Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Моего завета не распростра-няется на несправедливых».
И [вспомни, как] сделали Мы Дом 1 местом сбора и безопас- ности для людей. Сделайте же место стояния Ибрахима местом совершения молитвы 2. И поручили Мы Ибрахиму и Исма‘илу: «Очистите дом Мой 3 для совершающих 1 Имеется в виду Кааба.
2 Имеется в виду молитва в два рак‘ата после совершения обхода Каабы. 3 От идолов и многобожников. z302 Ибн Касир. Рассказы о пророках
обход, и пребывающих [там]1, и совершающих поясные и земные поклоны».
И [вспомни, как] Ибрахим ска- зал: «Господь мой! Сделай это [место] безопасным городом и надели плодами тех его жите-лей, которые уверуют в Аллаха и в Последний день». [Аллах] ответил: « [Что касается] того,
кто не уверует, то Я позволю ему недолго пользоваться [зем-ными благами, но] потом заставлю [вкусить] мук Огня. Сколь же скверным [станеттакой] исход! »
И [вспомни, как] Ибрахим и Исма‘ил возводили основы Дома, [говоря]: «Господь наш, прими от нас [это]! Поистине,
Ты — Слышащий, Знающий.
Господь наш! И сделай нас предавшимися Тебе, а из нашего потомства [создай] общину, которая предастся
y
1 Речь идёт о людях, которые неотлучно находятся там в течение определённого времени с целью поклонения Аллаху. z Рассказ об Ибрахиме y303
Тебе, и покажи нам обряды нашего поклонения, и прими наше покаяние, [ибо], поис- тине, Ты — Приемлющий покаяние, Милосердный.
Господь наш! И направь к ним из числа их послан-ника, который станет читать [ниспосылаемые] Тобой аяты,
и научит их Писанию и мудрости, и очистит их. Поистине, Ты — Всемогу-щий, Мудрый» (2: 124–129).
В этих аятах Аллах Всевышний упоминает о том, что Его раб, посланник, избранник и любимец Ибрахим , который был отцом пророков, построил Каабу, первую мечеть, предназна-ченную для того, чтобы все люди поклонялись в ней Аллаху, и Аллах указал ему место этой мечети.
Передают, что повелитель правоверных ‘Али ибн Абу Та-либ и другие говорили: «Это место было указано ему в откро-вении, ниспосланном Всемогущим и Великим Аллахом». Говоря о создании небес [Бидайа, т. 1, с. 76], мы упоминали о том, что Кааба располагается точно напротив небесного хра-ма*, и если бы этот храм упал с небес, он обрушился бы прямо на Каабу. То же самое касается храмов всех семи небес, посколь-ку некоторые наши праведные предшественники говорили, что на каждом небе есть храм, в котором обитатели этого неба покло няются Аллаху, и каждый такой храм подобен земной Каабе.
Аллах Всевышний велел Ибрахиму построить Дом, который стал бы для обитателей земли тем же, чем являются z304 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
для небесных ангелов вышеупомянутые храмы. И Аллах указал ему место этого Дома, предназначенное для него со времени со-творения небес и земли, на что указывают слова Пророка :
Поистине, Аллах объявил это место священным в день сотворения небес и земли, и [поэтому] оно останется священным до Дня воскресения [Бухари, № 1834; Муслим, № 1353].
Нет ни одного достоверного хадиса, в котором говорилось бы, что Кааба была построена ещё до Ибрахима . Что же каса-ется слов Всевышнего «место [этого] Дома» (22: 26), на кото-рые ссылаются люди, придерживающиеся подобного мнения, то они не могут служить доказательством, поскольку здесь имеется в виду место, где предстояло построить Каабу. Это место не возвышалось и не было заметно. Его выбор был пре-допределён Аллахом, и это место почиталось всеми пророками от Адама до Ибрахима.
Аллах Всевышний сказал: «Поистине, первый Дом, возведённый для людей, [чтобы они поклонялись в нём Ал-лаху], — тот, который [находится] в Бакке. Благословен [Дом этот], и является он руководством для [обитателей]
миров». Это значит, что первым храмом, возведённым длявсех людей, чтобы они получали в нём благословение и руко-водство, был храм, находящийся в Бакке, или же в Мекке, или же на месте Каабы. Слова Аллаха «есть в нём ясные знамения» (3: 97)означают, что эти знамения указываютна то, что он был построен Ибрахимом, отцом всех проро-ков, живших после него, и предводителем всех его потомков, исповедующих чистое единобожие и следующих его приме-ру. Вот почему в этом же аяте есть слова «место Ибрахи-ма». Так в нём именуется камень, который установил сын z Рассказ об Ибрахиме y305
Ибрахима, чтобы его отец поднимался на него, когда сте-ны стали слишком высоки. Об этом говорится также в при-водимом выше длинном хадисе Ибн ‘Аббаса 1. С тех пор этот камень так и оставался у стены Каабы, пока халифом не стал ‘Умар ибн аль -Хаттаб . ‘Умар переместил оттуда этот ка-мень, немного удалив его от стены, чтобы люди, которые бу-дут молиться рядом с ним, не мешали совершающим обхо-ды. Люди подчинились ему, ибо известно, что в ряде случаев желания ‘Умара совпадали с волей его Господа. Так, напри-мер, однажды он сказал: «О Посланник Аллаха, а не из-брать ли нам для молитвы место Ибрахима? » — после че-го был ниспослан аят, в котором говорилось: «Сделайте же
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы