Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Трансперсональная психология возникла совсем недавно благодаря усилиям небольшой группы калифорнийских психологов, почувствовавших необходимость отделить свои психологические теории и свою практику от гуманистической психологии. Трансперсональные психологи около десяти лет прекрасно существовали в сообществе гуманистических психологов, прежде чем акцент на том, что их объединяло (то есть на необходимости противостоять дегуманизирующему редукционизму), сменился подчеркиванием того, чего не хватало в гуманистической концепции человеческого опыта. Ничего не отрицая в гуманистических представлениях, трансперсоналисты, несмотря на это, сделали главным экстраординарное, запредельное, будь то интимная связь индивида с космосом, измененные состояния сознания или значимость мистического и шаманского опытов. Трансперсонализм представляет собой группу единомышленников - исследователей и терапевтов, - не сформировавшую определенного трансперсонального взгляда на природу человека, то есть не принявшую на себя ответственность создания четко очерченной трансперсональной антропологии. Общим является лишь убеждение, что личность (человек, индивид) может иметь опыт переживаний, который позитивистско-натуралистская философия, отрицающая духовные, внутренние, глубинные измерения, " транскомпоненты", считает иллюзорным. В философских терминах акцент на экстраординарном указывает, что трансперсоналисты гораздо ближе к Платону, чем к Аристотелю или софистам, к Гегелю, чем к Юму, к даосам, чем к конфуцианцам, к ведантистам, суфиям, буддистам и мистикам разного рода, чем к традиционным религиям. В психологическом контексте, этот подход противопоставляется философскому материализму Фрейда и детерминистскому бихевиоризму Скиннера. Приставка транс- в трансперсонализме относится как раз к тому роду реальности и опыта, который в других направлениях философии считается неприемлемым. Становление трансперсональной психологии происходило во многом благодаря деятельности Станислав Грофа (Stanislav Grof). По мнению многих экспертов, наряду с Фрейдом и Юнгом, крупнейший реформатор психологии и психиатрии ХХ века, заложивший основы психологии будущего. Гроф начал свою медицинскую карьеру будучи классическим психоаналитиком, который верил в то, что психоделические вещества, применяемые в психиатрии в контролируемых условиях могут значительно ускорять процесс психоанализа. Однако вскоре беспрецедентное богатство и диапазон переживаний во время сессий ЛСД-психотерапии убедили его в теоретических ограничениях Фрейдовой модели психики и лежащего в ее основе механистического мировоззрения. Возникшая в результате этих исследований новая картография психики состоит из трех областей: 1) (Фрейдового) личного и биографического бессознательного; 2) трансперсонального бессознательного (которое включает в себя и более узкие представления Юнга об архетипичном или коллективном бессознательном); 3) перинатального бессознательного, являющегося мостом между личным и трансперсональным бессознательным и наполненным символизмом и конкретными переживаниями смерти и возрождения (В.В. Майков) Практическое применение трансперсонального подхода в психотерапии можно рассмотреть на примере методики, названной холотропное дыхание (Holotropic Breathwork). Название переводится как “движение к целостности”.Эта психотехника считается самой мощной и поэтому имеющей определенные противопоказания к широкому применению. Обычно не рекомендуется заниматься ей чисто индивидуально, без помощи опытного инструктора. Дыхание осуществляющееся в этом методе: в два раза чаще и в два раза глубже обычного; без паузы между вдохом и выдохом; с форсированным выдохом (дышащий как бы выталкивает воздух из себя). Дышащему предлагается провести весь сеанс, удобно откинувшись назад или лежа на спине, закрыть глаза и сосредоточиться на переживаниях, вызванных дыханием и музыкой, полностью им отдаться, не пытаясь их оценивать. Наиболее верный подход состоит в том, чтобы, не пытаясь анализировать, полностью довериться мудрости тела и бессознательному процессу. В холотропной терапии для вызывания необычных состояний сознания наряду с интенсивным дыханием применяется специальная, соответствующая этим состояниям музыка. Ритуальная музыка, монотонное пение, барабанный бой и др. использовались в течение тысячелетий как мощное средство изменения сознания. Согласно Грофу, в изменённых состояниях сознания музыка помогает мобилизовать старые эмоции и делать их доступными для выражения, интенсифицирует и углубляет процесс, создает значимый контекст переживаний. Искусное применение соответствующей музыки облегчает проявление специфических содержаний – агрессии, эмоциональной или физической боли, сексуальности и чувственности, борьбы за биологическое рождение, экстатических взлетов, океанической атмосферы пребывания в утробе. В холотропной терапии необходимо полностью отдаться потоку музыки, дать ей отзываться во всем теле, реагировать на нее спонтанным и элементарным образом. Последняя составляющая холотропной терапии – “направленная работа с телом”. Она используется только в случае необходимости. Основной принцип направленной работы с телом в заключительном периоде холотропного сеанса состоит в том, чтобы проявить различные формы физического дискомфорта, связанного с эмоциональными проблемами, используя ключи, которые предоставляет тело самого дышащего. Какова бы ни была проблема и в каком бы месте тела ни локализовалось ее проявление, занимающемуся предлагается усилить симптом. В то время как в определенном участке тела неприятные ощущения усиливаются и напряжение поддерживается, человеку предлагается в остальном выражать своим телом все, что он чувствует. Эти действия следует поощрять и продолжать до тех пор, пока не исчезнет эмоциональный или психосоматический дискомфорт и покачеловек не почувствует себя расслабленным и удовлетворенным. Переживания, возникающие у людей в состоянии измененного сознания затем анализируются согласно “картографии сознания”, где они подразделяются на биографический, перинатальный и трансперсональный “уровни переживаний”.
ТРАНСЦЕНДЕНТНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ Составитель “Руководства по современным психотерапиям” Р.Корсини, назвал данный подход, “наколько сложным, настолько и многобещающим”. Его основатель Адриан Ван Каам родился в 1922г. Во время войны участвовал в движении голландского Сопротивления. Приняв сан в 25-летнем возрасте, молодой священник стал задумываться о создании научной системы понятий, пользуясь которыми люди смогли мы лучше понимать себя и помогать друг другу. Тогда им были предложены основные положения того, что позже получило название формативной духовности, которая была признана Американской Психологической Ассоциацией в качестве самостоятельной научной дисциплины. Теоретический аппарат этой науки включает формативную антропологию, личностную теорию, и методы ее практического применения в рамках религиозных традиций, а также формативное консультирование и трансцендентальную психотерапию(транстерапию). Теоретичекие категории этой дисциплины насколько безупречно логичны, настолько и непросты для для быстрого понимания(возможно благодаря традициям католической средневековой схоластики). Изложенная предельно кратко, теоретическая платформа выглядит следующим образом. Формация есть процесс, присущий исключительно человеческой личности. Человек в каждый момент своего существования получает форму и воздействует на формы окружающих людей, вещей и событий. Таким образом существование человека имеет место в формативном поле. Среди остальной живой природы человек выделяется способностью к трансценденции. Под этим подразумевается возможность " выхода за...". Формация человека протекает дискретно и человек приближается к своей таинственной сущности посредством трансценденции во время так называемых трансцендентальных кризисов. Способствование осознанию человеком своих проблем как трансцендентальных, побуждение его выйти за свои пределы, помощь в уяснении им того факта, что он больше самого себя и есть центральная цель транстерапии. В классическом психоанализе, бессознательное содержит инстинкты секса и насилия. В нынешний момент цивилизации, наиболее репрессированной (вытесненной в подсознание) оказвается духовность. Наше сопротивление духовному, наша боязнь трансценденции, то есть страх " выйти за пределы", ощутив чудотворную природу вещей и событий, может проявляться тем, что имея дело с подлинно духовными аспектами жизни мы либо замыкаемся, становясь приниженно робкими, либо раздражаемся, защищая хилые ростки духа, либо прячемся за решетки официальной богословской терминологии. Ван Каам выделяет четыре измерения человеческой жизни. Это социоисторическое, витальное, функциональное и трансцендентное. Именно последнее психологическое понятие коррелирует с теологической категорией духа. В случае гармоничного взаимодействия, то есть консонанса всех четырех измерений, чловеку открывается истинная картина самого себя и окружающего мира. Принимая ее, человек получает возможность жить с преобладающим чувством глубокого благоговения - это обозначается как расположения Awe - в нем приветствие, благодарность, почтительность и радость. Значение трудов ван Каама в том, что он впервые вводит в науку психологии понятие Благодати. Живя по принципу Аве человек празднует каждое мгновение жизни, воспринимая его как приглашение Бога. Именно через " таинство настоящего момента" происходит выход в вечность. Искусство транстерапевта состоит в сочетании нелицемерной любви и строгой дисциплины. Последняя проявляется некоторым отстраннением, дистанциированностью от " сырого материала" кризиса, воздержанностью от психологизирующих гипотез, фальшивого оптимизма. Роль терапевта в том, чтобы на время консультирования поставить клиента в центр, в фокус своего существования. Таким образом терапевт становится как бы спутником своего клиента. В современном русском языке слово спутник имеет два промыслительных значения - в смысле сателлит - так терапевт словно вращается на орбите вокруг клиента, и в традиционном значении - человек разделяющий тяготы пути.
В трансцендентной терапии не разработано ярких и специфических техник. Чаще практикуются групповые встречи, на которых происходит обсуждение классических духовных произведений ( библиотерапия). Одним из оригинальных приемов является специально замедленное чтение – “диалог с текстом”. В индивидуальных сеансах психотерапевт способствует свободному раскрытию клиента навстречу всем аспектам жизненной ситуации, какими угрожающими они бы ни представлялись. Единственно, при условии раскрытия человека может проявиться целительная помощь Существующей Тайны /Благодать в богословской терминологии/, что собственно и является ультимативным терапевтическим фактором в этом подходе. Первый шаг терапии - открытие границ. Когда пациент приходит к специалисту по трансцендентальной терапии, тот прежде всего выслушивает его. Он может лишь спросить: Вы действительно это чувствуете? Пациент должен быть уверен, что понят терапевтом. При этом терапевт должен воспринимать себя не более чем посредником, через которого действует Тайна. Допустимы лишь вопросы типа: Что служит препятствием для Вашего выбора? В чем может быть смысл Вашего опыта? Так клиент приходит к принятию одного из основных положений транстерапии: Кризис это всегда приглашение, в кризисе открываются новые, доселе неизведанные возможности. Постепенно в сознании пациента происходит отказ от абсолютизирования условий жизни, предшествовавших кризису, от отождествления их с абсолютным смыслом бытия. Это еще не конец Вашей истории..." - уверяет его терапевт. Хорошим приемом является рекомендация пациенту подмечать, фиксировать и опираться на JNI -Just Notable Improvement / едва заметное улучшение /. Позиция консультанта во взаимодействии с клиентом проявляется двумя коформантами: сочетанием дисциплины и эмпатии. Консультант, практикующий этот метод никогда не позволяет себе быть уверенными в том что поняли своего клиента до конца. Темнота - " darkness" - необходимый аспект плодотворных отношений между терапевтом и клиентом. Они доподлинно не знают, что происходит в сердцевине их взаимодействия, но могут быть уверены, что там происходит " нечто". Иногда следует запастись терпением чтобы вместе сидеть и ждать в этой темноте. Тогда происходит чудо - клиент становится способным к само-направлению - это означает, что проявилась целительная мощь Тайны. От терапевта требуется высокая степень дисциплины. Она проявляется тем, что психотерапевт не принимает слепо на веру фактуальную историю клиента. Клиент, хотя " требует" избавиться от страдания, но в своем сердце, он жаждет быть целостным. Он требует, чтобы все находилось под контролем, но жаждет быть человечным. Он требует быть здоровым, но жаждет б ы т ь. Среди методических приемов следует отметить практику выборочного повторения -" selective reiteration". Суть этой технике в выделении из речи пациента слов или сочетаний, несущих стрессовую нагрузку. В ней заложено репрессированное знание о себе. Повторение этих " сигнифаеров" позволяет клиенту осознать значение, недоступное ранее из-за " цензуры". Вообще при взаимодействии с клиентом следует, как правило, употреблять его слова. Пользование своими словами или парафраз есть своего рода насилие над клиентом. В этом случае мы разрушаем его бессознательные образы. Следует слушать форму более чем содержание: интонации, созвучия, паузы и со временем для нас становится почти неважной фактуальная сторона истории. Использование этого приема предотвращает замену консультативного процесса светским разговором. Провторение повышает ответственность С-е за то что он произносит, формирует навыки само-направления и предохраняет консультанта от поверхностной интерпретации, заставляя прислушиваться к необычному значению произнесенного. Чем ближе мы держимся к языку консультируемого, тем меньше опасность контр-трансфера. Вторым приемом трансцендентной психотерапии является " narrative appraisal" то есть повествовательная переоценка. Это сердцевина консультативного процесса. Сигнифаеры есть только сырой материал. Смысл в том, чтобы оставаясь верными тексту клиента одновременно расширить его значение. Мы словно читаем между срок, стремясь докопаться до истинного значения слов. Мы разбиваем то, что стремился сказать клиент, его ожидаемый, интенционный смысл для того, чтобы высвободить неожиданное, ненамеренное значение. Это предлагаемая терапевтом попытка трансцендировать предлагаемый клиентом уровень осмысления, при этом клиент всегда имеет право сказать " нет". Повествовательная переоценка это то, что уводит взаимодействие от общего смысла к скрытому значению слов. Происходит переход от функционального к подлинному смыслу. Третьей техникой может быть названо задавание вопросов. Традиционная педагогика предусмаривает знание, которое дает ответы, однако другая модель познания исходит из принятия факта своего незнания. Согласно модели Сократа, приобретение знания есть воспоминание. Следовательно незнание есть то, что мы забываем или репрессируем. Наше незнание есть м о т и в и р о в а н н о е забывание. Франзуский психоаналитик Жак Лакан часто употребляел выражение: страсть к незнанию. В процессе терапии консультант создает условия клиенту для того чтобы тот исследовал свое незнание или, вернее, мотивы своего сопротивления знанию. Принятие факта незнания требуется и от консультанта, но здесь он солидаризуется с клиентом. Таким образом этот новый путь не предполагает ответов. Знание есть лишь отыскание факта сопротивления. Клиент нуждается в незнании консультанта. Он должен понять, что тот также как и он находится в незнании, что консультант не господин, не наставник. У него нет готовых рецептов. Консультант обладает реальным незнанием того что консультируемый знает бессознательно. Консультант, однако может предполагать где лежит сопротивление и как его можно обойти или взломать. Консультант приобретает знание из бессознательного клиента путем придавания смысла выражению этого бессознательного. Знание лежит там, где присутствует сопротивление. Знание эссенциально диалогично. Клиент принимает приглашение консультатанта к исследованию или отказывается от него. Завершить описание этого подхода уместно цитатой из книги А. ван Каама " Искусство экзистенциального консультирования": " Жизнь - это одновременно подарок и задача. В результате хорошей терпии человек приобретает открытость всем аспектам жизни. При этот он воспринимает каждый момент своего существования как выбор со всеми его опасностями и возможностями. Цель психотерапии это облегчение пути от само-центрированности к трансценденции. Человек осознает свои ресурсы и одновременно свою проницаемость. Он начинает задумываться не только о том что он хочет от жизни, но и о том, что жизнь хочет от него". СЛОВНИК Выбор метода психотерапиив зависимости от заболевания (Strotzka, 1986):
7. при комплексных расстройствах с наличием предшествующего предрасположения - глубинно- психологические методы (цит. по Г. А. Обухову, 1989). Гипноз и суггестивная терапия. - По мнению многих исследований, гипноз как таковой не относится к психотерапии, но может быть существенным поспорьем для психотерапевта. В большинстве случаев применение гипноза оправдано при лечении истерических параличей, тиков, потерь памяти. В отечественной психотерапии предлагалось использование гипноза-отдыха для лечения астенических расстройств. Иногда гипнотическое внушение может быть рекомендовано для лечения вредных привычек и зависимостей. Разновидностью внушения в бодрствующем состоянии является одно время распространившаяся процедура “кодирования”. Практика недирективного гипноза или “введение в измененное состояние сознания” является существенной частью НЛП. Рациональная психотерапия – это цепь последовательных этапов в лечебном взаимодействии врача и больного, включающих: 1) изучение личности и генеза заболевания; 2) объяснение правильного взгляда на причину, патогенез болезни и пути преодоления ее; 3) создание индивидуального лечебного режима и изменение отношений; 4) активирование и тренировку личности; 5) закрепление и поддержание выработанных новых отношений и перспективных планов жизнедеятельности. Техника проведения характеризуется директивным подходом с привлечением авторитета, знаний врача, методик убеждения, переубеждения, ободрения, отвлечения. Проведение рациональной психотерапии может быть индивидуальным и групповым. Механизмы личностной защиты. Описаны в психоаналитической теории. Их функция состоит в том, что Эго (сознательная часть человеческой психики) оберегает себя от невыносимого напряжения, испытываемого под воздействием различных сил (внутренних, внешних), с помощью защитных механизмов, таких как вытеснение, отрицание, рационализация, реактивные образования, проекция, изоляция, регрессия и сублимация. Вытеснение — удаление из сознания чувств, мыслей и намерений к действию, потенциально вызывающих напряженность. Однако вытесненные в бессознательное, и “комплексы” продолжают действовать на душевную жизнь и поведение человека и постоянно ищут выхода “наружу”. Поэтому для удерживания их в бессознательном требуется постоянный расход энергии. Отрицание — это попытка не принимать за реальность события, нежелательные для Эго. Примечательна способность в таких случаях “пропускать” в своих воспоминаниях неприятные пережитые события, заменяя их вымыслом. В качестве характерного примера Фрейд приводит воспоминания Чарльза Дарвина: “В течение многих лет я следовал золотому правилу, а именно, когда я сталкивался с опубликованным фактом, наблюдением или идеей, которые противоречили моим основным результатам, незамедлительно записывал это; я обнаружил по опыту, что такие факты и идеи гораздо легче ускользают из памяти, чем благоприятные”. Рационализация — это нахождение приемлемых причин и объяснений для приемлемых мыслей и. действий. Естественно, что эти “оправдательные” объяснения мыслей и поступков более этичны и благородны, нежели истинные мотивы. Реактивные образования (гиперкомпенсация) — поведение, противопоставляемое желанию; это явная или неосознанная инверсия желания. Проекция — подсознательное приписывание собственных качеств, чувств и желаний другому человеку. Изоляция — это отделение психотравмирующей ситуации от связанных с ней душевных переживании. Замена ситуации происходит как бы неосознанно, по крайней мере не связывается с собственными переживаниями. Все происходит как будто с кем-то другим. Изоляция ситуации от собственного Эго особенно ярко проявляется у детей. Взяв куклу или игрушечную зверюшку, ребенок, играя, может “дать” ей делать и говорить все, что ему самому запрещается: быть безрассудной, саркастичной, жестокой, ругаться, высмеивать других и т. п. Регрессия — соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления. Даже здоровые люди, чтобы как-то защититься от постоянного эмоционального прессинга, “спустить пар”, время от времени прибегают к различным формам регрессии. Они курят, напиваются, ковыряют в носу, лепечут по-детски, читают бульварные романы, портят вещи, верят мистификаторам, рискованно водят автомобиль и делают еще массу “глупостей”. Сублимация — это наиболее распространенный защитный механизм, посредством которого либидо и агрессивная энергия трансформируются в различные виды деятельности, приемлемые для индивида и общества. Разновидностью сублимации может быть спорт, интеллектуальный труд, творчество. Сублимированная энергия, по мнению Фрейда, создает цивилизацию. Таким образом, “механизмы защиты — это способ с помощью которых Эго защищает себя от внутренних и внешних напряжений”. Эти механизмы, в понимании Фрейда, играют значительную роль в патогенезе неврозов. Невротический синдром есть следствие неудавшегося защитного процесса. Психоневроз — проявление защиты сознательной части душевной жизни от неприемлемых переживаний и стремлений. С механизмами вытеснения, в частности, Фрейд связывает некоторые симптомы истерии, импотенцию, фригидность, психосоматические заболевания (бронхиальная астма, язва желудка). Для невроза навязчивых состояний характерными являются механизмы изоляции и реактивного образования. Литература: Фрейд А. “Психология “Я” и защитные механизмы” - М., “Педагогика-Пресс”, 1993. Нейро-Лингвистическое Программирование (НЛП) - многомерная модель
2. Контроль над различными элементами личности, достигаемый при помощи
Классификация человеческого характера по Райху. Характер человека формируется на основе конфликта естественных влечений ребенка и внешних фрустраций. Конфликт порождает психологические защиты, которые фиксируются и проявляются на всех уровнях – на психологическом, в характерном поведении человека, его убеждениях, отношениях; на физиологическом, в характерной “мышечной броне”, оргастической импотенции. Безусловным достижением Райха было выявление и описание специфичности характерных черт, процессов, лежащих в основе формирования реакции. Он выделил шесть типов характера – фаллическо-нарциссистический, пассивно-женственный, маскулинно-агрессивный, истерический, компульсивный и мазохисткий. Позитивная психотерапия - это конфликт-центрированная краткосрочная психотерапия. Предложена практикующим в Германии психотерапевтом восточного происхождения Н.Песешкианом. В названии позитивнаязаложено два смысла: Цель терапии - мобилизация полного личного потенциала и способностей В терапевтических встречах используются народные сказания, притчи, пословицы. Позитивная психотерапия с пациентом, как живой объект, имеет стадию начала (пациент приходит за помощью к доктору), развития (совместное расширение знания о себе и своих уникальных возможностях) и финала (терапия закончена, пациент теперь может помочь не только себе, но и выступить в качестве самого великолепного доктора для своей семьи и окружения).
ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ. Приходит ко мне как-то Анна, и говорит: - Папа, мне приснился странный сон, что ты угощаешь меня бананом. Что бы это могло означать? А я ей и отвечаю: - Ну, знаешь, иногда бывает, что банан - это просто банан. Встречаются два психоаналитика и один говорит другому: Психоаналитик объясняет матери клиента: " Понимаете, у Вашего сына Эдипов комплекс." Беседуют два психоаналитика: - Вы знаете, сегодня за завтраком у меня была преинтереснейшая оговорка. Я хотел сказать: “Мама, подайте мне, пожалуйста, чаю…” А вместо этого у меня получилось: “Ну какая же ты сука, ты испортила всю мою жизнь!!! ” По коридору друг-другу на встречу идут два психоаналитика. В одном старинном доме жили два терапевта разных взглядов на психотерапию. Встречаясь каждое утро, проходя мимо швейцара, они здоровались друг с другом и затем один из них плевал в лицо другому. Тот доставал платок, утирался и они расходились. Два года швейцар терпел все это, на третий не выдержал и спрашивает у того, кто плевал: Клиент молча входит, молча бьёт терапевта в ухо, и так же молча уходит. Терапевт в недоумении:
Встречаются два психолога.
НЕПОДОБАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ ТЕРАПЕВТА Молодой психоаналитик обращается к своему старшему коллеге: Кабинет психолога. Открывается дверь и в кабинет входит молодая девушка. Не успела она закрыть дверь как психолог набрасывется на нее, срывает с нее одежду и насилует. Потом, одевшись, говорит: - Мне нужна Ваша помощь, - обращается пациент к психоаналитику. Умирает старый психоаналитик и призывает к себе трех своих сыновей. Врач-психоаналитик пациенту: Пациентка говорит психоаналитику: Четвертый час ночи... Идет пятый час телефонного консультирования в связи с семейной проблемой клиента. Консультант: Пациент:
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ Женщина на приёме у психотерапевта: АДЛЕРИАНСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ К психиатру пришла супружеская пара. КОММУНИКАЦИИ Терапевт: Я затрудняюсь поставить диагноз. Наверное, это алкоголизм! СКРЫТЫЕ МОТИВАЦИИ Один психотерапевт спрашивает другого: ТАКТ - Больной, Ваше состояние вызывает серьезные опасения. Вы хотели бы кого-нибудь видеть? КОНТР-ПЕРЕНОС -У меня сегодня интересный пациент. Он утверждает, что проглотил телефонный аппарат. -Это ерунда, приводи его ко мне. Один сеанс гипноза, и он забудет об этом. -Сегодня нельзя, только завтра. - Почему? - Сегодня вечером ему должны позвонить по важному делу. ОПЫТ Чем отличается проститутка от психотерапевта? ГОНОРАР " Доктор! Сколько будет стоить лечение? "
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 652; Нарушение авторского права страницы