Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ИНТЕГРАЦИЯ, АССИМИЛЯЦИЯ, АККУЛЬТУРАЦИЯ И ТРАНСКУЛЬТУРАЦИЯ
Интеграция, ассимиляция, аккультурация образуют смысловое поле, объемл. собой широкий спектр разнообр. явлений, кот. возникают при взаимодействии как отд. индивидов, так и целых соц. групп с инокульт. окружением. Интеграция обозначает состояние внутр. целостности того или иного культ. образования, а также согласованность между разл. ее элементами. Под интеграцией часто понимают такие процессы, результатом кот. должна стать такая взаимосогласованность разл. субъектов культуры. Интеграция происходит не всегда безболезненно, обеспечить взаимодействие представителей разл. культур бывает сложно. Ныне выделяются разл. формы интеграции (интеграция вокруг какой-либо рел., пол., научной идеи, ист. традиции и др.). При рассмотрении различных вариантов межкульт. взаимодействия пользуются также термином " ассимиляция". Под ним понимается процесс, в результате кот. члены одного этнокульт. образования утрачивают свою первон. сущ. культуру и усваивают культуру др. образования, с кот. они находятся в непоср. контакте. Термин " ассимиляция" часто применяется для обозначения особой политики дом. этнокульт. группы в отн. этн. и культ. меньшинств, напр. на планомерное подавление их культуры. Ассимиляция часто ассоциируется с нас. и дискрим. мерами по отношению к меньшинствам. Это вызывает нег. пол. ассоциации. Под термином " аккультурация" понимается совокупность явлений, возн. вследствие того, что группы индивидов, облад. разными культурами, входят в контакт, при кот. происходят изменения в культуре одной из групп или обеих. Добров. заимствование культур, перетекание их из одной в другую создают возможность для налаживания стойких межкульт. ком. отношений. Нас. насаждение дом. культуры в инокульт. среде может в иной ситуации привести к отторжению нав. ценностей. Со 2ой пол. XX в. термин " аккультурация" стал широко использоваться в исследованиях, посв. взаимодействию и взаимовлиянию незап. культур (испанизации, китаизации и др.). Менее разраб., но широко исп. является понятие транскультурации. Суть этого процесса заключается в том, что опр. этнокульт. общность перемещается в другой район обитания, где отсуствует инокульт. среда (результатом процесса транскультурации можно считать первон. культуру США, Канады).
МАРГИНАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ Маргинальная личность - это человек, кот. живет и участвует в культ. жизни и традициях 2х разных народов. Он никогда не может совершенно порвать со своим прошлым и традициями и не может быть принят в новое общество, в кот. он пытается найти свое место. Он человек на рубеже 2х культур и 2х обществ, ценности кот. могут быть разными. Маргин. личность является продуктом миграции населения, тех разнообр. процессов, в результате кот. человек опр. культуры вынужден осваивать новые культ. ценности, соц. роли, образ жизни. Любые реорганизации, мен. соц. статус, роли людей, порождают напряженность, псих. расстройства. Утрата прежних возможностей, прив. среды повышает озлобленность человека, рождает чувство зависти к более сост. слоям населения. К маргинализации приводят смеш. браки. Появл. в их результате потомство двукультурно по рождению. Люди, рожд. в смеш. браках, или наследуют обе культ. традиции, или стоят перед выбором опр. традиций. К маргинальности ведет утрата опр. культ. и соц. идентичности людей в результате соц. изменений. К маргинализации ведет процесс модернизации, кот. также может резко изменять конкр. соц. и культ. поля, к кот. подключен тот или иной индивид. Модернизация может резко видоизменять механизмы социализации и набор культ. ценностей, что также может вызвать культ. шок. Контакт с иной реальностью также может вести к проблемам, ее непониманию. Но маргинальность имеет и положит. стороны. Нередко она служит стимулятором для развития творч. способностей личности, помогает обогащению ее внутр. мира. Совмещение элементов разных культур может привести к обогащению личности. Расширяется культ. кругозор человека - он узнает о существовании иных культ. ценностей, других религий и пол. воззрений, учится терпимости в отн. норм поведения и привычек, нередко противор. его собственным. Следует подчеркнуть, что немногим маргиналам удается преодолеть свое психол. раскол. состояние. Им не всегда сопутствует успех, не всем удается освоить новую профессию на том же уровне проф. мастерства, как прежнюю. Большинство маргиналов так и остается в перех. состоянии. В условиях интенс. взаимодействия культур требуется знание о другой культуре, способность к адаптации к разной культ. среде.
39 ПРОБЛЕМА " ВОСТОК - ЗАПАД" В КУЛЬТУРЕ Разделение культуры на западную и восточную имеет многов. традицию. В культурологии это деление учитывает не только геогр. и территор. положение, но прежде всего характеристику методов и способов познания мира, цен. ориентаций, осн. мировоззр. установок, общ. – экон. и пол. структур. В понятие " западная культура" вкладываются европ. и амер. культуры. Страны Центр., Юго-Вост. Азии, Ближнего Востока, Сев. Африки представляют культуру Востока. Долгое время культуры Запада и Востока представлялись полярными друг другу. Многие исследователи отмечают разные типы мировоззрений, кот. преобладают в данных регионах. Восточное мировоззрение строится на самоизоляции человека от вн. мира и уходе его во внутр., дух. жизнь; западное, наоборот, нацеливает человека на познание вн. мира и акт. воздействие на него. Для Востока характерно пасс. подчинение человека прир. началу, кот. здесь активно сакрализируется. Для Запада более предпочтительна преобраз. сила человека. Вост. культура ценит молчание, погружение в себя. Зап. культура более словоохотлива, в ней более всего ценится умение убеждать. Вост. искусство более возвышенно и изящно, менее реалистично и утилитарно. В нем больше недосказанности, таинственности, символизма. На Востоке в противоположность зап. индивидуализму сохраняется привязанность к идее общности, единства людей. В этич. установках Востока сохраняется верность консерватизму, аскетизму, тогда как зап. этика больше нацелена на активность, либеральность, эвдемонизм и утилитаризм. Вост. культура более склонна к норм. избыточности, в то время как западная – к норм. недостаточности. Основа вост. культуры - традиция. Здесь по-прежнему в почете строгие повед. регулятивы, церемониальность соц. контактов. Для Запада же характерно преодоление всякого рода ритуальности вследствие ускорения темпов жизни. Динамика зап. жизни резко контрастирует с инерционностью вост. общества. Такая полярность культур в схеме " Запад - Восток" привела к точке зрения, согласно кот. взаимодействие Запада и Востока практ. невозможно. Но в наст. время в науке сложился другой взгляд, согласно кот. взаимодействие между зап. и вост. культурами не только возможно, но и необходимо и полезно для культ. прогресса человечества. Это взаимодействие не исключит принц. различий данных культур, но взаимообогатит их.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Одной из важных отраслей культуры является экон. культура, в состав кот. включаются культура производства (в том числе культура труда), культура распределения, культура обмена, культура потребления, культура управления. Важной сферой экон. культуры является культура управления, кот. во многом определяют культура принятия решений, организации контроля над их исполнением, стиль руководства. В теории управления ныне активно используется и понятие организационной культуры. Она включает в себя совокупность обычаев, традиций, норм и правил поведения, слож. в той или иной организации. Эта культура предписывает опр. правила поведения как руководителям, так и подчиненным. Культура руководителя предполагает прав., оптим. распределение заданий между работниками организации. От этого во многом зависит эффективность деятельности труд. коллектива в целом. Руководитель также должен следить за организацией труда и исполнением тр. дисциплины, повышением производительности труда и т. д. Подчиненные обязаны выполнять работу не механически, а творчески, в соотв. со своей квалификацией. С орг. культурой тесно связана профессиональная культура, вкл. в себя совокупность теорет. знаний и практ. умений, связ. с конкр. видом труда. Степень владения проф. культурой выражается в квалификации и квалифик. разряде. Необходимо различать формальную квалификацию (кот. удостоверяется дипломом, аттестатом) об окончании к. – л. уч. заведения, подр. под собой систему необх. для той или иной профессии теорет. знаний, и реал. квалификацию, пол. в процессе работы в дан. профессии, вкл. в себя совокупность практ. навыков и умений, т. е. проф. опыт. В зависимости от знаний и умений человека осуществляется проф. отбор (система практ. испытаний, при кот. проверяется степень соответствия способностей человека требованиям конкр. раб. места).
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Углубить понимание специфики пол. явлений и процессов в целом пол. жизни позволяет анализ пол. культуры. В исследование данной проблемы бол. вклад внесли Г. Алмонд, С. Верба, Дж. Пауэлл. В их работах пол. культура предстает как особый субъект. ракурс политики. Пол. культура воплощает мотивацию пол. активности человека в форме дух. побуждений - ориентаций. Пол. культура в этом случае представляется как соц. –псих. установка, кот. определяет наиболее уст. и тип. образцы и правила пол. поведения взаимодействия власти индивида и общества в пол. системе. Но на пол. культуру оказывают влияние пол. опыт и традиции. Это предполагает признание существования объект. форм пол. культуры, т. е. призн. обществом и сущ. как реальность пол. знаков, символов, ценностей, норм, институтов. Политическая культура в этом случае образует основу сознания и поведения субъектов. Пол. культура пронизывает все сферы пол. жизни и включает в себя как культуру пол. сознания, поведения индивидов, групп, партий, так и культуру функц. в данной стране пол. институтов и организаций. Пол. культура предполагает также культуру властвования. В этом случае предметом анализа становятся качество работы составляющих пол. систему институтов власти и управления, объяснение и оценка способов функционирования властных отношений. Наиболее полную характеристику структуры! пол. культуры дает социол. анализ ее сост. элементов. Баз. элементом пол. культуры является смысловой. С этой позиции пол. культура предстает как совокупность знаков и символов, над. опр. значением, при помощи кот. осуществляются коммуникация и ретрансляция пол. опыта, знаний, идей, концепций. Бол. значение в этом отношении придается пол. языку, объект. идеи, концепции. Особ. рода знаками являются пол. символы, выст. зримым выражением осн. идеи того или иного пол. явления. К числу наиболее распр. пол. символов относится прежде всего нац. – гос. символика: флаги, гербы, гимны. С помощью этих символов осуществляется самоидентификация нации. Ядро пол. культуры составляет цен. - норм. система. Она выступает важным мотив. фактором пол. поведения.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 727; Нарушение авторского права страницы