Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Они сами понесли наибольший ущерб».



 

Дело в  том, что они принялись собирать для Ибрахима  дрова, откуда только могли, и  так рьяно занимались этим, что, если какая-нибудь женщина из их числа болела, она давала обет, говоря, что непременно будет носить дрова для костра Ибрахи-ма, если поправится! Через некоторое время они снесли эти дро-ва на огромную площадь, сложили их там и  подожгли, а  потом посадили Ибрахима  в  корзину катапульты, построенную для них одним курдом, который первым стал строить такие орудия. После этого они принялись связывать Ибрахима  , который повторял: «Нет бога, кроме Тебя, преславен Ты, Господь миров! Хвала Тебе, и  власть принадлежит Тебе, и  нет у  Тебя сотовари-ща! » Когда находившийся в  корзине катапульты Ибрахим  был связан, они запустили его в  огонь, он же сказал: «Доста-точно нам Аллаха  — прекрасный Он Покровитель! » (3: 173).Об этом сообщается в  хадисе, который был передан со слов Ибн ‘Аббаса [Бухари, №  4563]. Эти же слова произнёс и  Пророк Му-хаммад  , о  чём в  Коране сказано так:

 

…тем, кому люди говорили: «Поистине, собрались против вас люди, бойтесь же их! »  —


z Рассказ об Ибрахиме  y257


 

[однако] это [лишь] добавило им

веры, и  они сказали: «Доста-точно нам Аллаха  — прекрас-ный Он Покровитель! »

 

И  вернулись они с  милостью Аллаха и  наградой, и  не [постигло]­ их дурное, и  после-

довали они за тем, что угодно Аллаху, а  Аллах  — Обладатель великой милости (3: 173–174).

 

Аллах Всевышний сказал: «И Мы сказали: “О пламя, стань прохладным и  безопасным для Ибрахима! ”» ‘Али ибн АбуТалиб сказал: «Это значит: не причиняя ему вреда».

 

Ибн ‘Аббас и  Абу аль-‘Алия говорили: «Если бы Аллах не сказал “безопасным для Ибрахима”, холод этого пламени причинил бы Ибрахиму  вред».

 

Эти люди хотели одержать победу, но были оставлены без помощи, они хотели возвыситься, но вместо этого были уни-жены, они хотели одержать верх, но были побеждены. Ал-лах Всевышний сказал: « [Эти люди замышляли] против него

 

дурное, но Мы сделали так, что они сами понесли наиболь-ший ущерб». В  другом аяте­ Корана сказано: «…но Мы сде-лали их нижайшими». В  мире этом они понесли ущерб и  по­знали унижение, что же касается мира вечного, то его пламя не покажется им ни прохладным, ни безопасным. Там никто не поприветствует их и  всё будет так, как сказал об этом Всевыш-ний: «Поистине, плоха [Геенна] и  как [постоянное] жилище, и  как [временное] местопребывание! » (25: 66).

Передают со слов Умм Шарик, да будет доволен ею Аллах, что однажды Посланник Аллаха  велел убивать


z258 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

ящериц и  сказал: «[Такая ящерица] раздувала [огонь, ра-зожжённый для] Ибрахима  »* [Бухари, №  3359; Муслим,

 

№  2237; Насаи, №  2885; Ибн Маджа, №  3228].

 

Передают со слов ‘Аиши, что Посланник Аллаха  ска-зал: «Убивайте [ящериц вида] “вазаг”, ибо [такая ящери-ца] раздувала [огонь, разожжённый для] Ибрахима» [Ах-мад, т.  6, с.  200]. Передатчик этого хадиса сказал: «И ‘Аиша убивала их».

 

Нафи‘ передал, что как-то раз одна женщина зашла к  ‘Аише, увидела стоящее у неё в  комнате копьё и  спросила: «Что это за копьё? » Она ответила: «Мы убиваем им ящериц», а  потом передала, что Посланник Аллаха  сказал:

 

Когда Ибрахима бросили в  огонь, все животные [пыта-лись] тушить его, за исключением [ящерицы вида] «ва-заг», которая принялась раздувать [этот огонь] [Ахмад,

т.  6, с.  200].

 

Сообщается, что Саиба, которая была вольноотпущенницей аль-Факиха ибн аль-Мугиры, сказала:

 

[Однажды] я зашла к  ‘Аише, увидела стоящее у  неё в  доме копьё и  спросила: «О мать правоверных, зачем тебе это копьё? » Она сказала: «Мы убиваем им [яще-риц вида] “вазаг”, ибо Посланник Аллаха  сказал нам: “Поистине, когда Ибрахима бросили в  огонь, не было на земле животного, которое не пыталось бы ту-шить его, за исключением [ящерицы вида] ‹вазаг›, кото-рая раздувала [этот огонь]”, и  Посланник Аллаха  ве-лел нам убивать [таких ящериц]» [Ахмад, т.  6, с.  83; Ибн

 

Маджа, №  3231 и др. Хадис считается достоверным в  силу су-ществования других хадисов подобного содержания].


z Рассказ об Ибрахиме  y259


 

Упоминание о  споре Ибрахима  с тем, кто  вздумал соперничать с  Великим Господом, претендуя на величие и  господство

 

Аллах Всевышний сказал:

 

Видел ли ты [подобного] тому,

кто спорил с  Ибрахимом отно-сительно его Господа, [впавв  гордыню из-за того, что]

 

Аллах даровал ему царство? ­ Ибрахим сказал [ему]: «Гос-

подь мой  — Тот, Кто дарует жизнь и  умерщвляет». [Царь] сказал: «Я [тоже] дарую жизнь

 

и  умерщвляю! »* Ибрахим ска-зал: «Поистине, Аллах застав-ляет солнце подниматься с  вос-тока, заставь же его взойти с  запада! »  — и  тогда тот, кто не уверовал, смутился, [ведь]

 

Аллах не ведёт прямым путём несправедливых (2: 258).

 

Здесь Аллах Всевышний упоминает о  споре Своего любим-ца с  неким могущественным и  непокорным царём. Этот царь притязал на господство, но Ибрахим  объявил недействи-тельными его доводы, показал, что тот является крайне неве-жественным и  неразумным человеком, победил его своими ар-гументами и  разъяснил ему, в  чём состоит истина.

 

Толкователи, а  также знатоки генеалогии и  преданий ука-зывали, что царём, о  котором идёт речь, был вавилонский­ царь


z260 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

Нимруд*. Он был одним из царей, которые правили всем ми-ром и  которых, как сообщается, было четверо. Двое из них бы-ли верующими, а  двое  — неверными. Верующими являлись Зу-ль-Карнайн и  Сулейман, а  неверными  — Нимруд и  На-вуходоносор. Нимруд долгие годы правил своей страной, при-теснял людей, проявлял заносчивость и  любил земную жизнь. Когда Ибрахим  призвал Нимруда к  поклонению одному лишь Аллаху, у  Которого нет сотоварища, невежество и  за-блуждения побудили царя к  отрицанию существования Твор-ца. Он вступил в  спор с  Ибрахимом  и  сам стал притязать на господство.

 

Ибрахим сказал ему: «Господь мой  — Тот, Кто дару-ет жизнь и  умерщвляет», на что царь ответил: «Я [тоже] да-рую жизнь и  умерщвляю! » Как указывали Катада, ас-Суддии  другие улемы, Нимруд имел в  виду, что если приведут двоих приговорённых к  смерти и  по его велению один будет казнён, а  другой получит прощение, то он будто дарует жизнь одному и  умертвит другого.

 

Нимруд не возразил Ибрахиму  , ибо то, что он гово-рил, выходило за рамки их спора. Он не сумел ни ответить, ни  возразить, а  его слова являлись попыткой посеять смуту и  означали, что он потерпел поражение. Ибрахим  исполь-зовал очевидные факты появления на свет и  смерти живых су-ществ в  качестве доказательства того, что они возникают и  ис-чезают не сами по себе. У  всего сущего непременно должен быть Творец, Который создаёт и  подчиняет Себе любые явле-ния, приводя в  движение небесные светила и  облака, застав-ляя дуть ветер, вызывая дождь или создавая живые существа, которые Он потом умерщвляет. Вот почему Ибрахим  ска-зал: «Господь мой  — Тот, Кто дарует жизнь и  умерщвля-ет». Теперь что касается ответа этого невежественного­ царя, который сказал: «Я [тоже] дарую жизнь и  умерщвляю! »


z Рассказ об Ибрахиме  y261


 

Если царь подразумевал, что является творцом происходя-щего, это значит, что он проявлял гордость и  упрямство. Ес-ли же он имел в  виду то, о  чём говорили Катада, ас-Судди и  другие, это значит, что его слова не имели отношения к  то-му, что сказал Ибрахим  , поскольку он не сумел оспорить его доказательство.

 

В силу того, что поражение царя в  этом споре осталось не замеченным теми, кто был его свидетелями, равно как и  мно-гими другими, Ибрахим  привёл и  другое доказательство, разъяснив необходимость наличия Творца и  несостоятель-ность притязаний Нимруда. В  Коране сказано: «Ибрахим

 

сказал: “Поистине, Аллах заставляет солнце поднимать-ся с  востока, заставь же его взойти с  запада! ”  — и  тогда тот, кто не уверовал, смутился, [ведь] Аллах не ведёт пря-мым путём несправедливых». Это значит: солнце подвласт­но Творцу, и  оно ежедневно поднимается на  востоке по во-ле Творца, направляющего его; Творцом солнца, как и  всего иного, является Аллах, если же ты действительно даруешь жизнь и  умерщвляешь, то заставь солнце взойти на западе, ибо Тот, Кто дарует жизнь и  умерщвляет, беспрепятственно делает, что пожелает, и  всё подвластно Ему; если твои утвер­ ждения соответствуют истине, сделай это, если же ты это-го не сделаешь, значит, ты не таков, как утверждаешь, и  ты не сможешь ни создать даже комара, ни уберечься от не-го. Так Ибрахим  разъяснил, что этот царь заблуждает-ся и  пребывает в  невежестве, показав ложность его притяза-ний и  несостоятельность того, чего он придерживался и  чем похвалялся перед невеждами из числа своих подданных, пос-ле чего тот уже ничего не смог сказать Ибрахиму  и  умолк. Вот почему в  Коране сказано: «…и тогда тот, кто не уве-ровал, смутился, [ведь] Аллах не ведёт прямым путём

 

Несправедливых».


z262 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

Упоминание о  переселении Ибрахима  в  Шам и  его пребывании в  Египте, а  также о  том, как  он  поселился на Святой земле

 

Аллах Всевышний сказал:

 

И в  него уверовал Лут. [Ибра-хим] сказал: «Поистине, [отсюда] я переселюсь туда,

[где смогу свободно покло-няться] Господу моему. Поис-

тине, Он  — Всемогущий, Мудрый! »

 

И  Мы даровали ему Исхака и  Я‘куба и  [даровали] его

потомкам пророчество и  Пи-сание. Мы даровали ему его награду в  мире этом, и, поис-тине, в  мире вечном он

 

[непременно будет среди] пра-ведных (29: 26–27).

 

Аллах Всевышний также сказал:

 

И Мы спасли его и  Лута [и  привели их] к  земле, которую

Мы сделали благословенной для миров.

 

И  Мы даровали ему  Ис-хака, а  вдобавок  — Я‘куба,


z Рассказ об Ибрахиме  y263


 

и  всех их 1 сделали

праведниками.

 

И  Мы сделали их предводи-телями, которые выводили [людей] на путь истинный по

Нашему велению, и  ниспосы-лали им в  откровениях, [чтоони должны] творить благое,

 

совершать молитвы и  выпла-чивать закят, и  они поклоня-лись Нам (21: 71–73).

 

Жена Ибрахима  , который переселился ради Аллаха, по-кинув свой народ, была бесплодной, и  он не имел детей. Если не считать жены, за ним последовал только сын его брата Лут, сын Харана, сына Азара. Однако впоследствии Аллах Все-вышний даровал Ибрахиму праведных сыновей, как даровал его потомкам пророчество и  Писание. Все пророки, которые были направлены к  людям после него, являлись его потомка-ми, и  каждое из ниспосланных свыше Писаний ниспосыла-лось одному из его потомков. Так Аллах вознаградил и  почтил Ибрахима  , который покинул свою страну и  своих близких и  переселился туда, где он мог поклоняться Всемогущему и  Ве-ликому Аллаху и  призывать людей к  поклонению Ему.

 

Как указывают Убай ибн Ка‘б2, Абу аль-‘Алия, Катада и  другие, покинув свою страну, Ибрахим  переселился в  Шам,

 

«к земле, которую Мы сделали благословенной для миров».

 

 

1 Имеются в виду Ибрахим  , Лут  , Исхак  и Я‘куб  .

 

2 Уб а й и б н К а ‘ б — один из видных сподвижников Пророка.


z264 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

Общеизвестно, что Сара1 была дочерью Харана, дяди Ибрахима  со стороны отца. Те, кто утверждает, будто она являлась дочерью его брата Харана и  сестрой Лута, далеки от  истины. Если же говорить о  людях, утверждающих, что в  те времена браки с  дочерьми братьев были узаконены, то никаки-ми доказательствами этого они не располагают. Но даже если предположить, что подобные браки были узаконены, как пере-дают со слов иудейских богословов, то пророки их не заключа-ли, а  Аллах знает об этом лучше.

 

Рассказ о  тиране, который хотел причинить Саре зло, и о  том, как Аллах защитил её от него

 

Передают со слов Абу Хурайры  , что Пророк  сказал:

 

Никогда не лгал Ибрахим  , за исключением трёх слу-чаев*, в  двух из которых [он делал это] ради Всемогущего и  Великого Аллаха. [В первый раз] он сказал: «Поисти-не, я  болен» (37: 89), а  [во второй раз] сказал: «Нет, это сделал их главный» (21: 63). А  когда [Ибрахим пересе-лялся] вместе с  Сарой, он пришёл в  [какое-то селение, где находился] один из тиранов, которому сказали: «Здесь находится какой-то человек с  одной из прекраснейших женщин». Тогда он послал к  [Ибрахиму человека], кото-рый спросил [его]: «Кто эта [женщина]? » Он ответил: «Моя сестра», а  потом пришёл к  Саре и  сказал: «О  Са-ра, нет на земле ни одного верующего, кроме меня и  те-бя. Что же касается этого [царя], то он спрашивал меня [о тебе], и  я  сказал ему, что ты  — моя сестра, не опровер-

1 С а р а — жена Ибрахима, мир им обоим.


z Рассказ об Ибрахиме  y265


 

гай же сказанного мною! »  — а  затем [царь] послал за ней [людей]. Когда она явилась к  [царю], он подошёл к  ней, [желая] дотронуться до неё, но [неожиданно] захрипел, и  ноги его стали дёргаться*. Тогда он взмолился: «Обра-тись с  мольбой к  Аллаху1, и  я  не сделаю тебе ничего дур-ного! »  — после чего она воззвала к  Аллаху, и  его отпус-тило. Потом он снова [попытался] дотронуться до неё, но с  ним случился такой же или даже более сильный припа-док, и  он [снова] взмолился: «Обратись с  мольбой к  Ал-лаху, и  я  не сделаю тебе ничего дурного! »  — после чего она воззвала к  Аллаху, и  его отпустило. Тогда он призвал к  себе нескольких своих привратников и  сказал: «Поис-тине, вы привели ко мне не человека, а  шайтана! » Затем он подарил [Саре] в  услужение Хаджар2 [и отпустил их], и  она вернулась к  [Ибрахиму], который в  это время мо-лился. Он сделал ей знак рукой3, [желая спросить]: «Ка-кие новости? »  — и  она сказала: «Аллах обратил козни нечестивца против него же и  даровал нам Хаджар! »

 

Передав этот хадис людям, Абу Хурайра сказал: «И  она4 яв-ляется вашей матерью, о  сыновья небесной воды**» [Бухари,

 

№  3358; Муслим, №  2171].

 

Передают со слов Абу Хурайры, что Пророк  сказал:

 

Поистине, никогда не лгал Ибрахим, за исключе-нием трёх случаев, и  каждый раз [он делал это]

1 То есть попроси Аллаха, чтобы этот припадок прошёл. 2 Х а д ж а р (библ. Агарь) — мать Исма‘ила.

 

3 Имеется в виду, что Ибрахим сделал знак рукой, не прерывая молитвы. 4 То есть Хаджар.


z266 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

ради­ Аллаха. [Имеются в  виду] его слова «Поис-тине, я болен», а  также его слова «Нет, это сделал их главный». Когда он проходил через земли одно-го из  тиранов и  остановился в  каком-то доме, [в се - ление, где он находился], явился этот тиран, и  ему сказали: «Здесь остановился какой-то человек, с  ко - торым находится одна из прекраснейших женщин». Тогда он послал к  [Ибрахиму человека], который спросил его о  ней. [Ибрахим] ответил: «Это  — моя сестра», а  когда вернулся к  ней, сказал: «Этот [че-ловек] спрашивал меня о  тебе, и  я сказал, что ты  — моя сестра, ибо сегодня нет [на земле] ни одного че-ловека, покорившегося [Аллаху], кроме меня и  тебя, и  ты моя сестра по вере, так не опровергай же мои слова в  его присутствии! »  ­— после чего пошёл с  ней [к этому тирану]. Как только тот собрался дотро-нуться до неё, с  ним [случилось нечто вроде припад-ка], и  он воскликнул: «Обратись к  Аллаху с  мольбой за меня, и  я  не сделаю тебе ничего дурного! » [Са-ра] обратилась к  Аллаху с  мольбой за него, и  ему по-легчало. После этого он снова собрался дотронуть-ся до неё, но с  ним случилось то же, что и  в  первый раз (или: ему стало ещё хуже). Тогда он снова вос-кликнул: «Обратись к  Аллаху с  мольбой за меня, и  я  не  сделаю тебе ничего дурного! »  — а  потом это случилось ещё раз. Тогда он позвал к  себе самого близкого ему человека из своей свиты и  сказал: «По-истине, вы привели ко мне не  человека, а  шайтана! Выведи её [отсюда] и  отдай ей Хаджар». После­ это-го она пришла к  Ибрахиму, который был занят мо-литвой. [Услышав, что она вернулась], он завершил молитву и  спросил: «Какие новости? » Она сказала:


z Рассказ об Ибрахиме  y267


 

«Аллах защитил [меня] от козней этого несправедли-вого [человека] и  отдал мне в  услужение Хаджар».

 

Передают со слов Абу Хурайры  , что Пророк  сказал:

 

Никогда не лгал Ибрахим, за исключением трёх слу-чаев. [В первый раз это случилось], когда его позва-ли на [праздник, посвящённый] их богам, и  он сказал: «Поистине, я  болен ». [Ложью были также его сло-ва] «Это сделал их главный», а  также то, что он ска-зал о  Саре: «Поистине, она  — моя сестра». [Это слу-чилось, когда] Ибрахим пришёл в  какое-то селение, в  котором находился один из царей (или: один из ти-ранов). [Ему] сказали: «Ночью [сюда] пришёл Ибра-хим с  одной из красивейших женщин». Тогда этот царь (или: из тиран) послал к  нему [человека, чтобы спро-сить]: «Кто это с  тобой? » [Ибрахим] сказал: «Моя сестра». [Тогда царь велел]: «Пошли её [ко мне]», и  [Ибрахим] послал её к  [царю], сказав: «Не опровер-гай мои слова, ибо я сказал ему, что ты  — моя сестра, ведь нет на земле верующих, кроме меня и  тебя». Когда [Сара] вошла к  [царю], он встал [и направился] к  ней, она же совершила омовение, а  потом обратилась [к Ал-лаху] с  мольбой и  сказала: «О Аллах, если Тебе извест­ но, что я веровала в  Тебя и  Твоего посланника и  берег-ла себя только для своего супруга, не давай надо мной власти этому неверному! »  — и  тогда он захрипел, а  но-ги его стали дёргаться.

 

Абу аз-Зинад передал, что Абу Саляма ибн ‘Абд-ар-Рахман, передавший этот хадис, сообщил, что Абу Хурайра, [переда-вавший слова Посланника Аллаха  ], сказал:


z268 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

Она воскликнула: «О Аллах, если он умрёт, [люди] скажут, что это я убила его! »  — и  тогда ему полегчало. После этого он [снова] встал [и направился] к  ней, она же совершила омовение, а  потом обратилась [к Алла-ху] с  мольбой и  сказала: «О Аллах, если Тебе известно, что я веровала в  Тебя и  Твоего посланника и  берегла се-бя только для своего супруга, не давай надо мной влас-ти этому неверному! »  — и  тогда он захрипел, а  ноги его стали дёргаться.

 

Абу аз-Зинад передал, что Абу Саляма ибн ‘Абд-ар-Рахман, передавший этот хадис, сообщил, что Абу Хурайра, [переда-вавший слова Посланника Аллаха  ], сказал:

 

Она воскликнула: «О Аллах, если он умрёт, [люди] скажут, что это я убила его! »  — и  тогда ему полегча-ло. [Когда же это случилось с  ним] в  третий (или: чет-вёртый) раз, [царь] воскликнул: «Вы прислали ко мне не кого иного, как шайтана! Верните её Ибрахиму и  по-дарите ей Хаджар». И  после этого она вернулась к  Иб-рахиму и  сказала: «Знаешь ли ты, что Аллах [защитил меня] от козней этого [неверного] и  даровал нам в  услу-жение рабыню? » [Ахмад, т.  2, с.  403].

 

Передают со слов Абу Са‘ида, что о  трёх высказываниях Иб-рахима  Посланник Аллаха  сказал [так]:

 

Что бы из этого [ни сказал Ибрахим, он говорил так] только потому, что [с помощью этих слов] отстаивал ре-лигию Аллаха. Так, он сказал: «Поистине, я болен», и  он сказал: «Нет, это сделал их главный», когда же царь по-желал его жену, он сказал ему: «Она  — моя сестра» [Тир-


z Рассказ об Ибрахиме  y269


 

мизи, т.  5, с.  308–309, №  3248; Абу Я‘ля, №  1040 и  др. Ха-дис считается хорошим в силу существования других хадисов].

 

Слова Ибрахима  «Она  — моя сестра» означали: сестра по вере. Сказав же Саре «ведь нет на земле верующих, кро-ме меня и  тебя», он имел в  виду следующее: нет на земле дру-гих верующих супругов, кроме меня и  тебя. Понимать его сло-ва необходимо именно так, поскольку вместе с  ними находился и  Лут  , который был пророком.

 

Отведя Сару к  царю, Ибрахим  стал молиться Всемо-гущему и  Великому Аллаху и  просить Его защитить его же-ну от того, кто хотел причинить ей зло, и  с  такими же мольба-ми обращалась к  Аллаху Сара. Когда этот враг Аллаха захотел подступиться к  ней, она совершила омовение и  стала молиться, взывая к  Всемогущему и  Великому Аллаху. Вот почему Аллах Всевышний сказал: «И обращайтесь за помощью к  терпе-нию и  молитве» (2: 45).

 

И  Аллах защитил её, ибо Его раб, посланник и  любимец Ибрахим  находился под Его защитой.

 

Некоторые улемы называли пророчицами трёх женщин: Са-ру, мать Мусы и  Марьям, мир им. В  большинстве же своём уле-мы считали, что эти женщины относятся к  числу правдивейших, да будет доволен ими Аллах и  да сделает Он довольными их.

 

 

Возвращение Ибрахима  на Святую землю

 

После этого Ибрахим  вернулся из Египта туда, где он на-деялся снискать благо и  где он находился прежде, то есть на Святую землю. Он возвращался туда с  большим богатством, гнал с  собой скот и  вёл рабов, и  вместе с  ним находилась Хад-жар, которая была родом из Египта.


z270 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

Переселение Лута  в  Иорданию

 

После этого Лут  по велению Ибрахима  переселился в  Иорданию*, взяв с  собой всё своё немалое достояние. Там он поселился в  главном городе этой земли того времени, Содоме, не-верные и  нечестивые жители которого были дурными людьми.

 

Всевышний Господь посылает Своему любимцу Ибрахиму  радостную весть о  Мухаммаде  и  его  общине

 

Аллах Всевышний ниспослал Ибрахиму  откровение, в  ко-тором велел ему посмотреть на север, юг, восток и  запад и  по-радовал его вестью о  том, что Он до скончания времён дарует эту землю ему и  его потомству, а  число его потомков умножит-ся, и  уподобятся они песку земному.

 

Эта великая радостная весть имеет отношение к  мусуль-манской общине, подтверждением же ей служат слова Послан-ника Аллаха  , который сказал:

 

Поистине, Аллах отложил для меня землю, и  я видел её восточные и  западные [пределы], и  владением моей об-щины станет всё, что было отложено для меня [Муслим,

 

№  2889].

 

Упоминание о  рождении Исма‘ила  , матерью  которого была Хаджар

 

Как говорят люди Писания, Ибрахим  попросил Аллаха даровать ему праведное потомство, и  Аллах ниспослал ему


z Рассказ об Ибрахиме  y271


 

радостную весть об этом. Сара сказала Ибрахиму  : «ВотГосподь заключил чрево моё, чтобы мне не рождать; войди же к  служанке моей*— может быть, Аллах наделит тебя от  неё сыном».

 

Когда Сара подарила Хаджар Ибрахиму  , он вошёл к  ней, и  она зачала от него, а  потом родила Исма‘ила  . После­ рождения Исма‘ила Аллах ниспослал Ибрахиму от-кровение с  радостной вестью о  том, что Сара родит ему Ис-хака. Узнав об этом, Ибрахим  пал ниц пред Аллахом, Ко-торый сказал ему: «Я внял твоей мольбе, [и даровал тебе]Исма‘ила, и  благословил его, и  Я весьма, весьма размножу его; двенадцать князей родятся от него, и  сделаю его главой великого народа»**.

 

В словах Всевышнего Аллаха заключена радостная весть о  великой мусульманской общине, а  двенадцатью кня-зьями, о  которых Он упомянул, стали двенадцать правед-ных халифов.

 

О  них же упоминается в  хадисе Джабира ибн Самуры  , который сказал:

 

Я слышал, как Пророк  сказал: «Будет двенадцать правителей…»***, после чего он произнёс какие-то сло-ва, которые я не расслышал, а  мой отец сказал: «Он сказал: “…и все они будут из [племени] курайш”» [Бу-

 

хари, №  7222, 7223; Муслим, №  1821].

 

В другой версии этого хадиса сообщается, что Посланник Ал-лаха  сказал:

 

Эта [религия] не перестанет существовать**** (или: быть сильной), пока не появятся двенадцать халифов, и  все они будут из [племени] курайш.


z272 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

К их числу относятся четыре праведных халифа: Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман и  ‘Али. Кроме того, к  ним относятся ‘Умар ибн ‘Абд-аль-‘Азиз1 и  некоторые Аббасиды.

 

Смысл слов Пророка  заключался не в  том, что этим халифам предстояло править одному за другим, а  в  том, что они непременно должны были появиться. Cледует также от-метить, что под двенадцатью правителями в  этом хадисе под-разумеваются не двенадцать имамов, в  которых верят рафиди-ты*. Первым, как они утверждают, был ‘Али ибн Абу Талиб, а  последним  — Мухаммад ибн аль-Хасан аль-‘Аскари, име-нуемый «ожидаемым» (аль-мунтазар)**. Наибольшую поль-зу исламу из них принесли ‘Али ибн Абу Талиб и  его сын аль-Хасан ибн ‘Али***, который отказался от сражений и  передал власть Му‘авии, тем самым погасив пламя войны между му-сульманами. Что касается прочих шиитских имамов, то они бы-ли обычными подданными и  не имели никакой власти над му-сульманами. Что же касается подземелья в  Самарре, где, по их убеждению, скрывается исчезнувший имам, то это  — бредовый вымысел, не имеющий под собой никакой реальной основы.

 

Когда Хаджар, мир ей, родила Исма‘ила, Сара стала ис-пытывать сильную ревность и  потребовала от Ибрахима уда-лить её, после чего он увёл Хаджар и  её сына и  оставил их на  том месте, где ныне находится Мекка.

 

Сообщается, что в  то время Исма‘ил был ещё груд-ным ребёнком. Когда Ибрахим оставил их там и  повернул-ся к  ним спиной, уходя, Хаджар бросилась к  нему, схватила его за  одежду и  воскликнула: «О Ибрахим, куда же ты ухо-дишь, бросая нас, ведь у  нас ничего нет?! » Он ничего не от-ветил ей, она же долго настаивала, а  потом спросила: «Аллах

1 ‘ Ум а р и б н ‘ А б д - а л ь - ‘ А з и з (717–720) — известный своим край-ним благочестием халиф из династии Омейядов.


z Рассказ об Ибрахиме  y273


 

ли повелел тебе сделать это? » Он ответил: «Да», и  она ска-зала: «Тогда Он не оставит нас! »

 

 

Упоминание о  том, как Ибрахим вместе со  своим  сыном Исмаи‘лом и  его матерью Хаджар отправился в  горы Фаран, находящиеся на земле Мекки, и  о  том, как он строил Каабу

 

Сообщается, что Ибн ‘Аббас  сказал*:

 

Первой женщиной, которая стала носить пояс, была мать Исма‘ила  , сделавшая это, чтобы скрыть от  Сары свои следы**. Потом Ибрахим привёз [Хаджар] вмес-те с  её сыном Исма‘илом, которого она ещё кормила гру-дью, [туда, где была возведена] Кааба,   — к  большому дереву у  возвышенности, [где впоследствии забил] Зам­ зам, [ныне находящийся в  пределах] мечети. В  то  вре-мя в  Мекке1 никого не было, как не было там и  воды. Оставив им бурдюк фиников и  мех с  водой, [Ибрахим] покинул их там и  двинулся в  [обратный путь], а  мать Исма‘ила последовала за ним, [восклицая]: «О  Ибра-хим, куда же ты уходишь, бросая нас в  этой долине, где нет людей и  [вообще] ничего нет?! » Она много раз по­ вторила [эти слова], но он даже не повернулся к  ней. Потом она спросила его: «Аллах ли повелел тебе сде-лать это? » Он ответил: «Да». Она сказала: «Тогда Он не оставит нас! »  — после чего вернулась [к  Исма‘илу], а  Ибрахим пошёл [дальше]. Достигнув горного перевала, где они не [могли] его видеть, он повернулся в  сторону

1 То есть на том месте, где впоследствии была построена Мекка.


z274 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

Каабы, ­ воздел руки к  небу и  обратился к  Аллаху с  такой мольбой: «Господь наш! Поистине, поселил я [одно-го] из своих [потомков] в  долине, где ничего не рас-тёт, у  Твоего заповедного Дома. Господь наш! [Я сде-лал это], чтобы они совершали молитвы; склони же к  ним сердца [некоторых] людей и  надели их плода-ми, чтобы они благодарили [Тебя] » (14: 37). Что же ка-сается матери Исма‘ила, то она кормила его грудью и  пи-ла воду, а  когда мех опустел, [Хаджар] и  её сына начала мучить жажда. [Сначала] она смотрела, как [её сын] корчится [перед ней, страдая от жажды], а  потом ушла, будучи не в  силах видеть [мучения младенца]. Она заме-тила, что ближайшей горой [к ней] была Сафа*, подня-лась на неё, повернулась к  долине и  стала смотреть туда [в надежде] увидеть кого-нибудь, но никого не увиде-ла. Тогда она спустилась с  Сафы, а  когда достигла доли-ны, подняла края своей одежды, бросилась бежать, [как может] бежать изнурённый человек, пересекла эту до-лину и  достигла Марвы. Поднявшись на неё, она стала смотреть [по сторонам в  надежде] увидеть кого-нибудь, но [опять] никого не увидела, [всего] же она преодолела [этот путь] семь раз1.

 

 

Передают со слов Ибн ‘Аббаса  что Пророк  сказал: «Вот почему люди бегают между ними»**, [после чего продолжилсвой рассказ]:

 

Достигнув Марвы [в последний раз], она услыхала ка-кой-то голос, сказала себе: «Тише! »  — стала прислу-


 

1 Иначе говоря, она металась между холмами, трижды поднявшись на вершину одного из них и четырежды — на вершину другого.


z Рассказ об Ибрахиме  y275


 

шиваться и  снова услышала его. Тогда она сказала: «Ты дал мне услышать [твой голос, а  можешь] ли ты помочь [мне]? » И  тут на том месте, [где сейчас находится] Зам­ зам, она увидела ангела, который [рыл землю] пяткой (или: крылом), пока оттуда не забила вода. Тогда она стала огораживать [источник, одновременно] наполняя свой мех, но вода продолжала течь и  после того, как она наполнила его.

 

Передают со слов Ибн ‘Аббаса  что Пророк  сказал:

 

«Да помилует Аллах мать Исма‘ила! Если бы она покину-ла Замзам­ (или: не набирала из него воду), он превратился бы в  [ясно] видимый поток, [текущий по земле]», [после чегопродолжил свой рассказ]:

 

И  она напилась и  покормила своего сына, а  потом этот ангел сказал ей: «Не бойтесь гибели, ибо, поис-тине, здесь [будет возведён] Дом Аллаха, который построят этот мальчик и  его отец, а  Аллах не броса-ет [тех, кто близок к  Нему]! » Что же касается [того места, где потом возвели] Каабу, то оно находится на возвышенности, подобной холму, и  [в  период дождей] потоки воды текли справа и  слева от него. [Хаджар осталась там и  жила на этом месте], пока [однажды] мимо них не проехали люди из племени ( или: рода) джурхум, прибывшие со стороны Када*. Остановив-шись [там, где сейчас находится] нижняя часть Мек-ки, они увидели парившую [в небе] птицу1 и  сказа-ли: «Не иначе как эта птица кружит над водой, но  нам

1 Имеется в виду, что она кружила над одним местом, постоянно возвращаясь к  воде и не улетая оттуда.


z276 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

известно, что в  этой долине нет воды! » Тогда они от-правили туда одного или двух посланцев, которые об-наружили воду, вернулись и  сообщили им об этом, после чего туда направились [все]. [В это время] мать Исма‘ила сидела у  воды, и  они спросили её: «Позво-лишь ли ты нам остановиться рядом с  тобой? » Она ответила: «Позволю, но прав на этот источник у  вас не будет», и  они сказали: «Да».

 

Ибн ‘Аббас сказал: «Пророк  сказал: “И этот [джурхумит]

 

увидел, что мать Исма‘ила любит беседовать [с  людьми]».[Ибн ‘Аббас сказал]:

 


Поделиться:



Популярное:

  1. C. Библейское обоснование позиции Претрибулационизма
  2. I. Проникновение в империю. Битва при Адрианополе. Поселение вестготов на Балканах. Аларих. Первое нападение на Италию. Второе нападение. Захват Рима. Атаульф. Мирный договор с Римом. Валия.
  3. I. Чтобы они поистине были универсальными для научных занятий.
  4. UPDATE с вопросами CCNA v5.1
  5. А один раз собравшись, они вознесутся вверх, к месту покоя, вовеки веков».
  6. А у четвёртых, которые вырастают из фруктов и семени, воля расположена в плоде, поэтому они образуются и произрастают из плода».
  7. Автоматизированная система мониторинга вычислительной среды и обнаружения сетевых атак.
  8. Автор специального исследования по этому вопросу Середонин пришел к выводу, что в конце XVI в. было не более 23–25 тыс. детей боярских и дворян, числившихся в разрядных списках.
  9. Адаптация к повышению и понижению двигательной активности. Средства управления адаптацией.
  10. Аллаху же было ведомо, что они творили.
  11. Американский неоэволюционизм
  12. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и степени их использования


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.201 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь