Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Продолжение истории источника Замзам



 

Ибн Исхак сказал: «Рассказал мне Йазид ибн Абу Хабиб аль-Мисри со слов Марсада ибн Абдаллаха аз-Зани, который ссы-лается на Абдаллаха ибн Зуйара аль-Гафики, слушавшего Алия ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, рассказывающего историю источника Замзам, когда Абд аль-Мутталиб велел вы-рыть его. Али ибн Абу Талиб передал, что Абд аль-Мутталиб рассказывал: «Я спал в Хиджре3, и вот явился мне во сне дух и сказал: «Выкопай Тайбу! » Я спросил: «Но что такое Тайба? » Потом он ушел от меня. Когда настала следующая ночь, я вер-нулся на свое ложе и заснул на нем. Дух пришел ко мне и ска-зал: «Выкопай Барру! » Я спросил: «А что такое Барра? » Потом он удалился от меня. Когда настала следующая ночь, я вернулся на свое ложе и заснул на нем. Он пришел ко мне и сказал: «Вы-копай аль-Маднуну! » Я спросил: «А что такое аль-Муднуна? » Потом он удалился от меня. На следующую ночь я вернулся на свое ложе и заснул на нем. Он пришел снова и сказал: «Выко-пай Замзам! » Я спросил: «А что такое Замзам? » Он отвечал: «Не истощается и не вычерпывается никогда, утоляет жажду ве-ликих паломников, находится там, куда сваливают содержимое


 

3 Хиджр — место в мекканской мечети северо-западнее Каабы. — Примеч. пер.


Ибн Хишам

желудка и кишок закланных животных, где гнездятся вороны и кишат муравьи».

 

Когда ему было объяснено, что это такое, и указано место, он понял, что это действительно так. На следующий день Абд аль-Мутталиб взял свою мотыгу и вместе со своим сыном аль-Хари-сом ибн Абд аль-Мутталибом — тогда у него не было другого сына — отправился туда и стал там копать. Когда Абд аль-Мут-талибу показалась вода, он обрадовался, восхваляя Бога. Курай-шиты прознали, что Абд аль-Мутталиб достиг своего.

 

Они пришли к нему и сказали: «О Абд аль-Мутталиб! Это ко-лодец предка нашего — Исмаила! У нас есть на него право. Поз-воль нам вместе с тобой иметь право на этот колодец». Он отве-тил: «Я этого не сделаю. Это дело было мне поручено без вашего участия. Я был выбран из вашей среды». Они ему сказали: «Пос-тупи справедливо с нами! Мы тебя не оставим в покое и будем вес-ти с тобой тяжбу из-за этого колодца». Он сказал: «Выберите ко-го-нибудь по вашему желанию, чтобы рассудил нас, и я подчинюсь его решению». Они сказали: «Жрицу Бану Саада Хузейма». Он сказал: «Хорошо». Далее рассказывает: «Она была недалеко от Сирии. Абд аль-Мутталиб и вместе с ним люди из рода его отца из Бану Абд Манаф сели верхом и отправились туда. Туда же от-правились люди из всего рода курайшитов». Далее Абу Талиб рас-сказывал: «Земля тогда была пустынной. Они дошли до пустын-ных земель между Хиджазом и Сирией. Кончилась вода у Абд аль-Мутталиба и его спутников. Они испытывали жажду и были убеждены, что погибнут. Попросили воды у находившихся вмес-те с ними курайшитов.

 

Эти им отказали. Когда Абд аль-Мутталиб увидел, что стало с людьми и что угрожает ему и его спутникам сказал: «Что будем делать? » Они сказали: «Мы поддерживаем твое мнение. Посту-пай, как хочешь! » Он сказал: «Я считаю, что каждый из вас дол-жен копать себе яму по мере оставшихся сил. Как только умрет кто-нибудь, его спутники опустят тело во выкопанную им яму, потом


СИРА
   

 

похоронят его, пока не останется последний из вас». Они сказали: «Правильно то, что ты приказал». И каждый из них выкопал для себя яму, потом они сели и стали ждать своей смерти от жажды.

Потом Абд аль-Мутталиб сказал своим спутникам: «Клянусь Аллахом, мы сами себя обрекаем на смерть: не идем по земле и не ищем себе облегчения. Может, Аллах напоит нас в другой стра-не. Так давайте поедем! » Они двинулись и удалились от курайши-тов, которые наблюдали за тем, что они делают. Абд аль-Мутта-либ вышел вперед и сел на свою верховую верблюдицу.

 

Когда верблюдица вскочила с ним, из-под ее копыт забил ис-точник пресной воды. Абд аль-Мутталиб, обрадовавшись, кри-чал: «Аллах велик! » Так кричали и его спутники. Потом он сошел с верблюдицы, попил воды, его спутники тоже напились.

 

Они сами напились и наполнили свои бурдюки водой. Потом Абд аль-Мутталиб обратился к курайшитам и сказал: «Идите к во-де! Аллах нас напоил. Пейте и наполняйте свою бурдюки водой! » Они пришли, попили и наполнили свои бурдюки водой. Потом сказали: «Клянемся Аллахом, дело решено в твою пользу, о Абд аль-Мутталиб! Мы никогда не станем оспаривать твое право на источник Замзам. Тот, кто дал тебе воду в этой пустыне, дал тебе воду и Замзам. Возвращайся к своему источнику! » Они не дошли до жрицы и перестали оспаривать его право на колодец Замзам. Я слышал одного человека, который передавал слова Абд аль-Мутталиба. Когда Абд аль-Мутталиб решил выкопать колодец

 

Замзам, ему было сказано:

 

«Потом позови к воде, обильной, не мутной, Утоляющей жажду паломников храма Аллаха. Пока этот источник есть, Ничто не боится ее, ничто живое».


 

Когда это было сказано Абд аль-Мутталибу, он пошел к ку-райшитам и сказал: «Знайте! Мне было велено выкопать для вас Замзам». Они сказали: «Тебе было указано, где это? » Он отве-


Ибн Хишам

тил: «Нет». Они сказали: «Возвращайся к своему ложу, где ты видел сон. Если это от Бога, то он укажет тебе. Если это от дья-вола, то он к тебе больше не придет». Абд аль-Мутталиб вернул-ся тогда на свое ложе и заснул на нем. Явился к нему дух и ска-зал: «Выкопай Замзам! Если ты выкопаешь его, то не раскаешься в нем. Это наследие твоего самого великого предка, он никогда не истощается и не вычерпывается, утоляет жажду великих палом-ников, как великая милость, не делится; в нем дают обет благоде-телю, он будет наследством и прочным договором — не так, как некоторые вещи, которые ты уже знаешь. Он находится под от-бросами и кровью».

 

Утверждают, что когда это ему было сказано, он спросил: «А где это? » Ему было сказано: «Где кишат муравьи, где завтра бу-дет клевать ворона». И Аллах знает, что из этого было.

 

Утром следующего дня отправился Абд аль-Мутталиб вместе со своим тогда единственным сыном аль-Харисом и нашел то мес-то, где был муравейник и ворона клевала землю. Это было меж-ду идолами Исафа и Наилы, возле которых курайшиты соверша-ли обряд жертвоприношения. Он пришел с киркой и приготовился копать там, где ему было велено. Когда курайшиты увидели, с ка-ким усердием он копает, то пришли к нему и сказали: «Ей-богу, мы не позволим тебе копать между нашими идолами, возле которых мы закалываем жертвенных животных». Абд аль-Мутталиб ска-зал своему сыну аль-Харису: «Защищай меня, чтобы я смог ко-пать. Ей-богу, я продолжу делать то, что мне велено! » Когда они увидели, что он не уходит, то не стали ему мешать копать и оста-вили его в покое.

 

Недолго копал Абд аль-Мутталиб, и показалась ему вода. Он воскликнул: «Аллах велик! » и понял, что ему сказана правда. По-том Абд аль-Мутталиб устроил колодец Замзам для нужд палом-ников. Теперь колодец Замзам стал лучшим источником воды для паломников. Люди шли к нему, поскольку источник Замзам на-ходился внутри священной мечети, а также поскольку он имел хо-


СИРА
   

 

рошие качества воды, потому что это был колодец Исмаила ибн Ибрахима. Этим колодцем род Абд Манафа возвысился над все-ми курайшитами и над другими арабами.

 

Как утверждают, а там Аллах его знает, какой он дал обет, ес-ли бы у Абд аль-Мутталиба ибн Хишама, когда встретил такое отношение со стороны курайшитов при копании колодца Замзам, было десять сыновей, достигших зрелости, чтобы защитить его, то он непременно зарезал был одного из них при Каабе в качест-ве жертвы Аллаху. Когда постепенно увеличилось количество его сыновей и достигло десяти и когда он понял, что они в состоянии защитить его, он собрал их всех вместе и сообщил им о данном им обете. Он призвал их уплатить этот долг Аллаху.

 

Они повиновались ему и спросили: «А как это сделать? » Он ответил: «Пусть каждый из вас возьмет гадательную стрелу и на-пишет на ней свое имя. Потом принесете ее мне». Они так и сде-лали и принесли их ему. Он вошел вместе с ними к Хубалу в хра-ме Каабы. Абд аль-Мутталиб сказал гадальщику: «Погадай этим моим сыновьям на их стрелах». И рассказал ему про своей обет.

 

Каждый сын отдал ему свою стрелу, на которой было написа-но его имя. Абдаллах ибн Абд аль-Мутталиб был самым млад-шим сыном. Он, аз-Зубейр и Абу Талиб были от Фатимы, доче-ри Амра. Как утверждают, Абдаллах был самым любимым сыном Абд аль-Мутталиба, и Абд аль-Мутталиб думал, что стрела про-махнется и пощадит его.

 

Когда гадальщик собрал стрелы, чтобы погадать на них, Абд аль-Мутталиб встал возле Хубала и обратился с молитвой к Ал-лаху. Потом гадальщик погадал, и вышла стрела Абдаллаха.

 

Абд аль-Мутталиб взял его за руку, взял нож и пошел к Исафу и Найле, чтобы зарезать его. Тогда курайшиты обратились к нему и сказали: «Что ты хочешь, Абд аль-Мутталиб? » Он ответил: «За-резать его». Курайшиты и сыновья его сказали ему: «Ради Бога, не режь его ни в коем случае, пока не попытаешься откупиться за него! Если ты сделаешь это, то и другие начнут закалывать своих


Ибн Хишам

сыновей. И кто же тогда останется? » Аль-Мугира ибн Абдаллах ибн Амр ибн Махзум ибн Йаказа, а Абдаллах был его племянни-ком по линии матери, сказал ему: «Ради Аллаха, не режь его ни в коем случае, пока не попытаешься откупиться за него. Если выкуп за него можно будет отдать нашим имуществом, то мы жертвуем им за него». Курайшиты и сыновья Абд аль-Мутталиба сказали: «Не делай этого! Иди с ним в аль-Хиджаз — там есть прорица-тельница, у которой есть дух, и спроси ее. Все зависит от тебя: ес-ли она скажет тебе заколоть его, — заколешь; если она предло-жит тебе выход из положения, — примешь его».

 

Они отправились в путь и пришли в аль-Медину. Утвержда-ют, что они нашли ее в Хайбаре. Сели на своих верховых живот-ных и приехали к ней. Спросили ее. Абд аль-Мутталиб рассказал ей свою историю, историю своего сына и о том, что он хотел сде-лать с ним, а также о данном им обете. Прорицательница сказала им: «Сегодня уезжайте от меня. Ко мне придет дух, и я спрошу его». Они уехали от нее. Когда вышли от нее, Абд аль-Мутталиб стал молиться Аллаху. На следующий день они вернулись к ней. Прорицательница сказала им: «Ко мне пришла весть. Сколько у вас дают выкуп за душу? » Сказали: «Десять верблюдов». Так и было. Сказала: «Возвращайтесь в свою страну, поставьте ваше-го спутника и десять верблюдов возле Каабы, потом погадайте на стрелах на него и на них. Если выйдет на него, увеличьте число верблюдов, пока ваш Бог не согласится. Если выйдет на верблю-дов, то закалывайте их за него. Это значит, что Господь ваш до-волен и мальчик ваш будет спасен».

 

Они уехали и вернулись в Мекку. Когда решились совершить это дело, Абд аль-Мутталиб обратился с молитвой к Аллаху, все-могущему и великому. Потом кинули жребий, и стрела указала на Абдаллаха. Добавили десять верблюдов, и число верблюдов ста-ло двадцать. Абд аль-Мутталиб обратился с мольбой к Аллаху, всемогущему и великому. Потом кинули жребий. Стрела указа-ла на Абдаллаха. Добавили еще десять верблюдов, и число верб-


СИРА
   

 

людов стало тридцать. Абд аль-Мутталиб стал молиться Аллаху. Потом кинули жребий. Стрела указала на Абдаллаха. Добавили еще десять верблюдов, и число верблюдов стало сорок. Абд аль-Мутталиб стал молиться Аллаху. Потом бросили жребий, и стрела указала на Абдаллаха. Добавили еще десять верблюдов, и число верблюдов стало пятьдесят. Абд аль-Мутталиб стал молиться Ал-лаху. Потом кинули жребий. Стрела указала на Абдаллаха. Доба-вили еще десять верблюдов, и число верблюдов стало шестьдесят. Абд аль-Мутталиб стал молить Аллаха. Потом кинули жребий. Стрела указала на Абдаллаха. Добавили еще десять верблюдов, и число верблюдов стало семьдесят.

 

Абд аль-Мутталиб стал молить Аллаха. Потом кинули жре-бий. Стрела указала на Абдаллаха. Добавили еще десять верблю-дов, и число верблюдов стало восемьдесят. Абд аль-Мутталиб стал молить Аллаха. Потом кинули жребий. Стрела указала на Абдал-лаха. Добавили еще десять верблюдов и число их достигло девя-носта. Абд аль-Мутталиб стал снова молить Аллаха. Потом ки-нули жребий. Стрела указала на Абдаллаха. Добавили еще десять верблюдов, и число верблюдов стало сто. Абд аль-Мутталиб стал молить Аллаха. Потом кинули жребий. Стрела указала на верб-людов. Курайшиты и присутствовавшие при этом люди сказали: «Все! Господь твой удовлетворился, о Абд аль-Мутталиб! »

 

Утверждают, что Абд аль-Мутталиб сказал: «Нет, клянусь Аллахом, пока не выйдет жребий три раза на верблюдов». Бро-сили жребий на Абдаллаха и на верблюдов. Абд аль-Мутталиб стал молить Аллаха. Стрела указала на верблюдов. Потом пов-торили еще раз. А Абд аль-Мутталиб продолжал молить Аллаха. Бросили стрелы, и стрела указала на верблюдов. Потом повто-рили в третий раз. А Абдаль-Мутталиб продолжал молить Ал-лаха. Кинули стрелы, и стрела указала на верблюдов. Верблюды были заколоты и оставлены. Никому не запрещали брать их мя-со и никого не отгоняли от них. Ибн Хишам добавил: «Разреши-ли брать и зверям».


Ибн Хишам

Ибн Исхак сказал: «Потом Абд аль-Мутталиб взял Абдалла-ха за руку и ушел. Как утверждают, они проходили мимо некоей женщины, стоящей возле Каабы. Эта женщина была из рода Ба-ну Асад ибн Абд аль-Узза, сестрой Вараки ибн Науфаль. Когда увидела лицо Абдаллаха, сказала ему: «Я тебе дам столько вер-блюдов, сколько было заколото вместо тебя. Женись на мне сей-час! » Он ответил: «Я со своим отцом и не могу идти против его воли и оставить его».

 

Абд аль-Мутталиб пошел дальше вместе с Абдаллахом, и при-шли они к Вахбу ибн Абу Манаф ибн Зухра, который был тогда главой рода Бану Зухра и самым знатным и почитаемым челове-ком. И женил Абд аль-Мутталиб Абдаллаха на его дочери Амине бинт Вахб, которая тогда была самой знатной и уважаемой женщи-ной в роде курайшитов. Она понесла от него Посланника Аллаха. Потом ушел от нее и пришел к той женщине, которая сделала ему предложение. Сказал ей: «Что с тобой? Ты сегодня не предлага-ешь мне то, что предлагала мне вчера? » Она ответила ему: «Тебя покинуло то сияние, которое исходило вчера от тебя. Сегодня нет у меня потребности в тебе». Она слышала от своего брата Вараки ибн Науфайла, который принял христианство и последовал Кни-гам, что есть пророк в этом народе.

 

Посланник Аллаха был средним в своем народе по проис-хождению, но самым почитаемым и уважаемым по линии отца и матери.

Утверждают, что люди рассказывали, а там один Аллах знает, о том, что Амина дочь Вахба, мать Посланника Аллаха, расска-зывала следующее: когда она понесла Посланника Аллаха, к ней явился во сне дух и сказал: «Ты беременна сейчас господином этой нации. Когда ты родишь его, скажи: «Поручаю его под покрови-тельство Всеединого, чтобы защищал его от злого умысла всех за-вистников. Потом назови его Мухаммадом».

 

Вскоре Абдаллах ибн Абд аль-Мутталиб, отец Посланника Аллаха, умер, а мать Посланника Аллаха была беременна им.


СИРА
   

 

Рождение Посланника Аллаха

 

Рассказал нам Абу Мухаммад Абд аль-Малик ибн Хишам, ко-торый говорил: «Нам рассказал Зияд ибн Абдаллах аль-Баккаи со слов Мухаммада ибн Исхака аль-Мутталиби, который сказал: «Рождение Посланника Аллаха — во вторник в двенадцатую ночь месяца рабиа аль-аввал года слона»4.

 

Ибн Исхак рассказывает: «Когда родила его мать, она послала за его дедом Абд аль-Мутталибом, сообщая ему: «У тебя родил-ся внук, приходи и посмотри на него! » Он пришел и посмотрел на него. Она рассказала ему о своем видении, которое пришло к ней после того, как она забеременела, и о том, что было ей о нем ска-зано, как было велено назвать его. Утверждают, что Абд аль-Мут-талиб взял ребенка и вошел в Каабу вместе с ним. Он обратился к Аллаху с молитвой, благодаря Его за то, что Он дал ему. По-том он вернулся к Амине и отдал ей сына. Абд аль-Мутталиб стал искать для Посланника Аллаха кормилицу. Он нашел ему корми-лицу из рода Саада ибн Бакра, которую звали Халима дочь Абу Зуайба. Отцом семьи был аль-Харис ибн Абд аль-Узза; его мо-лочным братом был Абдаллах ибн аль-Харис, а молочными сес-трами были Унайса бинт аль-Харис и Хизама бинт аль-Харис по прозвищу аш-Шайма (то есть белолицая). Это прозвище замени-ло ей имя, и ее называли в своем народе только этим прозвищем. Упоминают, что аш-Шайма принимала участие в воспитании Му-хаммада, когда он находился у них.

Рассказал мне Джахм, вольноотпущенник аль-Хариса ибн Ха-тиба аль-Джумахи со слов Абдаллаха ибн Джафара ибн Абу Тали-ба или со слов других людей. Он сказал: «Халима бинт Абу Зуайб ас-Саадийа, кормилица Посланника Аллаха, вскормившая его сво-ей грудью, рассказывала, что она ушла из своей страны вместе с му-

4 По мнению ряда ученых, эта дата соответствует 20 или 22 апреля 571 года по григорианскому календарю. — Примеч. пер.


Ибн Хишам

жем, имея на руках грудного младенца, в числе женщин из рода Ба-ну Саад ибн Бакр, желавших взять детей на воспитание. Она далее рассказывала: «Это был год засушливый, и у нас ничего не оста-лось. Мы все ночи не могли спать, потому что наш ребенок плакал от голода, а у меня в грудях не было молока. У нашей старой верб-людицы тоже не было молока, чтобы накормить ребенка. Однако мы хотели спастись и облегчить свое положение. Я села на свою ос-лицу, и мы отправились в Мекку, чтобы взять грудного младенца на воспитание. Как только кому-нибудь из нас — женщин — предла-гали Посланника Аллаха, они отказывались, узнав, что он сирота. Так же было и со мной. Это потому, что мы хотели получить хоро-шее вознаграждение от отца младенца. Мы говорили: «Сирота?! А что же смогут дать его мать и дед? » Поэтому мы отказывались от него. Все приехавшие со мной женщины уже выбрали себе детей на воспитание. Осталась я одна. Когда мы уже собрались уехать, я сказала своему супругу: «Ей-богу, я не могу вернуться, когда все мои подружки взяли на воспитание грудного младенца. А возвра-щаюсь я без кого-либо. Клянусь Аллахом, я пойду к этому сироте и возьму его». Он сказал: «Нет возражений против этого. Авось, Аллах даст нам с ним благодать». Она рассказывает: «Я пошла к нему и взяла его. Я взяла его только потому, что не нашла другого. Далее рассказывает: я взяла его и вернулась вместе с ним. Когда я положила его на колени, на свое седло, мои груди наполнились мо-локом, и он пил молоко, пока не насытился. Вместе с ним пил и его брат, пока не насытился. Потом они оба заснули.

 

Мой муж подошел к нашей старой кобылице, а она была с полным выменем. Он подоил ее и выпил. Я тоже пила вместе с ним. Мы пили досыта. Ночь мы провели благополучно». Далее она рассказала: «Когда мы проснулись утром, мой муж говорит: «Знай, клянусь Аллахом, о Халима! Я взял благословенную ду-шу». Я сказала: «Клянусь Аллахом, я надеюсь, что так будет». Далее рассказала: «Потом мы вышли, я села на свою ослицу и по-садила его вместе с собой. И, клянусь Аллахом, я так быстро по-


СИРА
   

 

ехала, как могут только их ослы. Даже мои подруги стали гово-рить мне: «О дочь Абу Зуайба! Не скачи так быстро, подожди нас! Разве это не та ослица, на которой ты выехала? » Я отвеча-ла им: «Да. Ей-богу, это та же ослица». Они говорят: «Клянемся Аллахом, с ней что-то случилось». Далее Халима рассказывает: «Потом мы доехали до наших жилищ в земли Бану Саад. Я бо-лее такой бесплодной земли Аллаха не знаю. Мои овцы вечером возвращались, когда мы привезли его с собой, сытыми и полны-ми молока. Мы доили их и пили. Ни один человек не смог даже каплю молока надоить, не находя его в вымени. Оседлые люди из нашего народа говорили своим пастухам: «Горе вам! Пасите там, где пасет пастух дочери Абу Зуайба». Их овцы возвращались го-лодными и без капли молока, а мои овцы возвращались сытыми и полными молока. Мы продолжали получать от Аллаха прибавле-ния и добра, пока не исполнилось ему два года и пока я не отняла его от груди. Он взрослел так, что не был похож на других маль-чиков. Ему еще не исполнилось и двух лет, как он уже был похож на четырехлетнего мальчика».

 

Далее она рассказывает: «Мы его привезли к матери, хотя очень хотели, чтобы он оставался с нами еще, потому что мы ви-дели, какое благо он приносит нам. Мы обратились к его матери. Я сказала ей: «Может, ты оставишь сыночка у меня до возмужа-ния. Я боюсь, что он заболеет в Мекке». Далее рассказала: «И мы так продолжали уговаривать ее, пока она не согласилась, и мы вернулись вместе с ним.

 

Клянусь Аллахом, через несколько месяцев после возвраще-ния он пас наших ягнят вместе со своим молочным братом за на-шими домами. И вдруг прибежал его брат, весь взволнованный, и сказал мне и своему отцу: «На моего брата-курайшита напали двое мужчин в белых одеждах, положили его на землю, разреза-ли живот и начали теребить его». Мы вместе с мужем пошли к нему и нашли его стоящим с бледным лицом. Я его обняла, и об-нял его отец. Мы сказали ему: «Что с тобой, сыночек? » Он отве-


Ибн Хишам

тил: «Ко мне подошли двое мужчин в белых одеждах. Положи-ли меня на землю и разрезали мой живот. Она искали там что-то, а что я не знаю». Мы вернулись в свою палатку. Его отец сказал мне: «О Халима! Я боюсь, что с этим мальчиком что-то случи-лось. Так что верни его в свою семью поскорее, пока не будет яв-ным то, что с ним».

 

Халима рассказывает: «И мы повезли его и приехали к его ма-тери. Она спросила: «Почему ты привезла его, о кормилица! Ты ведь хотела, чтобы он оставался при тебе! » Я сказала: «Да, Аллах довел до зрелости моего сына, и я исполнила свою обязанность. Я боюсь, как бы с ним не случилось что-нибудь. Поэтому при-везла его тебе целым и невредимым». Она сказала: «Дело было не так. Поверь мне то, что случилось! » И заставила меня расска-зать ей. Она спросила: «Ты испугалась за него от дьявола? » Я от-ветила: «Да». Она сказала: «Нет, совсем нет! Нет у дьявола над ним власти! У моего сына что-то сверхъестественное». Я сказала: «Да». Она рассказала: «Когда я забеременела им, то увидела, что из меня вышел свет, который осветил мне дворцы Бусры на зем-ле Сирии. Потом я понесла его. Клянусь Аллахом, я никогда не видела более легкой ноши, чем он. Когда я родила его, случилось так, что он уперся рукой о землю и поднял голову к небу. Оставь его и уходи спокойно! »

 

Рассказал мне Саур ибн Йазид со слов некоторых ученых лю-дей, что несколько человек из числа сподвижников Посланника Ал-лаха сказали ему: «О Посланник Аллаха! Расскажи нам о себе! » Он сказал: «Хорошо. Я — призыв (мессия) Ибрахима и благостная весть брата моего Исы. Моя мать, когда забеременела мной, увиде-ла, что из нее вышел свет, который осветил ей дворцы Сирии. Я вос-питывался в племени Бану Саад ибн Бакр. Когда я вместе со своим братом пас ягнят за нашими домами, ко мне пришли двое мужчин в белых одеждах с тазом из золота, наполненным льдом. Они схва-тили меня и разрезали живот мой. Вытащили мое сердце и разреза-ли его. Вытащили из него черный сгусток крови и бросили. Потом


СИРА
   

 

они промыли сердце и живот мне этим льдом дочиста. Потом один из них сказал другому: «Взвесь его с десятью (человеками) из его нации! » И он взвесил меня с ними. Я перевесил их. Потом сказал: «Взвесь его с сотней (людей) из его нации! » Он взвесил меня с ни-ми. Я перевесил их. Потом сказал: «Взвесь его с тысячей из его на-ции! » Я перевесил их. Он сказал: «Оставь его! Клянусь Аллахом, если ты взвесишь его со всей его нацией, он перевесит ее».

 

Посланник Аллаха говорил: «Не было пророка, который бы не пас овец». Его спросили: «Ты тоже, о Посланник Аллаха? » Он отвечал: «И я тоже». Посланник Аллаха своим сподвижникам го-ворил: «Я самый красноречивый среди вас. Я курайшит и воспи-тывался в племени Бану Саад ибн Бакр».

 

Люди утверждают, а там один Аллах знает, что его мать из пле-мени Саад, приехав с ним в Мекку, потеряла его среди людей, когда направлялась с ним к его семье. Стала искать его и не нашла. При-шла к Абд аль-Мутталибу и сказала ему: «Я приехала с Мухам-мадом в эту ночь. Когда я была на северной окраине Мекки, он за-терялся. Клянусь Аллахом, я не знаю, где он». Абд аль-Мутталиб встал возле Каабы и стал молить Аллаха, чтобы вернул его. Утверж-дают, что нашел его Варака ибн Науфаль ибн Асад и другой человек из племени Курайш. Они привели его к Абд аль-Мутталибу и ска-зали: «Это твой внук. Мы нашли его на окраине Мекки». Абд аль-Мутталиб взял его и посадил на плечо. Стал ходить вокруг Каабы, моля Аллаха защитить его. Потом отослал его к матери Амине.

 

Мне рассказали знающие люди, что в числе причин, заставив-ших его мать из племени Бану Саад вернуть его матери, помимо того, что она рассказала его матери, было то, что несколько чело-век эфиопов-христиан увидели его с ней, когда она вернулась с ним после отнятия его от груди. Они посмотрели на него и спросили ее о нем. Вертели его, рассматривая. Потом сказали ей: «Мы возьмем этого мальчика и увезем его к нашему царю, в нашу страну. У это-го мальчика необычная судьба. Мы знаем его тайну». Тот, кто рас-сказывал мне, утверждал, что она едва ускользнула с ним от них.


Ибн Хишам

Рассказал мне Абдаллах ибн Абу Бакр ибн Мухаммад ибн Амр ибн Хазм, что мать Посланника Аллаха Амина умерла, ког-да Посланнику Аллаха было шесть лет, в местечке аль-Абва в пу-ти между Меккой и Мединой. Она поехала вместе с ним к его дя-дьям из племени Бану Адий ибн ан-Наджар, чтобы показать его им. Она умерла, возвращаясь с ним в Мекку.

 

Ибн Хишам сказал: «Мать Абд аль-Мутталиба ибн Хаши-ма — Сальма бинт Амр ан-Наджария. (Вот это и есть то родство, которое упоминает ибн Исхак у Бану ан-Наджар с Пророком.)

 

Посланник Аллаха оставался со своим дедом Абд аль-Мутта-либом ибн Хашим. Абд аль-Мутталибу делали ложе в тени Каа-бы. Его дети садились вокруг его места и ждали его выхода. Никто из детей не садился на его место из-за уважения к нему. Далее ибн Исхак рассказывает: «Посланник Аллаха, когда ему было четыре года, приходил и садился на его место. Старшие братья оттаскива-ли его от ложа. Когда Абд аль-Мутталиб видел такое действие с их стороны, говорил им: «Оставьте моего сынка! Ей-богу, у него, види-мо, будет великое дело». Потом сажал его вместе с собой на ложе и гладил его по спине. Он радовался всему, что делал Мухаммад.

 

Когда Посланник Аллаха достиг восьми лет, Абд аль-Мутта-либ ибн Хашим умер.

Когда умер Абд аль-Мутталиб ибн Хашим, вместо него смот-рителем колодца Замзам и распределителем его вод среди палом-ников стал аль-Аббас ибн Абд аль-Мутталиб. Тогда он был са-мым младшим из своих братьев по возрасту. Он оставался в этой должности до прихода ислама. Посланник Аллаха утвердил его в этой должности, чтобы он продолжал быть смотрителем колодца. Это право принадлежит роду аль-Аббаса до настоящего време-ни. Посланник Аллаха после Абд аль-Мутталиба жил со своим дядей Абу Талибом. Абд аль-Мутталиб, как утверждают, заве-щал Мухаммада его дяде Абу Талибу, потому что Абдаллах, отец Посланника Аллаха и Абу Талиб — братья по отцу и матери. Их мать — Фатима бинт Амр.


СИРА
   

 

История Бахири

 

Потом Абу Талиб отправился с караваном в Сирию по торговым делам. Когда он готовился к поездке и уже собрался ехать, к нему привязался Посланник Аллаха. Как утверждают, Абу Талиб про-явил к нему нежность и сказал: «Клянусь Аллахом, возьму я его с собой, и пусть он со мной не разлучается, и я его не покину никог-да». Или же рассказывает: «Он взял его с собой. Вот караван ос-тановился в Бусре на земле Сирии. Там жил в своей келье некий монах по имени Бахири. Он был ученым в делах христиан.

 

И вот они остановились в том году возле Бахиры. Раньше они часто проезжали мимо него. Монах с ними не разговаривал и не показывался им. Так было до этого года. Утверждают, что мо-нах увидел из своей кельи Посланника Аллаха, когда он подъехал вместе с караваном. Над Мухаммадом стояло облако и прикрыва-ло его своей тенью, выделяя его среди других людей.

 

Далее Ибн Исхак рассказывает: «Потом они подъехали и ос-тановились в тени дерева недалеко от монаха: он посмотрел на об-лако, а его тень упала на дерево, и склонились ветки дерева над Посланником Аллаха, укрывая его своей тенью. Когда увидел это Бахири, вышел из своей кельи. Потом он послал к ним человека со словами: «Я для вас приготовил пищу, о собрание курайшитов! Я хочу, чтобы вы все пришли — малый и старый, раб и свобод-ный». Один из них сказал ему: «Клянусь Аллахом, о Бахири! С тобой что-то случилось сегодня. Ты этого не делал для нас рань-ше, хотя мы много раз проезжали мимо тебя. А что с тобой про-изошло сегодня? » Бахири ему ответил: «Ты прав. Было так, как ты говоришь. Но вы — гости. Я захотел оказать вам гостепри-имство, приготовить для вас пищу, чтобы вы все съели ее». Они собрались у него, а Посланник Аллаха отсутствовал среди своих сородичей, поскольку был мал еще и остался среди седел под де-ревом. Когда Бахири посмотрел на людей и не увидел той особен-ности, которую узнал и обнаружил у Мухаммада, сказал: «О соб-


Ибн Хишам

рание курайшитов! Никто из вас не должен отсутствовать за моей трапезой». Они сказали ему: «О Бахири! Никто из нас не отсутс-твует из тех, кто должен прийти к тебе, кроме мальчика, самого маленького среди нас по возрасту. Он остался среди седел». Ба-хири сказал: «Не делайте так! Позовите его, пусть присутствует за этой трапезой вместе с вами».

 

Один из курайшитов вместе с другими людьми воскликнул: «Клянусь аль-Латом и аль-Уззой, какая низость с нашей сторо-ны отставить сына Абдаллаха ибн Абд аль-Мутталиба от трапе-зы». Потом он пошел к нему, обнял его, привел и посадил вмес-те с людьми. Когда Бахири увидел его, стал очень внимательно рассматривать, ища те особенности и признаки, которые, как он знал, должны быть на нем. Когда люди закончили трапезу и разо-шлись, Бахири подошел к нему и сказал: «О мальчик! Ради аль-Лата и аль-Уззы ответь мне на то, о чем я тебя спрошу». Бахири обратился к нему с такими словами, ибо слышал, как люди, при-шедшие вместе с Мухаммадом, клянутся этими двумя именами. Утверждают, что Посланник Аллаха сказал: «Не спрашивай ме-ня ради аль-Лата и аль-Уззы ни о чем. Клянусь Аллахом, я ниче-го другого ненавижу больше их двоих». Бахири сказал: «Так, ради Бога, ответь мне на то, о чем я тебя спрошу! » Мухаммад ему от-ветил: «Спрашивай меня о чем угодно». И начал Бахири спраши-вать его о вещах, касающихся его состояния: о его сне, внешнос-ти, делах. Посланник Аллаха стал отвечать ему. И это совпадало с тем, что знал Бахири о его особенностях. Потом он рассмотрел его спину и увидел печать пророчества между его плечами на том месте, на котором она должна была быть по его сведениям. (Ибн Хишам сказал: и была она как след ножика, посредством которо-го пускают кровь.)

 

Когда закончил, подошел к его дяде Абу Талибу и сказал ему: «Кем приходится этот мальчик тебе? » Ответил: «Мой сын». Ба-хири сказал ему: «Он не твой сын. У этого мальчика не должен быть отец живым». Сказал: «Он сын моего брата». Сказал: «Ты


СИРА
   

 

сказал правду. Возвращайся с сыном твоего брата в его страну. Береги его от иудеев. Ей-богу, если увидят его и узнают от не-го то, что я узнал, то непременно будут стремиться нанести ему зло. Поистине, у сына твоего брата великое дело. Торопись с ним в его страну! »

 

Дядя Мухаммада Абу Талиб поспешил уехать с ним и привез его в Мекку, когда закончил свои торговые дела в Сирии. Послан-ник Аллаха становился юношей, а Аллах Всевышний охранял его, защищал и оберегал от гнусностей язычества, желая передать ему свою милость и поручить ему высшую миссию. Когда он достиг зрелости, был самым лучшим и самым мужественным человеком в своем народе, самым нравственным, самым достойным, самым лучшим соседом, самым кротким, самым правдивым, самым вер-ным и самым далеким от распутства и дурных нравов, которые ос-кверняют мужчин. Его называли не иначе как «аль-Амин — вер-ный», поскольку Аллах собрал в нем все благородные качества.

 

Как мне говорили, Посланник Аллаха рассказывал о том, как Аллах опекал его в детстве, а также о своем невежестве. Пророк рассказывал: «Я вижу себя среди мальчишек из племени курай-шитов. Мы таскаем камни такие, какими играют мальчики. Все мы были голые, ибо в набедренных повязках таскали камни. Я бе-гал вместе с ними в таком виде туда-сюда. И вдруг кто-то невиди-мый очень больно ударил меня кулаком в спину и приказал: «За-вяжи на себе набедренную повязку! » Я взял и завязал ее и стал носить камни на спине, а повязка была на мне в отличие от моих сверстников».

 

 

Война аль-Фиджар


 

Ибн Хишам рассказал: «Когда Посланник Аллаха достиг 14 или 15 лет, вспыхнула нечестивая война между курайшитами и их со-юзником — племенем Кинана, с одной стороны, и племенем Кайс


Ибн Хишам

Айлан — с другой. Причиной возникновения войны было то, что Урва ар-Раххаль взял под свою защиту караван верблюдов, везу-щих шелк и мускус и принадлежащих ан-Нугману ибн аль-Мун-зиру. Тогда к нему обратился аль-Баррад ибн Кайс, один из лю-дей племени Бану Кинана: «Ты защищаешь его от кинанейцев? » Ответил: «Да. И ото всех». Караван возглавлял Урва ар-Раххаль. За ним подкрадывался аль-Баррад, ожидая застигнуть его врасп-лох. Когда караван дошел до местечка Тайман Зи Галляль в райо-не аль-Алия, Урва ослабил свое внимание.

 

Тогда на него напал аль-Баррад и убил его. А это было в за-претном (священном) месяце. Поэтому назвали это аль-Фид-жар — то есть нарушение запрета».

 

Пришел какой-то человек к курайшитам и сказал: «Аль-Бар-рад убил Урву». А у них был священный месяц, и были они на яр-марке в Указе. Курайшиты уехали. А люди племени Хавазин не знали об этом. Потом эта весть дошла до них, и они погнались за ними. Настигли их до того, как они вошли в Мекку. Стали драть-ся, пока не наступила ночь. Вошли в Мекку.

 

Люди племени хавазин отстали от них. Потом, после этого дня, происходили стычки между ними в течение многих дней. Люди со-бирались вокруг каждого предводителя из племени курайшитов и кинанейцев, а также вокруг каждого предводителя племени Кайс. Посланник Аллаха стал свидетелем этого сражения в течение не-скольких дней. Его взяли с собой дядья. Посланник Аллаха гово-рил: «Я отражал стрелы щитом, защищая своих дядьев».

 

Ибн Исхак сказал: «Когда разразилась война аль-Фиджар — нечестивая война, Посланнику Аллаха было 20 лет. Эту войну на-звали так потому, что эти два племени, Кинана и Кайс Айлан, на-рушили, начав войну, законы священного месяца. Предводителем курайшитов и племени Кинана был Харба ибн Умайма ибн Абд Шамс. В начале дня победа была на стороне племени Кайс над племенем кинана. Когда наступила середина дня, победа была на стороне племени Кинана над племенем Кайс».


СИРА
   

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Альтернативные истории развития КМ
  2. Билет №1 Предмет, методология, периодизация истории государства и права зарубежных стран
  3. Будет ли протекать в цепи ток, если вместо источника ЭДС включить заряженный конденсатор?
  4. Бунташный век» (17 век) в истории российского государства: политический и социально – экономический аспект.
  5. Василий Степанович Сопиков – значение в истории отечественного книжного дела.
  6. Введение в упражнения по стиранию личной истории
  7. Вернёмся к общей истории грехопадения.
  8. Верно замечено, что «Обладание зависит от использования». Как лучше объяснить это, демонстрируя, что это единственный способ при необходимости достигнуть «источника силы, обладания и т. д.»?
  9. Вехи истории: от язычества к православию
  10. Вопрос 17. Режимы работы источника напряжения. Определение потенциалов точек цепи и их расчёт. Построение потенциальной диаграммы.
  11. ВОПРОС № 1: Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки.
  12. Вторая мировая война (1939-1945 гг.): происхождение, основные проблемы истории, последствия


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.093 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь