Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Этноконфессиональные общности



В процессе вхождения религии в этническую культуру ряд специфических особенностей быта, языка впитываются культом или освящаются вне культа. С другой стороны, такие части культа как ритуалы, обычаи и традиции приобретают этническое значение. Таков объективный механизм приобретения религией этноконфессиональной специфики.

Миссионеры разных религий, распространяя конфессию среди других этносов, адаптируют её к новым этнокультурным условиям и пытаются изменить те стороны традиционной этноконфессиональной среды, которые могут стать оппозиционными или, наоборот, опорными в закреплении новой этноконфессиональной культуры. В процессе длительного и сложного переплетения нового и старого формируется своеобразная этническая религия, воспринимаемая народом как самобытное национальное явление. В таком виде ей суждена долгая культурная жизнь.

Наряду с этноконфессиональной спецификой религии складывается этноконфессиональная общность как форма общности людей. Ведущим условием формирования этноконфессиональной общности является длительное обособленное существование группы людей. Важнейшими предпосылками её формирования называют: миграционные процессы; интегрирующее воздействие религии; внутренние браки (эндогамия); локальный способ поселения в иноязычной, иноконфессиональной или иноэтнической среде. Общность исторического бытия отражается в самосознании и самоназвании социума. Почти классическими этноконфессиональными общностями можно считать субкультуры евреев. Среди этноконфессиональных общностей в истории России наиболее известны духоборы, молокане, старообрядцы, в истории Европы – меннониты.

Этноконфессиональная общность является широко распространённым явлением. Её правомерно рассматривать яркой иллюстрацией реального со-бытия таких феноменов, как этнос, религия, культура.

 

Секуляризация этноконфессионального

Процесс секуляризации (освобождение от влияния религии) распространяется и на сферу этноконфессионального. Противоречивые внерелигиозные факторы ведут к разделению этнического и конфессионального, дезинтеграции полиэтнических общностей, национальной консолидации, интеграции этносов в метаэтнические и государственно-политические общности. Культурная динамика современности оказывают воздействие и на религию. В ряду интеграционных процессов на основе элементов современных и исторических форм религий происходит образование и развитие нетрадиционных культов. В зависимости от конкретных обстоятельств бытия этноса и религии формируются симбиозы этноконфессионального на уровне сознания (особенно его эмоциональной стороны), поведения и организаций, в том числе политических. Насколько они жизненны, покажет время.

Утверждающийся жёсткими условиями выживания принцип гуманизма подчиняет классовый, этнический и другие локальные принципы. Сама жизнь диктует приоритет оптимизма в оценках перспектив человечества. Люди разных убеждений хотят надеяться, что взамен острой борьбы между государствами, этносами, мировоззрениями за господство группы-элиты утвердится взаимодействие во имя личности.

 

Этноконфессиональная характеристика современного мира

Логика анализа взаимодействия религии и этноса приводит к проблеме распространённости религии среди народов планеты.

Большинство взрослых людей планеты являются религиозными в разной степени. Вероятно, мусульман больше, чем христиан. Приблизительно десятая часть мусульман - шииты, остальные сунниты. Среди христиан больше всего католиков, затем идут протестанты и православные. Третье место занимают последователи индуизма, четвёртое и пятое, соответственно, буддисты и последователи конфуцианства. За десятилетия второй половины ХХ века значительно увеличилось число мусульман и индуистов. Учитывая форму учёта и высокий естественный прирост населения в странах распространения этих религий можно предположить дальнейший абсолютный и относительный рост числа последователей этих конфессий. В постсоциалистических странах следует ожидать дальнейшее увеличение числа людей, считающих себя религиозными.

Распространение конфессиональных групп по странам и крупным регионам выглядит следующим образом. В Казахстане среди верующих преобладают мусульмане-сунниты и православные. В России больше всего православных, в республиках Кавказа, Татарии и Башкирии – последователей ислама. На Украине, в Белоруссии и Грузии большинство верующих православные. Верующие Армении принадлежат к древней христианской, так называемой армяно-григорианской церкви. Среди религиозного населения Азербайджана и стран Центральной Азии преобладают мусульмане. В Литве распространен католицизм, в Эстонии и Латвии - лютеранство. На севере Европы преобладают конфессии протестантизма: лютеранство в Швеции, Норвегии, Финляндии, Исландии, англиканство в Англии, пресвитерианство в Шотландии. На западе и юго-западе Европы (Бельгия, Люксембург, Франция, Испания, Португалия, Италия), а также в Австрии и на Мальте распространено католичество. В Центральной Европе католиков и протестантов примерно равное число, причем в ФРГ среди протестантов преобладают лютеране, а в Швейцарии и Нидерландах – реформаты. В Греции большинство верующих православные, а в европейской части Турции – мусульмане. В Польше, Чехии, Словакии, Венгрии преобладают католики, в Болгарии и Румынии - православные, в Албании – мусульмане. В странах бывшей Югославии большинство верующих православные, есть значительные группы католиков и мусульман.

В Азии распространены разнообразные религии. Ислам значительно преобладает во всех странах Передней Азии (кроме Израиля, Кипра и Ливана), а также в Пакистане, Бангладеш, на Мальдивских островах и в Индонезии. Более половины населения принадлежит к мусульманам в Малайзии и Ливане, значительное число последователей ислама имеется на Кипре, в Восточном Тиморе, в Индии, Шри-Ланке, на Филиппинах. В Иране, Ираке преобладают шииты, а в Йемене и на Бахрейне суннитов и шиитов примерно поровну. В Иране, Индии, Пакистане имеются небольшие группы зороастрийцев, а в Иране, Ираке и Турции – йезидов. Основными районами распространения индуизма являются Индия и Непал. В странах Индокитая подавляющее большинство религиозного населения придерживается буддизма. Буддизм взаимодействует с конфуцианством в Китае, культом предков и христианством в Корее, синтоизмом – в Японии. Верующее население Монголии, а также Бурятии, Тувы, Калмыкии – буддисты в форме ламаизма. Христианство преобладает только на Филиппинах (преимущественно католики) и на Кипре (православные). Почти половина верующих Ливана – христиане. Последователи племенных культов сохранились лишь в труднодоступных горных районах Южной и Юго-Восточной Азии.

Во всех арабоязычных странах Африки господствует ислам. В Центральной Африке, наряду с другими конфессиями, есть последователи ислама, на юге континента – христианства. За исключением севера, в странах Африки распространены приверженцы местных по происхождению верований: здесь сосредоточено до 80% последователей традиционных культов планеты.

В Америке христианство преобладает почти во всех странах, причем в США и Канаде протестантов больше, чем католиков. В странах Латинской Америки господствует католичество. В Гайане, Суринаме и на Тринидаде и Тобаго кроме христиан имеется значительное число индуистов и мусульман. Индейское население Америки частично сохраняет традиционные верования.

В Австралии и Океании протестантов больше чем католиков. Приверженцев традиционных верований больше всего осталось среди аборигенов Австралии.

ГЛАВА 3. ТИПЫ РЕЛИГИЙ

Основные понятия: Проблема происхождения религии. Принципы типологии религии. Архаичные формы религиозных верований. Этнические и этногосударственные религии: индуизм, иудаизм, конфуцианство, синтоизм. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Буддизм: хинаяна, махаяна, дзен-буддизм, ламаизм. Христианство: католичество, православие, протестанты. Ислам: хариджиты, шииты, сунниты. Нетрадиционные культы современности как субкультура и антикультура.

Как известно, историзм – принцип подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся. Философский анализ начинается с выяснения смысла словосочетания «история религии». Термин «история религии» используется как минимум в двух значениях. В первом значении это процесс развертывания религии как явления культуры в совокупности взаимодействующих во времени и пространстве типов и форм религий (конфессий). Конфессии являются частью культуры народов и как таковые переплетаются с нерелигиозными формами культуры этносов в едином этнокультурном комплексе. История религии во втором значении – теория, исследующая динамику бытия религии. История религии как относительно самостоятельная теория существует в формах религиозного и светского знания, она является основанием (методология) прикладного исторического знания о формах религий (история религий, история конфессий) или о религии как фрагменте конкретной культуры, цивилизации, этноса или региона.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1639; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь