Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Целевые направления преподавания ИЗО в начальной, основной и старшей школе



} Начальная школа - Почувствовать искусство

(воспитание эмоциональной отзывчивости детей как введение в культуру чувств).

 

} Основная школа - Узнать искусство

(Формирование первых основ художественной культуры подростков).

 

} Старшая школа - Осмыслить искусство

(оформление духовно-нравственной и эстетической культуры юношества)

 

Общечеловеческое, национальное и индивидуальное в преподавании изобразительного искусства

В содержании образования по изобразительному искусству отражено:

общечеловеческое

формирование толерантного отношения к иным культурам;

приобретение начальной компетентности слушателя, зрителя, юного художника;

способность различать позитивные и негативные влияния в культуре;

национальное

повышение роли гражданско-патриотического воспитания; знакомство с традиционным русским искусством, его истоками, видами, ценностными ориентирами

региональные компоненты, включение знаний и навыков малых культур

индивидуальное

интеграция полученных знаний в собственной художественно-творческой деятельности;

умение организовать свой культурный досуг.

ВОПРОС № 2

Методы преподавания изобразительного искусства в Древнем Египте и Древней Греции. Вклад художников эпохи Возрождения в теорию и методику обучения изобразительному искусству.

Древний Египет

· Специальная художественная школа впервые сформировалась в Древнем Египте. Египтяне установили законы изображения и начали обучать им будущих художников. Главной темой произведений египетских художников была человеческая фигура. Измерение частей тела производилось с математической точностью. Эта система позволяла по одной части определить целое или размер других частей. Единицей измерения в древнеегипетском каноне пропорций служила длина среднего пальца руки, вытянутой вдоль бедра. Фигура разделялась на 19 равных частей. Предписаны были все подробности изображения: ширина носа, глаз, рта, ширина и толщина груди, толщина руки в разных местах- т.е. для всех частей тела была определена точная величина. Изображения фигур в египетском искусстве имели четко очерченный контур. Фон обычно оставался белым. Были установлены правила и каноны изображения стоящего человека, идущего, сидящего, коленопреклоненного, присевшего на корточки и т. д. Были также созданы они и для рисования цветка лотоса, священных животных.

· Девочки, вероятно, никогда не посещали школу – они довольствовались домашним обучением. Мальчики же учились порядка 12 лет. Ребенок, прежде всего, учился читать, писать и считать. Папирус был слишком дорог, чтобы давать школьникам, поэтому практиковались дети на полированных пластинках известняка, разграфленного в линейку или в клетку. Затем повзрослевшему ученику доверяли чистый папирус, на котором он кисточкой красными и черными чернилами переписывал из “учебника” какие-либо религиозные тексты. Каждый писец обучался и рисованию, поэтому он рисовал и рисунки. Рисовали египтяне углем, кистью, а также выцарапывали металлическими штифтами (палочками) рисунок на глиняных досках, на камне и на стене по сырой штукатурке. Позднее к этим материалам прибавилось тростниковое перо. Ученики работали в основном на глиняных досках и на папирусе. Рисунок, был линейный, без тоновой прокладки формы (без прокладки теней). В Древнем Египте рисование и черчение были включены в круг общеобразовательных предметов. Метод и система обучения у всех художников-педагогов были едиными, ибо каноны предписывали строжайшее соблюдение всех норм и правил. Несмотря на то что в школы принимались привилегированные лица, система воспитания и обучения была предельно строгой и даже жесткой: за малейшее отступление от предписанных правил, неточное выполнение канона ученика строго наказывали, вплоть до избиения палками.

· Необходимо сказать несколько слов о методических пособиях по рисованию. В процессе обучения правилам рисования учитель постоянно пользовался специальными методическими таблицами, на которых наглядно раскрывался процесс построения изображения. Возможно, эти таблицы педагог рисовал сам, возможно, — с помощью старших учеников. Постепенно в школе накапливались целые сборники таких таблиц и альбомы рисунков. Эти альбомы являлись своеобразными учебниками, которые давали наставления ученикам и художникам-педагогам.

· Ведущей школой Древнего царства была Мемфисская придворная школа архитекторов и скульпторов.


Античная Греция

· К концу 5 века до н.э. в Афинах не было ни одного свободного человека, который бы не умел писать и читать. В это же время стали организовываться школы. Афиняне считали необходимым дать ребенку интеллектуальное, музыкальное и физическое воспитание. Ставя во главу изобразительного искусства образ человека, греческие художники наблюдали и изучали человеческое тело во всех его деталях. Используя традицию построения изображения человеческой фигуры по канонам, греческие художники выдвинули новую проблему в искусстве и удачно решили ее в своих творениях. Они утверждали, что в мире царит строгая закономерность и сущность прекрасного заключается в стройном порядке, в симметрии, в гармонии частей и целого, в правильных математических отношениях.

· В 432 году до н. э. в Сикионе скульптор Поликлет написал сочинение о пропорциональной закономерности частей человеческого тела. По отношению к росту голова составляла одну седьмую часть, лицо и кисть руки — одну десятую, ступня — одну шестую. Скульптор написал теоретический трактат под названием «Канон» (что значит «правило»), где изложил свои мысли о наиболее гармоничных пропорциях человеческой фигуры, как бы установленных для нее самой природой.

· IV веку до н. э. в Греции существовало уже несколько прославленных школ рисунка: Сикионская, Эфесская, Фиванская. Эти школы имели различные методические установки.

Фиванская школа, основателем которой был Аристид, или Никомах, большое значение придавала светотеневым эффектам, передаче жизненных ощущений и иллюзии.

Эфесская школа, создателем которой считается Эфранор из Коринфа (по другим источникам —Зевксис), основывалась на «чувственном восприятии природы и на внешней красоте». Эта школа стремилась к иллюзии, но была «небезукоризненна в рисунке».

Сикионская школа, основанная Эвпомпом, базировалась на научных данных естествознания и строго придерживалась законов природы. В этой школе требовалась «величайшая точность и строгость рисунка».

· Самой крупной фигурой не только Сикионской школы, но и всего античного искусства был Апеллес (356—308 годы до н. э.). Этот художник достиг наивысшей славы среди всех художников древности, впоследствии его имя стало нарицательным среди художников и теоретиков искусства. Всем основным положениям изобразительного искусства Апеллес стремился дать научное обоснование. Как утверждают историки, им было написано несколько книг о правилах своего искусства. Обучение он начинал с освоения технологии и техники рисунка и живописи. Его воспитанники учились растирать краски, знакомились с техникой работы и основательно изучали рисунок. Рисунок был главным учебным предметом, им занимались ежедневно. рисунок по памяти играл у Апеллеса важную роль. И, видимо, входил в систему обучения молодых художников.

· В процессе рисования с натуры греческие художники изучали и анатомию. Искусство античного мира по сравнению с египетским обогатилось новыми принципами и методами построения изображения, а вместе с тем и новыми методами обучения. Греческие художники впервые в истории развития учебного рисунка ввели в употребление светотень и дали образцы перспективного построения изображения на плоскости, заложив основы реалистического рисования с натуры.

 

Возрождение

Возрождения открывает новую эру не только в истории развития изобразительного искусства, но и в области методов обучения рисованию.

Несколько слов о постановке обучения изобразитель­ному искусству. Мальчика 10—12-ти лет родители отдавали для обучения к какому-нибудь мастеру, и он с первых же дней начинал знакомиться с ремеслом своего учителя. К 18-ти годам ученик становился подмастерьем. Теперь учитель мог доверить ученику исполнение отдельных час­тей заказных работ. После 6—8 лет обучения ученик мог оставаться в каче­стве помощника у своего учителя, но мог и перейти к другому мастеру. Кроме того, ученик имел право, также по личному усмотрению, менять мастерскую и даже специаль­ность—стать гравером, живописцем, скульптором. У наиболее крупных художников воспитанники изучали ювелирное дело, литературу, математику, скульптуру, живо­пись и архитектуру. Основой всех наук был рисунок, обу­чение которому шло по строгой системе. Вначале ученики рисовали на буковых дощечках, затем их посвящали в тайны простейшей живописной техники: учили растирать краски, изготовлять левкас, готовить деревянную доску для стан­ковой картины или стену под фреску. После этого доверяли грунтовку и нанесение фона. Таким образом, обучение изобразительному искусству было построено на практической основе, на непосредственном творческом общении молодежи с художником-педагогом, роль и ответственность которого постоянно возрастали. Необходимо также заметить, что успевающие ученики получали от мастера денежную плату. Некоторые из них даже хорошо зарабатывали.Мастерские этого времени не похожи на мелкие ремесленные мастерские, где ученики были скорее прислугой. Художественные мастерские эпохи Возрождения — боттеги — были своеобразными научными лабораториями.

· Необходимо охарактеризовать специфику содержания основных трудов эпохи Возрождения. Первый по времени научный труд— «Трактат о живописи»—принадлежит Ченнино Ченнини. Следующая по времени работа о рисунке—«Три книги о живописи», созданная величайшим флорентийским зодчим Леоном Баттистой Альберти. Следующей по времени работой в области теории рисунка является «Книга о живописи» Леонардо да Винчи. Не менее важны и интересны труды Альбрехта Дюрера (1471—1528) «Руководство к измерению циркулем и линейкой», 1525 год. «Руководство по укреплению городов, замков и крепостей», 1527 год. «Четыре книги о пропорциях», 1528 год. Трактаты. Дневники. Письма.

Подводя итоги деятельности художников эпохи Возрождения, необходимо в первую очередь отметить ту колоссальную работу, которую они проделали в области научно-теоретического обоснования искусства рисования. Их труды в области перспективы помогли художникам справиться с труднейшей проблемой построения трехмерной формы предметов на плоскости. Много внимания уделяли также изучению пластической анатомии. Почти всех рисо­вальщиков интересовали законы пропорционального соот­ношения частей человеческого тела. Положив в основу изоб­разительного искусства дан­ные науки, художники Воз­рождения особое внимание уделили рисунку. Рисунок, заявляли они, содержит в себе все самое главное, что требуется для успешной творческой работы. Однако следует отметить, что художники эпохи Воз­рождения мало касались вопросов дидактики, почти не связывали дидактические проблемы с вопросами изоб­разительного искусства. Эту важную работу начали про­водить академии художеств, открывшиеся в конце XVI ве­ка в ряде зарубежных стран.

ВОПРОС № 3

Европейская Академическая система художественного образования в XVI- XIX веках. Система преподавания во Всероссийской Императорской Академии художеств в XVIII - XIX вв.

· XVII век в истории методов обучения рисованию следует рассматривать как период становления рисования как учебного предмета и развития новой педагогической системы преподавания —академической. Самой характерной особенностью этого периода является создание специальных учебных заведений — академий художеств и художественных школ, где было серьезно поставлено преподавание рисунка.

· Академии рисунка во Флоренции (открыта в 1563 году), Академии св. Луки в Риме (открыта в 1577 году) и «Академии, вступившей на верный путь» братьев Карраччи (основана между 1585 и 1588 годами). Художественная установка братьев Карраччи выразилась в сонете Агостино Карраччи: «Кто пожелает учиться живописать, тот пусть старается писать по римской манере, с настоящим размахом, усвоит себе венецианские тени и ломбардский колорит, плодовитость гения Буонарроти, естественно свободный склад Тициана, золотисто-яркие краски Корреджо и симметрию, как ее предписывает Рафаэль». Использование достижений ренессансной системы

· Карраччи детально разработали методику преподавания, считая рисунок основой изобразительного искусства. В своих методических установках они указывали, что художник должен опираться на данные науки, на разум, ибо ум обогащает чувство. Однако вскоре эта точка зрения привела Карраччи к идеализации реальной действительности и заставила их придерживаться канонизированных форм. Педагоги стали «переводить» образы великих мастеров живописи на условный язык, с помощью которого они теперь рассказывали о современной жизни. В академии стало преобладать копирование. И все же, несмотря на недостатки, школа Карраччи в деле постановки художественного образования сделала очень много.

· В академии — наиболее удачном специальном учебном заведении была разработана настолько стройная и эффективная система обучения и воспитания молодых художников, что по их примеру стали открываться государственные академии: Королевская академия живописи и скульптуры в Париже (1648 г.), Академия художеств в Риме (1660 г.), в Вене (1692 г.), в Берлине (1696 г.), Академия Сан-фернандо в Мадриде (1753 г.), Академия трех знатнейших художеств в Петербурге (1757. г.) и Академия художеств в Лондоне (1768 г.).

· Со второй половины XVII века художественным центром Западной Европы становится Франция. М. В. Алпатов пишет: «Историческое значение французского классицизма огромно. В XVII веке Италия, имевшая до тех пор ведущее значение в европейском искусстве, передала свое знамя первенства Франции. В самой Италии художественное творчество постепенно иссякало. Германия изнывала от последствий Тридцатилетней войны. В Англии пуританское движение мало благоприятствовало ее художественному развитию. Испания клонилась к упадку. Даже Фландрия и Голландия к концу XVII века подпали под французское влияние». Французская академия художеств вносит много нового в академическую систему художественного образования и воспитания.

· Академическая педагогика - это педагогика рационалистическая.

Еще Цампьери Доменикино (1581-1641) говорил: «Ни одна линия не должна быть начертана рукой художника, прежде чем она не сложилась в его уме».

РОССИЯ

· Организационно Российская Академия художеств оформилась только в елизаветинскую эпоху - в 1757 году. Но уже при Академии наук, открывшейся в 1724 году, была устроена «Рисовальная палата». Первыми преподавателями «Рисовальной палаты» были иностранцы.

· Первым учебным пособием была так называемая «Прейслерова рисовальная книга» Главным в обучении рисунку является изображение человеческой фигуры. Обучение рисунку предполагает постепенность, или «поступенность». После многочисленных упражнений в изображении различных частей лица, рук и т.п. разрешалось переходить к изображению (опять-таки перерисовыванию с образца) целой обнаженной фигуры человека. Рисование обнаженной модели (одного человека или группы натурщиков) постоянно корректировалось представлением об идеале, на который фигура в рисунке должна была походить. Идеалы черпались из арсенала античности - ведь прежде, чем переходить к изображению натурщика, учащийся делал многочисленные рисунки с гипсов (разнообразных слепков с антиков)

· Русские художники, педагоги Академии (мастера живописи, рисунка и гравюры) сами создавали учебные пособия. Помимо графических наглядных пособий при обучении пластической анатомии использовались и пространственные модели при изучении пластической анатомии выполнение штудий одного и того же объекта с нескольких точек зрения.

· В ХIХ веке русская школа академического рисунка претерпела изменения. Проблемы: пассивно-подражательная система рисования, анатомия была возведена в основное, неоспоримое качество, заслоняющее все прочее. Профессиональные недочеты рисунка: технической незавершенность и пассивность изобразительной формы, отсутствие строгого ее определения и крепкой организации

· П.П.Чистяков. Определяя специфические особенности рисунка, Чистяков акцентировал внимание на вопросе построения объемной формы

Чувствовать внутренние оси - точнее, направленность движения масс - Чистяков считал совершенно необходимым в течение всей работы над рисунком, так как именно оси, по его мнению, позволяют создавать на плоскости правильное решение объема

· Профессор Д.Н. Кардовский поставил основной задачей учебного рисунка сознательное построение пластической формы натуры на основе выделения ее основных масс, сопоставления их с простыми геометрическими телами

 

академизм - в хронологическом плане явление очень пространное, в методическом и творческом отношении - далеко не однородное

Лучшее, что могла дать Академия, - ставка на профессиональное мастерство и как результат этого - виртуозный техницизм

Академическое образование не препятствовало рождению гениальных созданий

В ХХ веке академизм часто стал рассматриваться как явление внеэстетическое, аналогичное тому, что именуется «фотографизмом»


·

ВОПРОС № 4

История развития преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе в Европе и России. Совершенствование содержания и методов преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных школах России XIX и XX века.

1.Мысль о пользе рисования как общеобразовательного предмета была высказана великим чешским педагогом Яном Амосом Коменским (1592—1670) в его «Великой дидактике». Правда, Коменский еще не решался включить рисование в курс школьного обучения как обязательный предмет. Однако ценность этих мыслей состояла в том, что они были тесно связаны с вопросами педагогики. В XXI главе «Великой дидактики», названной «Метод искусств», указывается, что для обучения искусству необходимо соблюдать три требования: 1) правильного употребления; 2) разумного направления; 3) частого упражнения. Коменский, рассматривая рисование как общеобразовательный предмет, не делает резких различий в методах и системах обучения искусству в общеобразовательных и специальных школах. Он опирается на уже сложившуюся систему обучения рисунку в академиях художеств, на оправдавшие себя методы обучения.

Обучение рисованию в художественной школе начиналось с копирования образцов, и в общеобразовательной школе, считает Коменский, должна быть эта же система, причем образцы должны подбираться самые лучшие (имелись в виду произведения великих художников). Руководящая роль в обучении должна принадлежать учителю, который обязан следить за работой ученика, направлять ее. Ошибки, допущенные учениками в рисунках, должны быть исправлены учителем с объяснением их причин.

Особую ценность для нас представляют мысли Коменского о необходимости изучать методы преподавания. Каждый художник-педагог должен знать не только свои предметы, но и основные дидактические принципы. Он должен иметь полное представление о том, какие методы обучения дают наилучшие результаты, с чего следует начинать, где следует сделать остановку, чтобы заострить внимание ученика на главном.

2. Почти одновременно с Коменским общеобразовательную ценность рисования стал отстаивать английский педагог и философ Джон Локк (1632—1704). В своей книге «Мысли о воспитании» он пишет: «Если мальчик приобрел красивый и быстрый почерк, то должен не только поддерживать его тщательным упражнением в письме, но еще усовершенствовать свое искусство посредством рисования. В путешествиях… рисование послужит в пользу молодому человеку; часто немногими чертами он в состоянии будет изобразить здания, машины, одежды и пр.— чего не объяснить никакими многословными описаниями». Однако методических указаний о преподавании рисования Дж. Локк не дает, он ограничивается лишь общими рассуждениями о пользе обучения рисованию.

3.Более обстоятельно о рисовании как общеобразовательном предмете высказался французский философ-энциклопедист Жан Жак Руссо (1712-1778). В своей книге «Эмиль» Руссо пишет, что для познания окружающей действительности большое значение имеют органы чувств, которые можно развить у ребенка, обучая его рисованию с натуры. Руссо совершенно верно указывает, что занятия рисованием следует проводить среди природы, так как на природе ученик может наглядно увидеть явления перспективы и понять ее законы. Кроме того, наблюдая природу, ученик воспитывает свой вкус, приучается любить природу, начинает понимать ее красоту. Руссо считает, что обучение рисованию должно проходить исключительно по натуре.

4. В 1804 году школьным уставом рисование вводится во все уездные училища и гимназии России. Раскрыть особенность направленности преподавания рисования в России

5. В 1834 году А. П. Сапожников издал «Курс рисования». Это был первый учебник для общеобразовательных учебных заведений, составленный русским художником. Учебник переиздавался затем много раз, последнее его издание—1889 года. Рассказать об особенностях метода Сапожникова и его значении.

6. Г. А. Гиппиус. 1844 г. «Очерки теории рисования как общего учебного предмета». Это был первый капитальный труд по методике обучения рисованию в общеобразовательной школе. Раскрыть особенности методики Гиппиуса.

7. Основные этапы «приготовление учителей и учительниц рисования для учебных заведений России».

8. После революции 1917 года рассмотреть отношение к введению искусства в Программах и методических записках единой трудовой школы

9. Создание Научно-исследовательский институт художественного воспитания (1947), его значение, ведущие ученые. С 1959 года создается сеть художественно-графических факультетов при педагогических институтах. В этих институтах, в Академии художеств, в Академии педагогических наук СССР, в институтах усовершенствования учителей разрабатывается методика преподавания рисования. Многие учителя изобразительного искусства также работают над созданием учебных пособий для школ.

 


 

ВОПРОС № 5

 


Поделиться:



Популярное:

  1. A.16.15.3. Экран принудительной изоляции для использования в депо
  2. C. Изособида динитрат в виде спрея в рот
  3. Cинтетический учет поступления основных средств, в зависимости от направления приобретения
  4. I. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ: ЭПОХИ, ШКОЛЫ, НАПРАВЛЕНИЯ
  5. II.VII. Целевое финансирование и целевые поступления
  6. V. Отцовство у человека — социальное изобретение
  7. VII. КРИТИКА МЛАДОГРАММАТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
  8. X. Не должно быть ревности. Половая любовная жизнь, построенная на взаимном уважении, на равенстве, на глубокой идейной близости, на взаимном доверии, не допускает лжи, подозрения, ревности.
  9. Автор служебного изобретения имеет право на дополнительное вознаграждение.
  10. Акустический метод контроля качества опорно-стержневых изоляторов. Хроматограф.
  11. Алгоритмы классического цикла управления и основные направления развития менеджмента в здравоохранении.
  12. Анализ деятельности предприятия и основные направления развития


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 1047; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.049 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь