Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культура цивилизации Двуречья



Древнеегипетская цивилизация развивалась в контакте с древними государствами Двуречья (Месопотамии), которые существовали с IV тыс. до н.э. до середины VI в. до н.э., то есть примерно одновременно с Древним Египтом. Однако если древнеегипетскую цивилизацию можно рассматривать как однородную и стабильную, то история Двуречья – это ряд последовательно сменившихся цивилизаций, то есть она была многослойной. Соседями Древнего Египта были государства Шумер, Аккад, Ассирия, Элам, Урарту, Хатти, Вавилон и Новый Вавилон др. Главные обитатели Двуречья – шумеры, аккадцы, вавилоняне, халдеи, ассирийцы, арамеи и другие народы. Наибольшего расцвета и влияния достигли шумерская, вавилонская и ассирийская цивилизации.

Есть основания рассматривать все цивилизации Двуречья как единый комплекс, поскольку у них много общего. Колыбель цивилизации представляла длинную и узкую полосу земли вдоль рек Тигр и Евфрат. На рубеже IV-III тыс. до н.э. на этой территории появились города-государства, предшественники греческих городов-полисов, но имевшие иное политическое устройство и экономический уклад). Практически все они были тесно связаны с реками Тигр и Евфрат, и цивилизация этого региона была не менее древней, чем египетская. Существовавшие в регионе государства представляли собой типично восточные деспотии.

В государствах Двуречья было много городов, достаточно широкое развитие получила внутренняя и транзитная торговля. Последняя не являлась характерной для Древнего Египта. Развитие торговли в Двуречье было вызвано рядом обстоятельств. Хотя земли этого региона отличались плодородием, но поддерживать его в условиях неблагоприятных разливов рек было трудно. Поэтому жители Двуречья стремились развивать торговлю и осваивать новые земли. Кроме того, многократные разрушения городов в результате войн и сильные наводнения приводили к тому, что оросительные каналы регулярно не очищались от песка, почва не промывалась водой и теряла плодородие. Чтобы преодолеть эти трудности, жители региона нашли выход в развитии торговли и освоении новых земель.

История и культура Двуречья была более динамичной, чем в Египте. Государства региона на протяжении своей истории устанавливали торговые отношения с ближайшими и дальними соседями, привозя из Индии слоновую кость и цветные камни, из Египта – золотые украшения и продукты зерновых культур, из городов Малой Азии и с гор Кавказа – сурьму, олово и медь.

Древние восточные цивилизации Двуречья напоминают о своем былом существовании в двух образах – зрительном, в виде различных материально-вещественных памятников культуры, и письменном. Зрительные и письменные образы позволяют с большей степенью достоверности разрабатывать гипотезы, предположительные суждения о культуре народа, государства, об уровне экономического, политического, социального, культурного развития цивилизации.

Если древнеегипетская цивилизация сохранила зрительные и письменные образы, то цивилизации Двуречья, особенно шумеро-вавилонская, в большей степени – письменные. Количественно письменные памятники культуры региона превосходят материально-вещественные памятники. Если в Древнем Египте при строительстве использовали в основном камень, то в Двуречье – кирпич-сырец. Если воды Нила текли сравнительно спокойно, особенно в нижнем течении, и во время наводнений несли плодородный ил, то Тигр и Евфрат были своенравны, несли много песка и глины, а их наводнения были разрушительны для сооружений из кирпича-сырца. Видимо, наводнения были настолько сильными и разрушительными, что именно в Двуречье родился миф о Всемирном потопе, погубившем всех грешных людей и перешедший в конце концов в Ветхий Завет Библии[38][1].

Шумеро-вавилонскую культуру можно назвать письменной. Глина при соответствующей обработке оказалась материалом, который стал не единственным, но надежным хранилищем древнего слова. В распоряжении специалистов-ученых оказались сотни тысяч клинописных глиняных табличек, которые удалось прочитать. Значительная часть дошедших до нашего времени архивов клинописных табличек состоит из хозяйственных, административных и юридических документов, позволяющих судить об истории общества – его социальной структуре, экономическом состоянии, уровне культуры.

В конце IV тыс. до н.э. в долину Евфрата пришли племена неизвестного этнического происхождения – шумеры, или шумерийцы. Они освоили болотистую, но очень плодородную аллювиальную долину Евфрата, а потом и более своенравного Тигра: осушили болота, справились с нерегулярными, по временам катастрофическими разливами Евфрата путем создания системы искусственной ирригации. Шумеры образовали первые в Двуречье города-государства. Шумерский период истории охватывает около полутора тысяч лет, завершился в конце III – начале II тыс. до н.э.

Когда шумеры пришли в Двуречье, они уже умели изготавливать глиняную посуду и выплавлять медь из руды. Но самым, пожалуй, главным достижением народа было изобретение в конце IV–начале III тыс. до н.э. письменности. До настоящего времени шумерская письменность считается самой древней на Земле.

Очевидно, что более высокий уровень культуры шумерцев позволил им оказывать влияние на соседей – семитов-аккадцев. Южную часть Двуречья, заселенную шумерцами, называли страной Шумер, северную часть – страной Аккад, по имени народа – аккадцы. Язык страны Аккад был ветвью древнесемитского языка семитской ветви афразийских языков, куда входил и древнеегипетский язык. К востоку от страны Шумер, в горах у Персидского залива располагалось государство Элам со столицей городом Сузы (современный иранский город Шуш). Сохранились развалины городских укреплений, дворцов, гробницы, рельефы, стеллы с надписями и т.д. Северную часть Двуречья называли страной Ашшур, или Ассирией, столицей которой с середины II тыс. до н.э. был город Ашшур (в Ираке от него сохранились руины), а затем Ниневия. Ассирийцы первыми в регионе научились ездить верхом на лошади, умели выплавлять из руды железо и делать из него оружие. Севернее Ассирии находилось государство Урарту со столицей Тушпа на берегу озера Ван (ныне город Ван в Турции), от которой сохранились цитадель и стеллы с надписями.

Царства, возникавшие в Двуречье, существовали порой по несколько десятков веков, но погибали в основном " от бюрократического разложения " [39][2]. Так, во второй половине III тыс. до н.э. аккадцы утверждаются на юге Двуречья. В XXII в. до н.э. аккадский правитель Саргон Древний, или Великий, объединяет Двуречье в единое государство. В первой половине II тыс. до н.э. главную роль в Двуречье начинают играть вавилоняне – народ, говоривший по-аккадски и образовавшийся в результате слияния шумерийцев и аккадцев. Шумерский язык к тому времени был уже мертвым языком и в вавилонской культуре играл примерно такую же роль, как латинский в средневековой Европе.

Около 1750 г. до н.э. царь Вавилона Хаммурапи объединил все Двуречье. При нем был создан свод законов (в истории известен как законы царя Хаммурапи), в котором была сделана попытка юридически упорядочить систему расчетов, ввести гарантию правовой защиты имущества населения, заложить принцип равной материальной ответственности. Правда, порой от этого принципа веет варварством. Так, смертью карался строитель, если построенный им дом обваливался, а его владелец погибал; врачу, не справившемуся с проведением операции, надлежало отрезать руку.

Законы оказались приемлемыми для большинства народов разноплеменной империи Хаммурапи. В них были статьи, посвященные юридическому регулированию имущественных и расчетных документов. Так, к судебному разбирательству не принимались дела, если договор заключался без свидетелей, или если истец и ответчик не составляли договор. Судья нес наказание, если выносил решение, противоречащее обязательствам по документу с печатью. Сводом законов устанавливались размеры оплаты труда по различным видам работ и услугам. За невыполнение долговых обязательств и займов следовало возмещать понесенные убытки и т.д.

После 1600 г. до н.э. Вавилонское царство распалось и им владели хетты, касситы, ассирийцы, халдеи (арамеи), персы, македонцы, а в период современного летосчисления – парфяне, византийцы, арабы, турки.

В конце IX–VII в. до н.э. самым могущественным государством Передней Азии была Ассирия, которая подчинила себе все Двуречье и распространила влияние на Малую Азию, Средиземноморье и даже одно время на Египет. При ассирийском царе Ашшурбанипале была собрана библиотека (30 тыс. клинописных табличек) – многочисленное собрание клинописных текстов. В библиотеке имелись тексты на аккадском и арамейском языках (официальные языки Ассирии), тексты и словари на шумерском, египетском, финикийском и других языках, а также тексты Элама. Собрание Ашшурбанипала в 612 г. до н.э. сильно пострадало во время войны ассирийцев с вавилонянами и мидийцами. Остатки библиотеки были найдены в середине XIX в. в бывшей столице Ассирии – Ниневии (ныне северные районы Ирака).

Последние страницы истории Двуречья были связаны с Вавилоном. В конце VII в. до н.э. вавилоняне вместе с соседями-мидийцами нанесли поражение Ассирии. Просуществовав около ста лет, Нововавилонское царство в 538 г. до н.э. пало под ударами персидских войск.

Таким образом, на протяжении столетий на территории Двуречья возникали и погибали империи, но неизменной оставалась только, пожалуй, клинопись – господствующая система письма региона, которая выступала своего рода объединяющим фактором[40][3]. Около 3000 г. до н.э. шумерцы начали передавать изображениями названия отдельных конкретных предметов и общих понятий. Число знаков было около тысячи. Знаки являлись вехами для памяти, закреплявшими важнейшие моменты передаваемой мысли, но не связной речи. Они постепенно связывались с определенными словами. Это уже позволяло использовать их для обозначения звуковых комбинаций. Так, знак " ноги" мог передавать не только значение глаголов " ходить", " стоять", " приносить" и т.п., но и слоговое значение. Словесно-слоговая письменность сложилась к середине III тыс. до н.э. в единую систему.

Аккадцы, а потом вавилоняне и ассирийцы приспособили клинопись для своего семитского языка (середина II тыс. до н.э.), сократив число ходовых знаков до 350 и создав новые слоговые значения, соответствовавшие аккадской фонетической системе. Однако шумерские идеограммы и написания отдельных слов и выражений также продолжали употребляться в аккадской системе. Аккадская система клинописи вышла за пределы Двуречья и была использована другими языками – элемским, урартским и т.д.

До нашего времени дошло (в форме призм, цилиндров, каменных плит, табличек) огромное количество памятников клинописи и текстов: деловые и хозяйственные документы, исторические надписи, словари, научные сочинения, религиозно-магические тексты. Их расшифровка началась в начале XIX в. Усилиями английских, ирландских, немецких и французских ученых были расшифрованы шумерская и аккадская клинопись, а также относящаяся к аккадской системе хеттская и урартская клинопись.

В самых общих чертах литературные памятники Двуречья можно представить следующим образом:

* · начало III тыс. до н.э. – первые тексты на шумерском языке: списки богов, записи гимнов, пословиц, поговорок, некоторые мифы;

* · конец III – начало II тыс. до н.э. – основная масса известных ныне литературных памятников: гимны, мифы, молитвы, эпос, обрядовые песни, тексты школьные и дидактические, погребальные элегии, каталоги-списки произведений (заглавия 87 памятников, т.е. более трети, нам известны); первые литературные тексты на аккадском языке; старовавилонская версия эпоса о Гильгамеше; сказание о потопе; переводы с шумерского[41][4];

* · конец II тыс. до н.э. – создание общелитературного религиозного канона; основная масса известных нам памятников на аккадском языке (поэма о сотворении мира, гимны и молитвы, заклинания, дидактическая литература);

* · середина I тыс. до н.э. – ассирийские библиотеки (библиотека Ашшурбанипала); основная версия эпоса о Гильгамеше; царские надписи, молитвы и другие произведения.

До настоящего времени специалисты-шумерологи и ассирологи занимаются публикацией новых текстов и их толкованием. Так, перед шумерологами, например, продолжает стоять задача понимания письменных памятников. Видимо, пока шумеро-вавилонскую и ассирийскую литературу можно рассматривать как нечто промежуточное между авторской литературой (хотя в основном и безымянной) и фольклором, с одной стороны, и между литературой и памятниками письменности – с другой.

Цивилизации Двуречья имели собственные пантеоны богов. О них можно получить сведения как из письменных источников (мифы, гимны, молитвы и т.д.), начиная с III тыс. до н.э., так и на основе материалов изобразительного искусства, которые датируются VI тыс. до н.э.

Можно предполагать, что ко времени образования первых шумерских городов-государств сформировались представления об антропоморфном божестве. Божества-покровители общины являлись в первую очередь олицетворением творящих и производящих сил природы, с которыми соединились представления о власти вождя племени-общины, которую он, видимо, совмещал с функциями жреца. Из первых письменных источников (конец IV – начало II тыс. до н.э.) известны имена (или символы) богини Инанны (божество г. Урука, богиня плодородия, любви и распри, центральный женский образ, перешедший в аккадский пантеон), богов Энлиля (общешумерский бог, покровитель г. Ниппура, сын бога неба Ана ), Энки (покровитель г. Эреду[г], владыка подземных пресных вод, мирового океана, божество мудрости), Нанна (лунный бог, почитавшийся в г. Уре) и дh. Древнейший список богов, составленный около XXVI в. до н.э., выделяет шесть верховных богов раннего шумерского пантеона: Ан, Энлиль, Инанна, Энки, Нанна и солнечный бог Уту.

Один из наиболее типичных богов цивилизаций Двуречья – образ богини-матери (в иконографии с ней иногда связывают изображения женщины с ребенком на руках), которая почиталась под разными именами. Другой не менее часто встречающийся образ – боги плодородия. В мифах о них наблюдается тесная связь с культом. Четко прослеживается цикличность, проявляющаяся в ритуале " жизнь–смерть–жизнь", связанном с земной жизнью и подземным царством, то есть жизнь–смерть–воскрешение.

В роли границы подземного царства выступала подземная река, через которую переправляет перевозчик. Попадающие в преисподнию проходят через семь ворот подземного царства, где их встречает привратник Нети. Условия пребывания в подземном царстве дифференцированы: сносной жизни удостаиваются души, по которым исполнен погребальный обряд и принесены жертвы, павших в бою и многодетных. Не погребенные души мертвых возвращаются на землю и приносят беды живущим.

Одно из центральных мест в мифологии Двуречья занимала проблема появления человека. О сотворении людей дошло несколько мифов, согласно которым боги лепили людей из глины, чтобы они обрабатывали землю, пасли скот, собирали плоды и т.д., чтобы кормить богов. Когда человека изготавливали, боги определяли его судьбу и устраивали пир. Захмелевшие боги начинали снова лепить людей, но у них получались неполноценные люди (не способные рожать женщины, существа, лишенные пола).

Пантеон аккадо-вавилонских богов во многом совпадает с шумерским. Совпадают и религиозные представления о роли богов. Роль богини Инанны у аккадцев выполняет богиня Иштар, бога Энлиля – бог Бел, бога Уту – бог Шамаш и т.д. По мере возвышения Вавилона все большую роль начинает играть главный бог этого города Мардук, хотя его имя по своему происхождению шумерское.

Аккадо-вавилонские представления о сотворении мира и рода людского связаны со сказаниями о человеческих бедствиях, гибели людей и даже о разрушении вселенной. Причина всех невзгод – гнев богов, их желание уменьшить число все растущего и надоедающего им своим шумом рода человеческого. Зачастую бедствия воспринимаются не как законное возмездие за совершенные грехи, а как злой каприз божества. Так, бог Энлиль, возмущенный суетливостью и шумливостью людей, решает их уничтожить, посылая чуму, мор, засуху, голод, засаливая почву. Но с помощью бога Энки люди справляются с этими бедствиями и каждый раз вновь множатся. Наконец, Энлиль посылает на людей потоп, и человечество гибнет. Спасается только Атрахасис, который по совету Энки строит большой корабль, погружает на него свою семью, ремесленников, зерно, все имущество, а также животных, " кто ест траву".

Мифологическое представление о мире и человеке свидетельствует о глубоком внутреннем единстве культуры и религии государств Двуречья, их воздействии на формирование мировоззрения последующих поколений в других цивилизациях. Всемирный потоп, Ноев ковчег, иные библейские сюжеты свидетельствуют об исторической взаимосвязи становления и развития мировых культур. В мифологических сюжетах Двуречья значительное место уделено культу воды. Это и потоп, и река в подземном царстве, и ряд богов, связанных с водой (Инанна, Энки), что, видимо, определялось ролью и отношением к ней, как одной из фундаментальных основ мироздания. Вода, как в жизни, выступала и в качестве источника доброй воли, дарующей урожай, и в роли злой стихии, приносящей разрушение и гибель.

Другим таким культом был культ неба и небесных светил, важнейшей части космоса, которые простерты над всем земным. В шумеро-аккадской мифологии " отец богов" Ан – бог неба и его творец, Уту – солнечный бог, Шамаш – бог солнца, Инанна почиталась как богиня планеты Венеры. Астральные, солярные и другие мифы свидетельствовали об интересе жителей Двуречья к космическому пространству и их стремлении его познать. В неизменном движении небесных светил по постоянно заданному пути жители Месопотамии видели проявление божественной воли. Но они хотели познать эту волю, а отсюда внимание к звездам, планетам, солнцу. Интерес к ним вел к развитию астрономии и математики. Вавилонские " звездочеты" высчитали период обращения Солнца, Луны, составили солнечный календарь и карту звездного неба, обратили внимание на закономерность солнечных затмений. В астральных мифах Двуречья нашла отражение закономерная картина движения небесных светил, которая описывалась посредством мифологических символов-животных.

В астральных мифах звезды и созвездия часто представлялись в виде животных. В Древней Вавилонии, например, выделялось 12 знаков зодиака, а каждому богу соответствовало свое небесное светило. Земной географии соответствовала география небесная. Древние жители полагали, что страны, реки, города, храмы существуют на небе в виде звезд, а земные предметы являют собой отражения небесных. Так, считалось, что план города Ниневия был вычерчен сначала в небесах и существовал издревле. В одном созвездии находится небесный Тигр, в другом – небесный Евфрат, городу Ниппуру соответствует созвездие Рака. Другие города также имеют свои определенные созвездия. К сожалению, их не всегда удается идентифицировать с современными названиями звездного мира Вселенной.

Научные знания и исследования " ученых" и " звездочетов", в роли которых выступало в основном жречество, были связаны с магией и гаданием. Поэтому в Двуречье не случайно родились астрология и связанные с ней составления гороскопов. Жители были уверены, что существует определенная закономерность и связь между расположением небесных светил и историческими событиями, судьбами людей и народов. Им казалось, что наблюдение за небом, звездами и планетами есть путь к определению судьбы человека. Постепенно сложилась практика расчета судьбы, а также " хороших" и " плохих" дней.

В Древнем Двуречье жрецы не имели того влияния, какое было у жречества в Древнем Египте. Тем не менее жители верили в подвластностьчеловека высшим силам, в предопределенность судьбы и подчинялись воле царей и жрецов. Поэтому, с одной стороны, для населения восточных деспотий характерна покорность и вера в судьбу, с другой, – вера в возможность борьбы с нередко враждебной окружающей средой. Как видим, вера в колдовство и мистику, загадочность окружающего мира и страх перед ним у них сочетались с трезвостью мысли, стремлением к точному расчету и прагматизму. Отсюда берут начало истоки арифметики и геометрии, создания формул для измерения земельных участков, умения возведения в квадратную степень и извлечения квадратного корня, развития градостроительства и архитектуры, строительство дворцовых и храмовых комплексов.

Еще в древнем Вавилоне возникли первые школы и профессия учителя. который занимался не только обучением, но был и одновременно писцом. В Шумере, Вавилоне, а позже в Ассирии писцы оставили после себя большое количество табличек (в музеях мира их около 500 тыс., но многие из них еще не прочитаны). Они учили детей писать на глиняных табличках, считать, вычислять площади земель, объемы земляных работ, вести наблюдения за движением планет и звезд. Учитель не только преподавал предмет, но и считался человеком " мудрым", " знающим", и прежде всего в делах божественных, поскольку математика и астрономия понимались как божественные начала.

Об уровне градостроительства имеется немало свидетельств археологов, занимающихся древними городами. Известно, что в южной части Двуречья были древние города Урук, Ур, Лагаш, Киш и др. Археологические исследования города Ур – столицы " царства Шумера и Аккада" в XXI в. до н.э., – свидетельствует о высоком уровне цивилизации. В то время город представлял собой неправильный овал, окруженный сырцовой стеной. В ходе раскопок обнаружены остатки культовой башни-зиккурата, построенной из сырцового кирпича и облицованной обожженным кирпичом. В 16 гробницах (предположительно царских) XXV в. до н.э. найдены многочисленные образцы ювелирного искусства и художественных ремесел (из золота, серебра, лазурита и других материалов). Государство пало около 2000 г. до н.э., а город Ур пришел в упадок к концу IV в. до н.э.

В городах южного Двуречья с конца IV – начала III тыс. до н.э. выработался определенный тип застройки храмов-святилищ, дворцов с рельефами, а также укреплений. В III тыс. до н.э. сложился новый тип храма – зиккурат, культовая ярусная башня из кирпича-сырца с 3-7 ярусами в форме усеченной пирамиды или параллелепипеда, с внутренним двором и статуей божества во внутреннем святилище. Ярусы соединялись лестницами и пологими подьемами-пандусами.

Каждый ярус (ступень) посвящался одному из богов и его планете, был, видимо, озеленен и имел определенную окраску. Многоступенчатые храмы завершались павильонами-обсерваториями, откуда жрецы вели астрономические наблюдения. Семиярусный зиккурат мог иметь следующие посвящения и цвета[42][5]: например, 1-й ярус посвящался Солнцу и окрашивался в золотой цвет; 2-й ярус – Луне – в серебряный; 3-й ярус – Сатурну – в черный; 4-й ярус Юпитеру – в темно-красный; 5-й ярус – Марсу – в ярко-красный, как цвет крови, пролитой в сражениях; 6-й ярус – Венере – в желтый, потому что она ближе всех находится к Солнцу; седьмой – Меркурию – в синий. Седьмой храм посвящался богу Эа (Энки)[43][6]. В отличии от пирамид, зиккураты не являлись посмертными или заупокойными памятниками.

Самым большим зиккуратом была, видимо, Вавилонская башня, которую иногда по величине сравнивают с пирамидой Хеопса. По одной из версий башня имела высоту и основание 90 м, озелененные террасы. С Вавилонской башней связаны предания, нашедшие отражение в Ветхом Завете Библии. В первой книге Моисеева " Бытие" (глава 11) рассказывается о строительстве города-башни " высотою до небес", за что Господь смешал язык строивших башню и " рассеял их... оттуда по всей земле".

Храмы Двуречья были не только культовыми, но и научными, коммерческими учреждениями, центрами письменности. Писцов обучали в школах, называвшихся домами табличек и существовавших при храмах. Из них готовили специалистов, владеющих письмом, счетом, певческим и музыкальным искусством. Кроме того, они должны были знать ритуалы, право и учет. Учетные работники могли быть выходцами из бедных семей и даже рабами. После завершения обучения в школах выпускники становились служителями в храмах, частных хозяйствах и даже при царском дворе. Кастовой замкнутости не существовало, поэтому многое зависело от личных способностей выпускника.

До нашего времени дошло немного материальных архитектурных памятников цивилизаций Двуречья. Поэтому каждый из них имеет большую значимость для понимания государств цивилизаций Двуречья. Удалось составить планы застройки некоторых городов. Отдельные из памятников реконструированы и ныне хранятся в качестве экспонатов в музеях мира. Восстановлены, например, планы города Вавилона VII-VI вв. до н.э. и его архитектурный ансамбль, созданный при царе Навуходоносоре.

В VII-VI вв. до н.э. Вавилон представлял собой вытянутый прямоугольник площадью около 10 кв. км, разделенный Евфратом на две части. Город был окружен внешними и внутренними стенами с зубчатыми башнями и проездными воротами, названными именами богов. Главные ворота носили имя богини Иштар и были облицованы глазурованным кирпичом с рельефами быков и драконов. В реконструированном виде эти ворота хранятся в Государственном музее Берлина. Среди главных памятников города можно назвать храмы главного бога Мардука, богини-матери Нинмах, семиярусный зиккурат бога Энки – Этеменанки, разрушенный войсками Александра Македонского, дворец-крепость и др.

Изобразительное искусство цивилизаций Двуречья достаточно разнообразно – рельефы, скульптуры-стелы, статуэтки, произведения гликтики и т.д. Вместе с масштабными архитектурными сооружениями, даже в разрушенном виде, они производят сильное впечатление.

Централизация экономики, характерная для восточных деспотий, вызвала к жизни систему контроля, которую вели специальные чиновники. Представление отчетности от руководителей работ и хозяйств, за которой следил огромный аппарат учетных работников, контролеров, инспекторов, было обязательным. Налаженный механизм учета и контроля давал сбои только в период ослабления роли государства.

Однако восточные деспотии Двуречья, разъедаемые коррупцией, борьбой за власть, войнами, в конце концов пришли к упадку. От них осталась только бессмертная культура, которая ассимилировалась, переходя от одного народа к другому. Ее элементы дошли даже до русско-православной, гораздо более поздней цивилизации. В русском языке немало слов и имен, пришедших из шумеро-аккадских языков, которые порой воспринимаются как исконно русские.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 2751; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь