Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культура эпохи абсолютизма и Просвещения



Западная Европа в XVII в. внешне казалась спокойной. В то же время этот век был судьбоносным и поворотным. Он стал столетием, определившим путь развития Европы по дороге научно-технического прогресса и роль в нем художественной культуры. Во многих странах сложилось некое равновесие между уходящим феодализмом и развивающимся капитализмом, который оказывал пока еще слабое влияние на общественную жизнь. Это был век, наполненный противоположностями. Абсолютная и ограниченная монархии, буржуазная республика, католицизм и протестантство, гуманизм и буржуазный индивидуализм оказывали свое влияние на науку и искусство, все больше приобретавших преобразовательный характер. Вслед за Италией национальные культуры возникают в других странах.

Так, Париж превращается в общепризнанный центр культуры, а Европа становится континентом, на котором начали зарождаться элементы мировой культуры. Могущественные государства Западной Европы начинают диктовать свои правила экономического, социально-политического и культурного общежития. Мир облетает девиз Ф. Бэкона: " Знание – сила! ". Европа обладала и тем и другим.

С середины XVI столетия в странах Европы развивается стиль барокко, наложивший отпечаток на все виды искусства, особенности научной и философской мысли, на различные стороны жизни и быта. Программные параметры этого стиля были выражены в работе Л. Бернини " Экстаз святой Терезии", где чувство божественного экстаза выражено в извивающихся и переливающихся друг в друга линиях одежды ангела и святой Терезии.

Барокко распространялось по Европе неравномерно и несинхронно, начиная с Италии и Испании, проникая в протестантские государства. И только в XVIII в. оно достигло Венгрии и славянских государств, включая страны православного мира. Начальный период его развития проходил в условиях общеевропейского кризиса феодализма и эпоху интенсивного формирования наций и национальных государств, главным образом абсолютных монархий. Наибольшее распространение барокко получило в странах, где активную роль играла Контрреформация и феодально-католическая реакция, использовавшие барокко для создания пышного храмового зодчества и культивирования риторической проповеди, дидактической прозы и школьной драмы[84][10].

Тесно связанный с придворно-аристократическими и церковными кругами стиль барокко был призван для прославления их могущества. В то же время в нем нашел косвенное отражение антифеодальный протест, связанный с бюргерством и народными движениями, вносившими в барокко подчас струю демократических бунтарских устремлений. Он воплотил в себе новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматичной сложности и вечной изменчивости, интерес к реальной среде, к окружающей человека природной стихии. В барокко человек представал многоплановой личностью со сложным внутренним миром, вовлеченным в круговорот и конфликты среды, в котором преобладали чувства над разумом, доходя до экстаза.

Для этого стиля характерны грандиозность, пышность, динамика, патетическая приподнятость, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещению реального и иллюзорного, контрасту масштабов и ритмов, светов и тени, отсутствию прямых линий. Синтезу искусств в барокко свойственно торжественное монументально-декоративное единство, поражающее воображение своим размахом. Дворцы и храмы, городские ансамбли и усадьбы, построенные в этом стиле, благодаря роскошной и причудливой пластике фасадов, игре светотени, сложным криволинейным планам и очертаниям приобрели живописность и динамичность.

В Италии, на родине барокко, этот стиль проявился в живописи А. Корреджо, М. Караваджо, в архитектуре и скульптуре Л. Бернини, в Нидерландах – в живописи П. Рубенса, А. ван Дейка, в Испании – в реалистической живописи Х. де Риберы и Ф. Сурбарана. В России развитие искусства барокко отразило рост и укрепление дворянской абсолютной монархии в середине XVIII в. Но здесь оно было свободно от экзальтации и мистицизма, характерных для искусства католических стран.

Эпоха барокко отмечена развитием монументальности декоративно-прикладного искусства, тесно взаимосвязанного с архитектурой. Постройки Л. Бернини (ансамбль площади святого Петра и церковь Сант-Андреа аль Квиринале в Риме – 50-60-е гг. XVII в.) поражают пространственным размахом, парадностью, пышностью декора, сочетанием архитектуры и скульптуры, использованием различных материалов, раскраской, позолотой, световыми эффектами. Творениям Бернини присущи стремительность движения, сочетание религиозной аффектации с экзальтированной чувственностью, как, например, в скульптуре " Аполлон и Дафна ".

Внутри видов искусства идет процесс дифференциации, изменяются существующие и возникают новые его жанры. В музыке рождается опера, появляются кантаты и оратории. В живописи самостоятельными жанрами становятся пейзаж и психологический портрет, возникает натюрморт. Настоящий расцвет переживал европейский театр. В XVII в. в Англии продолжали творить В. Шекспир, в Испании – Лопе де Вега, автор около двух тысяч пьес, многие из которых не дошли до нашего времени, во Франции работали блестящие драматурги – П. Корнель, Ж. Расин, Ж.Б. Мольер .

Два события потрясли Европу в XVIIв. – Английская буржуазная революция (1640-1660 гг.; 1688-1689 гг.), положившая начало новой эпохе – Новому времени, и 30-летняя война (1618-1648), в результате которой потерпел крах план Габсбургов о создании " мировой империи" и восторжествовала идеология существования в Западной Европе национальных государств.

В европейской культуре XVIII в. господствует общеевропейский стиль классицизма, обратившийся к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону. Еще во второй половине XVI в. в пластических искусствах Италии наметились его тенденции. Однако как целостная художественная система классицизм в XVII в. сформировался лишь во Франции в период укрепления и расцвета французского абсолютизма.

Классицизм основывался на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагораживающей природе. Главные его темы – конфликт общественных и личных начал, долга и чувства, раскрытие возвышенных героических и нравственных идеалов. Для классицизма характерны регламентация художественных правил, строгая иерархия жанров (от " высоких" – трагедия, эпопея, ода, сферой которых были государственная жизнь, исторические события, мифологические персонажи, церковные подвижники, – до " низких" – комедия, сатира, басня, с изображением частной повседневной жизни людей), строгие содержательные границы и четкие формальные признаки.

В архитектуре это проявилось в логичности планировки, геометризме объемной формы. Основой архитектурного языка стал ордер, в пропорциях и формах более близкий к античности, чем в зодчестве предыдущих эпох. Интерьеру классицизма свойственны ясность пространственных членений, мягкость цветов, сдержанный декор. Для театрального искусства характерны торжественный статичный строй спектаклей, размеренное чтение текста. Основоположником и главной фигурой классицизма в живописи становится француз Н. Пуссен.

Однако XVIII столетие вошло в историю Запада прежде всего как эпоха Просвещения веке. Корни его были заложены в предыдущем. Новое столетие не случайно назвали эпохой Просвещения: научное знание, бывшее до этого привилегией узкого круга ученых, распространяется вширь и выходит за пределы университетов, лабораторий, узких кружков и кабинетов мыслителей, попадает в светские салоны Лондона и Парижа, становится предметом обсуждения людей, популярно излагавших последние достижения науки и философии.

Уверенность в мощи и возможностях человеческого разума, в прогрессе науки, создающей условия для экономического и социального благоденствия, – вот пафос эпохи Просвещения, сформулированный еще в XVII в. Ф. Бэконом, Т. Гоббсом и Р. Декартом. Их аппеляция к разуму, вместо авторитета и традиции, в последующем были продолжены, углублены и расширены. В XVIII в., во-первых, значительно сильнее прослеживается связь науки с практикой; во-вторых, критика передовых умов Европы направляется не только против схоластики, но и метафизики, пришедшей на смену средневековой схоластике.

В работах Дж. Локка формулируются естественные права человека на жизнь, свободу и собственность, являющуюся результатом труда человека. Из Англии идеи Локка попали во Францию, где встретили восторженный прием, потому что открывали дорогу к формированию таких черт, как прагматизм, предприимчивость и изобретательность.

Европейские просветители разработали довольно стройную концепцию прошлой, настоящей и будущей эволюции человечества, основу которой составили понятия " естественное состояние", " естественное право", " природа человека", " общественный договор". По мнению мыслителей, эволюция человечества началась с " естественного состояния", покоилась на " естественном праве", которое соответствовало " природе человека" с ее естественными качествами и принципами – свободой, равенством, братством, справедливостью, любовью и другими, присущими только человеку и отличающими его от других живых существ. Эти качества, как они считали, рождались вместе с человеком и являлись неотъемлемыми и неотчуждаемыми. Чтобы защитить свои естественные качества и принципы, между людьми было достигнуто соглашение – " естественный договор". Так, не по воле Бога, а в результате " естественного договора" возникло государство, а вместе с ним право, закон и власть. Отход от " естественного права" вел к неравенству и несправедливости, которые должны быть устранены и в " светлом будущем" вновь восторжествует " естественное право". Большой вклад в разработку идей Просвещения внесли Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, французские энциклопедисты.

На пути к " светлому будущему" просветители видели два главных препятствия: деспотизм в лице абсолютной монархии и обскурантизмрелигии и церкви, которые демонстрировали крайне отрицательное отношение к просвещению и науке. Поэтому возлагались большие надежды на просвещенного монарха, " государя-философа", в роли которого очень хотела оказаться российская императрица Екатерина II, переписывавшаяся с рядом французских мыслителей. Это была утопическая мечта просветителей, веривших в силу разума, прогресс и способность человека к бесконечному самосовершенствованию.

Идеология Просвещения обусловила развитие всех областей культуры и в то же время поставила в сложное и двойственное положение религию, которая стала предметом острой критики. Даже такой решительный критик религии и церкви, как Вольтер, призывавший " раздавить гадину", был непоследователен по отношению к ним. Религию продолжали критиковать, но немало мыслителей придерживалось концепции деизма, возникшей еще в XVII в. Французские материалисты Д. Дидро, П.А. Гольбах, К.А. Гельвеций отвергали деизм и объясняли мир, опираясь на законы естественного развития. Передовые идеи и взгляды на мир и человека составляли содержание многотомной " Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел", редакторами и вдохновителями издания которого выступили Дидро и Д.'Аламбер, а авторами – Вольтер, Гельвеций, Гольбах, Монтескье, Ж.Ж. Руссо и другие передовые ученые, писатели, инженеры.

В " Энциклопедии", подтверждая концепцию плюрализма, сотрудничали атеисты и деисты, сторонники республиканской формы правления и приверженцы " просвещенного абсолютизма". Всех их объединяло стремление к преодолению консервативных устоев старого общества, неприятие клерикальной идеологии, потребность в обосновании рационального мировоззрения. Энциклопедисты сыграли важную роль в идейной подготовке Великой французской революции.

Сложные процессы, протекавшие в экономической, политической и научной сферах, не могли оставить в стороне художественную культуру, в которой появились новые направления, течения, стили и тенденции: формировались сентиментализм, романтизм, " стиль регентства", рококо. При этом сохраняли свои некоторые позиции готика и барокко. В художественной культуре сосуществовали рядом новые и старые, передовые и консервативные стили и идеи. Предпринимались попытки и глубоко осмыслить жизнь, и подойти к ней более легковесно. Налицо было усиление эпикурийских начал и суровый революционный аскетизм. Небольшая часть общества жила по принципу: " после нас – хоть потоп", другая руководствовалась идеей, сформулированной В. Гете и выраженной в музыке Л. ван Бетховена:

Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день идет за них на бой.

Просветители разработали целостную концепцию политического плюрализма человека, его прав, свобод, которая нашла свое выражение в знаменитой " Декларации прав человека и гражданина", одном из эпохальных документов Великой французской революции, принятом Учредительным собранием 28 августа 1789 г. Декларация провозглашала неотъемлемыми правами человека свободу личности, слова, совести, равенство всех граждан перед законом, объявила неприкосновенной частную собственность. Революция во Франции не только уничтожила ненавистный монархический строй, но и сумела, руководствуясь " Декларацией...", защитить ее завоевания в борьбе с внешними и внутренними врагами. Революция радикально решила земельный вопрос – крестьянам были переданы общинные земли и конфискованные земли эмигрантов. Тем самым был создан класс мелких земельных собственников.

Перечень стилей, течений и направлений XVIII в. весьма условен. Такие великие французские художники, как А. Ватто, Ф. Буше, Ж.-Б. Шарден или испанский мастер кисти Ф. Гойя, выходили за стилевые рамки эпохи. Так, Ватто стоял ближе в рококо, но в его полотнах порой присутствует меланхолический мотив будущего сентиментализма, грустная мысль об одиночестве человека. Если Ватто и Буше изображали " галантные праздники", а их " пастушки" лишь отдаленно могли напоминать реальных сельских пастушек, то Шардена можно назвать художником бытового жанра третьего сословия. Он изображал добронравных хозяек, матерей семейств, занятых хлопотами по хозяйству и уходу за детьми.

Наступившая эпоха Великой французской революции стала временем, когда дворянству пришлось расплачиваться за " сладкую жизнь", которую воспевали в живописи. Но в живописи еще накануне революционных событий начал воцарятся классицизм революционной буржуазии, пронизанный античными традициями. Его представлял Луи Давид, исповедовавший культ античного героя, что нашло отражение в картине " Клятва Горациев", созданной за несколько лет до революции. Картина внешне суха и бескровна, но зритель видел трех юношей, представителей патрицианского рода Горациев, олицетворявших идеи свободы и победы гражданского долга над личными чувствами и получающих оружие из рук отца. Очевидная академическая " ходульность" изображения восполнялась искренним пылом, воодушевлением братьев Горациев. Через несколько лет Давид напишет другое полотно – " Смерть Марата", революционного вождя, погибшего от руки роялистки Шарлоты Корде. Смерть Марата показана художником как непоправимая горчайшая несправедливость по отношению к герою революции, которому Давид был искренне предан. Впрочем, вскоре он также будет предан другому кумиру – молодому генералу Наполеону Бонапарту.

Реалистические традиции голландского художника Х. ван Р. Рембрандта продолжил Ф. Гойя, в произведениях которого можно найти влияние многих его великих предшественников, в том числе П. Рубенса и Д. Веласкеса. Испанец Гойя работал практически во всех художественных жанрах. Но в его творчестве можно выделить доминирующую черту – это был ярко выраженный национальный художник. На его картинах предстали члены королевской семьи (он был придворным художником), испанская аристократия, простые испанцы, прекрасные пейзажи страны и в то же время инсургенты, участники народной борьбы против французской экспансии.

Особое место в творчестве Гойи занимает серия рисунков, которую он назвал " Капричос", то есть каприз, фантазия. Хотя его рисунки наполнены привидениями и чудовищами, в них проступают реальные сцены расправы инквизиции с ее жертвами, в лицах демонов угадываются реальные лица. В 1803 г. Гойя обнародовал свои рисунки и ему только чудом удалось избежать суда папской инквизиции. В последующие годы он работал над сериями других рисунков, в которых выразил горечь безумия жизни.

XVIII веку суждено было стать столетием музыки, огромный вклад в развитие которой внесли австрийские и немецкие композиторы – Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, проживший полвека в Англии, Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен и др. Во многом благодаря их таланту музыка вышла на ведущее место среди других искусств.

Бах был композитором и органистом, непревзойденным мастером полифонии, работавшим во многих музыкальных жанрах (кроме оперы). Для ряда своих произведений он использовал библейские сюжеты: " Страсти по Матфею", " Страсти по Иоанну". Сочиненные кантаты Бах почитал своим долгом поочередно исполнять в воскресные и праздничные дни в двух церквях Лейпцига (он был кантором в Томаскирхе и в церкви святого Фомы). Композитор создал произведения для органа, скрипки, виолончели, клавира (клавесина), флейты с клавесином, оркестра.

Во второй половине XVIII в. сложилась венская школа музыки, к которой принадлежали Гайдн, Моцарт, Бетховен. Творчество композиторов этой школы – одна из вершин музыкального искусства. Гайдн создал 104 симфонии, 83 квартета, 14 месс, более 24 опер. Моцарт за свою короткую жизнь написал около 50 симфоний, свыше 20 опер, множество сонат, месс, знаменитый Реквием и др. Бетховен создал 9 симфоний, 32 сонаты, музыку к драме В. Гете " Эгмонт" и другие. Как человек республиканских взглядов, Бетховен воодушевлялся героическими сюжетами. Они проходят через его единственную оперу " Фиделио", музыку к " Эгмонту", 3-ю, 5-ю, 7-ю и 9-ю симфонии и другие произведения. Музыка и поэзия у Бетховена выступают нередко в органическом единстве. Поэтому не случайно он на слова оды " К радости" Ф. Шиллера написал последнюю часть 9-ой симфонии, где поэзия и музыка выразили пафос свободы, равенства и братства. Бетховена воодушевили слова Шиллера, возможно, в том числе и эти:

Стойкость в муке нестерпимой,

Помощь тем, кто угнетен,

Сила клятвы нерушимой -

Вот священный наш закон!

Гордость пред лицом тирана

(Пусть то жизни стоит нам),

Смерть служителям обмана,

Слава праведным делам! [85][11]

События на рубеже XVIII и XIX столетий на европейском континенте ослабили веру просветителей в возможность перехода к более совершенному обществу. Великая французская революция вызвала у целого ряда мыслителей разочарование. Идеи Просвещения исчерпали себя, заставив человечество задуматься, в чем же заключается его историческое предназначение. Человечество в лице своих передовых мыслителей продолжало искать Истину на основе Разума, а в европейскую действительность входил и утверждался капиталистический способ производства.


Рис.1. “Мавзолей остготского короля Теодориха”

 

Светское строительство ост­готского времени в Италии представлено монументальным мавзолеем Теодориха. Пост­роен как центрическое здание. Гробница выделяется среди других построек Равенны гос­подством инертной массы камня. Оно ощутимо в грузном геометризме форм и монолите плоского купола, высеченного из одного огромного блока.

 

Рис.2. “Монастырский скрипторий”

 

В монастырях или при дворах владетельных особ имелись даже специальные библиотеки-мастерские – скриптории, в которых переписывались и украшались богослужебные книги, оформленные миниатюрами, носившими преимущественно орнаментальный, а не изобразительный характер. Здесь трудились писцы-скрипторы и оформители книг. Иногда тексты переписывались под диктовку сразу несколькими писцами. Понадобилось не одно столетие, прежде чем средневековая Европа обрела свои собственные, свободные от влияния церкви художественные языки.

z: \MELI-SERVERDISTRЭлектронная библиотекаГСЕ-104kulturologcultdvbPIC\gl_5\pic_3_gl_5.htm

Рис.3. “Синхронная таблица событий культурной жизни средневековой Западной Европы (IV ( XV вв.)”

 

Развитие планировочного решения христианских храмов

Рис.4. “Клюни. Аксонометрия монастырской церкви”

Меровингская эпоха

 

Романское и готическое искусства уходят своими корнями в раннюю эпоху средневековья. В дороманское время были созданы своеобразные памятники культуры, которые несут еще в себе печать неустоявшихся и незавершенных поисков. Архитектура меровингской эпохи опиралась на традиции позднеантичного, галло-римского искусства, а также искусства варварских народов. С одной стороны, она отразила упадок строительной техники, вызванной крушением античной цивилизации. С другой – подготовила почву для расцвета дороманского зодчества в период " Каролингского возрождения". В период правления династии Меровингов создаются баптистерии (в Пуатье), подземные церкви-крипты и церкви базиликального типа.

В декоративном искусстве сочетались позднеантичные мотивы с чертами " звериного стиля". Получили распространение плоскорельефная резьба по камню, рельефы из обожженной глины для украшения церковной утвари и оружия, украшенного золотыми и серебряными вставками и драгоценными камнями. В книжной миниатюре главное внимание обращалось на украшение инициалов и фронтисписов.

 

Рис.5. “Баптистерий Сен-Жан в Пуатье”

 

Баптистерий Сен Жан в Пуатье традиционно датируется VII веком. Отличается четкостью геометрических объемов, высоким качеством кладки. Снаружи каждая сторона имеет треугольные фронтон, наличники и арки, декор из пилястр, между которыми были заключены декоративные мотивы.

 

" Каролингское возрождение"

" Каролингский ренессанс" – условное наименование эпохи подъема ранней средвековой культуры в империи Карла Великого и династии Каролингов в VIII – IX вв. Здесь появляются новые школы для подготовки административного светского персонала и духовенства (в Туре, Реймсе и др.), к королевскому двору привлекаются образованные люди, начинают обращаться к античной литературе и светским знаниям, проявлять внимание к возрождаемому искусству и, в частности, к архитектуре.

Каролингское искусство восприняло как позднеантичные и византийские, так и варварские традиции. Строились обширные монастырские комплексы, укрепления, базиликальные церкви и резиденции, украшенные многоцветными мозаиками и фресками (ораторий в Жарминьи-де-Пре, капелла императорской резиденции в Ахене и др.). Получают развитие монументальная живопись и книжная миниатюра. Среди школ книжной миниатюры выделяются дворцовая в Ахене, в городах Реймс и Тур. От этого периода сохранились изделия из слоновой кости (складни, ларцы, оклады книг), литье, чеканка, гравировка по металлу, эмаль, резьба по камню.

 

Рис.6. “Дворцовая капелла Карла Великого”

Дворцовая капелла Карла Великого с восьмигранной центральной частью послужила образцом для подобных сооружений эпохи Каролингов. Она была ядром собора королевской резиденции. Капеллу, построенную по проекту архитектора Одо из Меца, освятили в 805 г.

Рис.7. “Крест со сценами Страстей Христовых”

Романский стиль

X – XI (в ряде стран XIII) вв.

Романский стильгосподствовал в искусстве в основном Западной Европы и впитал различные элементы позднеантичного, меровингского искусства и " Каролинг­ского возрождения". Термин " романский стиль" был введен в начале XIX столетия.

Социальная основа романского стиля – система развитых феодальных отношений и идеология католической церкви. На начальном этапе его развития главными распространителями этого стиля были монахи, которые выступали и в роли архитекторов, и скульпторов, и художников. Однако в конце XI в. в Западной Европе их круг дополняется бродячими артелями каменщиков-мирян (строителей и скульпторов).

Отдельные здания и комплексы романской архитектуры обычно возводились среди сельских ландшафтов и господствовали над округой как земное подобие " града Божьего" или наглядное выражение могущества феодальных владык. Дух воинственности и постоянной потребности в самозащите пронизывали романское искусство. Основное, что им было создано, – это замок-крепость и храм-крепость. Замок был крепостью рыцаря, храм – крепостью Бога и его слуг на Земле. Церкви украшались росписями и рельефами с многофигурными композициями на темы Нового завета.

И замок, и крепостные городские сооружения, и монастырь имели сторожевые стены и башни. Даже дворцы крупных феодалов сочетали пышность парадной резиденции с внушительным видом крепости. Замок же представлял укрепленное жилище феодала, состоявшее из одного или нескольких сооружений, обнесенных стенами с башнями, и главной башней – донжоном, – служившей феодалу жилищем и последним убежищем во время осады. Такой замок выглядел воинственным, мрачным и угрожающим.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 785; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.059 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь