Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Виды педагогического рисунка
Роль рисунков мелом на доске, набросков и зарисовок
для самостоятельного решения задачи построения объемных выражений.
и изобразительных навыков школьников.
на уроке. Второй вид рисунка - это зарисовка учителя на полях рисунка школьника. Такими зарисовками пользуются в том случае, когда ошибка в рисунке замечена лишь у одного - двух учеников и нет смысла отвлекать внимание всего класса. Роль исправления ошибок в рисунке ученика рукой учителя Личная поправка рисунка ученика преподавателем имеет большое образовательное значение. Ученик видит, как можно исправить именно его рисунок. Наблюдая, как преподаватель работает в его альбоме, ученик впитывает все детали этого процесса, и потом уже сам старается делать так, как сказал педагог. Художники-педагоги должны приобрести достаточный опыт в педагогическом рисовании объектов, предусмотренных школьной программой. Необходимо уделить серьезное внимание работе доске, на белой бумаге гуашью, чтобы выработать навыки работы на вертикальной плоскости над изображениями больших размеров (педагогическое рисование), а также выполнению стилизованных рисунков, а главное, делать изображения различных предметов в верной методической последовательности и уметь точно объяснять каждый шаг. Процесс построения рисунка рукой педагога должен быть хорошо согласован с ходом изложения учебного материала. Главным в данном случае должны быть пояснения педагога, рисунок лишь дополняет слова. Каждый этап работы над рисунком следует рассматривать как определенный комплекс учебных задач. Последовательность этапов работы внимательно продумывается педагогом. Во-первых, выделяются наиболее важные моменты построения изображения и, во-вторых, устанавливается их очередность, чтобы у школьника выработалась определенная система работы над рисунком. Рисунки выполняются очень четко и ясно. В рисунках не должно быть манерных росчерков, эффектно брошенных штрихов, которые затрудняют выявление закономерностей строения формы. Не следует бояться «сухости» рисунка, иногда целесообразно даже несколько упростить форму, сделать её более наглядной и ясной. Главное качество педагогического рисунка - это лаконичность изображения, простота и ясность его. Скупыми средствами графического языка учитель дает возможность детям ясно понять и представить сказанное. Рисунки на классной доске должны передать самую главную мысль учителя, опуская все случайное и второстепенное. Простота и лаконичность изображения диктуются, прежде всего, необходимостью быстрого исполнения рисунка. Например, когда осваивается изображение человека в движении, вполне достаточно дать упрощенные схемы закономерностей движения фигуры человека, при объяснении особенностей строения и характера форм деревьев тоже можно ограничиться лаконичными рисунками. На такие рисунки учитель затрачивает не более одной - двух минут. Некоторые педагоги стараются дать по возможности законченный рисунок, в результате они затрачивают на него по 10-15 минут, отнимая у детей и без того ограниченное учебное время. Чтобы овладеть педагогическим рисунком и понять его специфику, нужна большая тренировка. Однако методика наглядной демонстрации техники исполнения должна быть очень продуманной и тонкой. Искусство преподавания состоит в том, чтобы уметь почувствовать, что и в какой форме, что надо показать ученику, уметь продемонстрировать это так, чтобы ученик двигался вперед, верил в свои силы, а не был подавлен учителем. В практике мы иногда наблюдаем, как учитель рисования выступает перед учеником в роли «маэстро», перестает обучать, увлеченным своим искусством. Наглядный показ приемов работы, способов передачи объема предметов в рисунке и живописи должен быть доступен ученику, и для этого преподавателю надо хорошо знать возрастные особенности детей, их возможности. Совершенствуя методику работы в общеобразовательной школе, где к изобразительной деятельности приобщаются все учащиеся, а не особо одаренные, учителю рисования необходимо строить свои занятия так, чтобы каждый ученик встречал их с чувством радости. Надо стремиться к тому, чтобы каждый ученик мог сказать о своем учителе так, как говорил о Ференце Листе Л. Зилоти: «Он был каким-то солнцем, когда стоял среди нас; чувство было такое, что раз он с нами, нам весь мир ничто, и каждый раз от него мы уходили счастливые, радостные, с сияющими лицами, и наши губы сами собой расплывались в восторженную улыбку». ВОПРОС № 11. Планирование учебной работы по изобразительному искусству. Программа. Календарно-тематический план. Поурочное планирование. Составление планов-конспектов на различные виды уроков по ИЗО искусству.
1 этап. Предварительная подготовка учителя: изучение специальной методической и педагогической литературы, изучение программы по своему предмету, изучение учебника и учебных пособий по своему редмету, учитель должен знать программы по смежным предметам, изучение опыта других учителей.
2 этап. Составление тематического плана года, четверти, где должно быть в краткой форме в виде таблицы отражены тема, задание, графическое решение, материалы, зрительный, литературный, музыкальный ряд, домашнее задание по всем урокам. По форме календарно-тематические планы бывают текстовые, иллюстрированные и комбинированные
3этап. Непосредственная подготовка учителя подготовка наглядных пособий используемых на уроке. написание конспекта урока. Содержание плана-конспекта: Предмет: Класс: Тема урока и номер по календарно-тематическому плану: Тип урока: (комбинированный - изучение новых знаний, формирование новых умений, обобщение и систематизация изученного, контроль и коррекция знаний и умений, практическое применение знаний, умений). Вид занятия (беседа, тематическое рисование, бумагопластика, дпи и т.д.) Цель урока (из программы) Задачи конкретного урока: (развивающая, воспитательная, образовательная) Формы организации учебной деятельности: (фронтальная, групповая, индивидуальная) Материал и пособия для ученика: Материал и пособия для учителя: Раздаточный материал Ход урока (с планированием времени) Оргмомент. Ввод в тему. Сообщение темы, цели, плана урока Усвоение новых знаний. Закрепление знаний. Обобщение и систематизация знаний. Контроль и самопроверка знаний. Подведение итогов урока. Домашнее задание. В описании урока каждый структурный элемент наполняется содержанием, в нем указываются использование учителем методы обучения. Вид конспекта и его составляющие зависят от вида урока и методов обучения используемых учителем на уроке. Также конспект может быть полным и кратким, в виде таблицы.
Требования к уроку. Урок должен соответствовать всем принципам обучения. И реализовывать триединую цель обучения. Научность обучения: изучаемый материал должен быть связан с жизнью, соответствовать современному уровню развития науки, методы обучения должны соответствовать современным требованиям.
Развивающий характер обучения. Развитие умственных способностей. Воспитательные задачи. Возбуждение интереса учащихся к учебному материалу. Степень трудности изучаемого материала. Последовательность и систематичность в изложении. Формирование Умений и Навыков. Систематический и планомерный учет и контроль качества усвоения учебного материала. Соблюдение требований учебной гигиены и режима дня школьников. ВОПРОС № 12 Программы для общеобразовательной школы, утвержденные грифом УМО, разработанные под руководством В.С. Кузина, Б.М Неменского, Т.Я. Шпикаловой. Сравнительный анализ концепции и задач, принципов, заложенных в основу программ, основных видов деятельности и учебно-методического обеспечения.
Все выше приведенные программы существенно отличаются соотношением практического обучения художественно-творческой деятельности и знакомства детей с различными теоретическими аспектами изобразительного искусства (направлений, видов, стилей и т.д.). Однако более подробный анализ методических рекомендаций многих образовательных программ данной области показывает, что для школьного учителя в них недостаточно хорошо разработана образовательная технология на уровне управления способами и стратегиями познавательной деятельности, недостаточно полно учтены психологические аспекты развития личности. Как известно, изобразительная деятельность человека в качестве индивидуальной потребности детского самовыражения начинается довольно рано: практически каждый ребенок уже в два года при поддержке взрослых начинает рисовать и сохраняет потребность и интерес к этой деятельности до 10 – 12 лет (у некоторых он продолжается всю жизнь). Для первоклассников изобразительная и творческая деятельность не является чем-то абсолютно новым. Однако к концу начальной школы многие дети утрачивают свой интерес к рисованию. Наши исследования показывают, что 50% учеников 4-х классов уже не испытывают удовольствия от этой деятельности. Данные убедительно показывают, что умение рисовать, возможность реализовать себя и достигать позитивного результата являются главными источниками мотивации к изобразительной деятельности, а их отсутствие — причинами отказа от изобразительного творчества. В свою очередь, проведенный анализ причин неумения учащихся рисовать показывает, что еще более важной проблемой является слабая профессиональная подготовка учителя, особенно в области психолого-педагогических компетенций.
Независимо от выбранной программы обучения изобразительному искусству, все еще встречаются случаи, когда учитель дает задание детям, например, предлагая нарисовать натюрморт, без каких-либо объяснений того, как именно следует это делать. В этом случае целенаправленный педагогический процесс отсутствует, дети заняты самообразованием, и лишь немногие из них способны успешно выполнить поставленную задачу. Отчасти это объясняется тем, что многие педагоги изобразительного искусства не являются специалистами данной области. Но, к сожалению, подобная ситуация встречается и с учителями, которые имеют художественно-графическое образование. Это указывает на то, что часть педагогов не владеет в должной мере способами управления учебной деятельностью. Особо отметим, что совершенно недопустимо преподавание предмета «Изобразительное искусство » на основе учебно-тематического плана, составленного из фрагментов различных программ ИЛИ заданий, показавшихся учителю достаточно новыми и интересными, чтобы включить их в содержание.
Такое «лоскутное одеяло» не может иметь целостной концепции преподавания, а значит, не может быть обеспечена системность освоения содержания образования по предмету.
ВОПРОС № 13 Создание вариативной авторской программы, критерии ее содержания. Требования к вариативной авторской программе по структуре, направленности, содержанию. Авторские программы м огут следовать иной логике построения учебного предмета; отражать собственные подходы автора к рассмотрению тех или иных теорий; выражать авторскую точку зрения относительно изучаемых явлений и процессов. Важно учесть: концепцию и задачи образовательного учреждения, в котором будут реализовываться выбранная программа; желания и возможности детей; материально-технические условия реализации программы.
Критерии, которым должна отвечать авторская программа: ¾ Научность изложение научных основ учебной дисциплины; корректность введения научных понятий; строгость приводимых доказательств соблюдение общепринятой научной терминологии и символики; раскрытие научных понятий в соответствии с достижениями современной науки; учет исторических аспектов возникновения и развития базовой для учебной дисциплины науки; наличие мировоззренческих обобщений, направленных на формирование научной картины мира; прикладная направленность предлагаемого материала.
¾ Доступность соответствие учебного материалa примерной программе; посильность учебного материала учащимся данного возраста; учет их психолого-педагогических особенностей; соответствие учебного материала предшествующей подготовке и уровню развития учащихся; дифференцированность теоретического и практического материала для достижения лучших результатов обучения; четкость формулировок определений, задач и т. д.; ясность, точность и лаконизм изложения.
¾ Разработанность учебно-методического аппарата систематичность, логичность и последовательность изложения материала; направленность учебного материала на развитие творческих способностей учащихся и навыков самообразования; формирование интереса учащихся к предмету и его практическому применению; межпредметные связи; методическая ценность иллюстративного, справочного материала и других средств обучения; наличие средств организации самостоятельной учебной деятельности учащихся; вопросы для самоконтроля. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 8247; Нарушение авторского права страницы