Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Идея сословности в романской архитектуре
Романский стиль – время полного господства феодально-религиозной идеологии. Сословный характер нашел отражение в типе поселений: замок феодала – монастырь – сельская община – город. Центром каждого из них являлся храм, который играл большую роль в жизни всех сословий. Господствующим типом культового здания была монастырская церковь. Монастырь являлся не только идеологической силой, но и культурным центром с умело налаженным хозяйством, располагавшим необходимыми для строительства средствами и силами. Вокруг монастыря, как и вокруг замка властительного феодала или епископской резиденции, группировались каменщики, плотники, живописцы, скульпторы-камнерезы, объединявшиеся в строительные артели. Возведение значительного здания, а это чаще всего были церковные, начиналось по инициативе духовного или светского лица (феодала или городского совета). Зримый облик здания – эскиз или модель – создавал мастер или архитектор, который вел топографическую съемку и производил разбивку плана на месте. Господствующим на Западе стал вытянутый в плане базиликальный тип храма. В основе его лежала идея " крестного пути" страданий и искупления, пройденного Иисусом Христом В наибольшей степени духу романской архитектуры соответствовали цилиндрические и крестовые своды над центральным нефом. Росписи романских храмов сохранились лишь в редких памятниках, что объясняется техникой наложения краски, которая не выдерживала испытания временем и осыпалась также как и штукатурка. Средневековые замки и соборы Рис.8. “Замок Шатоден” Замок Шатоден построен на возвышении и имел важное стратегическое значение. Самым древним сооружением на территории замка является донжон XII в. Возможно, это один из первых во Франции образцов цилиндрического типа донжонов, которые до этого преимущественно возводились в плане прямоугольными. Мощная по своим размерам башня (диаметр башни – 17 м, высота – 31 м) доминировала в ансамбле замка. Донжон имел три яруса. Рядом с ним располагается небольшая часовня XV в. в переходном от готического к ренессансному стилю. Трехгранная апсида и невысокая звонница в какой-то степени уравновешивали массу донжона.
Кафедральный собор в Вормсе Романский стиль XII – XIII вв.
Рис.9. “Кафедральный собор в Вормсе”
Готический стиль Середина XII в. – XV – XVI вв. Между серединой XII и XV – XVI вв. в Западной Европе господствовал готический стиль, сменивший романский. Он также был преимущественно культовым и развивался в рамках религиозной идеологии. В нем отразились проблемы и формирования национальных государств, и усиления городов, и развития торговых и ремесленных кругов. Ведущим архитектурным типом стал городской собор. Строятся устремленные ввысь соборы с обширными интерьерами, с гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами с многоцветными витражами, порталами со сложным орнаментом, изогнутыми статуями. В готике нашла отражение идея формирования национального государства, усиления роли городов, городских торговых и ремесленных кругов. В готическом стиле строились гражданские сооружения – ратуши, торговые ряды, жилые дома, городские стены и башни. В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, лирическими эмоциями. Расширяется интерес к реальному миру, природе и человеку.
Рис.10. “Самый большой готический собор" Рис.11. “Схема конструкции готического храма в Амьене”
Готический собор представляет собой базилику – вытянутое с запада на восток прямоугольное здание с высокой средней частью (нефом). Центральная часть собора увенчана шпилем или башней. Готический крестовый свод на нервюрах (арках, укрепляющих свод) опирался на столбы. Давление свода уменьшали аркбутаны (наружные каменные полуарки) и контрфорсы (наружные выступы). Такая конструкция позволяла зодчим уменьшить толщину стен, увеличить размеры окон, расширить внутреннее пространство здания. Расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний. Возрождение, период в культурном и идейном развитии стран Западной Европы (в Италии XIV–XVI вв.; в других странах – конец XV – начало XVII в.) . Переходный период от средневековой культуры к культуре Нового времени. Эпоха антифеодальной, носящей светский характер культуры. Господствующее мировоззрение – гуманистическое. Авторы обращаются к культурному античному наследию, как бы возрождая его. Творчество деятелей эпохи проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли, разума, отрицанием схоластики и аскетизма. В архитектуре ведущая роль принадлежит светским сооружениям – общественные здания, дворцы, городские дома. Используется ордерное членение стены, арочные галереи, колоннады, своды купола. Художники последовательно овладевали творческим отражением действительности (Донателло, Мозаччо, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Ян ван Эйк, Брейгель, Босх, Дюрер и др.). Писатели работали в различных жанрах – роман, эссе, новела, сонет, философский гротеск (Данте, Петрарка, Боккаччо, Рабле, Шекспир, Сервантес, Эразм Роттердамский). Сделаны величайшие открытия в науке – гелиоцентрическая система (Бруно, Коперник, Галилей, Везалий). Совершены великие географические открытия (морской путь в Индию, открытие Америки, первое кругосветное путешествие).
Титаны Возрождения”
Рис.12. “Леонардо да Винчи. Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа) 1478 год” Рис.13. “Рафаэль. Святое семейство. (Мадонна с безбородым Иосифом) Рис.14. “Собор святого Петра в Риме”
Микеланджело разработал проекты западного фасада и барабана с куполом собора святого Петра. По его проектам строительство храма велось между 1546 – 1590 гг.
Северное Возрождение Рис. 15. “Альбрехт Дюрер. Четыре всадника.”
В XV в. в Германии началась эра книгопечатания. Изобразительные гравюры на дереве появились в первые десятилетия XV в., раньше, чем первые печатные книги Иоганна Гутенберга. Молодой Дюрер создает свои первые шедевры в технике ксилографии. Серия " Апокалипсис" появилась на рубеже столетий и на переломе эпох. Ощущение надвигавшихся больших событий и перемен связывалась в умах с библейским пророчеством. Гравюра " Четыре всадника" символизировала страшные бедствия людей – войну и мор, неправедный суд и голод; сама смерть с вилами едет на " бледном коне". Железные копыта коней топчут грешников (среди них король и священник).
Основные категории Августинцы (латин. augustiniani) – один из " нищенствующих" католических орденов, принявший в XIII в. устав, ложно приписываемый св. Августину. Был создан папством в противовес францисканцам и доминиканцам. Агиография (от греч. hagios – святой и grapho – пишу) – биографии (" Жития" ) святых. Алтарь (греч. altaria, от altus – высокий) – жертвенник, возвышение для жертвоприношения. Первоначально алтари представляли собой земляную насыпь или груду камней на открытом воздухе. В Древней Греции и Риме их стали украшать барельефами и другими скульптурными изображениями. На ранней стадии христианства алтарь был столом, затем – более возвышенная часть храма, на которой совершалась бескровная жертва евхаристии. С IV в. часть храма, где находился алтарь, стала отделяться от остальной его части особой оградой или декоративной стенкой. В православной церкви название алтаря присвоено части храма, огражденной иконостасом. В католической и протестантской церквях алтарем называется стол для совершения евхаристии, в православной церкви именуемой престолом. Главный алтарь воздвигается посредине восточной стороны храма, на возвышении, а другие ставятся в боковых приделах и криптах. Реформаторская церковь вернулась к алтарю в виде простого стола ранних времен христианства. Алтарь имеет три входа-двери, завешанные особыми завесами. Центральный вход называют царскими вратами, через который могут входить только священнослужители и православный царь. Мирянам вход в алтарь через царские врата воспрещается. Баптистерий (греч. – купель) – крещальня, помещение для крещения в христианском храме. В западноевропейских странах – часто отдельное сооружение, круглое или многогранное в плане, завершающееся куполом. Бенедиктинцы (латин. Ordo santi Benedicti) – старейший из католических монашеских орденов, основанный в Монтекассино (Италия) Бенедиктом из Нурсии в 530 г. Бенедиктинский устав требовал постоянного пребывания монахов в монастыре, воздержания и послушания, предписывал физический и умственный труд. Орден сыграл большую роль в развитии католического богословия, укрепления католической церкви и папства. Ваганты (лат. vagantes – бродячие) – в средневековой Европе бродячие студенты, школяры и низшие церковные клирики (служители). XI – XII вв. – время расцвета вольнодумной, антиаскетической, антицерковной, в основном песенной, поэзии вагантов. Преследовались официальной церквью. Вышгород – внутренняя крепость, кремль, детинец в Восточной Европе Доминиканцы (позднелат. dominicani, или fratres praedicatores – братья-проповедники) – монашеский орден в католической церкви. Основан монахом Домиником и утвержден папой Гонорием III в 1216 г. В 1232 г. доминиканцам была передана инквизиция. Они вели борьбу с ересями и вольнодумством в университетах, вмешивались в борьбу городов, императоров и пап. Донжон – главная башня в средневековом укрепленном замке, служившая жилищем феодалу и последним убежищем во время осады. Замок – укрепленное жилище феодала, состоящее из одного или нескольких сооружений, в развитой форме – из двора, обнесенного стеной с башнями, главной башни (донжона), помещений для жилья, капеллы, подсобных помещений. Инквизиция (от лат. inquisitio – розыск) – в католической церкви в XIII-XIX вв. судебно-полицейское учреждение для борьбы с ересями, применявшее пытки и ведшее тайное судопроизводство. Лиц, объявлявшихся еретиками, обычно сжигали на кострах. Капелла (позднелат. captlla) – 1) католическая или англиканская часовня. Может быть небольшим, отдельно стоящим сооружением или помещением в храме (в боковом нефе, обходе хора) для молитв одной семьи, хранения реликвий и т.п.; 2) хор певчих; коллектив исполнителей-инструменталистов. Кармелиты – католический монашеский орден, основанный во второй половине XII в. в Палестине. Первоначальная резиденция на горе Кармель, отсюда название. Крипта (от лат. crypta, от греч. krypta) – в первые века христианства капелла в катакомбе, в которой погребались святые и мученики, проходили молитвенные собрания верующих. В западноевропейской церковной архитектуре особые помещения – род склепов со сводами и подпирающими их столбами или колоннами. Устраивались под алтарной, хоровой частью храмов. Служили для погребения уважаемых и знатных покойников, главным образом – для отправления богослужения и потому имевшие один или несколько алтарей. Миннезингеры (старонем. Minnesinger – певцы любви) – придворные рыцарские поэты и певцы в германских странах средневековой Европы. Орден (латин. ordo – ряд, порядок) – монашеская католическая организация с определенным уставом; католическая средневековая рыцарская организация, носящая полумонашеский характер. Трубадур (франц. troubadour, от прованс. trobador) – средневековый провансальский поэт-певец; искусство трубадуров зародилось в Провансе, достигло расцвета в XI-XIII вв.; трубадуры воспевали рыцарскую доблесть и любовь. Университет (от лат. universinas – совокупность) – высшее учебно-научное заведение, в котором ведется подготовка специалистов по фундаментальным и многим прикладным наукам, различным отраслям экономики и культуры. Первые университеты появились в XI-XII вв. в Италии, Испании, Франции, Англии. Первые университеты в России – Академический (1726-1766 гг., Петербург) и Московский (1755 г.). В 1916 г. в России было 11 университетов. Францисканцы (латин. franciscani) – члены первого нищенствующего католического ордена, основанного в Италии в 1207-1209 гг. Франциском Ассизским. С основания ордена берут начало нищенствующие ордена. Наряду с доминиканцами ведали инквизицией. Христианство – одна из мировых религий. Возникло в I тыс. н.э. в Восточной провинции Римской империи – в Палестине – как религия угнетенных. В IV в. стала государственной религией Римской империи. Имеет три основные направления: католицизм, протестантизм и православие. Общий объединяющий признак христианских вероисповеданий и сект – вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира. Главный источник вероучения – Священное писание (Библия, особенно ее вторая часть – Новый завет). Католическая и православная церкви признают семь таинств: крещение, миропомазание, причащение, исповедь, церковный брак, елеосвещение, священство (посвящение в священники). Католицизм, одно из основных направлений в христианстве, распространено в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, Польше, Венгрии, Чехии, Словакии, Литве, многих странах Латинской Америки. Разделение христианства на католическую и православную церкви произошло в 1054-1204 гг. В XVI в. от католицизма откололся протестантизм. Центр – Ватикан, глава – Папа римский. Особенности католичества: добавление в догмат о Троице (об исхождении святого духа не только от Бога-отца, но и от Бога-сына); наличие догматов о непорочном зачатии Девы Марии и ее телесном вознесении, о непорочности папы; резкое разграничение между клиром и мирянами; целибат, т.е обязательное безбрачие католического духовенства. Протестантизм (от лат. protestans, protestantis – публично доказывающий), одно из основных направлений в христианстве. Откололся в ходе Реформации XVI в. Объединяет множество самостоятельных церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др. ). Для него характерны: отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, в т.ч. в украшении церквей (кирх), отсутствие монашества, целибата. В протестантизме нет культа богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено в двум (крещение и причащение, в англиканской церкви три таинства – крещение, причащение и церковной брак). Православие, одно из главных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в 395 г. Римской империи на Западную с центром в Риме и на Восточную с центром в Византии. Богословские основы определились в Византии в IX-XI вв. Окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1054 г. В середине XVII в. от Русской православной церкви отделилась часть верующих, не признавших церковной реформы патриарха Никона 1653-1656 гг. и ставших оппозиционными или враждебными официальной православной церкви. Совокупность религиозных групп и церквей, не принявших реформ Никона, стали именовать старообрядцами, или раскольниками. Сторонники старообрядчества до 1906 г. преследовались царским правительством. Делится на несколько течений, толков и согласий. Церковь (от греч. kyriake (oikia), букв. – божий дом) – в узком смысле – здание для отправления христианского религиозного культа, имеющее помещение для молящихся и алтарь. В широком смысле – особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. Часовня – небольшая христианская культовая постройка без помещения для алтаря (в часовне читаются молитвы, но литургия не совершается). Служили памятником, ставились в городах, в деревнях, на кладбищах, на дорогах, устраивались в богатых домах. Вопросы для самоконтроля 1. Влияние религии и церкви на формирование культуры эпохи средневековья. 2. Генезис романского и готического стилей. 3. Роль городов как центров культуры средневековой Европы. 4. Гуманизм средневековья и эпохи Возрождения: общее и различия. 5. Роль, значение и последствия Реформации для развития культуры романо-германской цивилизации. 6. Итальянское и Северное Возрождение: общие черты и различия. 7. Основные стили в искусстве XVII в. 8. Значение научно-технической революции XVIII в. для развития культуры. 9. Гуманизм эпохи Просвещения. 10.Три эпохи в становлении индустриального типа цивилизации – Возрождение – Реформация – Просвещение. План семинарского занятия 1. Культура и религия в Средние века. 2. Возрождение как культурное явление. 3. Гуманизм эпохи Просвещения.
Литература 1.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1985. Вып.1. 2.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1989. Вып.2. 3.Популярная художественная энциклопедия: В 2-х т. М., 1986. 4.Силичев Д.А. Основы культурологии: Учебное пособие. М., 1997. С. 155-211; 222-234. 5.Трофимова Р.П. Загадки цивилизации: Учебное пособие – тестовый дискурс. М., 1999. С. 152-200. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 623; Нарушение авторского права страницы