Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОБЩЕЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ



К числу общелог. методов познания относят прежде всего анализ и синтез.

Анализ (от гр. analysis - " разложение" ) - метод, предп. разделение объекта на сост. части с целью их сам. изучения. Анализ – необх. этап в познании объекта. Но он составляет лишь первый этап в процессе познания. След. этап познания связан с другим методом - синтезом.

Синтез (от гр. synthesis - " соединение" ) - объединение разл. сторон, частей предмета в единое целое, кот. представляет собой не мех., а орган. единство. Синтез является обобщением на основании выявления сущности. В результате синтеза появляется совершенно новое образование, свойства кот. определяются не только вн. соединением свойств компонентов, но и результатом их внутр. взаимосвязи и взаимозависимости.

Индукция (от лат. inductio - " наведение" ) – лог. прием исследования, предп. последовательность рассуждений от частного к общему.

Дедукция (от лат. deductio - " выведение" ) – лог. прием, предп. переход в процессе познания от общего к частному, от нек. данных посылок к их следствиям.

Аналогия (от гр. analogia - " соответствие", " сходство" ) - метод переноса найд. свойства одного предмета на другой на основании сходства предметов по каким-либо другим свойствам. В основе метода аналогии лежит сравнение. Метод аналогии не всегда бывает достоверным.

Для получения более достов. умозаключения важно: сопоставлять возможно бол. количество свойств у сравн. объектов; объекты должны быть подобны в важн. и сущ. признаках; учитывать не только сходство, но и различия, чтобы не перенести различия на другой предмет исследования.

При этом нужно иметь в виду, что, если объект, в отношении кот. делается умозаключение по аналогии с др. объектом, обладает каким-нибудь свойством, несовм. с тем свойством, о существовании кот. должен быть сделан вывод, общее сходство этих объектов утрачивает всякое значение.

Моделирование - метод исследования моделей объектов. В основании этого метода лежат приемы абстрагирования, аналогии. Моделирование используется для расширения представлений об оригинале (прототипе, образце модели).

Различают несколько видов моделирования: мысленное (идеальное), физическое, символическое (знаковое). Разновидностью симв. моделирования является математическое. Метод моделирования активно развивается: на смену одним типам моделей по мере прогресса науки приходят другие.

 

 

49 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ " ЦИВИЛИЗАЦИЯ"

В системе гум. знаний наряду с понятием " культура" широко используется термин " цивилизация". Понятие " цивилизация" имеет довольно бол. число значений. Однозн. его трактовки вплоть до настоящего времени нет ни в отеч., ни в заруб. литературе.

Этимол. это слово происходит от лат. civitas, что означает " государство, сосред. в городе". Прил. " цивилизованный" изначально имело смысл " городской", " образованный", " воспитанный" в противоположность " необразованному", " грубому", " дикому", " варварскому". В дальн. такая оппозиция не только сохранилась, но и приобрела более дет. обоснование.

В XVIII-XIX вв. шир. распространение получил взгляд на цивилизацию как на третье звено в цепочке чел. эволюции, прох. " дикость - варварство - цивилизацию". Идеи Просвещения наложили отпечаток на данное понятие (это понятие как сам категория и получило распространение в эту эпоху), оно все больше понималось как процесс совершенствования общества и государства. В этом случае цивилизация выступала наиболее сов. ступенью развития человечества.

Такое понимание цивилизации сохраняется и ныне. Так, совр. исследователь С. Хантингтон определяет цивилизацию как культ. общность высшего ранга. Он выделяет 8 цивилизаций - западную, конфуцианскую, японскую, исламскую, индуистскую, православно-славянскую, латиноамериканскую и африканскую. От их взаимодействия, по мнению ученого, и будет зависеть дальн. ход истории человечества.

Понятие " цивилизация" часто понимается в смысле совокупности достижений мат. и дух. культуры человечества, и не только его (уфологи, например, говорят о неземных цивилизациях).

Постепенно в науке сложился цивилизационный подход, пон. под цивилизацией единство опр. типа общества и соотв. ему типа культуры. Цивил. подход потребовал нек. типологии цивилизаций. Основанием для выделения цивилизаций стали многие признаки: экономические, религиозные, географические и др. Выделяются агр., инд. цивилизации, вост. и зап. цивилизации, христ., исл. и иные цивилизации. Эволюция человечества также рассматривается как смена цивилизаций (античной и др.).

В дальн. появилась принципиально иная трактовка данного понятия. После опубликования книги О. Шпенглера " Закат Европы" цивилизацией стали называть посл. стадию развития культуры, в кот. достигается ощут. перевес мат. интересов над духовными.

 

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ

В научной литературе по вопросу о взаимоотношении понятий " культура" и " цивилизация" существует несколько позиций - отождествление, противопоставление и взаимообусловленность.

Первоначально эти понятия использовались как синонимы, ник противопоставления не предполагалось. Уже с эпохи Просвещения философы настаивали на взаимосвязи этих понятий. По их мнению, только выс. культура могла порождать цивилизацию, а цивилизация, соотв., была показателем культ. развитости общества и индивидов. Данные понятия как синонимы часто используются в трудах Г. Гумбольдта, Э. Тейлора. По мнению З. Фрейда, именно культура и цивилизация отличают человека от животного.

Но наряду с отождествлением понятий " цивилизация" и " культура" уже в эпоху Просвещения возникает традиция и их противопоставления. Под культурой многие исследователи стали понимать дух. потенциал человечества, под цивилизацией – мат. сферу. Уже тогда было впервые замечено, что мат. прогресс еще не означает достижение выс. уровня дух. развития. Понятие цивилизации становится синонимом урбанизации, бездух. техницизма, понимается как источник дегуманизации мира.

По мнению О. Шпенглера, цивилизация – посл. этап развития культуры, этап ее упадка и гибели. По мнению Н. Бердяева, культура имеет душу, цивилизация - лишь методы и орудия. Еще более глубоко противопоставляет цивилизацию и культуру Г. Маркузе. Для него цивилизация – хол., повседн. реальность, культура - праздник.

Но, даже противопоставляя культуру и цивилизацию, ученые не могли не признавать их взаимообусловленности. Так возник оптим. взгляд на данную проблему, сторонники кот. признают наличие различий между культурой и цивилизацией, но в то же время не отрицают их взаимодействия.

В рамках данного направления сложился взгляд на цивилизацию как на процесс эволюции культур в направлении к более сложным состояниям. При таком подходе культура и цивилизация сосуществуют в единстве.

Реал. связи между ними выступают в опр. формах. Первая из них - генетическая (культура как наиб. ранняя форма создает цивилизацию, объективизируется в ней). Вторая форма связи - структурно-функциональная, так как культура и цивилизация, воплощая в себе мат. и дух. стороны жизни, не могут существовать без взаимодействия. Третья связь - дисфункциональная. При ней цивилизация подчиняет культуру, унифицирует ее, приводит к кризису. Но это означает в свою очередь то, что могут появиться новые ценности, которые лягут в фундамент новой культуры.

 

 

ТИПЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

В рамках теории ист. эволюции культур признается наличие множества лок. цивилизаций. Близкие по своим чертам лок. цивилизации объединяются в культ. –ист. типы. Но критерий объединения цивилизаций может быть различным.

Типол. признаком может быть признана общность природно-климат. условий жизни. В этом случае выделяются горные, степные, речные, лесные, морские цивилизации, им. сходства и различия в хоз., соц. - пол. и культ. деятельности.

Иная культурно-историческая типология представляется, если за основу принимается религия. В зависимости от наиболее распр. вероисповедания выделяются типы христианской, исламской, буддийской, конфуцианской цивилизаций.

По хоз. – экон. признаку различают цивилизации аграрные, индустриальные, постиндустриальные.

Для характеристики общности культуры и цивилизации используют также нац. – этн. принцип, выделяя американскую, русскую и др. цивилизации. Чаще употребляется рег. подход, тогда выделяют цивилизации Запада и Востока, Севера и Юга.

Обоснование дан. культурол. концепции присутствует в трудах Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина.

Н. Я. Данилевский выделял самоб. цивилизации: египетскую, китайскую, ассиро-вавилоно-финикийскую, еврейскую, греческую, римскую, новосемитскую (или аравийскую) и германо-романскую (или европейскую). Слав. цивилизацию он относил к числу самых молодых, ей, по мнению ученого, принадлежит будущее.

Каждый тип данных цивилизаций проходит опр. стадии развития, отличается достижениями в той или иной сфере. При этом цивилизации невозможно оценивать по шкале " выше - ниже". Ни одна цивилизация не может претендовать на то, что именно она представляет собой высшую точку развития.

Не все цивилизации развиваются одинаково. Одни уходят в небытие, другие оказываются односторонними, третьи подвергаются вн. воздействиям. Жизнь цивилизаций конечна, но культура бесконечна, поэтому поступ. движение человечества не прекращается.

О. Шпенглер выделяет египетскую, вавилонскую, индийскую, китайскую, греко-римскую (аполлоновскую), византийско-арабскую (магическую), западноевропейскую (фаустовскую) цивилизации.

Согласно типологии А. Тойнби различаются западно-христианская, православно-христианская, исламская, индуистская, дальневосточная цивилизации.

В научной литературе предлагается и такая типология: протоцивилизация, ранние цивилизации, мировые цивилизации и универсальные цивилизации.

 

 

ТЕХНИКА И КУЛЬТУРА

Понятие " техника" столь же многозначно, как и понятие " культура". Существует огр. количество определений техники - способ подчинения природы, средство освобождения ограничений природы, создание иск. среды и др.

В шир. смысле техника - это продукт чел. цивилизации, техн. знание, часть общ. прогресса, соц. динамики, в узком – инструм. средства, исп. человеком в своей деятельности по преобразованию природы, иск. объекты, созд. человеком, им. свою внутр. природу и логику действий.

Взаимодействие техники и культуры носит достаточно противор. характер. Но это замечено людьми недавно. До этого техн. прогресс воспринимался достаточно оптимистично, развитие науки и техники вписывалось в культ. контекст, систему культ. ценностей, с их развитием связывались надежды на лучшее экон. и культ. будущее. Техника обогащала чел. существование, позволяла расширять среду обитания, изменять обстоятельства, облегчать жизнь

Техника, вкл. в культуру, имеет в совр. цивилизации приор. значение. Без техники культура (как иск. среда) невозможна. Именно техника создавала новую действительность, созидала то, чего природа достичь не могла, но при этом техника все более отрывала человека от природы, ест. фона жизни.

Обеспечивая богатство, экон. мощь, техника активно помогала человеку утверждать свое господство над природой, вселяла ощущение независимости людей от прир. и иных обстоятельств, укрепляла веру в безгр. возможности преобразовательной чел. деятельности.

В результате ускор. процесса технизации (пост. увеличения и совершенствования мира инструм. средств) чел. цивилизация (прежде всего европейская) стала приобретать техногенный характер. Сложность техники и ее объем стали превосходить контрол. возможности человека. Возросла непредсказуемость последствий для природы и человека процесса бурного развития техники.

Во взаимоотношениях человека как творца культуры и техники появились новые аспекты. Все более стирались границы между человеком и машиной, изменялся образ жизни человека в техномире, а проблема создания иск. интеллекта обозначила предел собственно чел. существованию.

Культ науки и техники привел к дух. односторонности чел. существования, это понизило возможности общекульт. развития, гарм. взаимодействия техники и культуры.

ТЕХНОГЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

За счет быстро расшир. процесса технизации и сопр. этот процесс системы ценностей, госп. в культуре, совр. (прежде всего западноевроп.) цивилизация стала приобретать техног. характер. Хар. особенностями цивилизации техног. типа являются быстрое изменение техники и технологий, способность к умножению знаний и изобретению нового. Реш. роль в ее возникновении принадлежит науке.

Техногенную цивилизацию отличают след. черты:

1) особое представление о природе как поле приложения сил человека;

2) абсолютизация преобр. активности человека, агр. вмешательство в природу;

3) определяющая роль развития материального производства;

4) установка на техн. - экон. результативность вне ее чел., социок. измерения.

Из других социокульт. универсалий культуры, леж. в основе техног. цивилизации, следует также выделить быстрое (в геом. прогрессии) изменение предм. мира, вл. на образ жизни; динамику соц. связей, мен. соотношение традиционности и новационности в культ. и цивил. развитии; доминирование научной рациональности; ориентацию на автономию личности; особое понимание власти, силы и характера природы. Считается, что при таком одностор. научно-техн. развитии чел.цивилизация может не иметь будущего.

В науке и технике заключаются не только безгр. возможности, но и опасности.

Человек на опр. этапе может полностью утратить контроль над техникой, научно-техн. прогрессом, оказаться в зависимости от техники и от непредск. поб. последствий научно-техн. развития. Человек вместо акт. двигателя научно-техн. прогресса может превратиться в его жертву, утратить дух. богатство и разносторонность мышления. Формируясь как личность технократ. типа, человек может превратиться в придаток техники и утратить свои собств. уник. Чел. формы, глуб. черты своей сущности.

Перспектива под. исхода жизни чел. цивилизации как особой формы соц. организации, осознание нег. тенденций, пол. развитие ввиду ускор. технизации, привели к пониманию того, что совр. техног. цивилизация переживает криз. состояние. Многие исследователи по-разному оценивают шансы человечества в преодолении этого кризиса. Среди ответов на данный вопрос есть не только пессим. " нет", но и оптим. " да".

 

 


Поделиться:



Популярное:

  1. В чем состоит специфика теоретического познания?
  2. Герхард Фоллмер (р.1943), «Эволюционная теория познания».
  3. Допрос, очная ставка, предъявление для опознания, проверка показаний на месте
  4. Естественное как предмет научного познания. Статус естественонаучной парадигмы в современной науке
  5. Занятие№4: «Человек, его бытие и возможности познания мира».
  6. Историческая наука в мире наук и в жизни общества. Специфика научного исторического познания: основные категории, функции и разделы исторической науки.
  7. Как метод познания не поддаётся формализации, т.е. так называемые «за-
  8. Каковы основные особенности современного социального познания?
  9. Каковы основные черты новой парадигмы социального познания?
  10. Каковы особенности научного познания (критерии научности)?
  11. Кант как родоначальник немецкой классической философии. Теория познания и этики Канта
  12. Карты как специфический способ познания в географии


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь