Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 1. Предмет, структура риторики. Риторическое искусство как социальное явление. Роды и виды ораторского искусства.



Тема 1. Предмет, структура риторики. Риторическое искусство как социальное явление. Роды и виды ораторского искусства.

План

1.Понятие, предмет и метод юридической риторики.

2.Риторическое искусство как социальное явление.

3.Виды и роды ораторского искусства.

Вопрос 2. Ораторское искусство как социальное явление.

Объективной основой зарождения риторики как социального явления стала необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имеющих общественную значимость. Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей и положений, отстоять свою позицию, нужно было хорошо владеть искусством слова, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор.

Родиной красноречия считается Эллада, в которой в 5 в. до н.э. развивалась рабовладельческая демократия. В городах-государствах Эллады создавалась особая атмосфера для расцвета красноречия. Верховным органом в таком городе было Народное собрание, и политический деятель непосредственно обращался к народу (демосу). Суд также совершался публично. Обвинителем мог выступить любой человек. Обвиняемый защищался сам, убеждая в своей невиновности.

История свидетельствует, что важнейшим условием по­явления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам являют­ся демократические формы управления, активное участие граждан в политической жизни страны.

В Древней Греции появляются платные учителя - софисты (от греч. sophistes-искусник, мудрец), которые заложили основы риторики как науки об ораторском искусстве.
Наглядным примером служит сравнение двух наиболее значительных городов-государств - Спарты и Афин, имевших различное государственное устройство. Спарта была типичной олигар­хической республикой, а в Афинах был установлен строй рабовладельческой демократии.

По свидетельству историков, спартанское государство не оставило ничего достойного своим потом­кам, в то время как Афины с их демократическими спора­ми на площадях, в суде и на народных собраниях в корот­кий срок выдвинули выдающихся ораторов, мыслителей, ученых, поэтов, создали бессмертные произведения куль­туры.

Наиболее активно ораторское искусство развивается в переломные эпохи в жизни общества. Оно широко применяется, когда возника­ет историческая потребность участия народных масс в ре­шении важных государственных вопросов.

Ораторское искусство помогает сплачивать людей вокруг общего дела, убеждая, воодушевляя и направляя их. Доказательством этого является расцвет красноречия в эпоху Возрождения, в пери­оды социальных революций, когда в общественное движение вовлекаются миллионные массы трудящихся. Новый всплеск общественного интереса к ораторскому искусству наблюдается в настоящее время в связи с демократически­ми процессами, происходящими в нашей стране.

В современную эпоху риторика занимает прочное место в программе школ и университетов по всему миру. Риторика рассматривается как важная часть гуманитарного образования современного человека независимо от его основной специальности. Предмет риторики по-разному понимается в разных научных традициях новейшего времени. Риторику изучают как теорию культуры речи, как историю ораторского искусства, как технику устного публичного выступления, как стилистику текста, как методику обучения эффективному общению. Все эти аспекты имеют непосредственное отношение к риторике. Современная риторика - это теоретическая и прикладная филологическая наука о логических, эстетических и этических качествах нехудожественной речи (научной, деловой, публичной, разговорной). Качествами художественной речи занимается другая филологическая наука - поэтика. Риторика опирается на культуру речи, но предполагает более высокий уровень речевого мастерства говорящего.

Тема 2. История судебного красноречия. Развитие судебного красноречия в России. Речевая деятельность как основа современной риторики.

План

1.История судебного красноречия.

2. Развитие судебного красноречия в России.

3. Речевая деятельность как основа современной риторики.

Вопрос 2. Развитие судебного красноречия в России

Судебное красноречие – один из древнейших видов ораторского искусства, и каждая эпоха, каждая страна, народ вносят в него изменения. Местом рождения судебного красноречия является Древняя Греция.

Судебное красноречие призвано оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Выделяют обвинительную и защитительную речь.

Русское судебное красноречие начинает развиваться во второй половине XIX в. после судебной реформы 1864 г., с введением суда присяжных. Судебный процесс – это разбирательство уголовного или гражданского дела, исследование всех материалов, связанных с ним, которое происходит в обстановке поисков истины, борьбы мнений процессуальных оппонентов. Конечная цель данного процесса – вынести законный и обоснованный приговор, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию, и ни один невиновный не был привлечен к ответственности и осужден. Достижению этой цели способствуют обвинительная и защитительная речи. Судебные речи талантливых русских юристов дореволюционного периода С. А. Андреевского, А. Ф. Кони, В. Д. Спасовича, К. К. Арсеньева, А. И. Урусова, Н. И. Холева, Н. П. Карабчевского, Ф. Н. Плевако с полным правом называют образцами судебного красноречия.

Самым выдающимся русским обвинителем является А. Ф. Кони. Из русских адвокатов приобрели известность П. А. Александров С. А. Андреевский, К. К. Арсеньев, Н. П. Карабчевский, А. В. Лохвицкий, П. Г. Миронов, Ф. Н. Плевако, П. А. Потехин, В. Д. Спасович, Е. И. Утин, кн. А. И. Урусов, А. И. Языков.

Виды речевой деятельности

Различают четыре вида речевой деятельности: говорение, письмо производят текст, а слушание и чтение осуществляют восприятие. В потоке жизни они распределяются неравномерно: меньше всего мы пишем (если это не связано с профессиональной деятельностью), больше всего слушаем или говорим (это может зависеть от личных свойств человека).

Рассмотрим подробнее процессы говорения и слушания.

Говорящий преследует разнообразные коммуникативные цели: согласиться или отказаться, посоветовать, предупредить, потребовать, попросить, разрешить, усомниться, поблагодарить и т. д. В зависимости от этого возникают высказывания 3 типов: сообщения, побуждения, вопросы.

Сознание говорящего сосредоточено на содержании, логико-композиционном структурировании текста, память выдает наиболее подходящие лексические варианты, интуиция (неоднократное повторение опыта в сходных условиях) помогает грамматически правильно построить предложение и озвучить его в соответствии с нормами произношения, языковое чутье позволяет определить стиль, психологическая ориентировка заставляет учитывать реакцию слушателей. Трудности говорения объясняются тем, что все вышеперечисленные операции требуется выполнять одновременно.

При отсутствии языкового автоматизма наблюдается расчлененный механизм генерации высказывания. Речь звучит прерывисто: возникают непроизвольные, более длительные (сравнительно с остальными) остановки, повторяются отдельные слова, слоги, «растягивается» звук типа [э], произносятся выражения «Как бы это сказать? », «Ну вот» и подобные. Эти проявления прерывистости речираскрывают затруднения говорящего, характеризуются как внешние регулирующие действия. Паузы, самоперебивы, срывы начатых конструкций, а также обмолвки часто отражают состояние человека, его волнение, несобранность при усложнении речевой ситуации. В ходе публичного выступления, в беседах с руководством на службе мысленная регуляция скрывается, ее внешние проявления подавляются говорящим. Но прерывистость устной речи - свойство неоднозначное. Если подобных случаев немного, то это не мешает воспринимать информацию, а порой активизирует внимание аудитории, о чем свидетельствуют, в частности, «подсказки» тех выражений, которые «ищет» оратор.

Слушание представляет собой процесс понимания, осмысления речи. Это коммуникативное умение не менее важно, чем говорение; является условием эффективности делового общения.

Результаты социологического опроса множества людей доказывают, что достаточными навыками слушания обладают лишь 10% из них. Прослушав десятиминутное сообщение, «средний» слушатель понимает и запоминает только половину из сказанного.

Залогом успехов в межличностных отношениях является соблюдение следующих правил эффективного слушания:

1.Стремиться понять, глубоко осознать позицию говорящего, сделать анализ, выводы. Научиться находить самые ценные сведения в полученной информации.

2.За фразами собеседника нужно «уловить» его истинные мотивы, эмоциональное состояние, внутренний мир.

3.Поддерживать устойчивое внимание к речи, не допускайте побочных мыслей. Последние возникают из - за того, что скорость мышления в 4 раза превышает скорость говорения, и у слушателя остается «свободное время».

4.Отключайться от внешних «помех», не пытаться слушать и одновременно делать еще 2 - 3 дела.

5.Не нужно делать вид, что поняли, если на самом деле это не так. Возможно, коммуникатор не оставлял необходимых пауз между фразами. Оптимальным для слушателей является темп их собственного говорения. Изменить сложную ситуацию помогут приемы рефлексивного слушания.

6.Нужно планировать процесс слушания. «Мысленное опережение» речи собеседника или оратора является одним из средств настройки на одну волну с ним и хорошим методом запоминания речи.

7.Установить зрительный контакт с говорящим. Ваши жесты, мимика должны отражать состояние заинтересованного слушателя, который вникает в речь.

8.Нужно стараться сопереживать говорящему.

9.Нужно быть терпеливым, выслушивать собеседника до конца.

10.Не нужно раздражаться, если есть негативная установка по отношению к партнеру по общению.

13. При слушании нужно делать соответствующие пометки на бумаге.

14.Не нужно стремиться слишком много говорить самому, а стараться слушать других.

Вопросы для самоконтроля

1. Особенности античной риторики, основные черты. Назовите представителей античной риторики?

2. Расскажите о развитии риторических традиций в России. Каких ораторов России 19 века знаете?

3. Что понимается под риторическим термином «речевое взаимодействие»?

4. Как Библия оценивает роль слова в жизни общества?

5. Как понимается термин «речевое событие»?

6. Назовите основные признаки речевой ситуации.

7. Назовите виды речевой деятельности, их особенности?

8. Перечислите компоненты правовой коммуникации.

Задания для самоконтроля

1) Определите, какой у вас темп речи, прочитав за одну минуту стихотворение С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу...». Стремитесь выработать нормальный темп.

2) Произнесите фразу «Вам не интересно», обращенную к слушателям, не соблюдающим тишину, с разными интонациями: с гневом, с угрозой, с удивлением, порицанием, в виде просьбы, равнодушно, с обидой. Обратитесь к присутствующим: «Дамы и господа», выражая голосом чувства (равнодушно, торжественно, иронично, радостно, с просьбой).

3) Попробуйте произносить слова: «здравствуйте». «я слушаю вас», «добрый день», «добрый вечер», «приятно вас видеть», «привет», «алло» и подобные с максимальной доброжелательностью в голосе. Используйте для тренировки целый день.

4) Прочитайте строки К. С. Паустовского выразительно, находя в каждой фразе слово с логическим ударением, сделайте магнитофонную запись: «Чайковский садился за рояль. Сейчас начнется удивительное и веселое: рассохшийся дом запоет от первых же звуков рояля. Самая простая музыкальная тема разыгрывалась этим домом, как симфония.

Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоет то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив из нее любимую ноту.

Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что вот проходит жизнь, а ничего толком не сделано... Ни разу не удалось передать тот легкий восторг, что возникает от зрелища радуги, от ауканья крестьянских девушек в чаще, от самых простых явлений окружающей жизни. Он никогда не ждал вдохновенья. Он работал, работал... И вдохновенье рождалось в работе».

Голосовые упражнения.

1) «Баюканье». Вам предстоит убаюкать малыша тихим мычанием сквозь сомкнутые губы: «м».

2) «Колокола». Имитируйте голосом звучание большого колокола: «бом - м - м! бим - м -м! , бам - м - м! », стараясь «тянуть» согласный. Изменяйте регистры: от низкого (бом) до высокого (бим) и среднего (бам).

3) Постепенно и плавно повышайте и понижайте голос, делайте его то громким, то тихим от начала до конца текста:

Раскинулось поле волнистою тканью

И с небом слилось темно - синюю гранью,

И в небе прозрачном щитом золотым

Блестящее солнце сияет над ним.

4)Если у вас чересчур тихий голос, то прочитайте громко клич глашатая из пьесы А. Н. Островского «Снегурочка» на открытом воздухе или в большом, шумном помещении:

Слушайте - послушайте,

Государевы люди,

Государеву волю!

Идите в красные ворота

На красный царский двор!

С красного двора в новы сени,

На частые ступени,

В дубовые двери,

В государевы палаты,

Суд судить, ряд рядить.

Комплекс упражнений речевой гимнастики составлен по рекомендациям С. Т. Никольской, содержащимся в работе «Техника речи» (М. 1978).

Речи

Голоса, поставленные самой природой, встречаются редко. Каждый человек может «воспитать» голос, т. е. развить и укрепить.

Техника речи - важный элемент культуры речевой деятельности - включает работу над дыханием, голосом, дикцией. Техническая сторона звучащей речи поддается тренировке путем специальных упражнений. Их надо выполнять регулярно, а также обращаться к ним, готовясь к ораторскому выступлению, к встрече с людьми, чтобы в момент контакта «быть в голосе».

Основные элементы речевой техники – фонационное(речевое)дыхание, голос(правиль­ные навыки голосообразования) идикция(степень отчетли­вости в произношении слов, слетов, звуков).

Рекомендуемая скорость произношения речи 100 – 200 слов в минуту. При этом техника речи включает в себя комплекс навыков: речевого дыхания, голосоведения, дикции, интонации. Умелое использование этих навыков позволяет не испытывать давления на речевой аппарат, помогает избежать утомления, добиться максимального контакта с аудиторией и высокого качества речи.

Техника речи включает:

- фонационное дыхание, которое дает силу голосу

- голос, который обладает громкостью, силой, выразительностью

- дикция – отчетливое произношение каждого звука и сочетаний звуков

- интонация – ритмико-мелодичное и логическое членение речи интонация:

- высота тона

- сила голоса

- внутри фазовые паузы

- темп

- тембр – эстетическая окраска голоса

Тренировка интонации включает:

- интонационная развертка знаков препинания

- работа над темпом и стилем речи

- различные виды пауз: физиологические, грамматические, смыслоразличительные, психолингвистические, которые позволяют выразить эмоциональное отношение к тексту;

- работа над голосом

Фонетическая культура.

- правильное произношение слов

- правильное ударение в словах

Невербальные средства общения.

Эмоциональное отношение к тексту позволяют выразить невербальные средства общения: мимика, поза, жесты. Это вспомогательные средства. Они оживляют текст, экономят слова, компенсируют недоговоренное, снимают двойственных характер слов.

Жесты: - выразительные

- описательные

- указующие

- подражательные

- язык глухонемых

- манеризмы – неоправданные жесты.

Хорошо поставленный голос, правильное дыхание во время говорения, четкая дикция, безупречное произношение позволяют выступающему привлечь внимание аудитории, наилучшим образом донести до слушателей содержание вы­ступления, воздействовать на их сознание, воображение, волю. Владение техникой речи помогает лучше передать смысловые связи между частями речевого высказывания. Чтобы поддерживать свой речевой аппарат в рабочем состо­янии, следует выполнять рекомендованные специалистами упражнения по технике речи.

Вопросы для самоконтроля

1. Особенности судебного ора­торского искусства.

2. Мастерство судебного оратора.

3. Значение ораторского искусства для юриста.

4. В чем вы видите этику речевого поведения оратора?

5. что вы понимаете под языковой личностью судебного оратора?

6. Что представляет собой механизм голосообразования?

7. Особенности устной и письменной речи?

8. Что вы понимаете под техникой речи?

Задания для самоконтроля

1. Проанализируйте речь судебного оратора Обнинского П.Н. «Обвинительная речь по делу Качки» (См. Приложение 3).

Отметьте особенности языковых средств, построение концептуальной схемы высказывания оратора. (См. Приложение 2. – вопросы для анализа речи)

Тренировочные упражнения

1.Артикуляционные упражнения.

1)Широко открывая рот, четко произносите звуки и слоги:

-И, Э, А, О, У, Ы;

-Е, Я, Й, Ю;

-иа, эа, аа, оа, уа, ыа;

-еа, яа, йа, юа;

-Б - П, Г - К, Д - Т, В - Ф;

-АБ, АБИ, АБЭ, АБА, АБУ, АБЫ;

-БИБ - БИБ - БИП; БЭБ - БЭБ - БЭП;

БАБ - БАБ - БАП; БОБ - БОБ - БОП;

БУБ - БУБ - БУП; БЫБ - БЫБ - БЫП;

-ДА, ДИ, ДО, ДУ, ГА, ГИ, ГО, ГУ, ВА, ВИ,

ВО, ВУ, БА, БИ, БО, БУ;

-ша, шо, шу, ши,

шо, шу, ши, ше,

шу, ши, ше, ша,

ши, ше, ша, шо;

-ша, жа, жа, жа, ша,

шо, жо, жо, жо, шо,

ши, жи, жи, жи, щи,

ше, же, же, же, ше;

-С - З - З -...; ТР - Р..., ДР - Р...;

-ПТК, ПКТ, КТП

2)Читайте чистоговорки (фразы с неоднократно повторяющимися звуками или сочетаниями звуков):

Бык тупогуб, тупогубенький бычок; у быка бела губа была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, к Лавру пойдет, Лавру на Фрола наврет.

Кукушка кукушонку сшила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон.

Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла.

Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

Щетинка у чушки, чешуйка у щучки.

В Чите течет Читинка.

Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп.

3)Читайте скороговорки (они построены на сочетаниях слов, включающих звуки, требующие непрерывной перестройки речевого аппарата, смены артикуляций) сначала по слогам, затем, делая небольшие остановки перед каждым фонетическим словом, а после этого - убыстряя темп:

На дворе - трава, на траве - дрова;

не руби дрова на траве двора.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Король - орел.

Либретто «Риголетто».

Прецедент с претендентом.

Константин констатировал.

Тщетно тщится щука ущемить леща.

Комплекс упражнений речевой гимнастики составлен по рекомендациям С. Т. Никольской, содержащимся в работе «Техника речи» (М. 1978).

Обвинительная речь

В статье «Нравственные начала в уголовном процессе» А. Ф. Кони называет основные черты русского типа про­курора-обвинителя: «...спокойствие, отсутствие личного озлобления против подсудимого, опрятность приемов об­винения, чуждая и возбуждению страстей, и искажению данных дела, и, наконец, что очень важно, полное отсут­ствие лицедейства в голосе, в жесте, и в способе держать себя на суде. К этому надо прибавить простоту языка, свобод­ную, в большинстве случаев, от вычурности или громких и «жалких» слов. Лучшие из наших судебных ораторов поня­ли, что в стремлении к истине всегда самые глубокие мыс­ли сливаются с простейшими словами» [Кони1967: 66].

Эти качества русского прокурора наиболее ярко проявля­ются во время его выступлений в судебных прениях с обви­нительной речью, в которой поддерживается государствен­ное обвинение, отстаиваются общественные интересы.

Главная задача обвинительной речи прокурора– дока­зать факт преступления и виновность подсудимого, обосно­вать правильность предъявленного ему обвинения. Проку­рор помогает суду установить истину по делу, принять правильное решение, способствует формированию внут­реннего убеждения судей. Выступление прокурора с ре­чью — один из наиболее ответственных этапов его обвини­тельной деятельности, направленной на разоблачение преступления и предание суду виновного.

Сила прокурорской речи заключается в доказательнос­ти основных положений, обоснованности выводов, желез­ной логике фактов. Ее содержание, структура, последова­тельность изложения материала, соотношение отдельных частей определяются особенностями рассматриваемого дела, характером представленных доказательств, а также во мно­гом зависит от личности самого оратора, его квалификации, профессионального мастерства, владения ораторским ис­кусством и т.д.

Построение обвинительной речи, как и любого публич­ного выступления, процесс индивидуальный, творческий, требующий от оратора больших усилий, напряженной рабо­ты, глубокого осмысления имеющегося по делу материала.

Однако следует иметь в виду, что многовековая практи­ка судебных выступлений выработала общие структурные части обвинительной речи, знание и использование кото­рых позволяет оратору эффективнее добиться поставлен­ных целей.

Приведенная нижепримерная схема обвинительной речирекомендуется во многих работах по судебному красноре­чию и юридической психологии:

1. Вступительная часть.

2. Изложение фактических обстоятельств преступления (фабула дела).

3. Анализ и оценка собранных по делу доказательств.

4. Характеристика личности подсудимого и потерпев­шего.

5. Обоснование квалификации преступления.

6.Соображения о мере наказания.

7.Рассмотрение вопросов, связанных с возмещением причиненного преступлением материального ущерба.

8.Анализ причин и условий, способствовавших соверше­нию преступления, и предложения по их устранению.

9.Заключение.

Естественно, что последовательность составных частей обвинительной речи, значимостьи объем каждой из них будут меняться в зависимости от характера дела, индивиду­альных особенностей выступающего.

Рассмотрим общую характеристику отдельных, элементов судебной речи, т.е. вступления, основной части и заключения. Каждая из них выпол­няет свою функцию, и каждая по-своему обеспечивает успех судебного вы­ступления.

Начать судебную речь всегда сложно. Чаще по ходу выступления к оратору придет вдохновение, возникнут свежие мысли, а вначале оратор часто испытывает скованность. Роль вступления состоит, чтобы пу­тем тонкой лести заручиться вниманием и благоволением аудитории, рас­положить её к себе, вызвать доверие. Так поступает тонкий адвокат, обращающий внимание суда на блестящий анализ доказательств и объективность государственно­го обвинителя, или начинающий речь с похвалы суду.

Главная часть речи является наиболее важной. В ней излагается пози­ция оратора, приводятся его доводы и возражения, делаются предложения о способе окончания дела. Главная часть включает: а) изложение обстоя­тельств дела; б) выяснение предмета спора; в) изложение своих доводов; г) опровержение доводов противника.

Соотношение этих элементов глав­ной части индивидуально, однако в любом случае основное внимание должно быть уделено изложению своих доводов и опровержению доводов противника. Как уже было сказано, иногда изложение обстоятельств дела может заменить вступление. Изложение обстоятельств дела может быть совмещено с выяснением предмета спора, если именно в них лежат основ­ные расхождения в позициях сторон. Определяя предмет спора, оратор как бы излагает программу своего выступления, что очень важно как для вос­приятия речи слушателями, так и для самого оратора, поскольку помогает строить выступление в определенной логической последовательности.

Не менее важной частью судебной речи является заключение. Конец речи должен быть эффектным, точным и кратким. Придумать хорошее заключение трудно, этому нужно учиться.

Защитительная речь

Защитительная речь адвоката включает следующие составные части: 1) вступление; 2) анализ фак­тических обстоятельств дела; 3) анализ юридической сто­роны предъявленного обвинения; 4) характеристика лично­сти подсудимого; 5) заключение.

Высказывая свои соображения о частях защитительной речи, нужно понять, что ими нельзя пользоваться как твердыми руководящими положениями. Построение защитительной речи – дело творческое и сугубо индивидуальное.

Адвокатам при постро­ении речи следует руководствоваться следующими правилами:

1. Защитник в речи своей должен окончательно и в пол­ном объеме раскрыть перед судом систему своей защиты. Он должен опровергнуть те положения обвинения, которые направляются против системы защиты. Если отвергается самый факт совершения преступления, то главное содержа­ние речи и будет состоять в опровержении основ обвине­ния подсудимого в совершении преступного действия.

2. Если защита, вследствие признания подсудимого, что он действительно совершил преступление, основывается на том, что он был приведен к своему образу действий ходом жизни, несчастным стечением обстоятельств, душевным негодованием, психической болезнью, то части речи сло­жатся у него сообразно этим оправданиям.

3. Система в речи, произносимой после судебного след­ствия, должна заключаться в постоянном изложении тех пунктов дела, от решения которых зависит исход дела. Это система не научная, а практическая, система важнейших кусков судебного следствия. Ко времени речей сторон, у присяжных и судей уже складывается мнение о деле, но оно еще не оформилось окончательно. Здесь защитнику необхо­димо действовать решительно, угадать, в чем заключается опора складывающегося мнения суда и подорвать ее или подкрепить.

Рассматривая отношения защитительной речи и речи обвинительной, Владимиров Л. Е. указывает на два важных обстоятельства:

1. Если защита имеет свое собственное, совершенно са­мостоятельное построение, то можно совсем игнорировать речь обвинителя, а представить суду свое построение. Мож­но представить себе такой случай, когда построение защит­ника совершенно уничтожает все здание обвинения, по­строенное на подозрениях.

2. Если же защита не имеет собственного построения, то она должна разрушать здание обвинения, но не в мелких подробностях, а в самих его основах [Судебное красноречие русских юристов прошлого1992: 82-83].

Вопросы для самоконтроля

1. Черты судебной речи, отличающие ее от других видов публичной речи.

2.Каково назначение судебной речи?

3. Виды судебных речей, перечислите характерные особенности каждого вида.

4. Что представляет собой судебная аудитория?

5. Как привлечь внимание аудитории к своей речи?

6. Назовите основные виды речевого воздействия.

Задания для самоконтроля

1.Составьте предполагаемый портрет аудитории, перед которой вы хотели бы выступить с темой: «Профессия – адвокат».

2.Какие жесты используют телеведущие? Составьте, по результатам наблюдений, таблицу.

3.Используя фотографии оратора, определите какая у него «маска», выразительна ли его мимика.

4.Определите жанр, цель, композиционные особенности речи, использованные языковые изобразительные средства:

1. Дорогие, милые женщины! Каждый год наступающая весна дарит нам один из самых светлых, самых солнечных праздников – День 8 марта. Символично, что он сопряжен с началом пробуждения жизни, с прилетом первых птиц, с сиянием голубого неба. Словно сама природа хочет подчеркнуть светоносную значимость женского начала в судьбе каждого человека, всего народа.

Дорогие наши матери, сестры, жены, дочери и подруги! Без ваших бережливых и трудолюбивых рук, без ваших ясных душ и открытых сердец, без вашей извечной мудрости не могут состояться ни человек, ни дело, ни государство. Светолюбивы и светоносны вы - и вашим созидательным светом озарена вся жизнь на земле.

Так примите же в День 8 марта нашу искреннюю благодарность, наше признание в любви и наши сердечные поздравления!

От всей души желаем вам здоровья, любви, счастья, благосостояния! Верим, что никакие житейские невзгоды не омрачат вас в этот день и никогда! Будьте счастливы! С праздником!

(Выступление Главы администрации Ульяновской области Ю. Горячева // «Народная газета», № 44 - 45, 1997).

2)Дорогие выпускники! Преподаватели юридического факультета поздравляют вас со знаменательным событием – окончанием университета, с вручением диплома, в котором высокую оценку получили ваши знания по юридическим и общественным дисциплинам. Мы радовались всегда вашим успехам, тому, что вы научились думать самостоятельно, глубоко осмысливать наше общество, человека. Его прошлое, настоящее и будущее, его культурные ценности, созданное им общество и экономику. Вы проделали огромный труд, поскольку человек – сложнейший объект изучения. Мы надеемся, что вы все лучше и лучше будете понимать себя и других, развивать наше общество, повышать культуру профессионализм, возрождая традиции русской интеллигенции.

(Выступление декана Юридического факультета Южно-Уральского государственного университета В.И. Майорова, июль, 2006).

Тема 5. Методика и подготовка к судебному выступлению. Виды подготовки.

План

1. Методика подготовки к судебному выступлению

2. Виды подготовки

Вопрос 1. Методика подготовки к судебному выступлению

Структура публичного выступления – это его основные части: рационально дополняющие, развивающие и обобщающие друг друга. Обычно части плавно перетекают одна в другую и не имеют четко оформленных границ. Разделение речи на части необходимо для подготовительной (домашней) работы над текстом будущего выступления. Такая разбивка материала позволяет рациональнее строить фразы и рассчитывать силу воздействия речи по времени, а также получить возможность стратегического планирования для расстановки смысловых акцентов.

Обычно структура речи состоит из: вступления, доказательства и заключения. У каждой из этих частей – свои функции. Во вступлении - привлечь к выступающему внимание публики, дать аудитории почувствовать всю серьезность, важность и сенсационность дальнейшего изложения. В процессе доказательства - обосновать идеи, сжато высказанные во вступлении, подогнать под них факты, статистические данные, логические построения и хорошо проработанные (эмоционально насыщенные) фразы. В заключении - донести до сознания слушателей высказанные идеи оратора, подвести итог выступлению, оставить в сознании слушателей нужное впечатление. Поэтому нужен индивидуальный подход к композиции выступления.

План – это краткий набросок основных сюжетных линий будущего выступления. Планировать – это составлять каркас того, что будет построено позднее. План – это декларация о намерениях, в которой намечены пункты, подлежащие в дальнейшем раскрытию и наполнению содержанием. А тезисная форма – это уже проработанное содержание речи, сжатое до конспекта. План используется на начальной стадии подготовки текста.

После подготовки плана идет насыщение фразами всех частей базовой структуры и раскрытие с их помощью всех пунктов плана. Затем идет многократное (для запоминания) дословное воспроизведение всего текста речи. Когда он заучен наизусть, то его следует ужать до тезисов, опираясь на которые, надо переходить к тренировкам по отработке акустики и интонации в свободной импровизационной манере.

Этапы подготовки устного выступления:

1. Работы над фактами и теоретическим материалом.

2. Редактирования текста (логика, композиционное единство речи, ее целостность, обозримость, гармоничность).

3. Способов выступления и репетиция речи.

Работа над фактами и теоретическим материалом. Предварительно составляется план выступления, затем речь насыщается фактами.

Требования к отбору фактов:

а) они должны быть достоверны и точны

б) подчинены общей идеи выступления

в) необходимо отбирать только важные и существенные факты

г) важно личное, эмоциональное отношение к фактам

д) необходимо грамотно истолковывать факты.

Работа с источниками. Устное общение, работа с теоретическими источниками: документами, монографиями.

а) при первом знакомстве с документами необходимо читать текст без критики;

б) читать с максимальной пользой, оценивая материал;

в) обязательно вести записи;

г) читать больше, чем практически нужно по этой теме с тем, чтобы был банк знаний;

д) необходимо умело пользоваться цитатами. Яркая цитата позволяет избежать однообразия речи и снять утомление. При использовании цитаты необходимо избегать ее искажения, использовать доступные и понятные цитаты, помнить об уместности цитат.

Редактирование текста.

Способы написания текста:

а) написать полный текст выступления;

б) написать речь в виде подробного плана;

в) написать краткий план;

г) не писать текст.

Редактирование текста предполагает также знакомство с логико-композиционным структурированием текста. Пренебрежение признаками смысловых связей приводит к нарушению логики изложения информации.

Показатели формообразующих свойств текста

а) дискретность – способность текста делится на смысловые блоки, кол-во которых определяется объемом оперативной памяти адресата (слушателя);

б) линейность текста – последовательное развертывание его компонентов во времени;

в) связанность – соединение отдельных высказываний общим замыслом.

Недостатки логико-композиционного построения текста

а) композиционная рыхлость – низкая информативность, низкая концентрация смыслового содержания;

б) стремление охватить слишком большой круг проблем, что неизбежно ведет к поверхности изложения;

в) неумение распорядиться отведенным временем;

г) неумение организовать материал с учетом обстановки, целей, аудитории;

д) недостаточная последовательность изложения, отсутствие логических мостов.

Способы выступления.

а) чтение текста речи

б) воспроизведение текста по памяти, но с чтением отдельных фрагментов

в) свободная импровизация.

Вопрос 2. Виды подготовки

Различают повседневную подготовку оратора и подготовку оратора к конкретному выступлению.

Повседневная подготовка. Так как овладение ораторским искус­ством – процесс длительный, требующий постоянной ра­боты над собой и большой практики говорения (ведение беседы, переговоров, выступление в массовой аудитории, участие в дискуссиях и т. д.). Поэтому важное место в дея­тельности оратора занимает повседневная подготовка к выступлениям, т. е. непрерывный процесс работы над со­вершенствованием своего речевого мастерства, системати­ческое риторическое самообразование.

Повседневная подготовка складывается из следующих этапов.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 1276; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.125 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь