Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Педагогические идеи эпохи Античности
Изначально, в Древнем мире процессы обучения и воспитания не разделялись и непосредственно связывались с жизненным опытом человека: воспитателями и учителями были люди наиболее опытные и взрослые, а сам процесс воспитания, по их мнению, должен был происходить в процессе приобретения других знаний – представлений по организации деятельности. Человек, знающий, владеющий многими науками – мудрец – философ - во времена античности все это почти синонимы. Педагогика как самостоятельная дисциплина еще не возникала. Прежде всего философы задумывались над проблемой передачи следующим поколениям полезного опыта и знаний, поэтому педагогические школы того времени во многом вырастают из философских учений и способов организации общественной жизни. В Древней Греции можно выделить две школы, непосредственно занимавшиеся воспитанием молодежи: школа Сократа и спартанская школа. Школа Сократа – школа досуга, охватывает три поколения: Сократ, Платон, Аристотель. Школой досуга она называлась потому, что свободнорожденные граждане не должны были делать руками ничего, приносящего выгоду, т.е. зарабатывать на жизнь, а учить их следовало тому, как красиво провести досуг, для этого предлагались некоторые ремесла. Греческий идеал образования – математический, над входом в платоновскую академию даже висел лозунг «Не геометр да не войдет». Важно отметить что ученики всех поколений школы досуга уже имели достаточный образовательный уровень, в этой системе проходили своеобразную огранку образования перед тем как поступить в эфебию (ступень социализации, предшествующая отправлению государственных обязанностей). Средний возраст учеников школы досуга 16-18 лет. Сократ (ок. 469-399 до н.э.) справедливо считается родоначальником педагогики Древней Греции, в Афинах он был известен как крупнейший философ, прославившийся неотразимостью в споре. По роду занятий Сократ был скульптором, и в процессе обучения ваянию он разговаривал со своими многочисленными учениками, обучая их еще и искусству диалога. Философы античности вообще придавали диалогу огромное значение, считая его наиболее разумным способом нахождения правильного варианта ответа на различные вопросы. Сократ учил своих учеников мыслить логически. Являясь противником догматизма, он стремился все подвергать критическому анализу, т.е. думать, рассуждать, ничего не принимая на веру. После Сократа не осталось ни одного письменного труда, но его ученики Платон и Ксенофонт слушали и записывали обучающие диалоги Сократа. Благодаря им мы можем заключить, что главное в обучающем методе Сократа - это вопросно-ответная система, суть которой - обучение логическому мышлению. Он заставлял своего ученика последовательно развивать некоторое спорное положение, системой вопросов подразумевающих заранее прогнозируемый ответ, доводя это положение до абсурда, а затем наталкивал собеседника на правильный путь и помогал ему самому найти правильные ответы. Платон (ок. 428-347 до н.э.) после смерти своего учителя – Сократа много путешествовал, затем под влиянием общения с пифагорейцами, вернувшись в Афины, основал свою школу – академию (по имени мифического героя Академа). Платон читал лекции и написал множество сочинений в форме диалогов. Школа Платона во многом способствовала систематизации знаний в области математики и астрономии. Но в свете развития педагогики особенно важна его образовательная теория, в основе которой лежит идея о том, что восторг и познание неразделимы, познание Платон не отделяет от любви, а любовь от красоты. Памятуя о том, что «школа» в переводе с латинского – досуг, можно представить себе, что идеальный воспитательный процесс должен быть приятным во всех отношениях и полезным для обучаемых одновременно. Один из учеников Платона – Аристотель (ок. 384-322 до н.э.) – продолжил и развил его педагогические идеи. Аристотель в течение 20 лет был слушателем Платоновской академии. А затем, после смерти Платона, занимался воспитанием Александра Македонского, а после того, как его воспитанник отправился завоевывать страны и континенты, Аристотель вернулся в Афины и создал Ликей – перипатетическую школу. Обучение в Ликее проходило в свободной неформализованной обстановке: во время прогулок. Аристотель имел обыкновение, читая лекции своим ученикам, прогуливаться по берегу моря. Аристотель в своих научных и философских трактатах охватил почти все доступные для его времени отрасли знаний, внеся многое и в педагогику. Впервые в истории педагогики им была введена возрастная периодизация обучения; он рассматривал воспитание и обучение как средство укрепления могущества государства; считал, что школы должны быть государственными, а воспитание граждан одинаковым; семейное и общественное воспитание он рассматривал как две стороны одного процесса. Кроме того, являясь страстным натуралистом, Аристотель основывал свою воспитательную систему на природолюбии. Важно, что этот принцип, хотя и в преобразованном виде, дошел до наших дней. Особенное внимание Аристотель уделял нравственному воспитанию, считая, например, что из привычки сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков. Обобщая, можно сказать, что воспитание он рассматривал, как единство физического, нравственного и умственного, причем физическое воспитание должно предшествовать интеллектуальной компоненте воспитательного процесса. Таким образом, основой школы досуга можно считать свободное общение учеников и учителя в неформальной обстановке. Спартанское воспитание. О нем мы имеем представление благодаря Плутарху (ок. 46-127 гг.) – греческому писателю, известному, прежде всего, сравнительным жизнеописанием знаменитых людей Греции и Рима. Он обратил внимание, что правители Спарты уделяли большое значение рождению здоровых детей, отождествляя физическое здоровье с гражданскими и нравственными добродетелями. Рождение здоровых детей связывалось со здоровьем поколения, подчеркивалась, в связи с этим, важность физического воспитания и для девушек. Интеллектуальная компонента обучения была минимальной – обучение чтению и письму, в остальном основой спартанской школы воспитания являлись беспрекословное послушание, выносливость и наука побеждать. Основная заслуга педагогики Древней Греции в том, что она заложила основу для формирования теории и практики обучения молодежи, многое из которой, хотя и в преобразованном виде, сохранилось и в наши дни. Например, можно считать, что вопросно-ответный метод Сократа и теоретические обобщения в разных областях знания заложили основы проблемного метода обучения, а спартанская методика воспитания, в плане приучения к труду в учебном процессе, выносливости и умения побеждать в суровых условиях, недопущение роскоши для обучающихся существует и сегодня в ряде школ и вузов, в частности в Великобритании. Древний Рим, в отличие от Греции имел грамматический идеал образования. Занятия математикой здесь вытеснила другая идея – идея правового государства, гражданин которого должен был знать законы. Мусическое и гимнастическое воспитание заменили верховая езда, фехтование и плавание. Обучению в школе предшествовало семейное воспитание. Организация семьи была строго патриархальной. Отец – глава семьи в полном смысле слова владел жизнью детей. Отец же нес ответственность за воспитание детей перед общиной, при этом римляне часто брали на воспитание приемных детей, к которым относились так же как и к родным. В Древнем Риме существовала смешанная культура и школы вели обучение как на латинском, так и на греческом языках. Школьное обучение можно разделить на три ступени: элементарная, грамматическая и риторская школа. В элементарной школе учили и мальчиков и девочек. Набор предметов был небольшим: законы Рима, чтение, письмо и счет. Основная идея элементарной школы - воспитать гражданина правового государства, такого, который в состоянии изучать и соблюдать законы. Именно с этой идеей связано женское начальное образование. В грамматических школах обучали только мальчиков от 12 до 16 лет. Многие учителя повышенных школ состояли на государственной службе и их труд оплачивало государство. В Римской Империи установился устойчивый школьный канон, регламентировавший содержание образования он выделял девять основных дисциплин: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, медицину и архитектуру. Постепенно музыка и архитектура были отсеяны из числа обязательных дисциплин, что дало начало « семи свободным искусствам » - образовательному регламенту эпохи средневековья. Боэций разделил семь свободных искусств на две части: тривиум (грамматическая троица) состоял из грамматики, риторики и диалектики, а квадривиум (математическая четверица) – арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Самой высокой ступенью римского образования стали риторские школы, предназначенные для детей аристократов. Основное их назначение состояло в обучении ораторскому искусству. В риторских школах преподавали, в основном государственные деятели, так как искусство говорить красиво и убедительно считалось необходимым атрибутом правителя. Преподавателями риторских школ были Марк Тулий Цицерон, Квинтилиан и другие. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1138; Нарушение авторского права страницы