Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Организация и проведение подвижной игры



Воспитательная, оздоровительная и образовательная ценность игры во многом зависит от руководства ею. Методика обучения подвижным играм основывается на общих закономерностях процесса обучения. Ее эффективность тесно связана с реализацией дидактических принципов, таких как:

v строить процесс обучения следует при активном участии в нем учеников, на базе осознания ими ценности занятия играми для их всестороннего развития(принцип сознательности и активности);

v использовать разнообразные формы наглядности для лучшего восприятия изучаемых упражнений(принцип наглядности);

v обеспечивать доступность предлагаемых физических, координационных и психических нагрузок каждому ученику (принцип доступности);

v создавать четкую систему занятий и обеспечивать преемственность в усвоении материала (принцип систематичности);

v повышать требования к ученикам, прочно закреплять усвоенное на занятиях (принцип прочности).

 

Практическая деятельность руководителя игры складывается из следующих элементов:

 

1. Основные задачи руководителя:

Включая в содержание занятий игру, руководитель должен учесть: основные задачи занятий, характер изучаемого учебного материала, подготовленность, возраст и количество занимающихся, а также место проведения и наличие соответствующего инвентаря и оборудования. От руководителя, прежде всего зависит результат игры. Руководителем планируется система игр, которые должны быть пройдены в определенный период времени, а сам процесс обучения всегда носит воспитывающий характер. Для закрепления изученного материала важно повторить эти игры и систематически варьировать их. Игру следует проводить после того, как двигательное действие или движение изучено и усвоено занимающимися.

2. Выбор и организация игры:

Выбор игр зависит от педагогических задач, поставленных перед занятиями. Конкретные задачи урока определяются местом урока в системе занятий, характером нагрузки учащихся в течение дня, направленностью занятий и их содержанием. При этом существенное значение имеет подготовленность занимающихся (физическая, техническая, организационная и др.), а также место проведения игры. Усложнение игровых заданий, правил связано с постановкой новых задач на последующие уроки. Закрепление навыков посредством усложнения должно осуществляться постепенно. В зависимости от задач урока и других условий в игру можно включать различные действия (бег, прыжки, метание, преодоление препятствий, лазание и др.). Большой и разнообразный арсенал двигательных действий, включаемых в игру, позволяет применять эти игры в любом возрасте, на занятиях любой направленности - легкоатлетической, игровой, гимнастической, и т.д. Игры можно применять в каждой из трех частей урока: подготовительной, основной, заключительной.

Для повышения интереса занимающихся к выполнению общеразвивающих, подводящих и специальных упражнений, следует шире применять игровой метод.

В подготовительной части урока проводятся игры, в которые включаются уже знакомые (изученные) действия.

В основной части занятия игры обычно даются после изучения или повторения учебного материала, а также для проверки его усвоения. На их проведение отводится 5-10 минут.

Игры применяются и в заключительной части урока. Это, как правило, игры малой подвижности предназначенные для развития внимания, на расслабление и поддержание положительного эмоционального настроя.

По окончании игры с большой физической или эмоциональной нагрузкой, нужно сразу же переходить на ходьбу или медленный бег, и только после того, как возбуждение прошло, остановить занимающихся и подвести итоги игры. Прежде чем объявить команду-победительницу, руководитель опрашивает помощников по судейству, и комментирует их замечания. Победа присуждается с учетом штрафных очков, полученных командами за нарушение правил.

3. Подготовка к проведению игры:

Она складывается из двух важных этапов: подготовка и составление плана проведения игры; подбор инвентаря и способов размещения игроков. Прежде чем проводить игру, следует продумать и подготовить все что для этого необходимо. В первую очередь следует разработать конспект занятий, подготовить место для игры (зал, площадка, поляна, лес), инвентарь (мячи, скакалки, мешочки, флажки, обручи и т.п.), учесть организованность и подготовленность занимающихся. Особенно важно предусмотреть удобную и быструю расстановку команд. Она должна быть такой, чтобы ход и результат игровых действий был виден всем игрокам. Правильное размещение играющих и выбор места руководителем имеет весьма существенное значение для предупреждения сложных непредвиденных ситуаций. Учет возможных ситуаций в игре - одно из условий решения образовательных и воспитательных задач в занятии. Следует создавать такие условия, которые обеспечивают соблюдение правил игры.

4. Основные правила игры:

К основным правилам игр относятся:

1) начало по сигналу руководителя;

2) очередной игрок в команде может приступить к выполнению задания только после того, как ему передадут эстафету или наступит его очередь;

3) выполнять задание обусловленным способом;

4) обегать ориентиры на поворотах;

5) при уроне переносимого инвентаря (мяч, скакалка, булава и т.д.) нужно остановиться, поднять предмет, а затем продолжать движение;

6) не мешать выполнять задание игрокам другой команды.

Показав содержание игры, руководитель напоминает основные правила и дает сигнал к началу. В играх могут принимать участие несколько команд. Для облегчения судейства руководитель привлекает помощников из числа учащихся, которые следят за правильностью выполнения действий каждым участником команд. Все игроки должны стремиться как можно быстрее и точнее выполнить игровое задание и принести своей команде победу.

Важным условием проведения игры и поддержания интереса к ней является правильное деление участников на команды с тем, чтобы они были примерно равными по силам.

В практике известны следующие способы деления участников игры на команды:

■ лично руководителем, когда он хорошо знает силы играющих;

■ перестроением в движении (налево по два-три-четыре);

■ по расчету в строю на месте (игроки рассчитываются на первый-второй-третий - три команды), в зависимости от числа играющих;

■ по выбору капитанов команд, когда играющие предварительно сговариваются парами, а капитаны их выбирают;

■ по назначению капитанов, которые по очереди выбирают себе игроков, вызывая их из строя;

■ по сформированным заранее учителем постоянным составам команд, играющим несколько занятий подряд.

При проведении игры необходимо соблюдать следующие условия:

- двигательные задания выполняются каждым игроком, не пропуская ни одного;

- при построении в колонну впереди стоят игроки меньшего роста (желательно строить в шеренги);

- выполнение игровых заданий исключает различные помехи, травмы и пр.;

- количество мальчиков и девочек в командах должно быть

одинаковым (в противном случае в команде, у которой меньшее количество играющих, наиболее сильный игрок выполняет игровое задание дважды);

- игра-эстафета заканчивается тогда, когда во главе колонны окажется тот же игрок, который выходил на старт первым.

- командам начисляются поощрительные очки за быстроту и точность завершения игры и штрафные - за допущенные неточности и ошибки.

5. Выбор водящих:

Во многих играх основным персонажем является водящий. Его активность, изобретательность часто определяют ход игры. В младшем школьном возрасте каждый стремиться быть водящим. Особенно велика роль водящего в самодеятельных играх, которые дети затевают без участия взрослых. Руководитель, организуя с детьми игру, в которой многое зависит от водящего, может назначить его сам. Водящего могут избрать играющие, при этом руководитель должен сказать им какими качествами должен обладать водящий (кто хорошо бегает, кто не пропустит мяч, кто самый ловкий и т.п.). Водящий может быть победителем предыдущей игры. В играх, где водящим может стать любой, тем более что в процессе игры он будет часто меняться, прибегают к считалке. Сам процесс считалки является для детей игрой. Считалки всегда бывают рифмовыми, иногда их придумывают сами дети, но чаще они используют те, которые специально написаны. Процедура выбора водящего считалкой не одинакова. Иногда кто-нибудь читает забавный стишок и, произнося каждое слово, указывает на участников, стоящих в кругу. Тот из детей, на кого выпадет последнее слово, идет водить. Например: «Я пойду куплю дуду! Я на улицу пойду. Громче, дудочка, дуди, Мы играем, ты води! » При малом количестве участников игрок, на которого пришлось последнее слово, выходит из круга, а расчет производится с начала. Считают до тех пор, пока останется один участник, который и становится водящим. Например: «Жили-были сто ребят, Сто хороших малышат, Все садились за обед, Все съедали сто котлет, А потом ложились спать, Начинай считать опять! »

Приведем еще несколько считалок: «Тара-тара-тара-ра! Вышли в поле трактора! Стали пашню боронить, Нам бежать, тебе водить! » «Пчелы в поле полетели, Зажужжали, загудели, Сели пчелы на цветы, Мы играем, - водишь ты.

6. Как объяснить игру:

Объяснение игры проводится лишь после размещения занимающихся на исходной позиции, что облегчает лучшее понимание игры участниками и ее организацию. Объяснение игры следует сопровождать показом, чтобы у играющих не возникали лишние вопросы.

При объяснении игр всегда необходимо придерживаться следующей схемы:

♦ назвать игру (желательно указать, с какой целью она проводится) и дать название командам;

♦ объяснить и показать содержание основных двигательных действий и расположение играющих на площадке;

♦ кратко объяснить ход игры и направления движения игроков (желательно сопровождать показом);

♦ поставить перед играющими цель игры (определение победителя);

♦ объяснить основные правила игры (указать, за что будут начисляться штрафные очки).

Объяснять игру нужно кратко и ясно, с тем, чтобы вызвать к ней интерес и сосредоточить внимание играющих на точном выполнении двигательных действий, на соблюдении правил.

7. Инвентарь для игры:

Для многих игр нужен различный инвентарь: мячи, булавы, обручи, скакалки, эстафетные палочки, мешочки с песком, флажки разного цвета, веревки различной длины и толщины, ленточки, гимнастические палки, городки, кубики, дощечки, кольца и т.п. Несложный инвентарь, который можно частично приобрести в магазине, а большинство легко изготовить в школьных мастерских силами учащихся старших классов, родителями, шефами.

В отдельных играх некоторым участникам приходится завязывать глаза. Обычно для этого используют колпаки или повязки. Колпаки можно склеить из цветной бумаги, они должны быть такого размера, чтобы полностью закрывали лицо. Если же в играх используются повязки, то всякий раз, когда повязка переходит от одного игрока к другому, под нее подкладывают чистый лист бумаги.

8. Руководство процессом игры:

Обязанность руководителя - умело управлять ходом игры, вовремя ее закончить и правильно подвести итоги. Прежде всего руководитель должен комментировать процесс игры, учить (по ходу) выполнению игровых заданий (делать замечание по качеству выполнения упражнений, следить за поведением занимающихся, соблюдением правил и т.д.). Воспитание выдержки, настойчивости в достижении цели, коллективизма - важная забота руководителя игры. Руководитель представляет максимум инициативы участникам игры и вместе с тем остается беспристрастным судьей. Игру следует проводить так, чтобы ее участники сами следили за точным выполнением правил и игровых заданий.

9. Регулирование физических нагрузок в игре:

Важной методической особенностью руководства игрой является ее дозирование и завершение.

Изменения и регулирование нагрузки в играх проводится следующими приемами:

- изменением дистанции для перебежек;

- изменением количества повторений игровых заданий;

- упрощением или усложнением отдельных правил;

- изменением двигательных заданий;

- изменением размеров площадки или количества инвентаря, » препятствий и т.п.

После первой попытки руководитель должен подвести краткий итог и указать, какие команды действовали правильно, кто из играющих нарушил правила, объявить команду, выигравшую первую попытку. После окончания игры нужно построить участников в колонну, дать небольшую пробежку, переходящую в ходьбу. После этого подвести итог игры.

Кроме результата проведенной игры руководителю необходимо оценивать в действиях детей следующие моменты:

1) знание правил и умение их применять в игре;

2) умение целесообразно действовать в зависимости от игровой ситуации;

3) умение использовать в игре знакомые, ранее изученные двигательные действия;

4) творчество в игре.

Нельзя допускать проявления недисциплинированного поведения играющих (выкрики, споры, несогласие с решением и результатом и т.п.). Следует добиваться сознательного выполнения игровых правил, уважения соперника, ответственности перед коллективом за свои действия и поступки. Нужно стимулировать положительные стремления детей и не допускать проявления ложного самолюбия, превосходство над другими, зазнайство. Чрезмерное внимание и опека к отдельным ребятам позволяют им подчас поверить в свою исключительность, превосходство и непогрешимость.

10. Окончание игры:

Сигналы для начала и окончания игры могут быть звуковые (свисток, команда голосом, хлопок) и зрительные (взмах флажком, рукой). В процессе игры их лучше чередовать. В результате высокой эмоциональности, играющие не могут контролировать свое состояние, что ведет к возникновению перевозбуждения и утомления. При появлении усталости (пассивность, потеря точности, срыв в поведении и т.п.) необходимо снизить нагрузку. Завершать игру следует при появлении первых признаков снижения интереса, т.е. заканчивать игру нужно своевременно. К этому моменту все поставленные цели должны быть достигнуты. Об окончании игры желательно предупреждать игроков словами: «Последний раз! », «Осталось одно задание! » и т.п. Окончание игры должно вызвать у занимающихся ожидание следующего урока. Очень важно, чтобы в уроке игры правильно сочетались с другими упражнениями. Поэтому, продумывая содержание урока, руководитель должен не только определить соответствие игры данной части урока, но и найти ей место среди других упражнений.

11. Подведение итогов игры:

При подведении итогов игры важно учитывать не только быстроту, но и качество исполнения двигательных действий. При определении результата игры большое воспитательное значение имеет четкое выявление ошибок. При этом следует приучать занимающихся, а также судей к разбору итогов игры. Это повышает сознательную дисциплину и интерес к занятиям физическими упражнениями.

В тех играх, где возможны нарушения правил или критерием оценки является качество исполнения, следует ввести штрафные очки. Бывают случаи, когда количество ошибок у каждой команды подсчитано, а руководитель затрудняется определить победителя. Поэтому при системе штрафных очков нужно заранее установить их значимость и довести ее до сведения участников. Там, где в игру введен сюжет, рекомендуется ее окончание подводить под соответствующий сюжет игры: в игре «Гуси-лебеди» по окончанию лебеди разлетелись по своим домам до новых встреч и т.п. Результат игры должен определяться просто и понятно. Подсчет очков и определение победителя должны быть наглядными. Игру заканчивают организованно, с объявлением результатов, а после небольшого отдыха проводят разбор игры с выявлением ошибок и недостатков. Необходимо отметить лучших водящих и судей, обратив внимание на нарушение дисциплины.

Современная жизнь требует от занимающихся всесторонней физической подготовленности, равномерного развития физических качеств. Это достигается развитием силы и выносливости, повышению скорости движений, достижением высокого уровня развития ловкости и гибкости.

Подвижные игры аккумулируют многие двигательные действия. Ни одну из игр нельзя рассматривать как средство развития какого-то одного качества в чистом виде. В играх с элементами силовой борьбы, как правило, незримо присутствуют и развиваются качества выносливости и ловкости. Без этого не мыслимо персональное и коллективное единоборство.

Наблюдая за игрой, руководитель систематически изучает личность ребенка и корректирует его поведение. Также, наблюдая за играющими, необходимо интересоваться не только тем, как учащиеся проявляют себя в игре, но и тем, почему они так поступают, каковы мотивы их поступков. Поведение играющих не всегда регулируется правилами. Поступки играющих в большинстве случаев зависят от сложившихся в их жизни установок, взаимоотношений и навыков в поведении. Правила только в некоторой мере могут быть мотивами для действий детей. Руководитель должен это учитывать и направлять действия играющих.

Следует поддерживать стремления учащихся к оказанию взаимопомощи. Уместно назвать действия ученика, только что выручившего своего партнера, как поступок достойный для подражания. Тщательно продумывая содержание игры и методику её проведения, руководитель должен создавать такие условия, которые способствуют установлению нормальных взаимоотношений в коллективе.

 

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 1566; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь