Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Культура Казахстана в Х1Х в. (начало)
Кул-ра каз-в ост-сь до сер.XIX в. глубоко традиц-ой.Ее разруш.есть следствие вторж. Сил-х соседей и послед-их за этим полит.криз-ов, привед.к упадку хоз-ую жизнь к дальн.эконом. несостоят.коч-тва(разв-е кул-ры замедл.из-за отсут.идеалов).Россия до 70-х г. ХIXв.была озабоч.только укр-ем своего полож.в Ср.Азии и исключ.всякое кул-ое взаим-ие н-ов империи.В нач.XlXв.абсол.бол-тво каз-го насел.проживало в юртах.Особые мастера(уйши) дел-ли замеч.образцы юрт, отлич-ся как яркой крас-ой, так и бог-вом и соотв.всех частей. Нередко их напр-ли на разл.этнограф.выставки (Петербург, Москва, Париж). В разл.случ. жизни, связ-ых с частыми переездами, воен.пох-ми, с хоз-ой целесо-тью, употребл.более упрощ.типы юрт: кос, жолама уй, абылайша, ит арка и т.д.Рус.прав-во в бол-ом кол-ве приобр.юрты для нужд армии (особенно в годы перв.мир.в-ны).Появл.зим-к вXIX в.- порожд.переходного пер-да и связ.с обостривш.проб-ми землевлад. и переходом к оседл. «Кыстау»-зим.жил-е каз.XIX в.-это разнообр.стр-ия, завис.от клим-их и естест.- ист-их усл-ий, а также ст-ни эконом.благосост.вл-ца. В гор.р-ах его строили из камня и дерева, в степ. части - из дерна и камня, в сев.-чаще из дерева, на юге-из саманного кирпича. Окна дел-сь на потолке, или на противополож.к выходной двери стенке, дверь выход.во двор. Кыстау обычно сост.из 2х комнат.Вплотную к жилищу пристраив.хоз-ые сооруж. В понятие кыстау входит и близлеж.тер-ия, строго летом охр-ая от потравы.В одежде каз.XIX в, набл. влияние изм-ся усл-ий общ-ой жизни, сил-е возд-ие татар.кул-ры.Если в нач.века все еще предпоч.ткани среднеаз.произв-ва из шелка, бархата, атласа и ос-но дурня (полушелк), -то в конце века все больше проник.ткани рус-го фабр-го произв-ва.Мног.ф-мы архаичной одежды каз.-саптама(сапоги с длин-ми голенищами), саукеле (гол.убор невесты), айыр калпак (островерхие шапки мужчин) пост-но вых-ят из употребл.О нек-ых изм-ях в жанрах нар-ой поэз.писал Ч. Валиханов, среда, к-ая рожд.жыр (речитатив) уходит в прошлое. Окруж.каз.степи сетью воен.укр-ий, ростовщичество и капит-ая экспл-ция, пораж.ряда круп. Вос-ий - все эти соб-ия, всколых-ие каз.жизнь, породили в каз.поэз.пессимист.напр-ие, изв-ое под назв.-Зар заман.Яркими представ.данного напр-ия были Шортанбай Канайулы, Мурат Монкеулы, Дулат Бабатайулы, Абубакир Кердеры. В XIX в. в каз.лит-ре были шир. представ.темы и сюжеты из луч-х образцов класс-ой лит-ры Востока.Книж.поэтыXIX в. получ.обр-ие в медресе Бухары, Ташкента и Самарканда, где обуч.вост.яз-ам, лит-ре и ист-ии.В кон.XIX в. «касса», «хикаят», «дастаны» были распр-ны оч.широко.Заметное продвиж.в деле просвещ.произ.после реф-м 60-х гг. XIX в. В 70-х гг. XIX века в Акмол-ой и Семи-ой обл.действ.десятки низших школ, открыв.гимназии, появ.библ-ки и т.д. То же самое набл.во всех ост-ых обл.Каз-на.Знамен-ой вехой в этом проц.можно считать откр-ие женских гимназий в обл.ц-ах, уч-их семинарий, передвиж.аул.школ.Нач.с сер.XIX в., в рез-те усил.ислама наиб.распр-ой формой обуч.в Каз-не стали аул.мусул.школы.Корни популяр.ислама св-ны с усил.кол-ции, неудач.адм.-тер-ых реформ, обнищ.масс, обезземел.и морал.потряс-ями.Сост-ые родители напр.детей для продолж. обр-ия в медресе Бухары, Самарканда, Хивы, Ташкента. Там также уч-сь на араб.языке, изуч.средневековую араб.философию. В медресе обуч. ист-и, геогр., матем., ряду др.наук, языкам, в том числе стали обуч.и рус-му языку.Разв-ие нов.сист.обр-ия в Каз-не связано с откр-ем школ с рус.яз-ом обуч.в Омске, Оренбурге, Семи-ске, Уральске и др.г-ах. Превращ. крепостей и городов постепенно в центры торг.связей со Ср.Азией и Вост.Турк-ом потребовало созд.спец.уч.заведений по подготовке «толмачей» (переводчиков).В 1789 г. в каз.степи была откр.«Азиатская школа», к-ая гот-ла перевод.и писарей из числа имущих слоев кор-го насел.Выпуск.школы, изучив монгол., маньчжурский, кит-ий, перс-ий и др.яз-ки народов Азии, сост.1-е группы квал-ых спец-тов. Отк-ые в1813г. в Омске и в1825г.в Оренбурге воен.уч-ща стали гот.чин-ков для рос-ой правящей адм-ции. Они были преобр.в 1847г. в Сиб-ий кадетский корпус и в1844г. в Оренбургский Неплюевский кадетский корпус.
Культура Казахстана в Х1Х в. (продолжение) В1841г. школу с обуч.на рус.и татар.языках открыл в Букеевской Орде хан Жангир. Школа при поддержке оренбург.губ-ра не только ставила целью дать знания каз.молодежи, но гот-ла преданных кол-ой адм-ции служащих для хана и Оренб.губ-кой канцелярии. В 1850г.при Оренб.погран.ком-сии откр-сь школы, в к-ых каз.знания дав-сь на рус.языке. Откр-ие подобных уч.зав-ий было новым явл-ем, обогатив.культ.процесс, влиявшим на упрочение каз.-рус.связей.В деле гос-го обр-ия учитыв.в осн.интересы империи. В 1 пол.XIXв.среди замеч. представ.рус.культуры, уделяв.вн-ие жизни и ист.каз.народа, почетное место заним. В. И. Даль.Будучи в1833–1841гг. при оренб.воен.губ-ре чин-ком особых поруч., он собрал записи и образцы уст.тв-ва тюркоязычных н-дов.В1839–1840гг. участв.в хив-ком походе рус.войск.В1836–1838гг выразил сочув.рук-ям вос-ия Исатаю Тайман-улы и Махамбету Отемис-улы.В. И. Даль написал ряд произв., среди них повесть «Бикей и Мауляна», в к-ой опис.жизнь каз.Оренб.края.Одно из напр-ий тв-тва вел-го рус.поэта А.С.Пушкина было связ.с Оренб.краем.В1833 г. для сбора материал.о пугач-ом вос-ии он побыв.в одном из центров тогдашнего Каз-на Оренбурге.Здесь А.С.Пушкин знаком.с жизнью аз-их племен, каз.В«Ист-ии Пугач.бунта» имеют.его набл.и сужд., приведены сведения об уч-ии в крестьянской войне каз-ов, о близ.целей вос-их с интерес.каз.В«Ист-ии Пугачева» обращ. вним.на племенные орды(каз.), коч-их в междуречье Волги и Яика.В Уральске А.С.Пушкин запис.поэму«Козы-Корпеш-Баян-Сулу».Пребыв.вел-го поэта в Оренб.и Урал.краях, его произв.«Капитан.дочка», «Пугач.бунт» усил.интерес общ-ти и передовых демократич. кругов к жизни и ист.каз., башкир и др.народов Востока.В30–40-хгг.XIXв.нач.нов.этап в изуч.Каз-на.изв-ое знач.для науки " имели эксп-ции1848–1849гг.Г.С.Карелина на берег Касп-го моря и капитан-лейтенанта А.Бутакова к Арал.морю. Они изуч.б-га Сыр-и, уточн.глуб.Арал.моря и впад-ей в него Сыр-и, сост.карты.Путеш-ки Е.П.Ковалевский, Н. А. Северцев, П.И.Небольсин и др.заним.изуч.быта и ист.каз., их материал.кул-ры, обознач. Мест-ей на топограф.картах, иссл.прир.бог-ва края. В иссл-ии каз.степи ведущую роль игр.организ.Русским географ.общ-вом эксп-ции.Видные рус.уч-е А.Левшин, Э.Мейер, И. Завалишин и др.ист-ки-этнографы, иссл.жизнь каз.народа, опублик.спец.труды. Ос-но огр.е познав.знач.имело обобщ.трехтом.иссл.А.Левшина «Опис.киргиз казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей».Нач.сбор и системат.арх.и др.данных о Каз-не и каз.народе.С прин.каз.рос.подданства науч.изуч.края прочно вошло в круг деят-ти центр.гос-ых стр-р и разл.отрядов иссл-ей.В Каз-не слож., хотя и разрозн., сеть науч.учр-ий. Одни из них функ-ли за счет гос.ассигнований, др.появ.благодаря стар-ям энтузиастов. Сближ.и взаимопроник.культур России и каз.н-да обогат.в конеч.счете общечел-ую цив-цию откр-ми, ид-ми и им-ми.Общ-ие с передовыми представ.рос.науки способств.становл.Ч. Вал-ва как уч.мир.ур-ня.Мног.рус.иссл-ли соз-ли свои фунда-ые труды на основе мат-ов каз. фольклора, музыки, уст.историографии, этнографии. Алтынсарин (1841-89) каз.педагог-просвет., писатель, фольклорист. Полож.начало светскому образованию каз.народа. Автор 1х каз. учебников: «Казахская хрестоматия», «Начальное руко-вод. к обуч-ю казахов рус.яз-у», автор басен и рассказов, и переводовТолстого, Крылова. Созд. варианты алфавита на осн.рус.графики для записи каз.текстов. Открыл 4 2хклассных русско—каз.училища, 1 ремес.уч-ще, 1 жен.уч-ще, 5 волост.школ, и 1 учител.школу в Троицке. С 1887г инспектор школ Тург.обл. Уалиханов каз.учёный, историк, этнограф, фольклорист, путешеств., просветитель, офицер Ген.штаба Рос.армии.Правнук Абылай хана.Учился в Омском кадет.кор-пусе.Путешествие в закрытую для посещ.Кашгарию. По итогам экспедиции он написал отчет «О состоянии Алтышара, или шести восточных городов Китайской провинции Нан Лу». Его труды: «Дневник поездки на Иссык-Куль», «Записки о кырг.», «Очерки Джунгарии», «Манас». Абай (1845-1904) казахский поэт, философ, композитор, просветитель, мыслитель, обществ. деятель, основоположник казахской письменной литературы и её первый классик. Учился в медресе в Семипал., но остав. учебу, потому что отец хот.приуч.его к управ. родом. В 40 лет издает первые стихи. Абаем создано около 170 стихотворений и 56 переводов, написаны поэмы, «Слова назидания». Он переводил Крылова, Лермонтова, Пушкина, Гёте и Байрона.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы