Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Кризис или триумф материализма?



 

Как уже отмечалось, материалистическое понимание истории, а вместе с ним научный материализм и марксизм в целом встретились с самой серьезной трудностью, с какой они когда-либо сталкивались с момента создания их Марксом и Энгельсом. Эта трудность связана с тем, что физический труд в современном постиндустриальном обществе непрерывно сокращается и перестает быть главной производительной силой. Его место все в большей степени занимает умственный труд.

Глубинной стороной происходящих в производстве изменений является постепенное формирование всеобщего труда. Преобладающее значение в таком труде будут иметь общая универсальная способность к труду и наиболее универсальные приемы труда или операции, которые могут безболезненно переноситься из одних видов труда будущего в другие. По-видимому, непосредственной основой (или одной из них) разделения всеобщего труда окажется индивидуальный труд, индивид. Во всеобщем труде существует, очевидно, специфическое разделение труда, не связанное с тем разделением человеческой сущности, которая характерна для разделения труда на умственный и физический.

Всеобщий труд вызывает к жизни новые тенденции, далеко не понятые нами. Поскольку этот труд имеет зачаточный, неразвитый характер, мы не в состоянии адекватно схватить, осознать коренные его особенности как материального процесса. Для осознания новой материальной реальности потребуются также новые сложные формы абстракции, не выработанные еще в современном марксизме. Научный, всеобщий труд есть выражение глубинных сторон человеческой сущности, человеческого бытия, которые во многом еще скрыты от нас. Пока природа всеобщего труда не будет достаточно понята, останутся непонятными и глубинные стороны человеческой сущности и, следовательно, существенные стороны материи, материального.

Переход к подлинной истории общества, связанный со всеобщим трудом как основой истинно человеческого существования, приведет, по-видимому, к созданию нового уровня материалистического понимания истории, научного материализма, марксизма в целом, к утверждению в обществе строго научных представлений о сущности человека и истории.

Подлинный расцвет научного материализма, понимания мира, человеческого бытия и человеческой сущности еще впереди.

_____________________________

1Грэхем Л. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М., 1991. С.416.

2Кууси П. Этот человеческий мир. М., 1988. С.93-94.

3Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. С.493.

4См.: Ленин В.И. Карл Маркс // Полн. собр. соч. Т.26. С.56.

5Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. С.631.

6Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. Соч. Т.13. С.6.

7Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.18. С.343.

8Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.42. С.126.

9См.: Рассел Б. Почему я не христианин. М., 1978. С.112.

10См.: Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1961. Т.1. С.393.

11Цит. по: Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972. С.218.

12Цит. по: Нерсесянц В. С. Политические учения Древней Греции. М., 1979. С.158.

13См.: Аристотель. Никомахова этика. Соч. М., 1984. Т.4.

14Социально-философские взгляды изложены им в главном труде “О граде божьем” (в 30 книгах). В первых пяти книгах выясняются причины падения Рима, в пяти последующих – рассматриваются заблуждения и ошибки античных философов, в двадцати остальных – описывается борьба светского града (государства) и царства божьего – церкви.

15Соловьев В. Статьи и письма //Новый мир. 1989. № 1. С.229-230.

16Из идеи всемогущества бога следует, что он не оставит свои создания без знания своих законов, но дает им это знание лишь в той мере, в какой оно необходимо людям для того, чтобы они могли подчиняться его воле.

17Цит. по: Ярошевский Т.М. Личность и общество. М., 1973. С.520-521.

18Там же. С.505.

19Спиноза Б. Избр. произв. М., 1967. Т.2. С.79.

20Спиноза Б. Избр. произв. Т.1. С.323-324.

21Гольбах П.А. Избр. произв. М., 1963. Т.2. С.92.

22Там же. С.578.

23Гельвеций К.А. Соч. М., 1973. Т.2. С.238.

24Там же. С.375.

25Кант И. Соч. Т.4. Ч.1. С.455.

26Там же. С. 347. В Евангелии этот закон сформулирован так: “поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе”.

27“Золотое правило”, связанное с именами Хилела, Фалеса, Конфуция, в его распространенной формулировке таково: “не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе”. В Евангелии оно дано в формуле: “не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе”.

28Кант И. Соч. Т.4. Ч.1. С.79-82.

29Там же. С.455.

30В “Нравоучении” (1797) и “Закрытом торговом государстве” (1800) Фихте отделяет практическую деятельность от нравственной, считая, что наукоучение должно быть также и собственно практическим, включающим в себя биологические и трудовые отношения к миру.

31См.: Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С.68.

32Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. М., 1959. С.168.

33Он же. Политические произведения. М., 1978. С.290.

34Он же. Философия права. С.437-439.

35Там же. С.440.

36Гегель Г.В.Ф. Философия права. С.289.

37Там же. С.462-463.

38Гегель Г.В.Ф. Философия права. С.469.

39Гегель Г.В.Ф. Соч. Т.8. С.27.

40Фейербах Л. Избр. филос. произв. М., 1955. Т.2. С.883.

41Там же. С.641.

42Там же. С.406.

43Там же. С.408.

44Там же. С.496.

45Герцен А.И. Собр. соч. Т.6. С.14-15.

46Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т.6. С.94.

47Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. Т.3. С.182.

48Там же. Т.10. С.441.

49Плеханов Г.В. Избр. филос. произв. М., 1956. Т.2. С.216.

50См.: Соловьев В.С. Три силы // Новый мир. 1989. № 1. С.198-204.

51Соловьев В.С. Статьи и письма // Там же. С.229-230.

52См.: Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

53См.: Федоров Н.Ф. Соч. М., 1913. Т.2.

54См.: Там же. С.350.

55Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1912. С.107.

56Бердяев Н.А. О России и русской философской культуре. М., 1990. С.235, 258.

57Циолковский К.Э. Избр. труды. М., 1962. С.207-208.

58См.: Философские проблемы астрономии XX века. М., 1976.

59Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М., 1977. С.19, 33.

60Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Спб., 1871. С.90.

61Там же. С.94.

62Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. Спб., 1885. Т.1.

63См.: Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.

64Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990. С.230-247.

65Ницше Ф. Собр. соч. Т.4. С.330.

66См.: Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 1989. № 2. С.26.

67Там же. С.33.

68Там же. С.31.

69Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. С.344.

70Там же. С.336-337.

71См.: Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

72Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С.56-59.

73Там же.

74Там же. С.256-270.

75Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. С.111, 120.

76Там же. С.55-57, 121.

77Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990, С.21.

78Фромм Э. Бегство от свободы. С.24-25.

79Там же. С.107.

80Шпенглер О. Закат Европы. М., 1923. С.159-165.

81Этот труд включает 12 томов, издававшихся на Западе в течение 27 лет (с 1934 по 1961 гг.). Изданное на русском языке “Постижение истории” (М., 1991) охватывает ранний период творчества автора (примерно с 1914 по 1952 гг.). В целом его творческая деятельность продолжалась шесть десятилетий (до середины 70-х гг.).

82По Тойнби, цивилизация – это устойчивая общность людей, объединенных духовными, в первую очередь религиозными, традициями и территорией. На ранних этапах развития цивилизации духовной общности соответствует экономическая и политическая общность, а на поздних – сохраняется преимущественно духовная связь, так как в экономическом и политическом отношениях общество все более становится всемирным.

83Из 26 биографий, приводимых в “Исследовании истории”, посвящены основателям религии – 7, государственным деятелям – 5, полководцам – 4, историкам и политическим мыслителям – 8, философам – 1, поэтам – 1. Великими историческими деятелями России Тойнби считал Петра I и В.И. Ленина.

84Под “высшими религиями” Тойнби имеет в вилу “такие религии, которые устанавливают прямой контакт индивидуального человеческого существа с конечной духовной реальностью вместо предоставления ему лишь непрямого контакта с ней через посредство либо нечеловеческих сил природы, либо институтов, олицетворяющих коллективную человеческую силу.

85По Тойнби получается, что великие исторические повороты вызывались изменениями в религии. В действительности процесс становления мировых религий, как было показано ранее, явился специфическим для своего времени духовным выражением и сопровождением определенных этапов развития рабовладельческого строя или становления феодализма в соответствующих странах. Иными словами, развитие “мировых религий” при всей их огромной роли для определенных эпох и стран не только не лежало в основе социально-экономических процессов, но, напротив, находилось в решающей зависимости от них.

86См.: Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

87Цит. по: Семенов Ю.И. Социальная философия А. Тойнби. М., 1980. С.182-190.

88Маркс К. Капитал. Т.1. С.34. Предисловие.

89Энгельс Ф. Письмо И. Блоху, 21 сентября 1980 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.37. С.396.

90См. об этом: Корнфорт С. Открытая философия и открытое общество. М., 1972; Парсонс Г. Человек в современном мире. М., 1985; Печен А. Человеческие качества. М., 1986; Фромм Э. Бегство от свободы.

91Кууси П. Этот человеческий мир. М., 1988.

92Энгельс Ф. Письмо И. Блоху, 21 сентября 1890 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.37. С.395.

93Энгельс Ф. Письмо К. Шмидту, 27 октября 1890 года // Там же. С.421.

94Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.18. С.343.

95Там же. Т.33. С.7.

96Там же. Т.30. С.123.

97Там же. Т.45. С.381.

98Ленин В.И. Детская болезнь “левизны” в коммунизме // Полн. собр. соч. Т.41. С.80.

99Цит. по: Гальчинский А.С. К. Маркс и развитие экономической мысли Запада. М., 1990.

100Кууси П. Этот человеческий мир. М., 1988. С.95. Там же. С.102.

101Там же. С.102.

102Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3. С.19.

103Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. С.631.

104Там же. С.631.

105См.: Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

106Шошар П. Человеческий мозг – орган прогресса // Какое будущее ожидает человечество? Прага, 1964. С.273-277.

107Беляев Д.К. Проблемы биологии человека: генетические реальности и задачи синтеза социального и биологического // Природа. 1976. №6. С.29.

108Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3. С.19.

109Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.12. С.725.

110Маркс К. Капитал. Т. 1.С.188.

111Там же. С.188-192.

112Там же. С.51-52.

113Маркс К. Капитал. Т.1. С.52-53.

114Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Гл.1. С.24.

115См.: Парсонс Г. Человек в современном мире. М., 1985.

116Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999. Кастельс М. Информационная эпоха, Экономика, общество и культура. М, 2000.

117Белл Д. Указ. соч. С.XCL.

118Кастельс М. Указ. соч. С.4.

119Белл Д.Указ. соч. С.XCIX.

120Кастельс М.Указ. соч. С.77.

121Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2001. С.453, 452.

122Кастельс М.Указ соч. С.175.

123Там же. С.26, 40, 41.

124Там же. С.262, 265.

125Там же. С.144, 22.

126Там же, С.485.

127Маркс К. Капитал. Т.III, Ч.1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд. Т.46, Ч.2. С.212-215.

128Там же.

129См.: Орлов В.В., Васильева Т.С. Философия экономики.Изд. 1, 2. Пермь, 2005, 2006.

130Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.24. С.124

131Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3. С.4.

132Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.39. С.15.

133Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. С.186.

134Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.28. С.427.

135Харрингтон М. Постепенное движение к далекой цели // Коммунист. 1991. №7. С.15.

136Диверсификация – расширение объектов деятельности, номенклатуры продукции, производимой монополистическими объединениями.

137См.: Чибиков Г. Эксплуатация: как ее теперь понимать? // Коммунист. 1990. №11.

138Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21. С.98.

139Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.33. С.85.

140Там же. С.99.

141Там же. С.101.

142Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.41. С.80.

143См.: Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. 1960. №1; Его же. Биологическое и социальное в психике человека // Там же.

144Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Гл.1. С.23.

145Там же. С.23.

146Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990. С.230-247.

147Там же.

148Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.8. С.145.

149Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Гл.1. С.18.

150Фромм Э. Бегство от свободы. С.25.

151Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1. С.242.

152Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. С.156.

153Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3. С.19.

154Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.2. С.39.

155Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. С.586.

156См.: Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. С.563.

157Цит. по: Ярошевский Т.М. Личность и общество. М., 1978.

158Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.4. С.162.

159Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.12. С.736.

160Там же. Т.3. С.60.

161Переход к скотоводству и земледелию называют “неолитической революцией”, которая, по мнению археологов, длилась около 300 лет. Она вызвала первый в истории человечества демографический взрыв, породила ряд новых производств, ускорила переход к оседлости, положила начало расцвету искусства малых форм (роспись керамики и т.п.).

162См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21. С.162.

163Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.19. С.98.

164Цит. по: Тихонов В. Будущее человеческой цивилизации в России. М., 1996. С.15.

165Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.46. Ч.1. С.213-214.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Тема 1. Социальная философия, ее проблематика и основные

направления 4

Тема 2. Основные этапы развития социальной философии 13

2.1. Социально-философская мысль в античную эпоху 20

2.2. Социально-философские взгляды Средневековья 30

2.3. Социально-философские взгляды Нового времени 38

2.4. Классическая немецкая социальная философия 48

2.5. Русская социальная философия XVIII–XX вв. 72

2.6. Западная социальная философия второй половины XIX–XX вв. 97

Тема 3. Возникновение научной социальной философии 131

3.1. Предпосылки возникновения исторического материализма 131

3.2. Основные этапы развития научной социальной философии 133

Тема 4. Предмет, структура и функции научной социальной философии 141

4.1. Предмет и структура исторического материализма 141

4.2. Социальная философия и частные науки 145

Тема 5. Человек, или социальная форма материи 153

5.1. Сущность человека 153

5.2. Законы общества 157

5.3. “Сущностные силы” человека 160

5.4. Индивид и общество 167

5.5. Человек как объект биологического исследования 172

5.6. Исторические формы общества 188

Тема 6. Материальное производство – основа жизни общества 193

6.1. Материальное производство: структура и источники развития 193

6.2. Производительные силы: структура и источники развития 197

6.3. Производственные отношения: структура и источники развития 202

6.4. Труд и собственность 204

6.5. Научно-технический прогресс: сущность, основные принципы

и направления развития 224

6.6. Проблема постиндустриального общества 233

Тема 7. Социально-экономическая структура общества 243

7.1. Исторические общности людей 243

7.2. Классовая структура общества 247

7.3. Экономические основы существования классов 249

7.4. Классовая борьба и ее особенности в современную эпоху 254

Тема 8. Политическая организация общества 258

8.1. Происхождение и сущность государства 258

8.2. Экономические основы отмирания государства 261

8.3. Научная теория государства и революции в современную эпоху 263

Тема 9. Духовная жизнь общества 266

9.1. Общественное и индивидуальное сознание 266

9.2. Законы развития общественного сознания 269

9.3. Структура общественного сознания 277

9.4. Формы общественного сознания 281

Тема 10. Личность и общество 288

10.1. Понятие личности и механизм ее формирования 288

10.2. Исторические типы взаимоотношений личности и общества 291

10.3. Роль народных масс и личности в истории 296

Тема 11. Исторический процесс и будущее человечества 297

11.1. Сущность истории человечества 298

11.2. Единство и многообразие исторического процесса 308

11.3. Основные ступени исторического процесса 311

11.4. Смысл истории и его исторические модификации 330

11.5. Кризис человеческой цивилизации и стратегия 332

развития в XXI в.

Кризис или триумф материализма? 342


Учебное издание

 

Васильева Татьяна Степановна

Орлов Владимир Вячеславович

 

Социальная философия

 

Редактор Л.П. Сидорова

Корректор Л.П. Северова

Компьютерная верстка В.М. Ощепкова, Г.А. Мышлявкиной

 

 

Подписано в печать 23.01.2007. Формат 60х84 1/16. Бум. ВХИ.

Усл. печ. л.20, 46. Уч. изд. л.22.

Тираж 1000 экз. Заказ

 

Редакционно-издательский отдел Пермского государственного университета

614990, Пермь, ул. Букирева, 15

 

Типография Пермского государственного университета

614990, Пермь, ул. Букирева, 15

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Bilignostum seu Adipiodon. Бис-(2,4,6-трийод -3-карбокси)анилид адипиновой к-ты
  2. Bizz: Белье стирается вперемешку с чужим или как?
  3. Chasek, Тьма, первобытная пустота – то, откуда появились Князь Тьмы и жизнь. То, откуда двинулся Самаель.
  4. H) опцион на продажу, или опцион пут
  5. I. Перепишите следующие предложения. Определите, является ли подчеркнутая форма инфинитивом, причастием или герундием. Переведите письменно предложения на русский язык.
  6. I. Тест школьной тревожности Филипса
  7. I. Экономика доиндустриальных цивилизаций
  8. II. Девиантологический или релятивно-конвенциональный подход (Я.И. Гилинский)
  9. II. СОЦИАЛЬНАЯ МОРФОЛОГИЯ ИЛИ ГРУППОВЫЕ СТРУКТУРЫ
  10. II. цитогенетический ответ или ремиссия
  11. III. Перепишите и переведите следующие предложения, подчеркните в каждом из них модальный глагол или его эквивалент.
  12. III. Перепишите следующие предложения, подчеркните в каждом из них модальный глагол или его эквивалент. Переведите предложения.


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.07 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь