Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 1 . Теории происхождения религии



1.1. Истоки изучения религии

1.2. Мифологическая концепция (М. Мюллер)

1.3. Материалистическая концепция (К. Маркс, Ф. Энгельс)

1.4. Анимистическая концепция (Э.Б. Тайлор)

1.5. Теория прамонотеизма (Э. Лэнг, В. Шмидт)

1.6. Преанимистическая концепция (Дж. Фрэзер, Р. Маретт)

1.7. Психоаналитическая концепция (3. Фрейд, К.Г. Юнг)

1.8. Социологическая концепция (Э. Дюркгейм)

1.9. Феноменологическая концепция (Р. Отто, М. Элиаде)

1.10. Структурализм (К. Леви-Стросс, Ж. Дюмезиль)

Тема 2. Ранние формы религии

2.1. Религия неандертальцев и примитивных народов

2.2. Религия Древнего Египта

2.3. Религия Древнего Междуречья

2.4. Религия Древнего Ирана (маздаизм)

2.5. Религия Древней Греции

2.6. Религия Древнего Рима

2.7. Религия народов Центральной Америки

Тема 3. Религии Древнего Востока

3.1. Религия Древнего Китая (даосизм, конфуцианство)

3.2. Религия Древней Японии (синтоизм)

3.3. Религия Древней Индии (брахманизм, индуизм)

Тема 4. Буддизм

4.1. Будда, основные принципы его учения

4.2. «Четыре благородные истины» буддизма

4.3. Распространение буддизма. Махаяна и Хинаяна

4.4. Тибетский буддизм

4.5. Современный буддизм: основные черты

Тема 5. Иудаизм

5.1. Зарождение и ранняя история иудаизма. Возникновение монотеизма

5.2. Гностицизм

5.3. Талмудизм

5.4. Иудаизм в Средние века и в Новое время. Каббала

5.5. Современный иудаизм

Тема 6. Раннее христианство

6.1. Происхождение христианства. Историческая подоплека образа Христа

6.2. История создания Евангелий. Канон и апокрифы

6.3. Превращение христианства в официальную религию

6.4. Апологеты христианства. Отцы церкви

6.5. Формирование системы догматов (Вселенские Соборы)

Тема 7. Христианство в Средние века и в Новое время

7.1. Раскол христианства (православие и католицизм)

7.2. Особенности развития католицизма в Средние века

7.3. Схоластическая философия и мистические учения

7.4. Секты и ереси

7.5. Период Реформации. Образование протестантизма

Тема 8. Современное западное христианство

8.1. Контрреформация. Период религиозных войн (XVII–XVIII вв.)

8.2. Кризис католицизма в XIX в

8.3. Современный католицизм: традиции и инновации

8.4. Направления протестантизма, их возникновение и развитие

8.5. Мормоны

Тема 9. Русское православие

9.1. Особенности принятия христианства на Руси

9.2. Развитие русской церкви в XIII–XVII вв

9.3. Церковный раскол в России. Старообрядчество

9.4. Церковь под контролем государства (1700–1917 гг.)

9.5. Революция и новый раскол православия

9.6. Ренессанс православия в современной России

Тема 10. Ислам

10.1. Мухаммед, основные источники ислама

10.2. Священные тексты и законы ислама

10.3. Ранняя история ислама. Шииты и сунниты

10.4. История ислама в IX–XIX вв

10.5. Исламские секты (исмаилизм, суфизм, ваххабизм, бехаизм)

10.6. Современный ислам: пути модернизации и фундаментализм

Тема 11. Религия в современном мире

11.1. Процессы секуляризации религии

11.2. Современное сектантство: основные черты

11.3. Экуменизм

Приложение

Иерархи католической церкви (римские папы)

Верховные иерархи Русской православной церкви (митрополиты, с 988 г. – в Киеве, с 1299 г. – во Владимире, с 1324 г. – в Москве, с 1589 г. – патриархи)

Использованная литература

 

Введение

 

Религия занимает важное место в жизни каждого. В сфере интересов верующего человека она оказывается уже в силу наличия у него веры в Бога (или богов), а неверующий человек, сталкиваясь с проявлением религиозности, должен уметь объяснить самому себе, почему его не удовлетворяет религиозная вера в качестве основной доминанты духовного существования. Религия сопровождает нас на протяжении всей жизни, ведь первые представления о существовании сверхъестественного мы получаем от родителей, бабушек и дедушек в том возрасте, когда полученные сведения усваиваются без особых усилий, накладываясь на незамутненное детское сознание и формируя то исходное представлении о религии, которое может оставаться неизменным на протяжении всей жизни, а может видоизменяться в соответствии с изменением внешних обстоятельств или душевных качеств самого человека. В конце концов, история знает много случаев разочарования верующего человека в своих убеждениях, но и не меньше случаев обратной трансформации, когда убежденный атеист становился искренне верующим человеком. И речь идет не об отказе от своих воззрений под воздействием изменившейся социально-политической обстановки (ярким примером чему стала Россия 1990-х гг.), а о радикальной переориентации сознания в результате столкновения с каким-либо явлением, не вписывающимся в односторонне рациональную картину мира. Не удивителен ли тот факт, что многие ученые, прославившие свои имена фундаментальными открытиями в области ядерной физики или нейрохирургии, были верующими людьми, сумевшими рационально оправдать для самих себя необходимость существования веры?

Предмет «История религии» сегодня преподается как в высших учебных заведениях, так и в обычных школах. При этом важно понимать, что свобода вероисповедания закреплена в Конституции России, поэтому задача данного предмета заключается не в увеличении числа верующих, а в передаче ученикам средней школы и студентам начального объема знаний, касающихся специфики религии, теорий ее происхождения и развития, места религии в современном мире. Нельзя забывать и о том, что религия представляет собой один из важнейших пластов культуры, без знания которого невозможно претендовать на звание культурного и образованного человека.

 

 

Тема 1

Теории происхождения религии

 

Истоки изучения религии

 

Объектом изучения со стороны представителей философского знания религия стала очень рано, причем первенство в исследовании религиозных явлений следует отдать древнегреческим философам и ученым. Так, древнегреческий философ Анаксагор (500–428 гг. до н. э.) утверждал, что боги создаются людьми по своему собственному образу и подобию, поэтому «эфиопы пишут своих богов черными и с приплюснутыми носами, фракийцы – рыжими и голубоглазыми...»[1] Другие античные философы также применяли к исследованию рационалистический подход, утверждая, что в основе поклонения богам лежит страх перед явлениями природы, например перед штормами и землетрясениями. Уже одно это положение свидетельствовало о том, что в античном обществе был осуществлен переход от религиозной культуры к культуре светской, что вообще дало возможность беспристрастного изучения самого феномена религии во всем многообразии его проявлений. Конечно, на афинских улицах по-прежнему продолжали возвышаться статуи богов, не переставали приноситься праздничные и поминальные жертвы, полководцы регулярно спрашивали совета оракулов перед значимыми битвами, но в среде античных мыслителей религия постепенно становится предметом пристального исследования.

Для одного из знаменитейших античных философов – Платона (427–347 гг. до н. э.) мифы о богах уже утеряли свой ареол недоступности и священности, став просто одним из риторических способов прояснения теоретических положений для обычного слушателя, не способного оперировать умозрительными конструкциями, состоящими из философских терминов, и постигать их на слух. Кроме того, именно Платон совершил поступок, за который его ближайшие предшественники могли поплатиться жизнью: он не просто использовал существующие мифы, придавая им иное, более философское звучание, но и сам стал сочинять мифы, которые тем самым окончательно порывали со своим религиозным происхождением, становясь элементом философских рассуждений или литературных произведений.

Ранние христианские мыслители, например Тертуллиан (III в.), весьма неприязненно относились к попыткам рационально исследовать религию, утверждая приоритет веры над разумом: «верую, чтобы понимать».[2] Такая позиция была господствующей на протяжении столетий. Она не позволяла научно исследовать религию и писать ее историю, не разделяя все многообразие религиозных проявлений на «ложные» (языческие) и «истинные» (христианские). И только в эпоху схоластики (совокупность религиозно-философских учений, существовавших в Западной Европе в ГХ—XIV вв.) были сделаны шаги к устранению подобных крайностей и возникновению более сбалансированной точки зрения на религию.

Средневековая теология воспринимала религию как откровение, которое дано людям от Бога в качестве единственного средства спасения и искупления первородного греха. Средством постижения этого откровения у средневекового философа и писателя Пьера Абеляра (1079–1142) стала не слепая вера, а разум: «понимаю, чтобы верить».[3] Для того чтобы поверить в то, что христианство является единственной абсолютной истиной, необходимо подойти с позиций рациональности к анализу его постулатов, выявить преимущество его положений перед утверждениями других религий (в первую очередь иудаизма и мусульманства). Именно в трудах Абеляра были изложены предпосылки для сравнительного и рационального изучения религии, которое получило широкое распространение в среде философов эпохи Просвещения.

Наиболее развернутое объяснение возникновения религии изложено в трудах французского просветителя Поля-Анри Гольбаха (1723–1789). По его утверждению, психологическая основа существования религии заключена в чувстве страха и беспокойства, свойственном человеку в силу его природы. По мере исчезновения этого страха в процессе развития познавательных способностей человека необходимость в религии постепенно отпадает. Несомненной заслугой Гольбаха является его попытка не просто зафиксировать основные черты религии, но и представить ее эволюцию, основные ступени развития: от поклонения материальным предметам и силам природы, через веру в существование духов, управляющих этими силами, к возникновению идеи единого бога.[4]

Следующим этапом изучения истории религии стало возникновение научных школ, которые попытались представить различные точки зрения на природу, механизм возникновения и развития религиозных воззрений. Именно с начала ХГХ в. можно вести речь о возникновении специализированной истории религии, которая стала строиться не на умозрительных рассуждениях, а на изучении конкретных фактов и их последующем обобщении в виде гипотезы или теории.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 1278; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь