Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Древнеегипетская цивилизация: особенности формирования
Среди древневосточных цивилизаций древнеегипетскаяцивилизация занимает особое место. Во-первых, эта цивилизация просуществовала свыше трех тысячелетий. Во-вторых, она оставила после себя яркий след в мировой культуре. В-третьих, древнеегипетская цивилизация за время своего многовекового существования не претерпела существенных экономических и политических изменений. За последние годы получила распространение точка зрения, что древнеегипетской цивилизации предшествовали более древние культуры – Атлантида, Гиперборей, Арктида[28][10]. Ученые не исключают, что древним египтянам были известны достижения этих цивилизаций, в частности в сооружении и предназначении пирамид. Они высказывают предположение, что пирамиды строили в легендарной Атлантиде и Арктиде. В 1998 г. усеченные пирамиды были обнаружены на дне моря у берегов Японии. Одна из них имеет ширину 183 и высоту – 27 метров (дата постройки – 8 тыс. до н.э.)[29][11]. Зарождению цивилизации в долине реки Нила содействовали климатические условия, резко изменившиеся примерно в 10 тысячелетии до н.э. Отступление ледников на север Европы и переход в связи с этим полосы дождей в более северные регионы привели к высыханию травянистых степей. В результате первобытное население перекочевало к Средиземноморскому побережью, образующимся оазисам, группировалось в долине Нила. Охотники, приручив животных, перешли к новой форме ведения хозяйства – скотоводству, освоили разведение злаков, которые привели к оседлому образу жизни. Это явилось начальной точкой развития " крестьянской цивилизации" , основанной еще в каменном веке на каменных орудиях. В северо-восточной Африке, между песчаным морем Сахары и узкой полоской Красного моря, протянулась цветущая долина Нила. Эта могучая река оживила бесплодную каменную пустыню, нанося ежегодно на берега плодородный ил и превращая ее в огромный оазис. Поэтому справедливо считают, что Нил создал страну. Каменистая гряда гор защитила страну от песчаных заносов с запада, а влажный воздух и плодородная почва привлекли сюда прикочевавших людей, которые основали оригинальное государство со своеобразной культурой. Долина Нила обратилась в загадочную, мифическую страну с самобытной религией, архитектурой, пластикой, живописью. Уникальные формы культуры долины Нила развились на таких прочных основаниях, что оказали влияние не только на ближайших малоазиатских соседей, но и на европейскую культуру. Великое влияние Нила сказалось на религии, науке, архитектуре, живописи, самом складе ума, во взглядах на природу. Ежегодные разливы реки давали жизнь. Поэтому на протяжении тысячелетий местные жители боготворили реку, называя ее " благословением, изобилием, отцом страны". Могучие разливы научили жителей долины создавать прочные и монументальные постройки, способные противостоять его волнам. Нил заставил людей запомнить точное время наступления разлива и создал календарь – первое дитя астрономии. Накапливаемый опыт делал действия жителей долины математичными, а математичность мышления создала своеобразное искусство. Не менее важной особенностью до появления в долине Нила государства стал переход от патриархального родового строя к формированию объединений родов и племен. В этот период происходит распределение территории Нильской долины между родовыми союзами или племенами, ее населявшими, которое, видимо, легло в основу административно-государственного деления на номы, будущие провинции древнеегипетского государства. Они станут административными единицами государства со своим административно-политическим центром, богами-покровителями (местными богами), войском и гербом. В конце IV – начале III тыс. до н.э. население долины Нила переходит от первобытнообщинного строя к цивилизации со всеми такими ее атрибутами, как письменность, государство, сословно-классовая дифференциация общества, образование городов и т.д. Это уже была эпоха с высокой политической организацией общества, с искусством, давшим настолько сильные и законченные образцы, что они стали каноном, который воспроизводился в течение тысячелетий без всякой существенной перемены. Культура Древнего Египта настолько своеобразна и индивидуальна по сравнению с культурами региона, что существует гипотеза ее внеземного происхождения. Однако прослеживается ее связь с сахаро-суданскими культурами. Племена, создавшие ее, в конце каменного века перешли к оседлому земледелию, что было связано с плодородием почвы, сравнительно легко орошаемыми Нилом землями и благодатным климатом. Необходимость крупномасштабных общественных работ, в первую очередь ирригационных, требовали системы координации и управления, что привело к появлению государственных образований, в которых общины всех родов пользовались равными правами. Долина Нила, защищенная с обеих сторон пустынями, длительное время была недоступна для вторжения иноземцев и давала возможность развиваться без больших внешних потрясений. В это же время происходит формирование древнеегипетской государственности. В долине Нила появилось около 40 городов, ставших центрами областей (номов). В процессе объединения номов возникли два государства – Нижний (Северный) Египет и Верхний (Южный) Египет. В результате победы царя Южного Египта Мина над Северным к началу III тыс. до н.э. образуется единое египетское государство, столицей которого становится Мемфис. Историю Египта принято делить на периоды – Древнего (конец IV – III тыс. до н.э.), Среднего (до XVI в. до н.э.), Нового (до конца XI в. до н.э.) царств, поздний и персидский (XI – IV вв. до н.э.), эллинистический, или птоломеевский (IV – I вв. до н.э.) периоды, когда Египтом правила царская династия Птоломеев (или Лагидов)[30][12]. Древний Египет является классическим типом речной цивилизации, в которой решающую роль играл Нил. Как уже отмечалось, оставшийся после разлива реки ил служил прекрасной почвой для сельского хозяйства, которое было основой экономики государства. Поэтому не случайно реке и богу Нила Хапи посвящались восхваления: Слава тебе, Хапи! Ты пришел в эту землю, Явился, чтобы оживить Египет... Он орошает поля, созданные Ра...[31][13] Потребность в единой ирригационной системе привела к созданию единой системы управления – централизованной государственной власти. В Египте сформировалась централизованная восточная деспотия с верховным правителем фараоном, с общей для всего государства системой ирригационных сооружений, контроль за состоянием которых осуществляли наместники фараона – номархи. Важнейшей частью централизованного управления экономикой Египта была учетная система. Поэтому не случайно богом Луны, письменности и счета, казны и священных книг был Тот, а его жена, Маат, – богиней правды и порядка. Тот и Маат сопровождали египтян не только в период земной жизни, но и в загробном мире, где Тот взвешивал сердце умершего на весах, а гирей служило перо Маат. Писцы в Древнем Египте, должность которых считалась почетной, уважаемой и привилегированной, занимались учетом и принадлежали к интеллектуальной элите общества. Они должны были обладать множеством знаний: инженерными, математическими, экономическими. Древний автор писал, что мудрые писцы " оставили свое наследство в писаниях, поучениях, сделанных ими" и " память о том, кто написал их, вечна" [32][14]. Судя по дошедшим документам, можно говорить о системе учета в Древнем Египте. В стране обеспечивался учет поступающих ресурсов, их хранение и распределение; все ценности хранились в опечатанной таре, проводились их описи, фиксировались затраты и доходы. Существовала система нормирования, объектами которого были земля, зерно и другие продукты, налоги, содержание работников. В строительном деле нормирование применялось для определения численности работающих, учета расходования материала. Объектом учета была сама земля и ее использование . Ежегодно составлялись кадастры, то есть описи полей до и после разлива Нила, в которых указывались площади участков с упоминанием, в чьем пользовании они находятся, степень их плодородия и возможный урожай, что позволяло определить предполагаемый урожай и размер налога с него. Полученный урожай собирали, доставляли в централизованные хранилища, а затем перераспределяли. Поступление и распределение учитывалось в приходно-расходных книгах. В Древнем Египте проводились переписи скота (как правило, два раза в год – по видам, возрастным группам и производственному назначению), имущества населения; велся учет численности и использования рабочей силы. Труд работников оплачивался обычно хлебом и пивом. Строительные рабочие получали " заработную плату" продуктами. Выдача продуктов осуществлялась по ведомости с указанием размера оплаты. Действующая учетная регламентация не исключала систему государственного контроля. Учет завершался отчетностью по широкому кругу показателей, основное назначение которой сводилось к определению государственных ресурсов и их распределению. Поскольку стоимостных обобщений еще не существовало, данные отчетности приводились к натуральным показателям. Отчетность составлялась по номам и подразделялась на годовую, внутригодовую и за несколько лет. К годовой относились отчеты о сборе зерна, других ценностей, хранящихся на государственных складах, отчеты о доходах хозяйств, своды храмовых владений с перечнем средств. Внутригодовая отчетность соответствовала сезонам хозяйственной жизни Древнего Египта. Годовая и внутригодовая отчетность представлялась в высшие государственные органы. На отчетности была основана система государственного контроля, который осуществлялся через финансовое управление и специальных чиновников. Глава финансового управления заведовал всем тем, что давало небо, производила земля и приносил Нил, а также тем, что есть и чего нет. Сбор урожая на полях, снабжение хозяйств рабами, сбор податей, составление земельных кадастров, изменения в них, использование земли находилось под контролем чиновников и наблюдением контролеров. Контролеры проводили проверки, охватывавшие не только сельскохозяйственное, но и ремесленное производство. Культура Древнего Египта прошла ряд последовательных стадий развития и достигла особого расцвета. Ее своеобразие и особенности определялись рядом обстоятельств: · ранним зарождением государственности и классовых отношений; · тесной связью искусства и религиозного культа, особенно заупокойного ритуала; · изолированным географическим положением страны. С первых шагов древнеегипетская культура монументализировала формы окружающего мира. Эта монументальность теснейшим образом была связана с культом царской власти в условиях древневосточной деспотии. Обожествление фараона вызвало в искусстве особые формы идеализации, требовавшей монументального воплощения. Царские усыпальницы-пирамиды, созданные в эпоху Древнего царства, величественные храмы Карнака, Луксора и Абу-Симбела с их портальной скульптурой, составляющей единое целое с архитектурой ансамблей, навсегда остались непревзойденными образцами монументального зодчества. Характерными чертами древнеегипетской культуры помимо монументальности являются ее синтетичность, на что указывают росписи и рельефы гробниц и храмов. Архитектура органично связана здесь с украшающими ее рельефами и стенными росписями. Причем зодчество является главным звеном, влияющим на все остальные виды искусства. Монументальность зодчества Древнего Египта выступает не только в геометрических формах пирамид, но и в декоративных формах. Египетская архитектура была единственным в истории зодчеством, воплотившим живые формы растительного мира в папирусообразных, пальмовидных и лотосообразных колоннах. Одной из определяющих характеристик любой цивилизации является письменность. Древний Египет оставил достаточно много документальных свидетельств . Первые памятники письменности датируются серединой IV тыс. до н.э. и свидетельствуют, что самым характерным видом письма были иероглифы, которыми древние египтяне пользовались около трех тысяч лет. При этом письменность проделала обычную для многих древних цивилизаций эволюцию от пиктографии (от пиктографического или картинного письма) к идеографии, а затем к слоговому и алфавитному письму. Изобразительные знаки постепенно упрощались, схематизировались и постепенно теряли сходство с изображениями предметов, значение которых они передавали (иератика и демотика). Особенностью древнеегипетского алфавитно-слогового письма явилось использование схематических " букв" и рисунков людей, животных, птиц и др., встречающихся на изобразительных композициях. Эти изображения были не символическими письменами-рисунками, а изображениями, присоединенными к слоговому письму в качестве " детерминативных" знаков. Сохраняя знак-образ, письменность сохраняла родство с искусством, а последнее – родственность с пиктограммой. Благодаря письменности до современного человека дошли такие древние памятники культуры, как " тексты пирамид ", ритуальные надписи на надгробных плитах, папирусы и т.д. В темных коридорах египетских пирамид ученым-египтологам удалось прочитать на каменных стенах иероглифы, окрашенные зеленой краской (зеленый цвет – цвет жизни и возрождения). Некоторые из этих " текстов пирамид" относят к 2700-2400 гг. до н.э. и являются едва ли не древнейшими в мировой истории религиозными текстами. В Древнем Египте получила развитие дидактическая литература (притчи, поэмы, повести), которая была призвана поучать и наставлять – это поучения царей и мудрецов своим сыновьям. В литературном памятнике " Поучение Птахотепа" [33][15] (иногда его называют " Премудрость Птахотепа" ), дошедшем до нас в редакции Среднего царства, но составленного еще в эпоху Древнего царства, можно найти высказывания, которые не потеряли своей актуальности и мудрости и в наши дни: Ученостью зря не кичись! Не считай, что один ты всеведущ! Не только у мудрых – И неискушенных совета ищи...[34][16] Можно считать, что в эпоху Среднего царства вполне сложилась светскаялитература. Согласно некоторым источникам египтянам нравились " Рассказ Синухе", " Сказка потерпевшего кораблекрушение", " Правда и кривда" и, вероятно, другие литературные произведения. Интерес представляют гимны эпохи Среднего царства, обращенные к богам – Хапи, Ра, Амону, Атону, Исиде, Птаху и другим. В Египте получили развитие такие жанры литературы, как сказки, басни, наставления, любовная лирика. Чрезвычайно интересным и значительным литературным памятником является " Книга мертвых", которая составлялась начиная с периода Нового царства и до конца истории Древнего Египта. Дошедшие памятники материальной культуры позволяют считать, что в Древнем Египте получили развитие не только литература, но и естественные науки, архитектура, искусство, сложная система религиозно-мифологических представлений и культов. Религия, длительное время сохранявшая признаки фетишизма и тотемизма, оказала сильное влияние на формирование культуры. В каждом номе складывался свой пантеон и культ богов, воплощавшийся в небесных светилах, камнях, растительности, животном мире. Образы тотемных животных сливались с образами богов. Местные божества нередко группировались в виде триады во главе с богом-демиургом – покровителем нома. Вокруг бога-демиурга создавались циклы мифологических сказаний. Небесный свод, например, представлялся в виде коровы с телом, покрытым звездами. Существовали представления, согласно которым небо воспринималось как водная поверхность, небесный Нил, по которому днем солнце обтекает землю, а по подземному Нилу оно плывет ночью. Воплощением земли в одних номах был бог Геб, в других – бог Акер. Нил, протекавший по земле, олицетворялся в образе бога Хапи, который помогал своими разливами получению хорошего урожая. Сам Нил населялся добрыми и злыми божествами в образе животных. Пантеон египетских богов, культ которых восходит к первобытным временам, когда поклонялись тотему – зверю, покровителю племени, очень велик. Отсюда и звероликость божеств египтян: Анубис, покровитель умерших, имел голову шакала; бог мудрости, счета и письма Тот изображался с головой ибиса; богиня войны и палящего солнца Сехмет предстает женщиной с головой львицы; богиня царской власти Нехбет – в виде женщины с хохолком коршуна на голове и т.д. Животные считались священными, их содержали в храмах, оказывали почести, бальзамировали после смерти и погребали в саркофагах (сохранились кладбища священных животных). Видимо, в культе животных лежат корни высокого уровня анимализма у египетских художников. Высшим культом в Древнем Египте был культ солнечного божества, который представлялся грозным и благостным, испепеляющим и дававшим жизнь. Египет называли " страной Солнца", а фараонов – " сынами Солнца". В Древнем царстве почитали бога солнца Ра, который изображался человеком с головой сокола, увенчанной солнечным диском. В текстах Ра называют дневным солнцем (был еще Атум – бог вечернего солнца и Хепри - бог утреннего солнца). В " Текстах пирамид" Ра выступает также как бог умершего фараона. Позднее в заупокойном культе Осирис оттеснил Ра, который продолжал играть значительную роль в загробном мире. В Древнем царстве почитали бога солнца Ра, впоследствии Амона-Ра; в эпоху Нового царства при фараоне Аменхотепе IV (Эхнатоне), который упразднил все культы, кроме солярного и ввел единобожие, поклонялись всемогущему солнечному диску Атону. Значительную роль в египетской мифологии играли представления о загробной жизни как непосредственном продолжении жизни земной, но только в загробном мире. Ее необходимые условия – сохранение тела умершего (отсюда обычай мумификации), помещение его в специальное жилище (гробницу), обеспечение пищей (приносимой живыми). Странствующую по подземному царству душу подстерегали опасности, спастись от которых можно было с помощью специальных заклинаний и молитв. Над покойным Осирис вместе с другими богами вершили загробный суд. Если умершего признавали грешником, его пожирало чудовище Амт (лев с головой крокодила), если праведником, он оживал для дальнейшей счастливой жизни. На суде Осириса оправдан мог быть только покорный и терпеливый в земной жизни, то есть тот, кто не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил и не творил зло против царя. Как уж отмечалось, образы тотемных животных сливались с образами богов, отличительной чертой которых является слияние головы животного с туловищем человека. Первые места среди культовых животных и птиц занимали бык, корова, змея, крокодил, лев, шакал, сокол и другие. Боги в образах быка и коровы почитались во многих номах. Культ быка, связанный в глубокой древности, вероятно, с почитанием вождя племени, с возникновением древнеегипетского государства стал сближаться с культом фараона. С развитием древнеегипетского государства культы многочисленных местных богов сохраняли свое значение. Почитание некоторых из них начало распространяться за пределы отдельных номов и даже приобретать общегосударственное значение. Так, с утверждением V династии Древнего царства, происходившей из города Гелиополя, бог города Ра стал главным божеством Египта, другой бог солнца – фиванский бог Амон стал главным божеством со времени правления XVIII (Фиванской) династии. Осирис, как бог мертвых, вытесняет с конца III тыс. до н.э. более древнего покровителя умерших Анубиса, вечно сновавшего по кладбищу в образе шакала. Одним из ведущих мифов, определявших жизнь как простых египтян, так и фараонов , был миф об Осирисе, сложность которого понимали уже древние египтяне. Могущественный бог производительных сил природы, царь загробного мира был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды, отцом бога Гора. Осирис был четвертым из богов, царствовавших на земле в изначальные времена. Он унаследовал власть от прадеда Ра, деда Шу и отца Геба. Заслуги Осириса огромны. Царствуя над Египтом, он отучил людей от дикого образа жизни и людоедства, научил сеять злаки, сажать виноградники, выпекать хлеб, изготавливать пиво и вино, добывать и обрабатывать медную и золотую руду. Осирис обучил людей врачебному искусству, строительсту городов. Однако злой бог Сет, младший брат, погубил его. И только верная супруга Осириса – богиня Исида – нашла его тело и родила от оживленного мужа ребенка – сына Гора, который, когда подрос, победил Сета и оживил отца. Оживший Осирис не захотел оставаться на земле и, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире. (Существуют и другие версии гибели и воскрешения Осириса). Считалось, что подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, ибо жизненные силы всегда сохраняются в нем, даже в мертвом. Широкой популярностью в Египте и за его пределами пользовался культ Исиды, богини плодородия, воды, ветра, символ женственности, семейной верности, богини мореплавания. Наряду с мифом о том, что воды Нила вытекают из тела Осириса, существовало представление о причине разлива реки – река переполнялась слезами Исиды, горюющей по супругу. В греко-римском мире Исиду называли " та, у которой тысяча имен". По сообщению греческого историка Диодора Сицилийского, она научила людей жать, растирать зерна. Древние греки Исиду отождествляли с богиней Деметрой. Ни одно египетское божество не получило, пожалуй, у них такой популярности, как Исида. В IV в. до н.э. храм Исиды был построен в Пирее, во II в. до н.э. – на острове Делос. Известны святилища Исиды в других местах Греции, а позже в Риме, Помпеях и других городах. Сам миф об Осирисе и Исиде был записан около 125 г. н.э. Плутархом в его трактате, названном именами этих египетских богов. Культ Исиды оказал влияние на христианскую догматику и искусство. Видимо, образ богоматери с младенцем на руках восходит к образу Исиды с младенцем Гором. Общекультурное значение этого мифа заключается, во-первых, в том, что им была заложена традиция обожествления цикличности развития природы и человеческой жизни, идея умирающего и воскрешающего бога; во-вторых, в мифе воплотилась идея вечности, постоянности и противоречивости самого процесса развития окружающего мира; в-третьих, в мифе идет речь о связи и преемственности реального и загробного мира, то есть создании единой неразрывной связи между ними. Последняя проблема найдет свое развитие в других мифах, согласно которым воплотилась идея господствующих групп древнеегипетского общества о преемственности трех этапов становления власти фараонов в Египте. Первыйэтап – царство богов, которое предшествовало появлению первого государства. Второйэтап – царство полу-богов в доисторический период. Третий этап – царство людей во главе с божественной властью фараона, приравненной к власти Осириса. Теория божественного происхождения верховной власти стала господствующей в Древнем Египте и в различных вариантах использована другими цивилизациями. Эта теория была прочной основой правящей элиты, поскольку обосновывала необходимость в период земного пребывания людей покоряться власти фараона и жрецов также беспрекословно, как бы они покорялись непосредственной власти Амон-Ра или Осириса. В первой половине III тыс. до н.э. сложился монументальный стиль египетского искусства, были выработаны каноны, свято сохранявшиеся на протяжении многих веков. Их постоянство можно объяснить особенностями экономического, политического и социального развития страны: застойностью экономических и социальных отношений, развитием искусства как составной части религиозного культа и особенно заупокойного ритуала. Искусство было тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть. Обожествление земной власти фараона имело свои ритуальные формы. Когда фараон умирал и на его место заступал другой, устраивалась традиционная мистерия – нового царя объявляли богом, а похороны умершего сопровождались строго определенным заупокойным ритуалом: символически воспроизводилась история гибели Осириса, оплакивание его богиней Исидой и его воскресение (подобие христианской пасхальной службы). В Древнем царстве такой ритуал совершался только над умершей особой фараона, а позднее он стал частью погребальной церемонии любого знатного и богатого человека. Рядовых общинников без всяких церемоний просто зарывали в песок. Вера в возможность загробной жизни выработала определенный обряд погребения. Умершего фараона, а позднее вельможу, бальзамировали, осыпали драгоценностями, клали заклинания, призывающие сердце не свидетельствовать против умершего на суде Осириса. В подземном царстве умершего встречал шакал-Анубис, там же на весах взвешивали сердце усопшего, и он отвечал на вопросы Осириса. После суда и очищения у праведных могла наступить жизнь, во всем похожая на земную. Для обеспечения покойного в новой жизни всем, чем он обладал на земле, вплоть до его собственного тела, последнее бальзамировали. Кроме того в загробном мире умершему сохраняли его богатство – рабов, скот, семью, которая его сопровождала. Для этого в гробнице размещали небольшие статуэтки (ушебти), которые, как полагали египтяне, будут работать вместо покойного на загробных полях. Древние египтяне верили, что кроме души и тела есть еще нечто промежуточное, то есть элемент, составляющий человеческую сущность, который получил название " Ка ". Первоначально она выступала как олицетворение силы богов и царей, воплощение их могущества. Впоследствии обладание " Ка" стали приписывать всем людям и она превратилось во второе " Я", астральное тело, в двойник, рождающийся вместе с человеком и остающийся с ним при жизни и после смерти. Обитая в гробнице, " Ка" могла ее покидать, но обязательно возвращалась, чтобы душа и тело чувствовали себя уверенно и спокойно. Чтобы " Ка" не перепутала владельца и возвращалась на свое место, в гробнице ставили портретные статуи умершего – вместилище " Ка". Причем портрет должен быть очень похожим, чтобы " Ка" могла опознать свой облик при возвращении. Видимо, из этого верования выросло знаменитое портретное искусство Египта. Поскольку изображался человек, идущий в вечность, портрет в эпоху Древнего царства передавал индивидуальные черты лица, но при этом выражение лица было спокойно-бесстрастным. Позже портрет стал отражать характер, под которым угадывалась личность умершего. Таким образом, искусство в Древнем Египте играло необычайно важную роль – оно должно было дарить бессмертие и обеспечивать продолжение жизни. Художественные произведения предназначались не для обозрения, а являлись частью религиозного культа и заключали в себе жизненное начало. Поэтому труд зодчих, скульпторов и живописцев считался священнодействием, а ведущие творцы художественной культуры (особенно зодчие) были высокопоставленными лицами, нередко жрецами и их имена были известны и окружены почетом. Несмотря на высокое положение, творческая индивидуальность архитекторов, скульпторов, художников была достаточно строго ограничена и подчинена священным канонам, а их способности рассматривались как проявление божественной воли. Искусство считалось носителем вечной жизни, поэтому в нем оставалось мало места для индивидуального творчества с его субъективным восприятием мира. Был выработан язык, отвечающий идее постоянства – экономный графический знак, строгие, четкие и ясные линии и контуры. Еще в Древнем царстве сложились строго определенные типы статуй сидящего и стоящего, и эти типы повторялись в более позднее время. Например, изображение стоящей фигуры: она была напряженно выпрямлена, фронтальна, голова высоко поднята, левая нога делала шаг вперед, руки опущены и прижаты к телу. В рельефах – голова и ноги изображались в профиль, а торс развернутым. Исключения были, но крайне редкие. Даже в деталях египетское искусство отличалось постоянством. Фигуры на рельефах движутся одна за другой, через одинаковые интервалы, с ритмическими повторами жестов, что придает им торжественно-ритуальный вид. Градация размеров фигур определялась положением изображаемого в обществе. Самым большим было изображение личности, ради которой сооружалась гробница, его родственников – меньше, рабов и пленников – еще меньше. Фараон и его подданные изображались полуобнаженными, а на царственное происхождение фараона указывал только головной убор и размер фигуры. Рельефы раскрашивались. Преобладали сочетания желтых и коричневых красок с голубыми и зелеными – тона земли, растительности и безоблачного неба Египта. Раскраска имела еще одну устойчиво-условную особенность: красно-коричневый цвет использовали для мужских изображений, желтый – для женских, черный – для волос, белый – для одежд. Этот изобразительный канон спустя много веков будет повторен в византийско-славянской иконописи при изображении лика святых. С религиозным культом в Египте тесно было связано строительство, для которого характерна монументальность. В архитектуре сложились художественные доминанты – пирамиды, храмовые комплексы, дворцы, что, конечно, не исключало других сооружений: от двух, -трехэтажных домов в городах, особняков знати с усадьбой до глинобитных хижин общинников и горожан. Централизация власти в Древнем Египте породила специфические формы общественного сознания, нашедшие отражение в культе фараона, который почитался как родоначальник всех египтян. Этот культ нашел яркое выражение в погребальном обряде, о котором речь уже шла. В частности, было упомянуто такое достаточно широкое понятие, как " гробница". С именем фараона Джосера (основателя III династии) связано не только завершение объединения Верхнего и Нижнего Египта в мощную державу со столицей в Мемфисе, но и строительство новой формы каменной гробницы в видепирамиды, построенной под руководством талантливого архитектора Имхотепа, которого считали в Древнем Египте великим мудрецом, астрономом, ученым-медиком и магом. Пирамида воплотила идею о сверхчеловеческом величии правителя Древнего Египта. Первая пирамида была ступенчатой и представляла как бы шесть уменьшающихся мастаб, поставленных одна на другую[35][17]. Основание пирамиды-гробницы еще не имело равных сторон как у пирамиды: две имеют длину по 106 м, две другие – по 120 м при высоте 60 м. Ступенчатая пирамида символизировала лестницу к солнцу и само солнце (треугольниками в древности обозначали солнечные лучи). Гробница Джосера стала первой ступенчатой пирамидой " города мертвых", который постепенно разрастался. Пирамиды передают не только своеобразие египетской культуры, но и являются отражением сочетания примитивной строительной техники с высоким уровнем развития архитектуры, мифологии и религии, математики, астрономии и медицины. Всего в Египте насчитывается около 80 пирамид, и три из них – фараонов Хеопса, Хафры и Менкаура в Гизе – громадные геометрические тела, с безупречно правильными четырехгранными сторонами, стоят больше сорока веков. Эти три пирамиды отнесены древними греками к семи чудесам света. Самая величественная – пирамида Хеопса, до сих пор не имеющая себе равных по величине среди каменных построек всего мира, имеет высоту 146, 6 м, длину основания каждой грани – 233 м. Специалисты подсчитали, что для перевозки всех блоков, из которых сооружена эта пирамида, понадобилось бы 600 тыс. товарных платформ. Поэтому до сих пор остается загадкой, каким образом удалось построить такие гиганты, учитывая даже большие сроки их сооружения. Тем не менее пирамиды являются свидетельством высокого уровня развития науки: они имеют единое направление осей, строго сориентированные по сторонам света, правильную четырехгранную форму. Некоторые ученые полагают, что пирамиды были древними физико-химическими батареями, аккумулирующими энергию Солнца. Техническое решение пирамид позволяет предположить, что и эффект сверхпроводимости был известен египетским жрецам. При этом высказывается предположение, что в Древнем Египте знали о спиралевидном характере эволюции человечества и о причинах гибели предыдущих цивилизаций[36][18]. Примыкавшие к пирамидам низкие заупокойные храмы и рядом стоявшие гробницы придворных и родственников фараонов выглядели маленькими. В то же время треугольники пирамид на фоне голубого неба просматривались отовсюду и издалека, напоминая о вечности, в честь кого они были сооружены. В пирамиде и в заупокойном храме поражают необычайный лаконизм форм, геометризм композиции и статичность. Прямая дорога с востока от плодородных долин, орошаемых Нилом, вела от обители жизни к безмолвному миру гробниц и песков. Рядом с заупокойным храмом пирамиды Хафра находится колоссальный сфинкс с телом льва и головой, напоминающей лицо фараона Хафра. Сфинкс, высеченный из некогда расположенной здесь скалы, подавляет своими огромными размерами (высота 20 м). Но не только огромные размеры пирамид и сфинкса составляют секрет их монументальности, но и совокупность особенностей стиля. В период Среднего царства произошли изменения в сфере науки, возросла ее роль в жизни страны, стала богаче ее культура. Расширились познания египетских мудрецов-ученых, что подтверждают изданные в 30-е гг. ХХ в. математический и медицинский папирусы. Уменьшается влияние на науку со стороны жречества. Однако основу государства подрывали постоянные войны, которые государство вынуждено было вести с соседними варварскими племенами. История дает массу подтверждений тому, что войны, как правило, истощают и ослабляют государственные устои и подрывают веру в них. То же произошло в Древнем Египте. Сооружение гигантских гробниц-пирамид фараонов Древнего царства привело в конце III тыс. до н.э. к ослаблению экономики страны и распаду государства. Египет оказался раздробленным на множество номов, полунезависимые правители которых, в особенности в Верхнем Египте, чувствовали себя мелкими царьками. Около 1700 г. до н.э. страну завоевали племена гиксосов, под владычеством которых Египет находился на протяжении ста лет. В период столетнего правления гиксосов в Переднюю Азию проникла древнеегипетская культура. В этот временной период " впервые была сделана попытка выбрать из египетских иероглифов алфавитные знаки для семитических языков. Этим алфавитом был выполнен ряд надписей у Синайского рудника. Позже он лег в основу финикийского алфавита, который, в свою очередь, повлиял на выработку греческого алфавита" [37][19]. После изгнания гиксосов за пределы Египта фараоны Нового царства сначала закрепили свои военно-стратегические позиции в Передней Азии, а затем перешли к колоссальной завоевательной политике. Силой оружия Древний Египет значительно раздвинул свои границы на юге и на севере. В сферу его влияния подпадают земли до 3-го порога Нила, войска доходят до верховьев Евфрата. В конечном итоге Египет превратился в крупнейшую державу середины II тыс. до н.э. Его владычество простиралось даже на острова Средиземного моря, включая остров Крит. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1590; Нарушение авторского права страницы