Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культура индуистской цивилизации



Проблема единства и многообразия индуистской культуры привлекает к себе внимание исследователей. Множество региональных, религиозных, кастовых, этнических различий действительно создают впечатление разрозненности и фрагментарности. Однако структура индуистской цивилизации основана на взаимодействии между различными группами и уровнями, которое создает непрерывную связь отношений. Так, унифицирующую роль играли религии Индии, которые последовательно сменяли одна другую. Можно считать, что ведизм трансформировался в брахманизм, а трансформированный брахманизм получил название индуизма. Песня, танец, скульптура, живопись, религиозные ритуалы соединяли обряды и верования населения города и деревни, разных областей.

Индия предстает как многоликая страна, в которой переплелись различные культуры и религии. При этом они оказывали взаимовлияние друг на друга. Помимо основной религии – индуизма – в стране представлены многочисленные религиозные конфессии: буддизм, джайнизм, ислам, христианство и т.д., вплоть до племенных культов. Уклад жизни, природные условия, жизнелюбие народов, традиционность и устойчивость культуры обеспечили непрерывность и преемственность всех культур цивилизаций. Поэтому древность и современность образуют в Индии некое органическое целое.

Древнеегипетская цивилизация прервалась, исчерпав себя, и не имеет практически ничего общего с культурой современного Египта. Цивилизации Двуречья тоже исчерпали себя и на их месте находятся современные государства – Ирак, Иран, Турция, частично Армения, которых нельзя все-таки назвать преемниками ранее существовавших здесь государств. В отличие от них индуистская цивилизация (как и китайская), мало уступающая по возрасту цивилизациям Древнего Египта и Месопотамии, не прервала нитей со своими древними истоками.

Современное название " Индия" сравнительно молодое и утвердилось лишь в XIX в. В прошлом ее называли " Страной ариев", " Страной брахманов", " Страной мудрецов". Однако удобства ради стоит пользоваться современным ее наименованием – Индия. Не познакомившись со страной волшебных сказок и удивительных чудес, воплощенных в богатой мифологии, трудно понять существо культуры не только Индии с ее древней историей, но и культуру Востока, Азии и всего человечества в целом. Понять Индию можно, проследив исторические этапы становления основ индийской цивилизации.

Начатые в 20-х гг. ХХ в. раскопки в долине Инда (Мохенджо-Даро, Индия) и Хараппа (современный Пакистан) дали необычайные результаты. Они оказались сенсационными и позволили сделать вывод о существовании более пяти тысяч лет назад древнейшей мировой цивилизации, которую стали называть хараппской, или протоиндийской. Хараппская цивилизация была современницей великих цивилизаций Египта и Месопотамии. Оказалось, что в долине Инда в то время было развито земледелие, скотоводство, ремесла, а в поселениях существовали кварталы ремесленников. Видимо, имелись торговые связи с государствами Двуречья. Археологические раскопки доказали существование письменности, которая до сих пор не расшифрована.

Хараппскую цивилизацию нередко называют городской. Город здесь стал формой социальной интеграции, отражал внутреннюю дифференциацию общества и специализацию отдельных групп населения. Судя по всему, города были достаточно комфортабельны, о чем свидетельствуют их планировка, многоэтажные постройки из обожженного кирпича, налаженная система водоснабжения и канализации, достаточно монументальная архитектура. Найдены расписные керамические сосуды, каменные и терракотовые статуэтки, печати с неразгаданными надписями.

Хараппская цивилизация, пережив подъем, по ряду обстоятельств (изменение климата, разливы рек, эпидемии) приходит в упадок и исчезает, оставив следы в последующей культурной истории различных народов Индостана. Начиная уже с середины второго тысячелетия до н.э., происходит процесс вытеснения коренного населения на юг. Его место занимают скототоводческие племена ариев, которые принесли с собой свой язык, свои мифологические представления, свой жизненный уклад. Вместе с тем, ассимилировав местное население, арии восприняли его культурные традиции. Постепенно арии расселяются в восточном и южном направлениях.

Пришедшие в Индию арии принесли свою культуру, а освоив доарийское наследие, выработали новые представения и обычаи. Сложный синтез ранее существовавших и заново созданных традиций оказался тем культурным фоном, на котором появились письменные памятники – Веды. Слово " веды" означает " знание", а точнее – высшее духовное знание. В состав вед входят сочинения в стихах и прозе, гимны богам и фольклорные песни, героические легенды и житейские притчи, дидактические наставления и философские комментарии. Ведийские памятники делятся на несколько частей: Ригведа (религиозные гимны); Самаведа (песнопения); Яджурведа (жертвенные формулы); Ахтарваведа (магические заклинания и формулы). К ведической литературе относятся также брахманы (теологические трактаты в прозе), араньяки и упанишады (философские поучения и диалоги).

Веды составляют основу всей последующей духовной культуры Индии – теологии, философии, науки. Время их создания охватывает целую эпоху – от конца II до середины I тыс. до н.э. Видимо, сборник " Ригведа" сложился уже к началу I тыс. до н.э. Подавляющее большинство гимнов, его составляющих, – восхваления, молитвы, просьбы, обращенные к богам. Их объединяет общее культовое и магическое назначение. В " Ригведе" представлена вся древняя мифология. И в то же время в ней присутствуют гимны философского содержания, трактующие вопросы происхождения бытия, сущности богов и нераздельности их природы, первопричины и цели творения.

В одном из гимнов богам излагаются противоречивые космогонические гипотезы начала мироздания:

Не было тогда ни смерти, ни бессмертия.

Не было признака дня или ночи.

Нечто одно дышало, воздуха не колебля, по своему закону,

И не было ничего другого, кроме него...

Кто воистину ведает? Кто возгласит это?

Откуда родилось, откуда это творение?

Потом появились боги, ибо создали боги мир[44][7].

Веды содержат сведения о всех сторонах жизни народа и сообщают о социальном устройстве, делении общества на четыре варны: 1) брахманы (жрецы); 2) кшатрии (воины); 3) вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы); 4) шудры (рабы и военнопленные, коренное доарийское население).

Древнеиндийская мифология повествует о создании элементов космоса, вселенской души и появлении варн. Все они возникли от первочеловека Пуруша – тысячеглавого, тысячеглазого, тысяченогого, который был принесен богами в жертву путем расчленения на составные части. Из них возникли основные элементы социальной и космической организации. Изо рта были порождены брахманы–жрецы, из рук – воинское сословие (кшатрии-воины), бедер – вайшьи–земледельцы и торговый люд, ступней – шудры (низшее сословие), из духа – луна, из глаза – солнце, уст – Индра (глава богов, бог грома и молнии, могущественный воин, покровитель ариев в их борьбе с местными племенами), Агни (бог огня, домашнего очага, жертвенного костра), из дыхания – ветер, головы – небо, ног – земля и т.д.

Таким образом, боги определили кто и чем должен заниматься и какое место иметь в обществе. Причем первые три варны состояли из арийцев, а к четвертой варне отнесены побежденные коренные жители. Человек был закреплен за определенной варной и не мог от нее освободиться.

Господствующее положение занимала варна брахманов. Другие слои населения находились на более низкой общественной ступени, что нашло отражение в древнеиндийской цветовой символике:

* · костюмы брахманов были белого цвета, что выражало чистоту и непорочность;

* · костюмы кшатриев имели кроваво-красный цвет, отражавший воинственный пыл и страсть их обладателей;

* · вайшьи имели право носить желтые костюмы, цвет которых как бы отражал особенность труда земледельцев;

* · для шудр были установлены костюмы черного цвета, указывающие на характер их труда – грязная работа и черная жизнь, на которую были обречены бедные люди.

Жесткая дифференциация древнеиндийского общества с социальной замкнутостью общественных групп придавала своеобразие общественной жизни. В то же время это своеобразие тормозило экономическое, политическое и культурное развитие страны. Брахманизм, а позднее индуизм, стал идеологией жесткой иерархии. Деление на варны носило ярко выраженный сословный характер. Первые две варны объединяли привилегированные слои: брахманов (жрецов, осуществлявших контакты с божествами и управлявших государством) и кшатриев (военную знать, которая могла подчинять силой оружия). В результате произошло слияние государственно-идеологических и военных сил. Основная масса населения входила в варны вайшьев и шудр, которые составляли экономическую основу государства и обеспечивали благосостояние брахманов и кшатриев, то есть элиты общества. Что касается шудр, то это была безропотно работавшая часть населения.

Позднее появится не сословное, а профессиональное деление общества на касты, которое было освящено религиозной системой индуизма. При кастовом делении общества (в середине ХХ в. в Индии насчитывалось более трех тысяч каст) был выделен самый бесправный слой – каста " неприкасаемых". И хотя конституция Индии 1950 г. признала равноправие " неприкасаемых", тем не менее между конституционным декларированием и фактическим положением лежит многовековая трудно преодолимая традиция.

В письменных источниках более позднего периода идея четырех варн находит дальнейшее развитие. В них указывается, что варны происходят от бога-творца Брахмы, иногда из частей тела Вишну, изредка – Шивы. Варновая структура получила свою кодификацию:

" А ради процветания мира миров он [Брахма] создал из своих уст, рук, бедер и ступней брахмана, кшатрия, вайшью и шудру"; " А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рожденных от уст, рук, бедер и ступней установил особые занятия. Обучение, изучение [вед], жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение [милостыни] он установил для брахманов. Охрану подданных, раздачу [милостыни], жертвоприношение, изучение [вед] и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия. Пастьбу скота, а также раздачу [милостыни], жертвоприношение, изучение [вед], торговлю, ростовщичество и земледелие – для вайшья. Но только одно занятие владыка указал для шудр – служение этим варнам со смирением" [45][8].

Учение о четырех варнах имело глубокий смысл, внедряло и закрепляло жизнь индийского общества на экономической базе " азиатского способа производства".

Индию иногда называют страной тысячи религий. И в этом есть доля истины. В период разложения первобытнообщинного строя в Индии складывается ведическая, или ведийская религия, ранняя стадия индийской религии, позднее трансформировавшейся в брахманизм, а потом – в индуизм. Носителями ведизма были арийские племена. Известна эта религия по так называемым ведам. Характерная черта ведизма – жертвоприношения, сопровождавшиеся сложным ритуалом, который выполняли специальные люди – брахманы. Наиболее почитаемыми богами ведического пантеона были Варуна (бог неба и космоса), Индра, Агни и Сома (бог дурманящего напитка). В ведизме обнаруживаются некоторые черты сходства с религиозно-мифологическими представлениями Хараппской цивилизации. По своему типу некоторые изображения близки к образу Шивы с его функцией " хозяина животных".

Формирование классового общества сопровождалось изменениями в прежних верованиях. В I тыс. до н.э. ведизм трансформируется в брахманизм – более стройное учение о мире и окружающей действительности. Брахманизм ассимилировал племенные верования и обычаи и сохранил часть ведического ритуала, зафиксированного в ведах. Религия используется для оправдания сложившегося неравенства, о чем ранее уже было сказано. Складывается иерархия богов, верховными среди которых выступают: Брахма, высшее божество, творец мира, открывающий триаду верховных богов; Вишну, первоначально бывший солнечным божеством, а в триаде занявший место хранителя мироздания; Шива, высшее существо, выступающее в роли бога-созидателя и одновременно бога-разрушителя. В триаде ему отведена роль уничтожителя мира и богов в конце каждой кальпы, то есть в конце жизненного цикла (гибели мира), после чего он снова возрождается.

В основе брахманизма лежит признание страданий и людских бедствий несущественными, ибо мир – иллюзия, а подлинная реальность – существованиемирового духа Брахмы. Поэтому безропотность в труде, покорность, отсутствие зависти по отношению к друг другу позволят душе умершего возродиться в телесной оболочке человека более высокого общественного положения.

Ведические сборники постепенно обрастали брахманами (описаниями, комментариями), ариньяками (" лесными книгами", предназначенными для отшельников), другими текстами и священными откровениями. Толкователями священных текстов выступали брахманы. Однако в обществе появились " еретики ", которые осмелились поставить под сомнение незыблемость авторитета и всевластие брахманов и обрядовую рутину. В их роли оказались аскеты-проповедники, которых называли шраманами, то есть совершающими усилия. Они попытались не ограничивать свои усилия только аскетизмом, но и придать им интеллектуальное осмысление предписаний, изложенных в священных текстах.

В VI-V вв. до н.э. распространяется множество критически относящися к брахманизму учений-верований, среди которых ведущими были буддизм и джайнизм. Буддизм можно назвать идеологией относительно цивилизованного общества, которой в будущем суждено будет стать одной из трех мировых религий.

Основателем буддизма стал принц Гаутама, сын царя племени шакьев, проживавших в северной части Индии. Согласно легенде принц, выехавший однажды из дворца, был потрясен четырьмя встречами – с калекой, старцем, похоронной процессией и монахом-аскетом. Он увидел, что в мире существует горе. Эти обстоятельства побудили его покинуть дворец и начать жизнь аскета. Но это позволило ему только уйти от социально обусловленных тягот. Прозрение наступило после шести лет сомнений и поисков. Просветление Гаутамы (превращение в просветленного – Будду ) подсказало ему путь внутренней духовной эволюции, проделать который может каждый человек.

По концепции буддизма, человек занимает особое место в иерархии всех существ, так как он может спастись от оков безначальной сансары (то есть " блужданий", " перехода через различные состояния", из одного состояния в другое, неизбежно связанное со страданиями и перерождениями). Причем перерождение могло осуществиться благоприятно или неблагоприятно для человека в зависимости от совершенных им поступков (кармы). Предыдущее существование определяло его судьбу в последующем.

В основу буддизма положено учение о четырех благородных истинах: 1) жизнь есть страдание; 2) причина страданий в привязанности к жизни, желаниях, жажде бытия, страстях; 3) освободиться от страданий можно при условии подавления желаний; 4) к спасению ведет путь соблюдения восьми определенных условий, для чего надо иметь праведные: воззрения, стремления, речь, действия, жизнь, усилия, созерцание, размышления. Это путь освобождения от любви к земной жизни, от чувственных страстей, ненависти, гордости, желаний и т.д. Путь к спасениюлежитчерез отрешение от мирских соблазнов, через самосовершенствование, через непротивление злу – книрване, состоянию отрешенности от всего земного.

Согласно буддизму считается, что впасть в нирвану, то есть в состояние свободы покоя и блаженства, можно при жизни, но полностью она достигается лишь после смерти. Человек может достичь состояния нирваны и стать буддой – просветленным. В буддизме получили развитие два направления: 1) ханаяма (малая повозка или узкий путь), предполагающее полное вхождение в нирвану; 2) махаяна (большая повозка или широкий путь), означающее максимальное приближение к нирване, но отказывающееся от вхождения в нее ради помощи и спасения других.

В условиях кастового общества буддизм нес элементы равноправия и успокоения, что, видимо, помогало усилению царской власти и ослаблению влияния жрецов-брахманов. Идея непротивления злу насилием должна была устраивать любую власть. Буддизм способствовал объединению страны и на определенном этапе являлся государственной религией.

Практически параллельно с буддизмом в VI в. до н.э. в Индии развивается еще одно религиозное учение – джайнизм, получившее название от одного из титулов, которые присваивались вероучителям – джинам (" победителям" ). Джайнизм никогда не был массовой религией в Индии. В джайнских религиозно-философских трактатах – сутрах также содержится учение об освобождении от уз сансары . Для освобождения от сансары нужно иметь правильное знание (вероучение), правильное видение и правильное поведение. Практический путь к спасению сводится к соблюдению этических предписаний и суровой аскезе (строгое вегетарианство, веротерпимость, непричинение вреда никакому живому существу – ахимса ). Соблюдение ахимсы делает невозможным для джайна заниматься земледелием, так как во время вспашки поля можно погубить живые существа, обитающие в земле. Поэтому сторонники этого вероучения жили и живут в основном в городах, занимаются торговлей и ремеслом, играют заметную роль в экономике Индии.

Однако на протяжении многих сотен лет ведущей религией Индии является индуизм, сформировавшийся в I тыс. нашей эры. Индуизм – результат развития ведической религии и брахманизма. Он существует в виде двух ведущих направлений – вишнуизма и шиваизма. Основа этого учения –перевоплощениедуши (сансара), происходящее в соответствии с законом воздаяния (кармы) за поведение, которое определяется верховным богом (Вишну или Шива), и соблюдением кастовых правил. Главнаяидея индуизма –личное служение и беспредельная преданность богу.

В VI в. н.э. оформляются своды индуистских мифов, преданий, которые предназначались для всего населения, были ему близки и понятны. Индуистские культовые обряды совершаются в храмах, у местных и домашних алтарей, в священных местах. В качестве священных индуисты почитают животных (корова, змея), растения (лотос), реку Ганг. Постепенно индуизм вытесняет буддизм и джайнизм. В настоящее время самостоятельной ветвью индуизма стал кришнаизм.

В Древней Индии высокого уровня достигли не только литература, религия, но и другие области культуры. Следует подчеркнуть, что именно здесь получила формирование наука философия, которая развивалась как более светский вариант мировоззрения. Появились учения, близкие к материализму, отрицавшие существование бога и души. Возникает даже в виде " обзоров философских систем" элементарная история философии.

В Древней Индии получили развитие архитектура, круглая скульптура и рельефы, музыка, танец и др. Городам была присуща регулярная планировка, а поквартальное расселение в них осуществлялось в соответствии с делением общества на варны. В городах возводились крепостные сооружения и дворцовые комплексы.

С распространением буддизма началось массовое возведение храмов и монастырей. К сожалению, многие древние архитектурные памятники Индии не сохранились, поскольку основным строительным материалом служило дерево. И только с III в. до н.э. в строительстве начинается широкое использование камня.

Господствовавший в III в. до н.э. буддизм оставил как память о себе интересные памятники – ступы, стамбхи, пещерные храмы. Буддийские ступы представляли собой круглые кирпичные мемориальные сооружения, в которых хранились религиозные реликвии. Некоторые исследователи высказывают гипотезу, что ступа являлась образом вселенной. Наиболее известная ступа в Санчи (321 г. до н.э.) имеет диаметр более 32 м. Вокруг нее была выстроена ограда с четырьмя воротами со скульптурами юных дев – духов плодородия. Ворота символизировали четыре " благородные истины" и жизненный путь Гаутамы: рождение (восток), просветление (юг), проповедь (запад), нирвана – (север). Получили распространение стамбхи – культовые столбы с высеченными проповедями буддийского содержания.

В глубокой древности в Индии складывается своеобразная литература и наука. Ценнейшим памятником для изучения древнеиндийских общественно-экономических отношений, науки и культуры в целом по первой половине I тыс. служит эпическая литература, в том числе написанная на санскрипте. Основными эпическими литературными памятниками являются " Махабхарата" и " Рамаяна" . В первом памятнике-поэме рассказывается о борьбе за власть внутри двух родов одного из могущественных царств – кауравов и пандавов, потомков мифического царя Бхараты, связанных узами родства. По своему объему " Махабхарата" в восемь раз превосходит вместе взятые поэмы " Илиаду" и " Одиссея" Гомера. " Рамаяна" по объему гораздо меньше " Махабхараты" – общий объем около 24 тыс. шлок (двустиший). По преданию, ее возраст насчитывает около пяти тысяч лет. Ученые датируют ее возраст в настоящей виде между 400 г. до н.э. – 200 г. н.э. Поэма посвящена легендарному царю Раме, его скитаниям и борьбе против божественной и человеческой несправедливости. Обе поэмы в течение веков составляли основу традиционного индийского образования. Через них индийцы приобщались к грамотности, усваивали нормы поведения и морали, знакомились с мифами и легендами.

Значительное место в художественной культуре Древней Индии занимают танцевальная пантомима и музыка. Будучи неотъемлемой частью народного празднества, пение, инструментальная музыка, мимика и танец составляли как бы единое целое. При этом музыка была ведущим видом искусства Индии. Жители этой древней страны не могли понять свою религию без музыки, которая связывала ее с наукой, архитектурой и литературой.

Индия хранит, как и другие древние цивилизации, еще немало загадок, которые предстоит разгадывать не одному поколению ученых. В древнеиндийской цивилизации причудливо переплелись сказочные гигантские сооружения, сделанные с ювелирным мастерством, и ювелирные изделия, сделанные с гениальным мастерством. Когда арии пришли в Индию, здесь уже существовала великая цивилизация, которая успела передать часть своего опыта последующим поколениям. Несмотря на потери, преемственность прошлого и настоящего является основой современной и будущей культуры народов Индии.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1096; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь