Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особенности развития культуры древнекитайской цивилизации



Древнекитайская цивилизация по возрасту несколько уступает древнеегипетской и месопотамской цивилизациям. В то же время она имеет перед ними важное преимущество – удивительную стойкость, непрерывность, историческую преемственность культурных традиций. Именно эта преемственностьсоставляет характерную черту цивилизации Древнего Китая.

Уже в XIV в. до н.э. сложился фундамент, на котором в течение столетий строилось грандиозное здание китайской культуры. Обогащаясь за счет заимствований из других культур, она при этом сохраняла свой специфический облик с его стойкостью, традиционностью и насыщенностью символикой. Китай усваивал, перерабатывал и включал в себя элементы других культур, как, например, буддизма. Обособленность китайской цивилизации и устойчиво традиционный характер культуры в определенной мере придали ей внешне застойный характер. Однако этот своеобразный застой не исключал достаточно бурной, полной разрушения и созидания внутренней жизни.

Древнекитайская цивилизация являлась типично речной, подобно другим древневосточным цивилизациям. Великие реки Китая – Хуанхэ и Янцзы – были так же своенравны, как Тигр и Евфрат. Они также несли много песка и ила, часто разливались, смывая почву с полей, разрушая дамбы. Хуанхэ к тому же неоднократно меняла русло и ее очень трудно было сдерживать дамбами. Поэтому водозаградительные сооружения в земледельческом Китае строили, чтобы защититься от разрушительных речных наводнений.

Сельское хозяйство было основой экономики Древнего Китая. Земледельцы выращивали различные культуры – зерновые, бобовые, овощные, плодово-ягодные. Для пахоты полей использовали буйволов. Другим важнейшим животным в крестьянском хозяйстве была свинья. В Х в. до н.э. китайцы переняли у западных кочевников искусство разведения лошадей. Из волокон конопли они делали ткани. Позже стали выращивать хлопок, в VI в. до н.э. научились изготавливать шелк.

Племена, населявшие Китай, верили, что жизнь есть творение сверъестественной силы, все в мире находится в движении и постоянно подвергается изменениям. Как и у многих народов мира, у китайцев сильно был развит культ природы. Они поклонялись духам гор, рек, земли, солнца, луны, дождя, ветра и т.д. Этим духам китайцы молились, обращались к ним с просьбами, приносили им жертвы. Вся жизнь и культура жителей Древнего Китая была пронизана загадочными и красочными преданиями, обрядами, ритуалами, которые сопровождали каждого из них от рождения до смерти. Важное место в жизни населения занимал культ неба. Поэтому неудивительно, что китайцы свою страну называли Поднебесная – Тян Ся. В данном случае они не были оригинальны. Для китайцев, как и для многих других народов, земной мир, в котором они жили, был нижним, и он имел противопоставление – небо, мир верхний. В XII в. до н.э. для обоснования законности и верховенства власти императора в большом разноплеменном Китае впервые была использована идея ее небесного происхождения.

Миф о культе неба восходит к мифу о хаосе и сотворении мира. Когда еще не было ни неба, ни земли и бесформенные образы блуждали в кромешной тьме, из хаоса возникли два начала: темное – инь и светлое – ян. Впоследствии, при распространении бинарной системы, инь стало символом женского начала (севера, тьмы, смерти, луны, четных чисел и т.д.), а ян стало символизировать мужское начало (юг, свет, жизнь, небо, солнце, нечетные числа и т.д).

С эпохи Чжоу (XII-III вв. до н.э.) китайцы стали считать небо как воплощение " ян" , а землю – " инь" . Весь процесс мироздания и бытия рассматривался в Китае как результат взаимодействия инь и ян, которые стремятся друг к другу. Кульминацией этого взаимного устремления считается полное слияние неба и земли. Система инь и ян была основой существования древнего китайского мировоззрения и широко использовалась в народной религии для классификации духов, при гаданиях, предзнаменованиях и т.п.

Таким образом, цивилизация Древнего Китая сложилась во II тыс. до н.э. и отличалась своеобразием. Наряду с общими цивилизационными чертами ей были присущи рациональность, прагматизм, обращенность к ценностям реальной земной жизни.

Китайская культура – одна из древнейших. Археологические раскопки, произведенные в ХХ столетии, обнаружили неолитические стоянки и следы древнейшей материальной культуры в центральной части Китая в районе Яншао провинции Хэнань. Это была культура IV-III тыс. до н.э. и получила название " культураЯншао ".

Уже в III тыс. до н.э. в Китае умели изготавливать керамику красного, белого и фиолетового цветов, тонкостенные черные кубки и чаши, расписанные спиралями, ромбами, зигзагами, посуду, сосуды и т.д. Дошедшие до нас в большом количестве бытовые и ритуальные сосуды II тыс. до н.э. свидетельствуют о сложившемся самобытном стиле искусства. Они отличаются разнообразием форм, украшены причудливыми горельефами с изображением зверей, птиц, чудовищ, изощренными фантастическими узорами.

В погребениях этого периода помимо бронзовых сосудов из матовой глины найдено инкрустированное золотом, малахитом и бирюзой бронзовое оружие, разные изделия из нефрита. Подземные захоронения знати достигали крупных размеров (до 500 кв. м) и состояли из двух, расположенных одного над другим помещений, со стенами, украшенными росписями и инкрустацией. При входах в них ставились статуи фантастических животных, видимо, подземных стражей. Открытые подземные захоронения знати служат доказательством усиления веры в загробную жизнь и значения культа предков. Найденные в этих захоронениях различные предметы можно рассматривать как стремление обеспечить умершего всем необходимым в загробной жизни.

В эпоху государства Шан ( II тыс. до н.э. ), находившегося в среднем течении Хуанхэ, появились города, обнесенные стенам с характерной для Китая прямоугольной планировкой, с храмами и дворцами наследственныхправителей ванов. Верховный правитель руководил военной и гражданской деятельностью государства (военными походами, строительством дорог, каналов, дамб). Ван выполнял определенные культовые обязанности – от имени народа приносил жертвы Небу, для обеспечения урожая и милости богов в начале полевых работ выходил в поле с мотыгой и проделывал первую борозду, что рассматривалось не как труд, а как священная обязанность.

В конце I тыс. до н.э. государство Шан приходит в упадок и его покоряют кочевники из западных областей – чжоу. Они завоевывают огромную территорию в долине реки Хуанхэ и основывают быстро развивающееся государство. В эпоху государстваЧжоу формируются основы древнекитайской цивилизации. Новые правители переняли от своих предшественников титул " ван". Ван вновь образованного государства, провозглашенный Сыном Неба и его земнымвоплощением, выступал в роли посредника между Небом и жителями Поднебесной. В X в. до н.э. появился первый сборник законов. В следующем веке, при царе Ли-ване, вводятся постоянные налоги, предпринимаются попытки управления страной не при участии знати, а при помощи чиновников. Этому правителю не удалось осуществить реформы – он был свергнут в ходе всенародного восстания. Однако сын Ли-вана завершил начатые реформы и ограничил власть наследственной знати. В то же время в Китае начинается летосчисление и летописание.

В VIII в. до н.э. царство Чжоу настолько ослабло, что само оказалось сначала подвластным, а затем распалось. Однако распад не привел к гибели китайской культуры. Хотя новое государственное объединение страны произошло только в III в. до н.э., непрерывность и преемственность развития китайской культуры сохранилась. Тем не менее эпоха Чжоу знаменовалась подъемом экономики и культуры. С середины I тыс. до н.э. в Китае складываются новые центры торговли, население многих городов доходит до полумиллиона жителей. Высокого уровня достигают плавка металла и использование железных орудий труда. Строятся новые гидротехнические сооружения. В земледелии широко используется система орошения. Успешно развиваются ремесла. Все это привело к изменению отношений в обществе, оживлению торговли и ремесленного производства. В связи с возможностью продажи земли появились " знатные, но бедные" и богатые, но представители низших слоев общества.

Новации охватили не только экономику, но и оказали влияние на развитие культуры. В середине I тыс. до н.э. на базе прошлого опыта сложились принципы архитектуры и градостроительства, легшие в основу средневекового китайского зодчества. Они были зафиксированы в письменных трактатах с конкретными указаниями расположения зданий, ширины улиц и т.д. Тогда же происходят изменения в декоративно-прикладном искусстве. К середине I тыс. до н.э. меняется характер бронзовых сосудов, формы которых становятся более мягкими и изящными, узоры более плоскими и графичными. Рельефные композиции заменяются инкрустацией. В орнамент начинают включать сцены жанрового характера (охоты, уборки урожая), связанные с ритуальными обрядами. Складывается характерный для Китая вид живописи на свитках. Высокими декоративно-живописными достоинствами отмечены небольшие, изящно расписанные лаковые изделия.

Эпоха между царствованиями династий Чжоу и Цинь является периодом расцвета китайской науки и литературы, который называют эпохой " Борющихся царств" – " Чжаньго" (V-III в. до н.э.), поскольку в это время шла боьба между несколькими государствами за власть в стране. Этот период считается классическим в истории культуры Древнего Китая, его также называют эпохой " соперничества ста школ". Значительные успехи были достигнуты в области математики, астрономии и развитии техники (описаны свойства прямоугольного треугольника, произведено разделение небесного свода и выделены 28 созвездий, составлен первый в мире звездный каталог на 800 светил, изобретен прародитель компаса и т.д.). Значительное развитие получила литература. Завершается создание знаменитого памятника китайской словесности – " Книги песен" (" Шицзин" ), которая в дошедшем до нас письменном варианте представляет собой четырехсложные стихи с постоянной рифмой. Специалисты считают, что в них нередко ощущается связь с танцами и играми. Возможно, некоторые тексты исполнялись мужскими и женскими хорами. " Книга песен" была канонизирована, а ее текст по императорскому указу в 175 г. н.э. был вырезан на каменных барабанах, благодаря чему он не затерялся в веках.

Середина I тыс. до н.э. ознаменовалась в Китае формированием двух главных идеологических направлений, в последующем трансформировавшихся в философско-религиозные системы – даосизм и конфуцианство. Примерно одновременно с ними получил развитие легизм. Позднее, на рубеже нашей эры, в Китае получил распространение буддизм.

Основателем даосизма был главный хранитель государственного архива при Чжоуском дворе Лао-цзы (настоящее имя – Ли Эр), автор древнейшего трактата " Лао-цзы" (древнее название – " Дао дэ цзин" – " Путь добродетели" ). Исходной идеей даосизма является учение о дао, буквально в переводе с китайского обозначающее " путь ". В учении Лао-цзы дао – невидимый вездесущий закон природы, человеческого общества, поведения и мышления отдельного индивида, неотделимый от материального мира и им управляющий. Дао – это все: " рождает вещи", " вскармливает их", " корень неба и земли", " мать всех вещей", " лежит в основе мира", но дао " не имеет вида", " не издает звуков", " не обладает формой" [46][9].

Следуя учению о дао, можно прийти к выводу: если все в мире живет, развивается, переходит в свою противоположность, то надо соответствовать дао, и жизнь сама в конце концов нормализуется и справедливость восторжествует. Отсюда вывод – человек не должен вмешиваться в естественный ход событий. Сам Лао-цзы, видя падение авторитета династии Чжоу, которой он верой и правдой служил всю свою жизнь, подал в отставку, покинул столицу и в поисках уединения ушел в западном направлении. Конец его неизвестен. Учение Лао-цзы было развито его последователями.

Классический даосизм представлял собой философское учение наивно-материалистического характера, содержащее элементы мистики, которые легли в основу религиозного даосизма, включившего в себя алхимию, врачевание, демонологию и т.д. Основой религиозного даосизма стало понятие " абсолютное дао": жизнь – это иллюзия, смерть – это возвращение к дао – истинному бытию бессмертной души. В Китае создаются даосистские монастыри, а служители культа стали заниматься гаданиями, предсказаниями судьбы, изгнанием злых духов, алхимией и т.д. В результате экспериментов алхимиков в Китае был изобретен порох.

В VI-V вв. до н.э. в Китае жил мудрец и проповедник Кун-цзы, в европейской транскрипции известный как Конфуций. По его имени учение называют конфуцианством. Пожалуй, это было самое влиятельное философско-религиозное течение в Древнем Китае вплоть до нашего времени. Конфуций учил изустно и учение его стало известно по записям его учеников. Имеются сведения, что Конфуций встречался с Лао-цзы.

Исходной для этого учения можно считать концепцию " неба" и " небесного веления" (приказа, т.е. судьбы). " Небо" не только часть природы, но и высшая духовная сила, определяющая природу и человека. " Жизнь и смерть определяются судьбой, а богатство и знатность зависят от неба", – гласит конфуцианство. Небо наделило человека определенными этическими качествами, и он должен поступать в согласии с ними и с моральным законом – дао. Человек может совершенствовать свои этические качества при помощи обучения. Цель совершенствования – достижение уровня " благородного мужа", соблюдающего ли (этикет доброго и справедливого отношения к народу, почтительного отношения к старшим и высшим).

Центральное место в учении Конфуция занимает концепция " жэнь " (человечность, человеколюбие) – закон идеальных отношений между людьми в семье, обществе и государстве в соответствии с принципом: " Чего не желаешь себе, того не делай другим" . Между отцом и сыновьями, правителем и подданными, по учению Конфуция, устанавливаются идеальные отношения: " Правитель должен быть правителем, подданный – подданным, отец – отцом, а сын – сыном".

Согласно идеалу Конфуция, " благородныймуж " должен обладать качеством " вень ", то есть быть образованным, просвещенным, духовным, любить учиться, не стесняться обращаться за советом к нижестоящим. " Для того чтобы управлять государством.., – наставлял учеников мудрец, – нужно быть осмотрительным, правдивым, умеренным в потребностях, любить народ, знать время, когда можно привлекать народ к исполнению повинностей" [47][10].

Конфуций сформулировал принципы " правильного управления государством" . Он считал, что для этого необходимо чтить " пять красот" и устранять " четыре зла". " Пять красот", в понимании Конфуция, означали что " достойный муж" 1) должен быть " добр, но не расточителен"; 2) заставлять трудиться других, " но на него за это не злобствуют"; 3) иметь желания, но при этом не быть жадным; 4) иметь в себе все, но не иметь " гордыни"; 5) должен быть " исполнен силы, но не свиреп". На вопрос учеников, что такое " четыре зла", Конфуций отвечал: " Не наставлять, а убивать; это значит быть угнетателем. Не удерживать, а попустительствовать; это значит быть распущенным. Не давать указаний, а потом подгонять; это значит быть разбойником. Людям дают, что им нужно. Давать меньше, чем нужно, а брать больше, чем нужно; это значит быть представителем власти" [48][11].

Особое место в конфуцианстве отводилось вежливости государственных служащих, которая со временем из необходимого атрибута превратилась в обрядовую форму, доведенную до утонченности. Идеи Конфуция сыграли свою положительную роль в сохранении китайской духовной культуры и ее традиций.

Оппонентом конфуцианству одно время выступал легизм. Сторонники этого течения в основу сильного государства положили не мораль и традицию, а закон. По их убеждению, политика несовместима с моралью. Главным способом управления легисты считали принуждение, строгую дисциплину, высокий уровень исполнительности, повиновение, а за неисполнение – личная ответственность и наказание. По сути, это была концепция восточной деспотической власти и деспотического государства, которая проводилась в жизнь не только в Древнем Китае, но являлась типичной и для азиатских государств с " азиатским способом производства".

Как уже ранее отмечалось, после распада царства Чжоу через пять веков произошло объединение страны, в результате которого была создана перваякитайская империя Цинь (221 – 207 гг. до н.э.), а глава государства принял императорский титул. Империя Цинь просуществовала очень недолго. Однако за короткий срок удалось осуществить коренное реформирование: создать единую систему законов, установить единые системы меры, весов и длины, единую денежную систему, провести административно-территориальную реформу (страна была разделена на 36 провинций), проложить хорошие дороги, провести перепись населения, унифицировать письменность. Длина Великой Китайской стены вдоль северной и северо-западной границы, строительство которой начали в V в. до н.э., была доведена до 750 км.

Правители династии Цинь за короткий срок пытались проводить реформирование, которое требовало длительного времени только того, чтобы народ мог привыкнуть к новациям, их осмыслить и сделать для себя привычными. Тем не менее были созданы учреждения и законы, необходимые для централизации Поднебесной, которые просуществовали столетия.

Войны, реформы, большое строительство требовали денег, которые собирали с народа. Поэтому значительная часть населения страны (крестьяне, горожане, солдаты, князья) была недовольна императорской властью. В конечном итоге династия Цинь была свергнута. В 208 г. до н.э. победивший крестьянский предводитель Лю Бан основал новую династию – Хань, которая правила Китаем до 184 г. н.э. Династия Хань завершила период истории Китая, именуемый в европейской историографии как эпоха до нашей эры. При ней страна вступила в новую эру в истории цивилизации Китая. Наивысшего подъема и расцвета китайская культура достигла в средние века. Однако в рассматриваемый период были заложены мощные предпосылки для ее дальнейшего развития . Китайская цивилизация – одна из уникальных в мире.Это цивилизация с непрерывным развитием культуры, традиции которой сохранились до наших дней.

Несмотря на то что опыт древневосточных цивилизаций на протяжении многих веков не использовался и был забыт, возвращение к нему сыграло свою положительную роль. Человечество должно учиться не только на лучшем опыте, но и учитывать ошибки прошлого, анализировать его недостатки и двигаться вперед, находя лучший вариант развития. Рассмотрение четырех очагов самых первых древних цивилизаций Востока позволяет сделать вывод о том, что все они внесли огромный вклад в развитие последующих цивилизаций. Их историко-культурный тип не пропал, а стал достоянием греко-римской цивилизации, а от последней перешел к романо-германской, византийской и исламской цивилизациям.

 

Рис.1. “Мифология Двуречья”

Рис.2. “Религии Древней Индии”

 

Основные категории

Аллювий (аллювиальные отложения) – отложения постоянных и временных водных потоков (рек, ручьев), состоящие из обломочного материала (галечник, гравий, песок, суглинок, глина).

Варна – четыре основные сословия, выделившиеся в древнеиндийском обществе (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры) в процессе складывания этнических общностей и формирования социальной структуры и ставшие основой кастовой системы.

Дао – в конфуцианстве – путь совершенного правителя, нравственного совершенства, совокупность морально-этических норм; в даосизме – первооснова мира, закон природы.

Зиккурат – культовая башня в Двуречье.

Иероглифы – древние рисунчатые знаки египетского письма, используются во многих других неалфавитных письменностях, в частности, китайской.

Карма – 1) сумма совершенных живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения; 2) влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования.

Каста – в странах Востока – обособленная общественная группа, связанная происхождением и правовым положением своих членов.

Пагода – буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий.

Пиктографическое письмо – отображение общего содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков; не является средством фиксации какого-либо языка.

Сансара – одно из понятий индийской религии и религиозной философии, – перевоплощение души или личности в цепи новых рождений; осуществляется по закону кармы.

Стамбха – в Индии мемориальный столб с фигурной капителью, многоярусная башня, покрытая скульптурой, орнаментальной резьбой.

Ступа, буддийское культовое сооружение, хранящее священные реликвии. С первых веков до н.э. известны полусферические ступы (канонический тип), позже – колоколообразные, башнеобразные, квадратные, ступенчатые и другие.


Вопросы для повторения

1. Охарактеризуйте особенности материальной и духовной культуры цивилизации Двуречья.

2. Что вам известно о материальных и духовных памятниках культуры Шумера, Аккада, Вавилона и Ассирии?

3. В чем проявляется единство индийской культуры?

4. Назовите основные философско-религиозные учения в Индии и в чем заключается их значение для индийской культуры?

5. Социальная сущность варно-кастового деления индийского общества и пути его преодоления на этапе современного развития Индии.

6. Особенности древнекитайской цивилизации.

7. Какие основные религиозно-философские системы Китая вам известны? Расскажите об их влиянии на жизнь древнекитайского общества.

8. Перечислите основные достижения Древнего Китая в области науки, литературы и искусства.

План семинарского занятия

1. Особенности древневосточных цивилизаций. " Азиатский способ производства": общие черты и особенности его проявления в Древнем Египте, государствах Двуречья, Древней Индии и Древнем Китае.

2. Своеобразие и особенности цивилизаций Двуречья: письменность, наука, архитектура, литература, искусство.

3. Религия, философия, литература и искусство древнеиндийской цивилизации.

4. Религиозно-философские системы древнекитайской цивилизации и их влияние на жизнь общества.

Литература

1.Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М., 1996. С. 17-60.

2.Очерки по истории мировой культуры: Учебное пособие / Под ред.

Т.Ф. Кузнецовой. М., 1997. С. 15-27, 53-119.

3.Силичев Д.А. Основы культурологии: Учебное пособие. М., 1997.

С. 51-74.

4.Трофимова Р.П. Культурология: Теория и история:

Учебник-дискурс. М., 1997.. С. 54-81; 159-209.

5.Трофимова Р.П. Загадки цивилизации. Учебное пособие

текстовой дискурс. М., 1999. С. 37 – 87.

 

КУЛЬТУРА.. 128


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 881; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.042 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь