Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Средневековая культура Западной Европы



Начало первого тысячелетия нашей эры было наполнено событиями, оказавшими огромное воздействие на будущее развитие государств Западной Европы. В начале его Римская империя являлась могущественным властелином, которому подчинялись Восточное Средиземноморье, Северная Африка, большая часть Западной Европы. Она производила впечатление настолько могучей, что казалось ничто не предвещает ее гибели, и она будет вечной.

Пока христианство находилось на положении гонимой веры, распространение его среди германцев было незначительным. Но в IV в. оно становится государственной религией. Поэтому каждый варвар, контактировавший с римской культурой, практически мог приобщиться к христианской вере, как части культуры. В этот период происходит интенсивное проникновение христианства в варварские племена. К концу V в. оно смогло получить распространение среди народов, фактически независимых от Римской империи и даже ей враждебных. Кроме оживленных пограничных сношений, сложились различные пути проникновения в среду варварских племен римской культуры. Во-первых, немало германцев служило в римской армии и при возвращении на родину они нередко становились ревностными пропагандистами римского просвещения, включая христианство. Во-вторых, большую роль в проникновении римской культуры играли пленные как с одной, так и с другой стороны. В-третьих, такой слой римского населения, как крестьянство постоянно пополнялся варварами, особенно германцами.

С момента торжества новой религии над язычеством и возникновения союза римского правительства со становящейся могущественной церковной организацией в отношениях империи с варварами проявляется новая черта – пропаганда христианства. С ним были связаны жизненные интересы империи. Если Риму не удавалось сдержать напор варваров на своих границах, то с помощью христианства он рассчитывал несколько укротить их дикую ярость, а в некоторых случаях даже превратить варваров в союзников.

С конца IV и до VII века происходит " великое переселение народов" – массовое передвижение варварских племен, изменивших облик Европы, характер ее экономической, социально-политической и духовной жизни. Их продвижение встречало поддержку со стороны рабов и порабощенных Римом народов. В 375 г. в Европу подобно разрушительному вихрю ворвались полчища гуннов, разгромивших готский племенной союз. Но и сами гунны подверглись разгрому. В V в. сначала вестготы, а затем вандалы, принявшие христианство, громят и захватывают недавно языческий Рим. Наконец, в 476 г. с падением Западной Римской империи власть над ней переходит к варварским дружинам. Так было положено начало зарождению новой цивилизации – романо-германской (западно-христианской).

На территории бывшей Западной Римской империи в течение V – VI вв. возникали варварские государства: остготов, затем лангобардов на Апеннинском, вестготов – на Пиренейском полуостровах, англосаксов – в Британии, франков – на Рейне и др. Однако эти государственные образования варваров оказывались недолговечными. Исключением было государство франков, вождь которых Хлодвиг и его дружина в 496 г. приняли христианство. Его преемники расширили границы этого государство, оттеснив вестготов, и стали играть доминирующую роль на территории Западной Европы. Однако франки, относившиеся к германским племенам, еще долго оставались " варварами". Это было общество земледельцев и воинов, не знавших роскоши, не имевших понятия о чинопочитании и придворных церемониях, о философии и науках, не умевших ни читать ни писать и не ценивших памятников античной цивилизации.

Великое переселение народов поставило ряд германских племен в совершенно новые условия и нанесло сильный удар по их древним верованиям. Оторванные от родных мест языческие дружины варваров на новых территориях лицом к лицу сталкивались с образованным и многочисленным местным населением. В результате германцы-завоеватели подвергались романизации. Западная Римская империя под ударами варваров пала, но христианство, имевшее в их среде своих приверженцев, устояло. Оно сохранило свое положение как культурной силы и взяло на себя великую задачу гражданского и религиозного перевоспитания германских племен.

Христианство, перед лицом гибели прежних устоев и утверждением новых, оказалось культом близким как среде образованных римлян, так и пришедших народов. В новой социокультурной ситуации новая религия выступила посредником между культурой древнего мира и верованиями молодых народов, сыграв огромную роль в их приобщении к достижениям античной цивилизации. В свою очередь германские племена совершили большое историческое дело: они омолодили и оживили Западную Европу, установили как определяющий (доминирующий) предфеодальный строй с трудом свободного крестьянина.

Исторические варвары начали новую историю Западной Европы не на пустом месте. По образному замечанию русского историка В.О. Ключевского, " бродячий германец усаживался среди развалин, которые прямо ставили его вынесенные из лесов привычки и представления под влияние мощной культуры, в среду покоренных ими римлян, становившихся для него живыми проводниками и истолкователями этой культуры" [75][1]. Не надо забывать, что варвары, хотя и подвергались романизации, имели свое устойчивое древнее мифологическое мышление и магические культы, которые соответствовали общинному строю. Это нашло отражение в германском героическом эпосе, сохранившим древние пласты. Варвары еще не ощущали себя полностью отделившимися от природы, которая представлялась им наполненной как добрыми, так и враждебными силами.

Утверждение нового общественного порядка сопровождалось сменой вероисповеданий. Варвары-язычники не имели единого культа, способного освятить изменившееся соотношение общественных сил и начавшееся расслоение общества. В социально-экономическом плане утверждавшийся с конца V в. новый общественный порядок в Западной Европе соответствует феодализму. Он охватывает период с V до середины XVII в. и в нем обычно выделяются три этапа: ранний (V-IX вв.), зрелый (X-XIII вв.) и поздний (XIV-XVI вв.), а в истории его называют средними веками.

Начало средневековья было озарено отблесками античной цивилизации и христианством, хотя одни города Римской империи были превращены в руины, другие угасали из-за упадка торговли или перемещения торговых путей, а в сельской экономике преобладал натуральный тип хозяйства. Серьезно пострадал достигнутый уровень государственности. С V в. отмирает живой латинский язык, который к VII в. перестает быть разговорным. Кроме того, латинский язык, являвшийся носителем культуры, выполнял роль распространителя христианства, ибо на нем велась церковная служба. Однако сохранилась книжная латынь, которая найдет свое новое применение – станет на многие годы общим письменным языком не только католической церкви, но и западноевропейского общества – языком науки и образования (на латинском языке велось преподавание в университетах) и, частично, литературы.

В VI в. христианство, утвердившееся среди германских племен, активно распространяется проповедниками-миссионерами, которые основывают монастыри – центры новой религии. С конца VI в. базой христианизации материковой Европы стала Англия, откуда прибивали миссионеры, опиравшиеся на местных властителей и действовавшие от лица Рима. Кроме того, в англосаксонской церкви господствовал устав святого Бенедикта[76][2], требовавший от монахов кроме религиозных подвигов еще умственного и физического труда. Члены ордена бенедиктинцев отличались склонностью к научным познаниям, переписыванию книг. Поэтому они не только проповедовали Евангелие, но и распространяли просвещение. Благодаря союзу франкских государей с христианскими миссионерами на рубеже VIII-IX вв. в Западной Европе образовалась западная христианская империя. К X в. к христианству приобщилась Скандинавия, а упрямые приверженцы язычества ушли, найдя свою новую родину в Исландии и на других островах.

Христианство в Западной Европе благодаря " Уставу Бенедикта" оказалось влиятельной силой в распространении не только церковной идеологии, но и римской культуры. Оно стало одним из источников просвещения, хотя и ограниченного рамками религиозного догматизма. Объем знаний в раннем христианстве был предельно узок. Авторитет этой языческой культуры падал, круг образованных людей сужался. Центр тяжести переносился на устную проповедь и наглядное изображение, а " книжная ученость" переместилась в христианские монастыри, появившиеся еще в Римской империи, и епископские города. В монастырях имелись даже специальные библиотеки-мастерские – скриптории, в которых переписывались и украшались богослужебные книги, оформленные миниатюрами, носившими преимущественно орнаментальный, а не изобразительный характер.

Наибольшее развитие получило прикладное искусство, по своему характеру еще дохристианское. Мастера изготавливали оружие, сбрую, другие изделия, украшенные узорами и орнаментами. Этот стиль украшения называют звериным, поскольку в узоры вплетались изображения диковинных животных. Понадобилось не одно столетие прежде чем средневековая Европа обрела свои собственные, свободные от влияния церкви художественные языки.

Процесс становления средневековой культуры, нового типа религиознойверы, восприятия мира и места в нем человека происходил на протяжении столетий. Греческая философия, связанная с языческим многобожием (политеизмом), при всем многообразии своих учений в конечном итоге носила космологический характер. Ибо тем целым, в которое включалось все сущее, в том числе человек, являлась природа. Христианская религия – монотеистическая и единобожная. С ней было связано средневековое мышление, по существу своему теоцентрическое. Реальностью, определяющей все сущее, для христианства явлются Бог и Идея творения. Отсюда проистекала всесторонняя зависимость науки от теологии, а всех средневековых институтов – от церкви, главой которой в Западной Европе в период средневековья являлся папа римский[77][3], достигший наибольшего могущества в средние века.

Христианский догмат о сотворении мира богом, 26-м творением которого стал человек, перенес центр тяжести с природного на сверхприродное начало. Бог выступал в качестве абсолютного начала и объявлялся вечным и неизменным, доступным для познания через священные тексты Библии.

Христианство провозгласило равенство всех людей перед Богом. И в то же время церковь напоминала человеку об его греховности и необходимости " возделывать землю" " доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься" [78][4]. Человек в средневековом обществе мог надеяться на основные нравственные ценности христианства, которыми являлись его вера (особое состояние духа, не требующее никаких доказательств и аргументов), любовь к Богу, надежда на спасение от зла в земной жизни и от участи попасть в ад на будущем Страшном суде в потустороннем мире. Спасения удостаивались праведники, следующие христовым заповедям: не убивать, не гневаться на брата своего, мириться с соперниками, не прелюбодействовать, исполнять перед Богом клятвы свои, не противиться злу, а если " кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую", любить " врагов ваших", благословлять " проклинающих вас", молиться " за обижающих вас и гонящих вас".

Господство христианства не делало людей равными на земле и в соответствии с этим неравенством общество делилось на три сословия: духовенство, феодальную аристократию и третье сословие. Каждое из них занимало строго определенное место и выполняло определенные функции. С учетом роли христианской церкви высшим сословием считалосьдуховенство, подразделявшееся на черное (монашество) и белое (священнослужители). Оно ведало " делами небесными" и земными, проявляя нетерпимость ко всякого рода ослушникам и еретикам.

Сами " отцы" западной церкви действовали разнообразно, о чем говорит деятельность монашеских орденов. Устав святого Бенедикта требовал постоянного пребывания монахов в монастыре, воздержания и послушания, предписывал физический и умственный труд. Доминиканский орден вел борьбу с ересями и вольнодумством в университетах, вмешивался в противостояние городов и феодалов. Ему была поручена инквизиция. Ордена нищенствующих монахов (августинцы, кармелиты, францисканцы) проповедовали бедность и на них папство возлагало надежду, что примером благочестивой жизни своих членов они смогут преодолевать распространявшиеся ереси. Духовенство в средние века было законодателем не только в делах церковных, но и активно вмешивалось в светскую жизнь, оказывало активное влияние на науку, литературу, искусство.

Вторым по значимости было сословие светских феодалов, в том числе рыцарство. В широком смысле под рыцарством в средние века понимался привилегированный социальный слой светских феодалов-воинов, в узком – только мелкие светские феодалы, отличавшиеся от титулованных – баронов, виконтов, графов, герцогов и др. Отношения внутри второго сословия были регламентированы и определялись системой отношений личной зависимости одних (вассалов) от других (сеньоров). Вассал, как правило, получал от сеньора (сюзерена) феод при условии несения военной службы, участия в суде, в управлении сеньорией или выполнения других обязанностей, а также уплаты установленных обычаем взносов. Крупные феодалы могли как сами иметь вассалов, так и быть вассалами зависимыми по отношению к своему сеньору. При этом существовало салическое правило – " вассал моего вассала – не мой вассал".

Культура светских феодалов была пронизана идеями христианства, но существенно отличалась от культуры духовенства. Общее, что объединяло первые два сословия, – это борьба за веру, не раз принимавшая форму захватнических крестовых походов, которые прикрывались религиозными лозунгами борьбы против " неверных" во имя освобождения " гроба господня" и " святой земли" – Палестины.

В основе культуры светских феодалов лежали рыцарские представления об идеалах, нормах и ценностях, носивших в своей основе светский и сословный характер. Обязательными достоинствами считались честь, верность долгу, сила, смелость, щедрость и благородство, стремление завоевать славу, любовь к " Прекрасной Даме" (как правило, к жене сеньора). Для обладания этими качествами рыцарь должен быть физически сильным, что расходилось с христианским принципом пренебрежения к телесному. Проверка достоинств рыцаря в мирное время проходила на рыцарских турнирах, на которых победа нередко посвящалась " Прекрасной Даме". Любовь к ней могла приобретать не только платонический характер (с посвящением стихов, о чем свидетельствует поэзия трубадуров, миннезингеров, менестрелей), что осуждалось церковью и духовенством, хотя среди них были и лица духовного звания.

В третье сословие средневекового общества входили крестьяне, ремесленники, купцы, лица, занимавшиеся ростовщичеством. Культура этого сословия резко отличалась от культуры первых двух сословий, хотя и не была однородной. Несмотря на то что она также испытывала влияние церкви, в ней продолжали сохраняться элементы язычества и идолопоклонства. Простые люди не всегда соблюдали строгие правила христианской церкви. Народ создавал свою культуру, своеобразие которой проявлялось во время народных праздников, карнавалов, в выступлениях бродячих артистов. Особенно вольнолюбивой была городская культура, более свободная и раскованная, чем сельская.

Новые общественные отношения дали толчок развитию науке, просвещению, литературе, искусству, архитектуре. Если от раннего этапа феодализма до нашего времени дошли скромные памятники архитектуры, как, например, гробница остготского короля Теодориха (первая половина VI в.), то X-XV вв. оставили архитектурные сооружения, которые потрясают современного человека. Здесь и монастыри, и храмы, и замки феодалов.

В средневековом западноевропейском искусстве в X – XII вв. господствовал романский стиль с его суровым, крепостным характером архитектуры. Дух воинственности и постоянной потребности в самозащите пронизывали романское искусство. Основное, что им было создано, – это замок-крепость и храм-крепость. Монастырские комплексы, церкви, замки располагались на господствовавших трудно доступных местах. Замок был крепостью рыцаря, храм – крепостью Бога и его слуг на Земле. Церкви украшались росписями и рельефами с многофигурными композициями на темы Нового завета.

И замок, и крепостные городские сооружения, и монастырь имели сторожевые стены и башни. Даже дворцы крупных феодалов сочетали пышность парадной резиденции с внушительным видом крепости. Замок же представлял укрепленное жилище феодала, состоявшее из одного или нескольких сооружений, обнесенных стенами с башнями, и главной башней – донжоном, – служившей феодалу жилищем и последним убежищем во время осады. Такой замок выглядел воинственным, мрачным и угрожающим.

Сословный характер нашел отражение в типе поселений: замок феодала – монастырь – сельская община – город. Центром каждого из них являлся храм, который играл большую роль в жизни всех сословий. Господствующим типом культового здания была монастырская церковь. Монастырь являлся не только идеологической силой, но и культурным центром с умело налаженным хозяйством, располагавшим необходимыми для строительства средствами и силами.

Вокруг монастыря, как и вокруг замка властительного феодала или епископской резиденции, группировались каменщики, плотники, живописцы, скульпторы-камнерезы, объединявшиеся в строительные артели. Возведение значительного здания, а это чаще всего были церковные, начиналось по инициативе духовного или светского лица (феодала или городского совета). Зримый облик здания – эскиз или модель – создавал мастер или архитектор, который вел топографическую съемку и производил разбивку плана на месте.

Господствующим на Западе стал вытянутый в плане базиликальный тип храма. В основе его лежала идея " крестного пути" страданий и искупления, пройденного Иисусом Христом В наибольшей степени духу романской архитектуры соответствовали цилиндрические и крестовые своды над центральным нефом. Росписи романских храмов сохранились лишь в редких памятниках, что объясняется техникой наложения краски, которая не выдерживала испытания временем и осыпалась также как и штукатурка.

В выборе и расположении росписей не было строго определенного канона. Главный акцент ставился на центральном нефе, где помещали изображение Христа, реже – Богоматери (Мадонны). Под ними располагали ангелов, апостолов, святых, аллегории и персонификации. На западной стене храма нередко писали картину Страшного суда. Важной особенностью романского стиля было появление во второй половине XI в. монументального скульптурного декора, преобладающим видом которого был рельеф. По сущности, изваяния в интерьерах церкви – распятия, изображения Мадонны и святых – были скорее горельефами, а не свободно стоящими статуями.

По мере развития контактов между отдельными регионами Европы появляются путешествующие строители, живописцы и скульпторы. После завершения работы в одном месте зодчий и его артель переходили в другой монастырь или город, передавая таким образом свой опыт и навыки работы новым помощникам. Мастера из Германии участвовали даже в сооружении храмов Владимиро-Суздальской земли на Руси.

К началу XII в. романский стиль сменяет готика, который господствовал до XV в. и носила в основном культовый характер. Ведущим ее типом был городской собор со сложной каркасной конструкцией, что требовало от зодчего математической точности при создании устремленных ввысь зданий с обширными интерьерами, огромными прорезными окнами, многоцветными витражами.

Колыбелью готики стала Франция, откуда она распространилась по всей Европе. Подлинным шедевром ранней готики является собор Парижской богоматери – Нотр-Дам (1163-1257 гг.). Пятинефная базилика длиной 130 м, шириной 108 м, высотой интерьера 32, 5 м, с двумя западными башнями высотой 69 м, витражами и скульптурами на фасадах даже в наше время царит над Париже и перед ней меркнет архитектура барокко, классицизма или ампира.

В готическом стиле построены не менее величественные соборы в целом ряде европейских стран – в Англии, Германии, Италии и др. Чем можно объяснить возведение столь грандиозных зданий? В средние века собор являлся не только местом проведения церковной службы. Наряду с ратушей это был центр и средоточие всей общественной жизни города. В соборе, кроме богослужения, читались университетские лекции, иногда в нем проводились заседания представительной власти. Многие городские соборы были так велики, что все население тогдашнего города могло поместиться в его стенах. Возле собора располагались торговые ряды, на паперти разыгрывались мистерии и миракли[79][5]. Потребности городской жизни побудили внести конструктивные изменения в замкнутый, толстостенный, крепостного типа романский собор.

Поворот к готике начался с архитектуры и распространился на скульптуру и живопись. Изобразительное убранство соборов, включая статуи, витражи, алтарную живопись, мыслилась как своеобразная энциклопедия средневековых знаний, подчиненных богословию. Готика любила сюжеты, связанные с мученичеством: истязания Христа палачами, его распятие, оплакивание. Повсеместно встречался образ распятого Сына Божьего: голова в терновом венке беспомощно свесилась на грудь, ребра грудной клетки выпирают наружу, кровь струится по изможденному телу. В изображениях Христа, скорбящего и страдающего за людей, утверждалась истина, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в царство небесное. Тем не менее среди написанных художниками образов немало имеющих отдаленное отношение к церковной концепции мироздания.

Важнейшим элементом средневековой культуры была литература героический эпос, поэзия и проза. В период раннего средневековья получила развитие устная поэзия, стихи которой исполняли певцы-музыканты. До современного читателя дошли крупнейшие произведения англосаксонского героического эпоса (поэма " Беовульф" ), скандинавского поэтического эпоса (сборник древненорвежских и древнеисландских песен мифологического и героического характера " Старшая Эдда" ).

Возникает и развивается рыцарская литература. Одним из величайших ее памятников является " Песнь о Роланде", воспевшая подвиги графа Роланда, погибшего во время военного похода Карла Великого в Испанию. Герой поэмы – воплощение рыцарства и патриотизма, образец доблести и верности долгу. Наиболее ранняя и совершенная редакция " Песни о Роланде" – Оксфордская рукопись, датируемая примерно 1170 г. К XII в. относится испанская эпическая поэма " Песнь о Сиде", рассказывающая о национальнолм герое Родриго Диас де Бивара, по прозвищу Сид. Произведение дошло до нас в списке 1307 г., но само оно, видимо, было создано в 1140 г. Нашествию гуннов на Бургундское королевство в начале V в. посвящена " Песнь о Нибелунгах" – важный памятником германской народной литературы XII-XIII вв. В основе " Песни" лежат древние германские сказания.

В XII в. появляются рыцарские романы. Ярким образцом этого жанра служит произведение французского автора Кретьена де Труа " Тристан и Изольда". Роман посвящен трагической любви рыцаря Тристана и жены корнуэльского короля Изольды, которых соединила только смерть: "...были они преданы земле, под плач и слезы, один рядом с другим, в часовне... И из могилы Тристана поднялся прекрасный терновый куст, зеленый и пышнолиственный, и, перекинувшись через часовню, врос в могилу Изольды" [80][6].

Изменения, происходившие в жизни европейского общества в XII-XIII вв., затронули поэзию средневековья. Ставя человеческий разум выше предания и мертвой церковной догмы, западноевропейские мыслители с уважением относились к античным авторам. Они олицетворяли для них истинную мудрость и по своему нравственному благородству превосходили представителей современного католического мира. Новыми веяниями в эти столетия были охвачены феодальные замки и города. Не случайно пышно расцветает рыцарская культура – блестящая, раскованная, нарядная. Она резко контрастировала с суровой культурой первого сословия. По определению церкви, создаваемые творения должны иметь строго определенное содержание: если живопись, то это икона, если скульптура, то изображение Христа, Мадонны, святых апостолов, если архитектура, то это храм Божий, если литература, то жития святых. И вдруг, вопреки этим установлениям появляется куртуазная литература, тонкая, изысканная, наполненная изящными манерами.

В Провансе зазвучали песни трубадуров, авторами которых были представители различных сословий: крупные феодалы (Гильем, девятый герцог Аквитании, Джауфре Рюдель де Блая), люди незнатные и даже " низкого" происхождения (Бернарт де Вентадори, Гираут де Борнейль, Сордель, Гильем Фигейра), дамы (графиня де Диа, Клара Андалузская) и другие. В поэзии трубадуров и немецких миннезингеров " Прекрасная Дама" заняла примернотакое же место, какое в религиозной литературе отводилось Мадонне. Но Мадонна царила на недосягаемых небесах, а " Прекрасная Дама" – в сердце влюбленного рыцаря. В поэзии трубадуров можно встретить не только тему любви, но и критику католического клира. Однако центральное место в их лирике занимала все-таки дама сердца, ради которой рыцари были готовы подвергаться опасностям.

Любовь нередко служила в провансальской поэзии предметом споров и рассуждений. Трубадурам была присуща склонность к размышлениям, обмену мнений, наряду с которыми встречались бытовые прозаические интонации. В их поэзии было много оттенков, переливов красок. С годами в провансальской поэзии усиливались нападки на власть имущих, расширялся ее публицистический диапозон. Один из авторов писал:

Наш император мнит,

Что всюду он царит.

Король свой трон хранит

А граф владычит с ним

И с рыцарством своим...[81][7]

Если в поэзии трубадуров и миннезингеров звучали слова критики в адрес служителей католической церкви, то в народной поэзии, особенно поэзии вагантов, духовенство буквально обличается за алчность, лицемерие и невежество. Поэтому не случайно церковь не только осуждала, но и преследовала вагантов, среди которых были не только представители третьего сословия, но и низшие клирики. Народные поэты в своих стихах отразили отношение третьего сословия к церковным иерархам:

Знайте, земли недостойные жители!

Вас погубили священнослужители!

Днесь повторилось, что было вчера

Продан Спаситель за горсть серебра!

Пьянствуя, лакомясь сладкими блюдами,

Стали отцы пресвятого Иудами! [82][8]

Во второй половина XII и в XIII веке феодальное общество достигло апогея в своем развитии. Качественно новым общественным явлением был рост и расцвет городов, выступивших как революционизирующий фактор по отношению к породившей их феодальной среде. Города стали центрами ремесла и важными пунктами обмена. Для их процветания нужны были регулярные торговые сношения, безопасные дороги и самостоятельность при решении назревших проблем. Борьба городов против феодальных сеньоров привела к возникновению высшей формы городского самоуправления – городов-коммун и городов-республик.

Происходят другие не менее важные изменения. В XII в. в городах принимаются первые уставы ремесленников. Осуществляется перевод " Логики" Аристотеля, " Планисферы" Птоломея и т.д. В 1215 г. в Англии принимается " Великая хартия вольностей", а спустя полвека в стране начал работу английский парламент – представительное собрание страны.

В XIII в. небывалого могущества достигла католическая церковь и власть папы, которым, казалось, противостоять было некому. Но идея теократического устройства не устояла перед лицом новой реальности началом зарождения крупных национальных государств. Крестовые походы подвели к более разумному подходу при оценке событий. Расширяется кругозор человека, открываются новые возможности для развития и проявления творческих способностей. Он становится более вооруженным перед природными и общественными силами.

Желание осознать, охватить и свести воедино всю многоликость и сложность бытия вело к пронизыванию культуры мирским духом. Наряду с монашескими школами в городах создавались светские учебные заведения. Один за другим в Европе возникали университеты, хотя и находившиеся нередко под опекой церкви, но ставшие очагами средневекового свободолюбия. В конце XI в. была создана юридическая школа в Болонье, на ее базе в 1088 г. открыт университет. В 1167 г. основывается Оксфордский, в 1209 г. – Кембриджский, в 1215 г. – Парижский университеты, в 1224 г. – университет в Неаполе.

Одним из крупнейших в Европе был Парижский университет, где студенты могли учиться на общеобразовательном, богословском, медицинском и юридическом факультетах. Сюда стекались молодые люди из многих европейских стран. Сознание студентов к тому времени уже подверглось сильному воздействию светской идеологии, что отразилось в поэзии вагантов (бродячих певцов – школяров, студентов, низших клириков), за что они преследовались официальной церковью.

Средневековая университетская наука была схоластической, то есть при дословном переводе – школьной, " ученой". Схоластика рассматривала себя как науку, поставленную на службу теологии, прежде всего пыталась опереться на церковные авторитеты, соединить теолого-догматические посылки с рационалистическими принципами, проявляя в основном интерес к формально-логическим проблемам и недооценивая роль опыта как метода познания. Поэтому примерно с XI в. средневековые учебные заведения уделяли большое внимание логике, тогда называвшейся " диалектикой", предметом которой была работа над понятиями. Диалектика превратилась в одну из главных философских дисциплин. Работа над уточнением понятий (дефиниций) занимала многие умы, но она часто выливалась в бесконечные споры.

Господство схоластики в научной и учебной жизни не означало, что и развитие знаний человека носило отвлеченно-абстрактный характер. Из рядов ордена францисканцев вышла целая плеяда мыслителей, некоторые из которых подвергались преследованиям со стороны церковных властей. Одним из них был монах-францисканец профессор Оксфорда Р. Бэкон. Он, как философ и естествоиспытатель, придавал большое значение математике и опыту, научному эксперименту и внутреннему мистическому " озарению", занимался оптикой, астрономией, алхимией, за что многие годы провел в монастырской тюрьме.

Между периодами раннего и позднего средневековья европейское общество претерпело существенные изменения, что нашло отражение не только в литературе, искусстве, науке и образовании. Меняется облик городов, их место в общественной жизни. Изменения затронули прежде всего экономику, что выразилось в развитии орудий труда и технических приспособлений. В конце XII в. в Европе становится известен компас, который помогал выйти в океан. В Италии в XIII в. восстанавливается производство посуды из фаянса, известного еще в древности. Водяное колесо начинает использоваться не только на мельницах, но и в горном деле (подъемные устройства), производстве тканей, металлургии и металлообработке. В середине XIV в. первые доменные печи позволят начать выплавку чугуна. В XIV в. появляются металлические пушки, вслед за ними ручное огнестрельное оружие, что привело к коренным изменениям в действиях армии и флота, потребовало внесения изменений в городские укрепления.

Во многих европейских странах формируется национальное единство народа, развиваются национальные языки, и пожалуй, самое главное – начинается образование централизованных государств, прообразов современных государств. В Великобритании во второй половине XIII в. оформляется сословная монархия. Развитие товарно-денежных отношений и классовая борьба крестьянства приводят в XV в. к почти полной ликвидации личной зависимости крестьян, а в ходе войны Алой и Белой розы (1455-1485 гг.) в значительной степени уничтожается старая феодальная знать. Во Франции происходило политическое и экономическое объединение земель вокруг исторической провинции Иль-де-Франс с центром в Париже. В 1302 г. в этой стране впервые созываются Генеральные штаты, высшее сословно-представительное учреждение, состоявшее из представителей трех сословий и созываемое королем, главным образом для получения от них согласия на сбор налогов. Во второй половине XV в. при короле Людовике XI процесс централизации государства в основном завершается.

Аналогичные процессы с разной степенью интенсивности, с учетом экономических, политических и национальных особенностей протекали и в других странах. Западная Европа была накануне серьезных изменений, которые были подготовлены всем ходом экономического, социально-политического и культурного развития.


Поделиться:



Популярное:

  1. Анализ кулинарного использования говядины в разных странах Европы
  2. Анализ понятий «физическое воспитание» и «физическая культура»
  3. Английская культура при Тюдорах.
  4. Бой на Мархфельде (при Штильфриде) в 1278 г. дает наиболее полное представление о способах ведения боя в период господства на полях сражений Европы рыцарской конницы.
  5. Быт и культура русского населения в XVI веке
  6. В русском войске не получило развитие наемничество — главная основа цехового характера вооруженной организации и военного искусства войск Западной Европы.
  7. Военно-теоретическая мысль в Западной Европе в XVI в.
  8. Военное искусство в войнах периода первых буржуазных революций в Западной Европе
  9. Военное искусство вооруженной организации феодалов Западной Европы X — XIII вв.
  10. Вопрос 17. Фатьяновско-балановская культура.
  11. Вопрос 1: Философия, мировоззрение, культура.
  12. Вопрос 25. Салтово-Маяцкая культура. Хазары.


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 908; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.049 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь