Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Гуманизм культуры Возрождения



Начиная с XV в. Западная Европа вступает в новую эпоху, которая в историю вошла под названием " Возрождение". Изменения в социально-экономических отношениях повлекли за собой существенные перемены в умонастроениях, которые проявились прежде всего в процессе секуляризации – освобождении от религиозного влияния и церковных институтов. Самостоятельность и возрастающая независимость от церкви приобретала не только экономическая и политическая жизнь, но и духовная – наука, литература и искусство.

Новая эпоха характеризовалась как возрождение античной культуры, античного образа жизни, способа мышления. Отсюда и понятие – " Возрождение" (по-французски – Ренессанс, по-итальянски – Риссорджименто). Хотя Возрождение и противопоставляло себя средневековому христианству, тем не менее оно возникло во многом как итог развития его культуры, несло на себе многие ее черты.

Неверно было бы считать, что в годы средневековья общество не знало античной культуры или целиком ее отвергало. Античных авторов читали и цитировали. Если в средневековье к античности относились как к авторитету, то есть воспринимали серьезно, то в эпоху Возрождения – как к идеалу, которым восхищались, но чувствовали дистанцию между идеалом и реальностью.

Изменилось содержание эпохи. Если средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение – по преимуществу художественно-эстетической. Если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в средние века – Бог и Идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказался человек. Поэтому мышление этой эпохи можно охарактеризовать как антропоцентрическое. Если в средневековом обществе были сильны корпоративно-сословные связи между людьми, то в эпоху Ренессанса индивид приобретает большую самостоятельность и все чаще представляет самого себя. Вырастало новое самосознание человека и новая его общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта, другие личные качества. Индивид был склонен все свои достижения приписывать самому себе.

Эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся талантов, обладавших высокими индивидуальными качествами – всесторонней образованностью, волей, целеустремленностью, энергией. Это были разносторонние люди, круг занятий которых отличался необычайной гуманитарной широтой. Если средневековый мастер, принадлежавший своей корпорации или цеху, достигал вершин мастерства именно в своей сфере, то мастер Ренессанса, свободный от духа корпоративности и цеховой занятости, должен был отстаивать свою честь и свои интересы, доказывать их всесторонностью своих знаний и умений. Так, живший в XV в. итальянец Леон Баттиста Альберти был ученым, архитектором, теоретиком искусства эпохи Раннего Возрождения. Другой итальянец, Микеланджело Буонарроти, известен как скульптор, живописец, архитектор и поэт. Под его руководством строился собор Святого Петра и создавался ансамбль Капитолия в Риме. Он расписывал свод и алтарную стену Сикстинской капеллы в Ватикане, являлся автором статуй " Моисей", " Давид".

Становлению выдающихся художников, поэтов, ученых и других деятелей культуры содействовала общая обстановка, окружавшая одаренных людей. Им поклонялись, их чтили так , как в античном мире чтили героев, а в средние века святых. Эта атмосфера особенно присуща для кружков так называемых гуманистов, возникших раньше всего в Италии – во Флоренции, Неаполе, Риме. Для них было характерно оппозиционное отношение к университетам, которые еще оставались центрами средневековой учености.

В средние века труд рассматривался как своего рода наказание за грехи, как средство, ведущее к спасению души. К нему относили не только физическую деятельность, но и молитву, исполнение богослужебного ритуала, чтение священных книг. Но в эпоху Возрождения человек с помощью труда не просто удовлетворял свои земные нужды, но и созидал новый мир, творил самого себя. Поэтому, видимо, не случайно в это время размывается грань между наукой и практически-технической деятельностью. Одновременно человек Возрождения стремился познать законы построения природных и созданных вещей.

Стремление к поиску стимулировало развитие торговли и мореплавания, привело к открытию морского пути в Индию. С середины XV в. европейские путешественники предприняли целый ряд плаваний, результатом которых стало открытие Христофором Колумбом в 1492 г. Америки, в 1497-1499 гг. Ваской де Гамой – морского пути из Европы в Индию. В 1519-1522 гг. Фернан Магеллан совершил первое в мире кругосветное путешествие, доказавшее тем самым, что земля имеет форму шара. Открытие новых морских торговых путей и материков, захват открытых для европейцев земель положили начало процессу первоначального накопления и ознаменовали наступление эпохи колониальной экспансии.

Важные открытия сделали европейские ученые, на которые остро отреагировала католическая церковь. Инквизиция, созданная еще в XIII в. для истребления ереси средствами насилия, душила ростки всего нового и живого, тормозя социальное и духовное развитие общества. В 1600 г. на площади в Риме по приказу папской инквизиции сожгли одного из самых замечательных мыслителей эпохи Возрождения Джордано Филиппо Бруно. В год казни ему едва исполнилось 52 года, из которых восемь лет прошли в заточении.

Еретичность Д. Бруно заключалась в том, что ученый полагал Вселенную бесконечной. Как он сам заявил на следствии, существуют " бесконечные миры, подобно миру земли, которую я вместе с Пифагором считаю светилом, подобным луне, планетам и иным звездам, число которых бесконечно. Я считаю, что все эти тела суть миры, без числа, образующие бесконечную совокупность в бесконечном пространстве, называющуюся бесконечной Вселенной, в которой находятся бесконечные миры. Отсюда косвенно следует, что истина находится в противоречии с верой " [83][9].

Преследованиям подвергались Николай Коперник, Галилео Галилей и другие ученые. Труд Коперника " Об образовании небесных сфер", посвященный автором Папе Павлу III, расходился с общепринятой в то время библейско-птоломеевской картиной мира, согласно которой центром Вселенной являлась Земля. Теория Коперника подтверждала основной тезис Галилея о вращении Земли вокруг своей оси. В начале XVII в. открытия этих двух ученых даже церковников разделили на сторонников и противников гелиоцентрической системы. Открытие не освободило правоверного католика Галилея от преследования со стороны инквизиции, и он был вынужден под ее давлением отказаться от своих убеждений, признать свое учение еретичным.

Классическим очагом ренессансной культуры в XIV-XVI вв. была Италия, что объяснимо исторически. Борьба горожан против феодалов велась по всей Европе, но ее результаты были разные. Во многих странах она закончилась объединением страны под эгидой сильной центральной монархической власти, и третье сословие завоевывало себе только компромиссные права. Борьба городов Италии не привела ни к централизации, ни к переходу к абсолютизму. Деятельность третьего сословия в этой стране ничем не была скована, оно одерживало победы и устанавливало в городах свои порядки. Так произошло во Флоренции, где получили развитие промышленность, торговля, банки, что придало уверенность классу " пополан" – купцов, менял и ремесленников. Феодальная аристократия в городе была лишена избирательных прав. Городская коммуна, состоявшая из представителей цехов и купеческих гильдий, стала полновластным органом. Купцы и ростовщики-банкиры Флоренции завоевали мир с помощью добротных сукон, полновесной монеты (флорина) и виртуозной способности выколачивать проценты даже из коронованных должников. Республиками себя объявили Венеция и Генуя.

В XVI в. в Италии наступила полоса господства " некоронованных" государей" – возвышения богатых семейств: банкиров Медичи во Флоренции, Висконти в Милане и др. Огромные богатства стекались со всего католического мира в Папскую область с центром в Риме.

Молодой буржуазный класс Италии твердо вставал на ноги, богател, верил в свои силы и трезво смотрел на мир. И в борьбе, и в научных поисках, и в мирских делах торговли и обогащения он черпал ощущение полноты жизни, бьющей через край. Ему был чужд трагизм мировосприятия, пафос страданий – все то, что отражалось в искусстве средних веков. Наоборот, росло уважение к земному человеку, умеющему побеждать, принимать мир таким, каким он есть, пользоваться радостями бытия, не впадать в религиозный экстаз и не предаваться отчаянию. Не случайно деятельностью святой инквизиции во Флоренции и Венеции не были довольны в папском Риме.

Города Италии были сравнительно небольшими, но их отличал высокий накал общественных страстей, водоворот политических событий. В них никто не оставался в стороне и не жил пассивной жизнью. В городах формировались инициативные, энергичные и свободолюбивые характеры, готовые за себя постоять. Поэтому нельзя назвать случайным восстание в 1378 г. чесальщиков шерсти и других наемных рабочих мануфактур Флоренции, к которому примкнули мелкие ремесленники. Но эти новые качества могли служить и добру, и злу – и то и другое в достаточно крупных масштабах и с размахом.

Именно в Италии многое сохранилось от античной культуры: язык древности – латынь, города, деньги, христианская религия, памятники архитектуры, воспоминания о величии далекого прошлого. Это в немалой степени обеспечивало ей первенство в создании новой культуры.

Главным и существенным в эпоху Возрождения стали гуманистические идеи, оказавшиеся очень близкими итальянскому поэту Ф. Петрарке (1304-1374). Он первым заговорил о повороте культуры к античности, в частности к Гомеру и Вергилию. Не отвергая христианства, но критически глядя на схоластику, Петрарка подчеркивал значение гуманитарных и словесных наук – литературы, риторики, этики и эстетики. Ярким представителем гуманизма XVI в. является французский философ М. Монтень, давший язвительную и ироническую критику схоластики. Развивая идеи гуманизма и традиции построения идеального государства Платона, английский писатель и поэт Т. Мор (1519-1577) и итальянский философ и поэт Т. Кампанелла (1568-1639) представили концепцию построения нового общества под названием " утопического социализма". Оба они в своих утопиях изложили идею построения государства на принципах разума, свободы, равенства, братства и справедливости.

Гуманизм, особенно итальянский, выступал против религиозного аскетизма, требовавшего от человека самоограничения во всем, провозгласил античный принцип гедонизма с его прославлением удовольствия и наслаждения. Великий итальянский поэт средневековья и первый поэт Возрождения Данте создал поэму " Божественная комедия" в трех частях, каждая из которых посвящена одному из кругов ада – Ад, Чистилище и Рай. Проводником поэта по Аду и Чистилищу стал римский поэт Вергилий.

Два знаменитых поэта раннего Возрождения – Франческа Петрарка и Джованни Боккаччо – явились создателями итальянского литературного языка. Первый получил известность благодаря сонетам, хотя был известен как философ, ученый, политик и путешественник. После " Стихов на жизнь и смерть Лауры" форма сонета стала как бы знаменем новой поэзии, а его стиль надолго подчинил своему обаянию литературу многих стран. Боккаччо известен миру как автор реалистических новелл " Декамерон". Деньги и положение отца открыли ему доступ в великосветское общество и двери литературно-научного кружка, собиравшегося в Неаполе вокруг короля Роберта Анжуйского. Однако славу Боккаччо принес " Декамерон", ставший первой великой победой ренессансного реализма. В ста новеллах автор высказал свою позицию по отношению к основным проблемам времени (бог, церковь, монашество, " жирный народ" ) и высмеял средневековый аскетизм.

Итальянское Возрождение невозможно представить без творчества великих деятелей искусства – живописцев, скульпторов, архитекторов, которые нередко выступали в одном лице, являясь к тому же учеными и поэтами. Это были истинные титаны культуры. Именно они, создав законы линейной и воздушной перспективы, сумели сделать изображения фигур объемными, обратились к реалистическим работам портретного типа, освободили итальянскую фресковую живопись от влияния византийской, впервые после античности показали в скульптуре обнаженное тело. Мастера Возрождения представили зрителю новый образ Мадонны с Младенцем Христом, предчувствующей гибель сына, скорбящей и понимающей неизбежность принесения этой жертвы во имя искупления грехов человеческих. Художники создали полотна на библейские сюжеты и галерею великолепных портретов – любимых женщин, могущественных и богатых современников.

Творения выдающихся деятелей культуры итальянского Возрождения – Джотто, Мазаччо, Донателло, Брунелеско, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буанаротти, Джорджоне, Тициан и др. – принадлежат не только своей эпохе, а всей земной цивилизации.

Возрождение, зародившись в Италии, распространилось на всю Европу, и известно как Северное Возрождение. Под этим термином принято подразумевать европейскую культуру XV – XVI вв. в странах, лежащих севернее Италии. Понятие " Северное Возрождение" условно, ибо в этих странах " возрождать" было нечего: памятников и воспоминаний античности там имелось очень немного. Главными его очагами стали Нидерланды, Германия и Франция, искусство которых в XV в. развивалось как простое продолжение готики. Конец XV – XVI столетие был для этих стран временем потрясений: религиозные войны, борьба с господством католической церкви – Реформация, переросшая в Германии в грандиозную Крестьянскую войну, революция в Нидерландах, завершение Столетней войны Франции и Англии, кровавые распри католиков и гугенотов во Франции. Казалось бы, что такой климат не мог благоприятствовать распространению гуманистической образованности и высокому духу итальянского Возрождения. Тем не менее Ренессанс и готические традиции придали Северному Возрождению своеобразный стиль

Для этих стран были характерны те же тенденции : возникновение и становление буржуазного гуманизма, расшатывание устоев феодального миросозерцания, растущее самосознание личности. Нидерландам, небольшой по занимаемой территории стране, суждено было стать в XV в., пожалуй, вторым ярким после Италии очагом европейского искусства Возрождения. Города здесь, хотя не были политически самостоятельными, крепли и богатели за счет развитой торговли. Центром международной торговли стал старинный город каналов Брюгге, уступивший к концу XV в. пальму первенства Антверпену. В Нидерландах получило развитие мануфактурное производство тканей и ковров, стекла.

Готическая архитектура нидерландских городов – храмов, городских стен и башен, больших ратушей, торговых рядов и складов, домов купеческих и ремесленных гильдий – была весьма своеобразна. Даже жилые постройки имели свою выразительность – узкие фасады и высокие треугольные или ступенчатые фронтоны. Подстать архитектуре городов была нидерландская живопись, особенно миниатюрная. Традиция приписывает нидерландским мастерам братьям ван Эйк изобретение техники масляной живописи. Способ применения растительных масел как связующего элемента был известен до них, но братья ван Эйки его усовершенствовали, дали толчок его распространению, и вскоре масло вытеснило темперу.

Значительное место в живописи нидерландских художников занималахристианская тематика. Даже в роспись грандиозного Гентского алтаря, которую выполнили братья ван Эйк, мастера вложили свою любовь к прелести земли, ее травам и водам, к человеческим лицам. Все чаще художники на полотнах изображали реальных земных людей, с их бытом и привязанностью к уюту. Перед зрителями предстала живопись не титанов итальянского Возрождения, а полотна с изображением бюргеров – создателей городов, борцов за свободу от феодальной зависимости, людей незаурядных, стойких, корпоративно сплоченных, верных слову и долгу, с чувством собственного достоинства.

Чисто нидерландская наблюдательность сочеталась у художников с необычайной фантазией и весьма мрачным юмором. Подобное восприятие жизни наблюдалось у двух великих художников – Иеронима Босха (около 1460-1516) и Питера Брейгеля (между 1525 и 1530-1569). Странные на первый взгляд фатасмагории Босха, видимо, отражали мучительные размышления художника о живучести и вездесущности мирового зла, сопровождающего человека, о вечном круговороте жизни и смерти, о непонятной расточительности природы, которая сеет личинки и зародыши жизни и на земле, и под землей, и в водах гнилых стоячих болот. Кажется, художник задавал вопрос, почему человек, венец природы, смертен, слаб и жалок, мучает себя и других, пытаясь проникнуть в суть вещей и разгадать тайны мироздания. Основания для такого рода размышлений у Босха были: изменилось положение страны, находившейся под властью Габсбургов, установлен террористический режим, свирепствовала инквизиция, повсюду были воздвигнуты виселицы, огню предавались целые селения, отчаявшиеся люди хватались за призраки (мистические учения, изуверские секты, занятие колдовством). Все это не могло пройти мимо взора внимательного художника.

В нидерландском искусстве получила развитие станковая живопись, раньше всего появившаяся в странах, провозгласивших Реформацию. Художники создавали чисто жанровые картины, выросшие на почве самобытных народных традиций, с изображениями торговцев, менял, крестьян. Дух времени и народный колорит отразил Брейгель, у которого был едкий саркастический ум, гневное сердце, чуткое к страданиям родины. Художник дожил только до 40 лет, не увидев решающих событий нидерландской революции и свою родину свободной от иностранного владычества.

Крупнейшим представителем нидерландской культуры Возрождения был Эразм Роттердамский, автор знаменитой " Похвалы глупости", в которой высмеивается и схоластика, и разум вообще. Автор язвительно замечает, что среди наук превыше всего ценятся те, которые ближе всего стоят к здравому смыслу, иначе говоря, к " глупости". Поэтому голодают богословы, мерзнут физики, живут в пренебрежении диалектики, а среди счастливых те, которые состоят в близком родстве с Глупостью.

Участь Германии была не менее горестной, чем Нидерландов. Раздробленная на множество княжеств, хаотичная и разобщенная, со слабой экономикой она переживала тяжелый кризис. И крестьяне, и бюргеры, и даже часть рыцарства ненавидели произвол князей и католической церкви и были настроены оппозиционно, что в конечном итоге вылились в Реформацию и Крестьянскую войну.

Культура немецких городов в XV в. оставалась средневековой. Однако творчество Италии и Нидерландов и оказало на искусство Германии свое влияние. Здесь жили и творили знаменитые живописцы и графики А. Дюрер, М. Грюневальд, Г. Гольбах Младший. Но Возрождение этой страны связано прежде всего с Реформацией – движением за реформу христианской церкви. Буржуазное по своему существу движение было направлено против феодализма, самовластия и бесстыдного вымогательства папской курии. В результате реформаторского движения возник ряд протестантских церквей, отделившихся от римского католицизма: лютеранство, получившее распространение в Германии и Скандинавии, кальвинизм – в Швейцарии и Нидерландах, пресвиторианство – в Шотландии, англиканство – в Англии.

Главные особенности всех протестантских учений сводятся к признанию:

* · " Священного писания" как единственного авторитета в делах религии;

* · " оправдания добрыми делами", а не " верой ", то есть пожертвованиями в пользу церкви;

* · двух из семи таинств (крещение и причастие);

* · переноса центра тяжести религиозной жизни с церкви на отдельную личность;

* · освобождения от власти папства и передачи этой власти в руки других сил (светских князей, королей, республиканской буржуазии, епископальной церкви).

Уже в XVI в. Европа оказалась расколотой на католическую и протестантскую. Однако за Реформацией последовала Контрреформация, особую роль в которой сыграла католическая церковь и созданный ею орден Иезуитов. Католичеству удалось сохранить свое влияние в Италии, Испании, Франции, южных областях Германии и ряде восточноевропейских стран. В этих государствах гонениям подверглись не только протестанты, но и гуманисты. В 1559 г. в Риме по инициативе папской курии вышло первое издание Индекса (списка) запрещенных книг. Цензура всей литературы, выходившей в католических странах, оказалась в руках папской инквизиции. Последнее издание Индекса было осуществлено в 1948 г.

Идеология Возрождения в разной степени захватила другие европейские государства – Англию, Испанию, Францию. В Англии сосредоточением идей гуманизма оказался Оксфордский университет. Но главной фигурой английского Возрождения стал Вильям Шекспир, великий драматург и поэт, крупнейший мыслитель и гуманист. Шекспир создал всемирно известные трагедии " Гамлет", " Король Лир", " Отелло", " Макбет", " Ромео и Джульетта" – непревзойденные шедевры мирового искусства. В своих пьесах-хрониках он размышлял о прошлом Англии, моделировал образ идеального монарха и в то же время сомневался в возможности воплощения такого образа в реальной жизни. Шекспир создал великолепные комедии и не менее прекрасные сонеты.

Ноты трагизма проходят через роман " Дон Кихот Ламанческий" испанского писателя Сервантеса. Время рыцарских романов и рыцарства прошли, а его герой, обедневший дворянин Алонсо Кихано, объявивший себя рыцарем Дон Кихотом Ламанческим, несмотря на комические ситуации, в которые он попадает, становится трагическим героем.

Франция в орбите гуманистических идей Возрождения подарила миру интереснейшего писателя Ф. Рабле сего главным творением – романом " Гаргантюа и Пантагрюэль". Произведение написано грубым языком, насыщено пословицами и поговорками, буйным вымыслом и фантастическими гиперболами. Обитатели Телемского монастыря живут по утопическому принципу: " Делай, что хочешь! ". В целом роман Рабле можно назвать энциклопедией культуры французского Возрождения.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I Межрегионального фестиваля фольклора среди художественных коллективов русской самобытной культуры «Веселая карусель», посвященный Году гостеприимства в Республике Тыва.
  2. I. Основные этапы становления и развития физической культуры в России и зарубежных странах
  3. II. Природа организационной культуры.
  4. XIX век-“ЗОЛОТОЙ ВЕК” РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.
  5. Азбука моральной культуры по Сухомлинскому
  6. Анализ показателей культуры торговли изделиями из ПВХ
  7. Аналитическая теория культуры Карла Густава Юнга
  8. Античность как тип культуры.
  9. Богем М.М. Физическое совершенство как основное понятие теории физической культуры //Теория и практика физической культуры. 1997. № 5. С. 18-20.
  10. Взаимосвязи культуры и науки.
  11. Взаимосвязь понятий власти, лидера, влияния и культуры организации. Стили руководства
  12. ВЛИЯНИЕ РЕКЛАМЫ НА ТРАНСФОРМАЦИЮ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 712; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь