Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Не опасаясь последствий этого



(91: 14–15).

 

‘Абдуллах ибн Зам‘а  передал, что [однажды], обратившись к  людям с  проповедью, Посланник Аллаха  упомянул о  верб-людице и  о  том, кто подрезал её поджилки, а  потом сказал:

 

[В Коране сказано]: “…и вот самый злосчастный из них [решил убить верблюдицу] ”. [Это значит, что]устремился­ к  ней, [чтобы погубить её], сильный и  мо-гущественный человек, которому подчинялись его со-племенники, и  он был подобен Абу Зам‘е1» [Ахмад, т.  4,

 

с.  17; Бухари, №  4942; Муслим, №  2855].

 

Сообщается, что ‘Аммар ибн Ясир  сказал:

 

1 В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк сказал: «…подобный Абу Зам‘е, дяде аз-Зубайра ибн аль-‘Аввама». Абу Зам‘а аль-Асвад ибн‘Абд-аль-Мутталиб ибн Асад был двоюродным братом отца одного из видных сподвижников Пророка аз-Зубайра ибн аль-‘Аввама.


z Рассказ о  Салихе  , пророке народа самуд y221


 

[Однажды] Посланник Аллаха  спросил ‘Али: «Не  сказать ли тебе, кто является самым злосчастным из людей? » Тот сказал: «Конечно! » [Тогда Пророк  ] сказал: «[Таковыми являются] два человека: рыжева-тый [человек из числа] самудян, который подрезал под-жилки верблюдице, и  тот, кто нанесёт тебе сюда1 [та-кой] удар, что это2 пропитается [кровью]» [Ахмад, т.  4,

 

с.  263; аль-Хаким, т.  3, с.  140].

 

Аллах Всевышний сказал:

 

И, ослушавшись веления своего Господа, они подрезали поджилки верблюдицы, а  [потом] сказали: «О  Салих!

Яви же нам то, чем ты нам гро-зишь, если ты [действительноодин] из посланников» (7: 77).

 

Слова этих людей были проявлением их крайнего неверия сра-зу в  нескольких отношениях. Во-первых, они произнесли их после того, как ослушались Аллаха и  Его посланника и  под-резали поджилки верблюдице, которую Аллах сделал для них знамением, совершив то, что им было строго запрещено. Во-вторых, они поторопили наказание, которому подверглись за свои грехи. В-третьих, они сочли лжецом посланника, который представил самудянам неопровержимое доказательство­ своего пророчества, о  чём им было хорошо известно, однако неверие

 

1 Имеется в виду макушка.

 

2 Имеется в виду борода ‘Али.


z222 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

и  упорство заставили их счесть истину невозможной и  навлек-ли на них наказание, которого они заслужили по двум причи-нам. Во-первых, им было поставлено условие, которого они не выполнили, ибо Аллах Всевышний сказал: «…и не причи-

 

няйте ей зла, иначе вас уже скоро постигнет наказание! »

 

(11: 64). Кроме того, Он сказал, что это случится «в  Великий день» (26: 156), и  характеризовал наказание как « мучитель-ное» (7: 73), и  всё это являлось истиной. Во-вторых, они самиторопили это наказание.

 

 

Гибель самудян, землю которых постигло наказание Аллаха

 

Аллах Всевышний сказал:

 

Однако они подрезали ей под-жилки, и   [тогда Салих] сказал: «Пользуйтесь [мирскими­ бла-гами] в  своей [стране] ещё три дня, [а потом вы убедитесь, что]

это обещание не является ложью» (11: 65).

 

Толкователи Корана указывали, что, когда они подрезали верб-людице поджилки, первым, кто набросился на неё и  сделал это, был Кидар ибн Салиф, да проклянёт его Аллах. После этого верблюдица упала на землю, и  тогда все они принялись рубить её своими мечами. Увидев это, её верблюжонок убежал от  них, забрался на самую высокую близлежащую гору и  трижды про-ревел. Вот почему Салих  сказал им: «Пользуйтесь [мир­ скими благами] в  своей [стране] ещё три дня», то есть три


z Рассказ о  Салихе  , пророке народа самуд y223


 

дня, не считая этого, однако они не поверили и  этому обеща-нию. Более того, встретившись вечером того же дня, они за-мыслили убить Салиха  .

 

Аллах Всевышний сказал:

 

Они сказали: «Поклянитесь друг другу Аллахом, что ночью мы непременно нападём на него и  его семью, а  потом скажем его близким родствен-никам, что мы не видели, [какубивали] его семью, и  что мы говорим правду» (27: 49).

То есть мы будем отрицать, что убили их, когда родственники Салиха  захотят отомстить за его убийство.

 

Аллах Всевышний также сказал:

 

Они замыслили хитрость, и  Мы замыслили хитрость,

[о  чём эти люди] не ведали.

 

Посмотри же, [к чему привела]

их хитрость  — поистине, Мы уничтожили и  их, и  весь их народ!

 

Вот дома их, [которые были]

разрушены за то, что они поступали­ несправедливо.


z224 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

Поистине, в  этом  — знаме-ние для людей, обладающих знанием.

И  спасли Мы тех, которые уверовали и  были богобояз-ненными (27: 50–53).

Здесь имеется в  виду, что Аллах Всевышний обрушил камни на людей, которые хотели убить Салиха  , и  погубил их ещё до того, как погибли их соплеменники.

 

В четверг, который был первым из трёх обещанных самудя-нам дней отсрочки, они, как и  предостерегал их Салих  , вста-ли утром с  пожелтевшими лицами, вечером же все они возопи-ли: «Поистине, прошёл один день из отпущенного срока! » На следующий день, в  пятницу, они встали утром с  покрасневшими лицами, а  вечером возопили: «Поистине, прошло два дня из от-пущенного срока! » На третий день, в  субботу, они встали утром с  почерневшими лицами, а  вечером возопили: «Поистине, истёк отпущенный срок! » Проснувшись же утром в  воскресенье, са-мудяне умастились благовониями, приготовились, сели и  стали ждать грядущего возмездия, не ведая, что с  ними сделают и  от-куда их постигнет наказание. А  когда взошло солнце, они услы-шали раздавшийся сверху ужасный вопль, и  в  то же время под ними сильно затряслась земля, после чего их души расстались с  телами, голоса смолкли, «и пали они [бездыханными] в  своих жилищах» (11: 67). Как указывали толкователи Корана, никтоиз них не остался в  живых. Аллах Всевышний сказал: «…будто и  не жили в  них» (11: 68), то есть будто и  не жили в  них в  пол-ном достатке и  богатстве. Аллах Всевышний также сказал: «По-

 

истине, самудяне не уверовали в  своего Господа, и  да сгинут самудяне! » (11: 68), и  это значит, что Он проклял их.


z Рассказ о  Салихе  , пророке народа самуд y225


 

Сообщение об Абу Ригале

 

Сообщается, что Джабир  сказал:

 

Проходя через Хиджр, Посланник Аллаха  сказал: «Не просите явить вам знамения, [ибо] соплеменники Салиха уже просили [об этом], и  [верблюдица] прихо-дила этим ущельем, а  уходила этим, но они ослушались своего Господа и  подрезали ей поджилки. [Эта верблю-дица через] день пила их воду, а  [самудяне в  каждый такой] день пили её молоко. Однако они подрезали ей поджилки, [за что] их поразил [ужасный] вопль, кото-рым Аллах погубил [всех самудян, живших] под этим небосводом, за исключением одного человека, находив-шегося в  хараме1 Аллаха». [Люди] спросили: «[Како-го человека], о  Посланник Аллаха? » [В ответ им Про-рок  ] сказал: «[Им был] Абу Ригаль, но, когда он покинул эту землю, его постигло то же, что и  [весь] его

 

народ» [Ахмад, т.  3, с.  295, №  555 и др. Достоверный хадис].

 

Передают со слов Исма‘ила ибн Умайи, что, пройдя мимо мо-гилы Абу Ригаля, Пророк  спросил:

 

«Знаете ли вы, кто [здесь лежит]? » Люди сказали: «Аллах и  Посланник Его знают об этом лучше». Тогда [Пророк  ] сказал: «Это  — могила Абу Ригаля, чело-века из числа самудян, находившегося в  хараме Аллаха, что и  спасло его от наказания Аллаха. Когда же он поки-нул [харам], его постигло то же, что постигло его народ.


 

 

1 Х а р а м — священная территория, на которой запрещается не только убивать всё живое, но и вырубать деревья.


z226 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

Он был погребён здесь, и  [в его могилу] положили золо-тую ветвь». [Услышав эти слова], люди спешились, вы-хватили свои мечи и  стали искать её, [раскапывая могилу, и  через некоторое время] извлекли эту ветвь [оттуда]».

 

‘Абд-ар-Раззак передал со слов Ма‘мара, что аз-Зухри ска-зал: «Абу Ригаль  — это Абу Сакиф». Хадис, переданный этим путём, относится к  категории мурсаль*. Другая версия этого ха-диса относится к  категории муттасыль**. В  своём «Жизнеопи-сании Пророка» Мухаммад ибн Исхак приводит слова Исма‘ила ибн Умайи, который передал, что Буджайр ибн Абу Буджайр ска-зал, что он слышал, как ‘Абдуллах ибн ‘Амр сказал:

 

Когда мы проехали мимо какой-то могилы на пути в  Таиф, куда мы отправились вместе с  Посланником Аллаха  , я  услышал, как он сказал: «Поистине, это  — могила Абу Ригаля, [которого называли также] Абу Сакиф. Он был самудянином и  находился в  этом хараме. Когда же [Абу Ригаль] покинул [харам], на этом месте его постигло­ такое же возмездие, как [и других людей] его народа, после че-го он был погребён здесь. Указанием на это является золо-тая ветвь, и  если вы разроете его [могилу], то найдёте [эту ветвь] рядом с  ним». После этого люди поспешили [раз-рыть могилу] и  извлекли оттуда эту ветвь.

 

Наш шейх Абу аль-Хаджжадж аль-Миззи1  сказал, что этот хадис является хорошим. Я же замечу, что достоверность этого хадиса подтверждают хадисы, которые были приведены нами выше, а  Аллах знает об этом лучше.


 

 

1 А б у а л ь - Х а д ж ж а д ж Ю с у ф и б н а з - З а к и а л ь - М и з з и (ум. в  742  г.  х.) — шейх и тесть Ибн Касира.


z Рассказ о  Салихе  , пророке народа самуд y227


 

Салих  покидает страну, на  которую  обрушилась  кара

 

Аллах Всевышний сказал:

 

[Салих же] отвернулся от них

и  сказал: «О народ мой! Я  довёл до вашего сведения послание моего Господа и  да-вал вам добрые наставления, но вы не любите тех, кто [вас] наставляет» (7: 79).

 

В этом аяте­ приводятся слова Салиха  , с  которыми он обра-тился к  своим соплеменникам после их уничтожения. Он поки-нул то место, где они жили, говоря: «О народ мой! Я довёл до

 

вашего сведения послание моего Господа и  давал вам доб-рые наставления», то есть я делал всё, что мог, стараясь вы-вести вас на путь истинный, и  стремился добиться этого сло-вом и  делом. Салих также сказал: «…но вы не любите тех, кто [вас] наставляет». Это значит: вы по самой своей приро-де были невосприимчивы к  истине и  не желали знать её, за что и  подверглись мучительному наказанию, которое будет продол-жаться вечно; теперь я ничего не могу ни сделать для вас, ни отвратить это наказание; я выполнил все возложенные на ме-ня обязанности, ибо довёл до вашего сведения послание свыше и  давал вам наставления, но Аллах делает, что пожелает.

 

Известно, что через три дня после битвы при Бадре* Про-рок  также обратился к  своим поверженным противникам, тела которых были сброшены в  высохший колодец. Он подъ-ехал к  этому колодцу верхом на своей верблюдице и  велел лю-дям двигаться в  путь в  конце ночи, а  потом сказал:


z228 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

О лежащие в  колодце, [убедились] ли вы, что обещание, которое дал вам Господь ваш,   — истина? Я же, поисти-не, [убедился], что обещание1, которое дал мне Господь

мой,   — истина! [Бухари, №  3976; Муслим, №  2874].

 

Упоминание о  том, как во время похода на Табук Пророк  пересёк вади Хиджр, где  жили  самудяне

 

Сообщается, что Ибн ‘Умар сказал:

 

Во время похода на Табук Пророк  вместе с  людьми остановился в  Хиджре близ [развалин] домов, [в  кото-рых жили] самудяне. Там люди набрали воды из колод-цев, которыми пользовались самудяне, замесили тес-то и  поставили [на огонь] котлы, но потом, [повинуясь] велению Посланника Аллаха  , вылили [содержимое] котлов [на землю] и  скормили тесто верблюдам. Пос-ле этого [Пророк  ] покинул [это место] вместе с  ни-ми и  остановился у  того колодца, из которого пила вер-блюдица. [Пророк  ] запретил [мусульманам] входить [в  жилища] людей, которые подверглись мучениям, ска-зав: «Поистине, я  боюсь, что вас постигнет нечто по-добное тому, что постигло их, а  поэтому не входите в  их [жилища2]! » [Ахмад, т.  2, с.  9; Муслим, №  2980].

 

Ибн ‘Умар передал также, что, находясь в  Хиджре, Послан-ник Аллаха  сказал: «Входите в  [жилища] этих [людей],

1 Здесь имеется в виду победа над многобожниками, которую Аллах обещал Пророку  .

 

2 Возможно также, что имеется в виду посещение могил самудян.


z Рассказ о  Салихе  , пророке народа самуд y229


 

подвергающихся мукам, не иначе как плача, а  если вы не бу-дете плакать, то не входите к  ним, чтобы не постигло вас то же, что постигло  их! »­

 

В некоторых версиях этого хадиса сообщается, что, проез-жая мимо жилищ самудян, [Пророк  ] прикрыл голову, начал подгонять свою верблюдицу и  запретил [людям] входить в  жили-ща [самудян], иначе как плача. В одной из версий этого хадиса со-общается, что [Пророк  также] сказал: «…а если вы не може-те плакать, то хотя бы делайте вид, что плачете из страха перед тем, что вас постигнет­ то же, что постигло их».

 

Мухаммад ибн Абу Кабша аль-Анмари передал, что его отец  сказал:

 

Во время похода на Табук люди спешили к  тем, кто жил в  Хиджре, и  заходили [в их дома]. Когда это дошло до Посланника Аллаха  , он воззвал среди людей: «Об-щая молитва! » Подойдя к  Пророку  , я увидел, что он держит своего верблюда, говоря: «Не входите [в жили-ща] людей, на которых разгневался Аллах! » Один чело-век обратился к  нему: «О  Посланник Аллаха, мы дивим-ся им». [Тогда Пророк  ] сказал: «А не сообщить ли тебе о  том, что является ещё более удивительным? [Более уди-вительно то], что человек из числа вас самих сообщает вам о  том, что было до вас. Придерживайтесь же прямоты* и  [поступайте] правильно, ибо, поистине, Аллаху ничего не стоит подвергнуть вас мучениям, и  появятся такие лю-ди, которые никак не защитят себя [от наказания]» [Ах-

 

мад, т.  4, с.  231; Табарани, т.  22, с.  340, №  851].


z y


 

Рассказ об Ибрахиме 

 

 

Родиной Ибрахима, сына Тариха, была страна халдеев*, как называли Вавилон и  прилегающие к  нему территории. Сооб-щения, согласно которым Ибрахим  родился именно там, часто приводятся авторами жизнеописаний и  историками и  яв-ляются достоверными, каковыми их считает и  Ибн ‘Асакир1.

 

Через некоторое время после появления Ибрахима  на  свет его семья переселилась в  Ханаан и  поселилась в  Хар-ране, который в  те времена принадлежал халдеям, равно как Шам и  Аравия**. Халдеи поклонялись семи планетам.

 

Эту же религию исповедовали и  жители Дамаска, кото-рые обращались лицами к  Северному полюсу и  поклонялись семи планетам, что выражалось в  совершении определённых действий и  произнесении определённых слов. Вот почему ря-дом с  каждыми из семи городских ворот древнего Дамаска на-ходился храм одной из этих планет, в  честь которых жители уст­ раивали праздники и  которым приносили жертвы.

 

Жители Харрана также поклонялись небесным светилам и  идолам. В  то время неверными были все люди, за исключе-нием Ибрахима, его жены и  Лута, сына его брата, мир им. Од-нако посредством Ибрахима  Аллах устранил это зло, ибо Аллах Всевышний наделил Ибрахима благоразумием, когда

 

1 А б у а л ь - К а с и м ‘ А л и и б н а л ь - Х а с а н (1105–1176), известный как Ибн ‘Асакир ад-Димашки, — сирийский историк и хадисовед.


z Рассказ об Ибрахиме  y231


 

тот был ещё ребёнком, когда же Ибрахим  повзрослел, Ал-лах послал его к  людям и  сделал Своим любимцем.

 

Аллах Всевышний сказал: « [Раньше] Мы уже дарова-

 

ли Ибрахиму правильное руководство, и  Мы знали о  нём»

 

(21: 51), из чего следует, что Ибрахим  был достоин этого.

 

Аллах Всевышний также сказал:

 

И [Мы послали] Ибрахима,

и  он сказал своему народу: «Поклоняйтесь Аллаху и  бой-тесь Его  — это лучше для вас, если бы вы [только] знали!

Вы поклоняетесь идолам вместо Аллаха и  измышляете ложь, [но], поистине, те, кому покло-

 

няетесь вы вместо Аллаха, не могут даровать вам [никакого] удела. Ищите же удел [свой]

у  Аллаха, поклоняйтесь­ Ему и  благодарите Его, [ведь]

к  Нему будете вы возвращены! »

 

Если вы посчитаете ложью

[слова посланника1, то помните, что] и  до вас [люди других]

 

народов считали ложью 2,

1 Здесь имеется в виду то, что Пророк Мухаммад говорил курайшитам.

 

2 То есть считали ложью слова приходивших к ним пророков и были наказа-ны за это.


z232 Ибн Касир.  Рассказы о пророках

 

 

[что  же касается] посланника,

То возложена на него только

 

[обязанность] ясно передать [послание Аллаха].

Разве не видели они, как Аллах создаёт [новое] творение, а  по-


Поделиться:



Популярное:

  1. Без возвращения этого пламени на поверхность Земли у человечества не было бы возможности свободного выбора в пользу эволюции из его нынешнего состояния.
  2. В силу части 1 статьи 30 ГПК РФ и части 1 статьи 38 АПК РФ иски о правах на недвижимое имущество рассматриваются в суде по месту нахождения этого имущества (исключительная подсудность).
  3. В чем результат этого метода сосредоточения?
  4. Вы, посланцы Бога, вы, Его лучи, Его искры делаете это – ведь именно для этого вы пришли на Землю.
  5. Глава 2. Верный способ наживать врагов и как этого избежать
  6. Глава 3. Если вы не делаете этого, неприятности не за горой
  7. Для любого замкнутого контура алгебраическая сумма ЭДС равна алгебраической сумме падений напряжений на участках этого контура.
  8. е мешай другу читать тебе мораль, а вдруг у тебя от этого пробудится совесть.
  9. Единый механизм противостоящих друг другу идеологий, политиков и средств массовой информации, как инструмент концептуальной власти . Функции этого механизма в Библейской концепции управления
  10. Если же вы не делаете этого, а приемлете вещи такими, как кто-то преподнес их, — вы уже опустились до вторичного.
  11. Закон Гука: механическое напряжение в упруго деформированном теле прямо пропорционально относительной деформации этого тела.
  12. Затем Мы простили вас после этого, чтобы стали вы благодарить.


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.074 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь