Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Древнерусской письменности XI – XV вв.



Выполнялись острым металлическим или костяным стержнем (писало) на березовой коре (бересте). Впервые они были обнаружены в 1951 г. в Новгороде Великом. К концу ХХ столетия археологи нашли 1117 грамот, из них 917 – в Новгороде. Впоследствии их находили в Смоленске, Старой Руссе, Пскове, Москве и др. городах России, Белоруссии и Украины. В найденных грамотах нашла отражение преимущественно частная переписка, затрагивающая хозяйственные, бытовые, социальные вопросы, политические новости. Найденные около тысячи грамот – показатель высокого уровня грамотности населения Древней Руси, включая низшие социальные слои.

 

Рис.5. “Берестяная новгородская грамота XII в.”

Рис.6. “Владимиро-Суздальский период русско-православной цивилизации”

Рис.7. “Успенский собор во Владимире на Клязьме”

Владимирский Успенский собор был крупнейшей постройкой столицы Владимиро-Суздалького княжества, центром ее архитектурного ансамбля. Зодчие соорудили его на выгодной точке городского рельефа, и он как бы господствовал над городом и ширью окружающего ландшафта. Храм был заложен в 1158 г. одновременно с началом сооружения гигантского оборонительного пояса Владимира. В сооружении собора принимали участие мастера из всех земель, в том числе якобы иноземные пришельцы с романского Запада, присланные к князю Андрею Боголюбскому императором Фридрихом Барбароссой.

 

Рис.8. “Дворцовый комплекс в Боголюбово”

 

Важное значение для характеристики строительной деятельности домонгольской поры имеет дворцовый комплекс в Боголюбово (1158 – 1165 гг.), сохранивший до нашего времени, к сожалению, очень мало от былого великолепия. Сохранились, хотя и искаженные позднейшими переделками, лестничная башня и переход на хоры собора. Но и они дают представление об этом роскошном ансамбле в загородной резиденции Андрея Боголюбского.

Весь ансамбль воспринимался как единое целое, хотя в нем главным был собор, представлявший собой однокупольную четырехстолпную постройку. Чрезвычайно пышным и впечатляющим был интерьер храма. Своды поддерживались здесь не столбами, а колоннами. Полы были покрыты сияющими медными листами, имитировавшими золото. Драгоценное шитье, иконы и фресковая роспись усиливали впечатление нарядности интерьера. Храм был соединен с дворцом переходом, остатки которого сохранились до наших дней (так называемые лестничные башни). Двор перед собором и дворцом был выложен каменными плитами. Собор и лестничные башни составляли уравновешенную, спокойную и выразительную архитектурную композицию.

 

Рис.9. “Церковь Покрова на Нерли”

 

Храм Покрова на Нерли стоит на насыпном холме более восьми столетий, отражаясь в зеркальной глади старицы реки Клязьмы и поражая людей своим стройным членением, теневыми пятнами узких окон и порталов, отдельными деталями. Весной пойму покрывают воды разлива, которая поднимается до подножия храма. Храм принадлежит к типу небольших одноглавых четырехстолпных храмов. Над головой вошедшего как бы парил полный света купол, сферу которого занимало фресковое изображение Христа Вседержателя, окруженного архангелами и многокрылыми серафимами.

В 1784 г. мы едва не потеряли это уникальное архитектурное сооружение, когда игумен Боголюбова монастыря получил разрешение духовных наставников на разборку храма для использования камня при строительстве монастырской колокольни. К счастью, он не сошелся в цене с подрядчиками за разборку, и храм уцелел. В 1803 г. церковь получила взамен древней шлемовидной существующую луковичную главу. Были и другие переделки и потери. В частности, заменены поврежденные резные детали. К сожалению, еще в конце XIX в. старинные росписи храма были утеряны в результате " поновления".

 

Рис.10. “Чины иконостаса”

 

В целом ряде соборов и церквей Москвы (Благовещенский и Успенский в Кремле, Смоленский Новодевичьего монастыря, Покрова в Филях, Троицы в Никитниках и других) установлены иконостаса, являющиеся подлинными художественными и историческими памятниками русской культуры.

 

Рис.11. “Развитие русско-православной цивилизации в условиях складывающегося многонационального Русского государства”

Рис.12. “Успенский собор Московского Кремля”

 

Для возведения Успенского собора из Италии был приглашен Аристотель Фиораванти. Собор был возведен в честь покровительницы Русской земли Божией матери – Богородицы. Средства на строительство храма собирали со всех церквей и монастырей, бояре и купцы вклады делали сами. Собор освятили 12 августа 1479 г. В храм торжественно перенесли мощи святителя Петра и других московских митрополитов. Трехнеф­ный пятикупольный собор стал главным храмом – символом единства и могущества Российского государства, объединявшим народ и бояр, народ и бояр перед престолом Божьим, в котором священнодействовали служители культа. В недалеком прошлом церковь была началом, объединявшим Русь, и митрополит Всея Руси был как бы предшественником общерусского царя. В храме хранилась главная русская православная святыня – чудотворная икона Владимирской Божьей матери. В соборе венчались на престол все русские государи и похоронены почти все митрополиты и патриархи Русской Православной Церкви.

 

Рис.13. “Деяния митрополитов и патриархов Московских и Всея Руси” (XIV - XVII вв.)

Рис.14. “Собор Покрова Пресвятой Божьей Матери”

(Покровский собор, что на Рву) или храм Василия Блаженного

 

Взятие Казани и Астрахани было закреплено в памяти народа в 1555 – 1561 гг. русскими зодчими Бармой и Постником (возможно, это было одно и то же лицо). Под их руководством у Фроловских (Спасских) ворот Московского Кремля построен Покровский собор, что на Рву. Собор стал храмом-памятником, увековечившим знаменательное событие в жизни Руси. Храм состоит из восьми отдельных церквей, символизирующих дни решающих боев за Казань. Сооружение выполнено из кирпича, фундамент, цоколь и ряд деталей – из белого камня. Покровский собор имеет центральный храм и восемь пределов: Живоначальной Троицы, Входа в Иерусалим, Николая Великорецкого, Киприана и Иуастины, Трех патриархов Константинопольских, Варлаама Хутынского, Александра Свирского, Григория Великой Армении. В 1670-х гг. к храму пристроили шатровую колокольню.

Покровский собор был первой церковью посада, его главным храмом и вместе с тем он представлял собой как бы часть Кремля, выдвинутую в посад. Собор выступал в роли монументального сооружения, объединявшего все слои общества. Композиционная связь Покровского собора с Кремлем основывается на сходстве его башен с крепостными башнями Кремля. Видимо, сооружая Покровский собор, Иван Грозный хотел создать монументальный центр столицы. Центральный храм посада явился выражением возрастания общественных сил в жизни Московского государства в XVI в. Он возник в период реформ 50-х гг., когда складывается стройная организация поместной службы, устройство губного и земского самоуправления, происходит отмена кормлений, упорядочение частной жизни (" Домострой" ), в 1550 г. создается Судебник, после Стоглавого собора 1551 г. регламентируется церковная жизнь – вот перечень ряда принятых мер, связанных с оживлением русского общества в 50-х гг. XVI в. и возникновением тенденции к деятельности.

 

Рис.15. “Начальный лист книги " Апостол" ”

 

– первой русской печатной книги, изданной в 1564 г. на московском Печатном дворе Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем

 

Основные категории

Агиография –наука, занимающаяся изучением жизни святых.

Акафист – церковные песнопения, в которых прославляются святые.

Апсида (абсида) – выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Апсида впервые появилась в древнеримских базиликах, термах, храмах. В христианских храмах апсида – алтарный выступ, ориентированный на восток.

Боярская дума – 1) в Киевском государстве совет при князе членов старшей дружины и других близких к нему лиц; 2) в период феодальной раздробленности совет знатных вассалов при князе в великих и удельных княжествах; 3) в Русском централизованном государстве конца XV – начала XVIII в. – постоянный сословно-представительный совещательный орган аристократии при великом князе (царе), обсуждавший вопросы внешней и внутренней политики.

Глава (также маковица) – верхняя часть церкви; может иметь различную форму (в арабской архитектуре – грушевидную, армянской и грузинской – пирамидально-многогранную, в русской – луковицеобразную). Число глав над русской православной церковью имеет символическое значение: одна глава устраивалась во славу Единородного Сына Божия, три – во имя Пресвятой Троицы, пять – в честь Иисуса Христа (главу церкви) и четырех евангелистов, семь – семь таинств или семь вселенских соборов, девять – чины ангельские, тринадцать – в честь Иисуса Христа и 12 апостолов.

Иосифляне – церковно-политическое течение в Русском государстве конца XV – середины XVI в. Идеолог течения – Иосиф Волоцкий. Сторонники отстаивали незыблемость церковных догм, защищали церковно-монастырское землевладение. Иосиф Волоцкий считал, что поскольку большая часть дня монаха уходила на богослужение, вполне законно и необходимо, чтобы монастыри владели землей и селами для того, чтобы " церковную утварь создавать, святые иконы, и священные сосуды, и книги, и ризы, и братию кормить... и нищих, и странников, и путников кормить, и милостыню давать" и т.д. Он был сторонником богатого внешнего и внутреннего убранства храмов (росписи, иконы), обеспечения обители книгами и т.д.

Противоположным иосифлянам течением выступали нестяжа­тели (заволжские старцы), проповедовавшие аскетизм, уход от мира; нестяжатели выступали за отказ церкви от земельной собственности. Идеологами этого церковно-политического течения были Нил Сорский, Вассиан Патрикеев и др. Н. Сорский высказывал мысль о том, " чтобы монастыри не владели селами, а жили бы монахи по пустыням, а на жизнь зарабатывали рукоделием". Нестяжательство осуждено на церковных соборах 1503 и 1531 гг.

Исихасты (от греч. – покой, безмолвие, отрешенность) – безмолвики, молчальники. Они появились одновременно с монашеством. В IV в. в Византии возникло течение исихазм – о пути к единению человека с Богом через " очищение сердца" слезами и самососредоточение сознания, которые ведут к божественному озарению, дающему возможность человеку усовершенствоваться по подобию Божию.

Канон (греч., буквально – прямой шест) – 1) свод основных положений, правил, имеющих аксиоматический или догматический характер; 2) в широком смысле все постановления церкви, как относящиеся к вероучению, так и касающиеся устройства церкви, ее учреждений, дисциплины и религиозной жизни церковного общества, а иногда отношение к творениям отдельных отцов церкви; 3) особая группа христианских богослужебных песнопений, входящих в состав церковной службы. Состоит из 9 песен, связанных единством воспеваемого праздника или святого.

Кондак – первоначально так назывались свитки исписанного с обеих сторон пергамента, а затем данное название получили краткие православные песнопения на тему праздника или жизни святого. Кондак исполняется на утрене после третьей и шестой песен канона, а также на литургии.

Кормление – на Руси система содержания должностных лиц (наместников и волостелей) за счет местного населения. Ликвидирована земской реформой 1555–1556 гг.

Местничество – система распределения служебных мест в Русском государстве, существовавшая в XIV–XV вв., при назначении на придворную, военную и административную службу с учетом происхождения, служебного положения предков и личных заслуг. Отменено в 1682 г. царем Федором Алексеевичем.

Парсуна – условное наименование произведений русской портретной живописи XVII в. Первые парсуны, изображавшие реальных исторических лиц, техникой исполнения и образной системой мало отличались от произведений иконописи. Во второй половине XVII в. парсуны иногда писали на холсте масляными красками. Как правило, парсуны писались живописцами Оружейной палаты – С. Ушаковым, И. Максимовым, И. Безминым и др.

Патерики – в византийской аскетической литературе так назывались сборники, состоявшие или из кратких повестей о подвижниках какой-нибудь знаменитой обители, или из кратких аскетически-нравоучительных " слов" этих отцов церкви, или и тех и других.

Приказы – 1) органы централизованного управления в России с XVI до начала XVIII в., когда Петр I заменил их коллегиями; 2) местные органы дворцового управления в XVI–XVII вв.

Славяно-греко-латинская академия – Открытие школ в Заиконоспасском и Богоявленском монастырях и при Печатном дворе привело в 1687 г. к созданию Эллино-греческого училища (его еще называли Эллино-греческой академией). Со временем статус училища был поднят до академии, что стало первым опытом организации в России высшего учебного заведения. Тогда его торжественно именовали " Московские новосияющие Афины". Училище замышлялось как светское учебное заведение. Оно должно было давать широкое общее образование.

В XVII в. в академии преподавали греческий (в качестве основного), латинский, старославянский языки, богословие, " семь свободных искусств" (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка). В начале XVIII в. курс обучения расширили: начали изучать немецкий и французский языки, медицину, физику и другие дисциплины; латинский язык сделали основным, ибо латинский в то время был международным языком и языком научного общения.

В Славяно-греко-латинскую академию охотно поступали пред­ставители высшей московской знати, духовенства, купечества, посадских людей и даже крестьяне (кроме крепостных). В академии учились М.В. Ломоносов, архитектор В.И. Баженов, поэты В.К. Тре­диа­ковский и А.Д. Кантемир, известный географ и математик Л.Ф. Маг­ниц­кий, исследователь Камчатки С.П. Кра­ше­нинников и др.

В 1701 г. академия была реформирована в Славяно-латинскую, а в 1775 г. – в Славяно-греко-латинскую академию. В 1814 г. Славяно-греко-ла­тинскую академию преобразовали в Духовную академию и перевели в Троице-Сергиеву лавру.

Тропарь – церковное песнопение, выражающее сущность празднуемого и воспоминаемого священного события или отражающее главные черты жизни и деятельности прославляемого святого.

Флорентийская уния – попытка объединения церквей на соборе во Флоренции, предпринятая в 1439 г. Римским Папой Евгением IV. В соборе участвовали главы Восточных церквей. Активное участие в его созыве сыграл византийский император Иоанн VI Палеолог, искавший военной помощи Запада в борьбе с турками-османами. Акт унии подписали иерархи православной церкви, за исключением Марка Ефесского. Но вернувшись в свои епархии, большинство восточных епископов отказались от своих подписей.

Вопросы для самоконтроля

1. Разделяете ли вы точку зрения П.Я. Чаадаева на историю развития России?

2. Сформулируйте свое отношение к проблемам истории России (возникновение русской государственности, о происхождении племени " русь", являются ли славяне коренными жителями Центральной Европы, возникновение письменности у славян, достоверность " Велесовой книги" ).

3. Почему Киевская Русь приняла христианство и каково значение этого акта для будущего России?

4. Назовите памятники культуры Киевской Руси.

5. Можно ли считать культуру Киевской Руси самобытной?

6. Причины изоляции Древней Руси от Западной Европы.

7. Разделяете ли вы точку зрения русских мыслителей о менталитете русского народа?

8. Роль православной церкви в сохранении и развитии культуры Древней Руси в XII–XV вв.

9. Значение концепции " третьего Рима" для развития культуры России.

10. Два лика русской иконы XII–XV вв. Какое событие XIV в. повлияло на духовное и социальное развитие русского народа?

11. Возможны ли были Возрождение и Реформация на Руси в XV–XVI вв.?

12. Какие существовали предпосылки для реформирования России на рубеже XVII–XVIII вв.?

План семинарского занятия

1. Принятие православия и его роль для духовной жизни и культурного развития Руси.

2. Значение Куликовской битвы для развития культуры и самосознания русского народа.

3. Особенности развития древнерусской культуры XIII–XVI вв.

4. Самобытность культуры допетровской Руси в контексте мирового культурного процесса.

Литература

1. 1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. Репринтное воспроизведение издания YMCA-PRESS, 1955. М., 1990. С. 7–16.

2. 2. Ионичев Н.П. Внешние экономические связи России (IX – начало XX века): Учебное пособие. М., 2000. С. 32–94.

3. 3. Лесной С. Откуда ты, Русь? Ростов-на-Дону, 1995.

4. 4. Москва: Культурологический словарь. М., 1998.

5. 5. Силичев Д.А. Основы культурологии: Учебное пособие. М., 1997. С. 137–154.

6. 6. Трофимова Р.П. Загадки цивилизаций: Учебное пособие – тестовый дискурс. М., 1999. С. 201–230.

7. 7. Чаадаев П.Я. Сочинения. М., 1989. С. 15–34, 139–154, 237.


Поделиться:



Популярное:

  1. XIII- первая половина XV вв.
  2. Антропоцентризм итальянских гуманистов XIV-XV вв.
  3. Апологетика и патристика (III-V вв.)
  4. Артхашастра (II-III вв. н. э.)
  5. Архаический период (VIII-VI вв.до н.э.)
  6. Борьба Руси с внешней агрессией в ХIII–ХIV вв.
  7. В 1565–1571 гг. на Филиппинах обосновались испанцы и начали вводить колониальный режим на захваченных ими островах. Китайцы, поселившиеся здесь еще в X — XIII вв., восстали против колонизаторов.
  8. В войнах XV — XVI вв. развивалась тактика русского войска, что было связано с изменением его состава и структуры и появлением новых средств борьбы.
  9. Великая греческая колонизация» VIII – VI вв. до н.э. Ее причины и последствия.
  10. Великие славянские просветители Кирилл и Мефодий. Распространение славянской письменности.
  11. Вестфальская система международных отношений (XVII — первая половина XVIII вв.)
  12. Внешняя политика Цинов в середине XVII — конце XVIII вв.


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 726; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь