Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Методы воспитания раскрываются как пути или способы достижения поставленной цели
Содержанием воспитательного процесса на уроках ИЗО должны стать: • духовный диалог культур и личностей, а не «чистое» искусствоведческое, теоретическое знание, оторванное от его носителя; • художественно-творческая деятельность ребенка как жизнь в искусстве; • творение себя как личности, взгляд в себя; • в центре — не столько само произведение искусства, сколько переживание, отношение к нему, духовное постижение художественного образа. Нравственные и духовные состояния и изменения, которые возникают в детях, — это главное поле и главный результат творческой деятельности учителя на уроке ИЗО Искусство всегда идет впереди науки и философии в поисках единых форм познания жизни, в поисках смысла жизни и самого человека. Художественная деятельность является преобладающим первоначальным способом освоения мира ребенком, и здесь альтернативы искусству нет. Обучить мировоззрению, духовности, нравственности, творчеству невозможно. Искусство нельзя «вложить» в сознание, им нельзя «вооружить» его можно только переживать. Научить переживать и сопереживать — это центр всей воспитательной работы с помощью искусства. Это означает переход от содержания, как суммы, к содержанию как живому во всем многообразии и богатстве, как смыслу. Не задание, пример, упражнение, — а духовная работа через творчество и диалог. Не подача материала в готовом виде — но поиски смысла. «Вход» в искусство — его художественный образ.
ПРОБЛЕМЫ Бессистемность, отсутствие творческой деятельности детей и единых принципов преподавания. Главный порок школьного художественно-эстетического цикла, основная причина его бесплодности заключается в том, что искусство преподавалось и преподается не как искусство. Содержание и методы преподавания заимствуются из области естественных наук. Из-за чего занятия искусством оказываются лишенными личностного смысла, а духовный опыт, который хранит искусство, оказывается недоступным ребенку. Поэтому даже примитивные умения и навыки, которым, казалось бы, учебные программы уделяют преобладающее внимание, практически не осваиваются.
Таким образом, предметы, способные развивать чувственное восприятие и эмоциональный мир ребенка, учить его не отрывать восприятие явлений жизни от их эмоционально-нравственной оценки, видеть мир целостно и не отделять самого себя от окружающей действительности практически оказались выключенными из процесса формирования личности детей.
С этим же связан опасный перекос в психическом развитии: явления «эмоциональной тупости», утилитарное отношение к жизни, столь характерные ныне для многих людей. В результате выпускники школы (кроме немногих, кто специальными занятиями восполнил брак общего образования) остаются нравственно и эстетически неразвитыми. Среди выпускников школ, обнаруживающих более или менее развитые художественно-эстетические потребности, не более 5%! ВОПРОС № 8 Психология школьной отметки и оценки на уроках ИЗО, их воспитательное значение. Диагностический, предупреждающий, текущий, итоговый контроль. Преодоление формализма в оценке деятельности учащихся и учителя. При традиционном обучении контролю со стороны учителя подвергается лишь некоторый конечный результат, но не сам ход учебной деятельности. Оценка - это определение и выражение в балах (отметка), а также в оценочных ситуациях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой. За что выставляется оценка? ¾ За самостоятельную работу, являющуюся итогом изобразительной деятельности ребенка на уроке (что встречается чаще всего), ¾ за выполнение разного рода промежуточных работ, ¾ за активную работу на уроке, ¾ за теоретические знания по предмету и т. д. Оценка предусматривает постепенное системное овладение содержанием предмета. Стало быть, планируя педагогический процесс, учитель знает, на каком уроке он может требовать овладения определенными знаниями, умениями и навыками, а на каком такие требования будут преждевременны. Очень полезно для создания системы требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся сделать таблицу, в которой (в соответствии с предлагаемыми требованиями программы, по которой работает учитель) будет отражена последовательность новых знаний. Особо хочется отметить тот факт, что невозможно оценить обучение чему-либо, если такового на уроке не было. Выставляя оценку, учитель должен помнить, что он оценивает не столько работу ребенка, сколько результат собственной педагогической деятельности. Как выставляется оценка? Не секрет, что оценка изобразительной деятельности ребенка, так же как и оценка любого произведения изобразительного искусства, носит в достаточной степени субъективный характер, потому что в нее входит понимание уровня художественности. Однако критерии, которыми руководствуется учитель при оценивании детских работ, должны быть понятны учащемуся и приняты им. Такое понимание художественно-эстетической ценности своей работы возможно у ребенка при систематической организации учителем открытых индивидуальных и коллективных оценок работ, когда они качественно оцениваются в отношении композиционных особенностей, колористического решения, средств создания художественного образа и т. д. В этом случае дети достаточно быстро овладевают техникой оценочного анализа учебной работы, что становится активизирующим фактором их художественного развития. В любом случае следует помнить о значимости оценки для ребенка. Главное, чтобы выбор формы предъявления такой оценки учитывал особенности каждого ребенка и соответствовал нравственным критериям общения.
Психологические исследования показали, что оценка должна быть, прежде всего, качественной. Главное в ней - не простая фиксация достигнутого школьником результата, а побуждение к дальнейшей работе, помощь в устранении отмеченных недоработок. В общеобразовательных учреждениях оценка выставляется по пятибалльной системе. На уроках изобразительного искусства оценка имеет количественное и качественное значение. Если первая определяет объем проделанной учеником работы, то вторая - качество выполнения, которое учитель должен профессионально и достаточно объективно выявить. Эти оценки воплощают понимание учителем количественных и качественных потенциальных возможностей ученика и их реализации при освоении учебного материала. Оценка знаний на уроках искусства необходима, но она не дает общего представления о значении самого искусства в жизни растущего человека. Вопрос в крайней трудности «измерения» культуры восприятия произведений искусства, понимания изобразительной культуры как части духовной, а также таких составляющих, как «эмоционально-ценностное отношение к миру», «художественный вкус», «творческий потенциал», «устойчивый интерес» и т. д. Традиционные подходы к оценке знаний на уроках ИЗОУровень сформированных умений и навыков в различных видах художественной деятельности на протяжении многих десятилетий являлся, пожалуй, основным показателем качества образования по предметам искусства. Достаточно часто в педагогической практике качество образования на уроках искусства оценивают исходя из отношения школьника к предмету или поведения ученика. Оценка достижений школьников по качеству продвижения от первоначального уровня до приобретенного, достигнутого в ходе обучения. Мы изучаем Искусство в школе во всех его разнообразных проявлениях, значит оценивать качество образования в этой области необходимо столь же разносторонне, сочетая различные меры. Необходимость многообразия итоговых форм контроля на уроках искусства. Два направления наших оценок: 1.«продукт» художественно-творческой деятельности, напрямую зависящий от уровня развития соответствующих способностей (рисунок по памяти и воображению и др.) 2.устные ответы, сообщения, выступления и письменные учебные задания (доклады, рефераты, эссе, рецензии), не требующие наличия определенного уровня специальных способностей. Творческие формы итоговых контрольных уроков: урок-интервью, урок-«brainstorm» («мозговой штурм») урок-прогноз (или арт-прогноз). Налицо размышления детей или их отсутствие, уровень коммуникативной культуры, содержательность вопросов и ответов, эмоциональный отклик на проблемы искусства и наличие собственной точки зрения, эстетические устремления и художественное видение, оригинальность и парадоксальность суждений. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 938; Нарушение авторского права страницы