Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Cенсуализм и эмпиризм Джона Локка
В 1690 году издан «Опыт о человеческом разумении». Писал урывками в течение 20 лет. При жизни трижды переиздавался. Когда Лейбниц пишет полемическое произведение, направленное против этой книги - «Новые опыты о человеческом разумении», то он называет Локка «знаменитый Локк». Книга Ньютона переиздана только через 30 лет. У Локка за 14 лет три издания. Знаменит. Социальная философия. 1690 - два трактата о государственном правлении. 1693 - «Некоторые мысли о воспитании», Локк зарекомендовал себя как теоретик педагогики. Одна из заметных особенностей Локка как философа - полная концентрация внимания на гносеологии. Гносеологическая функция становится главной функцией философии. До Локка никто из философов чистой гносеологией не занимался. У Локка нет никакой онтологии: 1) проблема субъект-объектных отношений 2) проблема источника знания. Отношение познающего субъекта к объекту; проблема источника знания - на первой странице. Все остальное сознательно оставляет в стороне. Даже в проблематике источника знания осознанная рефлексивная позиция. Разум - объект внимания самого разума. Вводит термин «рефлексия», придает ему важное значение. Подчеркивает трудность такой позиции: глаз сам себя не видит; так и разум, приспособленный, чтобы осмысливать действительность.
Локк закладывает основы просветительской философии: разум начинает не признавать над собой никакой власти, кроме власти разума. Разум - верховный судья в решении всех вопросов. Это - главный принцип просветительской традиции. Понятие Просвещения связывают обычно с Францией, но основные идеи этой просветительской традиции были заложены в Англии Ньютоном и Локком, с его принципом, что разум - верховный судья в решении всех вопросов. Механистическая картина мира. Проблема источника и происхождения человеческих знаний ставится Локком с первой главы его работы. Проблема актуальная и для Декарта - есть врожденные знания. Декарт опирается на религиозную традицию, утверждая, что Бог вложил их в душу. Локк один из первых дал резкий ответ позиции Декарта. Имел дело не только с Декартом, но и кембриджскими платониками. Локк начал свои «Опыты» с обстоятельной критики врожденных идей. Он подходит к этому вопросу как эмпирик. Какие идеи могут притязать на статус врожденных? Логические законы, тождества типа «что есть, то есть» и закон недопущения противоречий: невозможно, чтобы одна и та же вещь была и не была. При каких эмпирических условиях мы могли бы убедиться, что такие принципы - врожденные? 1) Если бы эти принципы признавались всеми без исключения. 2) Эти принципы должны действовать автоматически. Но гигантскому большинству людей эти принципы неизвестны. Это факт. У кого мы могли бы наблюдать существование и действие этих принципов, если бы они были врожденными? У тех, у кого менее всего сознание замутнено опытом, у младенцев, дикарей и идиотов. Но на практике ничего подобного: с младенцами понятно, весь этнографический материал свидетельствует о том, что у дикарей никакого представления о логике, у идиотов - тем более. Таких представлений как раз нет. С точки зрения этих эмпирических фактов не можем признать, что есть врожденные знания. Локк пытается исследовать этические принципы на предмет их врожденности. Нет этического принципа, который бы признавался всеми людьми. Существуют разные традиции. Даже идея Бога не может быть признана врожденной из-за наличия атеистов. Ни о какой врожденности знаний речи идти не может. Это предварительное соображение. Если бы не было другого способа объяснить источник наших знаний, они могли бы сгодиться. Но есть другой способ, и он более убедителен. Надо отбросить теорию врожденных идей как в корне ложную. «Нет ничего в уме, чего бы прежде не было в ощущениях» - главный принцип сенсуализма. Душа - tabula rasa (аристотелевское понятие), а заполняет эту доску письменами опыт. Индивид рождается без каких-либо знаний. Существуют две разновидности опыта - внешний, результат воздействия на наши органы чувств объектов, и внутренний, это внутренние чувства, рефлексия. Свое собственное состояние - внутреннее состояние ума. Деятельность ума отличается сложностью - это и мышление, и сомнение, и вера, и желания, и т.д. Сенсуалистическая традиция до Локка - достаточно древняя, устойчивая (Демокрит, Эпикур, номиналисты). Локк опирается на английскую традицию (Роджер и Фрэнсис Бэконы, Гоббс). Локк наиболее отчетливо выставляет эту традицию, предлагая рафинированный принцип сенсуализма. Исходный источник знания - ощущения. Ум только комбинирует тот материал, который получил благодаря внешнему опыту. Внешний опыт - главный и первоначальный источник знаний. Ум проводит большую и самостоятельную работу. Что является основой самой способности ума к такой работе? Задатки, способность ума к восприятию внешнего опыта и его обработке. Эти задатки, способности врождены. Внешний и внутренний опыт составляет основу абсолютно всех знаний. Локк использует слово «идея», понимая под идеей все, что является объектом внимания нашего ума. Он переосмысливает платоновское понятие (вне ума). Кроме идей, в уме ничего нет. Чисто гносеологическое значение. У Платона это онтологическое понятие. Намечается тенденция субъективизма: все наше знание субъективно. Локк различает степени субъективности нашего знания, вводя вместе с Робертом Бойлем различение первичных и вторичных качеств (оно восходит к Демокриту; также Галилей и Гоббс). Терминологию предложил Локк. Первичные качества принадлежат самим вещам, они объективны. Так же как Галилей и Гоббс, имеет в виду только механические свойства тел - протяженность, форма, движение, покой, число и плотность. Все, кроме плотности, Галилей и Гоббс считали объективными. Плотность введена в число объективных качеств не без влияния кембриджских платоников: есть осязаемость, отсутствие проницаемости. Все остальные свойства - вторичные, они субъективны гораздо в большей степени, чем первичные, не принадлежат объектам. Не вторичных качеств в самих телах. Они существуют только в субъекте. Основания для существования в субъекте этих качеств объективны - это первичные качества мельчайших тел, из которых составлены объекты. Это не обман чувств, а продукт воздействия объектов с первичными качествами. Мир детерминирован, это позиция материалистическая. Сочетается с эмпирицизмом, а эмпирицизм противоречит рационализму по проблеме источника знаний. Представители эмпирицизма полагают, что познание начинается с ощущений, а рационалисты считают, что объективные свойства вещей только умопостигаемы. Основания различения первичных и вторичных качеств (Демокрит, Аристотель): первичные качества постигаются несколькими ощущениями (два органа чувств), вторичные - только одним. Протяженность постигается и зрением, и осязанием. Первичные качества - механические свойства, и только механические. Механистическая картина мира Основные идеи Джона Локка Локк вводит различие идей на простые и сложные. Фундамент всего содержания нашего знания - простые идеи, продукт внешнего и внутреннего опыта (протяженность, покой, движение, все первичные качества). Они имеют свои модусы: движение - ходить, ползать, летать. Простые идеи рефлексии - мышление и хотение (сила - разум и воля, соответственно). Определяются через гносеологию. Модусы простых идей рефлексии - суждение, вера. За эти границы опыта мышление не может выйти. Разум оказывается за границами пассивным, только рецептивным. Активная способность - когда комбинирует простые идеи в сложные. Способы комбинирования: сравнение сопоставление абстрагирование соединение. Три разновидности сложных идей - модусы, субстанции, отношения. Сложные идеи модусов - такие сочетания или комбинации идей, содержание которых мыслится как не существующее самостоятельно - как действия субстанций. Самые важные идеи модусов - идеи пространства, времени и числа. Идея пространства формируется внешним опытом. Сопоставление с позицией Ньютона - Ньютон различает абсолютное и относительное пространство. Локк отбрасывает понятие абсолютного пространства: абсолютное пространство чисто умопостигаемая сущность, в опыте не дано, пустое понятие. Дано только относительное пространство. Онтологическая проблема решается исходя из гносеологических предпосылок. Время - сложная идея. Источник - внутренний опыт. Локк не признает абсолютного времени, только относительное время, которое дано нам в опыте. Отрицание объективности времени. Основа понятия времени - внутренний опыт. Время существует благодаря внутренней духовной жизни. Время субъективизировано. Сложные идеи субстанций предполагают самостоятельное существование объектов. Здесь Локк примыкает к Аристотелю - понятие первой сущности, субстрата. Если есть нечто, как самостоятельная сущность, у него есть субстрат. Существуют простые субстанции (аристотелевский подход) - человек, камень; и собирательные - семья, народ (состоят из множества отдельных объектов). Локк рассматривает понятие субстанции с гносеологических позиций - он сводит ее к набору свойств, которыми обладает какой-то объект, причем этот набор обладает целостностью (яблоко, например, зеленое, круглое, кислое). Если простая субстанция - это целостный объект, обладающий свойствами и у нее есть субстрат, то мы должны ввести понятие субстанции как носителя свойств. Локк замечает, что с чисто эмпиристической точки зрения мы никогда не воспринимаем субстанцию, только свойства. Непосредственно в опыте субстанция не дана - «неопределенное предположение неизвестно чего». Вопрос о существовании субстанции - вопрос веры, а не знания. Сложные идеи отношения - результат сравнения простых идей. Идея отца и идея сына - нет отца, нет и сына, и наоборот. Общество и государство Локк Человек мыслится как единичное эгоистическое существо. Отсюда следуют представления об обществе и государстве. Различает естественное и гражданское состояние человека. Естественное состояние - когда человек руководствуется эгоистическими интересами. Государство - продукт общественного договора. Вступает в полемику с Робертом Дилмером, который в 1680 году выпустил книгу «Патриарх, или Власть королей». Власть - от Бога. В 1690 году Локк издает два трактата о государственном правлении. В свободном, естественном состоянии люди свободны, равны и независимы. Главное содержание жизнедеятельности - борьба за самосохранение. Этот круг идей знаком по Гоббсу и Спинозе. Локк добавляет очень высокую оценку собственности и труда. Собственность неотделима от труда, вместе они составляют основу человеческой культуры. Труд создает стоимость. Государство не может отчуждать от человека все права - неотчуждаемы права собственности и свободы, для этого люди создали государство. По Гоббсу, государство может буквально все. Локк более мягко подходит к проблеме. Идея разделения властей. Разделение властей - условие соблюдения прав человека. Должны существовать три власти, независимые друг от друга. Это законодательная власть (парламент) исполнительная власть (суд и армия) федеративная власть (внешняя политика государства, государство выступает как представитель всего общества в отношениях с другими государствами). Локк - один из основоположников либерализма. Решение проблемы соотношения государства и церкви. Ни государство в жизнь церкви не вмешивается, ни наоборот. Концепция веротерпимости, исключая атеистов. Неприятие атеизма. Локк пересаливает в том смысле, что слишком часто заверяет читателя в том, что он верующий. Может быть, это не очень так. Идея Бога - неврожденная идея, Бог в опыте не дан. Суть сенсуалистической позиции в теории познания подводит к выводу, что наличие определенной идеи в нашем уме - не гарантия истинности этой идеи (Локк). Все знания из опыта. Решить этот вопрос исходя из гносеологии Локка невозможно. Дальше углубляет эти сомнения Юм, а французские материалисты прямо отвергли Бога. Может быть, Локк чувствовал, что его философская позиция ведет к атеизму. Популярное: |
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 2135; Нарушение авторского права страницы