Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные черты развития культуры Древней Греции



Среди древних цивилизаций особое место занимает минойская цивилизация, или, как ее еще называют, – крито-микенская. Центрами ее были остров Крит и город Микены на Пелопонесском полуострове. Ее часто не отделяют от греко-римской цивилизации и даже с нее начинают изучение Античного мира. И действительно, она носит переходный характер между цивилизациями Древнего Востока и более близкой нам античной цивилизацией. Минойская цивилизация сочетала в себе, с одной стороны, заимствования из древневосточных цивилизаций (знания, открытия), с другой – содержала основы " античного способа производства" с его экономической, политической, религиозно-мифологической системами, письменностью, зодчеством, литературой и искусством.

Минойская цивилизация до сих пор не открыла тайны своей гибели в конце XII – начале XI в. до н.э. Сочетание археологических исследований и возможностей современной науки, может быть, со временем позволят выяснить причины этой страшной катастрофы. Доказано одно – внутренняя преемственность крито-микенской и гомеровской культур Древней Эллады. Культура Крита достигла наивысшего расцвета в XVII–XV вв. до н.э. В это время Крит господствовал над всем районом Эгейского моря. Можно предполагать, что здесь существовало государство с монархической формой правления, и общество четко разделялось на свободных и рабов. Критяне были умелыми мореходами и купцами, искусными строителями, гончарами, ювелирами, художниками, владели письменностью. Высокий уровень развития критской культуры отмечал Гомер:

Остров есть Крит посреди виноцветного моря, прекрасный,

Тучный, отовсюду объятый водами, людьми изобильный;

Там девяносто они городов населяют великих.

Разные слышатся там языки[54][6].

О столкновении египтян в XIII–XII вв. до н.э. с эгейскими племенами, носящими греческие названия, свидетельствуют египетские надписи. О набегах греческих племен на Египет пишет Гомер. Возможно, что речь идет о набегах племен ахеян.

Около 1700 г. до н.э. центр крито-микенской цивилизации перемещается на материковую часть Греции. Расцвет Микен, или микенской (ахейской) культуры, относится к XIV–XIII вв. Это было время существования государств с властителями во главе. Их центрами были небольшие крепости с примыкавшими к ним землями. Города были окружены могучими стенами циклопической кладки. У подножия стен возникал поселок, населенный царскими слугами, купцами, ремесленниками. Микенская культура испытывала сильное критское влияние, что проявилось в заимствовании имен некоторых богов, покрое одежды, фресковой живописи, а также в таком достижении цивилизации, как водопровод и канализация.

Крито-микенская культура достигла высокого уровня развития, что нашло отражение в огромных постройках, в богатой стенной живописи, домашней утвари, большом количестве золотых и серебряных вещей и украшений, оружия с инкрустацией на клинках и т.п. Тем не менее в этой культуре остается много необъясненного. Так, критские письмена до сих пор не вполне расшифрованы. Поэтому остается больше вопросов, чем ответов на них. Что это были за люди, жившие на Крите, к какой этнической группе они принадлежали, каков был их общественный строй?

Большинство исследователей считает, что на Крите существовала рабовладельческая монархия. Некоторые же полагают, что там было родовое, доклассовое общество типа военной демократии с племенным вождем во главе. На Крите в Кноссе и Фесте найдены остатки обширных сооружений, которые иногда называют дворцами. Однако дворцами их можно назвать весьма условно, поскольку это комплексы построек, группирующиеся вокруг большого внутреннего двора. Расположены они причудливо, на разных уровнях, некоторые уходят под землю, соединяются между собой лестницами и коридорами. Площадь такого сооружения в Кноссе, например, велика – достигает 24 тыс. квадратных метров.

Стены Кносского дворца покрыты множеством фресок, фрагменты которых хорошо сохранились. В них отсутствует та строгая регламентация, которая была характерна для древнеегипетской живописи, хотя некоторые элементы сходства налицо. Так, в Кносском дворце найден большой раскрашенный рельеф XVI в. до н.э., на котором изображение построено по типу египетских фигур: плечи, грудь, глаза даны в фас, лицо и ноги – в профиль. Поскольку критяне были мореходами и поддерживали торговые отношения с Египтом, они, видимо, были знакомы с культурой этой страны.

Кносский дворец, раскопанный английским археологом А. Эван­сом, напоминает о греческом мифе, в котором повествуется о подземном дворце Лабиринте, принадлежавшем царю Миносу. Во дворце, имевшем запутанные ходы и из которого никто не мог выбраться, обитало чудовище Минотавр, имевшее облик полубыка-получеловека. Минотавру царь критский Минос отдавал на съедение ежегодно уплачиваемую городом Афины дань – несколько юно­шей и девушек. Афинскому герою Тесею удалось убить Минотавра, а самому выбраться из Лабиринта с помощью клубка ниток, кончик которого был привязан у входа.

Наиболее ранним памятником микенской культуры считают шахтные гробницы в Микенах, открытые Г. Шлиманом в 1876 г., который сделает еще одно сенсационное открытие – определит местонахождение Трои, произведет там раскопки и найдет величайшие сокровища. В микенских гробницах найдены украшения, сосуды, оружие, золотые посмертные маски. В период расцвета микенской культуры на смену шахтным погребениям пришел новый вид усы­паль­ницы – купольная гробница (толос).

Конец крито-микенской культуры находит объяснение в предании о переселении огромной массы варваров, пришедших с севера на Пелопонесский полуостров. Ведущую роль в нем играли дорийцы. Дорийские племена, имевшие более эффективное железное оружие (ахейцы имели бронзовое оружие), до основания разрушили ахейское общество и культуру. История как бы обратилась вспять: на месте рабовладельческих государств снова появилась родовая община, морская торговля заглохла, царские дворцы заросли травой, были забыты ремесла, письменность, искусство. С приходом дорийцев в XII–XI вв. до н.э. в Греции начинается железный век. В это время прекращает свое существование крито-микенская цивилизация.

Период XI–IX вв. до н.э. в истории Древней Греции принято называть гомеровским, или " дорийским" . Главным источником информации о Греции этого периода служат поэмы " Илиада" и " Одиссея". Фактически в поэмах смешаны повествования о трех разных системах культуры – крито-микенской, дорийской и ранней архаической. Как и во многих художественных эпических произведениях, в поэмах Гомера допускаются художественный вымысел, гиперболизация, временные смещения. Поэтому поэмы нужно использовать в качестве источника сведений об эпохе крайне осторожно и осмотрительно. Тем не менее в совокупности с данными археологических раскопок они помогают воспроизвести характер эпохи.

Поэмы Гомера отражают позднюю ступень патриархального общества и переход к государственному строю. В описании экономической жизни, наряду с развитием ремесел и торговли, имеется немало явлений, характерных для скотоводческого быта. В то же время в " Илиаде" и " Одиссее" описывается земледельческое хозяйство: плодовый сад царя Алкиноя, усадьба, в которой трудится вместе с преданными рабами Лаэрт, отец Одиссея, сцены пашни и жатвы, сбора винограда[55][7].

В дорийский период, действительно, были утрачены многие достижения цивилизации и произошел разрыв преемственности между эпохами и даже некоторый откат в развитии. Утраченными оказались государственность, дворцово-городской уклад жизни, письменность. Герои Гомера, включая царей и представителей знати, живут в домах, не имеющих ничего общего с дворцами крито-микенской цивилизации. Элементы античной цивилизации фактически рождались заново.

В это же время начинает использоваться железо, которое ускоряет развитие цивилизационных начал. Основным занятием дорийцев остаются земледелие и скотоводство, в садоводстве главной культурой была олива.

В поэмах Гомера дается определение мер ценностей, когда в качестве эквивалента обмена выступал " бык". Так, сравнивая качество щитов двух действующих лиц " Илиады" – Диомеда и Главка, – поэт оценивает один щит в девять быков, другой – в сто, простая рабыня оценивается в четыре быка; большой бронзовый треножник – в двенадцать быков[56][8].

Гомеровский период представляет собой длительный период культурного развития. Происходит усовершенствование железных орудий, кузнечного меха, гончарного круга, ручной мельницы, приготовления растительного масла и вина, обработки металлов, переходящей в художественное ремесло, боевой колесницы. Получают развитие архитектура, искусство, строительство судов из бревен и досок, городов с зубчатыми стенами и башнями.

Тогда же распространяется взгляд на труд как на что-то унижающее свободного человека. В то же время высказывается мысль о том, что труд – не позорен, позорна – праздность.

Взглянет один на другого, и сам потрудиться захочет,

Видя богатство того, кто с усердием пашет и сеет

Или хозяйство заводит. Сосед соревнует соседу,

Раз тот достигнет богатства; полезен спор этот для смертных[57][9].

По сравнению с эпохой крито-микенской цивилизации гомеровский период можно рассматривать как время накопления сил для стремительного подъема и достижения новых ранее невиданных высот. В это время происходит процесс разложения родового строя и установление господства родовой знати, аристократии дорийцев, которая захватила лучшие и крупнейшие участки земли, что было встречено ропотом и протестами остальной части населения.

В недрах сельской общины зарождалась новая форма организации – будущий город-полис. Результатом утверждения рабовладельческих отношений и экономического развития стало образование государств-городов (полисов), способных защитить права рабовладельцев. Сохранила свое значение торговля, всеобщим эквивалентом в которой продолжал выступать крупный рогатый скот.

В гомеровский период создаются предпосылки для стремительного развития греческого общества. Древняя Греция вступает в новый исторический период, получивший название архаического (VIII–VI вв. до н.э.). Практически во многих сферах жизни происходят большие изменения: возрастает роль города, полис становится основной формой социально-политической организации общества. Наиболее крупные из них были Афины, Аргос, Коринф, Спарта, Фивы и др. Появляются различные формы государственного устройства и правления от монархии, тирании и олигархии до аристократической и демократической республик.

Члены больших и знатных родов сосредоточили наиболее крупные и плодородные участки земли, эксплуатировали сородичей, которым оказывали помощь, забирая за это большую часть урожая. В конце концов трудовые элементы общины попадали в кабалу. За неуплату долга на участке должника ставили каменный столб, а сам должник мог стать рабом, что приводило к столкновениям между простым народом и знатью.

В это время греки многому учатся у других народов: у финикийцев – алфавитному письму, у мидийцев – чеканке монет. Древ­не­египетская и ближневосточная архитектура и скульптура оказали влияние на греческое искусство, которое творчески переработало элементы чужой культуры, породив такие уникальные явления, дожившие до современной эпохи, как спортивные состязания, историография, литературное и театральное творчество, архитектура, музыкальная культура.

Развитие ремесел и торговли вызывало потребность в научных опытах, в географических и астрономических наблюдениях, в математических расчетах, в знании исторического прошлого страны. Стремление осмыслить сущность окружающего мира породило первые философские учения. Но это была еще не наука в ее современном состоянии.

По мере роста населения городов-государств вставала проблема снабжения продовольствием. Решить ее можно было за счет его подвоза извне. Это привело к Великойколонизации, в ходе которой древние греки осваивали побережья Средиземного и Мраморного морей. Так, соседние с Афинами Мегары основали Византию на Босфоре, Коринф – на острове Керкире и город Сиракузы на Сицилии.

Великая колонизация сыграла немалую роль в формировании нового типа человека – предприимчивого, смелого, расчетливого, циничного и даже авантюрного. Без этих качеств было бы невозможно провести ту огромную работу, которую проделали древнегреческие колонизаторы, осваивая новые земли и подчиняя своему влиянию живущих там людей.

Основание колоний вело к расширению торговли с соседями, развитию ремесел, благодаря которым появляются новые общественные группы – торговцы и ремесленники. В этих условиях среди аристократии также намечается расслоение. Наряду с землевладельческой появляется более прогрессивная группа молодой торговой аристократии, которая нередко в своих целях пользовалась недовольством простого народа и старалась привлечь его на свою сторону. Противоречия между общественными группами населения приводили к смутам в Афинах, Коринфе, Мегарах и других местах, о чем свидетельствует история VII–VI вв. до н.э.

Происходившие смуты привели к необходимости создания правил поведения, что нашло отражение в выработке законов, этических норм и ценностей общества, которые утверждали экономическую систему " античного способа производства" и охраняли народ от геноцида. В Афинах, например, известны законы Драконта (621 г. до н.э.)[58][10] и Солона (594 г. до н.э.)[59][11].

Складывалась градостроительная структура древнегреческих городов, главными элементами которой выступали святилище (акрополь) и торговый центр (агора). В период архаики застройка города и центральной торговой площади, на которой проходили и народные собрания, складывалась еще стихийно. Обычно по сторонам площади возводились храмы, часто важные государственные учреждения, портики с мастерскими и торговыми лавками. Вокруг акрополя и агоры располагались жилые кварталы. Центральное место в застройке городов занимали храмы (" жилища богов" с их статуями внутри), которые сначала сооружались из кирпича-сырца и дерева, в конце VII в. до н.э. – из известняка, а в конце VI в. до н.э. – все чаще из мрамора. Преобладающим типом храма был обнесенный колоннами периптер. Ведущим типом постройки выступал сакральный храм, который снаружи украшался рельефами, а внутри статуей божества, которому был посвящен храм. Одним из известных и почитаемых храмов той эпохи был храм Аполлона в Дельфах.

* ·Наряду с храмами возводились дома для собраний (булевтеры), театры, стадионы и т.д. С переходом к строительству из камня складываются главные разновидности архитектурного ордера (дорический, ионический и коринфский). Архитектура эпохи архаики покоилась на двух ордерах:

* ·суровом, строго геометрическом дорическом , с массивными колоннами без базы и капителями (верхушками) в виде квадратной доски на круглой подушке;

* ·более пышном и декоративном, со сложным цоколем ионическом. Позднее появился коринфский ордер (разновидность ионического) с колоннами, заканчивающимися наверху капителями в виде пучка растений.

Суровая монументальность облика дорических храмов эпохи архаики была созвучна времени напряженной общественной борьбы внутри полисов. Его сменяет возникший в VI в. до н.э. в городах Малой Азии более изящный ионический ордер. Храмы украшались скульптурами, изображавшими богов и героев, боровшихся со страшными чудовищами. Архитектурная скульптура первоначально была представлена небольшими деревянными, а позже бронзовыми статуэтками, на смену которым пришли два типа скульптурных изображений – обнаженная мужская фигура юноши-атлета (курос) и задрапированная женская фигура (кора). В них воплощались эстетические представления о физическом совершенстве человека, доблести защитника полиса, могуществе божества.

В эпоху архаики получили развитие основные разновидности древнегреческих ваз: амфора, кратер, килик и др. Сосуды украшались узорами и росписями (прямые и изогнутые линии, силуэты фигур людей, животных, фантастических существ, растительные орнаменты). В VII–VI вв. до н.э. господствовала так называемая чернофигурная керамика, на смену которой пришла краснофигурная.

Активное взаимодействие греков с другими народами пробудило в них сознание единства, которое привело к образованию в VI– V вв. до н.э. понятий " эллины", " Эллада", охватывавших греческий мир в целом. Развитие экономических отношений вело к возникновению рынка и к широкой торговле, которые опирались на складывавшуюся систему денежного обращения, что способствовало появлению в VII в. до н.э. в Лидии (в Малой Азии) монет. Быстрое распространение собственно греческой (афинской) монетной системы по всей Греции изменило характер товарооборота и торговли, а накопление богатства сделало самоцелью.

В эту эпоху в наиболее развитой области на западном побережье Малой Азии – в Ионии – формируется новое явление культуры – натурфилософия. Уроженцами ионийских городов были первые философы – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, историк Гекатей. Их сочинения не сохранились или известны лишь по незначительным отрывкам. В VI в. до н.э. они занимались исследованием природы, пытались ответить на вопрос, откуда произошло все в окружающем мире, искали единую первооснову всего сущего. Фалес видел ее в воде, Анаксимандр – в " беспредельном" (apeiron) или в неопределенной материи, Анаксимен – в воздухе. Древнегреческие мыслители пытались дать не только философское обоснование возникновения окружающего материального мира, но и объяснить разного рода " загадочные" явления, совершая при этом открытия и делая изобретения. Так, Фалес объяснил случившееся 28 мая 585 г. до н.э. солнечное затмение не как чудо, а как естественное явление. Анаксимандр считался изобретателем солнечных часов и составителем первой географической карты.

Общий культурный подъем положил начало исторической науке, развитие связей с другими племенами и народами привело к появлению географической и этнографической литературы . Словом " история" у греков первоначально обозначалось вообще всякое исследование, изучение и научное знание. Ранние греческие историки известны под названием " логографов", что означало " авторы рассказов". Эти рассказы писали прозой, а главное место в них занимали местные предания и мифы.

Расцвет получает литература и особенно поэзия. В этот период в ней возникает новое направление – дидактическое, то есть назидательное. Это направление в поэзии пользуется давно известным гекзаметром, ионийским диалектом, теми же стилистическими приемами (эпитеты, сравнения, повторения и т.п.), но содержание меняется. Теперь поэт считает нужным рассказать о себе, поделиться своим жизненным опытом, признавая его поучительным для других.

В архаический период получает развитие лирическая поэзия. Понятие " лирика" идет от названия музыкального инструмента – лиры и предполагает, как это видно в песнях Алкея, Сапфо, Анакреона и других поэтов, исполнение песни под аккомпанемент лиры. Но это название утвердилось позднее – в эпоху эллинизма. В древности лирическую поэзию не представляли в отрыве от пения, музыкального аккомпанемента и отчасти даже мимических телодвижений – танцев. Древнейшими элегическими поэтами в Греции были Каллин, Тертей, Архилох, Солон, Алкей, Сапфо, Анакреонт и другие, жившие в VII–VI вв. до н.э.

Так, сохранилось несколько стихотворений Тертея. Обращаясь к спартанцам, поэт напоминает, что они, как потомки непобедимого в битвах Геракла, должны быть бодры, ибо Зевс не отвернулся от них. Тертей призывал не бояться " вражеских полчищ огромных", не ведать страха, ибо " биться отважно должны мы за милую нашу отчизну и за семейный очаг, смерти в бою не страшась". Поэт требовал от молодых воинов не покидать " своих товарищей, старших годами". В Спарте бегство воина с поля боя считалось величайшим позором, который падал на всю семью. " Доблестный муж" должен был бороться, не щадя своей жизни. Поэт напоминал, что в случае гибели в бою родной город будет славить его, " а добрая слава о нем никогда не погибнет". Тертей писал:

Вперед, о сыны отцов, граждан

Мужами прославленной Спарты!..

И жизни своей не щадите:

Ведь то не в обычаях Спарты[60][12].


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 827; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь