Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЭТНИЧЕСКАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА



Понятия этнической и национальной культуры иногда отождествляются. Но эти культуры различны.

Этносом называют любое нац. сообщество (нац. меньшинство, племя, народность). Этносы существовали всегда, а нации возникли лишь в Новое время в ходе гос. структурирования жизни многих народов. Этн. культура всегда локализована в геогр. пространстве и однородна по своей пол., экон. и соц. структуре.

Этническая культура охватывает преим. сферу обыд. жизнедеятельности, быт. культуры. Этн. культура включает в себя орудия труда, нравы, обычаи, нормы, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижения, жилище, знания, верования, виды нар. искусства.

Специалисты различают в этн. культуре два слоя: ранний (нижний), обр. унасл. из прошлого элементами, и поздний (верхний), сост. из новообразований, совр. культ. явлений. Нижний слой включает в себя наиболее уст. элементы, закр. многов. традициями, поэтому считается, что они составляют каркас этн. культуры.

Этн. культура указывает прежде всего на социокульт. особенности людей. Нац. культура предполагает террит., экон. и лингв. объединение людей, им. сложную соц. структуру и пол. организацию.

Структура национальной культуры сложнее этнической. Нац. культура включает в себя наряду с трад. – быт., проф. и обыд. также специал. области культуры. Поскольку нация охватывает общество, а общество стратиф. структурировано, то понятие нац. культуры охватывает субкультуры всех бол. групп, кот. может не быть у этн. культуры.

Большинство совр. нац. культур полиэтничны. Но нац. культура не сводится к мех. сумме этн. культур. У нее есть собств. специф. четы, возн. тогда, когда представители всех этносов осознали свою нац. идентичность. Осознание большими соц. группами своей приверженности к территории своего расселения, общенац. литер. языку, нац. традициям и символам (например, гимну, флагу государства) составляет содержание нац. культуры.

В отличие от этн. культуры, кот. связывает людей генетически, нац. культура объединяет людей, жив. на больших пространствах и не обяз. связ. кровнородств. отношениями. Нац. культура складывается на фундаменте письм. культуры.

 

 

РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Хар. чертой региональных культур является то, что каждая из них существует в опр. геогр. ареале. Масштабы ареала рег. культуры могут быть очень разными. Рег. культуры мен. масштаба могут входить в рег. культуры бол. масштаба.

Рег. культуры, как правило, представляют собой конгломерат разл. культур, созд. неск. народами, нас. регион. Наличие сх. прир. условий жизни в этом ареале и террит. связи обеспечивают родство между культурами народов, обит. рядом друг с другом. Ареал рег. культуры может сужаться или расширяться.

Самыми крупномасшт. регионами Земли, в кот. ист. сложились культуры, знач. разл. между собой, являются Запад и Восток, Север и Юг. Но это разделение пред. условно, поскольку в рамках дан. мегарегионов культуры неоднородны. Например, на Востоке существует огр. множество рег. культур (Ар. Востока, Индии, Китая и т. д.). Запад чаще всего представляется рядом смен. эпох: клас. эллинской культуры; эллин. - римской культуры; романо-герм. культуры христ. Средневековья, новоевр. культуры.

В течение долг. времени различие между вост. и зап. культурами усматривалось в том, что Восток просто отстал в своем культ. развитии от Запада. В наст. время под. взгляд преодолевается. Становится призн., что развитие культуры в разл. регионах идет одновременно, но разными путями.

Также трудно четко определить границы между Севером и Югом. К примеру, Юг, под кот. понимается социокульт. мир народов субтроп. пояса, прежде всего афр. континента, также неоднороден.

В афр. государствах, возн. на месте прежних колоний, получает все бол. распространение негритюд - направление общ. мысли, утв. особую роль негрит. культуры в развитии человечества. Негрит. культура в рамках дан. направления представляется антиподом культуры белых народов Севера. Влияние афр. культуры обогатило искусство Севера, в особенности музыку и танец. Афр. культура явилась одним из источников экспрессионизма и кубизма в живописи.

В рег. отношении могут выделяться романская, тюркская, латиноамериканская и иные культуры. Эти культуры также достаточно условны, и степень близости между ними может быть различной.

Региональная общность - категория менее определенная и не столь однородная, как, к примеру, нац. культура.

 

 

ДОМИНИРУЮЩАЯ КУЛЬТУРА, СУБКУЛЬТУРА И КОНТРКУЛЬТУРА

Каждое общество имеет некот. сочетание осн. элементов культуры, символов, убеждений, ценностей, образцов поведения, кот. принимаются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность принято называть доминир. (базовой, основной) культурой. Ее содержание составляют общечел. символы, ценности и образцы поведения.

Часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих той или иной соц. группе, называется субкультурой. Существование субкультур связано с тем, что ник. общество (как и никакая культура) не может быть абсолютно однородным.

Формирование субкультур происходит по этнограф., конфесс., проф., функц. признакам, на основе возр. или соц. специфики. Субкультуры идентичны или близки баз. культуре, от нее они отличаются лишь некот. элементами или чертами культуры. Но субкультуры стремятся сохранить опр. автономность от других культ. слоев и групп.

В силу этого они отличаются нек. локальностью и опр. замкнутостью, сохраняя при этом лояльность к осн. цен. установкам осн. культуры. Субкультуры не ставят перед собой целью переделку госп. культуры, а по-своему приспосабливаются к ней.

Но в обществе нередко появляются элементы, кот. находятся в оппозиции к госп. образцам культуры или полностью их отрицают.

Такие социокульт. установки, кот. не просто отличаются от дом. культуры, но и противостоят ей, находятся в конфликте с госп. ценностями, обозначаются понятием " контркультура". Этот термин появился в научной литературе во 2ой пол. XX в. Он был введен амер. социологом Т. Роззаком, кот. пытался объединить разл. дух. явления, напр. против госп. культуры, в отн. цел. феномен.

Примерами контркультуры служат богема, движение хиппи, прест. субкультура. На опр. этапе контркультурами были раннее христианство в Римской империи, воззрения рел. Разл. сект в эпоху Средневековья, светская культура в эпоху Возрождения и т. д.

Возникновение контркультуры - явление достаточно распространенное. Контркультура, несмотря на вражд. к ней отношение со стороны дом. культуры, тем не менее воздействует на нее. Ее цен. ориентиры растворяются в лоне госп. культуры, кот. под их влиянием начинает изменяться. Таким образом, контркультуры обладают мощным творч. зарядом, спос. динамике культуры.

 

 

МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА

Одной из субкультур является молодежная культура. Эта культура складывается на основе специф. соц. и психол. черт, наличие кот. определяется как возр. особенностями мол. людей, так и их соц. - экон. положением. Молодежь формирует свой специф. стиль поведения, выр. в одежде, опр. языке общения и т. д.

Молод. культура является одним из следствий процесса социализации. Ее соц. –псих. истоки находятся в стремлении мол. людей к самоутверждению, самовыражению и самореализации. В зап. литературе истоки молод. культуры часто рассматриваются в свете теории конфликта поколений, отцов и детей.

Молод. культура обычно создается самой молодежью. Молодежь является также ее носителем. По своему уровню молод. культура нередко бывает не слишком высокой. Молод. культура в той или иной степени противопоставляет себя офиц., мас. культуре и отчасти - высокой.

Но молод. культура часто выходит за рамки того, что создается самой молодежью, и включает в себя культуру, спец. созд. для молодежи, включая мас.. Знач. часть совр. культ. индустрии ориентирована на удовлетворение запросов и вкусов именно молодежи. В особенности это касается досуга и развлечений, моды, производства одежды, обуви, украшений, косметики и т. д.

Осн. виды и формы молод. культуры обусловлены миром чувств и эмоций. Центр. место в ней занимает музыка, она обладает наиболее сил. эмоц. воздействием. В разл. время особ. популярность обрели такие ее жанры, как джаз, регги, диско, рэп, рок- и поп-музыка.

Элементами молод. культуры выступают также сленг (жаргон), одежда, в целом вн. вид, манеры поведения, способы развлечения и т. д. Все элементы молод. культуры несут символ. нагрузку, они означают общность и единение носителей культуры и подчеркивают ее выделенность из общей культуры и обособленность от нее.

Молод. культура неоднородна, она охватывает разл. группы молодежи - студенческую, творческую, рабочую, сельскую, разного рода маргиналов и т. д. Молод. культура распадается на множество групп и течений. В разное время лид. позиции в молод. культуре занимали хиппи, панки, рокеры и т. д. На опр. ист. этапах молод. культура может обрести форму контркультуры, оппоз. настр. дом. культуре. Шир. известность имела на Западе во 2ой пол. XX в. контркультура соц. групп студенчества (хиппи).

 

 

КЛАССОВАЯ КУЛЬТУРА

Хар. проявлением субкультуры, выд. по признаку принадлежности к клас. соц. группе, может служить клас. культура. Клас. начало является проявлением груп. подразделения культуры. Классы воспринимаются как стаб. соц. – экон. группы общества, принадлежность к кот. диктует индивидам опр. культуру поведения.

Метод классового анализа имеет длит. историю и является важным завоеванием научной социологии, особенно ценным при изучении общ. процессов инд. эпохи. Эта концепция была принята в качестве основопол. в маркс. социологии.

Послед. осуществление класс. подхода реализуется через отношение господства и подчинения, в результате чего выделяется культура госп. и труд. классов. В этой схеме функц. субкультуры, кот. действительно связаны со специф. интересами и образом жизни разл. классов, выделяются в сам. и ос. варианты культуры, что приводит к разрыву культуры в целом.

При выделении 2х клас. культур возникает сложная задача выделения той или иной класс. линии из направлений, течений и творчества мыслителей, деятелей культуры той или иной эпохи. История культуры при этом трактуется как антагон. борьба 2х тенденций и 2х линий. Прогр. линией считается рев. – дем. (связ. с отстаиванием интересов труд. слоев) как ед. правильная и значимая, другие класс. направления культуры оцениваются как реакционные.

Деление культуры на прогрессивную и реакционную вычеркивало из истории целые направления и пласты культуры. Абсолютизация только одной стороны культ. реальности приводит к одномерности и единообразию. Классовая двузначная логика обрекает на пост. конфронтацию, а не на диалог культур. Объясн. способность такого подхода как в отн. разл. ист. периодов, так и в отношении культуры ограничена.

Класс. подход имеет право на существование, и, пока существуют классы, он неизбежен. Но класс. ценности не единств. в культ. системе любого общества. Наряду с классовыми существуют и другие типы различия: между городом и селом, центром и периферией, разв. и неразв. регионами и т. д.

Противоборство культур неизбежно, но в культуре оно предстает не как принцип. и непримиримое, а как взаимодействие разных тенденций культ. – ист. развития. Классовая культура лишь субкультура, часть более цел. системы.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 531; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь