Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Отношения государства и церкви в Российской империи и СССР
Реформы Русской православной церкви начала XVIII века завершились в 1721 году отменой патриаршества. Историки православия утверждают, что реформирование церкви Петром I осуществлено по примеру протестантских духовных консисторий Прибалтики, незадолго до этого присоединённой к России. Почти двести лет Русская православная церковь являлась государственной религией империи, управляемой обер-прокурором, который назначался царём. Как государственная религия, православная церковь потеряла относительную самостоятельность, но приобрела покровителя. Церковь владела недвижимым имуществом, получала финансовую помощь, контролировала народное образование. Только православная церковь имела право на миссионерство. Борьба с «совращением» в иную веру и сектами православной церкви была узаконена государством. Внеисповедное состояние в империи не признавалось. Свобода совести впервые была обещана в манифесте царя в 1905 году и провозглашена в постановлении Временного правительства «О свободе совести» (июль 1917). Под свободой совести понималась веротерпимость, православие и другие христианские церкви оставались привилегированными под предлогом христианского большинства населения, внеисповедное состояние по-прежнему не признавалось. Радикальной практикой советской власти, обобщённой в декрете «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (январь 1918), положение религии в обществе качественно изменено. Отменены все формы союза церкви и государства. Религиозные общества стали частными, они лишились прав юридического лица и права на собственность. Имущество, в том числе предметы культа, стали народным достоянием. Обучение религии разрешено частным образом. Гражданин имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Декрет стал основой понимания свободы совести, возведённого в ранг конституционной нормы. В советском законодательстве о культах религиозные объединения сохранили право на осуществление единственной функции – удовлетворение религиозных потребностей верующих в молитвенном здании. В связи с разрядкой напряжённости с середины семидесятых годов прошлого века начинают меняться и государственно-церковные отношения. Сохраняя традицию единообразия законодательства о религиозных культах в стране, в союзных республиках принимаются акты «О религиозных объединениях». Текущая политика советского государства в отношении религиозных организаций была увязана с общими проблемами внутренней и внешней политики. Ускоренное преодоление религии как часть стратегии строительства социализма и коммунизма последовательно проводилось в жизнь во второй половине тридцатых и с середины пятидесятых до середины шестидесятых годов. «Оттепели», связанные с периодами расширения международных отношений, проявились в сороковые годы и со второй половины семидесятых. Локальные колебания политики коснулись религии в связи с социальной и этнической стратегией. В годы новой экономической политики пользуются благосклонностью государственных органов секты православия и некоторые объединения протестантов как передовые в хозяйственной деятельности и преследуемые прежним режимом. Под предлогом обеспечения политической безопасности страны переселяются и жёстко закрепляются на новых местах малые народы (корейцы, немцы, этносы Северного Кавказа и другие). Ограничивается их социально-политическая активность, подавляется этнокультурная самодеятельность, контролируются религиозные организации. Сравнительной деликатностью отличается тактика преодоления религии в регионах традиционного распространения ислама. Сохранено традиционное для православной империи негативное отношение к католицизму. Впрочем, Ватикан активно противодействовал международной деятельности советского государства. Тесная связь религиозной и буржуазной идеологии (со всеми вытекающими следствиями для церкви) подчеркивается даже в партийно-государственной контрпропаганде середины восьмидесятых годов. Резкие колебания курса между ускоренным преодолением религии и содействием частичному восстановлению религиозных структур, как правило, начинались с Русской православной церкви (1918, 1929, 1943, 1954, 1988). ГЛАВА 7. ИСТОРИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КУЛЬТУР История применительно к культуре есть бытие социокультурного во времени и пространстве. В понимании истории, как и культуры, есть различные подходы исследователей, обусловленные многозначностью бытия человека. Являясь разделом культурологии, история культуры, посредством фиксирования особенностей развития различных культур призвана обеспечить выявление архетипов современной культуры на уровне планетарной или локальной. Для понимания логики представляемой главы учебного пособия, следует иметь в виду три принципиальных положения, определяющих содержание и структуру курса культурологии. Во-первых, доминантой культуры рассматривается религия в широком смысле, выступающая в совокупности своих конкретных направлений (конфессий) самым распространённым из исторических типов мировоззрения. Аспекты религии в широком и узком смысле анализируются с позиций светской культурологии во втором разделе «Культура и религия». Во-вторых, в интересах оптимизации образовательной ценности учебной дисциплины «Культурология» культурное единство человечества рассматривается на примерах относительно самостоятельных культур или цивилизаций без дублирования фактов соответствующих разделов курсов всемирной и отечественной истории. В-третьих, в понятие евразийской культуры мы вкладываем предельно общий смысл; по нашему мнению, она есть культурное поле многовекового взаимодействия этноконфессиональных - индобуддийской, китайско-конфуцианской, еврохристианской и арабоисламской - культур-цивилизаций на пространствах преимущественно континента Евразия. Американская (континентальная) культура по происхождению скорее евразийская, чем «индейская».
Египетская культура Африканская по континенту происхождения, египетская культура обрела своё уникальное лицо «эпохи фараонов» в четвёртом тысячелетии до нашей эры на пространствах южного и восточного Средиземноморья, то есть в Африке и Евразии. Свою цивилизацию египтяне считали созданной богами. Птах создал все вещи и божественные слова, породил богов, создал города, сотворил святилища и поместил туда богов, сотворил их тела ради умиротворения их сердец. Боги-творцы уничтожают изначальный хаос, создают общество и восстанавливают всеобщую гармонию Маат – центральное понятие египетской этики. Порядок понимается как правопорядок, а боги и фараоны как учредители законов и владыки. Иероглифическое, то есть священное письмо идёт от бога мудрости Тота, Птах считался творцом искусств и ремёсел. Храмы стали основой «домов жизни», в которых осуществлялась письменная духовная жизнь египтян. Видимо, в связи с культом фараона как бога при жизни и после смерти связано строительство пирамид, ставших противоречивым символом египетской культуры: с одной стороны, чудо света, с другой – пример деспотизма царей, обрекших народ на неисчислимые страдания при возведении усыпальниц. В период пятой династии становится заметным рост этического элемента в контексте религиозной культуры египтян: заслуги в земной жизни могут оцениваться как угодные фараону и богам в этой и посмертной жизни. Истоки солнечного монотеизма, характерного для египетской религии, видят в раннем периоде культуры. На фоне политеизма сложилась, в частности, мемфиская концепция единого Птаха, создавшего богов и мир силой своего слова. Идея пророчества о конце мира на основе переживаемых тяжких бедствий прослеживается в знаменитых «Речениях Ипувера». В эпоху рассвета Среднего царства (XXII – XVIII века до нашей эры) оформляется идея посмертного (загробного) воздаяния, включающего просветление и умиротворение сердца, свидетельствуя об углублении нравственных исканий. Ей противостоят подавляемые представления о загробном мире как стране вечного сна, мрака без воды, воздуха и радостей любви. Призывом праздновать прекрасный день, а также напоминанием, что никто из умерших не взял своего достояния в мир иной и не вернулся оттуда, любители осязаемых радостей земного бытия выразили себя в «Песне арфиста». Среднее царство считается классическим периодом египетской культуры. В это время складывается египетский язык (иероглифическое письмо) преимущественно религиозно-культового назначения. Развивается скоропись (иератическое письмо), свидетельствующее о подъёме хозяйственной жизни. Переосмысливаются архитектурные формы, сочетающие в себе пирамиду и скальную усыпальницу. Пирамиды скромнее по размерам и технике исполнения, зато грандиозны ирригационные системы. Заупокойный храм, названный греками лабиринтом (от греческого произношения имени фараона), поразил воображение Геродота, считавшего, что храм превзошёл не только все греческие сооружения вместе взятые, но и сами пирамиды. Не сохранившийся лабиринт стал символом расцвета и единства страны эпохи Среднего царства. От этой эпохи дошли первые математические и медицинские тексты, содержащие теорию (преимущественно магию) и практические знания, в частности, о кровеносных сосудах и мозге. От Среднего царства сохранились древнейшая запись размеров страны, описи созвездий, первый в мире прообраз энциклопедии, найденный в библиотеке гробницы. Египетская папирусная библиотека включала религиозную, научную, дидактическую, художественную литературу, а также записи фольклора. Пережив период владычества гиксосов, египетская культура сохранила преемственность и возродилась в Новом царстве. В период Нового царства (1580-1085 годы до нашей эры) Египет занял господствующее положение в восточном Средиземноморье. Положение Египта как мировой державы создаёт величественный стиль в культуре. Египетская культура распространялась в Африке и Азии, но в ещё большей степени оказалась способной гибко использовать азиатские элементы культуры и переплавлять их в собственной без изменения специфического облика. Эпоха Нового царства особенно примечательна строительством храмов, дальнейшим совершенствованием искусства рельефа, росписи, ювелирного мастерства. Литература периода обогащается новыми жанрами. В текстах возрождаются мотивы военных побед, изображаются пиршества, торжественные церемонии, экспедиции, жертвоприношения богам. Приобретает новый оттенок звучание даже в гимнах богам из знаменитой «Книги мёртвых». На фоне стабильности и процветания кажется неожиданной загадочная революция Аменхотепа IV. Фараон-реформатор порывает с традиционным египетским многобожием и статусом жречества учреждением культа солнечного диска – Атона. Фараон называет себя Эхнатоном – угодным Атону, он становится единственным богом на земле, представляющим единого и единственного бога-Солнце. Строится новая столица Ахетатон, уничтожаются прежние культы. После смерти фараона-реформатора его нововведения искореняются, уничтожается даже его изображение. Религиозная реформа Эхнатона, фрагменты которой стали известными сравнительно недавно, является исключительным явлением в истории культуры Востока. С одной стороны, Эхнатон очистил от мифа, довёл до логического конца солярный монотеизм египетской культуры, наметившийся в эпоху Древнего царства. С другой стороны, фараон, провозгласив себя по существу единственным богом, игнорировал тысячелетние традиции культа Ра и мировоззрения египтян, выдержавшие периоды смуты и господства иноземцев-гиксосов. Загадочность реформы углубляется благодаря информации об искусстве этой эпохи: оно становится реалистичным, многоцветным, впервые появляются светские образы фараона и его семьи, изображённые без гротеска в бытовой обстановке. Любовная лирика Египта, а также реалистический скульптурный портрет значительно отличаются от традиционно сакрального искусства древнего Востока. Культура Нового царства эпохи заката несёт в себе усиление нравственного аспекта, углубление религиозного чувства, усложнение магического знания и богословия, попытки радикального преобразования культа и мировоззрения на основе традиционных идей. В «Книге мёртвых» появляется глава с идеей нравственного загробного суда, в других текстах звучат мотивы религиозного покаяния, растёт значение благочестия личности. Параллельно изображаются неофициальный быт царя и его окружения, приземлённые образы богов и сооружаются гигантские храмы, величественные статуи фараонов. Величие и упадок империи сосуществуют в нерасторжимом единстве. С упадком цивилизации Египта с новой силой проявились её древнейшие черты как результат осознанного стремления египтян отстоять своё бытие. Ускоряющиеся процессы взаимодействия и ассимиляции культур вызывают к жизни архаизацию. Культурным центром страны становится Саис, центр культа богини-воительницы Нейт, почитаемой как матери богов ещё в древности. Борьба за очищение культуры, попытка вернуться к идеализируемой древности проявились в восстановлении древних государственных титулов и должностей, возрождении прежних идеалов в искусстве, литературе, противодействии заимствованиям в языке, усилении культа животных. В изображениях этого периода происходит смешение стилей, усиливается синкретизм в религии. В это же время на территории страны возникают греческие поселения, сыгравшие значительную роль в египетско-греческом синкретизме и распространении египетской культуры за его пределами Египта. Потеря политической самостоятельности привела к резкому увеличению доли представителей иных культур в населении страны и перемещении значительной части египтян в пределах той или иной империи, включившей Египет в свой состав. С саисского периода официальным языком Египта становится преемник новоегипетского – демотический язык. Возникнув в период персидского господства, он включает заимствования из арамейского языка, распространённого в империи. Персы отличались терпимостью к египетской культуре, поддерживая её традиции. Демотическая литература продолжает своё существование вплоть до завоевания Египта римлянами. Нестабильность политической жизни вызвала волну небывалого увлечения мистикой, пророками, привела к усилению апокалипсических настроений. Прекратилось строительство храмов, используются выверенные формы и художественные приёмы в искусстве и литературе. Это не означает, что египетская культура нисходит до примитивного уровня. Даже в эпоху своего угасания Египет оставался источником и образцом для культур соседних народов, заслуженно почитаемый за мистический опыт и уникальные знания. Не случайно так много соответствий находят между текстами Библии и египетскими источниками. Образцы египетской религиозной культуры помогали служителям других конфессий совершенствовать свой культ и переосмысливать собственное этическое, религиозно-мифологическое наследие. Особое значение для соседних народов имела египетская медицина. Её достижения, в первую очередь в хирургии, ценились знатью, а слава представителей надолго пережила их. В средневековых рукописях христианского Запада и мусульманского Востока оказалось немало рецептов и идей из наследия египетских врачевателей и магов. Задолго до античной цивилизации в Египте были сформулированы глубокие практические знания в математике и астрономии. Среди них: определение пощади круга и объёма усечённой пирамиды, солнечный календарь и деление суток на 24 часа, знаки зодиака и другое. Египетские нормы права и государственного управления в разной мере были усвоены в государствах Ахеменидов, Сасанидов, а также эллинами, римлянами, византийцами, русскими. Египет стал местом обучения для видных мыслителей Греции: античные источники утверждают, что в Египте побывали Солон, Фалес, Пифагор и другие деятели культуры. Египетское искусство в целом с его монументальной архитектурой и статичной скульптурой было усвоено и переосмыслено в крито-микенской культуре Греции, отдельные элементы египетской культуры прослеживают в искусстве Ближнего Востока. Посредством влияния античной и восточной культуры некоторые черты египетского искусства впоследствии были восприняты в Европе. Родина пророческих сочинений и дидактики, басни, исторического повествования, сказки и любовной лирики, Египет щедро питал литературу соседних народов. Исследователи полагают, что алфавитное письмо египетской культуры усвоено финикийцами и через них европейцами, оказало влияние на письмо синайское и мероитское (африканское). Многие египетские слова проникли в европейские языки посредством греческого, коптского, арабского. Египетская культура пережила расцвет в составе эллинистической культуры. Храмы птолемеевского Египта превращаются в неисчерпаемые архивы знания, веры, вкуса. Спешно переводятся на греческий язык художественные, философские и религиозно-магические тексты. Египетская религия с её идеей бессмертия и прихода мессии-избавителя от иноземного ига привлекает греко-римский мир в эпоху его кризиса. На улицах Рима устраиваются пышные культовые празднества в честь Исиды, избавительницы мира. Христианство, пришедшее на смену греко-египетской культуре, использует родившиеся в Египте мистицизм, веками отточенный религиозный текст, пустынножительство. Культура Древнего Египта живёт в культуре египетских коптов-христиан, вошла в культуру исламского Египта. Культура Древнего Египта, первоначально искажённая, в выгодной части приписанная к числу собственных творческих достижений, или полностью отрицаемая во многих культурах соседних народов, сегодня рассматривается всеми египтянами, всем человечеством как неотъемлемая часть духовной традиции.
Месопотамские культуры Область между Тигром и Евратом, более известную в современной культуре как Междуречье, Месопотамией назвали древнегреческие географы. Древнейшей цивилизацией южной части этой территории считается Вавилония, включающая Аккад (север) и Шумер (юг). В степях северной Месопотамии находилась Ассирия. На рубеже четвёртого и третьего тысячелетий до нашей эры, приблизительно в одно время с возникновением государства в Египте, в южной части Месопотамии появляются первые небольшие города-государства. В 2318-2312 годы до нашей эры правитель Лагаша Уруинимгина провёл социальные реформы, которые считаются древнейшими правовыми актами в сфере социально-экономических отношений. С ним связывают рождение популярного в Месопотамии лозунга: «Пусть сильный не обижает вдов и сирот! ». Наряду с земледелием и скотоводством развивается ремесло. Ремесленники умело распорядились имеющимися в распоряжении материалами: глиной, тростником, шерстью, кожей и льном. Глиняный кирпич обжигался уже в древности, с середины третьего тысячелетия для производства посуды стал употребляться гончарный круг. Выдающимся памятником древневосточной правовой мысли считаются законы царя Вавилонии Хаммурапи (1792-1750 годы до нашей эры). Документ начинается с введения, в котором говорится, что царскую власть Хаммурапи передали боги, чтобы он защищал слабых, сирот и вдов от притеснения со стороны сильных. Основная часть, состоящая из 282 статей, регламентирует жизнь нормами административного, гражданского и уголовного права. Кодекс завершается заключением. Ассирия своим возвышением обязана караванным путям между Вавилонией и другими странами, определившим основное занятие - торговлю. Города страны, в том числе административный центр Ашшур давший название стране, стали торгово-перевалочными пунктами. В царствование Тиглатпаласара III (745-727 годы до нашей эры) проведены административные и военные реформы, определившие новый подъём страны. Были ограничены права наместников. Изменилась политика в отношении покорённых народов: вместо системного грабежа и увода части населения в рабство стали практиковаться массовые переселения народов. Иногда народ оставался на исторической родине, но облагался тяжёлой податью, привлекался к исполнению повинностей, в том числе службе в армии. Была создана постоянная армия, состоявшая из «царского полка», колесничих, конницы, пехоты и сапёров. Ассирия в этот период превратилась в ведущую военную державу Ближнего Востока, на короткое время подчинившую даже Египет. Ассирийская держава прекратила своё существование в 608 году до нашей эры, её территория вошла в состав Вавилонии. Вавилония превратилась в процветающую страну при Навуходоносоре II (605-562 годы до нашей эры). Вавилон стал центром международной торговли. Была возрождена и усовершенствована оросительная система. Реставрировались старые и строились новые храмы. Выстроен новый царский дворец и завершено строительство семиэтажного зиккурата, ставшего прообразом символа «Вавилонская башня». После смерти Навуходоносора знать и жречество стали контролировать деятельность царей, свергая неугодных. Один из них, Набонид, попытался провести религиозную реформу: заменить традиционный культ бога Мардука культом бога Луны Сина. Конфликт со жречеством усугубил кризис власти, в 539 году до нашей эры Вавилония была захвачена персами и навсегда утратила независимость. Благодаря терпимости персов к чужой культуре, Вавилон сохранил положение одного из величайших городов мира. По замыслу Александра Македонского, вступившего в город в 331 году до нашей эры, Вавилон и Александрия в Египте должны были стать столицами его империи. Здесь он короновался, здесь и умер после восточного похода. В 126 году Вавилон был так разгромлен парфянами, что перестал существовать. Культурное падение Вавилона началось со времени походов Александра Македонского: город, ассимилировавший многие волны пришельцев-завоевателей, не смог выдержать конкуренции с эллинистической культурой, развивающейся на основе греческого языка и письма. Месопотамская литература, доступная знатокам клинописи, не вызвала интереса у эллинов; местные культы и искусство были чужды грекам. Лишь математика, астрология и астрономия вавилонян получили признание и широкое распространение в эллинистической культуре. Греческое влияние было ассимилировано, но не вавилонским, а иранским Востоком. Культурное наследие Древней Месопотамии было воспринято преемниками в ограниченном объёме, что не умаляет его значения для планетарной культуры человечества. Месопотамская цивилизация одна из самых древних, возможно, древнейшая в мире. По существу культура древности, принципиально не отличаясь от культуры и сознания современности, является качественно новым типом бытия человека по сравнению с первобытностью. К этой новой культуре была причастна только часть древнего общества, первоначально малая. В Месопотамии новый тип людей-носителей постпервобытной культуры, по-видимому, представляется чиновником и писцом. По роду своих занятий они были поставлены в иные условия, часто должны были решать жизненные задачи, неизвестные прежде, поэтому от них требовалось иное мышление. Немаловажную роль в становлении и распространении новой культуры древнего общества играла письменность. С её появлением стала возможной специальная «теоретическая» деятельность. Изобретённая шумерами клинопись, самое важное из достижений древнемесопотамской цивилизации, разумеется, с позиции современной культуры. Глина, основной исходный материал месопотамского зодчества и ваяния, имеет свойство терять форму под влиянием влаги. «Вавилонская башня», поразившая воображение соседних народов, превратилась в оплывшую груду. Об этой цивилизации говорят лишь сотни тысяч обожжённых в печи и необожжённых табличек с клинописью, обнаруживаемых археологами под наслоениями бывших сооружений. Исследователи полагают, что совершенствование древнемесопотамской системы письма шло по пути унификации знаков-рисунков, ведущей к сокращению их числа (чуть более 300 в нововавилонском письме) и росту символической нагрузки. В комбинации клиновидных оттисков, оставляемых стандартной трёхгранной палочкой на сырой глиняной табличке, невозможно узнать исходный знак-рисунок. Фонетизация письма (выделение слогов) позволила фиксировать и передавать живую речь. Такая развитая клинописная система складывается к середине третьего тысячелетия до нашей эры. Она была заимствована многими народами соседних регионов, возможно, стала прообразом финикийского алфавитного письма, от которого берут начало греческий алфавит и последующие варианты алфавитного письма. Исследователи полагают, что наибольшее влияние месопотамской культуры, в том числе письменности, на окружающий мир и международное общение приходится на период 1400-600 годы до нашей эры. При школах, храмах и дворцах создавались библиотеки по отраслям знаний. Самая известная из них, принадлежавшая царю Ашшурбанапалу в Ниневии – крупнейшая в то время и, пожалуй, первая в мире систематически подобранная и организованная библиотека. Полагают, что в комплектовании библиотеки принимал непосредственное участие царь: по его приказу писцы собирали источники со всего известного ассирийцам мира, снимали копии с редких образцов письменной культуры, создавали или переписывали двуязычные словари, а также энциклопедии. Серии табличек были пронумерованы, тексты расставлены по отраслям знаний. Большая часть наших знаний о культуре древней Месопотамии почерпнута из тысяч табличек, найденных в развалинах дворцовой библиотеки Ниневии. Самым выдающимся памятником шумеро-вавилонской литературы считается «Эпос о Гильгамеше», в котором ставятся мировоззренческие вопросы и даются ответы на них. Произведение было переведено на другие языки, что свидетельствует о роли размышлений Гильгамеша в культуре древней Месопотамии. Научный и общественный интерес представляет старовавилонская «Поэма об Атрахасисе», излагающая версию о сотворении человека и всемирном потопе, хорошо знакомую представителям современной культуры по текстам Библии и Корана. Шумерские «Поучения Шуруппака» включают пословицы и рассуждения, повторяющиеся позже в литературе Ближнего Востока и античного мира. Авторские поэмы «Разговор господина со своим рабом» и получившая название «Вавилонская теодицея» излагают жизненные страдания конкретных персонажей, во многом напоминающие более поздние библейские темы книг Иова и Экклезиаста. Исследователи полагают, что письменные памятники древней Месопотамии повлияли на формирование мировоззрения, тематики и стиля литературы, искусства соседних народов, а через них и на последующую культуру Европы и Азии. Одной из составляющих современной культуры стали достижения древних шумеров и вавилонян в математике, астрономии. Мы пользуемся позиционной системой цифр и шестидесятиричным счётом шумеров при измерении времени и делении круга на градусы. Выдающиеся астрономы Набуриан и Киден разработали систему определения лунных фаз, установили продолжительность солнечного года, открыли солнечные прецессии. Благодаря школе вавилонского учёного Бероса (около 270 года до нашей эры), греки получили прямой доступ к достижениям месопотамской математики. Не потеряло своего значения наследие месопотамской цивилизации в политике, праве, военном искусстве. Ассирийская административная система – деление страны на провинции-сатрапии, разделение гражданской и военной власти - была заимствована персами. Идея преемственности единой истинной царственности была принята многими культурами, включая византийскую и русскую. Византийские и русские авторы возводили традицию власти национальных императоров и царей к идеям и реликвиям вавилонских царей, подчёркивая легитимность самодержавия. О военно-политической реформе, в том числе организации постоянной армии, осуществлённой ассирийскими царями, говорилось выше. Богатый опыт месопотамских царей в управлении полиэтническим государством широко используется в современной политической культуре. В культурной традиции элиты потомков народов, покорённых Вавилоном и Ассирией, инстинктивная неприязнь побеждённых к победителю сочетается с глубоким уважением к творческому гению этносов, создавших первые мировые царства-цивилизации.
Древнеиндийская культура Индия находится в одном ряду с древнейшими очагами культур Востока. В древности Индию именовали «страной мудрецов». Достижения индийской цивилизации оказали воздействие на арабскую и иранскую культуры. Вклад древнеиндийской цивилизации Востока в мировую культуру огромен. Хараппская цивилизация, обнаруженная археологами в долине Инда, предположительно возникла четыре с половиной тысячи лет назад и просуществовала около семи веков. Её считают высокоразвитой цивилизацией, возникшей на местной основе. Полагают, что в наиболее крупных городах проживало до ста тысяч человек. Большинство населения – земледельцы и скотоводы – жило в сельской местности. Города строились по плану, улицы шли параллельно друг другу и пересекались под прямым углом. Были двух- и трёхэтажные дома. Крупные города имели крепости, в которых, видимо, располагалась элита. Основным занятием населения было земледелие, возделывались: пшеница, ячмень, рис, горох; развито садоводство. В числе видов домашних животных исследователи называют крупный рогатый скот, овец, коз, осла, собаку и кошку. Население использовало ирригационное земледелие и удобрения. Была развита торговля, в первую очередь с Месопотамией. Остаются загадкой для исследователей язык и письменность Хараппской цивилизации. Выявлены сотни знаков, известно, что писали справа налево, но мнения о характере письменности и языка остаются дискуссионными. Большинство лингвистов полагает, что язык населения принадлежит к протодравидийскому. Упадок культуры вызван разными причинами. Антропологи, например, выявили распространённость смерти от заболевания малярией. Индо-арийские племена пришли в Индию после падения Хараппской цивилизации. Продвижение племён к долине Инда продолжалось, видимо, несколько столетий. Древнейшему письменному источнику индоариев «Ригведу» не менее трёх тысяч лет. Индоарии многое заимствовали у наследников Хараппской цивилизации. Первостепенное значение приобретает государство Магадха с древнейшей столицей Раджагриха. Две с половиной тысячи лет назад столицей государства стала Паталипутра, превратившаяся в крупнейший центр Индии. На основе магадхского государства возникла империя Маурьев. Впервые население практически всего полуострова Индостан вошло в состав объединённого государства. По сведениям античных авторов царь Чандрагупта из рода Маурьев успешно боролся с греко-македонскими наместниками и магадхскими царями. Его считает основателем Маурийской династии. Благодаря многочисленным надписям, найденным в разных районах Индии, стали известными важнейшие события и система управления. Ашока, внук Чандрагупты, короновался в 268 году до нашей эры. В состав империи Ашоки входили территории Индостана, а также Пакистана и Афганистана. Тексты указов царя составлялись в столице Паталипутре и переписывались в провинциях на языки народов. Судя по содержанию известных эдиктов Ашоки, он особое внимание уделял буддизму. После смерти Ашоки империя разделилась на западную и восточную части. После распада Маурийской империи на северо-западе Индостана началась борьба между небольшими государствами. На смену индо-греческим царям приходят индо-сакские, затем индо-парфянские династии. В начале нашей эры возникает Кушанское государство, расцвет которого приходится на правление царя Канишки. В третьем веке нашей эры индийские владения кушан стали частью Гуптской империи, просуществовавшей более двух веков и павшей под ударами племён гуптов. Большую роль в духовной жизни Древней Индии играл индуизм. О мифах и религиозных представлениях племён индоарийской эпохи судят по Ведам. Первые по времени памятники архитектуры и изобразительного искусства Древней Индии относятся к эпохе Хараппской цивилизации, но самые яркие образцы созданы в эпоху расцвета Кушанского и Гуптского государств. Большинство сооружений возводилось из дерева, поэтому они не сохранились. Религиозная архитектура этого периода представлена пещерными комплексами, храмами и ступами. Пещерный храм в Карле около 38 метров в длину и по 14 метров в высоту и ширину. Здесь монолитные колонны, скульптурные изображения и ступа для поклонения. Большинство скульптурных изображений, сохранившихся до нашего времени, имеют религиозный характер. В гандхарской школе скульптуры исследователи видят сочетание индийской, греко-римской и центральноазиатской традиций. В матхуртской школе, наряду с религиозными композициями, представлены статуи кушанских правителей. В религиозной скульптуре доминируют символические и антропоморфные изображения Будды, однако встречаются фигуры богов, восходящие, возможно, к хараппской культуре. В живописи особое значение придавалось выбору цвета изображения. Достижения Древней Индии в науке, медицине невозможно переоценить. Всемирную известность получили литература, театр. Спецификой культуры Индии является стойкость традиций. Многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в состав фонда индийской культуры современности.
Древнекитайская культура Период существования древнекитайской цивилизации ограничивают двумя тысячелетиями, начиная со второго тысячелетия до нашей эры. Колыбелью китайской цивилизации китайские археологи считают неолитические культуры хуншань и яншао. С земледельческими культурами Древнего Китая связывают выведение риса и чумизы. Бронзовая индустрия возникла не позднее четырёх тысяч лет назад. Из ранних городов-государств самый известный Шан. Шанского правителя называли ваном: он сочетал военные, культовые и хозяйственные функции руководителя. Чжоуский Ван был провозглашён Сыном Неба и Единственным земным воплощением его. К середине первого тысячелетия до нашей эры сложился устойчивый этнокультурно-политический комплекс срединных царств с идеей его культурного приоритета. Однако название Китая идёт от царства Цинь, возникшего вне зоны срединных царств. Среди десятков государств выделяются «семь сильнейших». Основными производителями в сельском хозяйстве были свободные земледельцы-общинники. Появляется долговое рабство. Осваивается плавка железа. Начинают возводить гидротехнические сооружения в бассейнах крупнейших рек, возникает интенсивная система ирригационного земледелия. Появляются города с полумиллионным населением. В середине четвёртого века до нашей эры в царстве Цинь проведена реформа, кардинально изменившая характер государства: укрепилась централизованная военно-бюрократическая деспотия. Царство Цинь подчинило себе все государства Древнего Китая. Цинь Шихуанди (Первый император Цинь) оттеснил кочевников и приказал возвести Великую китайскую стену, чтобы обезопасить северные границы империи. После его смерти была основана новая династия Хань. Первая древняя империя Китая – Цинь, просуществовала полтора десятка лет, но заложила прочную основу четырёхвековой империи Хань. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 805; Нарушение авторского права страницы