Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА КУЛЬТУРОЛОГИИСтр 1 из 7Следующая ⇒
Культурология. Шпаргалка 1 ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ " КУЛЬТУРА" Первонач. лат. употребление слова " культура" происходит от слов colo, colere- " взращивать, возделывать землю, заниматься земледелием". Но уже у Цицерона стало встречаться и более шир. применение этого термина - возделывание чел. ума, совершенствование человека. В нын. понимании слово " культура" стало известно в Европе лишь с XVIII в., с эпохи Просвещения. К наст. времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Такое обилие определений вызвано чрезв. сложностью самого феномена культуры. Каждый из авторов, будучи не в силах охватить объект в целом, фиксирует свое внимание на каких-то отд., сущ. его сторонах. Одни связывают культуру с традициями, рассматривают ее как соц. наследие общества, другие подчеркивают норм. характер культуры и трактуют ее как свод правил, опр. образ жизни. Третьи понимают под культурой сумму всех видов деятельности, обычаев, верований. Совр. классификация определений понятия " культура" позволяет выделить осн. подходы. 1. Описательный подход. Культура представляется как результат всей деятельности человека. 2. Оценочный (аксиологический) подход, при кот. степень культурности определяется путем соотнесения с некот. цен. эталоном. 3. Деятельностный подход. Культура рассматривается как специф. способ деятельности. Термин " культура" употребляется также в шир. и узком значениях. В шир. смысле к культуре относят все общепр., утв. в обществе формы жизни - обычаи, нормы, институты. В узком смысле границы культуры совпадают с границами сферы дух. творчества, искусством, нравственностью, интел. деятельностью. В своей реальности культура - комплекс достижений человечества.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА КУЛЬТУРОЛОГИИ Культурология - область науки, кот. сформировалась на базе соц. -научного и гум. знания. Знач. роль в обосновании данной науки и закреплении ее названия как культурологии принадлежит англ. антропологу Лесли Алвину Уайту. Обоснованию культурологии он посвятил свой труд " Наука о культуре" (1949 г.). По его мнению, культуру следует рассматривать как специф. порядок явлений, организованных по собственным принципам и развивающихся по своим собственным законам. Одна из главных целей культурологии - выявление закономерностей развития культуры, отл. от законов природы и мат. жизни человека и опр. специфику культуры как самоц. сферы бытия. Среди осн. задач культурологии выделяют следующие: 1) глуб., полное и цел. объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков и функций; 2) изучение генезиса культуры, а также отд. явлений и процессов в культуре; 3) определение места и роли человека в культурных процессах; 4) разработка категор. аппарата, методов и средств изучения культуры; 5) взаимодействие с другими науками, изучающими культуру; 6) исследование развития разл. культур, выделение связей между элементами культуры; 7) исследование типологии культур и лежащих в их основе норм, ценностей и символов (культ. кодов); 8) исследование проблем социокультурной динамики. Культурология активно взаимодействует с др. науками. Она представляет собой комплекс антропологических, гуманитарных и социологических знаний. В культурологии выделяются теория культуры (философия культуры), история культуры, история культурол. учений, социология культуры, культ. антропология, пр. культурология. Каждая из них имеет свой объект исследования, взаимодействует с опр. кругом наук, отличается языком описания, спецификой анализа, методами и практ. значимостью для решения конкр. проблем. Бол. значение для развития культурологии имеют сравн. (компаративные) исследования. Понимание других культур не только нормализует межкульт. общение, но и помогает лучше осознать собств. культ. ценности. В наст. время на фоне данных баз. культурол. направлений развиваются и др. спец. исследования (герменевтика культуры, культурол. экология идр.). Система культурол. знаний находится в развитии. СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ Общепринятым является подразделение культуры на материальную и духовную (но данное разделение условно). Мат. культура включает в себя мир вещей, предметов, созд. трудом человека. Немат., или дух., культуру образуют нормы, правила, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. В отличие от предметов мат. культуры они существуют в сознании людей - реализуются в общении и отражают уровень развития человека. Некоторые виды культуры невозможно определенно отнести ни к мат., ни к дух. области, их считают " вертик. сечением" культуры. Они как бы пронизывают все ее уровни. Это след. виды культуры: 1) экономическая; 2) политическая; 3) эстетическая; 4) экологическая культуры. Культуру принято рассматривать также с позиций осущ - ия ценностей. Различают ценности позитивные - негативные, специфические - вечные, внутренние - внешние и др. На основе последней пары критериев культуру подразделяют на субъективную (развитие способностей отд. человека) и объективную (процесс изменения людьми ареала своего обитания). Объект. культура в свою очередь складывается из множества составляющих. Наиболее важными составляющими объект. культуры являются культ. универсалии и культ. порядок. Универсалий (наиболее общих понятий культуры) ученые насчитывают около 100 (среди них календарь, число, имя, семья, ритуалы и т. д.). Универсалии присущи всем культурам независимо от времени, места и соц. устройства общества. Культ. порядок - это совокупность мировоззр. установок, представлений, правил, норм, упр. отношениями между культ. элементами (это письм. язык, устная речь, научные теории, жанры искусства). Объект. культуру подразделяют также по характеру ее локализации в геогр. и соц. пространствах на культ. ареал (геогр. район, кот. может не совпадать с гос. рамками), домин. культуру (ценности, кот. руководствуются большинство членов общества), субкультуру (нац., проф., возр.), контркультуру (культуру, кот. находится в конфликте с общепр. ценностями). С точки зрения твор. субъекта культуру делят на индивидуальную (культура личности), групповую (той или иной соц. общности) и общечеловеческую (или мировую). Культура делится на прогрессивную и реакционную (по содержанию и степени влияния на человека). Прогр. культуру связывают с понятием гуманизма. Культуру рассматривают также с позиций статики и динамики. Первая описывает культуру в покое, вторая - в движении.
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ Термин " функция" (от лат. functio - " исполнение" ) переводится как " обязанность", " круг деятельности". Опр. функцией культуры является гуманистическая, или воспитательная, духовно-нравственная. Суть ее отражает понятие " культура души". От этой главной, системообр. функции расходятся др. функц. модификации культуры: адаптивная, регулятивная, познавательная. Адаптивная функция культуры представлена взаимодоп. функциями: адаптации (приспособления), социализации (включения человека в общ. жизнь) и гармонизации (примирения рац. и иррац. начал в человеке). Главная культ. задача, реш. в рамках данной функции, состоит в превращении человека из биол. существа в социальное и стабилизации его в этом качестве. Регулятивная функция может быть представлена 2мя взаимодоп. функциями: аксиологической, нормативной, семиотической. В этом ряду наиболее важн. является аксиологическая (ценностная) функция. Культура - это прежде всего норм. система, и как так. она формирует у человека опр. ценностные ориентации (наиболее знач. предпочтения личности). Мерилом их оценки выступает нравств. содержание. Семиотическая (знаковая) функция предполагает знание человеком спец. язык. систем. Познавательная функция включает в себя гносеологическую, коммуникативную и трансляционную функции. Гносеологическая (познавательная) функция культуры определяется ее способностью концентрировать в себе опыт многих поколений людей и через его призму давать народам цел. представление о них самих. В то же время - в порядке обр. связи - сама культура, ее уровень развития служат индикатором, позв. судить о преобраз. деятельности человека (природы и самого себя). Коммуникативная функция позволяет вступать людям в общение друг с другом. Но для поз. общения важно достичь опр. уровня взаимопонимания, формирование кот. зависит от владения общей системой смыслов и спец. языками. Функцию трансляции, передачи соц. опыта от поколения к поколению, обозначают также как инф., или функцию ист. преемственности. В этой функции культура выступает как " память" человечества.
ЯЗЫК И СИМВОЛЫ КУЛЬТУРЫ В культуре существуют разл. знак. системы, или языки культуры: ест. язык, письм. тексты, фольклор, традиции, предметы быта, ритуалы, этикет, разные виды искусства. Язык культуры - совокупность всех знак. способов слов. и неверб. коммуникации, с помощью кот. передается культурно знач. информация. Наиболее унив. знак. системой является язык. Осн. средством познания и коммуникации являются ест. языки. Наряду с ними существуют иск. языки (язык науки, дор. знаки, усл. сигналы) и втор. языки (миф, религия, искусство). Культ. опыт человечества выражен и в текстах. Проблемы раскодирования текст. информации исследуются в рамках семиотики (науки о знак. системах) и герменевтики (науки, кот. занимается толкованием, интерпретацией текстов). Культ. текст является выражением глуб. смысл. поля культуры. Но смысл чаще всего не детерминирован жестко словом или знаком, а может быть придан явлению в зависимости от культ. контекста, времени произнесения или написания, субъект. опыта. В ест. языках и языках культуры возможно углубление уровней смысла: есть прямой, косвенный, переносный, скрытый смысл и т. п. Самым пов. уровнем смысла является так наз. здравый смысл, кот. является общепринятым, выражается вербальным (словесным) образом на уровне сознания. Самым глуб. уровнем смысла является то непр. содержание, кот. связывает человека с миром ценностей, законов, образцов поведения данной культуры. Изучением культ. объектов с точки зрения выражаемого ими смысла, значения занимается культ. семантика. Культ. объекты рассматриваются в культ. семантике как средства трансляции культ. – знач. информации - смысла за каким-то объектом, кот. выступает как знак (заместитель данной информации) и понимание (осмысление информации, трансл. с помощью знака). Понимание является наиболее важным моментом функционирования языка культуры. При коммуникации (обмене знаками) неизбежно присутствуют опр. неадекватность понимания, момент интерпретации, иск. Исх. смысл. Культура выражает себя и через мир символов - знаков, не имеющих предм. значения, но через кот. открывается смысл самого объекта. С помощью символов информация передается средствами, прев. возможности языка (эти средства - гербы, эмблемы, символика цвета, жестов и др.). Особое значение имеют символы в религии, искусстве. Каждый вид искусства имеет свой образно-символ. язык (есть язык музыки, танца, живописи, кино, театра и т. п.).
ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ В содержании культуры важное место занимают ценности. В XIX в. возникла особая филос. дисциплина о ценностях - аксиология. Ее развитию в нем. степени способствовали Г. Лотц, В. Виндельбанд, Г. Риккерт. Существуют разл. подходы к пониманию ценностей. Обычно ученые исходят из след. представлений. Ценность - это фикс. в сознании человека характеристика его отношения к объекту. Ценность для человека имеют предметы, кот. доставляют ему пол. эмоции: удовольствие, радость, наслаждение. Поэтому он желает их и стремится к ним. Ценностью могут обладать мат. предметы, процессы или дух. явления (знания, представления, идеи). Но сама по себе ценность не предмет, а особый вид смысла, который усматривает в предмете или явлении человек. Цен. смысл существует в сознании человека, но он как бы объективизируется и принимает вид особ. дух. образования - ценности как некот. сущности, закл. в предмете. След., не сам предмет, а отношение к нему человека приводит к появлению ценности. Однако на практике ценностью называют не только способность объекта удовлетворять потребности, но и сам этот объект. Ценность в культурологии не тождественна экон. пониманию ее как стоимости (ден. выражения ценности). Ценности не всегда можно выразить в ден. форме. Нельзя в тов. - ден. форме выразить вдохновение, воспоминание, радость творчества и иные проявления души человека. Ценность следует отличать от полезности. Ценная вещь может быть бесполезной, а полезная - не иметь ценности. В аксиологии приняты разл. варианты классификации ценностей. Есть классификации, в кот. ценности выстраиваются в иерарх. последовательности - от низших (чувственных) до высших (святых). Чаще всего ценности подразделяют на духовные, социальные, экономические, материальные. На основе цен. представлений, госп. в культуре, образуется система цен. ориентаций личности. Каждый индивид упорядочивает их по-своему. В качестве цен. ориентаций могут выступать сем. счастье, мат. благополучие, любовь, усп. карьера, порядочность и др. У человека выс. культуры опр. становятся дух. ценности. Ценности нередко оказываются несовм. друг с другом. Поэтому человек практически обрекается на муки выбора альт. ценностей.
КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ Важным средством регуляции поведения людей выступают культ. нормы. Уст. государством нормы являются офиц. выражением культ. норм. Но прав. нормы не исчерпывают всего разнообразия действ. в обществе норм. Культурные нормы возникают уже на самых ранних этапах чел. эволюции. С помощью знак. систем культуры они передаются от поколения к поколению и превращаются в " привычки" общества - обычаи, традиции. Разл. культуры обладают разной степенью нормативности. Норм. " недостаточность" может привести к нег. явлениям - росту преступности, падению нравственности, дезорганизации общ. отношений. Но препятствием для соц. прогресса может стать и норм. " избыточность". Культ. нормы унифицируют поведение людей, обеспечивают единообразие и согласованность их кол. действий. Следование культ. нормам выступает необх. условием для организации совм. жизнедеятельности людей, поддержания общ. порядка. Культ. нормы нередко представляют собой проц. правила, способы, программы деятельности, нац. на получение жел. результата произв. – техн. нормы, секреты проф. мастерства, приемы деятельности). Культурные нормы обычно подразделяются на общекультурные, групповые и ролевые. К общекультурным нормам относятся правила поведения в публ. местах - на улице, в гор. транспорте, магазине, театре; правила общепр. вежливости; гражд. права и обязанности и др. Групповые нормы могут быть как образцами поведения, хар. для нек. класса, соц. слоя или соц. группы, так и особыми правилами, кот. устанавливают для себя отд. группы, сообщества или организации (нормы первой группы - правила светского этикета, двор. чести, воинский устав и др.; нормы второго вида - нормы поведения в клубе, фирме и др.). Ролевые нормы определяют характер поведения, нах. в опр. соц. позиции (роль руководителя, покупателя, родителя и др.). Общество осуществляет соц. контроль над поведением людей, стимулируя норм. и пресекая откл. (девиантное) поведение. Главными механизмами соц. контроля выступают общ. мнение, адм. управление. Контроль над соблюдением норм и защита их от нарушений являются непр. условиями существования культуры. Общество заинтересовано в этом потому, что соблюдение социокульт. норм обеспечивает безопасность взаимодействия людей, тогда как отступления от норм чреваты непредск. последствиями.
КУЛЬТУРОГЕНЕЗ В совр. науке существует множество разл. трактовок генезиса культуры (процесса зарождения культуры): существуют орудийно-трудовая, эволюционная, психоаналитическая, символическая, социокультурная, игровая, религиозная и иные концепции. В рамках орудийно-трудовой концепции (по Ф. Энгельсу) возникновение культуры связывается со становлением способности человека к труду и его умения создавать орудия труда. Труд. концепция генезиса культуры утверждает, что создание иск. орудий труда породило появление речи, языка, сознания, мышления и самой культуры. Эволюционистская концепция (по Э. Тейлору, Дж. Фрезеру, Г. Спенсеру, Л. Г. Моргану и др.) исходит из того, что культура ведет свое начало из пост. развития живой материи от прост. форм к более сложным. Символическая концепция (по Э. Кассире- ру) объясняет возникновение культуры тем, что человек на опр. этапе своей эволюции утратил инстинкты и вынужден был существовать по подобию. Это привело к пост. выработке опр. системы ориентиров - символов, обесп. приспособление человека к миру. Игровая теория (по Й. Хейзинге и др.) исходит из признания того, что источник культуры находится в прир. способности человека кигр. деятельности. Игра присуща и животным, но только у человека она стала осм. видом жизнедеятельности. Человек играющий, по мнению Й. Хейзинги, выражает такую же сущ. функцию, как и человек созидающий. Игра издревле заполняла жизнь и тем самым побуждала расти формы арх. культуры. Культ перерос в свящ. игру, игрой были музыка и танец. Из обычаев соц. игры выделилось право. Эти наблюдения привели Й. Хейзингу к выводу, что культура зачиналась именно в игре. Психоаналитическая концепция (по З. (Фрейду) подходит к раскрытию генезиса культуры через исследование феномена первоб. культуры. Бол. значение в данной концепции придается системе запретов - табу. Человек обрел особенности, кот. не были присущи жив. миру. Религиозная концепция связывает начало культуры с возникновением веры в Бога. Одна из центр. в христианстве тем - тема отделенности человека от Бога. Пустоту разрыва между Богом и людьми призвана была восполнять культура, именно она привносила в жизнь выс. смыслы. В основе христ. понимания культуры лежит стремление к самосовершенствованию путем избавления от греховности. Вера в Бога давала человеку силу преодолевать себя, наполнять свою жизнь мор. смыслами.
КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ На протяжении тысячелетий религия была и остается важным фактором культ. жизни людей. Без веры, выл. в форму опр. религии, ни один народ не существовал. Долгое время религия была единств. мировоззр. системой, в рамках кот. осознавала себя и культура. Смыслы и ценности чел. бытия, его этич., нрав. и эстет. компоненты воспринимались прежде всего в рел. контексте. Религия отвечала на пред. вопросы, восх. к абс. формам существования и миропредставления. Выход рел. познания на Абсолют выступает через этич. представления о мире, о долженствующем, о нормах соц. взаимодействий, отношений между человеком и природой, представления об идеалах, а также об отр. абс. характеристиках этих начал. Религия отвечает на важн. вопросы чел. жизни, ответы на которые пока не найдены в других мировоззр. традициях (науке прежде всего). Внутр. чел. потребность осознать смысл жизни и привлекает многих к религии. Религия позволяет компенсировать человеку сферу нереал. возможностей в действительности. В религии как бы происходит снятие изв. соц противоречий: реал. угнетение преодолевается " свободой в духе", соц. неравенство превращается в равенство греховности перед Богом, разобщенность заменяется " братством во Христе", бессилие человека компенсируется всесилием Бога, смертный оказывается бессмертным, мир зла и несправедливости заменяется царством Божиим (" царством небесным" ). В молитве и покаянии человек преодолевает состояние неудовлетворенности, обретает облегчение, успокоенность, прилив сил. Ныне признаются наиболее значимыми консол. возможности религии, ее гуман. потенциал. Наиболее тесно религия соприкасается в культ. мире со сферой искусства и особенно морали. Именно эти сферы соучаствовали в формировании пока мало иссл. качества, духовности человека. Немало теологов прямо отождествляют религию с моралью. Общечел. основы нравственности, без кот. невозможно существование ни одной культуры, так или иначе, в тех или иных вариантах обнаруживаются практ. во всех мировых религиях (христианстве, исламе, буддизме). Знам. заповеди " не убий", " не укради" и иные обнаруживаются во всех развитых религ. системах. Религия, аккум. в себе нрав. опыт огр. множества предыдущих поколений людей, и ныне выступает важным фактором регуляции поведения.
ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ Важн. свойства культуры - ее подвижность и способность к изменению и развитию. Изменения культуры во времени и пространстве описывает динамика культуры. Концепт. освоение проблемы социокульт. развития группируется вокруг след. направлений: идей лин. эволюции, цикличности (круговой, волновой) цивил. процесса, синерг. подхода. Эволюционая теория (по Э. Тейлору, Ч. Спенсеру, Л. Моргану и др.) рассматривает динамику культуры в качестве лин. типа послед. изменений от простого к сложному. Выделение цикличности в динамике социокульт. систем (по О. Шпенглеру, А. Тойнби, П. Сорокину, Н. Я.Данилевскому, А. Шлезингеру, Э. Тоффлеру и др.) позволило более объемно исследовать проблемы роста или упадка культур, прогнозировать общие тенденции соц. развития. Новое видение мира культ. изменений открыла синергетика (по Г. Хакену, И. Р. Пригожину). Это компл. научное направление, вобр. в себя достижения неравн. термодинамики, теории управления, теории сложных систем и информации. Синергетика рад. изменила понимание отношений между порядком и хаосом. В ее рамках состояние хаоса стало представляться как перех. от одного уровня упорядоченности к другому. В синергетике бол. внимание уделяется феномену, нелинейности, кот. характеризуется многообразием процессов, типов траекторий развития. В синергетике развитие осуществляется через неустойчивость, новое появляется как непредсказуемое, но им. в спектре возм. состояний, настоящее не только определяется прошлым, но формируется из будущего. В сложных нелин. системах возникают процессы самоорганизации. Синерг. видение позволило объяснить и многие феномены культуры как сложной системы, предсказать ряд ее сущн. свойств и направлений развития. Перечисление только нек. подходов к изучению социокульт. динамики тем не менее позволяет увидеть, что динам. процесс является многофакторным, носит сложный характер. Обычно, классифицируя типы изменчивости, в культурологии выделяют след. процессы. 1. Культурогенез - процесс воспроизводства форм культуры, прот. постоянно. 2. Наследование традиций - трансляция их от поколения к поколению. 3. Культурная диффузия - процесс простр., врем. распространения образцов культуры от одного общества в другое при их культ. контакте. 4. Трансформация культ. форм - их модернизация, развитие, деградация, кризис и т. п. 5. Реинтеграция - изменение смыслов и симв. характеристик культ. явлений.
КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ Научное направление, возн. в XIX в., изуч. человека как субъект культуры, получило название культ. антропологии. К этому времени был преодолен европоцентр. взгляд как опр. в культурном развитии человечества, были открыты новые культ. миры, кот. европейцам никогда не были ведомы либо были давно известны из др. мифов, сказаний, фольклора. Культ. мир распался на множество разл. культур. Исследование новых культ. феноменов требовало их описания, систематизации и сравн. анализа. По сути это было изучение человека в аспекте выражения его сложной природы и внутр. мира в фактах культ. деятельности. Описание ритуалов, обычаев, многообр. религ. культов, быта, фольклора; изучение соц. структур, сем. организации и иного стало превалировать над умозрит. конструкциями. Возник антропол. подход в изучении культуры, на основе кот. появился ряд частных наук о человеке (этнология, этнография, лингвистика, палеоантропология, культ. экология, стр. антропология, соц. антропология и др.). Первым знач. научным направлением в культ. антропологии был клас. эволюционизм (по Э. Тейлору, Г. Спенсеру, Ф. Фрезеру, Л. Моргану и др.), внесший бол. вклад в изучение эвол. развития культуры и общества. Знач. в культ. антропологии стал диффузионизм (по Ф. Ратцелю, Л. Фробениусу, У. Риверсу и др.), предметом интереса кот. стали проблемы специфики распространения культуры, перемещения тех или иных культ. элементов от одного народа к другому. Сторонники диффунионизма придавали особое значение миграции культуры, происх. в результате торг. контактов между странами, переселения народов, колонизации. Бол. значение в исследовании сущности культ. жизни имел функционализм (по Б. Малиновскому, А. Радклиффу-Брауну и др.), в рамках кот. культура стала рассматриваться как система, в кот. каждые ее части выполняют опр. функции. В XX в. получает развитие стр. антропология (по К. Леви-Стросу), в кот. культура рассматривается как система уст. структур, выр. разл. знак. средствами и закр. уст. мент. и иные характеристики соц. жизни. Культ. антропология обращается к исследованию уст. культур (прежде всего традиционных). Это позволяет четко установить их границы, провести кодификацию функц. отношений. Но анализ уст. структур не в состоянии учитывать динамику культ. эволюции.
ПРИРОДА И КУЛЬТУРА Культуру принято называть второй природой. Это приводит к конфликту 2х начал - культуры и натуры. Но культура, будучи второй природой, не утрачивает мат. существования. Отсутствие материальности сделало бы проблем. само существование дух. состояния. Человек вышел из природы, и поэтому природа определяет многие стороны жизнедеятельности человека. Все необходимое для удовлетворения потребностей физ. существования человек находит в природе. Используя ресурсы природы, человек раскрывает собств. прир. потенциал. Из взаимодействия человека и природы рождается культура. Все предметы культуры имеют прир., мат. основу. В этой связи культура хотя и противостоит природе как воздел. природа, но в то же время составляет с ней единство, поскольку в основе ее лежит прир. компонент, а сама природа выступает предпосылкой и условием сущ - ия культуры. Культура преобразует то, что дано природой. В результате чел. деятельности природа изменяется и достраивается, а жизнь человека делается более удобной и комфортной. Но освоение природы включает в себя также овладение внутр. природой самого человека, что связано с появлением опр. норм и запретов, рег. чел. жизнь, рождением дух. культуры - морали, религии, искусства. В наст. время не абсолютизируются мат. и дух. стороны культуры. Большое внимание уделяется исследованию цел. процесса превращения одной формы бытия в другую, взаимосвязи этих сторон. Отношения в системе " природа - культура" могут быть различными. По отношению к природе человек может проявлять смирение, поклоняться ей, обожествлять ее. Но более распространенным стало прагм. отношение к природе - покорение и подчинение ее человеку. Акт. развитие этого подхода привело совр. цивилизацию к эколог. кризису, пост. под угрозу само существование не только природы, но и человечества. Эта трев. ситуация требует сущ. пересмотра логики развития совр. цивилизации. Радик. преобразования культурой натуры привело к тому, что человек, по мнению изв. ученого А. Печчеи, оказался неспособным в культ. отношении идти в ногу со временем и полностью приспособиться к тем изменениям, кот. он сам внес в этот мир. Многие проблемы прир. - культ. взаимодействия могут быть решены не вне чел. существа, а изнутри него самого. Поэтому многие исследователи видят выход из крит. ситуации в совершенствовании природы самого человека, движении к эколог. самодостаточности человека.
КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО Понимание общества и его соотношения с культурой лучше достигается из сист. анализа бытия. Человеческое общество - это реал. и конкр. среда функционирования и развития культуры. Общество и культура активно взаимодействуют друг с другом. Общество предъявляет к культуре опр. требования, культура в свою очередь влияет на жизнь общества и направление его развития. Долгое время взаимоотношения между обществом и культурой строились так, что общество выступало домин. стороной. Характер культуры непоср. зависел от общ. строя, кот. управлял ею (императивно, репрессивно либо либерально, но не менее решительно). Многие исследователи считают, что культура возникла прежде всего под воздействием общ. потребностей. Именно общество создает возможности для использования ценностей культуры, способствует процессам воспроизводства культуры. Вне общ. форм жизни эти особенности в развитии культуры были бы невозможны. В XX в. соотношение сил двух сторон социокульт. сферы рад. изменилось: теперь общ. отношения стали зависеть от состояния мат. и дух. культуры. Опр. фактором в судьбе чел - ва выступает сегодня не структура общества, а степень развития культуры: достигнув опр. уровня, она повлекла за собой рад. реорганизацию общества, всей системы соц. управления, открыла новый путь к установлению поз. соц. взаимодействий - диалог. Его целью становится не только обмен соц. информацией между представителями разл. обществ и культур, но и достижение их единства. Во взаимодействии общества и культуры существует не только тесная связь, имеются и различия. Общество и культура различаются по способам воздействия на человека и адаптации человека к ним. Общество - это система отношений и способов объект. воздействия на человека. Внутр. жизнь человека не заполняется соц. требованиями. Формы соц. регуляции принимаются как опр. правила, необх. для существования в обществе. Но для того чтобы соответствовать соц. требованиям, необходимы культ. предпосылки, кот. зависят от степени развития культ. мира человека. Во взаимодействии общества и культуры возможна также след. ситуация: общество может быть менее динамичным и открытым, чем культура. Тогда общество может отторгать ценности, предл. культурой. Возможна и обратная ситуация, когда общ. изменения могут опережать культ. развитие. Но наиболее оптимально сбаланс. изменение общества и культуры.
КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ Культура и личность взаимосвязаны друг сдругом. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, с другой - личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре. Личность - это движ. сила и создатель культуры, а также главная цель ее становления. При рассмотрении вопроса о соотношении культуры и человека следует различать понятия " человек", " индивид", " личность". Понятие " человек" обозначает общие свойства чел. рода, а " личность" – един. представителя этого рода, индивида. Но при этом понятие " личность" не является синонимом понятия " индивид". Не всякий индивид является личностью: индивидом человек рождается, личностью становится (или не становится) в силу опр. объект. и субъект. условий. Понятие " индивид" характеризует отл. черты каждого конкр. человека, понятие " личность" обозначает дух. облик индивида, сформ. культурой в конкр. соц. среде его жизни (во взаимодействии с его врожд. анатомо-физиол. и психол. качествами). Поэтому при рассмотрении проблемы взаимодействия культуры и личности особый интерес представляет не только процесс выявления роли человека как творца культуры и роли культуры как творца человека, но и исследование качеств личности, кот. формирует в ней культура, - интеллекта, духовности, свободы, творч. потенциала. Культура в этих сферах ярче всего раскрывает содержание личности. Регуляторами личн. устремлений и поступков личности являются культ. ценности. Следование цен. образцам свидетельствует об опр. культ. устойчивости общества. Человек, обращаясь к культ. ценностям, обогащает дух. мир своей личности. Система ценностей, оказ. влияние на формирование личности, регулирует желания и стремления человека, его поступки и действия, определяет принципы его соц. выбора. Таким образом, личность находится в центре культуры, на пересечении механизмов воспроизводства, хранения и обновления культ. мира. Сама личность как ценность по сути и обеспечивает общее дух. начало культуры. Являясь продуктом личности, культура всвою очередь гуманизирует соц. жизнь, сглаживает жив. инстинкты у людей. Культура позволяет человеку становиться интел. - духовной, нрав., творч. личностью. Культура формирует внутр. мир человека, раскрывает содержание его личности. Разрушение культуры нег. воздействует на личность человека, ведет его к деградации.
РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА Хар. чертой региональных культур является то, что каждая из них существует в опр. геогр. ареале. Масштабы ареала рег. культуры могут быть очень разными. Рег. культуры мен. масштаба могут входить в рег. культуры бол. масштаба. Рег. культуры, как правило, представляют собой конгломерат разл. культур, созд. неск. народами, нас. регион. Наличие сх. прир. условий жизни в этом ареале и террит. связи обеспечивают родство между культурами народов, обит. рядом друг с другом. Ареал рег. культуры может сужаться или расширяться. Самыми крупномасшт. регионами Земли, в кот. ист. сложились культуры, знач. разл. между собой, являются Запад и Восток, Север и Юг. Но это разделение пред. условно, поскольку в рамках дан. мегарегионов культуры неоднородны. Например, на Востоке существует огр. множество рег. культур (Ар. Востока, Индии, Китая и т. д.). Запад чаще всего представляется рядом смен. эпох: клас. эллинской культуры; эллин. - римской культуры; романо-герм. культуры христ. Средневековья, новоевр. культуры. В течение долг. времени различие между вост. и зап. культурами усматривалось в том, что Восток просто отстал в своем культ. развитии от Запада. В наст. время под. взгляд преодолевается. Становится призн., что развитие культуры в разл. регионах идет одновременно, но разными путями. Также трудно четко определить границы между Севером и Югом. К примеру, Юг, под кот. понимается социокульт. мир народов субтроп. пояса, прежде всего афр. континента, также неоднороден. В афр. государствах, возн. на месте прежних колоний, получает все бол. распространение негритюд - направление общ. мысли, утв. особую роль негрит. культуры в развитии человечества. Негрит. культура в рамках дан. направления представляется антиподом культуры белых народов Севера. Влияние афр. культуры обогатило искусство Севера, в особенности музыку и танец. Афр. культура явилась одним из источников экспрессионизма и кубизма в живописи. В рег. отношении могут выделяться романская, тюркская, латиноамериканская и иные культуры. Эти культуры также достаточно условны, и степень близости между ними может быть различной. Региональная общность - категория менее определенная и не столь однородная, как, к примеру, нац. культура.
МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 888; Нарушение авторского права страницы