Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ



В процессе изучения культуры постепенно сложился интерес к культуре как соц. явлению, кот. был обусловлен потребностью понять ее место в формировании отд. человека и общества в целом.

Усиление интереса к соц. аспектам культуры привело к возникновению социол. школы в культурологии, кот. объединила тех исследователей культуры, кто искал истоки и объяснение ее в общ. природе человека и в общ. организации людей.

Видными представителями социол. школы, пыт. найти начала, объед. общество и культуру, были О. Конт, Э. Дюркгейм, М. Вебер, А. Вебер, Т. Пар-сонс, П. Сорокин и др.

Предмет социологии культуры составляют вопросы воздействия социальности на культуру. Культура тесно связана с обществом. Она является порождением общ. жизни человека и вне нее невозможна.

Представителей социол. школы интересуют соц. корни и содержание культ. явлений, влияние на культуру динамики соц. организмов. Исследование культуры в контексте опр. соц. систем и соц. процессов также является важной задачей социологии культуры. Последние рассматриваются как сущ. фактор культурных изменений, затр. содержание культуры.

Но социол. подход имеет свои пределы. Если культ. процессы жизнедеятельности рассматриваются только как следствие соц. закономерностей и полностью поглощаются соц. отношениями, то это ведет к социол. упрощенчеству сложного феномена культуры.

В социологии культуры выделяются три уровня знания.

Первый уровень характеризует наиб. общие тенденции в развитии культуры.

Второй сосредоточивает внимание на уровнях культуры разл. соц. групп, видах культ. деятельности, восприятии ценностей культуры, их освоении человеком.

Третий уровень основан на социол. информации, пол. в результате эмпир. исследований.

Социология культуры опирается на многие спец. социол. теории, сущ. доп. представления о культ. процессах.

Междисц. связи устанавливаются с социологией искусства, социологией морали, социологией религии, социологией науки, социологией права, этносоциологией, социологией возр. и соц. групп, социологией преступности и откл. поведения, социологией досуга, социологией города и др. отраслями социол. знания. Но более выс. уровень обобщения культуров. знаний обеспечивает социология культуры.

 

 

КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Научное направление, возн. в XIX в., изуч. человека как субъект культуры, получило название культ. антропологии.

К этому времени был преодолен европоцентр. взгляд как опр. в культурном развитии человечества, были открыты новые культ. миры, кот. европейцам никогда не были ведомы либо были давно известны из др. мифов, сказаний, фольклора.

Культ. мир распался на множество разл. культур. Исследование новых культ. феноменов требовало их описания, систематизации и сравн. анализа. По сути это было изучение человека в аспекте выражения его сложной природы и внутр. мира в фактах культ. деятельности. Описание ритуалов, обычаев, многообр. религ. культов, быта, фольклора; изучение соц. структур, сем. организации и иного стало превалировать над умозрит. конструкциями.

Возник антропол. подход в изучении культуры, на основе кот. появился ряд частных наук о человеке (этнология, этнография, лингвистика, палеоантропология, культ. экология, стр. антропология, соц. антропология и др.).

Первым знач. научным направлением в культ. антропологии был клас. эволюционизм (по Э. Тейлору, Г. Спенсеру, Ф. Фрезеру, Л. Моргану и др.), внесший бол. вклад в изучение эвол. развития культуры и общества.

Знач. в культ. антропологии стал диффузионизм (по Ф. Ратцелю, Л. Фробениусу, У. Риверсу и др.), предметом интереса кот. стали проблемы специфики распространения культуры, перемещения тех или иных культ. элементов от одного народа к другому.

Сторонники диффунионизма придавали особое значение миграции культуры, происх. в результате торг. контактов между странами, переселения народов, колонизации.

Бол. значение в исследовании сущности культ. жизни имел функционализм (по Б. Малиновскому, А. Радклиффу-Брауну и др.), в рамках кот. культура стала рассматриваться как система, в кот. каждые ее части выполняют опр. функции.

В XX в. получает развитие стр. антропология (по К. Леви-Стросу), в кот. культура рассматривается как система уст. структур, выр. разл. знак. средствами и закр. уст. мент. и иные характеристики соц. жизни.

Культ. антропология обращается к исследованию уст. культур (прежде всего традиционных). Это позволяет четко установить их границы, провести кодификацию функц. отношений. Но анализ уст. структур не в состоянии учитывать динамику культ. эволюции.

 

ПРИРОДА И КУЛЬТУРА

Культуру принято называть второй природой. Это приводит к конфликту 2х начал - культуры и натуры. Но культура, будучи второй природой, не утрачивает мат. существования. Отсутствие материальности сделало бы проблем. само существование дух. состояния.

Человек вышел из природы, и поэтому природа определяет многие стороны жизнедеятельности человека. Все необходимое для удовлетворения потребностей физ. существования человек находит в природе. Используя ресурсы природы, человек раскрывает собств. прир. потенциал.

Из взаимодействия человека и природы рождается культура. Все предметы культуры имеют прир., мат. основу. В этой связи культура хотя и противостоит природе как воздел. природа, но в то же время составляет с ней единство, поскольку в основе ее лежит прир. компонент, а сама природа выступает предпосылкой и условием сущ - ия культуры. Культура преобразует то, что дано природой.

В результате чел. деятельности природа изменяется и достраивается, а жизнь человека делается более удобной и комфортной. Но освоение природы включает в себя также овладение внутр. природой самого человека, что связано с появлением опр. норм и запретов, рег. чел. жизнь, рождением дух. культуры - морали, религии, искусства.

В наст. время не абсолютизируются мат. и дух. стороны культуры. Большое внимание уделяется исследованию цел. процесса превращения одной формы бытия в другую, взаимосвязи этих сторон.

Отношения в системе " природа - культура" могут быть различными. По отношению к природе человек может проявлять смирение, поклоняться ей, обожествлять ее. Но более распространенным стало прагм. отношение к природе - покорение и подчинение ее человеку. Акт. развитие этого подхода привело совр. цивилизацию к эколог. кризису, пост. под угрозу само существование не только природы, но и человечества. Эта трев. ситуация требует сущ. пересмотра логики развития совр. цивилизации.

Радик. преобразования культурой натуры привело к тому, что человек, по мнению изв. ученого А. Печчеи, оказался неспособным в культ. отношении идти в ногу со временем и полностью приспособиться к тем изменениям, кот. он сам внес в этот мир. Многие проблемы прир. - культ. взаимодействия могут быть решены не вне чел. существа, а изнутри него самого. Поэтому многие исследователи видят выход из крит. ситуации в совершенствовании природы самого человека, движении к эколог. самодостаточности человека.

 

 

КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО

Понимание общества и его соотношения с культурой лучше достигается из сист. анализа бытия.

Человеческое общество - это реал. и конкр. среда функционирования и развития культуры. Общество и культура активно взаимодействуют друг с другом. Общество предъявляет к культуре опр. требования, культура в свою очередь влияет на жизнь общества и направление его развития.

Долгое время взаимоотношения между обществом и культурой строились так, что общество выступало домин. стороной. Характер культуры непоср. зависел от общ. строя, кот. управлял ею (императивно, репрессивно либо либерально, но не менее решительно).

Многие исследователи считают, что культура возникла прежде всего под воздействием общ. потребностей. Именно общество создает возможности для использования ценностей культуры, способствует процессам воспроизводства культуры. Вне общ. форм жизни эти особенности в развитии культуры были бы невозможны.

В XX в. соотношение сил двух сторон социокульт. сферы рад. изменилось: теперь общ. отношения стали зависеть от состояния мат. и дух. культуры. Опр. фактором в судьбе чел - ва выступает сегодня не структура общества, а степень развития культуры: достигнув опр. уровня, она повлекла за собой рад. реорганизацию общества, всей системы соц. управления, открыла новый путь к установлению поз. соц. взаимодействий - диалог. Его целью становится не только обмен соц. информацией между представителями разл. обществ и культур, но и достижение их единства.

Во взаимодействии общества и культуры существует не только тесная связь, имеются и различия. Общество и культура различаются по способам воздействия на человека и адаптации человека к ним.

Общество - это система отношений и способов объект. воздействия на человека. Внутр. жизнь человека не заполняется соц. требованиями.

Формы соц. регуляции принимаются как опр. правила, необх. для существования в обществе. Но для того чтобы соответствовать соц. требованиям, необходимы культ. предпосылки, кот. зависят от степени развития культ. мира человека.

Во взаимодействии общества и культуры возможна также след. ситуация: общество может быть менее динамичным и открытым, чем культура. Тогда общество может отторгать ценности, предл. культурой. Возможна и обратная ситуация, когда общ. изменения могут опережать культ. развитие. Но наиболее оптимально сбаланс. изменение общества и культуры.

 

 

КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ

Культура и личность взаимосвязаны друг сдругом. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, с другой - личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре.

Личность - это движ. сила и создатель культуры, а также главная цель ее становления.

При рассмотрении вопроса о соотношении культуры и человека следует различать понятия " человек", " индивид", " личность".

Понятие " человек" обозначает общие свойства чел. рода, а " личность" – един. представителя этого рода, индивида. Но при этом понятие " личность" не является синонимом понятия " индивид". Не всякий индивид является личностью: индивидом человек рождается, личностью становится (или не становится) в силу опр. объект. и субъект. условий.

Понятие " индивид" характеризует отл. черты каждого конкр. человека, понятие " личность" обозначает дух. облик индивида, сформ. культурой в конкр. соц. среде его жизни (во взаимодействии с его врожд. анатомо-физиол. и психол. качествами).

Поэтому при рассмотрении проблемы взаимодействия культуры и личности особый интерес представляет не только процесс выявления роли человека как творца культуры и роли культуры как творца человека, но и исследование качеств личности, кот. формирует в ней культура, - интеллекта, духовности, свободы, творч. потенциала.

Культура в этих сферах ярче всего раскрывает содержание личности. Регуляторами личн. устремлений и поступков личности являются культ. ценности. Следование цен. образцам свидетельствует об опр. культ. устойчивости общества. Человек, обращаясь к культ. ценностям, обогащает дух. мир своей личности.

Система ценностей, оказ. влияние на формирование личности, регулирует желания и стремления человека, его поступки и действия, определяет принципы его соц. выбора. Таким образом, личность находится в центре культуры, на пересечении механизмов воспроизводства, хранения и обновления культ. мира.

Сама личность как ценность по сути и обеспечивает общее дух. начало культуры. Являясь продуктом личности, культура всвою очередь гуманизирует соц. жизнь, сглаживает жив. инстинкты у людей.

Культура позволяет человеку становиться интел. - духовной, нрав., творч. личностью. Культура формирует внутр. мир человека, раскрывает содержание его личности. Разрушение культуры нег. воздействует на личность человека, ведет его к деградации.

 

 


Поделиться:



Популярное:

  1. G) определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования
  2. I Межрегионального фестиваля фольклора среди художественных коллективов русской самобытной культуры «Веселая карусель», посвященный Году гостеприимства в Республике Тыва.
  3. I этап. Определение стратегических целей компании и выбор структуры управления
  4. I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ МЕТОДА
  5. I. Основные этапы становления и развития физической культуры в России и зарубежных странах
  6. II. Природа организационной культуры.
  7. III. Определение посевных площадей и валовых сборов продукции
  8. VII. Определение затрат и исчисление себестоимости продукции растениеводства
  9. X. Определение суммы обеспечения при проведении исследования проб или образцов товаров, подробной технической документации или проведения экспертизы
  10. XIX век-“ЗОЛОТОЙ ВЕК” РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.
  11. Азбука моральной культуры по Сухомлинскому
  12. Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости торговой организации, определение критериев неплатежеспособности


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 543; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь