Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тив него дурное, но Мы сде-лали так, что они сами понесли наибольший ущерб
(21: 51–70).
Аллах Всевышний также сказал: И прочти им [рассказ об]
Ибрахиме.
Вот сказал он своему отцу и своему народу: «Чему вы поклоняетесь? » Они сказали: «Мы поклоня-емся идолам и останемся их [приверженцами и впредь] ».
Он сказал: «Разве они слы-шат, когда вы взываете [к ним],
или приносят вам пользу, или причиняют вред? » z248 Ибн Касир. Рассказы о пророках
Они сказали: «Но мы [видели], что так поступали наши отцы! »
Он сказал: «Видели ли вы, чему поклонялись
вы сами и ваши праотцы?
Поистине, [все] они — враги Мне, за исключением Господа миров,
Который создал меня и [Который] ведёт меня пря- Мым путём, Который кормит и поит меня, а когда я болею, исцеляет меня, Который умертвит меня, а по-том воскресит, и Который, [надеюсь], про-
стит мои прегрешения в День воздаяния. Господь мой! Даруй мне муд-рость и соедини меня с пра-ведными…» (26: 69–83).
y z Рассказ об Ибрахиме y249
Аллах Всевышний также сказал:
И, поистине, [одним] из при-верженцев его 1[религии был] Ибрахим,
[который] пришёл к своему Господу 2 со здравым сердцем.
Вот сказал он своему отцу и своему народу: «Чему вы поклоняетесь?
Неужели вы желаете лож-ного — [иных] богов помимо Аллаха? Что же вы думаете о Господе миров? » Потом он посмотрел на звёзды и сказал: «Поистине, я болен».
Тогда они отвернулись от [Ибрахима] и покинули [его].
1 Имеется в виду Нух.
2 То есть уверовал в Него. z250 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
[После этого] он тайно про- брался к их богам и сказал: «Неужели вы не едите? Почему вы [ничего] не гово-
Рите? » —
а потом подошёл [к идолам] и [стал наносить им] удары
Правой рукой. К нему бросились [люди, и]
он сказал [им]: «Неужели поклоняетесь вы тому, что сами же и ваяете?
[Ведь это] Аллах создал и вас, и то, что вы делаете! » Они сказали: «Возведите для него строение и бросьте его в огонь! »
Они замышляли против него дурное, но Мы сделали их нижайшими (37: 83–98). Аллах Всевышний поведал, что Ибрахим порицал людей своего народа за идолопоклонство и в их присутствии прене брежительно отзывался об идолах. Так, например, он спро-сил: «Что это за изваяния, [поклонению] которым вы пре- z Рассказ об Ибрахиме y251
даётесь [столь ревностно]? » То есть: уединяетесь возле них, проявляя покорность. Они отвечали: «Мы [видели, как] им поклонялись наши отцы». Таким образом, единственным ар-гументом этих людей были ссылки на обычаи их отцов и де-дов, которые поклонялись идолам. На это Ибрахим сказал им: « [Несомненно], и вы, и отцы ваши пребывали в явном
заблуждении! »
Аллах Всевышний сказал:
Вот сказал он своему отцу и своему народу: «Чему вы поклоняетесь? Неужели вы желаете лож-ного — [иных] богов помимо Аллаха?
Что же вы думаете о Господе миров? » (37: 85–87). Катада сказал: «Это значит: что, на ваш взгляд, Он сделает с ва-ми, когда вы встретитесь с Ним, если вы поклонялись не Ему? » Аллах Всевышний сказал: «Он сказал: “Разве они слы-шат, когда вы взываете [к ним], или приносят вам пользу, или причиняют вред? ” Они сказали: “Но мы [видели], что так поступали наши отцы! ”» Таким образом, они призна-ли, что идолы не слышат того, кто взывает к ним, не приносят никакой пользы и не причиняют вреда, а поклоняться им лю-дей побуждает только желание следовать примеру отцов, ко-торые были столь же заблудшими, как и они сами. Вот почему Ибрахим сказал: «Видели ли вы, чему поклонялись z252 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
вы сами и ваши праотцы? Поистине, [все] они — враги
мне, за исключением Господа миров…»
Ибрахим отрёкся от идолов и выразил им своё пре-зрение, и это послужило неопровержимым доказательством несостоятельности утверждений о том, что они являются бо-жествами, поскольку, если бы они могли причинять вред, то не-пременно причинили бы вред Ибрахиму .
Аллах Всевышний сказал: «Они спросили: “Ты пришёл к нам с истиной или ты шутишь? ”» Их слова означали: го-воря так, ты унижаешь наших богов и порочишь наших отцов, но говоришь ли ты это серьёзно или шутишь? Ибрахим сказал: «Вовсе нет! Господь ваш — Гос-
подь небес и земли, Который создал их, а я — один из сви-детелей этому». Это значит: вовсе нет, я говорю это серьёзно, ибо ваш Бог — только Аллах, помимо Которого нет иного бо-га; Он является вашим Господом и Господом всего, как является Он Творцом небес и земли, подобных которым никто не созда-вал прежде; лишь Он достоин поклонения, и нет у Него сотова-рища, я же — один из свидетелей этому.
Ибрахим сказал: «Клянусь Аллахом, когда вы от-вернётесь и уйдёте, я что-нибудь [устрою] с ними! » Иб-рахим поклялся что-нибудь сделать с идолами, которым поклонялись его соплеменники, когда они уйдут на праздник. Имеется в виду ежегодный праздник, который они устраивали за пределами города. Отец позвал на этот праздник и Ибрахи-ма , который сказался больным, о чём упоминается в Кора-не: «Потом он посмотрел на звёзды и сказал: “Поистине, я болен”». Таким образом, Ибрахим говорил обиняками, пока не добился своей цели, которая состояла в том, чтобы ока-зать помощь истинной религии Аллаха, унизить идолов и пока-зать несостоятельность поклонения им, ибо они не заслужива-ли ничего, кроме уничтожения и крайнего презрения. z Рассказ об Ибрахиме y253
Все люди, кроме Ибрахима , покинули город, чтобы принять участие в празднике. Аллах Всевышний сказал: « [Пос-ле этого] он тайно пробрался к их богам и сказал: “Неуже-ли вы не едите? ”» Здесь имеется в виду, что он быстро и тай-но пробрался к идолам, находившимся в огромном помещении, и увидел перед ними разнообразные яства, которые люди при-носили им в качестве жертвоприношений. Издеваясь над ними, он сказал: «Неужели вы не едите? Почему вы [ничего] не говорите? » — а потом «подошёл [к идолам] и [стал наноситьим] удары правой рукой». Он разбивал идолов молотком, ис-пользуя правую руку, поскольку она сильнее и может действо-вать быстрее, и «разбил на куски [всех идолов], кроме глав-ного, [полагая, что] они вернутся [и снова обратятся] к нему». Как говорят, после этого он вложил молоток в руку главного идо-ла, желая показать, будто тот испытывает ревность из-за того, что наряду с ним люди поклоняются и второстепенным идолам.
Когда люди вернулись со своего праздника и увидели, что постигло идолов, которым они поклонялись, «они спросили:
“Кто учинил подобное с нашими богами? Поистине, он — из числа несправедливых! ”» Если бы эти люди привыкли раз-мышлять, участь идолов, которым они поклонялись, послужи-ла бы для них ясным указанием. Иначе говоря, они бы поняли, что, будь идолы богами, они защитили бы себя от любого, кто вознамерился бы причинить им зло. Однако невежество и скудо умие этих заблудших людей помешали им понять что-либо. Ал-лах Всевышний сказал: « [Вернувшись], они спросили: “Кто
учинил подобное с нашими богами? Поистине, он — из чис-ла несправедливых! ” [Люди] сказали: “Мы слышали, как юноша, которого зовут Ибрахим, [поносил] их”». Имеетсяв виду, что он унижал идолов и презрительно отзывался о них, а потом остался и разбил их. По мнению Ибн Мас‘уда, здесь имеется в виду, что Ибрахим сказал: « Клянусь Аллахом, когда z254 Ибн Касир. Рассказы о пророках y
вы отвернётесь и уйдёте, я что-нибудь [устрою] с ними! » По-том эти люди сказали: «Так приведите его [и поставьте] перед людьми, чтобы они засвидетельствовали [это] ». То есть при-ведите его, чтобы свидетели в присутствии самых знатных людей подтвердили, что они слышали, как Ибрахим говорил это, и своими глазами увидели, какое наказание его постигнет.
Однако это и было основной целью Ибрахима , кото-рый хотел представить идолопоклонникам доказательство не-состоятельности их воззрений, когда они соберутся все вместе. Впоследствии нечто подобное произошло и с Мусой , кото-рый сказал фараону:
[Условленным] сроком для вас [будет] день [праздника, когда все наденут свои] укра-шения, и [пусть] люди собе-рутся утром, [когда подни-мется солнце] (20: 59). Когда люди собрались и привели Ибрахима, «они спросили: “Ты ли сделал это с нашими богами, о Ибрахим? ” Он от- Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы