Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ансары выражают недовольство



 

Передал мне Асим ибн Омар ибн Катада со слов Абу Саида аль-Худри, который говорил: «Когда Посланник Аллаха дал такие по-дарки курайшитам и арабским племенам (кочевникам) и ничего не дал ансарам из той добычи, ансары разгневались, среди них нача-лись пересуды. Кто-то из них пустил слух, что Пророк решил вы-делить своих родственников. К Пророку пришел Саад ибн Убада и сказал: «О Посланник Аллаха! Ансары на тебя рассердились из-за того, как ты поступил с добычей этой: разделил ее среди своих сородичей, раздал большие подарки кочевым племенам, а ансарам из нее ничего не дал». Пророк спросил: «А ты какого мнения обо всем этом? » Ответил: «О Посланник Аллаха! Я ведь принадле-жу к своему народу». Пророк велел ему собрать ансаров в опре-деленном месте. Саад ушел и собрал ансаров в том месте.

 

Когда пришли туда же мухаджиры, он их пустил и они вошли; а когда приходили другие – он их не пустил. Когда все собрались, Саад пришел к Пророку и сообщил об этом. Пророк пришел к ан-


Ибн Хишам

сарам, славословил Аллаха, произнес традиционные фразы восхва-ления, потом обратился к ним со словами: «Ансары! Что за раз-говоры слышу я от вас? Вы питаете ко мне злобу в душах своих? Разве я не пришел к вам, когда вы были заблудшими, и не наста-вил вас Аллах на путь правильный? Разве вы не были бедны, и Аллах сделал вас богатыми! Вы враждовали между собой, а Ал-лах связал ваши сердца любовью». Они сказали: «Да. Аллах и его Посланник — милостивые и лучшие». Потом Пророк восклик-нул: «Почему не отвечаете мне, ансары? » Они сказали: «Как же нам ответить тебе, о Посланник Аллаха? Милость и благородс-тво — это удел Аллаха и Его посланника! » Пророк продолжал: «Если бы вы захотели, то сказали бы и были правы: ты пришел к нам, когда тебе никто не верил, а мы поверили тебе; ты был всеми покинут — мы помогли тебе; ты был изгнан — мы приняли тебя к себе; ты был нищим — мы дали тебе все необходимое!

 

Вы разгневались, о ансары, из-за благ мирской жизни, с по-мощью которых я завоевал расположение людей, чтобы они при-няли ислам! А на вас я полагался, как на людей, уже принявших ислам. Разве вы не согласны, о ансары, чтобы эти люди увели вместе с собой овец и верблюдов, а вы вернетесь к своим седлам вместе с Посланником Аллаха? Клянусь тем, в чьих руках душа Мухаммада, не будь я переселенцем, я был бы одним из ансаров! Если все люди пойдут одним путем, а ансары — другим, я пойду вместе с ансарами! О Боже! Пошли свою милость ансарам и их детям! » Люди заплакали так, что их бороды стали мокрыми. Они сказали: «Мы довольны своей долей и уделом! » Потом Пророк ушел, и люди разошлись.

 

 

Малое паломничество Пророка


 

Потом Посланник Аллаха отправился из аль-Джуарана в Мекку для совершения умры — малого паломничества. Он велел остав-


СИРА
   

 

шуюся добычу собрать и хранить в укромном местечке Маджан-на в районе Марр аз-Захран. Закончив паломничество, Пророк отправился в Медину. Своим наместником в Мекке он оставил Аттаба ибн Усайда и вместе с ним Муаза ибн Джабала — учить людей обрядам религии и Корану. За Пророком повезли и остат-ки добычи.

 

Ибн Хишам передал: «До меня дошли слова Зайда ибн Асла-ма, который рассказал следующее: назначая Аттаба ибн Усайда на-местником в Мекке, Пророк определил ему жалованье в размере одного дирхама в день. Аттаб, выступая перед людьми, объявил, что ему этого достаточно».

 

Ибн Исхак говорил, что умра Посланника Аллаха состоялась в месяце зу аль-каада и в Медину он вернулся в конце того же ме-сяца или в начале месяца зу аль-хиджжа.

(Ибн Хишам заметил, что Пророк приехал в Медину за шесть дней до конца месяца зу аль-каада, как говорил Абу Амр аль-Ма-дани.)

Люди совершили хадж в том году так же, как совершали его арабы и раньше. Паломников-мусульман возглавил в том году Ат-таб ибн Усайд. А было это в восьмом году хиджры. Жители ат-Та-ифа продолжали пребывать в язычестве, укрывшись в своем го-роде, в период с месяца зу аль-каада, когда уехал Пророк, и до месяца рамадан в девятом году хиджры.

 

 

Дело Кааба ибн Зухайра

 

Когда Посланник Аллаха вернулся из своей поездки в ат-Таиф, Буджайр ибн Зухайр ибн Абу Сальма написал письмо своему бра-ту Каабу ибн Зухайру, сообщая ему, что Посланник Аллаха каз-нил в Мекке тех людей, которые его высмеивали и обижали и что оставшиеся в живых поэты курайшитов Ибн аз-Забара и Хубайра ибн Абу Вахб убежали куда глаза глядят. «Если ты хочешь остать-


Ибн Хишам

ся в живых, то поспеши к Посланнику Аллаха, ибо он не убивает того, кто приходит к нему с раскаянием. Если того не сделаешь, то ищи себе спасения на земле».

 

Кааб ибн Зухайр сочинил было следующие стихи:

 

Сообщите от меня Буджайру: «Оставь это, послушай меня! Если ты этого не сделаешь, То объясни мне почему? Ведь этому не учил нас отец. Если ты меня не послушаешь, То мне тебя не жалко!

Я не скажу тебе, когда упадешь: Поднимись, поднимись!

 

Напоил тебя «Правдивый» чашой, А ты все осушал чашу за чашой.

 

Ибн Хишам сказал: «Некоторые знатоки поэзии и хадисов мне декламировали эти стихи в таком варианте:

 

Кто передаст от меня Буджайру слова:

 

«Откажись от слов, которые ты говорил в местечке Хиф! Ты пил вместе с правдивым полную чашу,

 

И напоил он тебя неоднократно. Ты отошел от истинного пути

 

И последовал за ним.

Кто тебя на это надоумил?

 

Ты совершил то, что не совершали Ни мать, ни отец и ни брат.

 

А если ты не облагоразумишься наконец, То тебя мне совсем не жалко.

 

Я не скажу тебе, упадшему: Поднимись, поднимись!


 

И послал он эти стихи Буджайру. Когда послание дошло до Буджайра, он не захотел скрыть это от Посланника Алла-ха и прочитал стихи ему. Пророк, услышав слова «Напоил тебя


СИРА
   

 

«Правдивый», сказал: «Здесь он сказал правду, хотя он и лжец. Я действительно правдивый». Когда услышал слова «Не совер-шали ни мать, ни отец», произнес: «Да, конечно, отец и мать та-кого не совершали». После этого Буджайр сочинил стихи, обра-щаясь к своему брату:

 

Кто сообщит от меня Каабу:

 

Не примешь ли ты то, чего осуждаешь И не справедливо? А ведь это самое лучшее.

 

Обратись к Аллаху одному, а не к аль-Уззе и аль-Лату! Тогда ты спасешься и уцелеешь В тот день, когда избавление от мук придет

 

только тем, у кого честная душа и принял ислам.

Я отказываюсь от веры нашего отца Зухайра

и деда Абу Сульма.

 

Ибн Исхак сказал: «Когда письмо Буджайра дошло до Ка-аба, положение его стало безвыходным, он стал бояться за свою жизнь. Люди стали говорить о нем, уже как о приговоренном к смерти. Не находя никакого выхода из создавшегося положения, Кааб произнес стихи, в которых прославлял Посланника Алла-ха, упоминал о своем страхе, клеветнических слухах, распростра-няемых его врагами. Затем он приехал в Медину и остановился у своего знакомого из рода Джахина, как мне рассказали. Этот че-ловек повел его к Посланнику Аллаха во время утренней молит-вы. Помолился вместе с Пророком и указал Каабу на Пророка

 

и сказал: «Вот — Посланник Аллаха. Подойди к нему и попро-си у него защиты! » Мне говорили, что Кааб подошел к Пророку, подсел к нему, вложил свою руку в руку Пророка, ибо Пророк не знал его в лицо, и сказал: «О Посланник Аллаха! Кааб ибн Зу-хайр пришел к тебе, чтобы попросить у тебя защиты, раскаявшись

 

и приняв ислам. Ты его примешь, если я приведу его к тебе? » Про-рок ответил: «Да». Тогда он сказал: «Я и есть, о Посланник Ал-лаха, Кааб ибн Зухайр».


Ибн Хишам

Рассказал мне Асим ибн Омар, что на него набросился один ансар и сказал: «О Посланник Аллаха! Позволь мне отрубить голову врагу Аллаха! » Пророк ответил: «Не трогай его! Он при-шел, раскаявшись, отказавшись от своего прежнего мнения». И тогда Кааб рассердился на этот клан ансаров за то, как поступил с ним один из них. А из мухаджиров никто не говорил о нем дур-ного слова. Тогда он произнес свою касыду, сочиненную во время прихода к Пророку:

 

Суад ушла далеко от меня — Мое сердце страдает и стремится к ней,

 

Как стремится на свободу пленный, Закованный, и некому за него заплатить выкуп».

 

Ибн Хишам сообщает: «Мне передавали со слов Алия ибн Зайда, что Кааб ибн Зухайр продекламировал свои стихи Про-року в мечети».

 

Говорят также, что Пророк, после того как Кааб произнес свой стих, сказал: «Хорошо бы тебе упомянуть добром ансаров: они этого заслуживают». Тогда Кааб сочинил следующие стихи:

 

Кто хочет иметь себе добрых друзей – То пусть он держится ансаров — добрых, хороших! Ведь унаследовали они добрые нравы Еще от своих далеких предков.

Ведь хорош тот, у кого хорош и отец! »

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 532; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь