Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Четвёртый праведный халиф Али ибн Абу Талиб
Али ибн Абу Талиб (погиб в 40/661) – выдающийся политический и общественный деятель, двоюродный брат и зять Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), его ближайший сподвижник, 4-й праведный халиф. Его также называли Абу Хасаном, Абу Турабом и Хайдаром. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) назвал его Муртаза – «заслужившим довольство, избранным», и Маула (это слово имеет много значений, например, «хозяин», «любимый»). Во время халифата Али получил титул амир аль-муминин («повелитель правоверных»). Его отцом был Абу Талиб, матерью – Фатима бинт Асад, дедом – `Абд аль-Мутталиб. С малых лет Али находился возле Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), был одним из первых принявших Ислам (в 10 лет) и отдал всю жизнь служению идеалам Ислама. Не отлучался от Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) на протяжении всего мекканского периода его жизни. Когда накануне хиджры мекканцы попытались убить Пророка (мир ему и благословение), Али, рискуя своей жизнью, занял его место и отвлек внимание заговорщиков, дав Пророку (мир ему и благословение) возможность выехать в Медину. Уехав в Медину, Али был рядом с Пророком (мир ему и благословение) во всех его делах. В битве при Бадре (2 г. х.) был знаменосцем мусульман. Непосредственно перед битвой сразился с одним из лидеров мекканских язычников Валидом ибн Мугирой и убил его, затем поспешил на помощь Абу Убайде и убил его противника. За героизм его прозвали «Лев Аллаха». Пророк (мир ему и благословение) подарил ему меч с раздвоенным лезвием – «Зульфикар». После победы при Бадре ему в качестве трофея были переданы меч, щит и верблюд. После битвы при Бадре женился на Фатиме – дочери Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). От этого брака родились 3 сыновей – Хасан, Хусайн и Мухсин, и 2 дочери – Зайнаб и Умм Кульсум. В битве при Ухуде (3 г. х.) лично защищал Пророка (мир ему и благословение), получил ранения. Отличился в сражениях с иудеями в оазисе Хайбар (6 г. х.). При завоевании Мекки был знаменосцем мусульманской армии и вместе с Пророком (мир ему и благословение) сокрушил идолов Каабы, затем участвовал в битвах против племен Хавазин и Сакиф (8 г. х.). В момент избрания Абу Бакра первым халифом Али был занят подготовкой похорон Пророка (мир ему и благословение). Али отличался не только своими боевыми качествами, но и мудростью и ученостью. После смерти Пророка (мир ему и благословение) всеми силами способствовал укреплению Халифата и развитию мусульманского общества. В правление халифа Умара исполнял обязанности верховного кадия (судьи) Халифата. Умар часто советовался с ним по различным государственным вопросам и, выезжая из Медины, оставлял Али вместо себя. Непосредственно перед смертью Умар назвал Али одним из 6 кандидатов на должность главы государства. В период правления халифа Усмана продолжал деятельность в качестве верховного судьи. При осаде дома Усмана пытался отвести от него опасность и вел переговоры с мятежниками, отправил сыновей Хасана и Хусайна на защиту халифа. После убийства Усмана Али было предложено возглавить государство. Он долго отказывался от власти, но в 35/656 г. стал 4-м Праведным халифом. Али пришел к власти в период гражданской войны в Халифате: народ и сподвижники Пророка (мир ему и благословение) требовали немедленного наказания убийц Усмана, мятежники же обладали достаточными военными силами. Али попытался заручиться доверием всех сподвижников и правителей провинций. В 36 г. х. отправился в Басру, где сосредоточились мятежники, для переговоров с вдовой Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) Аишей и влиятельными сподвижниками Тальхой и Зубайром. Мятежники спровоцировали между сторонами бытовой конфликт, который привел к крупной битве, названной «Верблюжьей» (Джамаль). Несмотря на победу войск Али, политическое положение еще более осложнилось. Против него выступили различные группировки в Египте и Ираке. Самое серьезное сопротивление халиф Али встретил в лице правителя Сирии Му`авии ибн Абу Суфьяна, отказавшегося признавать его в качестве халифа. В сражении при Сиффине (37 г. х.) теснимые воины Му`авии нанизали на копья листы Корана и призвали Али к Божьему суду. Али согласился подчиниться решению третейского суда, но суд окончился безрезультатно, а часть сторонников Али отошла от него и образовала секту хариджитов, которые выступили как против Али, так и против Му`авии. В битве при Нахраване (38 г. х.) Али разгромил основные силы хариджитов, но не смог полностью ликвидировать мятеж. Хариджиты увеличивали влияние, проникли во все сферы общественной и политической жизни Халифата, в т. ч. в армию Али, использовали тактику партизанской борьбы, заговоров, совершали террористические и диверсионные акции. Воспользовавшись расколом в лагере Али, Му`авия перешел к активным действиям. В 38 г. х. его полководец Амр ибн аль-Ас захватил Египет, в 39 г. х. сирийцы заняли Ирак, в 40 г. х. войска Му`авии вошли в Хиджаз и Йемен. Армия Али сумела остановить наступление, но сам халиф пал от руки хариджита Ибн Мулджама, отомстившего за поражение при Нахраване. Али - один из лучших знатоков Корана, тафсира, хадисов, фикха. Всем этим наукам он научился непосредственно у Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), который высоко ценил Али как способного и грамотного человека. Али знал наизусть весь Коран и был одним из секретарей Пророка (мир ему и благословение), запоминал и записывал полученные Мухаммадом (мир ему и благословение) Откровения (вахй). Даже став руководителем государства, не оставлял занятий наукой и поощрял ее развитие, основал школу в Медине, продолжал выдавать правовые предписания (фетвы). Али обладал многими положительными качествами, был храбр, бесстрашен, стойко переносил тяготы и лишения, никогда не падал духом и не терял надежды, добивался цели или боролся до последнего. Хиджра Посланника Аллаха (с.а.в.) Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, покинул свой дом. Выйдя из дома, окруженного заговорщиками, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, бросил им на головы горсть земли, произнеся при этом слова Всевышнего Аллаха: «Воздвигли Мы преграду перед ними и позади них, набросили на них покров, и не видят они» (Йа Син, 9), и Аллах лишил их зрения так, что они не заметили Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которому удалось беспрепятственно уйти к дому Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, откуда они вместе вышли через маленькую дверку, после чего они еще до зари добрались до пещеры на горе Саур, которая находится на расстоянии примерно пяти миль к югу от Мекки. ТРИ НОЧИ В ПЕЩЕРЕ Когда они достигли этой пещеры, первым туда проник Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, желавший удостовериться в том, что Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, ничего там не угрожает. Он расчистил место и заткнул дыры своим изаром (наплечным покрывалом), после чего туда вошел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и они улеглись спать. Во сне Абу Бакра ужалил скорпион, но он даже не сдвинулся с места, однако его слеза упала на лицо Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, отчего он проснулся и спросил, что случилось. Абу Бакр ответил: «Меня ужалил скорпион, да станут родители мои выкупом за тебя! », и тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поплевал на место укуса, и боль утихла. Они скрывались в этой пещере в течение трех дней и вместе с ними там проводил ночи сын Абу Бакра Абдулла, который был умным и сообразительным юношей. Он уходил из пещеры затемно, чтобы к утру уже быть в городе, и курайшиты думали, что он ночевал в Мекке. Там он узнавал все новости и замыслы курайшитов, а с наступлением темноты возвращался в пещеру и обо всем рассказывал беглецам. Когда темнело, к ним приходил также и вольноотпущенник Абу Бакра Амир ибн Фахира, пасший овец, молоком которых они поддерживали свои силы. Что же касается людей, посланных курайшитами к дому Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то они ждали пробуждения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, до самого утра, чтобы схватить и убить его, когда он выйдет из дома. Что же касается Али, да будет доволен им Аллах, то утром он поднялся с постели Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, вышел из дома и оказался у них в руках. На все вопросы о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Али отвечал: «Не знаю я о нем ничего», и тогда они принялись избивать его, притащили его к Каабе и некоторое время никуда от себя не отпускали, но все их усилия пропали даром. Затем они отправились к дому Абу Бакра и стали расспрашивать о нем его дочь Асму, которая на все вопросы также отвечала: «Не знаю! », за что Абу Джахль дал ей такую пощечину, что серьга, которую она носила в ухе, оторвалась и упала на пол. А потом курайшиты повсюду разослали своих людей на поиски беглецов, назначив награду в сто верблюдов тому, кто сумеет доставить их в Мекку живыми или мертвыми. В ходе поисков курайшиты добрались и до той пещеры, где скрывались те, кого они искали, и были от них так близко, что обязательно увидали бы их, если бы посмотрели себе под ноги. В этот момент Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, стал испытывать сильнейшее беспокойство за посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, но он сказал ему: «О Абу Бакр, что думаешь ты о тех двоих, третьим для которых стал Сам Аллах? Не печалься, ведь Аллах с нами! », и курайшиты не заметили их.
НА ПУТИ В МЕДИНУ Ночью в понедельник, в первый день месяца раби аль-авваль 1 года Хиджры к ним пришел проводник Абдулла ибн Урайкиз аль-Лайси, пригнавший с собой двух верблюдиц. Абу Бакр и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сели на них и двинулись в путь в сопровождении Амира ибн Фахиры. Сначала проводник повел их на юг, в сторону Йемена, а удалившись от Мекки на некоторое расстояние, он повернул на запад и вывел их на побережье Красного моря. Затем он свернул на север и повел их по дороге, пролегавшей поблизости от моря и редко использовавшейся людьми. Они шли всю эту ночь и еще половину дня, а потом Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, остановился на отдых в тени скалы. Тогда Абу Бакр принялся исследовать местность. Ему встретился пастух, и он купил у него молока, а когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проснулся, он напоил его этим молоком, и они снова двинулись в путь. На второй день пути они добрались до палаток Умм Ма‘бад, стоявших в аль-Мушаллале, что находится на расстоянии примерно ста тридцати километров от Мекки, и попросили у нее чего-нибудь поесть. Она принесла им свои извинения, сказав, что все овцы находятся на дальних пастбищах и что за ее шатром есть только одна овца, которая не дает ни капли молока. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, попросил у нее разрешения подоить эту овцу и надоил большой сосуд молока, который с трудом могли поднять несколько человек. Этим молоком Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, досыта напоил Умм Ма‘бад и всех спутников, напился сам, а потом он снова надоил полный сосуд и оставил его этой женщине, после чего они продолжили свой путь. А через некоторое время домой вернулся муж этой женщины, который очень удивился, увидев молоко, и спросил жену, откуда оно взялось. Она рассказала ему обо всем, подробно описав ему внешность Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и сообщив ему о том, как он держался, и что говорил. Выслушав ее рассказ, Абу Ма‘бад сказал: «Клянусь Аллахом, это курайшит, к которому я хотел бы присоединиться, и обязательно сделаю это, если только смогу! » А на третий день жители Мекки услышали какой-то голос, звуки которого раздались в нижней части города и прокатились до верхней его части, но никто из мекканцев так и не увидел говорившего: «Даровал Аллах, Господь людей, лучшую награду Свою двум товарищам, остановившимся у палаток Умм Ма’бад. Пришли они туда праведными и ушли праведными. И преуспел тот, кто стал товарищем Мухаммада! » А когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, со своими спутниками направился в Кудайд, их стал преследовать некий Сурака ибн Малик, желавший получить награду, объявленную курайшитами за их поимку, однако когда он приблизился к ним, его конь споткнулся, и Сурака упал на землю. Поднявшись на ноги, он принялся гадать по стрелам, чтобы узнать, стоит ли причинять вред этим людям. Ответ, полученный им, был отрицательным, однако он не придал этому значения, снова сел на коня и приблизился к ним настолько, что смог услышать, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, читает аяты Корана. При этом Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, даже не оборачивался, в то время как Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, все время смотрел по сторонам. Тут конь Сураки по колени увяз в земле, и он снова упал с него. Встав на ноги, Сурака вытащил своего коня, увидев, что от следов его копыт к небу стала подниматься пыль, подобная густому дыму. Тогда Сурака опять стал гадать по стрелам и опять получил отрицательный ответ, после чего им овладел великий страх, и он понял, что дело посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, победит. Тогда он обратился к ним, сказав, что идет с миром, а когда они остановились, Сурака подошел к ним и рассказал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, о решении, принятом курайшитами, и о том, почему люди ищут их. А потом он предложил посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, свои припасы и вещи, которые могли пригодится ему в пути, но он ничего не взял, попросив Сураку никому не рассказывать об этой встрече. Сурака же попросил у него охранную грамоту, [16] которую, по велению Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, написал для него на куске пергамента Амир ибн Фахира. А через некоторое время Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, встретил Бурайда ибн аль-Хусайба аль-Аслами, да будет доволен им Аллах, с семьюдесятью всадниками, и все они приняли Ислам, совершив вечерний Намаз, которым руководил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. В вади Бутн Рим путникам встретился караван мусульман, возвращавшийся из Сирии. С этим караваном ехал аз-Зубайр ибн аль-Аввам, который подарил Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Бакру, да будет доволен им Аллах, белые одежды. ОСТАНОВКА В КУБА Во вторник, восьмого числа месяца раби аль-авваль четырнадцатого года пророчества (1 год Хиджры) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, достиг Кубб, селения, расположенного к югу от Медины. Что же касается жителей Медины, то узнав о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, покинул Мекку, они стали каждое утро выходить за пределы города, поджидая его и возвращаясь назад только из-за невыносимой жары. Так было и в один из дней, когда все люди разошлись по домам, кроме некоего иудея, оставшегося на одном из укреплений и увидевшего в полуденном мареве посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его спутников. Увидев их, он не удержался и закричал изо всех сил: «О арабы! Вот удача, которую вы ждете! » Услышав это, мусульмане стали браться за оружие, поднялся шум и люди стали кричать: «Аллах Превелик! », радуясь появлению посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Добравшись до Куба, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, остановился у жилищ людей из рода бану Амр ибн Ауф и некоторое время сидел там молча, тогда как ансары, не знавшие его в лицо, подходили к Абу Бакру, да будет доволен им Аллах, и приветствовали его, думая, что это и есть Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поскольку волосы его были тронуты сединой. Это продолжалось до тех пор, пока на посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не стали падать лучи солнца. Увидев это, Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, укрыл его от солнца плащом, и только тогда люди поняли, кто из них является Пророком, да благословит его Аллах и приветствует. В Куба Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, остановился в доме Кульсума ибн аль-Хидама (по другим же сообщениям, он остановился у Са‘да ибн Хайсама) и прожил там четыре дня, основав за это время в Куба мечеть и успев совершить там несколько Намазов. В пятницу, на пятый день его пребывания в Куба, он послал в Медину за своими родственниками по материнской линии, и когда они, опоясавшись мечами, прибыли к нему, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сел на свою верблюдицу, посадил сзади себя Абу Бакра и двинулся в сторону Медины в окружении своих родственников. Время пятничного Намаза застало Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда он проезжал мимо жилищ рода бану Салим ибн Ауф, и он совершил с этими людьми Намаз, в котором приняли участие сто человек.
ВСТУПЛЕНИЕ В МЕДИНУ После этого Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, продолжил свой путь в Медину, где люди готовились к его встрече, и стены домов, казалось, дрожали от громких восхвалений Аллаха, а на улицы высыпали женщины и дети, декламируя: Взошла над нами полная луна из-за склонов гор, И теперь должны мы быть благодарными, Пока останется хоть один взывающий к Аллаху! О тот, который был послан к нам, Явился ты по велению, которого нельзя ослушаться! И мимо какого бы дома ансаров ни проезжал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, люди хватали его верблюдицу за повод и говорили: «Иди к нам, и ты будешь у нас под надежной защитой! », а он, да благословит его Аллах и приветствует, говорил им в ответ: «Отпустите ее, ибо она получила свое веление! » И когда верблюдица дошла до того места, где ныне находится мечеть Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, она опустилась на колени, но он не спешился, а подождал, и она снова поднялась, прошла еще несколько шагов, но потом повернула назад и снова опустилась на колени на том же месте, и тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спустился на землю. Тут люди снова стали уговаривать его остановиться у них, но всех опередил Абу Аййуб аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, схвативший седло Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и внесший его в свой дом, после чего посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стал говорить людям: «Мужчина должен быть там, где находится его седло! » Что же касается Ас‘ада ибн Зурары, то он взял под уздцы его верблюдицу, и она в течение некоторого времени стояла во дворе его дома. Все знатные люди из числа ансаров зазывали посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, к себе в гости, и каждый вечер люди присылали ему по 3 — 4 блюда с едой в подарок.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 1962; Нарушение авторского права страницы