное отличие понимания творения в Античности и в Средневековье. В Античности всегда есть что-то исходное и независимое от вещества, такая материя, которая совечна Богу и предшествует творению. Энтелехия всех энтелехий, Хора. А в Средневековье Бог творит из ничего. И там же обсуждались различные вытекающие из этого парадоксы. Креационизм связан с проблемой направленности времени. Анри Бергсон (1859 - 1941) напишет, что существует вполне определённая направленность в этом процессе эволюции, а слепой перебор вариантов тупиковый. Эта идея стрелы времени появится в науке в виде второго начала термодинамики. Отсюда следуют тепловая смерть Вселенной, ультрафиолетовая смерть Вселенной. Должно наступить полное уравновешивание, если Вселенная - замкнутая система. А дальше креационизм появляется в космологии, сам термин " Стрела Времени" вводит Артур Стэнли Эддингтон (1882 - 1944). И наиболее выпукло эта идея начинает разрабатываться И. Пригожиным: " Тогда как события и креативность суть фундаментальные элементы природы, меня всегда шокировало, что законы физики дают картину мира как обратимого и детерминированного". Время по Пригожину имеет креативный характер, но в фундаментальных уравнениях физики это не отражается. Августин Блаженный Аврелий (354 - 430) считал, что дано только настоящее. Мы можем вспоминать прошлое лишь как настоящее прошлого, и можем представлять себе будущее лишь как настоящее будущего. Никакой субстанции времени, про которую говорил Ньютон, нет. Но есть стрела времени. Опираясь на шестоднев, можно разложить всю историю на шесть этапов творения мира Богом и творения нашей жизни как живых организмов. Она заканчивается шестым периодом – приходом Иисуса Христа и страшным судом. Такова позиция философа-богослова 5 века нашей эры. Начиная с Френсиса Бэкона, наука пыталась отбросить понятия энтелехии и финализма Аристотеля. Утверждалось, что надо описывать не причину, а связь событий. Что касается 20 века, то здесь много известных учёных начинают считать, что физика должна отражать гармонию и целесообразность физических законов. Эта мысль пришла из астрофизики А. Пиндэ. Существуют две формулировки антропного принципа, который пришёл из космологии: а) Слабый в-т утверждает, что значения всех мировых констант настолько хорошо согласованы между собой, что малейшее изменение их значений приведёт к сильному изменению мира, и следовательно, нам повезло, что мы живём в том мире, который живёт и может существовать, б) Сильный в-т утверждает, что всё устройство мира было запрограммировано с самого начала, и то, что существует сегодня – это не результат случайного перебора ошибок. На самом деле Вселенную подогнали под то, чтобы она могла существовать. Согласно Библии, изначально был план создания, который подразумевал, что на определённой стадии развития появится человек. Лекция 8, 06 мая 2016 года Наиболее важные фигуры второй волны позитивизма - это Эрнст Мах (1838 - 1916) и Рихард Авенариус (1843 - 1896). Рассмотрим эмпириокритицизм. Для Маха главная идея эмпириокритицизма - это очищение науки от разного рода метафизических понятий. Нужна опора на первичные понятия, которые начинаются с ощущений. " Если атомы реально существуют, то я ухожу из физики, потому что не могу смириться с таким признанием, которое мне противоречит", говорил Мах. В философском смысле он заявил, что не имеет смысла противопоставлять идеальное и материальное, и эта ошибка очень актуальна. В нашем сознании есть класс нейтральных элементов, про которые непонятно, идеальны они или материальны. Свет связан и с его источником, и с его восприятием. Фразу " Я вижу свет" можно воспринимать тремя способами: источник света - это объективность, восприятие - это субъективность и " Я" как нечто. Нет объекта без субъекта. После развития квантовой физики и появления принципа дополнительности будет полемика Эйнштейна и сторонников квантовой теории. Эйнштейн: а существует ли Луна, если на неё не смотрит мышь? Философию Маха часто сводят к философии Беркли те, кто с ним не согласен, его критики. Науку Мах выводит из первичных потребностей человека - измерять, читать и так далее. С этих позиций Мах приходит к своему принципу экономии мышления, который является продолжением " бритвы Оккама". Мах его непосредственно использует для критики теории Ньютона, стараясь исключить все метафизические сущности из теории Ньютона и сделать так, чтобы наука обходилась без них. Экспликация такого позитивистского настроя науки и очищение её от метафизики сыграли большую роль в физике, и для Эйнштейна Мах был точкой отсчёта, заставившей Эйнштейна задуматься о пространстве и времени без абсолютов. Авенариус был профессиональным психологом и полагал, что проблема материального и идеального возникает тогда, когда мы создаём образ некоторого понятия в нашем сознании. Этот образ называется интроекция (Авенариус негативно относился к этому понятию). Дальше ещё будет интроспекция - познание интроекций, обращение к своему сознанию. Психологи будут потом разбираться, как можно проанализировать наше сознание. В интроспекции ничего не получилось, все психологи работали со своим сознанием и давали разный результат. Авенариус категорически против этой интроекции, во фразе " Я вижу дерево" не упомянуто, что дерево находится в сознании человека. Приницип наименьшей траты сил: мы как и живые существа будем гораздо более приспособлены к выживанию и жизни, если не будем задумываться об образах внутри нашего сознания, а будем осуществлять принципиальную координацию нашего сознания по отношению к внешнему миру. Человек выступает как принципиальный член этой координации. Эти идеи связаны со второй волной позитивизма, и одновременно они отражали определённый этап развития науки. Третья волна позитивизма - это неопозитивизм, его нынешним проявлением является логический эмпиризм, и он связан с осмыслением новейших открытий в естествознании самого конца 19 века. Рентгеновские лучи, электрон, создание квантовой физики и теории относительности. Если вторая волна связана с электродинамической картиной мира (первая волна - это механицизм, даже у Спенсера есть теория объяснения Вселенной на основе механицизма), а во второй волне во главу угла становится поле, не вещество, то в третьей волне появляется квантово-релятивистская картина мира, которая существует до сегодняшнего дня. Первым этапом неопозитивизма является логический атомизм, он тоже представлен видным математиком и логиком Бертраном Расселом (1872 - 1970), и его основной труд (совместно с Нортом Альфредом Уайтхедом (1861 - 1947)) - " Принципы математики", а также " Анализ сознания", " Человеческое сознание и его гарницы". Сначала он пытается разобрать парадоксы теории множеств Кантора, а потом идёт в философию и говорит, что задача философии - анализ смысла всех положений в науке. Рассел прямо подчёркивает, что он находится на позиции реализма, здравого смысла, и признаёт первичность природы по отношению к логике и математике. Трава зелёная, Солнце и звёзды существуют независимо от наблюдателя, и неважно, смотрит кто-то на них или нет. Мир существует объективно. Чтобы его познать, надо набросить на него логическую сеть, и в этом суть логического атомизма. Такого рода суждения можно назвать логическими атомами. Например, предложение " Сократ есть афинянин" - это логический атом, т. к. есть одно имя собственное и одно утверждение. Если добавить слова " и учитель Платона", то получится более содержательное предложение, но без первого предложения второго быть не может. В логике тоже есть атомы, которые надо выделять, и тогда всё сойдётся. Ученик Рассела Людвиг Витгенштейн (1889 - 1951) написал свой философский трактат, который после перевода Расселом стал библией неопозитивизма, хотя автор писал этическую работу. Человек принципиально ограничен в своём сознании логикой как трансфером, направляющим мышление на природу. И воспринимая идею Рассела, что мы можем представить основы логики как некую совокупность атомарных факторов и предложений, он в отличие от Расселла отказался от признания мира как объективного феномена. Логика и есть тот трансфер (барьер), за который мы не можем выйти. Всё то, о чём может быть сказано, должно быть сказано ясно, а о чём не может быть сказано ясно, надо умолчать. Образ есть модель действительности. Логический способ построения образа этого мира - это дом бытия человека. Любое осмысленное высказывание должно строиться по правилам логики, то есть существует определённый языковой каркас, дальше можно строить логические молекулы, клетки, организмы, но это будет всего лишь только логика, как абсолютная априорная подкладка, основа науки, любого дискурса. Граница дискурса устанавливается самим языком, и всё, что связано с языком и логикой - это наше познание. А всё, что лежит по ту сторону границы - бессмысленно. Философские утверждения - это неосмысленные утверждения, они не имеют логического смысла. Философская теория - это сказочный замок, который достаточно лишь покинуть, и сразу все философские утверждения обращаются в мусор. Поэтому бессмысленны классические философские определения материи, сознания, пространства, времени, причинности и так далее. Отсюда необходимо переосмыслить задачу философии. Она обязана быть логикой, которая стремится прояснить мысли людей на любом уровне, в том числе на научном. Философия - это деятельность по прояснению мыслей. Учёные могут путаться в терминах, понятиях, их связях, как муха в мухоловке, а задача философии - показать учёным выход из мухоловки. Витгенштейн приезжал в СССР и пытался устроиться в колхоз, но туда его не взяли, у него были проблемы со здоровьем психического порядка. На определённом этапе жизненного пути он пришёл к тому, с чего начинал, но не хотел это публиковать, а после его смерти труды " позднего Витгенштейна" нашли в столе, и были опубликованы " Философские исследования" Витгенштейна. Он там уже по-другому осмысливал своё знаменитое утверждение " О чём нельзя мыслить, о том следует молчать". В языке существуют очень многие нелогические вещи, без которых человек существовать не может. Язык науки бессилен перед многими вещами, которые находятся по ту сторону логики. Логика должна молчать там, где она ничего не может выразить, и там человек прибегает к другим вещам, которые помогают жить - медитации, молитвы, сновидения, галлюцинации. Логически это невыразимо принципиально. Наука есть лишь небольшая часть языковой реальности, её язык опирается на естественный язык, а он формируется не по правилам логики. Язык формируется как форма жизни, и сейчас это одна из тех мистических загадок, которые логика не может объяснить. На конференции в Ватикане обсуждалось, что наука не может объяснить две вещи - любовь и овладение языком. Всегда есть принципиальная разница между языком, который для человека родной (мысли у человека работают параллельно, если он говорит именно на родном языке) и неродной (там человеку приходится всё время мысленно проводить перевод). Слова " Ой", " Больно", " Люблю" не объяснимы логически, но человек прекрасно может понять, когда с ним приветливо здороваются, а когда он не входит в круг желаемых людей. Эти мысли первичны по отношению к любой логике, в том числе научной, и он вводит философскую категорию, понятие игра. Игр огромное количество, от шахмат до боёв без правил, но есть между ними некая общность, и так или иначе устанавливаются правила, даже в боях без правил - это определённая кратковременность, определённая интенция (на победу), и возможность прекратить это при определённых обстоятельствах. Установив родовые признаки этих игр, он говорит, что между всеми играми можно установить некое семейное сходство. Можно рассмотреть фотографию, где есть разные поколения одной семьи, и незнакомый человек может на фото посмотреть и прийти к выводу, что фотография - это одна семья. Все языковые ситуации тоже так или иначе имеют некое семейное сходство. Человек обучается языку не с помощью логики, а с помощью жизни, и даже в науке ему тычут пальцем и говорят, что это надо вот так понимать, а это вот так. Сознание - это наиболее общее понятие, модусы которого (воля, мышление, желание, понимание, воображение) проявляются во вполне определённых жизненных ситуациях (закончить лекцию и т.п.). Вот такие претурбации Витгенштейн интересно и актуально показывает в своём творческом развитии. Пифагорейцы открыли иррациональные числа, правда, потом засекретили их. На сегодняшний день известны сюрреалистические числа, есть число гугл = 10100, комплексные числа тоже пытались скрыть. Эта проблема каркаса идёт от Витгенштейна и имеет фундаментальный философский смысл. На вопрос " Существует ли стол? " в классической теории будет дан положительный ответ. А в квантовой теории будет просто непонятно, о чём идёт речь, так как есть квантовые поля. Фактически квантовая теория заново переосмысляет средневековую проблему номинализма и реализма. Актуален и вопрос о том, что можно считать языком науки? Утверждение Галилея " Книга природы написана на языке математики" больше не является общепринятым. Математика - это лишь аппарат науки. Согласно доктрине физикализма (или же физического редукционализма) в каждой науке столько науки, сколько в ней физики, и эта доктрина принята у неопозитивистов. Физика постепенно будет вбирать в себя все остальные науки. С химией это уже случилось, так как физика её объяснила, в частности, объяснена периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Также существуют биохимия, медицинская физика, психологию изучают с использованием физики. Все области знания, важные для существования человека, так или иначе содержат физику. Неопозитивисты стремятся полностью очистить науку от метафизики. С их точки зрения всё, о чём пишет Хайдеггер, неосмысленно и противоречиво. И вообще все метафизические системы неосмысленны, противоречивы и не имеют значения для науки. Наука сама себе философия, - так считали Эйнштейн, Пуанкаре, Рассел, Луи де Бройль (1892 - 1987), Витгенштейн. Многие физики, про которых говорил Карнап, были прекрасно подготовлены философски; некоторые выводили квантовую механику непосредственно из идей Аристотеля. Философия отражает чувство жизни, которое наиболее адекватно отражается в музыке и в философии Ф. Ницше. Лекция 1, 18 марта 2016 года Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 712; Нарушение авторского права страницы