Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социально-психологический тренинг как средство преодоления одиночества



 

Психологический тренинг выступает одним из способов преодоления одиночества в межличностных отношениях. В данном разделе рассмотрим только те виды психологического тренинга, которые, на наш взгляд, отвечают данной цели.

Тренинг (от англ. train – тренировать, тренироваться) – это совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, общения и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений [112].

Психологический тренинг – это метод игрового моделирования психогенных ситуаций в целях развития психологической компетентности и формирования и совершенствование различных психологических качеств, умений и навыков у людей, включенных в эти ситуации в роли участников или зрителей [92, с.6].

Психотренинг – это специфическая форма групповой психологической работы с людьми. Его ключевая идея – использование феномена взаимовлияний участников для достижения успехов в их обучении и личностных изменениях.

Социально-психологический тренинг – натурная модель для изучения социально-психологических явлений; это практическая лаборатория для формирования коммуникативных умений, наиболее важных в том или ином виде профессиональной деятельности [50].

Согласно Л.А. Петровской, «социально-психологический тренинг – средство психологического воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения» [102, с.208].

К этим определениям Е.В. Сидоренко (2004) добавляет два существенных момента. Во-первых, в тренинге группа совместно с тренером исследует те социально-психологические явления, которые субъективно важны для участников (социально-психологические драмы). Во-вторых, тренинг – это взаимодействие, которое изменяет не только участников, но и тренера; это процесс совместного творчества, участники не только усваивают новые знания и «техники», но и создают их вместе с ним [126].

К главным особенностям тренинга относятся:

1) повышенная активность участников,

2) игровой характер,

3) обучающая направленность,

4) систематическая рефлексия,

5) групповая форма проведения [92].

Таким образом, использование психологического тренинга как способа преодоления одиночества будет сопровождаться как личностными изменениями человека, так и изменениями в сфере установления контактов с другими людьми (гармонизации межличностных отношений).

Теперь приведем краткую характеристику тренингов, которые можно использовать для преодоления и профилактики одиночества в межличностных отношениях.

Психотерапевтический тренинг способствует решению внутренних конфликтов и кризисных состояний человека. Как пишет В.В. Никандров, «чаще эти изменения трактуются как достижение «душевного равновесия», «душевного очищения (катарсиса)», «аутентичности», (соответствие способа бытия человека внутренней природе его личности, умение быть самим собой), «просветления» (расширение сферы осознания, осознание собственного совершенства)» [92, с.46].

В основе психотерапевтического тренинга лежит обращение к эмоциональной сфере человека. Посредством эмоциональных переживаний происходит устранение психотравмирующих факторов, связанных с межличностными отношениями в прошлом, настоящем и будущем, изменение мотивационной сферы, повышение эффективности социального поведения, раскрытие внутренних ресурсов и потенциалов. В психотерапевтическом тренинге в процессе общения участников доминируют взаимоотношения, а корректировка касается главным образом микросредовых связей (или представлений о них в сознании субъекта).

«Наивысшей успешностью в получении терапевтического эффекта в настоящее время отличаются такие направления в групповой работе, как психодрама (по Дж.Морено), группы встреч (по К.Роджерсу) и гештальт терапия (по Ф.Перлзу)» [92, с.47].

Психодрама – метод групповой психотерапии, представляющий собой ролевую игру, в ходе которой создаются необходимые условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для человека проблемами [112, с.583].

Группы встреч – ориентированы на оказание психологического содействия росту личности. Члены группы в процессе общения свободно выражают свои чувства и принимают чувства других, сфокусированы на поиске аутентичности и открытости во взаимоотношениях с окружающими [112, с.149].

Гештальт-терапия – подчеркивает необходимость осознания настоящего и важность эмоционального переживания. Согласно этому направлению, быть самим собою, осуществлять свое «Я», реализовывать свои потребности, наклонности, способности – это путь гармоничной, здоровой личности [112, с.105].

Следующим направлением психологической помощи одинокому человеку может выступать «тренинг личностного развития», который направлен на совершенствование личностных качеств и самопознание человека, результатом чего является оптимизация его поведения и самореализации.

В процессе тренинга «участники четче осознают собственное «Я», свое место в мире, свои потенции и возможные перспективы, прорисовывают ведущие цели своей жизни. Как правило, у них повышается уровень психологической компетентности и уверенности в себе [92, с.50].

В личностном тренинге в группе преобладают взаимоотношения над взаимодействиями. Но корректируются как микросредовые, так и макросредовые связи (или представления о них). Личностный рост трактуется как «показатель повышения социализированности личности, хорошо представляющей свою зависимость от общества и выбирающей наиболее адекватные индивидуальные способы взаимодействия с ним» [92, с.43].

Для оптимизации межличностных отношений и, как результат, преодоления и профилактики одиночества можно использовать «обучающий тренинг». Он нацелен на приобретение человеком новых знаний, развитие умений, выработку навыков в определенных областях социальной активности человека. Как отмечает В.В. Никандров, «обучающий тренинг обращается не столько к личности, сколько к ее поведению через систему умений и навыков» [92, с.52].

В обучающем тренинге выделяют два направления работы:

1) обучение общим эффективным приемам социального поведения. Это предполагает обогащение знаний, умений и навыков в области общения. Здесь совершенствуются:

● коммуникативная сторона общения – участники тренинга учатся выстраивать взаимоотношения, благоприятные для их эффективного взаимодействия, они расширяют и углубляют знания о себе, о других людях, о способах и формах общения, развивают умение своевременно и правильно передавать, расшифровывать и понимать информацию, получая навыки грамотного ведения диалога и спора, умение слушать, убеждать и понимать партнера по общению;

● перцептивная сторона общения – человек обучается быстро строить адекватный образ партнера и корректировать его в процессе дальнейшего общения, учится манере презентовать себя и разбираться в людях;

● интерактивная сторона общения – для участников проясняется возможное многообразие их ролей в общем процессе группового взаимодействия, выявляются склонности и способности к их выполнению, расширяется поведенческий репертуар через осознание эффективных и неэффективных способов взаимодействия.

2) вооружение конкретными знаниями и обучение конкретным способам социального поведения, повышающим эффективность деятельности в различных специфических сферах жизни. Это может быть в условиях какого-либо вида деятельности (профессиональной, семейной, деловой и т.п. сферах)

Следующей формой работы по профилактике и преодолению одиночества выступает «тренинг межличностных отношений», представляющий собой работу по просвещению в области различных видов межличностных отношений, а при необходимости и по их нормализации или развитию. Люди обращаются за помощью, когда отношения находятся на стадии конфронтации (открытой или скрытой), носят дисгармоничный характер, при этом люди хотят нормализовать, гармонизировать отношения. «Это желание (либо обоюдное, либо одной из сторон) может быть продиктовано обстоятельствами (например, необходимость жить или работать вместе) или соответствующими чувствами, не утратившими для их носителей своей ценности, несмотря на противостояние партнеров» [92, с.81]. В этом случае основная задача тренинга – нормализовать отношения. Когда обращаются за советом, как углубить свои отношения, тогда основная задача тренинга – развить отношения.

Просветительская задача тренинга межличностных отношений встает, когда люди хотят прояснить суть, истинность или силу своих отношений.

«Тренинги межличностных отношений реализуются в основном в форме обучающего и личностного тренингов, реже психотерапевтического» [92, с.81].

Одним из видов тренинга межличностных отношений выступает «тренинг семейных отношений», он направлен на прояснение и гармонизацию отношений в семье. Изменение взаимоотношений влечет за собой изменения во взаимодействиях членов семьи, в их позициях, ролях и статусах. Если акцент ставится на отношениях между супругами, то это – тренинг супружеских отношений, если на связь между детьми и родителями – то это тренинг детско-родительских отношений.

Как указывает В.В. Никандров, «эти тренинги представлены по большей части в обучающей форме, хотя нередко эту работу называют психотерапией семьи» [92, с.80].

Кроме описанных выше тренингов, для преодоления и профилактики одиночества в межличностных отношениях можно использовать «тренинг коммуникативной компетентности», разработанный Е.В. Сидоренко.

Коммуникативная компетентность – совокупность способностей, знаний и умений, необходимых для эффективного общения. Это такая среда, в которой партнер чувствует себя самым важным в данный момент человеком [126].

«Тренинг коммуникативной компетентности» - это совместное исследование драм человеческого взаимодействия с целью создания эффективных способов их разрешения [126, с.12]. Е.В.Сидоренко (2004) выделяет пять «драм» человеческого взаимодействия.

1. Драма слушания. Суть драмы – «слушаю, но не слышу». Ее преодоление – умение услышать другого человека.

2. Драма понимания. Суть драмы – «слышу, но не понимаю». Ее преодоление развитие умений понять другого человека.

3. Драма действия. Суть драмы – «понимаю, но сделать не могу». Ее преодоление – умение действовать соответственно своему пониманию.

4. Драма самовыражения. Суть драмы - «могу сделать сам, но сформулировать, как это делается, не могу». Ее преодоление – развитие умений выражать свои мысли и чувства.

5. Драма эмоциональности. Суть драмы – «человек понимает, что и как он должен сделать, но эмоциональность, импульсивность и непоследовательность мешают ему это сделать или мешают ему сделать именно так, как нужно». Ее преодоление – умение регулировать эмоциональное напряжение во взаимодействии с другим человеком.

Как указывает Е.В. Сидоренко (2004), «в базовом тренинге коммуникативной компетентности развиваются умения активного слушания и регуляции эмоционального напряжения. Они позволяют разрешить драму слушания, в определенной степени - драму понимания, и в некоторой степени – драму самовыражения и драму действия, но только для ситуаций общения» [126, с.68]. В ходе тренинга коммуникативной компетентности у участников развиваются умения, способствующие уважению другого человека. К ним относят:

● умение вступать в контакт,

● умение задавать вопросы,

● умение вести «малый разговор»,

● умение воодушевить партнера к прояснению его позиции, предложения и т.п.,

● умение услышать и понять то, что имел в виду партнер,

● умение воспринять и понять то, что партнер не в состоянии был выразить,

● умение передать партнеру, что его услышали и поняли,

● умение выравнивать эмоциональное напряжение в беседе.

Отметим, что овладение этими навыками будет говорить о коммуникативной компетентности человека. Чем она выше, тем меньше вероятность внести дисгармонию в межличностные отношения, тем меньше вероятность возникновения субъективного переживания одиночества.

Подводя итог сказанному, отметим, что значительную роль в преодолении одиночества играет сам человек, его желание. Психолог, психотерапевт, да и вообще другие люди могут оказать поддержку, возможно, направить человека, но преодолеть одиночество за него никто не сможет. Психологическая помощь будет заключаться в активизации внутренних ресурсов человека для того, чтобы он сам мог справиться с одиночеством. Существенную роль здесь будет играть развитие саногенного потенциала личности, повышение ее психологической устойчивости. Этому будет способствовать участие в социально-психологических тренингах, направленных как на развитие себя, своей коммуникативной компетентности, свой личностный рост, так и на гармонизацию отношений с окружающими людьми.

Теперь опишем различные рекомендации и психологические упражнения, которые можно использовать как в индивидуальной, так и групповой работе по преодолению и профилактике одиночества.

Основными целями приведенных психологических техник и рекомендаций является раскрытие, познание себя, повышение психологической устойчивости и внутренней свободы, уверенности в межличностных отношениях, а также гармонизация своих отношений с окружающим, прежде всего социальным миром.

 

Рекомендации по преодолению и профилактике возникновения одиночества

 

Перед тем как начать этот раздел, хочется привести слова Мохатмы Ганди: «Если хочешь перемену в будущем, стань этой переменой в настоящем».

Часто можно встретить такое утверждение: «Мне хорошо только в одиночестве». Это высказывание говорит либо о силе характера людей осознанно выбирающих одиночество, либо о так называемой «социофобии» (страх общения), провоцирующей внутренние конфликты.

Приведем некоторые приемы, позволяющие преодолевать это состояние.

Идти навстречу другим. Не нужно избегать людей, более того, можно взять на себя инициативу новых отношений. Сделайте первый шаг навстречу, попытайтесь установить контакт с теми, кто вам симпатичен. Помогите тому, кто просит вас о помощи. Поделитесь о чем-нибудь с окружающими (это может быть фильм, книга и т.п.).

Повернуться к внешнему миру. Чем бы ни был обусловлен страх перед другими людьми, он всегда заставляет нас чувствовать себя мишенью чужих взглядов и мнений. Чтобы перестать беспокоиться по этому поводу, нужно прежде всего не зацикливаться на себе: интересуйтесь другими людьми, задавайте им вопросы и т.п. Не торопитесь дистанцироваться, наоборот, присмотритесь к ним внимательней. Научившись ценить окружающих, вы почувствуете, что и вы для них интересны и ценны.

Если переживание одиночества является результатом социофобии, можно использовать следующие рекомендации, которые дает психотерапевт Маргарита Жамкочьян [137, с.118]:

Не подчиняйтесь своим страхам. Чрезмерные страхи, а в нашем случае это страх общения, ограничивают нашу свободу, порабощают нас. Чем больше вы им будете подчиняться, тем сильнее они будут становиться. В этом отношении Владимир Леви пишет: «Начинается одиночество с того мига, когда мы начинаем бояться одиночества» [70]. Относитесь к своему страху как к незваному, к незаконно вторгшемуся к вам гостю. Научитесь понимать, чего вы хотите (быть свободным), и чего хочет фобия (поработить вас).

Подумайте о причине своего страха (социофобии) и переходите к действиям. Всегда полезно узнать, откуда берется наш страх общения. Но посвящать все свое время поиску причин не стоит. Найдите в себе силы напрямую столкнуться с предметом вашего страха.

Научитесь расслабляться. Регулярно делайте упражнения, во время которых вы будете тренироваться принимать свой страх. Спровоцируйте, например, на воображаемый киноэкран пугающую ситуацию – приближайте и отдаляйте «изображение». Смотрите на себя со стороны, не забывая, что вы находитесь в спокойной и безопасной ситуации. Закончите «просмотр» самым рутинным для вас действием, которое вы часто делаете дома: выпейте чашку кофе или чая, начните читать и т.п.

Не прекращайте прилагать усилия. Чрезмерные страхи, как правило, говорят о повышенной эмоциональной чувствительности. Это качество позитивное, поэтому не стоит с ним безжалостно бороться. Привыкайте к пугающим ситуациям постепенно.

Одиночество достаточно тяжелое переживание человека, которое не только влияет на его внутренний мир, на отношения с окружающими, но и снижает качество жизни в целом. Одинокий человек не способен получать удовольствие от жизни.

Для преодоления этого можно сделать следующее упражнение, назовем его «Список удовольствий».

Цель упражнения – осознать, что в жизни есть много вещей и занятий, способных подарить нам наслаждение, ощутить «вкус жизни». Упражнение проходит в три этапа:

1 этап. Составьте, список всего того, чем вы занимаетесь и занимались в жизни.

2 этап. Из этого списка оставьте только то, чем вы часто занимаетесь в повседневной жизни.

3 этап. Напишите все то, чем вы хотели бы заняться в жизни, при этом помните, что это должны быть реальные дела, соответствующие вашим возможностям.

4. Проанализируйте ваши списки.

Это упражнение поможет отрефлексировать, познать себя и свою жизнь, осознать свои нереализованные возможности и желания. Упражнение стоит повторять регулярно, это связано с тем, что меняются наши вкусы, появляется новый жизненный опыт и т.п.

Как было отмечено выше, переживание одиночества напрямую связано с качеством жизни, которая начинает определяться для человека в категориях «счастливая – несчастливая». Что же представляет собой «счастливая жизнь»? Ответ на этот вопрос дает французский психотерапевт Кристоф Анри (Christophe Andre).

Счастливая жизнь – это здание, имеющее три измерения: материальное, межличностное и эмоциональное. Чтобы быть счастливым человеком, нужно уметь достигать своих целей, сохраняя хорошие отношения с людьми и свою репутацию и не жертвуя при этом внутренней гармонией [125, с.162].

Кристоф Анри (Christophe Andre) предлагает собственную программу внутренней «детоксикации» [125], которая на наш взгляд также способна помочь в преодолении одиночества.

1. Решите, что у вас все хорошо. Известный французский философ Ален (Alain) писал: «Нужно хотеть быть счастливым и прикладывать к этому усилия. Если встать в позу беспристрастного наблюдателя и держать двери распахнутыми, дожидаясь, когда в них войдет счастье, то в них войдет печаль». Всегда легче отдаться во власть несчастья – это требует от нас меньших затрат психологической энергии. А чтобы продлить благополучие, нужны усилия.

2. Не оставляйте слишком много места чувству несчастности. Постольку негативные эмоции возникают только время от времени, длятся недолго и не слишком сильно нарушают повседневную жизнь, можно было бы ожидать, что они пройдут сами собой. Однако, дав волю своим эмоциям мы продлеваем их. Несчастье питает само себя: чем больше мы ему поддаемся, тем дольше оно будет длиться. Более того, если мы отдаемся во власть несчастья, то ограниченная во времени отрицательная эмоция (в данный момент мы чувствуем себя несчастными - одинокими), постепенно перерастет в устойчивое негативное мироощущение (у меня несчастная жизнь).

3. Заботьтесь о себе, особенно если дела идут неважно. Большинство людей имеют тенденцию – «чем хуже им, тем больше они себя запускают (перестают видеться с друзьями, бросают свое хобби и т.п.), а чем больше они себя запускают, тем хуже им становится». Таким образом возникает замкнутый круг. Заняться любимым делом, когда у тебя проблемы, вовсе не самый очевидный выход из ситуации, ведь у человека пропадает к этому желание. Однако, это желание необходимо пробудить, приложив усилия. Только не стоит заблуждаться относительно конечной цели: когда нам плохо, задача приятных занятий заключается не в том, чтобы сделать нас счастливее, а в том, чтобы помешать несчастью разрастись и укорениться внутри нас.

4. Избегайте перфекционизма и не стремитесь к счастью «во что бы то ни стало». Размышляя о счастье, Густав Флобер писал: «Думал ли ты когда-нибудь, сколько слез было пролито из-за этого ужасного слова? Без него мы бы спали спокойнее и нам бы легче жилось». Поиски счастья не должны становится для нас навязчивым состоянием, а право каждого человека на счастье не должно превращаться в обязанность быть счастливым во что бы то ни стало. Ощущение несчастья, связанное с переживанием одиночества, – неотъемлемая часть человеческого существования, может иногда оказаться полезным, заставляя нас задуматься о том, правильно ли мы живем, или даже необходимым, когда побуждает нас взглянуть в лицо неприятным истинам. «Мы не можем избежать встречи с несчастьем, но в наших силах перестать этой встреч бояться и извлечь из нее пользу» [125, с.164].

5. Смакуйте мгновения счастья. Самое лучшее оружие в борьбе против одиночества – это извлекать как можно больше удовольствия из тех счастливых моментов, которые дарит нам судьба. Однако, это нелегко сделать. Современный французский философ Андре Конт-Спонвиль (Andre Conte-Sponville) говорит о том, как «невероятно трудно быть счастливым, когда у тебя все хорошо». Давайте же не будем дожидаться, пока превратности судьбы напомнят нам, что жизнь бывает прекрасна, и заставят пожалеть о том, что мы не распорядились ею лучше. Поэтому последуем самому древнему и мудрому совету философов carpe diem – лови момент; радуйся тому, что есть у тебя сегодня.

6. Размышляйте о повседневных заботах, но не зацикливайтесь на них. Чувство беспокойства (в том числе и при переживании одиночества) предназначено чтобы подать сигнал тревоги, привлечь наше внимание к проблеме; оно не является способом восприятия мира или разрешения наших проблем. Поэтому нужно воспринимать свое одиночество как проблему, требующую разрешения, а не как проклятие. В этом случае можно использовать так называемый «сократический метод», который состоит в задавании жестких вопросов о тревоге по поводу нашего одиночества:

● Что имеет отношение к фактам, а что вытекает из моей интерпретации событий или моих ожиданий?

● Помогает ли мне то, что я постоянно беспокоюсь по поводу своего одиночества и отношений с другими людьми?

● Каков мой сценарий катастрофы?

● Какова вероятность того, что она со мной произойдет?

И так далее. Метод достаточно суровый, но действенный.

7. Не культивируйте в себе враждебные эмоции. Многие наши несчастья происходят от того, что мы отводим слишком много места враждебным эмоциям. Эти эмоции очень сильны и направлены на определенных людей (злоба, горечь, ревность и т.п.). Чаще всего они развиваются потому, что мы ставим на первое место потребность доказать свою правоту («Они не правы, они должны быть наказаны»), жертвуя при этом своим желанием чувствовать себя хорошо («Я первый из-за этого страдаю, так что надо подумать, что я могу сделать полезного, а потом переключиться на другое»). В иных случаях негативные эмоции объясняются раздражением, которое мы испытываем по отношению к людскому несовершенству; эти эмоции заставляют нас смотреть на мир и его обитателей придирчиво или цинично. Кроме того, отсутствие доброжелательности часто свидетельствует о том, что человеку плохо, и всегда является источником чувства несчастности [125].

В заключение хочется привести слова известного философа М.К. Мамардашвили: «Меланхолическое состояние духа, само привлекает к себе несчастья, происходящие в мире, казалось бы независимо от состояния духа. И, наоборот, ровное расположение духа обладает тем странным и необъяснимым качеством, что оно как бы навлекает на человека удачу» [78].

В жизни бывает и так, что возникновение чувства одиночества возникает не вследствие дисгармонии отношений, а в результате разрыва отношений, которые являются значимыми для человека. Одиночество выражается в чувстве брошенности, потерянности, отчаянья и становится навязчивым бременем. Оно как незаживающая рана, грозящая гибелью.

Для преодоления этого состояния можно использовать технику «Заклинание на забывание», предложенную Владимиром Леви [70]. Она представляет собой стихотерапию в сочетании с неким подобием магического ритуала. Это двухчастное стихотворение, выстроенное в соответствии с законами действия подсознания.

Техника выполнения. Сначала нужно внимательно прочесть обе части подряд 5 или 7 раз. Хорошо бы сразу выучить наизусть.

Затем первое четверостишие своей рукой переписать на чистый лист бумаги и сверху написать в дательном падеже имя адресата – кому (имяреку, источнику боли). Листок сжечь, пепел выбросить. Затем повторять только вторую часть.

(Имяреку)

Тебя не было,

нет и не будет

никогда – никогда – никогда,

и душа твое имя забудет

навсегда – навсегда – навсегда.

*****

Тень уходит – уходит – уходит,

ее нет – ее нет – ее нет,

на свободе – свободе – свободе

только свет – свет – свет,

только свет.

 

Как отмечает В. Леви, «эта вторая часть намеренно переходит в безличное, безадресное звучание, с противопоставлением тени и света. Речь идет, конечно, о внутренней тени – тени образа, переживания. Если эта тень будет еще появляться – сначала будет, конечно, пытаясь снова сгуститься в боль, вспоминай сразу стихотворение, повторяй его мысленно или вслух, лучше только вторую часть – первая будет сама собой разуметься. И сразу почувствуешь, как тень отходит, бледнеет, как растворяется свободой и светом…» [70, с.217].

Преодоление одиночества может осуществляться с помощью более глубокого познания своего истинного «Я». Специалисты выделяют пять основных этапов, которые позволяют, заглянув внутрь себя, полнее раскрыться навстречу миру [113].

1. Примириться с прошлым. Наша личность уже содержит в себе тот выбор, который когда-то сделали наши родители и все те, с кем мы себя отождествляем. Мы не можем стать до конца самим собой, если стесняемся или боимся наследия прошлых поколений, но чтобы избавиться от этого груза, нужно время. «Быть настоящим» нелегко еще и потому, что, как говорит социолог Винсент де Гольжак (Vinsent de Gaulejac), «личность стремится стать главным действующим лицом той истории, которая ее сформировала. История, тем более наша собственная, - это повествование, то есть субъективная конструкция, включающая в том числе и наши субъективные мнения. Главное – не установить истину, а прийти к спокойному восприятию того, что мы знаем» [113, с.157].

Страх прошлого связан с несправедливостью и отрабатывается через прощение. Нужно «отпустить» свое прошлое. Часто человек тащит его за собой т.к. – выкинуть жалко. Нужно относиться к прошлому – как к факту биографии, который не обязательно тащить в настоящее (по крайней мере не все из прошлого). Часто оказывается, что человек не знает, каким способом отпускать прошлое. Однако, у каждого человека есть зоны внутреннего одиночества (В.А. Ананьев).

2. Стремиться к самореализации. Обрести себя, найти смысл жизни, реализовать себя – цель любых экзистенциальных поисков. Кризисы, проблемы, с которыми нам приходится сталкиваться, сигнализируют, в каком направлении нужно двигаться, где наши слабые места. Важно относиться к своим проблемам как к помощникам и верить в свое жизненное предназначение. Путь самореализации начинается с доверия к самому себе, к своим ощущениям, переживаниям, мечтам. Как говорит Татьяна Ребеко [113]: Чтобы приблизиться к пониманию себя, стоит поразмышлять о четырех сторонах жизни:

● талант – то, что хорошо получается;

● увлечение – чем нравится заниматься;

● необходимость – обязательства, которые приходится учитывать;

● смысл – соответствует ли работа моим убеждениям.

Анализируя применительно к себе все эти факторы, мы можем найти одну или несколько областей, в которой соединяются они все. Если это удается, то человек получает удовлетворение от совпадения желаемого и действительного, своего внутреннего мира и своей практической деятельности.

3. Работать с эмоциями. Особенно внимательно к ним нужно относиться, когда они кажутся нам неадекватными: вроде все в порядке, а нам вдруг делается грустно, или мы чувствуем необъяснимую тревогу. Как указывает Борис Шапиро: «Своим эмоциям необходимо доверять. Они гораздо точнее, чем размышления, могут объяснить нам, как мы относимся к происходящему в нашей жизни. Когда мы радуемся или грустим, удивляемся или гневаемся, наши чувства обязательно имеют причину. Нередко эмоции выражают потребности, которые мы игнорируем: быть понятым, получить признание, уважение. К эмоциям надо относиться серьезно, думать над ними как над посланием, которое следует расшифровать» [113, с.158].

4. Научиться выражать свою правду. Быть правдивым вовсе не означает говорить все подряд. Можно говорить о переживании которое видишь в другом, или о впечатлении, которое он производит на тебя. Это тоже будет правдой, но не причинит другому боли. Правдивость требует определенных усилий – как в выборе формы, так и в том, что касается смысла нашего высказывания. Надо искать такие слова, которые отражают наши мысли или состояние, уважая при этом того, кому эти слова адресованы. По форме мы должны стараться говорить о себе, а не о собеседнике, употреблять скорее «я», чем «ты». Правдивость в том, что касается наших недостатков, но не без жалости к себе и самолюбования, придает нашей личности красоту, если мы не прячем их, а пытаемся исправить.

5. Решиться на близкие отношения. Близость – это то поле, где можно найти себя, потому что она предполагает способность впустить на нашу территорию другого человека, не притворяясь и не воспринимая его как захватчика. И наоборот, мы должны решиться войти в территорию другого, чтобы принять и полюбить его таким, каков он есть. Как говорит Анна Варга: «Для того, чтобы общение действительно вело к пониманию себя и других, надо преодолеть страх осуждения и согласиться с тем, что непонимание, разочарования и недовольство – тоже близость» [113, с.159].

Для познания себя, рефлексии на свои отношения, опыт и жизнь в целом можно использовать технику заимствованную из гештальт-терапии. Для этого сделаем следующее упражнение – «Ненаправленное сознавание» [101]. Сознавание – «процесс проживания любого содержания» [101, с.44]. Следующие общие инструкции помогут организации соответствующего контекста.

1. Поддерживайте чувство актуальности – чувство, что ваше сознавание осуществляется здесь и теперь.

2. Старайтесь понимать, что это вы переживаете свой опыт: действуете, наблюдаете, страдаете, сопротивляетесь.

3. Внимательно следуйте за любым опытом – «внутренним» и «внешним», абстрактным и конкретным, обращенным в прошлое или в будущее, «желаемым», «должным», просто «наличествующим», произвольно создаваемым и спонтанно возникающим.

4. По отношению к любому переживанию проговаривайте: «Сейчас я осознаю, что…».

Это упражнение позволяет понять, что последовательность ваших мыслей, ваш опыт – прежде всего нечто само по себе существующее. Цель проговаривания фразы «сейчас я осознаю, что…» – создание возможности обратить внимание на то, что обычно не замечается и не чувствуется.

Для овладения умением «видеть» другого человека, можно делать следующую технику, обозначим ее как « Дифференцирование и объединение» [101].

Инструкция: обратите внимание на чей-нибудь голос. Как он звучит? Монотонно? Изменчиво? На высоких тонах? Резко? Скрипуче? Мелодично? Слишком тихо? Какова артикуляция, легко ли понять произносимое? Не слишком ли громко? Течет ли речь свободно, или в ней есть задержки, колебания, остановки? Форсированно? Легко? Теперь задайте себе два вопроса:

1. Какова ваша эмоциональная реакция на определенные качества этого голоса? Раздражает ли вас, что он слишком тихий, или приводит в замешательство, что оно слишком громкий, и т.п.

2. Каково, по вашему мнению, состояние говорящего? Что стоит за каждым из замеченных качеств голоса? Какой он: ноющий, угодливый, сексуальный? Сердитый? Соответствует ли тон тому, что говорится? Не пытается ли говорящий (может быть бессознательно) вызвать в вас определенную реакцию?

Отметим, что данное упражнение можно делать не только с голосом, речью, но и с чувствами, жестами и поведением в целом. Данная техника способствует овладению навыка «дифференцированной целостности» – это как бы разделение вещей и новая их реконструкция [101, с.80]. Эта процедура способствует развитию рефлексии на себя и на другого человека, способствует развитию умения «видеть, слышать, чувствовать» другого, что является одним из условий установления гармоничных отношений, способствует профилактике возможного одиночества.

В качестве одного из средств преодоления одиночества может выступать овладение навыками «целеполагания». Для этого предлагаем использовать модель ТОТЕ [6].

Цель использования данной модели – обучение умению планировать свою жизнь, ставить цели, разрабатывать стратегии их достижения. В качестве таких целей может выступать преодоление одиночества, гармонизация отношений. Как указывает В.А. Ананьев (2007), выполнение решения возможно лишь при правильно сформулированной цели. Критериями этого могут быть следующие характеристики:

● формулирование цели только в положительных (позитивных) терминах (чего я хочу, а не чего я не хочу); пример: я хочу иметь близкие отношения, а не я хочу быть не одиноким;

● точное знание достигнутого результата на уровне сенсорных ощущений (как я узнаю, что достиг цели? Что увижу, услышу, почувствую в этот момент? );

● ориентация на свои возможности (не ставится цель для окружающих, только для себя);

● улучшение и сохранение положительного опыта нынешнего состояния (достижение цели не должно ухудшать сегодняшнее состояние);

● экологическая чистота (реализация цели не должна наносить вред окружающим или самому человеку).

В.А. Ананьев (2007) указывает, что «цель должна быть: возможной (достижимой) для субъекта; практичной (глобальные цели следует разбивать на конкретно выполнимые шаги); стоящей, то есть цель должна быть необходима субъекту как таковая и в ее последствиях» [6, с.203].

Цель помогают идентифицировать следующие вопросы:

1. Чего я хочу добиться? - Результат.

2. Как я узнаю, что достиг цели? Свидетельства достижения на сенсорном уровне (что увижу, услышу, почувствую? ) – признаки.

3. Когда мне это необходимо (нежелательно)? – условия.

4. Чего мне недостает, чтобы достичь цели? – средства.

5. Что мешало мне достичь цели раньше? – ограничения.

6. Что произойдет, если я достигну (не достигну) цели? – последствия.

7. Стоит ли цель моих усилий? – ценность.

Модель ТОТЕ (с английского test-operate, test-exit означает пробую-действую, пробую-выхожу) состоит из четырех шагов.

Первый шаг: проработка цели – необходимо ясно, четко представить себе результат во всех трех модальностях (вижу, слышу, чувствую).

Второй шаг: четко и ясно осознать свидетельства достижения, признаки того, что цель достигнута. Признаки могут быть внешними или внутренними.

Третий шаг: отслеживание движения к цели (признаки, указывающие – двигаюсь ли я к цели или сбился с пути).

Четвертый шаг: коррекция (если сбился с пути к достижению цели, необходимо скорректировать действия) [6, с.203-204].


Поделиться:



Популярное:

  1. Bizz: Белье стирается вперемешку с чужим или как?
  2. Bizz: Допустим, клиент не проверил карман, а там что-то лежит, что может повредит аппарат. Как быть в такой ситуации?
  3. I AM HAPPY AS A KING (я счастлив как король)
  4. I. Какие первичные факторы контролируют нервную активность, то есть количество импульсов, передаваемых эфферентными волокнами?
  5. II. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО КАК КОМПЛЕКСНАЯ ОТРАСЛЬ
  6. III КАК РАСТУТ НА НОВОЙ ГВИНЕЕ
  7. III. Половая связь – лишь как конечное завершение глубокой всесторонней симпатии и привязанности к объекту половой любви.
  8. IV. Как узнать волю Господню.
  9. IX. Толерантность как нравственная основа социокультурной деятельности библиотекаря
  10. SWOT-анализ организации как метод выявления и предупреждения организационно-управленческих конфликтов.
  11. А как мы можем узнать, кем человек является на самом деле?
  12. А как-же мода середины 80-х годов? Какой она была?


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 1712; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.083 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь