Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Том воссоздаёт его? Поистине, это для Аллаха легко.
Скажи: «Странствуйте по земле и смотрите, как создал Он творение в первый раз. Потом Аллах создаст конеч-ное творение, [ибо], поистине, Аллах всё может.
Он подвергает мучениям, кого пожелает, и милует, кого пожелает, и к Нему вы будете возвращены.
Вам не [спастись от Его кары]
ни на земле, ни на небе, и нет у вас помимо Аллаха ни покровителя, ни помощника».
Те [люди], которые не веруют в знамения Аллаха и во встречу с Ним, лишатся надежды на Мою милость, и [таким угото-вано] мучительное наказание.
y z Рассказ об Ибрахиме y233
В ответ [Ибрахиму люди] его народа говорили только: «Убейте его или сожгите его! » — [но] Аллах спас его от
огня. Поистине, в этом — зна-мения для людей верующих.
[Ибрахим] сказал: «Вы [избрали] идолов [для поклоне-ния] вместо Аллаха только в силу взаимной любви между вами в земной жизни, [но] потом, в День воскресения, вы станете отрекаться друг от друга и проклинать друг друга. Убе-жищем вам [послужит] Огонь, и не будет у вас помощников».
И в него уверовал Лут. [Ибрахим] сказал: «Поистине, [отсюда] я переселюсь туда, [где смогу свободно покло-няться] Господу моему. Поис- тине, Он — Всемогущий, Мудрый! »
И Мы даровали ему Исхака и Я‘куба и [даровали] его потомкам пророчество и Пи-сание. Мы даровали ему его награду в мире дольнем, и, поистине, в мире вечном он z234 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
[непременно будет среди] пра-ведных (29: 16–27).
Ибрахим обращается с призывом к своему отцу
Далее в Коране рассказывается о том, как Ибрахим вёл споры со своим отцом и своим народом. Сначала он обратился с призывом к отцу, который также был идолопоклонником, но более всех прочих заслуживал доброго наставления.
Аллах Всевышний сказал:
И помяни Ибрахима, [когдабудешь читать людям] Писание. Поистине, был он правдивей-шим [человеком и] пророком.
Вот сказал он своему отцу: «О отец мой! Почему ты поклоняешься тому, что не слышит, не видит и ни от чего не избавит тебя? О отец мой, поистине, при-шло ко мне знание 1, которым [ты не обладаешь], так после-
дуй же за мной, и я укажу тебе правильный путь!
1 Ибрахим имеет в виду знание, полученное из откровений, которые ниспо-сылал ему Аллах. z Рассказ об Ибрахиме y235
О отец мой! Не поклоняйся Шайтану, ведь Шайтан ослу-шался Милостивого! О отец мой! Поистине, я бо-юсь, что постигнет тебя кара Милостивого, и ты окажешься
[в Огне вместе с] Шайтаном! »
Тот сказал: «О Ибрахим, неужели ты [отвергаешь] моих богов?! Я непременно подвергну тебя побиванию камнями, если ты не откажешься [от этого]! Покинь же меня надолго! »
[Ибрахим] сказал: «Мир тебе! Я буду просить моего Господа, чтобы Он простил тебя, ибо Он милостив по отношению ко мне,
[однако] я отстраняюсь от вас и того, чему вы поклоняетесь помимо Аллаха, и обращаюсь с мольбой к своему Господу — может быть, [Он внемлет] моей мольбе, и не окажусь я злосчастным» (19: 41–48).
Аллах Всевышний поведал о том, как Ибрахим спорил со своим отцом и как он призывал его к истине, используя самые z236 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
мягкие выражения и разъясняя несостоятельность его покло-нения идолам. Ибрахим указывал ему на то, что идолы не слышат мольбы тех, кто им поклоняется, и не видят, какое положение те занимают, и спрашивал, как же в таком случае они могут избавить идолопоклонника от беды или делать ему добро, даруя человеку удел или оказывая ему помощь? За-тем Ибрахим сказал, что хотя, он и младше своего отца, Аллах даровал ему правильное руководство и полезное зна-ние: «О отец мой, поистине, пришло ко мне знание, кото-рым [ты не обладаешь], так последуй же за мной, и я укажу тебе правильный путь! » Здесь имеется в виду ясный и лёг-кий путь истинного единобожия, который привёл бы его отца к благу в обоих мирах.
Однако, когда он предложил своему отцу это руководство и дал ему доброе наставление, тот не принял ни руководства, ни наставления, но принялся угрожать Ибрахиму . Он ска-зал: «О Ибрахим, неужели ты [отвергаешь] моих богов?! Я непременно подвергну тебя побиванию камнями, если ты не откажешься [от этого]! » По мнению некоторых толковате-лей, отец угрожал Ибрахиму проклятием, другие же счита-ли, что эти слова следует понимать буквально. Он также ска-зал: «Покинь же меня надолго! »
В ответ на это Ибрахим сказал: «Мир тебе! » — да-вая отцу понять, что он не причинит ему никаких обид и не сде-лает ничего дурного. Более того, Ибрахим совершил ещё одно доброе дело, ибо он сказал отцу: «Я буду просить моего Господа, чтобы Он простил тебя, ибо Он милостив по от-ношению ко мне». Как указывают Ибн ‘Аббас и другие уле-мы, это значит: Его милость выразилась в том, что Он указал мне путь к поклонению Ему и искренней вере в Него. Вот по-чему Ибрахим сказал: «… [однако] я отстраняюсь от вас
и того, чему вы поклоняетесь помимо Аллаха, и обраща- z Рассказ об Ибрахиме y237
юсь с мольбой к своему Господу — может быть, [Он внем-лет] моей мольбе, и не окажусь я злосчастным».
Ибрахим отрекается от своего отца, который был врагом Аллаха
Ибрахим обратился с мольбой к Аллаху и попросил Его простить своего отца, как и обещал. Однако, когда ему стало ясно, что тот является врагом Аллаха, он отрёкся от него.
Аллах Всевышний сказал:
[Что же касается] мольбы о прощении для своего отца, то Ибрахим [обратился с ней к Ал-лаху] только потому, что дал [отцу] обещание [сделать это]. Когда же [Ибрахиму] стало ясно, что [его отец] — враг
Аллаха, он отрёкся от него. Поистине, Ибрахим [был] сми-ренным*, кротким (9: 114).
Передают со слов Абу Хурайры , что Пророк сказал:
В День воскресения Ибрахим встретит своего отца Аза-ра, лицо которого покроется пылью и потемнеет [от скор-би], и скажет ему: «Не говорил ли я тебе, чтобы ты не противоречил мне? » Его отец скажет: «Сегодня я под-чинюсь тебе! » Тогда Ибрахим воскликнет: «О Господь мой! Поистине, Ты пообещал мне не позорить меня в тот z238 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
День, когда [рабы Твои] будут воскрешены, но может ли быть что-либо позорнее удаления моего отца?! »1 Тог-да Аллах Всевышний скажет: «Поистине, Я сделал Рай запретным для неверных! » А потом [ему] будет сказано: «О Ибрахим, что это у тебя под ногами? » — и когда он посмотрит [туда], то увидит покрытую густой шерстью и забрызганную кровью (или: грязью) гиену, которую схватят за ноги и бросят в Огонь* [Бухари, № 3350].
Упоминание о разногласиях относительно имени отца Ибрахима
Аллах Всевышний сказал:
[Вспомни, как] сказал Ибрахим своему отцу Азару: «Неужели ты [избрал] идолов богами?! Поистине, вижу я, что ты и [люди] твоего народа впали в явное заблуждение! » (6: 74).
Таким образом, в этом аяте указывается, что отца Ибрахима звали Азар. В большинстве своём знатоки генеалогии, в том числе и Ибн ‘Аббас, считают, что его отца звали Тарих через мягкий «ха» (ح ر ا ت ), тогда как люди Писания называют его Та-рих через твёрдый «ха» (خ ر ا ت ), то есть используют «ха» с точ-кой. Говорят также, что он получил прозвище по имени идола, которому поклонялся и которого звали Азар.
1 Ибрахим имеет в виду, что наихудшим позором для него станет удаление его отца от милости Аллаха, иначе говоря, проклятие и осуждение на вечные муки. z Рассказ об Ибрахиме y239
Ибн Джарир сказал: «Правильным следует считать, что его имя — Азар. Возможно, у него было два имени собст венных, или одно из них было прозвищем, а другое — именем собственным» [Тафсир Табари, т. 7, с. 159]. Вполне вероятно, что он прав, а Аллах знает об этом лучше.
Спор Ибрахима с людьми, которые поклонялись небесным светилам
Аллах Всевышний сказал: Так показывали Мы Ибра-химу царство небесное и [цар-ство] земное, чтобы стал он [одним] из убедившихся.
Когда ночь покрыла его [мра-ком], он увидел какую-то пла- нету и сказал: «Вот Господь мой! » Когда же она закати-лась, он сказал: «Я не люблю тех, что закатываются! »
Увидев восходящую полную луну, он сказал: «Вот Господь мой! » Когда же она закати-лась, он сказал: «Если Господь мой не выведет меня на путь истинный, я непре-менно окажусь среди людей заблудших! » z240 Ибн Касир. Рассказы о пророках
Увидев восходящее солнце, он сказал: «Вот Господь мой! Оно больше [всех] ». Когда же [солнце] зашло, он сказал: «О народ мой, поистине, я непричастен к тому, чему поклоняетесь вы наряду
[с Аллахом]!
Поистине, будучи ханифом, обратился я лицом своим к Тому, Кто создал небеса и землю, и не отношусь я к многобожникам! » [Люди] его народа стали прере- каться с ним, и он сказал: «Неужели вы станете спорить со мной об Аллахе, Который наставил меня на прямой путь? Я не испугаюсь тех, кому вы поклоняетесь наряду с Ним, [ибоничто не причинит мне вреда],
если не пожелает Господь мой. Господь мой обладает всеобъем-лющим знанием, так неужели вы не внемлете [увещеванию]?
Как я могу бояться тех, кого вы придаёте в сотоварищи Аллаху? Вы ведь не побоялись поклонения им наряду с Алла-
y z Рассказ об Ибрахиме y241
хом, хотя Он не привёл вам в пользу этого никаких дово-дов! Так кто же [из нас] должен ощущать себя в большей безо-пасности? [Ответьте], если вы только знаете! »
Те, которые уверовали и не облекли свою веру в не-справедливость, — [такимобеспечена] безопасность, и они ведомы прямым путём.
[Такие] доводы Мы даровали Ибрахиму, [чтобы он использо-вал] их против [людей] своего народа. Мы возвышаем по степеням, кого желаем. Поис-тине, Господь твой — Муд-рый, Знающий! (6: 75–83).
В этих аятах рассказывается о том, как Ибрахим спорил со своими соплеменниками. Он разъяснял им, что яркие небесные светила, которые они видят на небе, не годятся ни для того, что-бы считать их богами, ни для того, чтобы поклоняться им на-ряду с Аллахом, поскольку они сотворены, подвластны своему Творцу и управляемы Им. Иногда они восходят, а иногда зака-тываются и исчезают из виду, что же касается Всевышнего Гос-пода, то от Него не может укрыться ничто, Он вечен и никогда не исчезнет, и Он является Единственным Богом и Господом.
Сначала Ибрахим объяснил им, что эта планета (по мнению толкователей, речь идёт о Венере) не может быть z242 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
божеством. Потом он перешёл к луне, которая является более яркой и красивой, чем эта планета, а потом — к солнцу, само-му яркому, величественному и прекрасному из всех доступных взору небесных тел. Ибрахим объяснил людям, что солнце также является подвластным и управляемым и судьба его пред определена, на что указывает следующий аят:
[К числу знамений] Его [отно-сятся] ночь и день, солнце и луна. Не склоняйтесь же в земном поклоне ни перед солнцем, ни перед луной, а склоняйтесь пред Аллахом, Который создал их, если вы
[действительно] поклоняетесь только Ему (41: 37).
Аллах Всевышний сказал:
Увидев восходящее солнце, он сказал: «Вот Господь мой! Оно больше [всех] ». Когда же [солнце] зашло, он сказал: «О народ мой, поистине, не-причастен я к тому, чему покло-няетесь вы наряду [с Аллахом]!
Поистине, будучи ханифом, обратился я лицом своим к Тому, Кто создал небеса и землю, и не отношусь я к многобожни-кам! » (6: 78–79). z Рассказ об Ибрахиме y243
Аллах Всевышний также сказал:
[Люди] его народа стали прере- каться с ним, и он сказал: «Неужели вы станете спорить со мной об Аллахе, Который наста-вил меня на прямой путь? Я не испугаюсь тех, кому вы поклоня-етесь наряду с Ним, [ибо ничто непричинит мне вреда], если не
пожелает Господь мой. Господь мой обладает всеобъемлющим знанием, так неужели вы не внемлете [увещеванию]? » (6: 80).
Слова Ибрахима означают: я не придаю никакого значения этим божествам, которым вы поклоняетесь вместо Аллаха, ибо они лишены разума и слуха и никому не приносят пользы; ими управляют, как и планетами, поскольку они сотворены.
Ясно, что Ибрахим обратился с увещеванием к жите-лям Харрана, которые поклонялись небесным светилам, и это опровергает утверждения, согласно которым он сказал это ещё в детстве, выйдя из подземного хода. Об этом сообщает Ибн Исхак и некоторые другие авторы, однако подобные сообще-ния, заимствованные у израильтян, не заслуживают доверия, особенно тогда, когда они явно противоречат истине.
Разбивание идолов и спор с идолопоклонниками
Жители Вавилона поклонялись идолам, и это с ними вёл спор Ибрахим , который разбил их идолов, выразил им своё
z244 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
презрение и показал их несостоятельность, о чём в Коране сказано так: « [Ибрахим] сказал: “Вы [избрали] идолов [для поклонения им] вместо Аллаха только в силу взаимной люб-ви между вами в земной жизни, [но] потом, в День воскре- сения, вы станете отрекаться друг от друга и проклинать друг друга. Убежищем вам [послужит] Огонь, и не будет
у вас помощников”»
Аллах Всевышний также сказал: [Раньше] Мы уже даровали
Ибрахиму правильное руко-водство и Мы знали о нём.
Вот сказал он своему отцу и своему народу: «Что это за изваяния, [поклонению] которым вы предаётесь [стольревностно]? »
Они сказали: «Мы [видели, как] им поклонялись наши
Отцы».
Ибрахим сказал: « [Несом-ненно], и вы, и отцы ваши пребывали в явном заблуждении! » Они спросили: «Ты пришёл к нам с истиной или ты шутишь? » z Рассказ об Ибрахиме y245
Он сказал: «Вовсе нет! Гос-подь ваш — Господь небес и земли, Который создал их, а я — один из свидетелей этому».
[И один из них услышал, как он сказал]: «Клянусь Алла- хом, когда вы отвернётесь и уйдёте 1, я что-нибудь [уст-рою] с ними! »
И он разбил на куски [всехидолов], кроме главного, [полагая, что] они вернутся [и снова обратятся] к нему.
[Вернувшись], они спросили: «Кто учинил подобное с на-шими богами? Поистине, он — из числа несправедливых! » [Люди] сказали: «Мы слы-
шали, как юноша, которого зовут Ибрахим, [поносил] их».
Они сказали: «Так приведи-те его [и поставьте] перед людьми, чтобы они засвиде-тельствовали [это] ».
1 То есть вернётесь домой, закончив молиться вашим идолам. z246 Ибн Касир. Рассказы о пророках
[Когда его привели], они
спросили: «Ты ли сделал это с нашими богами, о Ибрахим? » Он ответил: «Это сделал их главный. Спросите же их, если они [в состоянии]
Говорить».
[Поразмыслив], они стали говорить [друг другу]: «Поис- тине, вы несправедливы! »
Но потом [они опять взялисьза старое и сказали]: «Ты ведь знаешь, что они не [могут] говорить! »
[Тогда Ибрахим] сказал: «И вместо Аллаха вы покло-няетесь тому, что не может ни принести вам пользы, ни причинить вреда?
Тьфу на вас и на тех, кому поклоняетесь вы вместо Аллаха! Неужели же вы не образумитесь?! » [Тогда] они [закричали]: «Сожгите его и помогите
y z Рассказ об Ибрахиме y247
вашим богам, если вы [можетечто-то] сделать! » И Мы сказали: «О пламя, стань прохладным и безопас-ным для Ибрахима! » [Эти люди замышляли] про- Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 539; Нарушение авторского права страницы