Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
КУЛЬТУРА АНТИЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙСтр 1 из 8Следующая ⇒
Глава 4 КУЛЬТУРА АНТИЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
4.1. Античность как новый тип культуры и цивилизованности 4.1.1. Культурогенез Античности. «Осевое время» 4.1.2. «Осевые» цивилизации «западного» и «восточного» типа 4.1.3. «Осевая» культура Индии 4.1.4. «Осевая» культура Китая 4.2. Типологическая характеристика европейской Античности 4.2.1. Древняя Греция и Древний Рим как локальные цивилизации европейской Античности 4.2.2. Ментально-ценностное ядро античной культуры 4.2.3. Типология культурной практики 4.3 . Культурная практика в Древней Греции 4.4 .Культурная практика в Древнем Риме Античность как новый тип культуры и цивилизованности Античность оставила в наследство мировой культуре опыт демократического устройства общества и богатейшее мифотворчество, величайшие произведения литературы и искусства, законы гармонии и красоты человеческого тела, точность математических доказательств и разнообразие философских идей, свободу духа и обретение христианской веры. Античная культура (культура древних Греции и Рима) стала фундаментом всей европейской цивилизации. Именно к ней восходят литературные жанры и философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, основы астрономии, математики, естествознания, определившие облик культурной Европы. Античность, тысячелетняя культура которой накопила бесценные и непревзойденные сокровища человеческого духа, обладает уникальным выразительно-чувственным, «телесным» характером и сохраняет необычайно притягательную силу для ее потомков.
Культурогенез Античности. «Осевое время» Целый ряд фактов свидетельствует о том, что примерно ко II - III вв. до н.э. многие цивилизационные образования теряют свое прежнее качество. На рубеже н.э. некоторые из них постепенно исчезают с карты мира как яркие и своеобразные региональные культуры (Месопотамия, Египет). Другие претерпевают значительные изменения - хотя и продолжают свое историческое существование, но уже явно в другом качестве: Минойская (Крито-микенская) Китайская, Индийская цивилизации. К. Ясперс в своем известном труде «Истоки истории и ее цель» приводит ряд показательных, на его взгляд, фактов, появившихся в период с VIII по II вв. до н.э.: в Китае появляются практически все известные крупнейшие направления китайской философии: конфуцианство, даосизм, модизм и др.; в Индии создаются Упанишады (толкования Вед); на это же время приходится жизнь Гаутамы Будды, оформление буддизма и других вариантов религиозно-философской мысли; в Иране получает распространение учение Заратустры; в Палестине - учения пророков Исайи, Илии, Иеремии, Второисайи; в Древней Греции (принявшей эстафету от Эгейской культуры) - мощное явление Гомера и философов-физиков, Парменида, Гераклита, позднее - Сократа, Платона и Аристотеля. Поразительно то, что такие яркие и сильно разнящиеся культурные феномены возникают почти одновременно, но независимо друг от друга, и обладают при этом и некоей общностью. «Новое, возникшее в эту эпоху..., - пишет Ясперс, - сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира» [1].Иными словами, появляется философия как особая форма освоения и познания мира. Развитию нового типа сознания способствуют и потребности в новых формах социального устройства. Во всех крупнейших древних государствах отмечается эпоха дробления на более мелкие образования, между которыми возникают военные распри. Эта эпоха, отмечаемая как «смутные», «темные» времена, заканчивается образованием новых крупных государственных объединений - империй: Индия, Китай, Персия - на Востоке, на Западе - эллинистическая империя Александра Великого и затем - Римская империя. Эпоха смут обострила общественную потребность в возвращении к старым, патриархальным формам жизни, осмысленным в качестве представления о некогда существовавшем «золотом веке» - эпохе братства и отсутствия антагонизмов, идеальном бытии человечества. Вместе с тем объективно эти социальные катаклизмы стимулировали сознательный поиск новых общественных отношений, осмысление социальных функций и ролей человека - т.е. активное отношение к формам социально-политического устройства. А параллельно этому процессу идет процесс этического самоопределения, выработка этических категорий культурного сознания. Большую роль начинают играть идеи воспитания, реформаторства, самопознания. В I тысячелетии до н.э. наблюдается оформление новой экономической основы общества - системы рабовладельческих отношений, рабовладельческого производства. Рабство и рабовладение теперь выступают в качестве основной и универсальной экономической силы. Появляется классическое рабовладельческое государство. А.Ф. Лосев отмечает, что необходимой предпосылкой рабовладельческого производства выступает потребность частичного освобождения человека от безусловного господства общинно-родовых авторитетов и предоставления ему хотя бы какого-то минимума личной инициативы в условиях роста занимаемой территории, роста населения, торговых связей, усложнения всей производственной и социальной жизни. Этот необходимый минимум инициативы давало первоначальное разделение труда на труд физический и умственный. Высвобождение части общества от физического труда создало условия для рабовладения - с одной стороны, для мощного подъема всей античной культуры, прежде всего духовной, интеллектуальной, художественной - с другой [2]. То общее, что связывает указанные факты между собой, состоит в появлении нового субъекта культуры - отдельного человека, индивидуума. Доминировавший в предыдущую эпоху тип культурного сознания - родовой - сменяется индивидуально-родовым, что в сфере философии проявляет себя как рефлексия, сознательный поиск истины, в социальной жизни - активность в переустройстве общества и нарождение всей этической проблематики, в производстве - появление субъекта владения и становление экономических отношений собственности. Индивидуация, т.е. «вызревание» отдельного человека, его ценностное выделение из родового, общинного коллектива - процесс постепенный и поступательный, который так или иначе наблюдается во всех вариантах архаических цивилизаций. В египетской культуре он, в частности, выразился в ослаблении изобразительных канонов в искусстве (так называемая «амарнская линия»), нарастании индивидуальных, портретных характеристик изображаемого в ущерб типичному, родовому, повторяющемуся. В Месопотамии рано отмечается специфическое понимание времени как линейного и необратимого, в связи с чем здесь раньше, чем в других архаических культурах нарастает интерес к теме и проблеме смерти / бессмертия (ср. мифы о Гильгамеше и поиске им бессмертия). Как универсальный механизм индивидуации выглядит в ранних цивилизациях культ исключительной «личности» - фараона, правителя, царя - получеловека-полубога. Ценность этого культа заключалась в том, что наряду с божественным началом так или иначе замечается начало человеческое. Указанные изменения говорят о том, что ранние цивилизации уходят в прошлое и начинается новый этап цивилизационной истории человечества - Античность. В научной литературе пока не сложилась традиция последовательного разграничения архаических и античных цивилизаций. Одним из первых предпринял такое разграничение К. Ясперс с помощью своего историософского понятия «осевое время». Осевая» культура Индии
Значительно позднее, чем ведизм, а именно в VI веке до н.э., начал формироваться буддизм. Его основоположник Будда - создатель буддистского учения - принадлежал к кшатрийской семье и был принцем царствующего дома. Его подлинное имя - Сиддхартха Шакьямуни, он родился в 563 году до н.э. в местечке Лумбини (Непал). Когда ему исполнилось 40 лет он «достиг просветления» и стал называться Буддой – «просветленным». Будучи первой в истории человечества мировой религией, буддизм содержал в основе своей доктрины идею о спасении, именуемую «нирваной». Достигнуть нирваны могут лишь монахи, но стремиться к «освобождению» должен каждый. В отличие от индуизма, буддизм провозгласил возможность спасения - нирваны, вне зависимости от социальной принадлежности. Праведная жизнь и добрые дела - вот, что ведет человека к «освобождению». Будда призывал следовать «восьмеричным путем» - праведным взглядам, поведению, усилиям, речи, образу мыслей, памяти, образу жизни, самоуглублению. Нравственно-этическая сторона учения играла в буддизме огромную роль. Буддизм не признавал существование бога-творца, порождающего мир и человека с определенной богом судьбой. Он выдвигал идеи о всеобщем равенстве людей по рождению, о демократическом характере буддийской монашеской общины (сангхи), выступал против кастовых перегородок. Буддизм провозгласил четыре «благородные истины»: 1) жизнь есть страдание; 2) корень страдания - в жажде жизни; постижение истины более ценно, чем растительное и животное состояние; 3) уничтожением жажды жизни уничтожается страдание; путь к свободе - освобождение от чувственных обольщений; 4) есть путь, ведущий к уничтожению страдания; страшно удовлетворение от праздности мысли и тела. В буддизме говорится о том, что душу трудно сдерживать, и только успокоив ее, отрешившись от желаний и привязанностей, человек способен сохранить душевное равновесие. Душевное равновесие достигается путем предотвращения всякого зла и поддержкой добра. Буддизм не лишен и космологических представлений, согласно которым следует различать три сферы: высшей духовности – «чистого» духовного начала, средней духовности, где находятся божества и бодхисатвы (существа, достигшие просветления, но из сострадания к миру отказывающиеся вступить в нирвану), низкой духовности - мир сансары, где происходит постоянное перерождение души. Социально - нравственная направленность буддизма привлекла в ряды его приверженцев многих людей. Овладев умами и сердцами многих народов Азии, буддизм стал являться мировой религией. Однако у себя на родине буддизм был вытеснен индуизмом, но не исчез бесследно, оставив и индийской культуре глубокие следы.
Осевая» культура Китая
После распада царства Чжоу Древний Китай входит в новую историческую эпоху. Время с 722 по 481 гг. до н.э. было названо порой «Весны» и «Осени». В VII в. до н.э. семь наиболее сильных уделов образуют союз, который должен был подготовить страну к созданию централизованного государства. Объединение семи правителей не стало достаточно прочным, и в V в. до н.э., между ними вспыхивает острая борьба за верховную власть, названная эпохой «Воюющих царств», продолжавшаяся почти два века. В борьбе сильнейших государств Цинь, Янь, Чу, Вей, Чжао, Хань и Ци, побеждает царство Цинь. Его победам над соседями способствовала новая организация войска: в атакующих отрядах ставили молодежь, а в обороняющих - пожилых войнов. Покорив шесть царств соперников, и учинив там резню, правитель Цинь, по имени Чжен-Ван, объявил себя «хуанди» (императором), и стал именоваться Цинь Шихуанди. В подвластных ему землях он покончил с властью удельных правителей, разделил всю страну на области и уезды. По воле Хуанди назначались управляющие административно-территориальными делениями. Были введены единые письменные знаки, упорядочены меры веса и длины, утверждены единые законы. Строгое следование законам Цинь Шихуанди считал главным условием порядка в стране. Бунтовщики подлежали казни. Семья отвечала за поведение каждого своего члена. Поддерживалась крепость патриархальной семьи и родственных уз. Кардинальные сдвиги происходят и в развитии производительных сил. Осваивается плавка железа, и распространяются железные орудия труда, позволяющие ускорить процесс подъема ремесла и производства. Ведется активная деятельность по созданию гидротехнических сооружений в бассейнах крупных рек. С ирригацией был связан переход к интенсивной системе земледелия. С этого времени развитие культуры поливного земледелия становится залогом прогресса китайской цивилизации. Растут торгово-ремесленные города с многочисленным населением до 500 тыс. человек. Строятся дороги и каналы, появляется единая денежная система. Циньская армия становится одной из самых боеспособных, а государство принимает черты военно-бюрократической деспотии. Цинь Шихуанди положил начало строительству Великой китайской стены - Вань ли Чан Чэн (стены длиной в десять тысяч ли). Возводились великолепные дворцы, а усыпальница самого Цинь Шиуханди может потягаться с пирамидами Древнего Египта. В течение 37 лет около миллиона человек строили ее на горе Ли. Дно усыпальницы и ее стены были выложены лакированными камнями и яшмой. Там же находились модели священных гор и наполненные ртутью копии морей и рек с плавающими рыбами и птицами. Поэтому потолку придали вид звездного неба с моделями известных планет. Известно, что после смерти государя вместе с ним захоронили несколько сот девушек, в их числе и десять его сестер. Государство Цинь вошло в историю древнекитайской цивилизации как классический период ее духовно-интеллектуальной культуры. Огромное количество философских учений, развитие гуманитарных знаний, математики, физики, астрологии, письменности явилось важнейшим этапом китайского культурного строительства. Напомним, что именно тогда сложились основные направления философской мысли Древнего Китая: конфуцианство и даоизм. Вскоре после кончины первого Хуанди вспыхнуло мощное междоусобное восстание, победил в котором Лю Бан - волостной начальник. В 202-206 гг. до н.э. он был провозглашен императором и стал основателем новой династии Хань. Новая империя Хань (206-220 гг. до н.э.) стала одной из сильнейших держав древнего мира. Для национальной истории Китая это был этап, в течение которого произошло объединение древнекитайской народности. История Ханьской империи обычно подразделяется на два периода: 1) Ранняя Хань (206 г. до н.э. - 8 г. н.э.); 2) Поздняя Хань (25-220 гг. н.э.). Придя к власти, Лю Бан отменил жесткие законы Цинь, ослабил тяжкое бремя налогов и повинностей. Основой производства по-прежнему выступало рабство, и работорговля получила бурное развитие. Лю Бан Уди («Государь-воин») вел беспрерывные захватнические войны, присоединяя к своей империи северо-западные земли. В это же время Китай устанавливает связи со многими государствами на Великом шелковом пути, протянувшимся на 7 тыс. км от Чаньани до стран Средиземноморья. Из империи Хань на Запад везли драгоценные металлы, железо, художественные изделия из бронзы, кости, глины, ну и, конечно, шелк. Вывозили же пестрые ковры, ткани, стекло, драгоценности, кораллы, лошадей и верблюдов. Благодаря внешней торговле китайцы заимствовали из средней Азии многие сельскохозяйственные культуры: фасоль, виноград, ореховые и гранатовые деревья. Однако захватническая внешняя политика Уди истощала государство Хань, что приводило к недовольству широкие народные массы. Волна прокатившихся восстаний позволила политику Ван Манну (9-23 гг. до н.э.) совершить дворцовый переворот и свергнуть династию Хань. Ван Ман провел реформирование государства, в результате чего была конфискована земля, принадлежащая аристократам, были усилены государственные монополии на железо, соль, вино и установлены твердые цены, запрещена покупка и продажа рабов. Но реформы Ван Мана потерпели фиаско, и на императорский трон взошел Туан Уди (25-57 гг. до н.э.), основавший позднюю династию Хань. Этот период являлся доминантой культурных достижений Древнего Китая. Был усовершенствован лунно-солнечный календарь, изобретен компас, сконструирован прототип сейсмографа, сооружен небесный глобус. Математики изобрели отрицательные числа и уточнили значение числа «π ». Потрясающего мастерства достигли шелкоделы и производители лаковых изделий. Великим достижением Древнего Китая явилось изобретение бумаги из древесного волокна и туши. В литературе наибольшего подъема достигает песенно-поэтический жанр, тесно связанный с воспеванием природы, ее поэтизацией. В Цинь-Ханьскую эпоху складываются основные особенности традиционной китайской архитектуры, появляются зачатки портретной живописи и монументальной скульптуры. Несмотря на видимое процветание, позднеханьская империя таила в своей социально-политической модели глубокие противоречия. Разразившийся кризис вошел в историю как восстание «Желтых повязок». С повстанцами жестко расправились, однако дальнейшее деление власти завершилось гибелью Ханьской империи, распавшейся на три самостоятельных царства: Вей со столицей в Лояне, У со столицей в Цзянькане и Шу с центром в Чэнду...
Модель бытия. Представление Античности о бытийном универсуме было заложено в древнегреческой культуре и связывалось с идеей порядка, поскольку передавалось понятием «Космос». В этом понятии заключалось видение мира как определенным образом упорядоченной системы (греч. kosmos означало и «вселенная», и «царящий во вселенной порядок»).
«Изначально оно [слово «космос» – Авт. ] прилагалось либо к воинскому строю, либо к государственному устройству, либо к убранству «приведшей себя в порядок» женщины и было перенесено на мироздание Пифагором, искателем музыкально-математической гармонии сфер» [7]. Не случайно мифология греков трактовала появление мира, всего сущего, из Хаоса – неопределенной, туманной зияющей бездны, лишенной всякого упорядочивающего начала. Тем самым Космос не только возникает из Хаоса, но и противопоставлен тому как установленный порядок и организация – беспорядку и стихии. Космос понимался как нечто видимое, слышимое, осязаемое – т.е. как чувственно воспринимаемое, материальное, постоянно пребывающее в изменении. Но помимо этого Космос также одушевлен и разумен, что, как видно, уподобляло его человеку, субъекту. Как мы еще не раз убедимся далее, «человеческое измерение» - одна из коренных черт всей античной культуры. Разумное начало, присущее Космосу, передается древнегреческим понятием Логос, означавшим также законы, управляющие Космосом имманентно (изнутри). Разумность Космоса, неразделимость (синкретичность) Космоса и Логосаозначает космологизм античного бытия. Рождение космологических представлений знаменовало собой зарождение всего европейского рационализма. Античной ментальности свойственно абсолютизировать Космос, т.е. рассматривать его как единственное вечное и независимое сущее. Выше и совершеннее природы ничего нет. Обожествление Космоса (пантеизм) не исключало политеизма - представления о пантеоне богов, которые не стоят выше Космоса, напротив – олицетворяют собой его отдельные идеи, законы, «частные случаи» (как говорят сегодня – законы природы). В этой картине бытия не столько боги создают мир, сколько мир создает богов. Античные боги – это посредники между Космосом и человеческим миром. Законы Космоса, спроецированные на мир людей, суть их судьбы. Одна из важнейших категорий античной европейской культуры – категория Судьбы, Рока (греч. tuche, лат. fatum). Через них античный человек осмыслял действие в его жизни законов объективной необходимости. Однако Рок управляет не только людьми, но и богами: именно повинуясь ему, боги определяют индивидуальные судьбы людей. Сами боги не властны над Роком и не могут знать всего того, что ожидает род человеческий и их самих.
В трагедии Эсхила о Прометее показано, что Року подчиняются все боги, даже сам Зевс, что им не дано знать скрытых перспектив бытия. Только титану Прометею (имя которого, кстати, означает «видящий прежде, предсказывающий») открылось будущее Зевса и свое собственное, что дало ему возможность вынести неизмеримые страдания, на которые обрек его вседержитель, позволило в итоге выйти победителем из схватки с главою Олимпа.
Богам, включая Зевса, неведомы до конца все перипетии бытия, они, в сущности, почти так же слепы, как и люди. Следование своим слабостям зачастую делает их рабами многих страстей и приводит к нежелательным последствиям. Итак, античное понимание Космоса фатально. Античному хронотопу свойственно представлять бытийное пространство как огромное, самодостаточное, самозамкнутое, «сферически» завершенное, а время – как исторически изменчивое и вместе с тем циклически повторяющееся бытие. Экстраполяцией понятия космического пространства в человеческий мир является древнегреческое понятие ойкумены и его римского коррелята – «великая империя». И в том, и в другом случае освоенное, «оформленное» пространство противопоставляется некому «варварскому» миру, где царит неконтролируемая стихия. Бесконечность бытия подразумевала бесчисленный ряд изменений, претерпеваемых Космосом, и в то же время - незыблемость царящего в нем порядка. В конечном счете «мир представлялся человеку состоящим из некоторой неподверженной влиянию времени, онтологически консервативной основы, отодвинутой в глубины прошлого или истинного бытия, и пестрой оболочки, постоянно сменяемой в беге времени, обусловленной сегодняшними вкусами и потребностями» [8]. Поиски первоисточника, первотолчка движения чужды античному культурному сознанию, как недоступна ему и идея абсолютной временнó й точки отсчета.
Как и в архаическую эпоху, во времена Античности точкой для линейного отсчета времени могло стать в принципе любое исторически зафиксированное и значимое событие. Так, в греческой традиции летосчисление велось чаще всего по правлениям архонтов (царей), иногда – по Олимпийским играм, у римлян – соотносилось с тем или иным консульством, а позднее все чаще с датой мифологического основания Рима (753 г. до н.э.). Однако эти принципы летосчисления так и не приобрели общекультурного характера.
В целом культурное сознание античных европейских народов, сохраняя такую черту, как традиционализм, обогащается рефлексией. Это приводит к тому, что дорефлексивное мифологическое сознание уступает место рефлексивно-мифологическому (историческому, философско-научному, религиозному, художественному).
Модель человека. В античной картине мира человек не занимал того привилегированного положения, которое позднее определила ему новоевропейская культура; здесь не Космос «служит» человеку, но человек – Космосу, точнее – тем надиндивидуальным и надчеловеческим принципам, которые вечны и объективны. Иначе говоря, античная культура имеет не субъектную, а объектную ценностную ориентацию. Античная личность – еще не личность в привычном нам значении этого слова. Она строит себя не по принципу соотнесения с другими, духовно неповторимыми личностями, а по принципу соотнесения себя как части с коллективным целым. Иначе говоря, в Античности личность понимается не духовно, а телесно, природно, как живое человеческое тело (А.Ф. Лосев). Люди суть порождение (эманация) Космоса и космического эфира. Умирая, они вновь растворяются в нем, как капля в море… Жизнь подобна театральной сцене, люди – актерам, играющим роли в пьесе, сочиненной Космосом. Однако на фоне цивилизованности архаического и восточного типа европейское представление о субъекте выглядит принципиально иным. Если культурными героями архаики были боги и цари, то культурным эталоном античной эпохи становится человек, отстаивающий свое право на относительную индивидуальную свободу. Античный герой имеет наполовину божественное происхождение, но ему уготована судьба не бога, а человека. Фатализм в понимании Космоса не исключает активности субъекта, а, наоборот, предполагает ее. А.Ф. Лосев приводит следующую цепочку рассуждений: «Все определяется судьбой? Прекрасно. Значит, судьба выше меня? Выше. И я не знаю, что она предпримет? Не знаю. Почему же я тогда не должен поступать так, как хочу? Если бы я знал, как судьба обойдется со мной, то поступил бы по ее законам. Но это неизвестно. Значит, я все равно могу поступать как угодно. Я – герой. Античность основана на соединении фатализма и героизма» [9]. Активность субъекта предполагает яркое творческое начало, с помощью которого Разум организует и подчиняет себе деструктивные хаотические силы. Человек Античности готов не только созерцать, но и действовать. Его деятельность направлена на преобразование, совершенствование, «возделывание» бытия. Именно тогда появляется идея «культуры» (функциональный эквивалент – древнегреческая «пайдейя»). Благодаря свему разумному и творческому началу человек в Античности фактически обожествляется, а Космос очеловечивается, т.е. два начала – субъективное и объективное – стремятся навстречу друг другу, они уравновешены и гармонизированы. Эта сбалансированность универсально-всеобщего и индивидуального и сделала Античность «нормой и недосягаемым образцом» (К. Маркс), столь притягательным для последующих культур.
Литература Античная цивилизация / Отв. ред. В.Д. Блаватский. - М., 1973 Античность как тип культуры / Отв. ред. А.Ф. Лосев. – М., 1978 Боннар А. Греческая цивилизация. В 3-х т. - М., 1992 Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. - М., 1983 Гаспаров М.Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре. – М., 1996 Древние цивилизации / Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина. - М., 1989 Зелинский Ф.Ф. История античной культуры / Ред. и прим. С.П. Заикина. 2-е изд. – С.-Петербург, 1995 Культура Древнего Рима: В 2-х т./ Отв. ред. Е.С. Голубцева - М., 1985 Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима /Пер. с польского В.К. Ронина. - М., 1990 Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития: В 2-х книгах.- М., 1992 Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Уроки античной культуры. – Обнинск, 1996 Соколов Г.И. Искусство Древней Греции. - М., 1980 Суздальский Ю.П., Селецкий Б.П., Герман М.Ю. На семи холмах: Очерки культуры Древнего рима. – М., 1965 Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. – М., 1989 Тронский А.М. История античной литературы. - М., 1988 Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы. –Л., 1993
Глава 4 КУЛЬТУРА АНТИЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
4.1. Античность как новый тип культуры и цивилизованности 4.1.1. Культурогенез Античности. «Осевое время» 4.1.2. «Осевые» цивилизации «западного» и «восточного» типа 4.1.3. «Осевая» культура Индии 4.1.4. «Осевая» культура Китая 4.2. Типологическая характеристика европейской Античности 4.2.1. Древняя Греция и Древний Рим как локальные цивилизации европейской Античности 4.2.2. Ментально-ценностное ядро античной культуры 4.2.3. Типология культурной практики 4.3 . Культурная практика в Древней Греции 4.4 .Культурная практика в Древнем Риме Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 2511; Нарушение авторского права страницы